Научная статья на тему 'Квалификация медицинских и фармацевтических кадров - гарантия качественной медицинской и лекарственной помощи населению'

Квалификация медицинских и фармацевтических кадров - гарантия качественной медицинской и лекарственной помощи населению Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1141
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КАДРЫ / АТТЕСТАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ / НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / MEDICAL MANPOWER / MEDICINAL MANPOWER / CERTIFICATION / QUALIFYING CATEGORY / NOMENCLATURE OF SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Путинцева Алеся Сергеевна, Бреднева Н. Д., Угрюмова Т. А.

Качественная медицинская и лекарственная помощь населению является важнейшей составной частью современной системы здравоохранения и напрямую зависят от кадровых ресурсов. Изучен исторический опыт аттестации медицинских и фармацевтических кадров. Проведен сравнительный анализ законодательной и нормативной базы, регламентирующей порядок аттестации медицинских и фармацевтических кадров, анализ результатов работы аттестационной комиссии департамента здравоохранения Тюменской области за 2009-2013 г. Выявлены причины отсутствия у специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием квалификационных категорий, и определены мотивационные факторы. При изучении исторического опыта аттестации медицинских и фармацевтических кадров установили, что система аттестации формировалась и совершенствовалось поэтапно. На каждом этапе развития системы менялись требования к контингенту допускаемых, профессиональному стажу специалистов. Менялись и форма аттестации, и количество квалификационных категорий, а также сроки их действия. Результаты анализа уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников в Тюменской области показал и наиболее благоприятную ситуацию с квалификацией кадров в сфере медицинской деятельности. В сфере фармацевтической деятельности незначительный процент специалистов имеют квалификационные категории. Одной из основных причин низкой активности в процедуре аттестации на квалификационную категорию провизоров и фармацевтов является отсутствие системы мотивации в основной массе аптечных организаций. В результате проведенного анализа сделано заключение о необходимости разработки в аптечных организациях системы мотивации, включающей материальное стимулирование и возможность карьерного роста. Все это должно найти отражение в соответствующем положении по аптечной организации или в виде внесения соответствующих изменений в коллективный договор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Путинцева Алеся Сергеевна, Бреднева Н. Д., Угрюмова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The workmanship of medical and pharmaceutical personnel as a guarantee of quality medical and medicinal care to population

The quality medical and medicinal care to population is the most important component of actual health care system and directly depends on manpower resources. The historical experience of certification of medical and medicinal personnel is examined. The comparative analysis of legislative and normative base regulating procedure of certification of medical and medicinal personnel was implemented. The analysis offunctioning of certification commission of ahealth department of the Tyumen oblast in 2009-2013 was realized. The causes of absence of certification categories among specialists with higher and secondary medicinal education were established. The corresponding motivation factors were determined. The analysis of historical experience of certification medical and medicinal personnel established that system of certification formed and developed in step-by-step way. The requirements to contingent of accepted personnel and professional seniority of specialists changed at every stage of development of the system. The form of certification, number of certification categories and periods of their validity changed too. The analysis of level of competence of medical and medicinal personnel in the Tyumen oblast established the the most benevolent situation with personnel certification in the field of medical activities. In the sphere of medicinal activities insignificant percentage of specialists have certification categories. The absence of system of motivation in basic mass of drugstore organizations is one of the main causes of low activities in the procedure of certification for qualifying category of pharmacologist and druggist. The analysis permitted making a conclusion concerning the necessity to develop in drugstore organizations a system of motivation including stimulating remuneration and possibility of making a career. All these derivations and conclusions are to be reflected in corresponding Regulations of drugstore organization or by way of inserting corresponding alterations into collective agreement.

Текст научной работы на тему «Квалификация медицинских и фармацевтических кадров - гарантия качественной медицинской и лекарственной помощи населению»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015

УДК 614.2:616-082-051

ПУТИНЦЕВА А.С., БРЕДНЕВА Н.Д., УГРЮМОВА Т.А.

