Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка и повышение квалификации имамов в Татарстане: социальная практика, мнения, оценки и точки зрения'

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации имамов в Татарстане: социальная практика, мнения, оценки и точки зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОПРОС ИМАМОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязов Г., Нуруллина Р.

Статья посвящена актуальной для мусульман Татарстана кадровой проблеме. Несмотря на наличие в регионе достаточного количества религиозных учебных заведений, мечети и другие общественные организации все еще нуждаются в высококвалифицированных специалистах различного уровня, востребованы образовательные услуги, в том числе по переподготовке и повышению квалификации имамов. В мусульманских учебных учреждениях Татарстана (и в целом региона Поволжья) повсеместно организовываются краткосрочные курсы для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений, журналистов, работающих в мусульманских СМИ, и др. В Центре повышения квалификации при Российском исламском институте с учетом особенностей развития системы профессионального религиозного образования разрабатываются адаптированные учебные программы на основе анализа профессиональной деятельности, требований, предъявляемых верующими, запросов мусульманских религиозных организаций. Особый акцент делается на повышении квалификационного уровня служителей мечетей, являющихся лидерами мусульманских общин, ввиду особой значимости их деятельности для развития уммы. В статье также приводятся материалы социологического опроса, демонстрирующие спектр мнений и оценок имамов в отношении проблемы кадрового обеспечения махалля, организации курсов повышения квалификации, содержания учебных программ, путей совершенствования учебного процесса и пр. Данные могут быть использованы для оптимизации работы мусульманских учебных заведений, общественных и религиозных организаций. «Исламоведение, Махачкала, 2017 г., т. 8, № 1, с. 29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации имамов в Татарстане: социальная практика, мнения, оценки и точки зрения»

Г. Гилязов,

директор Центра повышения квалификации работников религиозных организаций и преподавателей мусульманских учебных заведений (Российский исламский институт) Р. Нуруллина,

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник (Центр исламоведческих исследований АН РТ), г. Казань

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИМАМОВ В ТАТАРСТАНЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА, МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ И ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной для мусульман Татарстана кадровой проблеме. Несмотря на наличие в регионе достаточного количества религиозных учебных заведений, мечети и другие общественные организации все еще нуждаются в высококвалифицированных специалистах различного уровня, востребованы образовательные услуги, в том числе по переподготовке и повышению квалификации имамов. В мусульманских учебных учреждениях Татарстана (и в целом региона Поволжья) повсеместно организовываются краткосрочные курсы для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений, журналистов, работающих в мусульманских СМИ, и др. В Центре повышения квалификации при Российском исламском институте с учетом особенностей развития системы профессионального религиозного образования разрабатываются адаптированные учебные программы на основе анализа профессиональной деятельности, требований, предъявляемых верующими, запросов мусульманских религиозных организаций. Особый акцент делается на повышении квалификационного уровня служителей мечетей, являющихся лидерами мусульманских общин, ввиду особой значимости их деятельности для развития уммы. В статье также приводятся материалы социологического опроса, демонстрирующие спектр мнений и оценок имамов в отношении проблемы кадрового обеспечения махалля, организации курсов повышения квалификации, содержания учебных программ, путей совершенствования учебного процесса и пр. Данные могут быть использованы для оптимизации работы мусульманских учебных заведений, общественных и религиозных организаций.

Ключевые слова: религиозное образование, повышение квалификации, образовательные программы, опрос имамов.

Введение

Решение многих проблем, стоящих сегодня перед мусульманским сообществом России, зависит от успеха деятельности служителей мечетей (имамов) и их способности не только обеспечить духовные потребности людей, но и организовать полноценную жизнедеятельность религиозных общин в соответствии с традициями и с учетом современных условий. Подготовка религиозных кадров, воспитание духовенства являются приоритетным направлением деятельности религиозных учебных заведений, а формирование системы мусульманского образования стало важной частью процесса религиозного возрождения (см.: [1, 2, 4, 5, 6,

7]).

В Республике Татарстан функционирует десять профессиональных учебных заведений, подведомственных региональному Духовному управлению мусульман. В столице республики - Казанский исламский университет, медресе «Мухаммадия» и медресе имени 1000-летия принятия ислама, Казанский исламский колледж, а также шесть медресе в различных районных центрах. Особое место в системе мусульманского образования Татарстана занимает Российский исламский институт (РИИ) - одно из первых в РФ высших профессиональных исламских учебных заведений (основан в 1998 г.). Главной целью РИИ является не подготовка служителей мечетей (имам-хатыйбов), а воспитание современной мусульманской интеллигенции, обучение высококвалифицированных специалистов в области исламской теологии, истории, права, языка, исламской экономики, призванных служить мусульманской умме России1. В 2015 г. на уровне правительства принято решение об открытии в городе Булгаре Исламской академии. Ожидается, что она сможет объединить потенциал авторитетных российских и зарубежных исламских ученых и станет «достойной альтернативой зарубежному образованию»2.

