Научная статья на тему 'Университетский образовательный округ как средство консолидации образовательных учреждений'

Университетский образовательный округ как средство консолидации образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева И. В.

Процесс институционализации в современном образовании позволяет четко распределять роли и организовывать деятельность участников, сплачивать членов на основе их взаимоответственности, интегрироваться путем консолидации усилий и мобилизации ресурсов в достижение общих целей. В связи с этим представляется опыт работы Казанского университетского образовательного округа (КУОО). Сегодня это площадка для пропаганды общих идей и начинаний, через которую осуществляется трансляция социального опыта, распространяется информация и выстраивается коммуникативная связь. То есть реализуются функции, которые хорошо согласуются с теми задачами, которые поставлены перед округом с момента его создания. Важно, что среди членов КУОО демонстрируются единодушие и совпадение взглядов. В этом совпадении видна общая позиция, общая платформа для формирования КУОО как организации, играющей немаловажную роль на республиканском рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Educational District as the means for educational institutions'consolidation

Institutionalization process in modern education allows allocating roles and organizing member's activity, to unite members with the help of their responsibility, to integrate by the effort consolidation and mobilization of resources for a common purpose. So there is an operational experience of Kazan University Educational Region. Nowadays there is a ground for the popularization of common ideas and initiatives, where a transmission of social experience is held, the information and communicative connection are realized. So functions, coordinated with assigned to a new region tasks are realized. It is important that among Kazan University Educational Region members unanimity and coincidence of opinion are demonstrated. In this unanimity there is a common position, common platform for formation of Kazan University Educational Region as an important organization in the republican educational service market.

Текст научной работы на тему «Университетский образовательный округ как средство консолидации образовательных учреждений»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

И. В. Терентьеба

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ КАК СРЕДСТВО КОНСОЛИДАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Процесс институционализации в современном образовании позволяет четко распределять роли и организовывать деятельность участников, сплачивать членов на основе их взаимоответственности, интегрироваться путем консолидации усилий и мобилизации ресурсов в достижение общих целей. В связи с этим представляется опыт работы Казанского университетского образовательного округа (КУОО). Сегодня это площадка для пропаганды общих идей и начинаний, через которую осуществляется трансляция социального опыта, распространяется информация и выстраивается коммуникативная связь. То есть реализуются функции, которые хорошо согласуются с теми задачами, которые поставлены перед округом с момента его создания.

Важно, что среди членов КУОО демонстрируются единодушие и совпадение взглядов. В этом совпадении видна общая позиция, общая платформа для формирования КУОО как организации, играющей немаловажную роль на республиканском рынке образовательных услуг.

Institutionalization process in modern education allows allocating roles and organizing member's activity, to unite members with the help of their responsibility, to integrate by the effort consolidation and mobilization of resources for a common purpose. So there is an operational experience of Kazan University Educational Region. Nowadays there is a ground for the popularization of common ideas and initiatives, where a transmission of social experience is held, the information and communicative connection are realized. So functions, coordinated with assigned to a new region tasks are realized. It is important that among Kazan University Educational Region members unanimity and coincidence of opinion are demonstrated. In this unanimity there is a common position, common platform for formation of Kazan University Educational Region as an important organization in the republican educational service market.

Современное высшее образование выполняет исторически сложившиеся социокультурные функции. Это, прежде всего, развитие и углубление профессиональной, политической и правовой культуры, интеллектуальное обеспечение экономических и общественных преобразований, сохранение и развитие языка, литературы и искусства, распространение образования и просвещения в гражданском обществе, утверждение уважения к истине и объективности и многое другое.

© Терентьева И. В., 2008

Общественные и экономические реалии конца прошлого столетия стали серьезным испытанием для российской высшей школы. Сложности переходного периода и трудности недофинансирования объективно сказались на ее развитии. Ученые и широкая общественность отмечали кризис высшего образования и высшей школы, изменение их традиционных социально значимых функций.

