■■■ І І І І І І
4- і ■ ■ тп
Казанский педагогический журнал
(инструктора) могут быть привлечены для оказания помощи и другие сотрудники.
Необходимость нахождения в командировках специалиста (инструктора), особенно на первых порах адаптации «сотрудников-новичков» продиктовано двумя причинами:
• постоянным совершенствованием знаний, умений и навыков у сотрудников ОМСН, профессионально-педагогическое сопровождение, помощь и
4'2006
поддержка, а также первоначальная адаптация «сотрудников-новичков» в изменившихся экстремальных условиях;
• быть в курсе событий (идти в ногу со временем) тактики действий незаконных вооруженных формирований, и на этой основе дальнейшее совершенствование приемов и способов действий сотрудников ОМСН в изменившейся тактике осуществления работы в экстремальной ситуации.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КЛАСТЕРНОЙ ИДЕОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
С.Е.Матвеева, кандидат педагогических наук, начальник отдела Министерства образования и науки РТ
Система среднего профессионального образования Республики Татарстан представляет собой достаточно многопрофильную сеть образовательных учреждений, обеспечивающую получение начального и дополнительного профессионального технического образования.
За последние годы в структуре подготовки кадров в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан произошли заметные изменения. В частности, численность выпускников среднего профессионального образования в 2007 году, по сравнению с 2000 годом, увеличилась на 29,3 %, что значительно выше данного показателя в среднем по Приволжскому федеральному округу, составившего 21,6 %.
В 2006/ 07 учебном году система среднего профессионального образования в Республике Татарстан вклю-
20
чала 80 учебных заведений, численность студентов в которых составила 45759 тыс. человек. В сравнении с показателями 2000 года, количество указанных учреждений среднего профессионального образования увеличилось на 5 единиц или 6,2%,что значительно ниже данного показателя в среднем по Приволжскому федеральному округу, составившего 18%, и соответствует значению данного показателя по Российской Федерации (6%). Кроме того, на 3532 тыс. человек или на 20% возросло общее количество обучающихся в них студентов, что более чем в 3 раза ниже данного показателя по Приволжскому федеральному округу (20%) и соответствует значению данного показателя по Российской Федерации (6,5%). При этом указанное увеличение произошло за счет численности студентов очной формы обучения в техникумах.
Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в Республике Татарстан немногочисленны и не оказывают существенного влияния на объемы подготовки специалистов этого уровня. В 2007 году количество таких учебных заведений достигло 19 единиц, что соответствует 22,3% от их общего количества, а численность обучающихся в них студентов составила 5 700 человек или 11,2% от общего количества обучающихся, что выше значения данного показателя по Приволжскому федеральному округу (5,7%).
На сегодняшний день в республике существует ряд учреждений среднего профессионального образования, ведущих подготовку мусульманских религиозных деятелей.
Республика Татарстан является территорией, где проживают представители различных конфессий. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по РТ на 1 января 2006 г. в Республике Татарстан зарегистрировано 1357 религиозных организаций, из них: 1023 мусульманских, 230 православных РПЦ Московского Патриархата, 12 Истинно-православных церквей, 5 старообрядческих (белокриницкого согласия и старопоморского толка), католики - 2, иудеи - 5, буддисты - 1, протестантских общин различных направлений - 74 (евангельские христиане-баптисты - 4, евангельские христиане-28, христиане веры евангельской - 18, адвентисты седьмого дня - 13, единая евангелическо-лютеранская церковь России - 4, евангелическо-лютеранская церковь Ин-
грии - 1, новоапостольская цер-
ковь - 1, Свидетели Иеговы - 5), ба-хай-1, кришнаиты (вайшнавы) - 2, Церковь Последнего Завета (виссари-оновцы) - 1, ахмадийя - 1.
Сегодня вопрос формирования основ исламского профессионального образования является ключевым, как для верующих, так и для всего образовательного сообщества. Ведь целью религиозных учебных заведений является укрепление духовно-нравственных устоев общества через подготовку высококвалифицированных мусульманских религиозных деятелей, специалистов по различным отраслям исламских и светских наук.
