Научная статья на тему 'Создание системы исламского профессионального образования в рамках кластерной идеологии Республики Татарстан'

Создание системы исламского профессионального образования в рамках кластерной идеологии Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева С. Е.

The reforms in the professional educational system is the main point in the work of the Republic s Government and then Minestry of Education and Science as well. The cluster ideology is used as the basis of these reforms. There are 14 educational clusters, each of them unites the basic enterprises of the particular branch, the main higher educational institutions, professional schools and the educational centres of the enterprises. The members of each cluster sign the State-Corporate Partnershi p Agreement in the sphere of training of qualified specialists. The professional religious education presupposes deep religious knowledge, acquiring and using of the spiritual heritage of the major part of Russia s population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Creation of Islamic Professional Educational System within the Claster Ideology of the Repablic of Tatarstan

The reforms in the professional educational system is the main point in the work of the Republic s Government and then Minestry of Education and Science as well. The cluster ideology is used as the basis of these reforms. There are 14 educational clusters, each of them unites the basic enterprises of the particular branch, the main higher educational institutions, professional schools and the educational centres of the enterprises. The members of each cluster sign the State-Corporate Partnershi p Agreement in the sphere of training of qualified specialists. The professional religious education presupposes deep religious knowledge, acquiring and using of the spiritual heritage of the major part of Russia s population.

Текст научной работы на тему «Создание системы исламского профессионального образования в рамках кластерной идеологии Республики Татарстан»

■■■ І І І І І І

4- і ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

(инструктора) могут быть привлечены для оказания помощи и другие сотрудники.

Необходимость нахождения в командировках специалиста (инструктора), особенно на первых порах адаптации «сотрудников-новичков» продиктовано двумя причинами:

• постоянным совершенствованием знаний, умений и навыков у сотрудников ОМСН, профессионально-педагогическое сопровождение, помощь и

4'2006

поддержка, а также первоначальная адаптация «сотрудников-новичков» в изменившихся экстремальных условиях;

• быть в курсе событий (идти в ногу со временем) тактики действий незаконных вооруженных формирований, и на этой основе дальнейшее совершенствование приемов и способов действий сотрудников ОМСН в изменившейся тактике осуществления работы в экстремальной ситуации.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КЛАСТЕРНОЙ ИДЕОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

С.Е.Матвеева, кандидат педагогических наук, начальник отдела Министерства образования и науки РТ

Система среднего профессионального образования Республики Татарстан представляет собой достаточно многопрофильную сеть образовательных учреждений, обеспечивающую получение начального и дополнительного профессионального технического образования.

За последние годы в структуре подготовки кадров в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан произошли заметные изменения. В частности, численность выпускников среднего профессионального образования в 2007 году, по сравнению с 2000 годом, увеличилась на 29,3 %, что значительно выше данного показателя в среднем по Приволжскому федеральному округу, составившего 21,6 %.

В 2006/ 07 учебном году система среднего профессионального образования в Республике Татарстан вклю-

20

чала 80 учебных заведений, численность студентов в которых составила 45759 тыс. человек. В сравнении с показателями 2000 года, количество указанных учреждений среднего профессионального образования увеличилось на 5 единиц или 6,2%,что значительно ниже данного показателя в среднем по Приволжскому федеральному округу, составившего 18%, и соответствует значению данного показателя по Российской Федерации (6%). Кроме того, на 3532 тыс. человек или на 20% возросло общее количество обучающихся в них студентов, что более чем в 3 раза ниже данного показателя по Приволжскому федеральному округу (20%) и соответствует значению данного показателя по Российской Федерации (6,5%). При этом указанное увеличение произошло за счет численности студентов очной формы обучения в техникумах.

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в Республике Татарстан немногочисленны и не оказывают существенного влияния на объемы подготовки специалистов этого уровня. В 2007 году количество таких учебных заведений достигло 19 единиц, что соответствует 22,3% от их общего количества, а численность обучающихся в них студентов составила 5 700 человек или 11,2% от общего количества обучающихся, что выше значения данного показателя по Приволжскому федеральному округу (5,7%).

На сегодняшний день в республике существует ряд учреждений среднего профессионального образования, ведущих подготовку мусульманских религиозных деятелей.

