Научная статья на тему 'Государственно-общественное управление в сфере образования'

Государственно-общественное управление в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2473
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-общественное управление в сфере образования»



Казанский педагогический журнал

4'2006

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Терентьева, кандидат социологических наук, доцент КГУ

Современные тенденции поиска путей эффективности управления системой образования создают потребность в инновационном руководстве. При этом в условиях динамичных изменений и кардинальных сдвигов в современном обществе управление образованием с опорой на научные основы становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании, создания условий и выявления внутренних механизмов его развития.

В контексте обозначенной проблемы управление можно рассматривать как модель коллективной деятельности, включающую в себя анализ, прогноз, принятие решения и выполнение данного решения. Поэтому важным является вопрос о включенности управленческого гуманистически-инновационного ресурса. Этого требуют и задачи модернизации современного российского образования, максимальной действенности управленческого ресурса для достижения больших результатов с наименьшими затратами.

Понимая под управлением целеустремленную деятельность субъектов всех уровней, направленную на организацию функционирования и развития системы образования, государственно-общественное предлагаем воспринимать как такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы. Очевидно, государственно-общественное

управление не должно вбирать в себя или подменять собою все структуры управления образованием, составлять их арифметическую сумму. Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей. Или, другими словами, целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах личности, профессиональной и общественной среды и власти. Отсюда вытекают и основные задачи. Это - реализация законодательно определенных прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательными учреждениями, демократизация государственного управления образованием; удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса, развитие согласованных механизмов разрешения противоречий и конфликтов между всеми субъектами. Понятно, что содержание государственно-общественного управления составляет деятельность его субъектов. Она может осуществляться по следующим двум направлениям:

- обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных органов и общественных объединений и органи-

74

Высшее образование

заций, способствующее гармонизации, гуманизации и гражданско-правовому закреплению разнообразных организационных и организационно-правовых форм взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в образование сил и средств юридических и физических лиц;

- развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих стандартов, программ, совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности, учебно-методического и материально-технического оснащения; инициация, принятие и введение в действие нормативных документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и др.

В организационную структуру государственно-общественного управления образованием могут входить органы государственной власти и местного самоуправления, федеральные, региональные и отраслевые, а также местные органы управления образованием, органы управления образовательными учреждениями, органы общественного управления и самоуправления всех уровней, профессиональные сообщества, ассоциации, советы. При этом в структуре приоритетов государственно-общественного характера развития системы образования само образовательное учреждение ни в коей мере не снижает своей значимости и миссии - оно выступает в новом качестве - как ведущий социально-педагогический институт, который выполняет свою профессиональную функцию. Потому что он создается обществом, выполня-

ет социальный заказ общества, не может существовать вне деятельности субъектов социальной среды, ее институтов, по своему предназначению является фактором образования, воспитания и социализации подрастающего поколения, осуществляет, что очень существенно, педагогическое влияние на другие образовательные институты, на социум, на общество в целом. В итоге государственно-общественное управление образованием можно представить как интеграцию трех направлений работы:

- демократизация деятельности органов государственной власти и органов управления образованием;

- развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций специалистов, органов самоуправления всех уровней);

- организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения.

Важно подчеркнуть также и функции государственно-общественного управления. Безусловно, если учесть, что оно осуществляет реализацию всех «традиционных» функций (планирование, организация, руководство, контроль) , то в этом смысле можно утверждать, что включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений осуществляется на всех уровнях управления образованием. Вместе с тем следует отметить, что существуют особенные, специфичные функции, присущие данному управлению. Это, прежде всего, диагностическая, координационная и экспертная функции.

Казанский педагогический журнал

4'2006

Диагностическая функция предусматривает совместное изучение состояния, тенденций развития, диагностическую оценку процесса управления, управленческой деятельности руководителей органов управления и образовательных учреждений, итогов обучения и воспитания по конечным результатам, выработку предложений по поддержанию системы образования и направлений ее развития. Эта функция позволяет выявить (скорректировать) цели, важные для различных слоев и групп населения. Происходит некое изучение «заказа на образование», его учет при организации управления образованием.