Период с 1980 по 2006 г. характеризовался возрождением исламского образования в России после длительного перерыва, который проходил в двух направлениях. Первое - образование осуществлялось через воскресные школы при мечетях, где преподавались основы ислама населению - взрослым и детям. Второе -через систему религиозного образования (исламские медресе, колледжи и институты, университеты, где готовились кадры мусульманского духовенства).
В начале 1990-х годов подготовка служителей мусульманских религиозных организаций осуществлялась в основном за рубежом без достаточной координации со стороны российских духовных управлений мусульман. При этом произошел стремительный рост официально зарегистрированных мусульманских религиозных объединений - с 870 местных организаций в начале 1990-х годов до 3,7 тысячи в настоящее время. «Открытие новых
■■■ 111111
4- I ■ ■ тп
Казанский педагогический журнал
4'2006
мечетей привело к острой нехватке служителей, чей уровень образованности отвечал бы требованиям современной жизни»,- отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев во время визита в Республику Татарстан в ноябре 2007 года.
Принимая во внимание эти обстоятельства, Президент РФ поручил Правительству РФ (от 21.5.2002 № Пр-849 и от 19.6.2002 № Пр-1089) в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского. Поставлен также вопрос о создании учебнометодического центра, который мог бы готовить квалифицированные кадры и вести научно-методическую работу в этой области. В соответствии с поручением Президента федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ продолжают осуществлять комплекс мер по оказанию помощи в развитии мусульманского образования.
Эти меры включают в себя: содействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ становлению и укреплению религиозного (исламского) образования, ведущегося в рамках деятельности наиболее крупных духовных управлений мусульман России в соответствии с действующим законодательством.
В ходе выполнения поручений Президента Российской Федерации по оказанию содействия развитию сферы
религиозного исламского образования возрождение ислама в России обнажило проблему острой нехватки квалифицированных кадров священнослужителей. Эта проблема стала одной из причин активизации деятельности различных зарубежных фондов и миссий, направляющих в нашу страну сотни преподавателей, миссионеров, а также экстремистскую литературу, что в определенной мере способствовало появлению ваххабитских группировок и почвы для терроризма.
Учитывая острую потребность в квалифицированных кадрах в русле традиционного ислама, по инициативе духовных управлений мусульман регионов стали открываться средние и высшие профессиональные учебные заведения.
В настоящее время в стране работают 17 высших исламских учебных заведений, получивших лицензию. Со стороны органов государственной власти им предоставляется определенная материальная помощь, развивается учебная база, оказывается содействие в преподавании общеобразовательных дисциплин, подготовке и передаче учебных пособий, проводится консультирование ведущими образовательными и научными учреждениями. Минюст России осуществляет регистрацию духовных учебных заведений как религиозных организаций, Минобразование России - лицензирование их деятельности как образовательных учреждений, а также все подготовительные и консультативные работы по данному и другим вопросам образования.
Вышеперечисленные проблемы и невозможность быстрого их решения
22
привели к еще большим проблемам. Здесь, прежде всего, необходимо говорить о качестве обучения и количестве обучающихся. Религиозные учебные заведения по рейтингу не могли конкурировать со светскими профессиональными учебными заведениями. Несмотря на открытие мечетей и наличие мектебов при мечетях, желающих продолжить религиозное образование и получить профессиональное образование очень мало. Религиозные учебные заведения уже действовали, обучали молодых людей, но не гарантировали их права — например, получение диплома, предоставляющего возможность продолжить свое образование или выбирать место работы. Дипломы, выдаваемые религиозными учебными заведениями, и в настоящее время имеют хождение только внутри религиозных организаций. Внутри религиозных организаций вопросы трудоустройства выпускников не решены: они востребованы, но община, не может обеспечить оплату труда имамов и преподавателей.
