Научная статья на тему 'Роль центров фармацевтической информации в удовлетворении информационных потребностей специалистов здравоохранения'

Роль центров фармацевтической информации в удовлетворении информационных потребностей специалистов здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
399
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ / CENTERS OF PHARMACEUTICAL INFORMATION / PROFESSIONAL INFORMATION ON MEDICINES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каракулова Елена Владимировна, Белоусов Михаил Валерьевич

В статье проанализированы результаты анкетирования специалистов с фармацевтическим образованием Новосибирской и Томской областей. Установлено, что специалисты с фармацевтическим образованием считают предоставление информации о лекарственных средствах важным направлением профессиональной деятельности, требующим непрерывной специальной подготовки. Показано, что существенная часть специалистов обеих областей не пользуются услугами центров фармацевтической информации при высокой удовлетворенности качеством оказываемых услуг среди пользователей. Обозначены основные направления дальнейшего совершенствования деятельности центров фармацевтической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каракулова Елена Владимировна, Белоусов Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE CENTERS OF PHARMACEUTICAL INFORMATION IN SATISFACTION OF INFORMATIONAL NEEDS OF HEALTH CARE EXPERTS

The results of questionnaire survey of experts with pharmaceutical education from Novosibirsk and Tomsk regions are analyzed in the article. It is established that experts with pharmaceutical education consider providing information on medicines to be the important direction of the professional activity demanding continuous special preparation. It is shown that significant part of experts of both regions don't use the centers of pharmaceutical information at high satisfaction with quality of rendered services among users. The main directions for further improvement of activity of the pharmaceutical informational centers are indicated.

Текст научной работы на тему «Роль центров фармацевтической информации в удовлетворении информационных потребностей специалистов здравоохранения»

№ 2 - 2012 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 615.1:614.2

РОЛЬ ЦЕНТРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Е.В. Каракулова, М.В. Белоусов

ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Томск)

В статье проанализированы результаты анкетирования специалистов с фармацевтическим образованием Новосибирской и Томской областей. Установлено, что специалисты с фармацевтическим образованием считают предоставление информации о лекарственных средствах важным направлением профессиональной деятельности, требующим непрерывной специальной подготовки. Показано, что существенная часть специалистов обеих областей не пользуются услугами центров фармацевтической информации при высокой удовлетворенности качеством оказываемых услуг среди пользователей. Обозначены основные направления дальнейшего совершенствования деятельности центров фармацевтической информации.

Ключевые слова: центры фармацевтической информации, профессиональная информация о лекарственных средствах.

Каракулова Елена Владимировна — кандидат биологических наук, доцент кафедры фармации ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон/факс: 8 (3822)555-382, e-mail: [email protected]

Белоусов Михаил Валерьевич — доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармации ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон/факс: 8 (3822)555-382, e-mail: [email protected]

Введение. Проблема рационального использования лекарственных средств (ЛС) является одной из ведущих для системы здравоохранения на всех уровнях ее функционирования. Однако для того, чтобы получить необходимый эффект от применения ЛС, наряду с химическим веществом в распоряжении врача и провизора должна быть современная, объективная и всесторонняя информация о нем. ВОЗ признает основным компонентом

национальных программ, направленных на решение данной проблемы, эффективное функционирование центров независимой профессиональной информации о ЛС [2]. В настоящее время служба фармацевтической информации в профессиональной деятельности зарубежных фармацевтов является важнейшим ресурсом, способствующим надлежащему использованию ЛС и реализации концепции фармацевтической помощи [3]. Однако в нашей стране трансформация экономического и информационного пространств в течение последних двух десятилетий привела, с одной стороны, к снижению доступности качественной профессиональной медико-фармацевтической информации для специалистов здравоохранения вследствие формирования экономических барьеров доступа к релевантной информации, а с другой стороны, к появлению большого массива неструктурированной информации в сети Интернет, эффективное взаимодействие с которой невозможно без наличия соответствующих информационных компетенций [1]. В определенной степени решить эту проблему могут существующие в стране центры фармацевтической информации (ЦФИ). Для совершенствования информационного взаимодействия ЦФИ и специалистов с фармацевтическим образованием необходимо изучение информационных потребностей и удовлетворенности существующей системой фармацевтической информации, что явилось целью настоящего исследования.

