Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития и реформирования фармацевтического образования в Казахстане'

Актуальные проблемы развития и реформирования фармацевтического образования в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
843
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтическое образование / стратегия развития / бакалавриат / магистратура / додипломное и последипломное образование / фармацевтикалық білім беру саласы / даму стратегиясы / бакалавриат / магистратура / дипломға дейінгі және дипломнан кейінгі білім алу

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Т. А. Арыстанова

В статье описываются достижения по реформе фармацевтического образования в Казахстане в свете Болонской декларации и представлены основные стратегические направления дальнейшего развития фармацевтического образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Қазақстандағы фармацевтикалық білім беру саласының ӛзекті даму мәселелері мен реформалануы

Мақалада Қазақстандағы Болон декларациясына сай фармацевтикалық білім реформасының жетістіктері және мемлекеттегі фармацевтикалық білімнің ары қарай дамуының негізгі стратегиялық бағыттары кӛрсетілген.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития и реформирования фармацевтического образования в Казахстане»

Совершенствование методологии обучения по подготовке фармацевтических специалистов способствует развитию творческой активности студентов и формированию конкурентоспособного специалиста.

Конкурентноспособность специалиста фармацевта предполагает профессионализм, достигаемого на основе постоянного обновления профессиональных знаний, умений и навыков, а также владении новой информацией и технологией.

Исходя этого и разрабатываются новые образовательные программы переподготовки и повышения квалификации фармацевтических специалистов на основе компетентностного подхода с учетом требований к минимуму содержания и уровню их подготовки в соответствии с квалификационными характеристиками. Сегодня, в условиях рынка должны представляться всем требованиям фармацевтических образовательных услуг широкий перечень разнообразных и востребованных образовательных программ.

Кроме того, конкурентноспособность специалиста фармацевта включает еще и личностные качества, среди которых одним из основных являются коммуникативная компетентность, способность к сотрудничеству.

Для успешной профессиональной деятельности специалистов фармацевтов в современном рынке труда, на наш взгляд, необходимы еще следующие качества: -инициативность;

-способность самостоятельно мыслить; -умение сотрудничать; -умение принимать решения; -умение решать проблемы; -умение работать с информацией; -владеть новой технологией.

Таким образом, можно утверждать, что современная система фармацевтического образования позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов сферы, обращения лекарственных средств новой формации, обладающего широкими фундаментальными и специальными знаниями, способного адаптироваться требованиям рынка труда.

Фармацевтикалык мамандарды дайындау ЖYЙесш жетьадру Арыстанов Ж.М., Мамытбаева К.Ж., Токсеитова А.Т.

Макалада фармацевтикальщ мамандарды даярлау жYЙесiн жаксартудыц эдютемелж негiздерi мен талаптары сипатталган.

Role of lectures in the conditions of competence -focused training and its introduction in the professional

medical education

Habizhanov B.H., Kurmanbekova S.K., Nurgalieva Z.Z., Omirzakova K.K., Lobanova R.P.

In the article methodological basics and requirements for pharmaceutical specialists prepare improving are described.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Т.А. Арыстанова

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

В статье описываются достижения по реформе фармацевтического образования в Казахстане в свете Болонской декларации и представлены основные стратегические направления дальнейшего развития фармацевтического образования в стране.

Ключевые слова: фармацевтическое образование, стратегия развития, бакалавриат, магистратура, додипломное и последипломное образование.

Первостепенной задачей фармацевтического образования на современном этапе является обеспечение фармацевтической отрасли страны высококвалифицированными и конкурентоспособными кадрами, способными работать на современных фармацевтических предприятиях, организациях, отвечающих требованиям международных стандартов качества.

В целях обеспечения конкурентоспособности выпускников и престижа казахстанского фармацевтического образования в мировом образовательном пространстве проведена реформа высшего образования в свете Болонской декларации с интеграцией в европейскую систему образования.

Первые шаги в этом направлении сделаны: с 2007 года ведется подготовка специалистов по двухуровневой системе - бакалавриат и магистратура, введена кредитная технология обучения, система последипломного непрерывного образования.

