зующим элементом процессуально-технологического компонента модели выступает личность преподавателя, так как действует не столько «техника», сколько человек, владеющий ею.
Литература:
1. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на
Высшее образование
основе межкультурной коммуникации / O.A. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Миль-руд.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.- 160 с.
2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод в обучении иностранным языкам.- М, 1995.
АССОЦИАЦИЯ «КУОО» КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
И.В.Терентьева, кандидат социологических наук, доцент Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина
Более четырех лет прошло с тех пор, как в январе 2004 года коллективными усилиями заинтересованных людей в Республике Татарстан была создана и приступила к работе новая ассоциация учреждений и организаций - «Казанский университетский образовательный округ». Данная структура была создана как добровольное объединение юридических лиц, понимающих и осознающих проблемы системы образования в России и работающих над их решением в области формирования облика современного образованного человека. Организационную работу по становлению Округа взял на себя Казанский государственный университет.
Прошедшие годы показали, что создание Ассоциации «КУОО» явилось вполне осмысленным и адекватным оформлением уже назревшей необходимости в объединении профессионалов, создании базы для профессиональных контактов, обмена опытом и профессионального роста
в области воспитания, становления и интеллектуального развития личности.
Создание данной общественной структуры было призвано способствовать объединению творческих, организационных и технических ресурсов, консолидации и распространению опыта и знаний, выработке, повышению и утверждению профессионально-корпоративных норм, образцов и стандартов; налаживанию общероссийских и международных контактов через проведение конкурсов, конференций и семинаров; защите частных и общественных интересов ее участников, организации и отрасли в целом, включая проблемы трудоустройства, охраны здоровья, профессионального образования и роста; а также дружескому заинтересованному общению людей, объединенных общими взглядами, целями, родом деятельности, интересами и проблемами. Сегодня Ассоциация «Казанский университетский образователь-
Казанский педагогический журнал
10'2006
ныи округ» открыта для всех единомышленников, приглашает к активному участию в своеИ деятельности в тоИ роли, которую каждыИ определяет себе сам,- либо в качестве полноправного члена, либо участника или спонсора событиИ. Здесь возможна любая инициатива, нацеленная на максимальныИ учет интересов профессионалов, работающих в сфере образования.
Вместе с тем, очевидно, что Округ завершил первыИ этап своего становления. Его результатом стало определение содержательного вклада каждого входящего в Ассоциацию члена, статусного его закрепления. Этому соответствовали и формы работы -различные мероприятия, проводимые под эгидоИ Округа. Все они демонстрируют, что существуют потребности в совместно организованных деИстви-ях. Сформулированы общие цели и появились внутренние нормы и правила в ходе социального взаимодеИ-ствия.
В настоящее время произошел переход от стадии организационного становления к стадии реализации об-щеИ стратегии развития. Разумеется, в этих условиях необходимо еще глубже осмыслить положение КУОО в современноИ ситуации и двигаться по выбранному пути. СеИчас идет процесс формирования инициативной творческой группы, которая возьмется за эту работу. Планируется привлечь к этоИ работе Отдел по связям с общественностью КГУ с его наработанными механизмами внешнего взаи-модеИствия и опытом информацион-но-аналитическоИ деятельности. Кроме того, в нее могут воИти философы,
социологи, методологи, юристы и др. Намечено проведение ряда исследовательских работ, например, ситуа-ционныИ анализ рынка образования, социологическиИ опрос по проблемам студенчества, о механизмах взаимо-деИствия в студенческоИ среде и прочее. Итогом работы группы должен стать документ под рабочим названием «Концепция развития КУОО на 2008-2010 годы».
ДостигнутыИ сегодня уровень развития Округа, характер ожиданиИ и целевых ориентиров, реальные возможности есть не что иное, как организационная форма профессионально-корпоративного сообщества. За годы существования Округ эволюционировал в сторону институцио-нализации своеИ деятельности и преодолел на этом пути уже несколько стадиИ. Этот вывод вполне однозначно характеризует поступательное движение вперед. Институционализация, как замена спонтанного поведения на предсказуемое, ожидаемое, моделируемое и регулируемое, гораздо эффективнее позволяет определять, закреплять и транслировать необходимые социальные и профессиональные образцы, нормы, правила, статусы и роли. То есть выполнять те задачи, для решения которых и создавался Округ. Если же все эти факторы привести в систему и должным образом активизировать, то они способны стать деИственным средством в достижении и удовлетворении общественных и корпоративных интересов и потребностеИ всех субъектов, входящих в КУОО.