Материалы и методы. Было проведено на анонимной и добровольной основе анкетирование 305-ти специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием, обучавшихся в 2010-2011 годах на курсах повышения квалификации, проводимых кафедрой фармации СибГМУ в г. Томске и г. Новосибирске. Было включено в обработку 287 анкет. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием пакетов программ Excel 2010, SPSS 17.0, Statistica 7.0. Для проверки гипотезы о нормальности распределения количественных признаков применялись критерии Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка. Поскольку распределение всех количественных признаков отличалось от нормального, количественные данные представлены в виде медианы Ме и интерквартильного размаха (Qi—Q3). Качественные данные представлены в виде абсолютных или относительных (%) частот. Для проверки гипотезы однородности одномерных независимых выборок применялись непараметрический критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат Пирсона, точный критерий Фишера при критическом уровне значимости p = 0,05.

Результаты и обсуждение. В процессе исследования были сформированы две группы респондентов. Первая — это специалисты г. Томска и Томской области (155 человек), вторая — г. Новосибирска и Новосибирской области (132 человека). Средний возраст различался в группах статистически значимо (р = 0,001) и составил в 1-й группе 39,0 лет (28,0-47,0), во 2-й группе — 44,0 года (37,0-50,0). Средний стаж работы составил 15,0 лет (5,5-23,5) в 1-й группе и 20,0 лет (14,0-30,0) — во 2-й группе (р = 0,001). Специалисты женского пола — 147 (95,5 %) в 1-й группе и 128 (98,5 %) во 2-й группе.

Среди респондентов 1-й группы преобладали (р = 0,001) лица с высшим

фармацевтическим образованием — 125 (80,6 %) человек, во 2-й группе со средним фармацевтическим образованием — 95 (72,0 %). Группы были близки по числу лиц, имеющих квалификационную категорию — 24 (15,5 %) специалиста в 1-й группе, из них 14 человек с высшей, 8 — с первой и 2 — со второй категорией. Во 2-й группе имели квалификационную категорию 11 (8,4 %) специалистов, из них по 5 человек с высшей и первой категорией и 1 — со второй.

В настоящее время в номенклатуре должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием отсутствует должность провизора-информатора. Информационная работа не выделена в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» в самостоятельный вид фармацевтической деятельности. Однако

подавляющее большинство респондентов как 1-й, так и 2-й групп (89,7 и 87,9 % соответственно) полагают, что предоставление профессиональной информации о ЛС является фармацевтической деятельностью, и на вопрос о необходимости обучения методам поиска информации о ЛС лишь небольшой процент ответил отрицательно 4 (2,6 %) — в 1-й группе и 1 (0,8 %) — во 2-й. Полагают необходимым обучать только студентов 3 (1,9 %) и 4 (3,0 %) соответственно. Значительная доля анкетируемых в обеих группах считает целесообразным обучение этим навыкам на курсах повышения квалификации — 59 (38,1 %) в 1-й группе и 42 (31,8 %) во 2-й группе. Однако большинство респондентов как первой, так и второй группы полагают важной как додипломную, так и регулярную последипломную подготовку по этим вопросам — 82 (52,9 %) и 69 (52,3 %) специалистов соответственно.