Теперь перед вузами стоит главная задача - обеспечение качества образования. Новые стандарты образования отличаются гибкостью, дают возможность вузам подготовить специалистов с учетом потребности практической фармации.

Суть новых ГОСО «Бакалавриат» (2006г.) и «Магистратура» (2009г.) заключается в том, что обучение идет по кредитной технологии, где в рамке одной специальности выбирая индивидуальную траекторию обучения за счет кредитов дисциплин по выбору можно получить вторую специальность. Поэтому по окончании бакалавриата выпускник получает диплом с академической степенью - бакалавр фармации, квалификацией -фармацевт. К основному диплому «фармацевта» будет выдаваться дополнительный документ в виде сертификата или транскрипта (приложение к диплому) с указанием направления подготовки: фармацевт общей практики (фармацевт, фармацевт-организатор, менеджер, фармацевт-аналитик, фармацевт-технолог, химик-токсиколог); клинический фармацевт, менеджер фармации. Эти же направления подготовки могут быть продолжены в магистратуре. Такая форма подготовки отвечает международным требованиям и расширяет сферу деятельности фармацевта - делает его универсальным. В случае не трудоустройства клинического фармацевта и менеджера фармации по специальности, они могут работать как фармацевты общей практики, т.к. имеют основной диплом базового фармацевтического образования - фармацевта.

Учитывая потребность практической фармации в современных условиях, в номенклатуру специальностей (2008г.) в системе послевузовского дополнительного фармацевтического образования на базе бакалавриата введены следующие специализации:

• управление и экономика фармации (фармацевт-организатор, менеджер, инспектор, информатор, маркетолог - товаровед);

• технология лекарств (фармацевт-технолог);

• контроль качества и сертификация лекарств (фармацевт-аналитик);

• аналитическая диагностика и судебно-химическая экспертиза (химик-токсиколог).

Перечень специализации неограничен, и может быть расширен в соответствии с направлениями развития фармацевтического сектора и потребностями практической фармации.

Если учесть современное состояние фармацевтического рынка страны, где работают более 9 тыс. объектов фармацевтической деятельности, в том числе более 1 тыс.- объектов оптовой реализации, более 8 тыс.-объектов розничной реализации лекарственных средств, более 100 - фармацевтических предприятий по производству лекарств, то следует отметить высокую потребность в специалистах - фармацевтах общей практики -это специалисты по оптово-розничной реализации лекарств.

В связи с внедрением международных стандартов качества на лекарственные средства (ISO,GMP,GDP, GPP, GCP и др.) назрела необходимость в подготовке специалистов по управлению качеством на всех уровнях жизненного цикла лекарственного средства.

Прежде всего, это касается фармацевтических предприятий по производству лекарств, соответствующих требованиям GMP, строительство которых в стране начаты. Рядом с Генеральным директором завода должен находиться Директор по качеству (уполномоченный по качеству, уполномоченное лицо). По образованию он должен быть химиком-технологом со знанием фармацевтического производства. Образование фармацевта, базирующееся на фундаментальных и прикладных химических науках (неорганическая, органическая, аналитическая, физическая, коллоидная, биологическая, фармацевтическая, токсикологическая химии), позволяет работать на этой должности, после дополнительной соответствующей подготовки. Поэтому подготовку этих специалистов следует планировать уже сейчас, так, на период действия ГОСО (2006г. и 2009г.) на базе специальности «Фармация» в компоненты по выбору дисциплин в бакалавриате и магистратуре включать набор необходимых дисциплин, а также планировать переподготовку фармацевтов в системе последипломного образования.

При разработке новых ГОСО по фармацевтическим специальностям необходимо учесть возможность открытия новой специальности по подготовке специалистов по качеству, способных работать на всех уровнях системы обеспечения качества лекарств (GMP,GDP, GPP, GCP и др.). Специалист такого уровня должен быть не только химиком-технологом и работать только на производстве, а профессионалом по управлению системой качества фармацевтической отрасли, включая управление качеством при разработке, создании, доклинических и клинических испытаниях, внедрении, производстве, контроле качества, дистрибуции лекарственных средств, лицензировании, аккредитации контрольных лабораторий, валидации, квалификации, сертификации оборудования и др. Такие специалисты работают в западных фармацевтических компаниях. Специалистов по качеству планируют готовить в России и Украине.