Республика Татарстан является территорией, где проживают представители различных конфессий. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по РТ на 1 января 2006 г. в Республике Татарстан зарегистрировано 1357 религиозных организаций, из них: 1023 мусульманских, 230 православных РПЦ Московского Патриархата, 12 Истинно-православных церквей, 5 старообрядческих (белокриницкого согласия и старопоморского толка), католики - 2, иудеи - 5, буддисты - 1, протестантских общин различных направлений - 74 (евангельские христиане-баптисты - 4, евангельские христиане-28, христиане веры евангельской - 18, адвентисты седьмого дня - 13, единая евангелическо-лютеранская церковь России - 4, евангелическо-лютеранская церковь Ин-

грии - 1, новоапостольская цер-

ковь - 1, Свидетели Иеговы - 5), ба-хай-1, кришнаиты (вайшнавы) - 2, Церковь Последнего Завета (виссари-оновцы) - 1, ахмадийя - 1.

Сегодня вопрос формирования основ исламского профессионального образования является ключевым, как для верующих, так и для всего образовательного сообщества. Ведь целью религиозных учебных заведений является укрепление духовно-нравственных устоев общества через подготовку высококвалифицированных мусульманских религиозных деятелей, специалистов по различным отраслям исламских и светских наук.

Период с 1980 по 2006 г. характеризовался возрождением исламского образования в России после длительного перерыва, который проходил в двух направлениях. Первое - образование осуществлялось через воскресные школы при мечетях, где преподавались основы ислама населению - взрослым и детям. Второе -через систему религиозного образования (исламские медресе, колледжи и институты, университеты, где готовились кадры мусульманского духовенства).

В начале 1990-х годов подготовка служителей мусульманских религиозных организаций осуществлялась в основном за рубежом без достаточной координации со стороны российских духовных управлений мусульман. При этом произошел стремительный рост официально зарегистрированных мусульманских религиозных объединений - с 870 местных организаций в начале 1990-х годов до 3,7 тысячи в настоящее время. «Открытие новых

■■■ 111111

4- I ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

4'2006

мечетей привело к острой нехватке служителей, чей уровень образованности отвечал бы требованиям современной жизни»,- отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев во время визита в Республику Татарстан в ноябре 2007 года.

Принимая во внимание эти обстоятельства, Президент РФ поручил Правительству РФ (от 21.5.2002 № Пр-849 и от 19.6.2002 № Пр-1089) в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского. Поставлен также вопрос о создании учебнометодического центра, который мог бы готовить квалифицированные кадры и вести научно-методическую работу в этой области. В соответствии с поручением Президента федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ продолжают осуществлять комплекс мер по оказанию помощи в развитии мусульманского образования.

Эти меры включают в себя: содействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ становлению и укреплению религиозного (исламского) образования, ведущегося в рамках деятельности наиболее крупных духовных управлений мусульман России в соответствии с действующим законодательством.

В ходе выполнения поручений Президента Российской Федерации по оказанию содействия развитию сферы

религиозного исламского образования возрождение ислама в России обнажило проблему острой нехватки квалифицированных кадров священнослужителей. Эта проблема стала одной из причин активизации деятельности различных зарубежных фондов и миссий, направляющих в нашу страну сотни преподавателей, миссионеров, а также экстремистскую литературу, что в определенной мере способствовало появлению ваххабитских группировок и почвы для терроризма.

Учитывая острую потребность в квалифицированных кадрах в русле традиционного ислама, по инициативе духовных управлений мусульман регионов стали открываться средние и высшие профессиональные учебные заведения.

В настоящее время в стране работают 17 высших исламских учебных заведений, получивших лицензию. Со стороны органов государственной власти им предоставляется определенная материальная помощь, развивается учебная база, оказывается содействие в преподавании общеобразовательных дисциплин, подготовке и передаче учебных пособий, проводится консультирование ведущими образовательными и научными учреждениями. Минюст России осуществляет регистрацию духовных учебных заведений как религиозных организаций, Минобразование России - лицензирование их деятельности как образовательных учреждений, а также все подготовительные и консультативные работы по данному и другим вопросам образования.