Обращает на себя внимание существенно большее число респондентов 2-й группы — 13 (9,8 %) по сравнению с тремя (1,9 %) 1-й группы, считающих необходимым обучение только специалистов ЦФИ (р = 0,004). Поскольку 1-я и 2-я группы различались по ряду характеристик респондентов, была проанализирована зависимость ответов от уровня образования. Обнаружено, что выбор варианта ответа у провизоров не имел значимых межгрупповых различий, в то время как у фармацевтов были обнаружены статистически значимые различия между группами при выборе варианта ответа «обучать только сотрудников ЦФИ». Данный вариант выбрали 11 фармацевтов 2-й группы, у фармацевтов 1-й группы такой вариант ответа отсутствовал (р = 0,041). Дальнейший анализ показал, что большинство анкетируемых работают в организациях, не имеющих специалистов, выполняющих функции провизора-информатора, в 1-й группе 108 (69,7 %) и 109 (82,6 %) во 2-й группе (р = 0,016). Частично потребность в профессиональной информации удовлетворяется посредством обращения в функционирующие в обоих областных центры ЦФИ. По результатам анкетирования обнаружены статистически значимые различия (р =

0,006) между 1 -й и 2-й группами в распределении ответов на вопрос о частоте потребления услуг ЦФИ аптечными организациями, в которых работают респонденты (табл. 1), влияния уровня образования на выбор варианта ответа не обнаружено.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос о частоте обращения в центры фармацевтической

информации

ВарНАНТЫ ОТБеТОЕ Групп! 1 аос. (° в) Группа 2 аос.

Ежедневно 23 (]£,£) 25(19,5)

Несколько раз в неделю 10 С6=“) 21 (16.4)

Ежемесячно 33 (22.1) 15(11.71

Несколько раз в Год 20 (13,4) 27 (21,1)

Затрудняюсь ответить 45 (30=2) 25 (19,5)

Не обращались 13 (5, 15(11,7)

ИТОГО 149 (100) 125 (100)

Личный опыт обращения в ЦФИ отсутствовал у 73-х (49,3 %) респондентов 1-й группы, в то время как во 2-й группе не обращались в ЦФИ только 37 (28,7 %). Часто лично прибегают к услугам центра 21 (13,5 %) в 1-й группе и 30 (23,3 %) во 2-й. Различий в ответах в зависимости от уровня образования не обнаружено. Специалисты обеих групп одинаково часто обращаются в ЦФИ для решения проблем посетителей аптек — 91 (65,5 %) в 1-й группе и 82 (67,2 %) во 2-й группе (р = 0,868). Следующая причина обращения в ЦФИ — это удовлетворение личных информационных потребностей — 79 (56,8 %) специалистов 1-й группы и 66 (54,1 %) — 2-й группы (р = 0,750). Третьей по значимости причиной обращения в ЦФИ была необходимость получения информации

важной для врачей, сотрудничающих с данной аптечной организацией — 28 (20,1 %) в 1-й группе и 20 (16,4 %) во 2-й группе (р = 0,535). Следующий вопрос анкеты был направлен на выяснение обращаемости специалистов в ЦФИ по различным вопросам использования ЛС (рис. 1). Обнаружены статистически значимые различия взаимодействия респондентов 1 -й и 2-й групп с ЦФИ.

100%

9094 80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Рис. 1. Сравнительная характеристика ответов респондентов об обращении в центры

по различным аспектам использования ЛС

Так, анкетируемые 1 -й группы чаще, чем 2-й, обращались в ЦФИ по вопросам об изменениях в законодательстве (р = 0,005), о забракованных

и фальсифицированных ЛС (р = 0,001), в то время как специалисты 2-й группы — за информацией о наличии ЛС в аптеках (р = 0,003) и о новинках фармрынка. Далее оценивалась удовлетворенность качеством услуг ЦФИ (рис. 2). Варианты ответов кодировались от 1 — «объем и скорость предоставления информации не устраивают» до 4 — «своевременно и в нужном объеме», далее вычислялась медиана для концентрированных данных. Обнаружены статистически значимые различия между 1 -й и 2-й группами по вопросу предоставления фармакотерапевтической информации (р =

0,002) и информации о новинках фармрынка (р = 0,001).