На рынке труда востребованы менеджеры фармации. Подготовка менеджеров (управленцев) особенно высшего звена продолжается в магистратуре и на этапе последипломного дополнительного фармацевтического образования. Как правило, высококвалифицированными менеджерами становятся в процессе работы, при этом не малую роль играют личностные качества, как лидерство, зрелость, высокая энергетика, мотивация к самосовершенствованию.

Увеличение ассортимента лекарственных средств, необходимость мониторинга побочных действий и рационального использования лекарств определяют возрастающую роль клинических фармацевтов. Часто путают клинических фармацевтов с клиническими фармакологами.

Изучение опыта подготовки клинических фармацевтов и сферы их деятельности в других странах показало, что каждая страна в зависимости от сложившейся ситуации и потребности определяет сферу деятельности

клинического фармацевта. Например, в США, некоторых странах Европы клинические фармацевты работают в клинике вместе с врачом и в равной степени отвечают за качество лечения, работают в аптеках как консультанты по применению лекарств, а клинические фармакологи - в научной сфере по клиническим испытаниям лекарств.

В Украине клинических фармацевтов готовят для работы в ЛПУ, аптеках как консультантов по рациональному использованию лекарств, медицинскими представителями на фарм. фирмы, НИИ по клиническим испытаниям лекарств. Клинических фармакологов как специалистов там не готовят, они принимают участие в клинических испытаниях лекарств.

В России вместе с врачом у постели больного стоит врач-клинический фармаколог. Врач-клинический фармаколог - специалист с высшим медицинским образованием, прошедший последипломную подготовку (интернатуру) и дополнительную подготовку (специализацию, повышение квалификации) по клинической фармакологии. Должность врача - клинического фармаколога введена из расчета 1 должность на 150 коек в стационаре и 1 должность на 300 посещений в смену в поликлинике.

У нас, как в России, введена специальность «Клиническая фармакология» и должность врача - клинического фармаколога в ЛПУ, контролирующая назначение лечащего врача. К этой деятельности клинические фармацевты у нас будут не допущены. Поэтому подготовку клинических фармацевтов следует ориентировать для работы в аптеках в качестве консультанта по рациональному использованию лекарственных средств, в качестве медицинских представителей фармацевтических фирм и компаний, для работы в научно-исследовательских центрах по клиническим испытаниям лекарственных средств. Отсюда определяется потребность в этих специалистах.

Для подготовки клинических фармацевтов необходимо наличие мощной клинической базы, центра клинических испытаний лекарственных средств. Поэтому подготовку этих специалистов могут осуществлять только те вузы, которые имеют соответствующую базу.

В новый классификатор специальности включена специальность «Технология фармацевтического производства», разработан стандарт образования, подготовка инженеров-технологов будет осуществляться на базе университета (Караганда), в 2010 г. был первый набор.

Таким образом, фармацевтического образования в стране развивается, модернизируется с интеграцией в Европейскую систему образования. Стратегия дальнейшего развития фармацевтического образования должна быть ориентирована на продолжение начатого курса и соответствовать «Долгосрочной программе развития здравоохранения Республики Казахстан до 2020 года» и «Стратегическому плану развития здравоохранения на 2011-2015 гг.».

Стратегическими направлениями развития фармацевтического образования, ориентированного в международное образовательное пространство, являются:

1. Подготовка фармацевтических кадров по специальности «Фармация» на этапах додипломного и последипломного образования;

2. Подготовка специалистов с учетом перспективы развития фармацевтической отрасли и потребности практической фармации;

3. Подготовка научно-педагогических кадров и развитие фармацевтической науки.

Стратегическое направление 1. Подготовка фармацевтических кадров по специальности «Фармация» на этапах додипломного и последипломного образования

Цель 1. Обеспечение качественной подготовки бакалавров фармации и организация последипломного обучения в магистратуре и непрерывном профессиональном развитии.

