Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости модернизация системы подготовки и переподготовки фармацевтических кадров'

К вопросу о необходимости модернизация системы подготовки и переподготовки фармацевтических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИКА / ОБУЧЕНИЕ ФАРМАЦЕВТОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Д.В.

В последние годы стремительно развивается отечественный фармацевтический сектор, что, в свою очередь, требует постоянного повышения качества профессиональной подготовки работников в этой сфере деятельности. Знание и практическое использование современных форм управления фармацевтическими кадрами являются важным фактором повышения качества организации фармацевтической помощи. Важным направлением в системе профессионализации управления аптечного предприятия являются мероприятия, направленные на исследования деятельности персонала, а также мотивацию и стимулирование кадров. Актуальны вопросы, касающиеся состояния и перспективных направлений развития фармацевтического образования, улучшения материально-технической базы высших учебных заведений (ВУЗ) и кафедр, готовящих специалистов для фармацевтических предприятий, расширения научно-практического направления их деятельности, совершенствования учебно-методологического процесса профильных учебных заведений. Ведь высокий уровень образования будущих специалистов является успешным для развития фармацевтической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеренко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости модернизация системы подготовки и переподготовки фармацевтических кадров»

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. с. 42

5. Чучалин А.И., Епихин А.В., Муратова Е.А. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ. Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 13-19.

6. Методические рекомендации по формированию ФОС. ФГБОУ ВПО «Национальный Исследовательский Томский политехнический университет». Томск. 2012. с. 62.

7. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? Instructional Design: Implementation Issues. Eds. Education Center, 1992.

8. Писарева С.А. Оценочная система как инструмент экспертизы в образовании. Проблема человека в педагогических исследованиях: Сборник научных статей Всероссийского симпозиума молодых ученых 26-28 апреля 2017 года. Ред. Совет: Писарева С.А., Гладкая И.В. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И Герцена. 2017. С. 56-61.

9. Чандра М.Ю. Применение кейс-метода на итоговой аттестации выпускников вуза. Проблемы современной науки и образования. 2016. № 33 (75). С. 86-89.

10. Байкина Е. А. Роль фонда оценочных средств в образовательном процессе вуза. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-12. С. 13-18.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003. №5. С.34-42.

12. Wolf, D., Bixby, J., Glenn III, J., & Gardner, H. (1991). To use their minds well: Investigating new forms of student assessment. Review of Research in Education. № 17. Р. 31-74.

13. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара. 2007. с. 194.

14. Baartman, L. K. J. Assessing the assessment: Development and use of quality criteria for Competence Assessment Programmes. Doctoral Dissertation, HU University of Applied Sciences Utrecht. Utrecht. 2008. Р. 32 - 37.

УДК 614.23

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРОВ

Нестеренко Д.В., 2018 Северо-Кавказский Федеральный университет, аспирант, Ставрополь

Аннотация: в последние годы стремительно развивается отечественный фармацевтический сектор, что, в свою очередь, требует постоянного повышения качества профессиональной подготовки работников в этой сфере деятельности. Знание и практическое использование современных форм управления фармацевтическими кадрами являются важным фактором повышения качества организации фармацевтической помощи. Важным направлением в системе профессионализации управления аптечного предприятия являются мероприятия, направленные на исследования деятельности персонала, а также мотивацию и стимулирование кадров. Актуальны вопросы, касающиеся состояния и перспективных направлений развития фармацевтического образования, улучшения материально-технической базы высших учебных заведений (ВУЗ) и кафедр, готовящих специалистов для фармацевтических предприятий, расширения научно-практического направления их деятельности, совершенствования учебно-методологического процесса профильных учебных заведений. Ведь высокий уровень образования будущих специалистов является успешным для развития фармацевтической отрасли.

Ключевые слова: фармацевтика, обучение фармацевтов, образование, качество образования, фармацевтические кадры

TO THE QUESTION OF NECESSITY MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF PREPARATION AND RETRAINING OF PHARMACEUTICAL STAFF

Nesterenko D.V., 2018 North-Caucasian Federal University, graduate student, Stavropol

Abstract: in recent years, the domestic pharmaceutical sector is rapidly developing, which, in turn, requires constant improvement of the quality of professional training of employees in this field of activity. Knowledge and practical use of modern forms of management of pharmaceutical personnel are an important factor in improving the quality of pharmaceutical assistance. An important direction in the system of professional management of the pharmacy enterprise are activities aimed at researching the activities of personnel, as well as motivation and stimulation of personnel. The issues concerning the state and perspective directions of development of pharmaceutical education, improvement of the material and technical base of higher education institutions and departments, preparing specialists for pharmaceutical enterprises, expanding the scientific and practical direction of their activities, improving the educational and methodological process of profile educational institutions are topical. After all, the high level of education of future specialists is successful for the development of the pharmaceutical industry.

