Стратегическое направление 2. Подготовка специалистов с учетом перспективы развития фармацевтической
отрасли и потребности практической фармации.
Цель. Открытие дополнительных фармацевтических специальностей.
Задачи:
• изучение современного состояния и перспективы развития фармацевтической промышленности в стране;
• определение потребности в специалистах для фармацевтической промышленности по специальностям «Контроль качества, стандартизация и сертификация фармацевтической продукции», «Биотехнология» и др.;
• разработка стандартов образования с учетом международных стандартов по вновь открывающимся специальностям;
• открытие кафедр и подготовка преподавателей по новым специальностям.
Стратегическое направление 3. Подготовка научно-педагогических кадров и развитие фармацевтической науки
Цель. Обеспечение факультета высококвалифицированными преподавателями и развитие фармацевтической
науки.
Задачи:
• повышение квалификации преподавателей в ведущих зарубежных странах;
• подготовка преподавателей по новым специальностям и для ведения занятий на английском языке;
• приглашение ведущих ученых из-за рубежа в целях обмена опытом;
• разработка приоритетных направлений научных исследований в области фармации;
• развитие международного научного сотрудничества;
• выполнение научно-технических программ по международным и республиканским грантам;
• участие в международных симпозиумах, совещаниях, конференциях по фармацевтическому образованию и
науке.
^азакставдаFы фармацевтика, imk бШм беру саласыныц взект даму мэселелерi мен реформалануы
Арыстанова Т.Э.
Макалада К^азакстандагы Болон декларациясына сай фармацевтикальщ бшм реформасыныц жетiстiктерi жэне мемлекеттеп фармацевтикалык бшмнщ ары карай дамуыныц негiзгi стратегиялык багыггары кврсетiлген.
ТYЙiндi свздер: фармацевтикалык бiлiм беру саласы, даму стратегиясы, бакалавриат, магистратура, дипломга дейiнгi жэне дипломнан кейiнгi бiлiм алу.
Actual problems of development and reforming of pharmaceutical education in Kazakhstan
Arystanova T.A.
In the article are described achievements of pharmaceutical education reforms in Kazakhstan by Bologn's declaration and basic strategical ways of future development of pharmaceutical education in country are viewed.
Key words: pharmaceutical education, development strategy, bacalaureate, magistrate, prediploma and postdiploma education.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ: БАКАЛАВРИАТ- МАГИСТРАТУРА
Арыстанов Ж.М.
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент
В статье описаны основные проблемы и перспективы подготовки фармацевтических кадров по двухуровневой системе подготовки - бакалавриату и магистратуре, внедрение новых государственных стандартов образования.
Ключевые слова: фармацевтическое образование, бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD), клиническая фармация.
Фармацевтическое образование, в отличие от медицинского, наиболее адаптировано к преобразованиям и интеграциям в мировое образовательное пространство в соответствии с положениями Болонской декларации. Основными рекомендациями Болонской декларации являются: введение двухуровневой системы обучения (бакалавриат-магистратура); введение системы академических кредитов; введение системы непрерывного образования. Эти рекомендации соответствуют положениям «Концепции реформирования медицинского и фармацев-
тического образования РК до 2010 г.», где предусмотрена подготовка фармацевтических кадров по модели -бакалавриат - магистратура - докторантура. С 2003 года квалификация специалиста с высшим фармацевтическим образованием приведена в соответствие с международным стандартом - «фармацевт» вместо «провизор», а со средним фармацевтическим образованием - «ассистент фармацевта».
Введен в действие с сентября 2007 г. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального базового образования «Бакалавриат» по специальности «Фармация». В рамках бакалавриата со сроком обучения 5 лет присваивается академическая степень «бакалавр фармации», выдается диплом о высшем базовом образовании с присвоением квалификации - «фармацевт».
В странах Европейского союза продолжительность обучения в бакалавриате составляет 3 -4 года и бакалавры не имеют права лицензироваться на фармацевтическую деятельность без дополнительного профессионального образования. У нас бакалавры обучаются 5 лет и содержание образовательной программы позволяет получить им право на осуществление фармацевтической деятельности без дополнительного обучения.
Бакалавр фармации имеет право продолжить обучение в магистратуре по научно-педагогическому направлению со сроком обучения 2 года. Магистратура заканчивается защитой диссертации и присуждается академическая степень - «магистр фармации».