1 Официальный сайт РИИ: [веб-сайт]. - URL: http://kazanriu.ru/ob-institute/ (Дата обращения: 25.03.2014.)

2 Islam Review: [веб-сайт]. - URL: http://islamreview.ru/news/sozdanie-bulgarskoj-akademii-islama-odobril-prezident-rossii/ (Дата обращения: 16.06.2015.)

Несмотря на наличие в регионе достаточного количества исламских образовательных учреждений, мечети все еще нуждаются в высококвалифицированных кадрах служителей. В одном из своих публичных выступлений в январе прошлого года ректор РИИ Р.М. Мухаметшин сообщил, что на сегодняшний день около 50 мечетей республики не имеют имамов и потому просто не функционируют, во многих мечетях служат имамы, не имеющие религиозного образования1. В этой ситуации одним из способов решения кадровой проблемы стала организация курсов повышения квалификации для сотрудников религиозных институтов. Подобная практика получила довольно широкое распространение на всем постсоветском пространстве, в том числе и в контексте профилактики экстремистской и террористической деятельности (см.: [3, 5, 6, 8, 9, 10]).

В Татарстане создаются все возможности, чтобы служители мечетей могли частично восполнить недостаток систематического образования. В большинстве медресе периодически организуются кратковременные курсы, в г. Набережные Челны при медресе «Ак мечеть» функционирует Институт повышения квалификации имамов и проповедников, где ежегодно стажируются около 250 имамов из разных уголков Татарстана. По инициативе Межведомственной рабочей группы по вопросам реализации Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан, в 2011 г. в Казани на базе Российского исламского института был учрежден Центр повышения квалификации работников религиозных организаций и преподавателей мусульманских учебных заведений.

О деятельности

Центра повышения квалификации РИИ

В качестве основных для Центра были определены следующие цели и задачи: обучение на краткосрочных курсах по необходимым для религиозной деятельности дисциплинам работников религиозных организаций, преподавателей учебных заведений и других заинтересованных лиц; оказание содействия иным структурным подразделениям РИИ при организации образовательных, научных и культурных мероприятий; участие в образовательном,

1 Islam Today: [веб-сайт]. - URL: http://islam-today.ru/novosti/2016/01/27/50-mecetej-tatarstana-ne-imeut-imamov/ (Дата обращения: 27.01.2016.)

научном и культурном сотрудничестве РИИ с иными организациями на территории РФ и за ее пределами. Из числа работников религиозных организаций приоритет отдается служителям мечетей (преимущественно сельских), которые обязаны проходить курсы повышения квалификации каждые четыре года.

Специально для руководителей и сотрудников махалля с целью углубления их знаний и повышения уровня компетентности была разработана учебная программа «Теория и практика управления мусульманской религиозной организацией». Ее разработчики - проректор по учебной работе РИИ М.Р. Гильманов и кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой исламского вероучения РИИ Р.К. Адыгамов. Содержательная часть программы формировалась на основе анализа профессиональной деятельности имама и проповедника, требований, которые предъявляют верующие к качествам лидера мусульманской духовной общины, запросов централизованных мусульманских религиозных организаций, заинтересованных в повышении квалификации своих религиозных деятелей, а также с учетом особенностей развития системы профессионального религиозного образования в России.

Курс рассчитан на слушателей как имеющих, так и не имеющих профессиональное религиозное образование и направлен на развитие общекультурных и профессиональных компетенций:

- готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной деятельности;

- владение базовыми теоретическими знаниями в области исламского права и законодательства;

- владение основными навыками межличностного общения и работы в коллективе, управления коллективом, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики;

- развитие личности на базе традиционной ханафитской правовой школы.

Программа предполагает подготовку толерантного к религиозным различиям и готового к продолжению духовного образования гражданина, способного осуществлять деловое общение и практическую деятельность с учетом конфессиональных особенностей. Она включает образовательные модули, касающиеся, с одной стороны, проблем исламского вероучения, права и истории, формирующих религиозную идентичность российского мусульманина, с другой - вопросов ежедневной практической деятельности исламских общин в условиях правового поля РФ, межличностных

отношений внутри коллектива мечети, взаимодействия с верующими.