Нет сомнениИ, что движение в этом направлении является процессом не-
56
Высшее образование
простым и небыстрым. Более того, квалификация достигнутого уровня показывает, что кредит интуитивного определения дальнеИших путеИ и це-леИ фактически исчерпан и теперь встает проблема ценностно-целевого самоопределения.
Конечно, можно остановиться на достигнутом, продолжать функционировать в режиме групп организациИ, удовлетворяя, прежде всего, индивидуальные потребности членов ассоциации. В этом случае «КазанскиИ УОО» будет иметь статус юридического лица после регистрации в установленном порядке (п. 7 Учредительного договора Ассоциации «КУОО»).
Но можно и максимально сконцентрировать усилия на превращении Округа в полноценныИ социальный институт, которыИ будет отстаивать не только профессиональные интересы и ценности своего сообщества, но и станет реальным проводником общественных ценностеИ, как внутри Ассоциации, так и в обществе в целом. Преодолевая противоречия роста, ограниченность сугубо профессиональных интересов во имя значимых социальных целеИ и проектов, подобная ассоциация сможет стать силоИ, формирующеИ в обществе нормы и образцы, ценности и приоритеты, и, благодаря этому, стать влиятельным общественным фактором, полноценным участником значимых социальных акциИ и процессов. Данная максимальная возможность — сверхзадача, которая требует мобилизации максимальных ресурсов. В этом случае появится социально значимыИ результат, которыИ сможет послужить новым образцом совместноИ коллеги-
альноИ деятельности, результативноИ формоИ государственно-общественного управления.
Во многом дальнеИшее развитие определяется перспективными профессионально-личностными амбициями членов ассоциации, то есть притязаниями на достаточно высокое место и значимую роль в Округе и обществе. Вместе с тем назрела необходимость отработки процедур, связанных с принятием и регулярным применением норм и правил. Например, свидетельством тому является соединение усилиИ КГУ и многих вузов Округа в процессе составления общего плана работы Ассоциации. Справедливости ради нужно сказать, что пока отработанные процедуры не применяются систематически. Помимо этого, хотелось бы осуществить идею формирования дифференциро-ванноИ системы статусов и ролеИ для членов КУОО. Ничто не препятствует тому, чтобы начать работу в этом направлении, более того, отдельные попытки уже предпринимаются в порядке фрагментарноИ и локальноИ инициативы.
Хотелось бы отметить, что накоп-ленныИ опыт работы КУОО подтверждает правильность выбора такого целевого самоопределения округа, как ассоциации учреждениИ, не имеющих статуса юридического лица. Дан-ныИ выбор представляет более фундаментальную платформу для позиционирования каждого образовательного подразделения в отдельности, поскольку это не просто устоИчивая форма корпоративных отношениИ, а организованная система социальных связеИ, норм, значимых общественных
Казанский педагогический журнал
10'2006
ценностей. Округ, как семья родственных организаций, ставит перед собой задачу стать сложившимся социальным институтом.
Кроме того, институционализация позволяет четко распределять роли и организовывать деятельность участников, сплачивать членов на основе их взаимоответственности, интегрироваться путем консолидации усилий и мобилизации ресурсов в достижении общих целей. Так, осуществляется трансляция социального опыта, распространяется информация и выстраивается коммуникативная связь, то есть реализовываются функции, которые хорошо согласуются с теми задачами, которые поставлены перед округом с момента его создания.
Не секрет, что при формировании любой структуры главным интегрирующим фактором является согласованность персональных целей с целями всей группы. Хочется отметить, что Округ в существенных моментах по своему роду деятельности относится к СМИ в широком смысле этого слова, так как является индуктором своего внутреннего информационного поля и внешних контактов. Все СМИ объединены целями и направлениями деятельности. Округ - это площадка для пропаганды общих идей и начинаний. Членов ассоциации в этом отношении можно условно поделить на две группы. Это учреждения, уже достигшие в какой-либо деятельности определенных успехов и потому способные содержательно пообщаться с коллегами, показать свои наработки, поделиться опытом. Другие же большей частью только начинают работать в этой области, и для них методи-
ческая помощь - вещь просто жизненно необходимая. И для всех них не чужд порыв к профессиональному единению и полезному общению. Отсюда налицо общность целей.