Координационная функция государственно-общественного управления связана с решением задач интеграции государственных и общественных структур в решении выявленных проблем. Координация действий государственных и общественных структур предусматривает воздействие друг на друга, взаимное изменение, взаимную обусловленность, взаимосвязь. Эффективная координация позволяет принимать согласованные с обществом управленческие решения благодаря тому, что происходят совместные (власти и общества):

• ориентация в ситуации, в состоянии системы, оценка слабых звеньев, выявление проблем;

• формулировка целей, выявление проблем, декомпонирование целей в конкретные задачи. Понятно, что цели государственно-общественного управления образованием не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образова-

ния, они формируются в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования;

• информационное обеспечение избранных целей, сбор и обработка соответствующей информации;

• принятие на основе собранной информации управленческого решения о путях реализации целей;

• планирование этапов и способов выполнения принятого решения;

• организация принятого и спланированного к исполнению решения;

• анализ результатов, оценка эффективности, выяснение успехов и неудач и на их основе задач на будущее.

В этом смысле государственно-общественное управление ориентируется на развитие. Его субъектами становятся не только администрация управления образования, но и педагогические коллективы образовательных учреждений, общественные организации, родители, все социальное окружение.

Экспертная функция связана с аналитическим этапом и этапом коррекции и предусматривает:

• совместную экспертизу и обсуждение результатов государственно-общественного управления на основе установленных критериев. При этом абсолютную ценность и значимость имеют мнения и суждения представителей и государственных, и общественных структур;

• экспертизу образовательных проектов, направленных на решение проблем образования, предусматривающих внедрение перспективных программ

76

Высшее образование

развития и одновременно определение заинтересованных структур, способных обеспечить их поддержку;

• коррекцию на основе полученных результатов поставленных целей и задач, способов их решения, а при необходимости на различных этапах деятельности. В этом случае осуществляется возможность оперативной «обратной связи». Совместная деятельность субъектов, имеющих разные нормы и ценности, различные взгляды и позиции (в нашем случае это власть и общество), предусматривает обязательную оценку процессов, явлений и событий, и в ходе такой деятельности развиваются государственно-общественные отношения, которые позволяют принимать стратегические и оперативные решения по развитию образования, корректировать цели и полученные результаты.

Общественная составляющая экспертизы обеспечивает контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности учащегося, родителей, педагогов; за качеством и условиями образования, привлечением и использованием финансовых и материальных ресурсов.

Конечно, цели государственно-общественного управления не могут задаваться только ведомственными интересами системы образования, они формируются в диалоге между субъектами на основе выявленных проблем. Это значит, что данная форма управления образованием развивается с учетом принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление.

Каждый субъект управленческой деятельности и управленческого взаимодействия с партнерами постигает, осознает и обосновывает значимость выявленных проблем и поставленных целей. В соответствии с этим он ищет и находит приемлемые для себя интерпретации общих целей управления образованием. Это позволяет ему определиться с той ролью, которую он видит для себя в своей управленческой деятельности и в управленческом взаимодействии с партнерами. Речь идет не о выборе им своих функций в управлении образованием. Они, как правило, определяются извне, в том числе и в силу объективных закономерностей. Видение своей роли в управлении образованием означает внутреннюю готовность каждого участника образования к управленческой деятельности и к управленческому взаимодействию с партнерами в тех или иных аспектах.

На всех этапах совместная деятельность может быть реализована в различных формах, главное, чтобы в их основе лежали принципы социального партнерства, сотрудничества, позитивных государственно-общественных отношений. Подчеркнем, что в реальной практике могут быть применены варианты использования части данного алгоритма, в зависимости от конкретной ситуации и позиций участвующих в ней субъектов.

Очевидно, что государственно-общественное управление не составляет арифметическую сумму государственных и общественных структур совершенствования образования, а представляет собой систему, основан-

Казанский педагогический журнал

4'2006

ную на добровольном принятии государством и общественными структурами определенных обязательств в управлении образованием.

Таким образом, государственно-общественный подход к управлению образованием предполагает определение четких функциональных компетенций каждого социального института как субъекта образовательной политики. Но существенным остается и другое - социальные ожидания этих институтов от качественно новой системы образования, без чего невозможна обоснованная мотивация полноценного социального участия всех институтов общества и государства (и каждого конкретного) в едином российском образовательном пространстве.