Вышеперечисленные проблемы и невозможность быстрого их решения

22

привели к еще большим проблемам. Здесь, прежде всего, необходимо говорить о качестве обучения и количестве обучающихся. Религиозные учебные заведения по рейтингу не могли конкурировать со светскими профессиональными учебными заведениями. Несмотря на открытие мечетей и наличие мектебов при мечетях, желающих продолжить религиозное образование и получить профессиональное образование очень мало. Религиозные учебные заведения уже действовали, обучали молодых людей, но не гарантировали их права — например, получение диплома, предоставляющего возможность продолжить свое образование или выбирать место работы. Дипломы, выдаваемые религиозными учебными заведениями, и в настоящее время имеют хождение только внутри религиозных организаций. Внутри религиозных организаций вопросы трудоустройства выпускников не решены: они востребованы, но община, не может обеспечить оплату труда имамов и преподавателей.

Профессиональные религиозные учебные заведения разными путями пытались решить проблему недобора абитуриентов. Некоторые учебные заведения открывали свои воскресные школы, подготовительные группы или пытались привязывать мектебы к конкретному учебному заведению. Но в условиях отсутствия единого координационного центра, хорошо спланированных программ эти действия не увенчались успехом. Некоторые медресе в Казани начали сотрудничать с профессиональными училищами, действующими на территории Татар-

стана. К примеру, выпускники Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама наряду с дипломом и квалификацией «имам-хатыб и преподаватель арабского языка» получают диплом государственного образца и квалификацию «пчеловод 3 — 4 разряда».

С 2002 г. медресе сотрудничает со специальным профессиональным училищем № 86, расположенным в селе Тенки Камско-Устьинского района РТ. Училище предоставляет программы, возможность проводить практические занятия, обеспечивает учебниками. Как говорят преподаватели, пчеловод - универсальный специалист, он и зоотехник, и агроном, и механизатор, и технолог, и натуралист, и эколог, и мастеровой, и даже ветеринарный врач - такому имаму в селе цены не будет. В медресе практикуют также подготовку водителей. С 2003 г. обучающимся выдают право вождения автомобиля. А в среднем специальном медресе имени Ризатдина Фахретдина г. Альметьевска наряду со специальностью «имам-хатыб» ша-кирды получают дополнительную специальность электрика. Такие меры способствуют привлечению абитуриентов.

Средние специальные профессиональные учебные заведения Казани — медресе «Мухаммадия», медресе имени 1000-летия принятия ислама, Казанский исламский колледж - развиваются, конкурируя между собой. Конкурентами для всех российских религиозных учебных заведений являются еще и зарубежные религиозные учебные заведения. Отправка в середине 1980-х годов шакирдов

■■■ 111111

4- I ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

4'2006

в исламские страны для получения религиозного образования была вызвана отсутствием таких учебных заведений и соответствующих преподавательских кадров в стране. Несмотря на то что постепенно открывались профессиональные учебные заведения в разных городах по всей территории России, продолжался и до сих пор продолжается выезд на учебу в разные исламские страны через различные каналы - по направлениям ДУМ, религиозных организаций, а также в индивидуальном порядке. Этот процесс можно остановить только улучшением качества профессиональной подготовки, преподавания религиозных дисциплин, арабского языка. Религиозное обучение за рубежом может иметь место только как продолжение полученного в рамках традиционного для нашей страны ислама, а также как языковая стажировка.

При условии скорейшего решения вопроса о государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования религиозное образование будет включено в единую систему образования России. Минобрнауки совместно с религиозными организациями будет разрабатывать перечень тех специальностей, по которым будут стандарты.

Государственная аккредитация предполагает контроль со стороны государственных образовательных учреждений, что не может рассматриваться в негативном плане и будет способствовать организации эффективной работы в исламских религиозных учебных заведениях. Профессиональные духовные учебные заведения должны готовить полноцен-

ных современных специалистов, но в настоящее время выдаваемые исламскими религиозными учебными заведениями дипломы имеют хождение только внутри исламских организаций. Эта проблема в религиозном профессиональном образовании остается самой острой.

Важным шагом в развитии исламского образования как в Москве, так и в целом по России стало создание в 2005 г. Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Московский исламский университет в составе этого Совета принимает самое активное участие во всех направлениях работы. Чтобы выстроить целостную систему обучения мусульман основам ислама и подготовки специалистов среднего и высшего религиозного персонала, Совет по исламскому образованию утвердил для каждой ступени соответствующий стандарт. Все учебные заведения будут работать по этому единому стандарту. Учебные заведения могут воспользоваться примерными программами и учебными планами, подготовленными Советом по исламскому образованию, или разработать свои программы в соответствии со стандартами.