Квалификация медицинских и фармацевтических кадров — гарантия качественной медицинской и лекарственной помощи населению

ГБОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Минздрава России,

625023, г. Тюмень

Качественная медицинская и лекарственная помощь населению является важнейшей составной частью современной системы здравоохранения и напрямую зависят от кадровых ресурсов. Изучен исторический опыт аттестации медицинских и фармацевтических кадров. Проведен сравнительный анализ законодательной и нормативной базы, регламентирующей порядок аттестации медицинских и фармацевтических кадров, анализ результатов работы аттестационной комиссии департамента здравоохранения Тюменской области за 2009—2013 г. Выявлены причины отсутствия у специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием квалификационных категорий, и определены мотивационные факторы. При изучении исторического опыта аттестации медицинских и фармацевтических кадров установили, что система аттестации формировалась и совершенствовалось поэтапно. На каждом этапе развития системы менялись требования к контингенту допускаемых, профессиональному стажу специалистов. Менялись и форма аттестации, и количество квалификационных категорий, а также сроки их действия. Результаты анализа уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников в Тюменской области показал и наиболее благоприятную ситуацию с квалификацией кадров в сфере медицинской деятельности. В сфере фармацевтической деятельности незначительный процент специалистов имеют квалификационные категории. Одной из основных причин низкой активности в процедуре аттестации на квалификационную категорию провизоров и фармацевтов является отсутствие системы мотивации в основной массе аптечных организаций. В результате проведенного анализа сделано заключение о необходимости разработки в аптечных организациях системы мотивации, включающей материальное стимулирование и возможность карьерного роста. Все это должно найти отражение в соответствующем положении по аптечной организации или в виде внесения соответствующих изменений в коллективный договор.

Ключевые слова: медицинские кадры; фармацевтические кадры; аттестация; квалификационная категория; номенклатура специальностей.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59(2): 8—13.

Putintseva A. S., Bredneva N.D., Ugryumova T.A.

THE WORKMANSHIP OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL PERSONNEL AS A GUARANTEE OF QUALITY MEDICAL AND MEDICINAL CARE TO POPULATION

The Tyumen state medical academy of Ministry of Health of Russia, 625023, Tyumen, Russia

The quality medical and medicinal care to population is the most important component of actual health care system and directly depends on manpower resources. The historical experience of certification of medical and medicinal personnel is examined. The comparative analysis of legislative and normative base regulating procedure of certification of medical and medicinal personnel was implemented. The analysis offunctioning of certification commission of a- health department of the Tyumen oblast in 2009-2013 was realized. The causes of absence of certification categories among specialists with higher and secondary medicinal education were established. The corresponding motivation factors were determined. The analysis of historical experience of certification medical and medicinal personnel established that system of certification formed and developed in step-by-step way. The requirements to contingent of accepted personnel and professional seniority of specialists changed at every stage of development of the system. The form of certification, number of certification categories and periods of their validity changed too. The analysis of level of competence of medical and medicinal personnel in the Tyumen oblast established the the most benevolent situation with personnel certification in the field of medical activities. In the sphere of medicinal activities insignificant percentage of specialists have certification categories. The absence of system of motivation in basic mass of drugstore organizations is one of the main causes of low activities in the procedure of certification for qualifying category of pharmacologist and druggist. The analysis permitted making a conclusion concerning the necessity to develop in drugstore organizations a system of motivation including stimulating remuneration and possibility of making a career. All these derivations and conclusions are to be reflected in corresponding Regulations of drugstore organization or by way of inserting corresponding alterations into collective agreement.

Key words: medical manpower; medicinal manpower; certification; qualifying category; nomenclature of specialties.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59(2): 8—13. (in Russ.)