В этой связи особого внимания требуют формы взаимодействия, сближающие целевые позиции разных участников и позволяющие им сотрудничать. Ведь приобретение образования молодым поколением - это особая деятельность и особый труд. И у «мэтров» не всегда есть время и возможность делиться своим мастерством. Однако профессиональные контакты даже в форме свободного обмена опытом или мнениями зачастую превращаются в профессиональную консультацию достаточно высокого уровня, не говоря уже о мастер-классах, которые проводятся в рамках тех же конференций или семинаров. Только в такой совместной работе могут формироваться творческие коллективы, школы, мастерские. Поэтому такое направление деятельности, как организация крупномасштабных совместных проектов, все активнее внедряется в практику деятельности Округа. Создание общей базы проектов и предложений ускорит процесс интеграции позиций вокруг общих целей.
Важно, что члены КУОО единодушны, их взгляды совпадают. В этом совпадении видна общая позиция, общая платформа для формирования КУОО как организации, играющей немаловажную роль на республиканском рынке образовательных услуг.
Главное, что работа эта уже началась. Идти по пути целенаправленного и программируемого развития
60
Высшее образование
помогают выпуск печатного органа Округа газеты «ИнформационныИ вестник», модернизация Интернет-саИта Округа, организуемые семинары и прочее. Так, одна из важнеИших задач Казанского университетского образовательного округа - обеспечить тесное взаимодеИствие вузов и школ, республиканских и муниципальных органов образования с целью наиболее эффективноИ адаптации к новым условиям в сфере образования. В этоИ связи начал свою работу постоянно-деИствующиИ консуль-тативныИ стол «Школа - Вуз: возможности сотрудничества» в рамках проекта, организуемого Казанским университетским образовательным округом. Цель создания круглого стола заключается в обсуждении и разработке совместных планов реализации тех или иных проектов или программ, эксперименты, которые можно будет осуществлять совместно со средними учебными заведениями Казани. Такое общение поможет определить пути эффективного совместного сотрудничества.
13 ноября 2007 года прошло первое заседание консультативного стола, посвященное теме «Интернет-тестирование в условиях введения ЕГЭ: опыт и перспективы». В нем приняло участие свыше 30 специалистов, среди них — ответственные работники Министерства образования и науки РТ, Управления образованием города Казани, представители раИонных отделениИ образования Казани, а также директора ведущих школ, лицеев и гимназиИ - членов КУОО. Как отметил в докладе ответственныИ секретарь приемноИ комиссии КГУ СергеИ
Ионенко, с 2007 года Учебно-методическим центром КГУ совместно с ЦИТ КГУ и МОиН РТ, в рамках эксперимента, проводится учебное тестирование через Интернет по основным предметам школьноИ программы. С января по октябрь был проведен срез знаниИ через Интернет, в котором участвовало более 110 тысяч учащихся 9-11 классов, свыше 600 школ всех городов и раИонов РТ. Одновременно к ресурсному центру КГУ за это время подключилось свыше 3600 школьных компьютеров, в течение дня до 16 тысяч школьников в режиме он-лаИн тестировались по предметам, а результат теста был виден сразу в реальном времени. Знакомя с возможностями и преимуществами Интернет-тестирования, С.И. Ионенко отметил, что, благодаря неисчерпаемому потенциалу глобаль-ноИ сети, происходит массовыИ охват учащихся. Разработанные технологии дали возможность определить качественныИ показатель заданиИ, то есть установить, какие вопросы вызывают затруднения, а какие нет. В масштабах республики можно проверить освоение школьноИ программы. В то же время, по признанию докладчика, Интернет-тестирование является мощным фактором информатизации школ и в немалоИ степени способствует распространению второго государственного языка, поскольку тестовые задания предлагаются и на татарском языке.
Интернет-альтернатива привычным тестам включает в себя не только предыдущиИ опыт в этоИ сфере, но и необходимые веяния сегодняшнего дня. Вопросы руководителеИ школ не
Казанский педагогический журнал
10'2006
заставили себя долго ждать, что свидетельствовало о неподдельном интересе участников и актуальности темы круглого стола. Директора лицея им. Лобачевского при КГУ Елену Скобельцыну интересовало, учитывает ли Интернет-тестирование действующие стандарты образования. Директор городского информационно-диагностического центра Управления образованием г. Казани Мударис Каюмов предложил продолжать развивать технологии, а директор гимназии № 7 Любовь Кочнева посчитала необходимым привлечь учителей к дистанционному обучению и данной системе оценки знаний.