Поэтому на современном этапе ставятся важнейшие задачи - создание эффективного управления процессом производства знания и обеспечение ответственности. В нынешних условиях эти функции выходят за дисциплинарные и институциональные рамки и становятся прерогативой значительно более широких социальных групп. Поэтому в последнее время все больше возникает различного рода партнерств, в которых управление напоминает координирование.

Действительно, общественная инфраструктура образовательной сферы в настоящее время представлена сетью государственно-общественных и общественных организаций различного уровня и назначения, активно участвующих в решении задач реформирования, развития его культурно-просветительных, научных и иных функций. Деятельность этих организаций носит

18

научно-методический и организационно-координационный характер. Особую роль на государственном и региональном уровнях призваны сыграть ассоциации учебных заведений. Это обусловлено тем, что делегирование им полномочий «снизу» и «сверху» позволяет отражать как интересы учебных заведений, так и государственные интересы при доминировании первых.

Создание ассоциаций по инициативе учебных заведений позволяет качественно изменить систему региональных связей между ними, сделать их более прочными, а работу учебных заведений более результативной, в том или ином объеме реализующей многие из отмеченных выше функций.

Стремление оптимизировать образовательное пространство в регионах России заметно активизирует интеграционные процессы в системе образования. Тенденция к интеграции образовательных учреждений как по «горизонтали», так и «по вертикали» коснулась и вузов. Поэтому вполне логично решение правительства России о создании университетских комплексов (округов), которое фактически придает интеграции образовательных учреждений статус элемента государственной политики в сфере образования.

В этой связи влияние университета на регион адекватно описывается понятиями «Университетский комплекс» и «Университетский округ». Под комплексом мы понимаем совокупность непосредственно подчиненных университету образовательных учреждений, тогда как университетский округ - это фактически вся

Высшее образование

региональная система образования. Одна из распространенных моделей включает в себя все ступени образования, все виды учебных заведений -от школ до центров послевузовской подготовки. Университетские округа в наши дни - это возрождение старой, прерванной традиции, которая обеспечивает преемственность и взаимосвязь всех ступеней системы образования, повышения статуса региональных университетских как центров образования, науки и культуры, а также придает этой системе необходимую устойчивость и целостность.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 20 республик с населением более 23,5 млн. человек, и в каждой из них функционируют университеты. На них возлагается роль структур, вокруг которых концентрируется политический и социально-культурный потенциал региона.

Университет национального региона выполняет также функции исследования, прогноза, сохранения и развития этноса, его самосознания, поликультурного взаимодействия, стабильности, языковой политики, бесконфликтного развития. С университетами связывают надежды на экономическое и этнокультурное развитие, на сохранение единого социокультурного пространства России, формирования стабильной ценностной системы - открытой, вариативной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма. Казанский государственный университет - один из лидеров российской высшей школы по уровню научных исследований, по качеству образования, по обще-

ственному и культурному влиянию в республике. Это единое, комплексное и сложное учреждение.

Естественно, прежде чем вкладывать конкретное содержание в саму идею университетских округов, потребовалось реалистично оценить - на что способна и что действительно может сделать наша система образования сегодня, каковы реальные каналы ее воздействия на общество в современных условиях.

Другими словами, в традиционную для России форму университетского округа жизнь требует вложить новое содержание, продиктованное потребностью скорейшего преодоления социально-экономического, политического и демографического кризиса в России и в не меньшей мере - потребностью найти адекватные ответы на вызовы двадцать первого века.

В этом смысле университетский округ рассматривается нами как форма государственно-общественного управления высшей школой и не только. Перспективно его сотрудничество с другими общественными структурами, такими, как Совет ректоров вузов Республики Татарстан, Ассоциация некоммерческих вузов, Совет ссузов, Попечительские советы и другие. Оно может быть представлено в виде расширенного научно-общественного совета, занимающегося рассмотрением проблем образования, молодежи, науки, культуры, производства в их взаимной связи и в контакте с органами власти и управления, заинтересованными деловыми и общественными округами.

С другой стороны, это и региональная исследовательская, педагогиче-

Казанский педагогический журнал

4'2006

ская, экспериментальная общественно-дискуссионная площадка для решения проблем развития образования, развития человеческого потенциала, развития производительных сил в целом.

