Научная статья на тему 'АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ С ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимова Екатерина Сергеевна

Цель исследования - выявить уровень готовности студентов направления "Педагогическое образование" к использованию ассистивных технологий в коррекционно-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. В статье рассматриваются проблемы, касающиеся организации инклюзивных практик, проводится анализ внедрения новых стандартов, представлен анализ статистического отчета федерального реестра инвалидов, акцентируется внимание на качестве подготовки будущих учителей общего образования к включению в инклюзивную практику. Научная новизна заключается в разработке и внедрении педагогической мастерской по подготовке будущих учителей к применению ассистивных технологий в инклюзивном образовании на базе Технопарка, представлен анализ эмпирических данных и результаты, свидетельствующие о научной и практической значимости исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любимова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING THE READINESS OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION

The purpose of the study is to identify the level of readiness of students of the direction "Pedagogical education" to use assistive technologies in correctional and pedagogical activities in the context of inclusive education. The article deals with the problems related to the organization of inclusive practices, analyzes the implementation of new standards, presents an analysis of the statistical report of the Federal Register of Disabled Persons, focuses on the quality of preparation of future general education teachers for inclusion in inclusive practice. The scientific novelty lies in the development and implementation of a pedagogical workshop to prepare future teachers for the use of assistive technologies in inclusive education on the basis of the Technopark, an analysis of empirical data and results indicating the scientific and practical significance of the study are presented.

Текст научной работы на тему «АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

6. Береговая Е.Б. Будни российской филантропии: общественный фонд Владимира Смирнова // Гуманитарное пространство. Международный альманах. - 2013, - Т. 2. - № 1. - С 5-16, - Е0№ 5ЕВ1#1Р

7. Создание и апробация модели психолого-пе-дагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. СВ. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. -156 с.

8. Макурина д.п., Проничева М.М. Оценка уровня социального, профессионального стресса у специалистов социальной сферы // Психическое здоровье. - 2020. №6. С. 38-44.

9. Лазарев М.А., Стукалова О.В. Развивающая среда в учреждениях социальной сферы // В кн.: Разини« профессионального мастерства сотрудни-

ков региональных учреждений социальной сферы: учебное пособие / кол. авт.; иод общ. ред. Е.Б. Береговой, О.В. Стукаловой. - М.: Образ жизни, 2019. - 220 С. - С. 32-48 ISBN 978-5-6042494-6-8, DOI: 10.5281/zenodo.6500448, EDN: AI BTXN

10. Адушкина К, В., Лозгачёва О. В. Психолого-пе-дагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие; Урал. гос. пед. ун т. Электрон, дан. Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

11. Жгенти И. В. Дистанционное обучение в сфере дополнительного профессионального образования: проблемы и перспективы // Гуманитарное пространство. Международный альманах. -2022.-Г. 11.-N9 1.-C45-55.-DOi: 10.24412/2226-0773-2022-11-1-45-55, EDN: JELCOU

ASSISTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING THE READINESS OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION*

Lyubimova Ekaterim Sergeevna, Senior Lecturer, Master of Special (Defectological) Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd

The purpose of the study is to identify the level of readiness of students of the direction "Pedagogical education" to use assistive technologies in correctional and pedagogical activities in the context of inclusive education. The article deals with the problems related to the organization of inclusive practices, analyzes the implementation of new standards, presents an analysis of the statistical report of the Federal Register of Disabled Persons, focuses on the quality of preparation of future general education teachers for inclusion in inclusive practice■ The scientific novelty lies in the development and implementation of a pedagogical workshop to prepare future teachers for the use of assistive technologies in inclusive education on the basis of the Technopark, an analysis of empirical data and results indicating the scientific and practical significance of the study are presented.

Keywords: readiness; vocational training; inclusive education; inclusion; assistive technologies; correctional and pedagogical activities; schoolchildren with disabilities; disabilities; technopark.

DO! 10.24923/2222-243X.2022-45.44

УДК 378.14 ВАК РФ 5.8.1

ФЛюбимова ЕС, 2022

ЛЮБИМОВА Екатерина Сергеевна, старший преподаватель, магистр специального (дефектологического) образования, волгоградский г ос у даре г венный социально -педа готический университет, Волгоград

А ССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К КОРРЕЩИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ **

Цель исследования - выявит уровень готовности студентов направления "Педагогическое образование"к использованию ассистивных технологий в кор-рекционно-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. В статье рассматриваются проблемы, касающиеся организации инклюзивных практик, проводится анализ внедрения новых стандартов, представлен анализ статистического отчета федерального реестра инвалидов, акцентируется внимание на качестве подготовки будущих учителей общего образования к включению в инклюзивную практику. Научная новизна заключается в разработке и внедрении педагогической мастерской по подготовке будущих учителей к применению ассистивных технологий в инклюзивном образовании на базе Технопарка, представлен анализ эмпирических данных и резуль таты, свидетельствующие о научной и практической значимости исследования. Ключевые слова: готовность; профессиональная подготовка; инклюзивное образование; инклюзия; ассистивные технологии; коррекционно-педагогичес кая деятельность; школьники с ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; технопарк.