Несомненно, проблемы системы высшего образования в России и в Республике Татарстан, в частности, не могут быть осмыслены без учета изменений, происходящих в государственно-политическом и социально-экономическом переустройстве. Эти радикально новые реалии в государстве и обществе повлияли на преобразования в структуре, содержании, экономике высшей школы, методах управления и в целом системы высшего образования. Однако важный и значимый итог 90-х гг. связан с тем, что не произошло рокового развала высшей школы и науки в республике. В условиях продолжающихся политических, экономических, финансовых, социальных, психологических потрясений размывался определенный базис вузовского образования и науки. Основой позитивных преобразований в высшей школе стал эволюционный путь. Можно сказать, что высшая школа сыграла исключительную роль в обеспечении политической и социальной стабильности в республике.

Последнее десятилетие насыщено радикальными событиями в деятельности конкретных вузов. Тем более что сегодня растет роль научных исследований высшего образования. На осуществление стратегии развития высшей школы, обновление организационной структуры и схем управления, организации учебного процесса и содержания обучения существенно влияет совершенствование законодательно-правовой базы и улучшение организационных и финансово-экономических основ системы высшего образования.

Стремление оптимизировать образовательное пространство в регионах России заметно активизирует интеграционные процессы в системе образования. Тенденция к интеграции образовательных учреждений как по «горизонтали», так и «по вертикали» коснулась и вузов. Поэтому вполне логично решение правительства России о создании университетских комплексов, которое фактически придает интеграции образовательных учреждений статус элемента государственной политики в сфере образования.

Влияние университета на регион адекватно описывается понятиями «Университетский комплекс» и «Университетский округ». Под комплексом мы понимаем совокупность непосредственно подчиненных университету образовательных учреждений, тогда как университетский округ - это фактически вся региональная система образования. Одна из распространенных моделей включает в себя все ступени образования, все виды учебных заведений - от школ до центров послевузовской подготовки. Сегодня это уже проверенная на практике форма объединения учебных заведений всех типов вокруг ведущего университета или нескольких авторитетных вузов. Немалый опыт работы в качестве учебного, методического и научного и организационного центра такого округа накоплен, к примеру, Казанским государственным университетом. А в целом по России их образовано более чем в 30 регионах.

Университетский образовательный округ -это средство консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (дошкольное учреждение - школа - вуз -учебное подразделение повышения квалификации и переподготовки кадров), так и по горизонтали (в масштабах района, республики, области и, что не менее важно, в контакте с учебными заведениями близлежащих регионов и с федеральным центром). Понятно поэтому, что идея университетского округа не только создает прочную базу принципу единства федерального образовательного пространства, но и позволяет предметно и конструктивно вести работу по развитию образовательной сферы.

Кроме того, университетский округ, рассматриваемый как государственно-общественный коллегиальный орган, представляет собой весьма перспективную форму образовательных учреждений со всеми заинтересованными организациями и общественными силами - от центральных и местных органов власти и управления, предприятий экономики и социальной сферы до представителей родительской общественности, интеллектуальных, деловых и иных общественных кругов. Это особенно хорошо заметно на примере структуры Казанского университетского образовательного округа, в котором не только школы, гимназии, лицеи, колледжи, государственные и негосударственные вузы, но и два министерства (образования и науки, экологии и природных ресурсов), фонды, Национальный музей, общественно-политический журнал «Казань». Ими предпринимаются вполне реальные шаги по координации работы учебных заведений, вовлечению их в масштабные экономические и социальные проекты. И действительно, только достаточно крупные объединения учебных заведений обладают необходимым потенциалом, чтобы вы-

ступать в качестве полноценных партнеров, способных внести заметный вклад в решение крупных задач подготовки кадров, выполнения научных исследований, модернизации производства, развития социально-культурной инфраструктуры.

Важно, что университетский округ - это наиболее адекватная современному этапу научно-технического развития форма повышения интеллектуального и материального потенциала самого образования. Она подталкивает к созданию региональных информационно-образовательных сред, интегрирующих информационные и коммуникационные ресурсы и технологии ассоциированных учебных заведений. Такой опыт уже формируется, но еще недостаточными темпами.

Университетские округа в наши дни - это возрождение старой, прерванной традиции, которая обеспечивает преемственность и взаимосвязь всех ступеней системы образования, повышение статуса региональных университетских округов как центров образования, науки и культуры, а также придает этой системе необходимую устойчивость и целостность.