Для корреспонденции: Путинцева Алеся Сергеевна, ассистент каф. фармации; e-mail: farm87@inbox.ru For correspondence: Alesya Putintseva, assistant Professor of pharmacy; e-mail: farm87@inbox.ru

Лекарственное обеспечение населения — приоритетное направление государственной политики в системе здравоохранения. Качество лекарственного обеспечения зависит от квалификации фармацевтических кадров. Аттестация является одним из механизмов государственного контроля за качеством подготовки, использования и расстановки специалистов [1]. В РФ существуют единая система подготовки медицинских и фармацевтических кадров и право на прохождение аттестации для получения квалификационной категории в соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и федеральный законом РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Понятие «аттестация медицинских (фармацевтических) кадров» отсутствует в федеральном законодательстве [2, 3], а также в других нормативных документах, регламентирующих порядок получения квалификационных категорий специалистами системы здравоохранения. Аттестация (от фр. слова attestation или лат. слова attestatio — свидетельство, подтверждение) — определение уровня квалификации врача-специалиста в соответствии с его теоретической и практической подготовкой, проводимое специальной комиссией при отделе здравоохранения; по результатам аттестации врачу присваивают соответствующую квалификационную категорию [4]. Аттестация медицинских и фармацевтических кадров является важной задачей здравоохранения. За последние годы резко снизился уровень аттестованных специалистов среди работников аптечных организаций в сравнении с таковыми среди медицинских работников, для которых аттестация для получения квалификационной категории по-прежнему остается актуальна. Выявление причин существенного различия в отношении к проблеме повышения квалификации этих профессиональных групп вызвал интерес и послужил причиной к изучению данной темы.

Задачи исследования — изучить исторический опыт аттестации медицинских и фармацевтических кадров; провести сравнительный анализ законодательной и нормативной базы, регламентирующей порядок аттестации медицинских и фармацевтических кадров; провести анализ результатов работы аттестационной комиссии департамента здравоохранения Тюменской области за 2009—2013 г.; провести анкетирование провизоров и фармацевтов с целью выявления причин отсутствия квалификационных категорий и мотивационных факторов.

1960-е годы • Добровольная аттестация только для врачей; • две квалификационные категории (высшая, первая) без сроков действия

1970-е годы • Впервые введена добровольная аттестация для провизоров; ■ три квалификационные категории (высшая, первая, вторая) без сроков действия

1980-е годы • Введение обязательной аттестации по определению практических навыков и умений (для специалистов не имеющих квалификационную категорию); • три квалификационные категории (высшая, первая, вторая) со сроком действия 5 лет

1990-е годы ■ Добровольная аттестация медицинских и фармацевтических кадров; • три квалификационные категории (высшая, первая, вторая) со сроком действия 5 лет

Рис. 1. Этапы исторического опыта аттестации на квалификационную категорию медицинских и фармацевтических кадров.

Материалы и методы

Объектами исследования стали нормативно-правовые акты, региональный сегмент Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, материалы социологических исследований провизоров и фармацевтов аптечных организаций Тюменской области. При выполнении работы применяли следующие методы: анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, статистический метод, метод сравнения и структурный анализ. Результаты обрабатывали с помощью современных математических методов и компьютерных технологий.

Результаты и обсуждение

Мы провели анализ нормативных документов, регламентирующих порядок аттестации медицинских и фармацевтических кадров, с целью обобщения исторического опыта и сравнительного анализа (рис. 1). Уже с 1970 г. аттестация являлась важной формой стимулирования квалификации медицинских и фармацевтических работников, способствовала более равномерной расстановке и улучшению использования специалистов здравоохранения и как следствие повышению качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи населению. Начиная с 1965 г. аттестация врачей-специалистов проводилась в соответствии приказами Минздрава СССР от 05.11.1964 г. № 590, от 10.07.1967 г. № 471 и Положением об аттестации врачей-специалистов, утвержденным 04.11.1964 г. Минздравом СССР и Центральным комитетом (ЦК) профсоюза медицинских работников по двум квалификационным категориям — высшей и первой. Повышение должностного оклада врачам, которым в порядке аттестации была присвоена квалификационная категория, производилось в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 г. № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население». Значение аттестации врачей-специалистов все более возрастало. Сложившаяся в то время в стране система совершенствования знаний врачей пополнилось новой формой специализации — одногодичной интернатурой. Опыт работы по проведению аттестации, изменение системы подготовки врачей и специализации привели к необходимости внесения изменений и дополнений в действующее тогда Положение об аттестации. Это привело к появлению нового приказа Минздрава СССР от 14.07. 1970 г. № 472 «Об аттестации врачей-специалистов», который предусматривал аттестацию уже по трем квалификационным категориям (вторая, первая, высшая). Наличие высшей квалификационной категории обеспечивало специалистам руководство крупной медицинской организацией и должность в качестве главного специалиста Минздрава союзной и автономной республики, краевого, областного отделов здравоохранения. Получить высшую квалификационную категорию имели право специалисты со стажем работы по специальности не менее 10 лет. Наличие первой квалификационной категории обеспечивало