Сегодня становится очевидным, что университетские учебные округа представляют собой перспективную и адекватную современному этапу форму обогащения интеллектуально-духовного и материально-технического потенциала самого образования. Они дают возможность создавать региональные информационно-образовательные среды, интегрирующие коммуникационные ресурсы и технологии ассоциированных образовательных учреждений независимо от уровня, типа и вида последних.

Руководствуясь решением коллегии Министерства образования РФ от 19 декабря 2000 г. и приказом министра № 3918 от 29 декабря 2000 г. о системе университетских комплексов, принимая во внимание современные потребности личности, общества и государства в получении знаний, научном поиске, этическом и эстетическом воспитании подрастающего поколения и населения в целом, представители ведущих учебных заведений различных уровней (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования) и научные учреждения Республики Татарстан горячо откликнулись на общественные и правительственные инициативы, затрагивающие интересы образования и науки в России.

Работа по созданию Казанского университетского образовательного округа явилась результатом назревшей необходимости поиска новых

подходов к современным требованиям в образовании, разработке государственных стандартов образовательного пространства. Опираясь на основные пункты Болонских соглашений в целях вовлечения российской системы образования в единое европейское и международное сообщество, инициатором деятельности по созданию университетского округа и обсуждению насущных проблем образовательной системы с целью всестороннего удовлетворения потребностей современного общества, в том числе в социальной и духовной сферах, стал Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Многие школы, гимназии, лицеи, колледжи, техникумы, училища и вузы Республики Татарстан приняли активное участие в создании университетского образовательного округа. Всесторонне обсуждались предположения об основных направлениях развития будущей структуры, о роли каждого учреждения в системе округа. Предполагалось создание ассоциации расположенных в Республике Татарстан образовательных учреждений различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования, функционирующих в рамках округа как добровольное самоуправляемое объединение. Создание университетского округа должно способствовать формированию целостной региональной системы образования. А академическая интеграция в рамках университетского образовательного округа позволит обеспечить высокий уровень преемственности между общеобразовательными учреж-

60

Высшее образование

дениями и учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, осознавая единство решаемых проблем и острую необходимость осуществления совместной деятельности по совершенствованию учебных процессов различных уровней, 4 декабря 2003 года члены создаваемой Ассоциации КУОО собрались на совещание, послужившее своеобразным отсчетом начала совместной деятельности. На совещании были всецело освещены все интересующие вопросы и предложения, а также разработаны проекты учредительных документов округа. В ходе обсуждения информационного сообщения проректора КГУ Р.Г.Минзарипова и обмена мнениями были выработаны концепция развития, цели и главные направления деятельности Ассоциации.

Можно сказать, что учредительскому собранию КУОО предшествовала интенсивная работа по разработке основных положений организационной схемы и механизма решения, стоящих перед создаваемой организацией задач. 23 января 2004 года на базе Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина состоялось учредительское собрание, основным итогом которого явилось создание уникального образовательного сообщества Казанский университетский образовательный округ. В состав новой структуры, призванной решать задачи первостепенной важности в области образования и науки в Республике Татарстан и Российской Федерации, вошли 50 образовательных учреждений разных уровней и типов.

Практика убедительно доказывает, что создание университетских образовательных округов и университетских комплексов - веление времени. Это стремление с помощью университетов поднять уровень образования во всех его звеньях, вовлечь высшие учебные заведения в решение крупных научно-технических проблем, разработку инновационных технологий и, следовательно, в формирование инновационного пути развития отечественной экономики.

В Учредительном договоре Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ» отмечается, что Казанский государственный университет как головной вуз является центром научного и учебно-методического обеспечения целостности, непрерывности и преемственности образования в округе. Он будет способствовать консолидации научного и образовательного потенциала, координации взаимодействия и концентрации усилий всех членов округа на комплексном решении стоящих целей и задач.

Как указано в Декларации о создании Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ», ее миссией является:

1) создание условий для удовлетворения потребностей личности, общества и государства в непрерывном многоуровневом образовании, сохранение и развитие интеллектуального потенциала Республики Татарстан, повышение культурного уровня населения региона;

2) обеспечение потребностей государства и общества в высококвалифицированных специалистах для всех

Казанский педагогический журнал

4'2006

отраслей народного хозяйства, научной, образовательной и социальной сферы;

3) обеспечение для граждан Республики Татарстан и Российской Федерации возможности получения образования по системе непрерывной подготовки и обучения на протяжении всей жизни на основе интеграции академической и вузовской науки, исторических традиций и международного опыта;

4) подготовка высококвалифицированных, физически здоровых, гармонично развитых специалистов, способных быстро адаптироваться к условиям рыночной экономики и быть творцом нашего и своего будущего;

5) интеграция в мировую систему образования и науки.