В ходе обсуждения было предложено сформировать методический совет при круглом столе, который будет заниматься совершенствованием данной системы в рамках КУОО. Начальник управления качеством общего образования Министерства образования и науки РТ Тамара Федорова отметила, что назрела необходимость размещения информации о дистанционном образовании на портале Министерства образования, где также была бы demo-версия Интернет-тестирования. Начальник Управления образованием Вахитовского РОНО Андрей Поминов, в продолжение темы, предложил ввести в школах должность системного администратора или заместителя директора по информатизации.
Результаты первого заседания постоянно действующего круглого стола не только обозначили проблемы, существующие в сфере образования, но и помогли представить своевременные решения, способные повлиять
на общую ситуацию. Стоит сказать, что общение учителей и представителей Казанского университета не ограничилось рамками круглого стола, много вопросов осталось для будущих встреч. Наверное, это и отображает актуальность темы, которая не определяется ни временем, ни пространством. Ведь именно разность мнений помогает найти необходимые решения, определить будущие приоритеты. Атмосфера круглого стола была соответствующей: живая, затрагивающая острые темы, с разнообразием мнений и предлагаемых решений.
12 декабря 2007 года на базе лицея им. Н.И. Лобачевского состоялось следующее заседание постоянно-действующего консультативного стола «Школа - Вуз: возможности сотрудничества» на тему «Новые коммуникативные технологии в школьной среде в рамках реализации национального проекта "Образование"».
Лицей является одним из ведущих средних учебных заведений города Казани и Республики Татарстан. Следуя его примеру, школы, которые еще не являются обладателями гранта, могут получить необходимую информацию и оценить некоторые результаты. Следует отметить, что за ходом работы круглого стола можно было наблюдать в режиме реального времени на Интернет-странице лицея.
«С 2006 года мы научились выбирать»,- подчеркнула Елена Германовна Скобельцына, проведя презентацию лицея. Благодаря выигранному гранту в лицее появилась своя типография. Налажено издательское дело. Активное участие в процессе
62
Высшее образование
принимают сами ученики, которые хорошо изучили типографское дело. Лицеисты отрабатывают журналистские навыки, публикуют свои научные труды и труды учителеИ. «Мы продолжаем развиваться и в наших планах - создание собственного телевидения»,- поделилась директор.
АктуальныИ вопрос о поддержке одаренных детеИ был затронут в выступлении профессора Фаины Рат-нер. Она рассказала об опыте работы с такими детьми за рубежом. По ее словам, в обычноИ россиИскоИ школе внимание уделяется среднему ученику, а одаренные дети чувствуют себя в та-коИ среде неуютно. За границеИ способности ребенка выявляют в 4 года, а иногда даже в два. Специальные программы разработаны не только для одаренных детеИ, но и для обучающего персонала. У нас же такая методика практически не используется.
Параллельно с выступлениями участники круглого стола могли наблюдать в режиме он-лаИн выпуск газеты ЛиГа, в котороИ содержание -соответствующее выступлениям. На 4 полосах издания размещена информация о реализации национального проекта. Здесь и мнения учеников -победителеИ республиканских, всерос-сиИских и международных олимпиад, интервью с представителями школ Казани и даже фоторепортаж с круглого стола, а один из материалов посвящается лицеИскому издательскому делу, этапам его развития и перспективам.
В рамках круглого стола все присутствующие участвовали в опросе, которыИ касался приоритетного национального проекта образования.
Собравшиеся оценивали степень влияния ПНПО на качество жизни учеников и учителеИ, а также высказывали свое мнение по вопросам национального проекта - стал ли он импульсом реформ. Результаты опроса показали: большинство руководи-телеИ школ считает, что реализация национального проекта благоприятно отразилась на сфере образования, но все же больше на учениках, чем на учителях. Организаторы также привели общие выводы опроса, ведь помимо участников круглого стола на эти же вопросы отвечали 350 учащихся и 170 родителеИ. Оказалось, что о реализации ПНПО на территории РТ знали только каждыИ второИ ученик и каждыИ четвертыИ родитель.
ДанныИ круглыИ стол больше походил на семинар, потому что участникам был представлен опыт в реализации и мнение ведущих аналитиков. Но это ничуть не отражается на актуальности проведения таких мероприятиИ, потому что приобретенные знания необходимы каждому руководителю учреждения среднего образования. К такому выводу пришли и участники круглого стола, которые отметили необходимость таких встреч.
Стремясь осмысленно строить деятельность по развитию КУОО, совет ассоциации намерен постоянно знакомить широкую профессиональную аудиторию со своими планами деятельности, чтобы вовремя получить их поддержку или критические замечания. Эта работа по силам тем, кто готов объединить усилия по взаимноИ поддержке в конструктивном профессиональном общении.