специалистам руководство отделением медицинской организации и должность в качестве главного специалиста городского и районного отдела здравоохранения. Получить первую квалификационную категорию имели право специалисты со стажем работы по специальности не менее семи лет. Вторую квалификационную категорию присваивали врачам со стажем по специальности не менее пяти лет. При проведении аттестации учитывали наличие квалификационной категории, прохождение аспирантуры, ординатуры, курсов усовершенствования, наличие научно-практических работ, изобретений, выступлений с научно-практическими докладами на врачебных конференциях, научных обществах, съездах и в печати. Этим же приказом была утверждена номенклатура специальностей, по которым проводилась аттестация. Данный приказ не предусматривал сроки действия квалификационных категорий. Постоянному росту квалификации и развитию творческой инициативы медицинских кадров способствовало дальнейшее совершенствование системы аттестации врачей. Приказ Минздрава СССР от 17.12.1981 г. № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей» предусматривал уже два типа аттестации: обязательную (аттестация по определению знаний и практических навыков) и добровольную (аттестация на присвоение квалификационной категории). Обязательную аттестацию должны были пройти врачи, не имеющие квалификационной категории, она проводилась на основании экспертизы характеристики, представленной аттестуемым. На каждого врача, подлежащего аттестации, руководитель учреждения совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской (если аттестуемый являлся членом ВЛКСМ) организациями составлял характеристику, в которой подробно отражались качественные и количественные показатели его работы, уровень теоретической и практической подготовки, систематическое повышение профессиональных знаний, моральные качества, участие в социалистическом соревновании и общественной жизни. На основании представленной характеристики в отсутствие специалиста аттестационная комиссия могла принять три решения: «соответствует занимаемой должности»; «соответствует занимаемой должности при обязательном выполнении рекомендаций комиссии с аттестацией через год», «не соответствует занимаемой должности». С учетом заключения аттестационной комиссии о несоответствии врача занимаемой должности его приглашали на заседание комиссии, проводили с ним собеседование и заслушивали его сообщение о проведенной работе за последний год. После принятия окончательного решения о несоответствии врача занимаемой должности руководитель учреждения здравоохранения в течение 2 мес после аттестации был обязан принять решение о переводе специалиста на другую работу. Данный приказ впервые устанавливал срок действия квалификационных категорий — пять лет. Самым первым нормативным документом, регламентирующим порядок аттестации фармацевтических кадров, стало «Положение об аттестации провизоров-специалистов, работающих в системе здравоохранения», утвержденное постановлением президиума ЦК профсоюзов медицинских работников от 8.10.1975 г. и приказом Минздрава СССР от 22.01.1976 г. № 72. Требования к аттестации провизоров-специалистов и врачей-специалистов практически не отличались (см. таблицу). Практически ничего нового в аттестацию провизоров не внес следующий приказ Минздрава СССР от 30.05.1983 г.