Реализация идеи университетских округов в прошлом уже принесла немалую пользу развитию образования в России, замысел которых был разработан М. М. Сперанским. Они стали организационной основой для образовательной реформы начала XIX в. Тогда были созданы шесть университетских округов во главе с Московским и вновь открытыми университетами в Казани, Харькове, Тарту, Вильнюсе, педагогическим институтом в Санкт-Петербурге. Это позволило развернуть сеть гимназий, городских и уездных училищ и приходских школ и, в конечном счете, заложить основы того подъема образования и науки, в котором был отмечен конец прошлого столетия. Но и после 1917 г., во времена нэпа, опыт университетских округов был использован при организации тяжелой работы по ликвидации неграмотности.

Разумеется, современная ситуация носит совершенно иной характер. Иными должны быть методы, организационные формы деятельности университетских округов. Но и элементы сходства все-таки присутствуют. Имеется в виду, прежде всего, использование университетских образовательных округов в качестве инструмента для подъема образования в сложившихся социально-экономических условиях. Сегодня наша страна на другом витке своего развития. Вот почему не исключены и разумные аналогии с прошлым, не исключена и опора на наши давние традиции.

Почему университетские образовательные округа базируются на основе университетов? Потому что именно на них возлагается роль структур, вокруг которых концентрируется по-

литический и социально-культурный потенциал региона. В настоящее время в состав Российской Федерации входят 20 республик с населением более 23,5 млн человек, и в каждой из них функционируют университеты.

Университет однозначно воспринимается как культуросозидающий центр, который призван научить людей наилучшим образом использовать ресурсы территории проживания, чтобы создать достаточный уровень жизни.

Университет в культурном пространстве национального региона выполняет и культуротвор-ческую функцию, суть которой состоит в том, чтобы формировать научно-информационные ориентиры развития производительной и духовной сфер, создать образцы современных технологий и норм жизни, осуществляя гуманитарную и научно-техническую экспертизу инновационных проектов, выдвигаемых в регионе, обеспечивая связь региона с мировой культурной средой.

Университет национального региона выполняет функции исследования, прогноза, сохранения и развития этноса, его самосознания, поликультурного взаимодействия, стабильности, языковой политики, бесконфликтного развития. С университетами связывают надежды на экономическое и этнокультурное развитие, на сохранение единого социокультурного пространства России, формирования стабильной ценностной системы -открытой, вариативной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Казанский государственный университет -один из лидеров российской высшей школы по уровню научных исследований, по качеству образования, по общественному и культурному влиянию в республике. Это единое, комплексное и сложное учреждение.

Как отмечалось ранее, в университетском образовательном округе университет выступает в качестве ведущего образовательного учреждения. Опыт работы Казанского университетского образовательного округа за эти годы показал, что в рамках осуществления его деятельности ведущая роль КГУ раскрывается в следующих направлениях:

- университет берёт на себя ответственность за содействие в организации региональной системы образования.

Постоянно отслеживает уровень качества образования школьников и учащихся образовательных учреждений более низких уровней, формирует график текущих «срезов» в школах, ПТУ, других учебных учреждений города Казани. Участвует в сентябрьских педсоветах школ города, активно поддерживает талантливых выпускников школ различными методами: кураторство со стороны профессорско-преподавательского состава,

определение уровня знаний перед поступлением в вуз с помощью комиссий по тестированию на базе школы (рекомендации, составление плана подготовки и т. п.). Организует республиканский Центр тестирования по ЕГЭ, с использованием Интернета. Осуществляет сбор аналитических данных по статистике поступления в вузы и подтверждения своих знаний;

- обеспечивает взаимосвязь между образовательными учреждениями всех уровней с целью координации учебных процессов в рамках единого согласованного подхода.

Создает единую базу электронных адресов, общего информационного поля общения через сайт КГУ. Создает механизм информирования Округа через пресс-службу университета. Организует подготовку совместными усилиями всех членов Округа номеров общего печатного издания «Информационный вестник», осуществляет обмен опытом, методиками, проектами через газету. Разрабатывает проект электронной версии газеты в режиме «он-лайн», где можно задать вопрос, получить консультацию. Распространяет университетские «методические пособия» среди заинтересованных членов Округа. Проводит круглые столы по выработке согласованного подхода к тем или иным проблемам образования на разных уровнях. Участвует в педсоветах и учеб-но-методических заседаниях через систему Министерства образования. Осуществляет сбор аналитических материалов, обобщает и распространяет эффективные методы и формы работы по взаимодействию различных структур;

- обеспечивает перенос университетских образовательных технологий и, до некоторой степени, содержания в образовательные учреждения, реализующие программы более низких уровней.