* The study was carried out with the financial support of VG5PU within the framework of the scientific project "Model of methodological tiaining of future teachers for inclusive education of schoolchildren on the basis of a Technopaik".

** Исследование выполнено при финансовой поддержке ВГСПУ в рамках научного проекта '"Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе Технопарка'1.

Введение

В современных реалиях жизни образование относится к наиболее развивающимся областям науки, культуры, идеологии, социологии и практики. Приоритетным направлением являются целевые показатели национального проекта "Образование" которые необходимо достигнуть до конца 2024 года. Федеральные проекты "Современная школа", "Цифровая образовательная среда", "Успех каждого ребенка" также затрагивают детей с различными образовательными потребностями.

С 1 сентября 2022 года вступает в силу обновленный ФГОС основного общего образования для обучающихся первых и пятых классов, в котором учитываются индивидуальные образовательные потребности обучающихся с 083 с различными нозологическими заболеваниями, говорится о необходимости создавать условия для получения достойного и равного образования, значительно расширилась программа коррекционной работы, в которой обязательно требуется для детей с нарушениями прописывание и выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; решение ключевых задач национального проекта "Образование", в которых отмечено, что до 2024 года в 40% всех российских школ будет внедрена цифровая образовательная среда и современное инновационное оборудование. Новые стандарты повлекли за собой изменения в организации учебного процесса, создание доступной образовательной среды, разработку адаптированных образовательных программ и внедрение ассистивных средств обучения детей с ОВЗ в коррекционно-педа-гогическую деятельность в условиях инклюзивного образования [7].

В статистическом отчете федерального реестра инвалидов прослеживается тенденция увеличения учащихся, нуждающихся в создании специальных условий для получения доступного и равного образования для всех. Данные реестра нам свидетельствуют о повышении общего количества инвалидов и детей с инвалидностью. Проведенный нами количественный анализ данных реестра за последние 5 лет позволил выделить детей, имеющих инвалидность в школьном возрасте. На 01 августа 2017 года количество детей от 8 до 17 лет составило 421885 человек, в 2018 году 445338 детей школьного возраста, в 2019 г. - 462689 чел, 2020 г. - 488423 ребенка, 2021 -511523 чел., 2022 г. - 534277 детей. Мы видим ежегодное увеличение детей с инвалидностью, поставленных на учет на территории РФ примерно

на 6-7 процентов, тенденции к уменьшению нет ни в одном регионе.

Данные реестра по ЮФО показывают, что на территории Волгоградской области на июль 2022 года 8936 детей-инвалидов, из них 6553 школьного возраста, надо отметить, что ребята с различными нозологическими заболеваниями и особенностями в развитии при отсутствии инвалидности не входят федеральный реестр. Это дети, имеющие речевые нарушения, сенсорные и задержку психического развития, на городских комиссиях отмечается большое количество детей, которые обучаются в системе образования и нуждаются в помощи специалистов и профессиональном подходе учителей предметников [9].

По результатам итогового отчета департамента по образованию в Волгоградской области организовано обучение более 7000 детей с ОВЗ и инвалидностью совместно со сверстниками в более чем в 300 инклюзивных общеобразовательных организаций, в отдельных классах - более 1900 обучающихся /214 кор-рекционных; в специальных общеобразовательных организациях -более 3500 учащихся / 24 государственных общеобразовательных организаций; с использованием практики дистанционного обучения учится более 300 учащихся.

Система образования в современной России характеризуется стремительной динамикой спроса на квалифицированные кадры в области инклюзивного образования. Актуализированы новые требования, предъявляемые к процессу профессиональной подготовки будущих учителей предметников. Социальный заказ на подготовку будущих педагогов инклюзивного образования определяет задачу обучения эффективного специалиста, способного к разработке и реализации инклюзивного образования школьников. На современном этапе реформирования высшего образования принципиально новое значение приобретает поиск инновационных моделей подготовки будущих учителей предметников к реализации инклюзивного образования школьников. Исследования в области инклюзивного образования C.B. Алехиной, А.Н. Гамаюновой, Т.Г. Зубаревой, H.H. Малофеева, N.M. Назаровой, Е.В. Самсоновой, С.И. Сабельниковой, A.B. Хау-стова, И.Н. Хафизуллиной, А.Ю. Шеманова, Козырева O.A. показали, что для полноценной организации профессиональной подготовки кроме специфического содержания необходимо сформировать готовность у будущих педагогов к применению специальных инноваци-

онных форм и технологий обучения, ориентированных на обеспечение качества образовательного процесса в условиях инклюзии [3, 5]. Внедрение технологий инклюзивного образования позволяет всем обучающимся, независимо от особых образовательных потребностей, реализовать свой творческий, интеллектуальный, личностный потенциал.