№ 650 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации провизоров». С принятием федерального закона от 22.07.1993 г. № 5487-1-ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» изменился порядок допуска специалистов к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью (наличие диплома и сертификата специалиста). Порядок сертификации специалистов предусматривал обязательную сдачу сертификационного экзамена с оценкой практических навыков в соответствии с занимаемой должностью. Это привело к отмене обязательной аттестации (по определению практических навыков и умений) у врачей и провизоров. С этого времени аттестация стала носить добровольный характер. Все эти моменты нашли отражения в приказе Минздрава от 16.02.1995 г. № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ». Этот приказ впервые объединил порядок аттестации врачей и провизоров и впервые установил номенклатуру провизорских специальностей, пересмотрев номенклатуру врачебных специальностей, и установил аттестацию в соответствии с ней. Прохождение курсов повышения квалификации стало обязательным требованием к аттестуемым. Изменилась и форма аттестации (см. таблицу), она стала проводиться в виде экзамена (тестирование, собеседование) с обязательным предоставлением отчета о работе за последние три года. Первичная аттестация на квалификационную категорию, аттестация на присвоение более высокой квалификационной категории проходили с приглашением специалиста на заседание аттестационной комиссии. Подтверждение второй и первой квалификационных категорий могло проводиться заочно. В отдельных случаях специалисту с учетом его высокой теоретической и практической подготовки по избранной специальности, хороших показателей в работе могла быть присвоена более высокая квалификационная категория без предъявления требований к стажу работы. Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук и занятым на лечебно-профилактической работе в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских и учебных заведениях, заочно могла быть присвоена высшая квалификационная категория по соответствующей специальности на основании представления руководителя учреждения, в котором работает доктор медицинских наук. С утверждением данного приказа у специалистов появилась возможность получать квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой должности. Кроме того, квалификационную категорию могли получить не только провизоры, рабо-

%

Ц Провизоры ^ Фармацевты

Рис. 2. Наличие (в %) квалификационных категорий у фармацевтических кадров Тюменской области. 1 — высшая категория; 2 — первая; 3 — вторая; 4 — без категории.

в

и г

я Е

С г

О 00

а « а

к О

©

Рч

3

И 00

я о

с §

© ф

Рч ^

СО VI

и

Я 9

& 40

С н

СЬ "О

о 40

о ¡ц о

СО 00

5 сл

й О Я о & т С

Рн г^ О (8 £ со £

з ^

м о

12 Н

& н

С °

Рч

О

о о

со

я &

я

к 3 „

« г

г к и

о ~

я Ё я

!Я о

Я 8 к * §

£ о ° к 3 я

г & °

к к

3 2

4 а

я К

е к

° я

^ в

а ч _

п 2 ^

К

Н .