Задачи:

• увеличение количества государственных грантов по специальности «Фармация» до 300 в год, в рамке которой будет осуществляться подготовка фармацевтов общей практики, менеджеров фармации, клинических фармацевтов, уполномоченный по качеству;

• создание и развитие инфраструктуры для интеграции образования, науки и практики - создание учебно-производственного центра при вузе (аптека по GMP, испытательная лаборатория по контролю качества, стандартизации и сертификации лекарственных средств по GMP);

• повышение учебно-методического и материально-технического обеспечения эффективности образовательного процесса (внедрение инновационных технологий, обеспечение современным оборудованием и аппаратурой и др.);

• изучение зарубежного опыта подготовки докторов PhD в области фармации;

• разработка стандарта образования и программ PhD с учетом международных стандартов;

• подготовка докторов PhD за рубежом и внутри страны.

• разработка программ, циклов тематического усовершенствования фармацевтических работников с учетом запросов практической фармации;

• открытие факультета последипломного образования со структурными подразделениями на фармацевтических факультетах мед.вузов;

• организация дистанционного обучения специалистов фармации.

Стратегическое направление 2. Подготовка специалистов с учетом перспективы развития фармацевтической

отрасли и потребности практической фармации.

Цель. Открытие дополнительных фармацевтических специальностей.

Задачи:

• изучение современного состояния и перспективы развития фармацевтической промышленности в стране;

• определение потребности в специалистах для фармацевтической промышленности по специальностям «Контроль качества, стандартизация и сертификация фармацевтической продукции», «Биотехнология» и др.;

• разработка стандартов образования с учетом международных стандартов по вновь открывающимся специальностям;

• открытие кафедр и подготовка преподавателей по новым специальностям.

Стратегическое направление 3. Подготовка научно-педагогических кадров и развитие фармацевтической науки

Цель. Обеспечение факультета высококвалифицированными преподавателями и развитие фармацевтической

науки.

Задачи:

• повышение квалификации преподавателей в ведущих зарубежных странах;

• подготовка преподавателей по новым специальностям и для ведения занятий на английском языке;

• приглашение ведущих ученых из-за рубежа в целях обмена опытом;

• разработка приоритетных направлений научных исследований в области фармации;

• развитие международного научного сотрудничества;

• выполнение научно-технических программ по международным и республиканским грантам;

• участие в международных симпозиумах, совещаниях, конференциях по фармацевтическому образованию и

науке.

^азакставдаFы фармацевтика, imk бШм беру саласыныц езект даму мэселелерi мен реформалануы

Арыстанова Т.Э.

Макалада К^азакстандагы Болон декларациясына сай фармацевтикальщ бшм реформасыныц жетiстiктерi жэне мемлекеттеп фармацевтикалык бшмнщ ары карай дамуыныц непзп стратегиялык багыггары кврсетiлген.

ТYЙiндi сездер: фармацевтикалык бiлiм беру саласы, даму стратегиясы, бакалавриат, магистратура, дипломга дешнп жэне дипломнан кейiнгi бiлiм алу.

Actual problems of development and reforming of pharmaceutical education in Kazakhstan

Arystanova T.A.

In the article are described achievements of pharmaceutical education reforms in Kazakhstan by Bologn's declaration and basic strategical ways of future development of pharmaceutical education in country are viewed.

Key words: pharmaceutical education, development strategy, bacalaureate, magistrate, prediploma and postdiploma education.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ: БАКАЛАВРИАТ- МАГИСТРАТУРА

Арыстанов Ж.М.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

В статье описаны основные проблемы и перспективы подготовки фармацевтических кадров по двухуровневой системе подготовки - бакалавриату и магистратуре, внедрение новых государственных стандартов образования.

Ключевые слова: фармацевтическое образование, бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD), клиническая фармация.

Фармацевтическое образование, в отличие от медицинского, наиболее адаптировано к преобразованиям и интеграциям в мировое образовательное пространство в соответствии с положениями Болонской декларации. Основными рекомендациями Болонской декларации являются: введение двухуровневой системы обучения (бакалавриат-магистратура); введение системы академических кредитов; введение системы непрерывного образования. Эти рекомендации соответствуют положениям «Концепции реформирования медицинского и фармацев-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.