Длительность курсов составляет десять дней. В этот период служители мечетей получают знания по целому ряду дисциплин, связанных с их профессиональной деятельностью: «Основы поклонения» (Акыйда), «Правила чтения Корана» (Таджвид), «Обязанности имама», «Течения и секты», «Основы психологии», «Российское законодательство в сфере свободы совести», «Семейное право и наследственное право». В качестве преподавателей привлечены выпускники авторитетных мусульманских вузов, таких как Университет Аль-Азхар в Египте (Р. Вахитов, Р. Нурга-леев, И. Багаутдинов), Международный исламский университет в Малайзии (Д. Шагавиев), хафизы Корана (А. Хадеев, обучался в Арабской Республике Йемен, А. Сафин, выпускник РИИ), кандидаты наук (Р. Адыгамов, Д. Шагавиев). Важной частью обучения является налаживание профессиональных и межличностных контактов между руководителями махалля, выстраивание дружеских отношений, обмен опытом. С этой целью в вечернее время организуется обсуждение лекций, проводятся дискуссии на различные актуальные темы. Все это способствует укреплению профессиональной солидарности имамов и в целом консолидации уммы Татарстана. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Со времени открытия Центра в сентябре 2011 г. была проделана большая работа. Для размещения обучающихся институтом было приобретено двухэтажное здание, оборудованное учебной аудиторией, помещениями для проживания и питания, а также молельным залом. В 2016 г. Центру было предоставлено новое здание, что дало возможность увеличить численность слушателей. Если в прежнем здании одновременно могли обучаться не более 20 имамов, то теперь количество слушателей на одном курсе достигает 40 человек. Здание оборудовано технически, есть компьютерный класс и аудитория с видеопроектором, значительно улучшились бытовые условия.

Первыми слушателями Центра стали 15 имамов из Буинского района. За шесть лет через курсы прошли более 1 тыс. служителей мечетей из всех 45 мухтасибатов РТ. С октября 2013 г. по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО и при поддержке Аппарата Президента РТ и ДУМ РТ Центр переподго-

товки получил окружной статус1, в результате чего расширилась география охвата слушателей. В течение весны 2015 г. квалификацию здесь повысили 70 имамов из восьми регионов Приволжского федерального округа, таких как Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская область, Пермский край, Саратовская область, Ульяновская область, и даже сельские имамы из Ставропольского края в количестве шести человек. В декабре 2015 г. по инициативе Всемирного конгресса татар обучение на курсах по программе «Теория и практика управления мусульманской религиозной организацией» прошли десять активистов исламского журнала «Умма» г. Бишкек Республики Кыргызстан.

Помимо основной программы по мере необходимости преподавателями Центра разрабатываются специальные курсы для отдельных категорий слушателей: для кадрового резерва служителей мечетей (в 2014 г. прошли обучение около 50 молодых имамов, охвачены все мухтасибаты республики), для преподавателей медресе и имамов, уже имеющих высшее религиозное образование (2015). В последнем случае для чтения лекций были приглашены такие авторитетные зарубежные специалисты, как доктор богословия, профессор Хамдалла Хафиз Мухаммад Сафти и профессор Мухаммад Наджи Хамид Абдульхамид из Университета аль-Азхар, доктор богословия, автор работ по методике призыва и проповеднической деятельности Муаз Аль-Баянуни, ведущий специалист Министерства вакуфов и религиозных дел государства Кувейт.

Социологический опрос служителей мечетей

Центром исламоведческих исследований АН РТ в период с 2011 по 2016 г. опрошено методом анкетирования 700 служителей мечетей из числа обучавшихся на курсах повышения квалификации в Центре повышения квалификации работников религиозных организаций и преподавателей учебных заведений Российского исламского института2. В числе прочего в задачи исследования входит выявление мнений и оценок слушателей в отношении организации обучения: степень удовлетворенности качеством лекций, организацией обучения, обеспеченностью учебной литерату-

1 Входящая телеграмма № 256/А от 27 апреля 2013 г.

2 Исследование проводится в рамках проектов «Социологические подходы к определению потребностей в профессиональной переподготовке и повышении квалификации имамов.

рой, бытовыми условиями и т.д.; предложения и рекомендации по усовершенствованию курсов; наиболее приемлемая форма обучения, тематика, преподавательский состав, сроки и др.