я Ч

и и

Я Р

а д

—г ^

3 а

с I

о £

2

О ^ 1 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 и >5 «

^ а о Зз

И Е о 3 ^

о Я У Й 2

нч Н К СП &

8 я я ян

§ ч я 2

3 я о ^ я 5 а & 2 ° 5 К 3 &

о 2 ^ 14

я ~

я ©

Й Й

а Н

X ы

о и

° >Й я ю Й ^ а О

ч

8 д „

Ч ¡5 и к

8 5 я я

& й й я

я 2 « §

НОН

г о ¡2 (5

Я Й Й ю

я 8 ^ Й

а о о

л а

я Я

© «

. я

а

а

9

И

И

а о

£ и

Я я & Я

Я н Ч я

и и

2 Я

«

8 г а а

Я Й о

а

я я

я к

5 а

■в !§ =Я

& я

° о и

В я °

й К и

а я я

я Э я

Я1 Я Н

2 Ч я

5 ё

н о о я

^ я Я Ч

^ и Я ^

- н ^ и Ч ж тт 2Й я

м

§ °

Я са к а О Я ¡3 £ | я

и ЕТ _ „ Я" К О О

¡V м ^ к с о Я 2 к

^ Я н X и ^ о

га ^ и м & ^

ч *

я

н

а о

а я

я ^ е

а ¡2 3 =3 я

о я о я я

сп ^ X Я д

Я й й и с,

я Я Ь Ь Я

^^ §

С я ^ я н

н и н я ^

ч ^

г-

§ 3

а я и я ¿1

о а и о н

т с и

о а я

3 л

й М

^ и

я т

т

а

о

и

Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н -(3 а

м й

я а н

а

о

« я

Я к

п 8

а * §

¡3 5 8 я

га

Й =я

ч я

й Я и Я

Я Я а й

Я О я &

^ « 5В

8 Ц

! I

а и и

га а

о

о а я

я

я

X

я -

и

о

и

Я

я

и

а я

л

я

я я й я о а я

и

т

о О

и

§ я

-&=я Я я ^ а

й р п ^

^

о Й

я х

я я а

ч и о а О

Я

я

о 5

Я Я к

^ я ф

и о я

« о Ч

8 йи

Я ^ я

Й И и

2 « я Я

я и

а и

н ч

ю

о я о

я я ч

- ^ о =я

^ ^ я 2

я я

Я ^ 1

а © т "

2 ¡5 я 3

& а

тающ е в аптечных учрежден ях, но все специалисты, имеющие право на занятие фармацевтической деятельностью (см. таблицу). До 1995 г. порядок аттестац средн х мед ц н-ск х фармацевт ческ х работн ков был разделен нормативными документами, а приказ М нздрава мед ц нской промышленност РФ от 23.05.1995 г. № 131 «Об утверждении положения об аттестации средних медицинских и

фармацевтических работников» их впервые объединил. Приказ Минздрава РФ от 09.08.2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационной категории» уже распространялся на всех специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, работающим в системе здравоохранения. Приказ не изменил порядок аттестации специалистов, за исключением лишь того, что получение второй квалификационной категории стало возможным при стаже работы не менее трех лет (см. таблицу). Последующие нормативные документы также не внесли существенных изменений в порядок аттестации специалистов [5]. Действующим нормативным документом является приказ Минздрава РФ от 23.04. 2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения аттестации медицинскими и фармацевтическими работниками для получения квалификационной категории». Аттестацию на квалификационную категорию могут пройти специалисты с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, осуществляющие фармацевтическую деятельность. Аттестация проводится по специальностям, предусмотренным действующей номенклатурой специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование. Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям (втора, первая и высшая) один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории РФ. Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории. При аттестации оценивают теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена, который включает экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста, тестовый контроль знаний и собеседование [6].

Результаты анализа регионального сегмента Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников муниципальных и государственных учреждений здравоохранения показал, что в Тюменской области в системе обязательного медицинского страхования работают 15 667 специалистов с высшим и средним медицинским образованием. Из них 87,5% специалистов имеют квалификационную категорию. Согласно реестру лицензий аптечных организаций, имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность на террито-

Фармацевты

Медицинские работники со среднем оброзованием

Провизоры Врачи

0,62 0,57

I 74,68 " 74,67

1,24 01

□ 2012 г. Н 2013 г.

Рис. 3. Соотношение (в %) количества специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, прошедших аттестацию на квалификацион ную категорию в Тюменской области за 2012—2013 гг.

рии Тюменской области, лекарственным обеспечением населения занимаются 428 аптечных организаций. Среди фармацевтических специалистов только 38% имеют квалификационные категории. Среди провизоров высшую квалификационную категорию имеют 13,3% специалистов, первую — 20,17%, вторую — 7,3%, а среди специалистов со средним фармацевтическим образованием — соответственно 16,77, 16,77, 1,2% (рис. 2). Однако все провизоры и фармацевты аптечных организаций, являющихся структурными подразделениями медицинских организаций, имеют квалификационные категории. Тем не менее на территории Тюменской области есть аптечные сети, в которых более 64% специалистов имеют квалификационные категории. Такой высокий процент обусловлен мотивационной системой, предусмотренной в коллективных договорах данных аптечных организаций.

При анализе результатов работы аттестационной комиссии департамента здравоохранения Тюменской области установили, что соотношение специалистов со средним фармацевтическим и средним медицинским образованием, прошедших аттестацию, составило 1:130 в 2012 г. и 1:120 в 2013 г., а соотношение провизоров и врачей — соответственно составило 1:23 и 1:19 (рис. 3). Результаты анализа численности провизоров, имеющих квалификационную категорию за последние пять лет в динамике, показали тенденцию к снижению активности к получению квалификационной категории (рис. 4).