Для успешного выполнения этой миссии в КУОО сформировалась целостная система взаимодействия и координации многоуровневых учебных и воспитательных процессов.

Можно сказать, что отличительной особенностью структуры Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ» является тот факт, что стандартная модель крупного современного университета в представлении Президента АН ВШ РФ, доктора технических наук, профессора В.Е.Шукшунова видоизменена в сторону усиления роли внешнего аспекта «УЧЕБНОГО БЛОКА» университета. Исторически сложилось так, что многие крупные учебные заведения города Казани образовались в результате глобализации образовательного процесса и обогащения учебных программ на основе крупных кафедр КГУ. Специфика кафедры легла в

основу ресурсного ведущего направления вновь созданного образовательного учреждения. Так были образованы в свое время КАИ и КХТИ, медицинский институт и другие. Отсюда тесная профессиональная творческая взаимосвязь профессорско-преподавательского состава, некоторая общность в подходах изучения современной научной проблематики, огромное влияние плодотворного теоретического сотрудничества на развитие всего университетского сообщества и науки в целом.

Вторая характерная черта структуры и деятельности КУОО состоит в том, что приоритет в сотрудничестве и взаимопроникновении его составляющих структур отдается именно научно-образовательным и теоретическим технологиям наряду с всесторонним обогащением сектора практических исследований и разработок в рамках инновационной инфраструктуры. Фундаментальность знаний всегда была присуща университетам России, хотя и прикладные науки имели необходимую базу для поступательного развития и прогресса. Поэтому по аналогии с УУНИК (Университетский учебно-научно-инновационный комплекс), основной характеристикой которого считается гиперразвитие инновационного блока и связующего коммерциализированного статуса подразделений, Казанский округ можно представить как Университетский учебно-научный образовательный комплекс. В таком формате он будет эффективнее решать поставленные задачи. Поэтому университетский образовательный округ как новый интеграционный элемент

62

образовательной сферы должен превратиться в один из тех рычагов, которые переводят отечественное образование из режима функционирования в режим развития. Конечно, это

Высшее образование

станет возможным только при условии широкой поддержки деятельности университетских учебных округов со стороны государства и широкой общественности.

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Е.В. Яковлева, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, Нижнекамский муниципальный институт

Научные представления о мышлении развиваются преимущественно под влиянием формальной логики, а психологический анализ мышления нередко сводится к выделению отдельных мыслительных процессов: сравнения, классификации, обобщения и абстрагирования. На основе формальной логики описываются различные виды суждений и умозаключений. В реальном же процессе образования, особенно за пределами средней школы, встает вопрос о формировании логической культуры мышления, но зачастую он решается стихийно.

Сама идея изучения логического мышления рассматривалась еще древнегреческим философом Аристотелем, который выделял два способа мышления: логическое и интуитивное.

В период средневековья доказательство носило преимущественно формально-логический характер. Схоласты-педагоги считали, что понятие тем достовернее, чем оно отвлеченнее и меньше связано с чувственным опытом. По этой причине индуктивный путь познания сущности был полностью исключен из практики обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях буржуазного общества возникла необходимость в непосредственном опытном познании окружающей действительности, так как без понимания законов, лежащих в основе физических, химических, биологических и других явлений, нельзя было говорить о развитии самого капиталистического способа производства.

Потребность в опытных знаниях вызвала не только бурное развитие естественных наук, но и экспериментальных методов исследования. В ХУ1-ХУ11 вв. как основной метод исследования, дающий достоверные знания о мире, утвердился метод научной индукции.

Выступая против схоластики в средневековой философии и науке, Бэкон считал, что приобретение знаний в процессе обучения должно происходить по тем же законам, что и познание в процессе научного исследования, поэтому он настаивал на широком применении индуктивного метода и в обучении.

Следует отметить, что необходимость применения индуктивного метода в обучении четко отражена в дидактике Яна Амоса Коменского.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.