НЗМСЕГСШЕЯ U

законодательстве

4

поиск ЛС в аптеках . 1ЮН1ГНМЗ фярмрьшка

1 г 2

1 I /\ 1- \ Л \\

/ / °

фармакотерапеетнчес / V & цены на ЖШП [

кие допросы \1 \

забракованные и

побочные реакции ЛС фал ьи i гф и! о гри нанные

ЛС

группа 1 группа 2

Рис. 2. Характеристика удовлетворенности респондентов качеством и скоростью работы

центров по предоставлению информации о ЛС

Выводы. Таким образом, в результате проведенного анкетирования установлено, что специалисты с фармацевтическим образованием считают предоставление информации о ЛС важным направлением профессиональной деятельности, требующим непрерывной специальной подготовки. Показано, что существенная часть специалистов не пользуются услугами ЦФИ, однако удовлетворенность качеством оказываемых услуг среди пользователей достаточно высокая. Выявлены направления дальнейшего совершенствования деятельности ЦФИ, заключающиеся в увеличении числа пользователей и повышении удовлетворенности специалистов качеством всего спектра услуг.

Список литературы

1. Кайгородова Т. В. Научно-информационное обеспечение принятия решений в медицине и здравоохранении [Электронный ресурс] / Т. В. Кайгородова // Социальные аспекты здоровья населения : электронный научный журнал. — 2009. — № 4. — Режим доступа : (http://vestnik.mednet.ru/content/view/162/30/lang,ru/).

2. WHO medicines strategy : countries at the core, 2004-2007. — World Health Organization, 2004. — 163 p.

3. Yamamoto T. Evaluation of a practical training program for drug information services for fifth-year pharmacy students in a hospital / Т. Yamamoto, T. Yuda, А. Arimoto [et al.] // Yakugaku Zasshi. — 2011. — Vol. 131 (11). — P. 1621-1628.

ROLE OF THE CENTERS OF PHARMACEUTICAL INFORMATION IN SATISFACTION OF INFORMATIONAL NEEDS OF HEALTH CARE EXPERTS

E.V. Karakulova, M.V. Belousov

SEIHPE «Siberian State Medical University Minhealthsocdevelopment» (c. Tomsk)

The results of questionnaire survey of experts with pharmaceutical education from Novosibirsk and Tomsk regions are analyzed in the article. It is established that experts with pharmaceutical education consider providing information on medicines to be the important direction of the professional activity demanding continuous special preparation. It is shown that significant part of experts of both regions don’t use the centers of pharmaceutical information at high satisfaction with quality of rendered services among users. The main directions for further improvement of activity of the pharmaceutical informational centers are indicated.

Keywords: centers of pharmaceutical information, professional information on medicines.

About authors:

Karakulova Elena Vladimirovna — candidate of biosciences, assistant professor of pharmacy chair of FAT and CE at SEI HPE «Siberian State Medical University», e-mail: [email protected], phone/fax 8 (3822) 555-382

Belousov Mikhail Valeryevich — doctor of pharmaceutical sciences, head of pharmacy chair of FAT and CE at SEI HPE «Siberian State Medical University», office phone/fax: 8 (3822) 555-382, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Kaygorodova T. V. Decision-making scientific information support in medicine and

health care [An electron resource] / T. V. Kaygorodova // Social aspects of health of the population: electron scientific magazine. — 2009. — № 4. — Access mode:

(http://vestnik.mednet.ru/content/view/162/30/lang,ru/).

2. WHO medicines strategy : countries at the core, 2004-2007. — World Health Organization, 2004. — 163 p.

3. Yamamoto T. Evaluation of a practical training program for drug information services for fifth-year pharmacy students in a hospital / T. Yamamoto, T. Yuda, A. Arimoto [et al.] // Yakugaku Zasshi. — 2011. — Vol. 131 (11). — P. 1621-1628.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.