Key words: pharmaceutics, training of pharmacists, education, quality of education, pharmaceutical

staff.

Начало негативных тенденций и минимизации формирования полноценных потребностей кадровых ресурсов фармации (КРФ), прежде всего, гарантированных условий социально-бытового направления, правового статуса и рационального их распределения по реальным потребностям и использования берет начало еще в прошлом веке.

Кроме лишения перечня государственных гарантий бесплатного обучения в системе до- и последипломного образования, социально-бытовых льгот, стабильности в заработной плате следует добавить:

- невозможность использования ранее единой «универсальной» профессии (специальности) -провизора в результате дробления на отдельные руководящие провизорские должности, в том числе провизор клинический, провизор-аналитик, менеджер-технолог по изготовлению лекарств т.п. и невозможность их «взаимоконвертации» [4];

- отсутствие нормативно упорядоченных факторов государственных гарантийных условий в реализации конституционных прав на последипломное обучение персонала предприятий по созданию и производству лекарственных средств по фармацевтической должности [21];

- почти непреодолимые препятствия для фармацевтических кадров (ФК) других категорий провизоров, фармацевтов, врачей, учителей т.п. в получении паев на землю, которые работают или намерены работать в сельской местности по специальности [7].

И, наконец, бесперспективная возможность в получении или приобретении за собственные средства (при таком уровне заработной платы) квартиры (в том числе на ипотечных условиях) как в городе, так и селе.

Социально-ориентированные проблемы и отсутствие мер по их преодолению выступает ощутимым негативным критерием в мотивации специалиста или студента в выборе профессии [15]. В дальнейшем эти признаки нами определены при персональном респондировании студентов и специалистов фармации.

Итак, одной из важнейших и самых сложных в решении социально-ориентированных проблем была и остается проблема обеспечения жильем фармацевтов, как в нашей стране, так и в других странах мира. Социальный статус за 25 лет нашей независимости складывался по-разному: были и периоды условного положительного развития, стабильности и жестких экономических кризисных изломов и застоя, мирового кризиса в 2009 году.

Кризис в 1998 году возник за счет роста курса национальной валюты к доллару США - вдвое. Эти тенденции демонстрируются откликом цены на жилье. Итак, благодаря дешевому доллару США, отдельные люди имели возможность приобрести квартиры, получать кредиты т.п. Увеличение реальных доходов в 1996 году и резкое уменьшение в 1998 году привело к соответствующим

скачкам в цене однокомнатной квартиры. Вместе с тем, практически невыполнимым препятствием в улучшении жилищных условий для фармацевтических кадров была и остается проблема наличия необходимых средств и поддержки государства в решении этих специальных потребностей. Именно поэтому большое количество особенно провизоров-клинических как специалистов достойной и нужной квалификации эмигрируют за границу, переходят на другие места работы, не фармацевтического профиля. Подтверждением этого тезиса является многочисленные публикации [5; 9; 12 и др.] относительно нерационального использования этих кадров на должностях провизора -клинического, и невозможности их использования на других фармацевтических должностях, на которых они по своим знаниям могут успешно работать, что привело к полной дискредитации целой высококвалифицированной, крайне нужной профессиональной категории работающих. Усиливающим фактором их личного интереса могли бы быть гарантии на социальное жилье.

Среди других проблем, тормозящих модернизацию фармацевтической отрасли, является тот факт, что до сих пор законодательно не определен статус фармацевтического и медицинского представителя [11], уполномоченного лица (аптеки и предприятий промышленной фармации - в частности, и не внесены в Национальный классификатор профессий, должностей, видов работ и не утверждены на эти должности квалификационные характеристики как дополнение к существующему справочника квалификационных характеристик профессий работающих.