Согласно результатам анкетирования провизоров и фармацевтов аптечных организаций Тюменской области, основными причинами отказа в получении квалификационной категории у фармацевтических специалистов являются отсутствие системы мотивации в аптечной организации (58%); отсутствие личной заинтересованности (15%); несовершенство существующей системы мотивации в некоторых аптечных организациях (14%) (рис. 5). Основным мотивирующим фактором в получении квалификационной категории у фармацевтических специалистов является материальное стимулирование

30,04

25,32

18,88

ш р ш

„ 1

1 2 3

Рис. 4. Динамика (в %) количества провизоров, прошедших аттестацию на квалификационную категорию в Тюменской области за 2009—2013 гг. 1 — 2009 г.; 2 — 2010 г; 3 — 2011 г.; 4 — 2012 г; 5 — 2013 г.

(43%) (рис. 6).

С целью активизации аттестации на квалификационную категорию департамент здравоохранения Тюменской области принял решение о включении в состав областной аттестационной комиссии департамента здравоохранения Тюменской области по аттестации специалистов, работающих в системе здравоохранения, членов территориального управления российской общественной фармацевтической организации «РОСФАРМА», сотрудников профильных кафедр фармацевтического факультета и кафедры фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Тюменской государственной медицинской академии, а также руководителей аптечных организаций. План заседания аттестационной комиссии согласовывается с учебным планом курсов повышения квалификации. На вступительной конференции до слушателей доводят информацию о целесообразности и порядке прохождения аттестации для получения квалификационной категории. Во время обучения специалистам предоставляется возможность подготовить отчет на квалификационную категорию. Основное содержание отчета обсуждается на конференции по обмену опытом, результаты проведенного анализа публикуются в ежегодном сборнике материалов научно-практической конференции. Сотрудники кафедры фармации разработали учебно-методические рекомендации по подготовке отчета к аттестации на квалификационную категорию, а также тестовые программы для оценки теоретической подготовки специалиста. Это позволило повысить активность фармацевтических ра-

Рис.

0 Отсутствие системы мотивации Щ Несовервенство системы мотивации |=| Отсутствие личной заинтересованности И Отсутствие свободного времени Другие причины

5. Причины (в %) отсутствия квалификационной категории у провизоров и фармацевтов в Тюменской области.

Материальное стимулирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карьерный рост

Самоутверждение

Престиж

Другие

Рис. 6. Мотивационные факторы (в %) для получения квалификационной категории у фармацевтических специалистов в Тюменской области.

ботников в получении квалификационных категорий, о чем свидетельствуют результаты проведенного анализа. Так, численность провизоров, прошедших аттестацию на квалификационную категории, по сравнению с таковой в 2012 г. была превышена на 2% в 2013 г. и на 13% за 6 мес 2014 г.

Заключение

При изучении исторического опыта аттестации медицинских и фармацевтических кадров установили, что система аттестации формировалась и совершенствовалось поэтапно. На каждом этапе развития этой системы менялись требования к контингенту допускаемых, профессиональному стажу специалистов, форме аттестации. Менялись и форма аттестации, и количество квалификационных категорий, а также сроки их действия. Результаты анализа уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников в Тюменской области показали, что наиболее благоприятная ситуация с квалификацией кадров сложилась в сфере медицинской деятельности, где 87,5% специалистов имеют квалификационные категории. В сфере фармацевтической деятельности только 38% специалистов имеют квалификационные категории. Высокая активность медицинских работников в получении квалификационных категорий с годами не меняется. Основная причина низкого уровня аттестованных специалистов среди фармацевтических работников связана с разгосударствлением юридических лиц, имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность, ввиду этого утеряна сформировавшаяся система мотивации, и она полностью возложена на работодателей. Со стороны территориального органа управления здравоохранением, при котором сформирована областная аттестационная комиссия департамента здравоохранения Тюменской области по аттестации специалистов, работающих в системе здравоохранения, и профессионального фармацевтического сообщества не предпринималось должных усилий по сохранению высокой квалификации фармацевтических работников. В решении данного вопроса проблемы заинтересованы органы управления здравоохранением, предоставляющие соответствующие гарантии населению и осуществляющие контроль за их исполнением, руководители аптек, для которых подтвержденный уровень квалификации кадров является конкурентным преимуществом, и сами работники, которые должны получать материальные и имиджевые преференции. Анкетирование фармацевтических специалистов позволило нам установить причины низкой активности провизоров и фармацевтов в получении квалификационных категорий. Одной из основных причин является отсутствие системы мотивации (58%) в основной массе аптечных организаций. Таким образом, разработка необходима в аптечных организациях системы мотивации специалистов и оптимизации совместной работы профессиональных сообществ и