Организует экспериментальную площадку по совместной работе Казанского экологического колледжа и средней школы № 126 города Казани, лицея № 33 при КГУ и профессорско-преподавательского состава ряда факультетов университета. Разрабатывает и проводит тематические лектории преподавателей Округа в школах для родителей, учителей, детей и т. д. Осуществляет постоянный сбор статистических данных о текущих проблемах в применении образовательных методик в школах (ежеквартально и ежегодно - анкетирование), помогает отслеживать и внедрять в жизнь новейшие разработки по улучшению учебных программ. Проводит экскурсии школьников в лаборатории и музеи Казанского госуниверситета;

- выполняет культурно-просветительную миссию в регионе.

Формирует общую корпоративную культуру образовательного сообщества путём проведения

совместных мероприятий, например, вечера-пре-зентации творческих людей округа, раскрытие особенностей каждого образовательного учреждения, создание общего плана культурно-массо-вой работы округа, поддержка и пропаганда через Университет наиболее значимых социальных миссий (реставрация музеев, участие в наведении чистоты на улицах и др.). Проводит психологические «воскресные» консультации по семейным проблемам, воспитанию детей (семейные конфликты, особенности подросткового периода, возрастные изменения и др.), организует семинары, тренинги;

- обеспечивает повышение квалификации и переподготовку кадров для общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Разрабатывает целостную систему переподготовки и повышения квалификации кадров на базе университета (Института непрерывного образования), организует тренинг-центр по планированию карьеры, Республиканский центр по трудоустройству студентов. Формирует общедоступность и прозрачность для всех членов округа данной совместной деятельности университетских подразделений (информация через газету, СМИ, письма, обратная связь через сайт и др.).

Все это способствует усилению роли КГУ в построении стратегии развития образовательного процесса как в Республике Татарстан, так и в Поволжском регионе.

Естественно, прежде чем вкладывать конкретное содержание в саму идею университетских округов, как формы государственно-общественного управления, потребовалось реалистично оценить - на что способна и что действительно может сделать наша система образования сегодня, каковы реальные каналы ее воздействия на общество в современных условиях.

Важно было определить функции государственно-общественного управления. Конечно, данная форма управления осуществляет реализацию всех «традиционных» функций. Это планирование, организация, руководство, контроль. В этом смысле можно утверждать, что включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений осуществляется на всех уровнях управления образованием. Вместе с тем, существуют особенные, специфичные функции, присущие данному управлению: диагностическая, координационная, экспертная.

Диагностическая функция предусматривает совместное изучение состояния, тенденций развития, диагностическую оценку процесса управления, управленческой деятельности руководителей органов управления и образовательных учреждений, итогов обучения и воспитания по конечным результатам, выработку предложений

по поддержанию системы образования и направлений ее развития. Она позволяет выявить (скорректировать) важные для общества цели. Происходит изучение «заказа на образование», что естественно учитывается при организации управления образованием.

Надо сказать, что предварительная договоренность государственных (административных, муниципальных) и общественных структур о совместных действиях в целях решения проблем в образовании обязательно влечет обсуждение и принятие порядка действий в совместной деятельности, причем за основу этих действий берется предлагаемый алгоритм, который, вместе с тем, может быть не реализован в полной мере. В каждом конкретном случае совместной деятельности власти и общества определяется конкретный порядок действий. Необходимо определение и возникших проблем и противоречий.

Еще раз подчеркнем, что цели государственно-общественного управления не задаются лишь ведомственными интересами системы образования, они формируются в диалоге между субъектами на основе выявленных проблем. Это значит, что данная форма управления образованием развивается на основе принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, совместное участие и управление.

Каждый субъект управленческой деятельности и управленческого взаимодействия с партнерами постигает, осознает и обосновывает значимость выявленных проблем и поставленных целей. В соответствии с этим он ищет и находит приемлемые для себя интерпретации общих целей управления образованием. Это позволяет определиться с той ролью, которую он видит для себя в своей управленческой деятельности и в управленческом взаимодействии с партнерами. Речь идет не о выборе им своих функций в управлении образованием (они, как правило, определяются извне, в том числе и в силу объективных закономерностей). Видение своей роли в управлении образованием означает внутреннюю готовность каждого участника образования к управленческой деятельности и к управленческому взаимодействию с партнерами в тех или иных аспектах.