Следует отдельно подчеркнуть, что при постоянных перманентных революционных или эволюционных изменениях на каждом из витков общественно-экономических формаций, неизменными ощущаются остаточные позиции предыдущего этапа в смешанном сочетании с последующим этапом. То есть, окончание предыдущего этапа развития социально-экономических отношений, в том числе становление новых концептуальных подходов (современных, неофармацевтических), иногда конфликтных ситуаций, связанных с методологическим синдромом по сохранению устаревших малоперспективных традиций прошлого этапа и формированию фармации на ноофармацевтических началах. Встречаются противопоставление устаревших норм с инновационными позициями, так называемая «ноофармация» [1; 6; 12 и др.] что по основному смыслу означает: сохранение неоспоримых, бесспорных, аксиоматических, проверенных опытом фармацевтических поколений (ретрофармации) и их осознанное восприятие из современных (неофармацевтичних) позиций проспективного и перспективного развития и модернизации процессного менеджмента, согласно современныс требованиям и национальному законодательству.

Решающее значение на каждом из этапов социально-экономического, технического, технологического реинжиниринга процессов играют профессионально подготовленные и высококомпетентные кадры [13]. А своевременная их переподготовка и способность обеспечить инновационные программы является залогом успеха и концептуальных подходов в реформировании системы подготовки, переподготовки кадров для фармацевтического сектора здравоохранения [16].

Следует отдельно подчеркнуть относительно полную ликвидацию системы переподготовки, усовершенствования персонала предприятий по производству лекарственных средств, их сертификации, лицензирования и аттестации на квалификационный уровень.

Модернизация нормативной структурно-логической системы до- и последипломного обучения и профессионального образования в фармации, как в образовательной, так и практической среде происходила на основных принципах международной практики.

Так, реформирование системы подготовки и переподготовки специалистов для фармацевтической отрасли как составляющей системы здравоохранения государства обусловлено глобальными изменениями на рынке труда, прогрессом мировой фармацевтической и медицинской науки, изменениями в социальном, экономическом, правовом и образовательном пространстве.

Концепция высшего фармацевтического образования в современных условиях отражает модель подготовки специалистов в условиях переходного периода, к «идеальной» модели которой стремится фармацевтическая школа в условиях присоединения к Болонскому процессу [20]. Концептуальные основы фармацевтического образования базируются на основных положениях Болонской декларации.

Основная задача формирования концепции системы подготовки специалистов для фармацевтической отрасли в нашей стране заключается в повышении качества подготовки

специалистов и обеспечения их конкурентоспособности на националтном и мировом рынке труда [14]. Ведущей концепцией организации и развития фармацевтического дела является концепция непрерывного, перманентного образования, то есть обучение специалиста в течение всей его профессиональной жизни [3]. В перманентном фармацевтическом образовании выделяют два организационных этапа: подготовка специалиста и его непрерывное профессиональное развитие; определение задействованных кадровых ресурсов в ретроспекции и экстраполяции на предстоящий период установленных постоянных закономерностей.

Подготовка фармацевтического специалиста включает периоды додипломной подготовки и первичной специализации. Непрерывное профессиональное развитие - это период последипломного образования и подготовки, который начинается после завершения первичной специализации, и продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности фармацевтических кадров. При этом, фармацевтические кадры — это совокупность лиц, получивших фармацевтическое образование и квалификацию в специальных учебных заведениях и допущенные к самостоятельной фармацевтической деятельности и государственной административно-деликтной ответственности в установленном законом порядке. Итак, фармацевтическая кадровая составляющая рассматриваются как специфическая система, которая характеризуется определенной структурой и организацией и зависит от ряда внутренних и внешних факторов. К внешним факторам, влияющим на систему фармацевтической кадровой политики, относятся экономические, социальные, демографические, природно-биологические и факторы здравоохранения.

К основным внутренним факторам, которые влияют на эту систему, относятся:

- структурно-статистические и социально-бытовые (возрастная структура кадров, семейное положение, состав семьи и т.д.) [2];

- социально-ориентированные и морально-этические, экономические и деонтологические (микроклимат в коллективе, обеспеченность жильем, наличие материально-технической базы для подготовки и усовершенствования кадров, наличие условий для продвижения по службе) [10];

- медицинские факторы развития аптечной сети (численность и размещение аптечной сети, показатели, характеризующие ее развитие, а также состояние фармацевтической науки, уровень развития химико-фармацевтической промышленности и т.д.) [19].