Профессиональные религиозные учебные заведения разными путями пытались решить проблему недобора абитуриентов. Некоторые учебные заведения открывали свои воскресные школы, подготовительные группы или пытались привязывать мектебы к конкретному учебному заведению. Но в условиях отсутствия единого координационного центра, хорошо спланированных программ эти действия не увенчались успехом. Некоторые медресе в Казани начали сотрудничать с профессиональными училищами, действующими на территории Татар-
стана. К примеру, выпускники Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама наряду с дипломом и квалификацией «имам-хатыб и преподаватель арабского языка» получают диплом государственного образца и квалификацию «пчеловод 3 — 4 разряда».
С 2002 г. медресе сотрудничает со специальным профессиональным училищем № 86, расположенным в селе Тенки Камско-Устьинского района РТ. Училище предоставляет программы, возможность проводить практические занятия, обеспечивает учебниками. Как говорят преподаватели, пчеловод - универсальный специалист, он и зоотехник, и агроном, и механизатор, и технолог, и натуралист, и эколог, и мастеровой, и даже ветеринарный врач - такому имаму в селе цены не будет. В медресе практикуют также подготовку водителей. С 2003 г. обучающимся выдают право вождения автомобиля. А в среднем специальном медресе имени Ризатдина Фахретдина г. Альметьевска наряду со специальностью «имам-хатыб» ша-кирды получают дополнительную специальность электрика. Такие меры способствуют привлечению абитуриентов.
Средние специальные профессиональные учебные заведения Казани — медресе «Мухаммадия», медресе имени 1000-летия принятия ислама, Казанский исламский колледж - развиваются, конкурируя между собой. Конкурентами для всех российских религиозных учебных заведений являются еще и зарубежные религиозные учебные заведения. Отправка в середине 1980-х годов шакирдов
■■■ 111111
4- I ■ ■ тп
Казанский педагогический журнал
4'2006
в исламские страны для получения религиозного образования была вызвана отсутствием таких учебных заведений и соответствующих преподавательских кадров в стране. Несмотря на то что постепенно открывались профессиональные учебные заведения в разных городах по всей территории России, продолжался и до сих пор продолжается выезд на учебу в разные исламские страны через различные каналы - по направлениям ДУМ, религиозных организаций, а также в индивидуальном порядке. Этот процесс можно остановить только улучшением качества профессиональной подготовки, преподавания религиозных дисциплин, арабского языка. Религиозное обучение за рубежом может иметь место только как продолжение полученного в рамках традиционного для нашей страны ислама, а также как языковая стажировка.
При условии скорейшего решения вопроса о государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования религиозное образование будет включено в единую систему образования России. Минобрнауки совместно с религиозными организациями будет разрабатывать перечень тех специальностей, по которым будут стандарты.
Государственная аккредитация предполагает контроль со стороны государственных образовательных учреждений, что не может рассматриваться в негативном плане и будет способствовать организации эффективной работы в исламских религиозных учебных заведениях. Профессиональные духовные учебные заведения должны готовить полноцен-
ных современных специалистов, но в настоящее время выдаваемые исламскими религиозными учебными заведениями дипломы имеют хождение только внутри исламских организаций. Эта проблема в религиозном профессиональном образовании остается самой острой.
Важным шагом в развитии исламского образования как в Москве, так и в целом по России стало создание в 2005 г. Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Московский исламский университет в составе этого Совета принимает самое активное участие во всех направлениях работы. Чтобы выстроить целостную систему обучения мусульман основам ислама и подготовки специалистов среднего и высшего религиозного персонала, Совет по исламскому образованию утвердил для каждой ступени соответствующий стандарт. Все учебные заведения будут работать по этому единому стандарту. Учебные заведения могут воспользоваться примерными программами и учебными планами, подготовленными Советом по исламскому образованию, или разработать свои программы в соответствии со стандартами.
Утверждена также схема построения всей системы современного исламского образования в России, которая включает в себя начальное религиозное образование, общее среднее религиозное образование, ступень среднего профессионального образования и три направления высшего образования: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Между этими ступенями нала-
24
живается тесная связь. Таким образом, постепенно решается еще одна проблема: обеспечение преемственности между различными уровнями исламского образования и непрерывности учебного и воспитательного процессов, дающие возможность отладить деятельность отдельных звеньев системы и наладить профориентационную пропедевтическую работу.