органов управления здравоохранением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алова Н.Н. Подготовка и использование фармацевтических кадров (XIX-XX-XXI) на примере Санкт-Петербурга: Дис. ... канд. фарм. наук. — СПб., 2004.

2. Российская Федерация. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.10. №61-ФЗ (с изм.). [Электронный ресурс]. Консультант плюс. Версия Проф: Справ. -проф.-сист. М.; 2014

3. Российская Федерация. Об охране здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.11 2011. № З23-Ф3 (с изм.). [Электронный ресурс]. Консультант плюс. Версия Проф: Справ. -проф.-сист. М.; 2014

4. Петровкий Б.В. Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3 т. М.: Советская энциклопедия; 1982; т. 1.

5. Российская Федерация. Минздравсоцразвития России. О порядке получения квалификационной категории медицинскими и фармацевтическими работниками: Приказ Минздрав-соцразвития Российской Федерации от 25.07.2011 № 808н. [Электронный ресурс]. Консультант плюс. Версия Проф: Справ. -проф.-сист. М.; 2014

6. Российская Федерация. Минздрав России. О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории: Приказ Минздрава Российской Федерации от 23.04.2013 № 240н. [Электронный ресурс]. Консультант плюс. Версия Проф: Справ.-проф.-сист. М.; 2014.

REFERENCES

1. Alova N.N. Preparation and use of pharmaceutical personnel (XIX-XX-XXI) by the example of St. Petersburg: Diss. St. Petersburg; 2004. (in Russian)

2. Russian Federation. On Circulation of Medicines: Federal law of Russian Federation from 12.04.10. Number 61-FZ (as Amended). [Electronic Resource]. Konsul'tant plyus. Versiya Prof: Sprav.-prof.-sist. Moscow; 2014. (in Russian)

3. Russian Federation. On the basis of health protection in the Russian Federation: Federal law of Russian Federation from 21.11.11 2011. № 323-FZ (as amended). [Electronic resource]. Konsul'tant plyus. Versiya Prof: Sprav.-prof.-sist. Moscow; 2014. (in Russian)

4. Petrovskiy B.V. Encyclopedic dictionary of medical terms: in 3 volumes. Moscow: Sovetskaya entsyklopediya; 1982; vol. 1. (in Russian)

5. Russian Federation. Health Ministry of Russia. On the Order of Receipt of Qualifying Category of Medical and Pharmaceutical Workers: Order of the Health Ministry of Russian Federation from 25.07.2011 № 808n. [Electronic Resource]. Konsul'tant plyus. Versiya Prof: Sprav.-prof.-sist. Moscow; 2014. (in Russian)

6. Russian Federation. Russian Ministry of Health. On the Order and Timing of the Passage of Health Care Professionals and Pharmaceutical Workers Qualifying for Certification Categories: Order of the Ministry of Health of Russian Federation from 23.04.2013 № 240n [Electronic Resource]. Konsul'tant plyus. Versiya Prof: Sprav.-prof.-sist. Moscow; 2014. (in Russian)

Поступила (received) 22.05.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.