Такая мотивация на совместную деятельность во многом обеспечивает успешность реализации координационной функции. Она реализуется в ходе этапа согласования действий государственных и общественных структур и на практическом этапе предусматривает определение основных направлений деятельности, выбор способов решения поставленных задач, разработку критериев успешности решения поставленных задач, реализацию целей и задач при помощи выбран-

ных способов, системную координацию действий государственных и общественных структур в ходе совместной деятельности.

На этих этапах совместная деятельность может быть реализована в различных формах, главное, чтобы в их основе лежали принципы социального партнерства, сотрудничества, позитивных государственно-общественных отношений, поэтому координационная функция государственно-общественного управления связана с решением задач интеграции государственных и общественных структур в решении выявленных проблем.

Понятно, что в этом смысле государственно-общественное управление нацеливается на развитие. Его субъектами становятся не только администрация управления образования, но и педагогические коллективы образовательных учреждений, общественные организации, родители, все социальное окружение.

Логично и упоминание экспертной функции государственно-общественного управления, потому что, во-первых, совместная деятельность субъектов, имеющих разные нормы и ценности, различные взгляды и позиции (в нашем случае это власть и общество), предусматривает обязательную оценку процессов, явлений и событий. В ходе такой деятельности развиваются государственно-общественные отношения, которые позволяют принимать стратегические и оперативные решения по развитию образования, корректировать цели и полученные результаты.

В таком случае общественная составляющая экспертизы обеспечивает контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности обучающихся, преподавателей, за качеством и условиями образования, привлечением и использованием финансовых и материальных ресурсов. Она связана с аналитическим этапом и этапом коррекции и предусматривает совместную экспертизу и обсуждение результатов государственно-общественного управления на основе установленных критериев. При этом абсолютную ценность и значимость имеют мнения и суждения представителей и государственных, и общественных структур.

Если организуется экспертиза образовательных проектов, направленных на решение проблем образования, то в этом случае осуществляется реализация прогностичной функции образования, предусматривающей реализацию перспективных программ развития и одновременно определение заинтересованных структур, способных обеспечить их поддержку. Важно при этом осуществлять коррекцию на основе полученных результа-

тов поставленных целей и задач, способов их решения, а при необходимости отдельно на различных этапах деятельности.

Разумеется, в реальной практике могут быть применены варианты использования части данного алгоритма, в зависимости от конкретной ситуации и позиций участвующих в ней субъектов.

Другими словами, в традиционную для России форму университетского округа жизнь потребовала вложить новое содержание, продиктованное необходимостью скорейшего преодоления социально-экономического, политического и демографического кризиса в России и в не меньшей мере - потребностью найти адекватные ответы на вызовы XXI в.

В этом смысле университетский округ рассматривается нами как форма государственно-общественного управления высшей школой. Более того, его сотрудничество с такими общественными структурами, как Совет ректоров, Ассоциация некоммерческих вузов, может сформировать расширенный представительный ученый совет, занятый рассмотрением проблем образования, молодежи, науки, культуры, производства в их взаимной связи и в контакте с органами власти и управления, заинтересованными деловыми и общественными кругами республики.

С другой стороны, это региональная исследовательская научная, педагогическая, экспериментальная, общественно-дискуссионная площадка для решения проблем развития образования, развития человеческого потенциала, развития производительных сил в целом.

Сегодня становится очевидным, что университетские учебные округа представляют собой перспективную и адекватную современному этапу форму обогащения интеллектуально-духовного и материально-технического потенциала самого образования. Они дают возможность создавать региональные информационно-образовательные среды, интегрирующие коммуникационные ресурсы и технологии ассоциированных образовательных учреждений независимо от уровня, типа и вида последних. Поэтому университетский образовательный округ как новый интеграционный элемент образовательной сферы должен превратиться в один из тех рычагов, которые переводят отечественное образование из режима функционирования в режим развития. Однако это станет возможным только при условии широкой поддержки деятельности университетских учебных округов со стороны государства и широкой общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.