Под влиянием этих факторов формируется потребность в подготовке, переподготовке фармацевтических кадров, в повышении их квалификации, что обеспечивает движение кадров и рациональное или нерациональное их размещение и использование.

Подготовка младших бакалавров, магистров осуществляется в фармацевтических университетах, академиях, институтах и факультетах при медицинских высших учебных заведениях и соответствующих колледжах (институтах). Система подготовки фармацевтов в нашей стране должно обеспечить достижение следующих целей: сохранение и укрепление здоровья населения в т.ч. и аптечных работников; улучшение качества подготовки кадров; повышение уровня качества образовательной и научной деятельности учебных заведений, готовящих специалистов фармацевтической отрасли [8]. Повышение внимания в стране к проблеме фармацевтического образования обусловлено исключительностью позиции фармацевтической школы как одного из ключевых факторов в реорганизации и развитии, в т.ч. кадровых ресурсов системы здравоохранения.

Система подготовки фармацевтических кадров в сочетании с системой их рационального и эффективного использования должна выполнять функции по обеспечению населения эффективными и безопасными лекарствами, создавать, производить процессный менеджмент в условиях реинжиниринг-процесса, что позволяет развивать производство и реализацию отечественных лекарственных средств, контролировать их качество, обеспечивать организационно-методическое сопровождение фармацевтического сектора здравоохранения, развивая современную систему подготовки фармацевтических кадров , отвечающую потребностям предоставления качественного медикаментозного обеспечения населения в соответствии с международными требованиями. Подготовка фармацевтических кадров ориентируется исходя из Болонского процесса, который направлен на формирование единого открытого европейского пространства в сфере образования, внедрение кредитных технологий на базе европейской системы трансфера кредитов, стимулирование мобильности и создание условий для свободного передвижения студентов, преподавателей, научных

работников в пределах европейского региона, упрощение процедуры определения квалификации, сертификации, лицензирования и аттестации специалистов, что будет способствовать трудоустройству выпускников и студентов на европейском рынке труда.

Таким образом, подытожив, можно сделать следующие вывод, что в процессе изучения было установлено, что совершенствование подготовки фармацевтических кадров путем достижения международных стандартов профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли и научно-педагогических кадров, интеграция в европейское образовательное пространство является ключевым звеном эффективности системы предоставления фармацевтической помощи.

Список литературы

1. Абакарова П.Р., Абубакиров А.Н., Агаджанова А.А., Адамян Л.В., Андреева В.О., Апресян С.В., Аполихина И.А., Ашрафян Л.А., Байрамова Г.Р., Баранов И.И., Батырова З.К., Бахарев В.А., Бебнева Т.Н., Бутарева Л.Б., Быченко В.Г., Васильченко О.Н., Виноградова М.А., Вихляева Е.М., Воеводин С.М., Гагаев Ч.Г. и др. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. - Москва, 2016. - 1136 с.

2. Алова Н.Н. Подготовка и использование фармацевтических кадров (XIX - XX - XXI в.) на примере Санкт-Петербурга: диссертация ... кандидата фармацевтических наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 263 с.

3. Асауляк В.В. Мотивация самостоятельной работы студентов медицинских вузов // Технологии организации самостоятельной работы обучающихся Материалы VIII Межрегиональной научно-методической конференции: сборник трудов. 2016. С. 15-17.

4. Ахвердова О.А., Боев И.В., Медведева Н.И. Практикум по формированию стрессоустойчивости учителя общеобразовательной школы. - Ставрополь, 2004. - 136 с.

5. Бадакшанов А.Р., Ивакина С.Н., Лозовая Г.Ф. Теория и практика: разработка и внедрение технологий управления ассортиментом аптечной организации в учебный процесс фармацевтических вузов // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 16-18.

6. Берсенева Е.А. Пути решения задачи создания гибких автоматизированных информационных систем лечебнопрофилактических учреждений // Врач и информационные технологии. 2007. № 4. С. 55-56.

7. Борисова Н.В. Медико-физиологическое обоснование адаптивных реакций организма студентов в экстремальных условиях Якутии: автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - Якутск, 2011.