Магистр фармации может заниматься как практической, так и научно-педагогической деятельностью, имеет право продолжить обучение по программе докторантуры (PhD).
Образовательные программы по бакалавриату и магистратуре по специальности «Фармация» гармонизированы с международными программами по структуре и содержанию. Введена кредитная технология обучения, основанная на системе накопления зачетных единиц. Кредитная система обеспечивает академическую свободу обучающихся, повышает творческую активность студентов. Соотношение времени самостоятельных занятий студентов и занятий с преподавателем составляет 50/50.
При разработке образовательных программ по бакалавриату и магистратуре учитывались изменения, имеющие место в системе лекарственного обеспечения и здравоохранения, связанные с усилением роли государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств, изменениями в лекарственном обеспечении, значительным обновлением нормативно - правовой и законодательной базы, необходимостью внедрения национальных стандартов, соответствующих международным нормативам, в том числе надлежащей производственной практики (GMP, ISO), надлежащей аптечной практики (GPP), надлежащей лабораторной практики (GLP), надлежащей клинической практики (GCP), надлежащей дистрибьюторской практики (GDP), появлением новых форм организации и функционирования фармбизнеса, совершенствованием службы аналитической токсикологии и судебной медицинской экспертизы в соответствии с принципами и приоритетами государственной политики в сферах обеспечения безопасности, противодействия обороту наркотиков, сильнодействующих, одурманивающих, токсических веществ, контроля за немедицинским применением наркотических и психотропных средств, изменением и возрастанием роли фармацевта как активного звена в деле оказания качественной лекарственной помощи.
Сегодня специалист с высшим фармацевтическим образованием, прежде всего, должен владеть знаниями менеджмента и маркетинга в условиях рыночной экономики, организации и осуществления информационно-аналитической деятельности, оказания консультативной помощи населению, специалистам лечебно -профилактических учреждений, фармацевтических организаций по вопросам применения лекарственных средств, их рационального использования. Фармацевт сегодня должен хорошо разбираться в вопросах фармакотерапии, совместно с врачом определять условия рационального использования лекарственных средств, меры по снижению риска побочных реакций, следить за соотношением стоимость/эффективность лечения, быть одновременно диагностом, психологом, менеджером, маркетологом, бизнесменом и юристом. Поэтому на этапе высшего базового профессионального образования в бакалавриате увеличены часы по фармакологии и фармакотерапии, кроме того, в пределах 1-2 кредитов включены следующие дисциплины: коммуникативные навыки, основы доказательной медицины и как компоненты по выбору - биоэтика, рациональное использование лекарственных средств, фармацевтическая опека, клиническая биохимия, фармацевтическая информатика, основы фармакоэкономики, фармацевтический менеджмент и маркетинг, социальная фармация, система обеспечения качества лекарственных средств (GMP, ISO, GLP, GDP, GCP, GPP), фармацевтическое консультирование, фармацевтическая помощь, основы предпринимательской деятельности, юридические основы бизнеса, основы фармацевтической логистики, химико-токсикологический анализ наркотических и одурманивающих веществ, организационная культура в фармации, основы клинической фармации. Эти предметы более углубленно будут изучаться в магистратуре и в системе дополнительного послевузовского фармацевтического образования.
Введение клинической фармации в систему высшего фармацевтического образования базового и последипломного фармацевтического образования необходимо в связи с настоятельной потребностью времени, является отражением мировой тенденции модернизации подготовки специалистов для фармацевтической отрасли. Без знания клинической фармации профессиональная деятельность современного фармацевта невозможна.
Клиническая фармация - интегральная, прикладная наука, объединившая в себе ряд логично связанных гармонично дополняющих друг друга дисциплин: основы медицинских знаний, фармакология, фармакотерапия, клиническая биохимия, лабораторная и функциональная диагностика, фармакодинамика, фармакокинети-ка, клиническая биофармация, задачи которой является создание надежных теоретических основ и методологических подходов рационального использования лекарственных средств.
На Западе клинические фармацевты востребованы в условиях страховой модели здравоохранения и успешно работают в аптеке и клиниках, способствуя повышению эффективности, безопасности и экономичности фармакотерапии. Там у постели больного стоят два специалиста: один - врач, хорошо знающий этиологию, патогенез и клинику, другой - клинический фармацевт, знающий свойства препаратов. Врач проводит диагностику и совместно с клиническим фармацевтом назначает лечение. Оба делают записи и расписываются в истории болезни.