Выстраивание системы мусульманского образования, определение статуса учебного заведения, особенно позиционирование, идет нелегко. Профессиональные исламские учебные заведения уже имеют десятилетний опыт работы, и унифицирование программ и учебных планов порождают некоторые сомнения и споры.
Краткий анализ современного состояния профессионального исламского религиозного образования позволяет сделать некоторые выводы:
Проблема 1. Исламские учебные заведения прошли начальный этап развития, сейчас уже можно говорить о новом этапе в работе профессионального исламского образования России - об усовершенствовании. Происходят структурные изменения, наблюдается улучшение в организации учебного процесса. Изменились и расширились и цели профессионального мусульманского образования.
Проблема 2. В настоящее время в России представлены все звенья религиозного образования - вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе. По-прежнему на первое место выдвигается профес-
сиональная подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, которые должны стать кадровой основой для последующего эффективного распространения религиозной культурной традиции и создания фундаментальной научной базы для возрождения исламских наук в России.
Проблема 3. В связи с необходимостью достижения нового, современного качества образования в сфере профессионального мусульманского образования возникла необходимость расширения и интенсификации образовательного процесса. Необходимы новые организационные структурные модели, новые технологии обучения. Современный университет должен формировать у выпускников высокий уровень профессиональных знаний, обеспечивать степень пригодности выпускника к эффективной работе, удовлетворять запросы общества в отношении кадров и формировать в обществе новые взгляды на качество образования, пропагандируя необходимость сохранения культурных и духовных традиций в обществе.
Решением существующих проблем должна стать идея создания образовательного кластера в сфере религиозного мусульманского образования в Республике Татарстан. Сегодня реформирование системы профессионального образования является приоритетным направлением работы Правительства и Министерства образования и науки Республики Татарстан.
В основу реформирования положена кластерная идеология. В республике созданы 14 отраслевых образо-
І І І І І І
ш
Казанский педагогический журнал
4'2006
вательных кластеров, каждый из которых объединяет базовые предприятия отрасли, головные вузы, учреждения НПО и СПО, профильные школы, учебные центры предприятий. В каждом таком кластере участники подписывают Соглашения о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров.
Профессиональное религиозное образование предполагает глубокие знания в религии; усвоение и использование духовного наследия большого числа народов России. Профессиональное исламское образование, наряду с целью подготовки высокообразованных специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, ставит своей целью повышение духовного потенциала и укрепление нравственных устоев общества, создание соответствующей основы в обществе для подготовки гармонично развитых и высокообразованных личностей, воспитанных в духе межнационального согласия, религиозной веротерпимости и уважения к духовным и культурным ценностям и традициям мусульманских народов. Эти цели потребуют соответствия содержания образования уровню развития современной науки и техники, накопленному сегодняшнему опыту, требуют применения в обучении объективных научных фактов, учений, теорий.
Литература:
1. Загидуллин И. К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII - начало XX вв.- Казань: Изд-во Казанского университета, 2003.- 179 с.
2. Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования.- Казань: Мастер-Лайн, 2002 (на русском и английском языках).
3. Набиев Р.А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.- Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.- 244 с. (Серия «Культура, религия и общество»; Специальный выпуск.)
4. Загидуллин И.К. Мусульманское
богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь).- Казань: Институт истории
им. Ш. Марджани АН РТ, 2006.- 452 с.
5. Сенюткина О.Н., Загидуллин И.К. Нижегородская ярмарочная мечеть -центр общения российских и зарубежных мусульман (XIX - начало XX вв.).-Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2005.182с.
6. Татарские мусульманские приходы в Российской империи.- Казань: Институт истории АН РТ, 2006.- 308 с.
7. Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в.- 1917 г.) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г. Казань).- Казань: Институт истории АН РТ, 2006.- 312 с.
8. Инновации в системе исламского религиозного образования в России.- Казань: Институт истории АН РТ, 2007.-56 с.