8. Высоцкий Ю.А., Болгова Л.А., Бородина Г.Н., Стерлин А.И., Лопатина С.В., Тимофеева Е.В., Кладько А.В. Роль макропрепарата как элемента наглядности в современных методиках преподавания анатомии человека // Инновационные технологии в преподавании морфологических дисциплин 2012. С. 40-41.

9. Галлямова Ю.А. Состояние амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений по оказанию дерматовенерологической помощи населению // Российский журнал кожных и венерических болезней. 2003. № 6. С. 51-54.

10. Готье С.В., Ачкасов Е.Е., Жирнова Т.Ю., Тарасов В.В. Общественная благотворительная акция «люди ради людей - 2012» в поддержку органного донорства и трансплантологии // Спортивная медицина: наука и практика. 2012. № 4. С. 49-53.

11. Денисов И.Н., Куницына Н.М., Прощаев К.И., Фесенко В.В., Варавина Л.Ю., Фесенко Э.В., Люцко В.В. Особенности медико-социальной эффективности медицицинской помощи пожилым людям в государственных и частных учреждениях здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 79.

12. Дьяченко С.В., Сулейманов С.Ш., Слободенюк Е.В., Абросимова Н.В. Концепция построения медицинского аудита для рационального лекарственного обеспечения многопрофильного стационара // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2006. № 5. С. 17-24.

13. Журбенко В., Саакян Э., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Деловые игры как критерий оценки компетентности выпускников медицинского вуза // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 492-493.

14. Кудашкина О.В., Липатова Е.Е. К проблеме психолого-педагогической подготовки студентов медицинского ВУЗа // Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук I Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 123-127.

15. Купаев В.И., Крылова И.А., Слободянюк А.Л., Соленов В.В., Мишурова В.П. Оценка теоретических знаний и мотивации к обучению у врачей первичного звена здравоохранения // Наука и практика: партнерство в реализации стратегии национального здравоохранения в регионе 2015. С. 254-259.

16. Лысов Н.А., Пензина О.П., Прохоренко И.О., Супильников А.А., Девяткин А.А. Профессиональный отбор среднего медицинского персонала в ЛПУ госпитального типа на основе психодиагностики по методике Кеттела // Фундаментальные исследования. 2011. № 10-3. С. 524-528.

17. Овчинников Е.Н., Стогов М.В., Солдатов Ю.П. Система менеджмента качества в научной организации ортопедотравматологического профиля // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 55-62.

18. Павлова В.Ю. Основные вопросы статистического анализа в медицинских исследованиях // Клиническая онкогематология. Фундаментальные исследования и клиническая практика. 2009. Т. 2. № 4. С. 374-377.

19. Петрова Е.В., Семенова Н.В., Алехин А.Н. Закономерности развития и особености синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер психиатрических учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 194-199.

20. Совершаева С.Л., Бондаренко Е.Г., Хаснутдинова С.Л., Стукова Г.М., Калгин В.В., Савельев М.Ю., Гернет И.Н. Мотивация студентов медицинских вузов к занятиям физической культурой // Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. 2005. № 4. С. 20-22.

21. Станиславова И.Л. Гуманистическая концепция здоровья Э.Фромма // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 341-346.

УДК: 81.1

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА В

ИРАНСКОЙ АУДИТОРИИ

Голами Хосейн, Тегеранский университет, профессор, Тегеран, 2018.

Бейги М, Тегеранский университет, аспирант. Тегеран, 2018.

Аннотация: в данной статье рассматриваются типичные проблематичные ситуации, возникающие при преподавании иранским учащимся устной речи на занятиях по русскому языку. В ней досконально изучается процесс обучения иностранных студентов русской устной речи и перечисляются факторы, которые негативно влияют на освоение материала во внеязыковой среде. Целью нашего исследования является ознакомление читателей с данной проблемой и предложение способов ее решения.

Ключевые слова: устная речь, РКИ, иранская аудитория.

PROBLEMS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO IRANIAN STUDENTS

Gholamy H. Professor. University of Tehran.

Beigi M. postgraduate. University of Tehran.

Summary: in this article we analyse typical problematic situations that appear in the process of teaching speaking Russian language to Iranian students. We study this process and name the factors that have a negative influence on learning the language in non-speaking environment. The aim of this research is introducing the readers to the current issue as well as suggesting the ways of solving it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.