Сейчас у нас клинических фармацевтов целесообразно готовить в рамках последипломного образования на базе бакалавров фармации. Переподготовка бакалавров фармации в клинических фармацевтов должна осуществляться в течение не менее 2-х лет, поскольку согласно новому стандарту в цикле медико-биологических дисциплин они изучают лишь основы некоторых дисциплин клинической фармации. Раньше, в классическом фармацевтическом образовании обычный фармацевт (провизор) эти предметы не изучал. Следует законодательно закрепить должность клинического фармацевта в клиниках и аптеках, т.е. включить в номенклатуру должностей. Позже, когда спрос на клинического фармацевта твердо определиться, надо думать о введении отдельной специальности «Клиническая фармация», как это практикуется в Европе, США, Канаде и на Украине.
Таким образом, сделаны первые шаги на пути интеграции фармацевтического образования в международное образовательное пространство - внедрена двухступенчатая модель подготовки специалистов для фармацевтической отрасли - «бакалавриат-магистратура». Разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты по бакалавриату и магистратуре. Теперь все зависит от качества реализации требований этих стандартов, что в свою очередь зависит от материально-технической базы вузов и уровня подготовленности профессорско-преподавательского состава.
Образовательные программы магистратуры реализуются в организациях образования и науки при наличии в них не менее 5 человек с учеными степенями доктора наук и кандидата наук по данной специальности. При этом научные школы должны быть признанными в масштабах страны или на международном уровне и преподавательские кадры должны владеть современными технологиями обучения в высшей школе. В этой связи сейчас необходима стажировка преподавателей по программам современных образовательных технологий. На начальном этапе желательно осуществлять подготовку научно-педагогических кадров по программам магистратуры и докторантуры (PhD) за рубежом. Развитие научных школ в вузах является главным условием на пути к реализации программ бакалаврита и магистратуры.
В целях обеспечения качественной подготовки фармацевтических кадров необходимо наличие в вузах учебно-производственного комплекса, включающего научно-исследовательскую лабораторию, учебные лаборатории и производственную аптеку. Наличие такой базы позволит связать науку-образование-практику и обеспечит подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов новой формации.К проблеме подготовки фармацевтических кадров необходимо привлечь фармацевтический бизнес, поскольку субъекты в сфере обращения лекарственных средств - крупные фармацевтические компании, фирмы, заводы, предприятия, организации, для кого готовятся специалисты, являются негосударственными.
Много предстоит сделать еще в образовательной сфере: разработать программу докторантуры (PhD), разработать систему дополнительного послевузовского фармацевтического образования, определить перечень специализаций на всех уровнях подготовки, привести в соответствие номенклатуру должностей, разработать программы повышения квалификации, программы переподготовки (второе высшее образование). Выполнение всех намеченных планов и в итоге международная (европейская) аккредитация наших вузов даст возможность более широко интегрироваться в мировое образовательное пространство и окончательно решить вопрос о признании казахстанских дипломов за рубежом.
Фармацевтикалык кадрларды екщецгейлж бакалавриат - магистратура жYЙеде дайындаудыц
проблемалары мен жеткт1ктер1 Арыстанов Ж.М.
Макалада фармацевтикалык мамандарды бакалавриат жэне магистратура ешдецгейлш жYЙе жагдайында дайындау мэселелер1 карастырылган. «Фармация» мамандыгынан бакалавриат жэне магистратура бойынша жаца мемлекетпк жогары кэаппк бшм беру стандарттарыныц мазм^ндары мен енпз1лу жагдайлары сипатталган.
ТYшвдi сездер: фармацевтикалык бшм беру саласы, бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD), клиникалык фармация.
Prosperities and problems of forming pharmaceutical personnel of two- ways system: baccalaureate and magistracy
Arystanov Zh. M.
The article is about the problems and prospects of training the pharmaceutical specialists in double-level system: baccalaureate and magistracy. The contents of both the new state educational standards in "Pharmacy" baccalaureate and magistracy and the terms of their realization are described.
Key words: pharmaceutical educating, baccalaureate, magistracy, doctorate (PhD), clinical pharmacy.