Утверждена также схема построения всей системы современного исламского образования в России, которая включает в себя начальное религиозное образование, общее среднее религиозное образование, ступень среднего профессионального образования и три направления высшего образования: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Между этими ступенями нала-

24

живается тесная связь. Таким образом, постепенно решается еще одна проблема: обеспечение преемственности между различными уровнями исламского образования и непрерывности учебного и воспитательного процессов, дающие возможность отладить деятельность отдельных звеньев системы и наладить профориентационную пропедевтическую работу.

Выстраивание системы мусульманского образования, определение статуса учебного заведения, особенно позиционирование, идет нелегко. Профессиональные исламские учебные заведения уже имеют десятилетний опыт работы, и унифицирование программ и учебных планов порождают некоторые сомнения и споры.

Краткий анализ современного состояния профессионального исламского религиозного образования позволяет сделать некоторые выводы:

Проблема 1. Исламские учебные заведения прошли начальный этап развития, сейчас уже можно говорить о новом этапе в работе профессионального исламского образования России - об усовершенствовании. Происходят структурные изменения, наблюдается улучшение в организации учебного процесса. Изменились и расширились и цели профессионального мусульманского образования.

Проблема 2. В настоящее время в России представлены все звенья религиозного образования - вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе. По-прежнему на первое место выдвигается профес-

сиональная подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, которые должны стать кадровой основой для последующего эффективного распространения религиозной культурной традиции и создания фундаментальной научной базы для возрождения исламских наук в России.

Проблема 3. В связи с необходимостью достижения нового, современного качества образования в сфере профессионального мусульманского образования возникла необходимость расширения и интенсификации образовательного процесса. Необходимы новые организационные структурные модели, новые технологии обучения. Современный университет должен формировать у выпускников высокий уровень профессиональных знаний, обеспечивать степень пригодности выпускника к эффективной работе, удовлетворять запросы общества в отношении кадров и формировать в обществе новые взгляды на качество образования, пропагандируя необходимость сохранения культурных и духовных традиций в обществе.

Решением существующих проблем должна стать идея создания образовательного кластера в сфере религиозного мусульманского образования в Республике Татарстан. Сегодня реформирование системы профессионального образования является приоритетным направлением работы Правительства и Министерства образования и науки Республики Татарстан.

В основу реформирования положена кластерная идеология. В республике созданы 14 отраслевых образо-

І І І І І І

ш

Казанский педагогический журнал

4'2006

вательных кластеров, каждый из которых объединяет базовые предприятия отрасли, головные вузы, учреждения НПО и СПО, профильные школы, учебные центры предприятий. В каждом таком кластере участники подписывают Соглашения о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров.

Профессиональное религиозное образование предполагает глубокие знания в религии; усвоение и использование духовного наследия большого числа народов России. Профессиональное исламское образование, наряду с целью подготовки высокообразованных специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, ставит своей целью повышение духовного потенциала и укрепление нравственных устоев общества, создание соответствующей основы в обществе для подготовки гармонично развитых и высокообразованных личностей, воспитанных в духе межнационального согласия, религиозной веротерпимости и уважения к духовным и культурным ценностям и традициям мусульманских народов. Эти цели потребуют соответствия содержания образования уровню развития современной науки и техники, накопленному сегодняшнему опыту, требуют применения в обучении объективных научных фактов, учений, теорий.

Литература:

1. Загидуллин И. К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII - начало XX вв.- Казань: Изд-во Казанского университета, 2003.- 179 с.

2. Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования.- Казань: Мастер-Лайн, 2002 (на русском и английском языках).

3. Набиев Р.А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.- Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.- 244 с. (Серия «Культура, религия и общество»; Специальный выпуск.)

4. Загидуллин И.К. Мусульманское

богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь).- Казань: Институт истории

им. Ш. Марджани АН РТ, 2006.- 452 с.

5. Сенюткина О.Н., Загидуллин И.К. Нижегородская ярмарочная мечеть -центр общения российских и зарубежных мусульман (XIX - начало XX вв.).-Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2005.182с.

6. Татарские мусульманские приходы в Российской империи.- Казань: Институт истории АН РТ, 2006.- 308 с.

7. Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в.- 1917 г.) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г. Казань).- Казань: Институт истории АН РТ, 2006.- 312 с.

8. Инновации в системе исламского религиозного образования в России.- Казань: Институт истории АН РТ, 2007.-56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.