Данные, полученные в ходе опроса, позволяют утверждать, что образовательные услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации весьма востребованы у мусульманских религиозных деятелей. Около половины (46%) опрошенных в прошлом уже обучалось на краткосрочных курсах повышения квалификации, из них 19% - более одного раза, 20% - также в Центре повышения квалификации РИИ. Среди других мест, где респонденты ранее имели возможность пройти стажировку, неоднократно указаны Казанский федеральный университет (либо его филиалы), медресе «Ак мечеть» (Набережные Челны), «Рисаля» (Нижнекамск), «Фанис» (Уруссу), курсы при мечетях других районных центров РТ. Из городов Волго-Уральского региона популярны Саратов, Пермь, Уфа, Пенза. Более 80% слушателей планируют в будущем повторное прохождение курсов повышения квалификации (в течение года - 31,5%, в следующие пять лет - 25, в неопределенном будущем - 24, в Центре повышения квалификации РИИ - 57%). Из них 73,8% заинтересованы в более глубоком изучении религиозных дисциплин, таких, как арабский язык, сира (жизнеописания Пророка Мухаммеда), хадисы (предания о словах и действиях Пророка Мухаммеда), таджвид (правила чтения Корана), акыйда (вероучение), тафсир (толкование Корана), фикх (исламское право), шариат (комплекс предписаний), история ислама, исламская этика (эдэпэхлак), современное исламское право, организация работы имама, методика проведения проповедей и пр. Также 14,8% слушателей хотели бы усваивать на курсах знания в области светских дисциплин: психологии, педагогики, риторики, лингвистики, философии, истории Татарстана, межконфессиональных отношений и пр. Соответственно, ожидаемый преподавательский состав на курсах - это преимущественно исламские ученые-богословы (66% ответивших), тогда как знания светских ученых-исламоведов востребованы в меньшей степени (25%). Подавляющее большинство (более 80%) респондентов согласны с необходимостью регулярного повышения квалификации служителями мечетей, причем 75% полагают, что это должно происходить не реже, чем раз в четыре года.

Около 90% слушателей курсов указали, что в целом удовлетворены качеством образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации, полученных в РИИ, 10,5% отметили

наличие недостатков организационного и методического характера. Среди рекомендаций по усовершенствованию курсов наиболее часто встречаются следующие:

- распределять группы обучающихся по уровню подготовки, языку обучения, возрасту;

- увеличить количество аудиторных занятий;

- во время занятий более активно использовать видеоматериалы;

- организовать библиотеку, а также спортзал для молодых имамов;

- организовывать экскурсии, религиозные мероприятия, чтение проповедей (вагаз) и пр.

Заключение

Образовательные услуги по переподготовке и повышению квалификации работников религиозных организаций в современных условиях представляются весьма востребованными. В мусульманских учебных учреждениях Татарстана (и в целом региона Поволжья) повсеместно организовываются краткосрочные курсы для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений, журналистов, работающих в мусульманских СМИ, и др. В Центре повышения квалификации РИИ для них разрабатываются адаптированные учебные программы на основе анализа профессиональной деятельности, требований, предъявляемых верующими, запросов мусульманских религиозных организаций, с учетом особенностей развития системы профессионального религиозного образования в современной России. Особый акцент делается на повышении квалификационного уровня служителей мечетей, являющихся лидерами мусульманских общин, ввиду особой значимости их деятельности для развития уммы. Материалы социологического исследования демонстрируют спектр мнений и оценок имамов в отношении проблемы кадрового обеспечения махалля, организации курсов повышения квалификации, содержания учебных программ, путей совершенствования учебного процесса и др. Эти данные могут быть использованы для оптимизации работы мусульманских учебных заведений, общественных и религиозных организаций, в том числе и в работе Центра повышения квалификации РИИ.

Литература

1. Айнутдинова К. Проблематика развития мусульманского образования в России и Средней Азии // Минбар. - 2009. - № 2 (4). - С. 5-14.

2. Аккиева С.И., Сампиев И.М. Состояние и проблемы мусульманского образования в Кабардино-Балкарской Республике // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 22. - С. 158-163.

3. Галлиев И.Ш. Об опыте взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в профилактике экстремистской и террористической деятельности // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 3. - № 6-3 (113). - С. 13-17.

4. Калимуллин Р.Х. Модернизация трехуровневой системы исламского образования // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 1051-1056.

5. Курбанова Н. Исламское образование в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ. - 2014. - Т. 17. - Вып. 1. - С. 102-117.

6. Мухаметшин Р.М. Стратегические направления развития мусульманского образования в России // Ислам в современном мире. - 2015. - Т. 11. - № 4. -С. 35-46.

7. Патеев Р.Ф. Россия: Проблемы кооптации выпускников исламских вузов в официальное мусульманское духовенство (на примере Дагестана) // Кавказ и глобализация. - 2008. - Т. 2. - Вып. 3. - С. 150-160.

8. Пачежерцев Н.И. Мосенина С.В. Мусульманское сообщество в Тюменской области: Преодоление экстремизма через образование // Академический вестник. - 2015. - № 1 (31). - С. 31-37.

9. Рудакова Е.А. Эволюция традиционного ислама в рамках проблемы конфессиональной безопасности Приволжского федерального округа России // Власть. - 2014. - № 8. - С. 76-84.

10. Юнусова А. Имамы - слабое звено российского ислама (к вопросу о духовных ресурсах безопасности) // Экономика и управление: Научно-практический журнал. - 2016. - № 5 (133). - С. 93-99.

«Исламоведение, Махачкала, 2017 г., т. 8, № 1, с. 29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.