Как показывает наблюдение за студентами, обучающимися по направлению "Педагогическое образование" ВГСПУ организованное на протяжении последних трех лет, будущие учителя-предметники не готовы к созданию комфортной для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью, инклюзивной образовательной среды, не владеют общеметодическими аспектами обучения лиц с ОВЗ, не имеют представления о технологии разработки АООП, не знакомы с современными инновационными и ассистивными технологиями, применяемыми в работе с детьми с 083.

Научное сообщество и общественность стали проявлять особый интерес к данному вопросу, встал остро вопрос о готовности будущих учителей предметников к инклюзивному образованию.

Вопрос готовности студентов к работе в инклюзивной образовательной среде рассматривается на уровне теоретического осмысления и методических разработки данной научной проблемы уже достаточно многими учеными, Л.А. Нефёдовой, Е.А. Обуховой, Я.В. Бобрецовой, Т.С. Дьячковской, О.Г. Грибуковой, Е.А, Спиридоновой, В.В. Ерохиным, 0.8. Липуновой, Л.8. Большаниной.

Основная часть

На региональном уровне в Волгоградской области с 2020 года реализуются проекты по данной проблематике на базе педагогического вуза. Интересные теоретико-методологичес-кие подходы и стратегические ориентиры к формированию профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзии школьников представлены в трудах ученых ФГБОУ ВО "ВГСПУ": И.А. Рудневой, O.A. Козыревой, Е.М. Сафроновой, Е.8. Шипиловой [б], научных поисках Т.К. Смыковской и Е.С. Любимовой [4].

И.А, Руднева отмечает, что системный подход является частью системы более высокого порядка и выступает серьезным методологическим основанием для разработки проблемы профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию школьников в педагогическом вузе [8].

Новые образовательные стандарты высшего образования, по которым сейчас осуществ-

ляется модульное образование, не могут в полном объеме обеспечить профессиональную подготовку будущих учителей к работе с детьми сОВЗ. С 2020 года в педагогическом вузе вводится в учебный план новая дисциплина "Обучение лиц с ОВЗ", что способствует расширению наших возможностей в подготовке студентов к инклюзивному образованию.

В 2021-2022 гг. коллективом факультета социальной и коррекционной педагогики было выполнено исследование при финансовой поддержке ВГСПУ в рамках научного проекта "Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка". Экспериментальной базой исследования выступил ФГБОУ ВО "ВГСПУ" г. Волгограда. В рамках данного исследования было разработано несколько направлений работы, педагогические пробы, реализуемые на базе инновационного Технопарка ВГСПУ по подготовке студентов к обучению лиц с ОВЗ. Одна из педагогических мастерских была ориентирована на подготовку будущих учителей к применению ассистивных технологий в инклюзивном образовании. Ас-систивные технологии инклюзивного образования в последнее время вызывают большой интерес, как у ученых, так и у практиков, и особенно у родителей [1,2]. Педагогическое сообщество не успевает осваивать инновационные вспомогательные технологии, программы которые способствую повышению эффективности образовательной среды в условиях инклюзии.

Цель исследования -выявить уровень готовности студентов направления "Педагогическое образование" к использованию ассистивных технологий в коррекционно-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.

В экспериментальную группу вошли студенты 3-х курсов в количестве 243 человека, по направлению подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", уровень образования бакалавриат. В данной группе был применен метод анкетирования с использование гугл-форм и проведен количественный и качественный анализ полученных результатов.

Анализ полученных результатов при диагностическом исследовании позволил выделить 3% респондентов, достигших высокого уровня знаний об ассистивных технологиях, 87% -не смогли ответить на вопрос, что такое асси-стивные технологии и для чего они нужны, 83% - не знают, что такое инклюзивная образовательная среда, 92% - не смогли назвать боль-

ше 2х задач инклюзивного образования, при демонстрации ассистивныхтехнологий применяемых в обучение только 2% студентов смогли определить их назначение и для какой нозологической группы подходит то или иное устройство, ни один респондент не дал правильное определение понятию коррекцион-но-педагогическая деятельность.

Полученные данные были нами проанализированы и студенты, отнесенные к среднему и низкому уровню готовности применения ассистивных технологий в своей практике, были выделены в представительную выборку в составе 238 человек, с которыми в дальнейшем, 8 рамках проекта были проведены занятия по обучающей программе на базе Технопарка ВГСПУ. Занятия направлены на формирование и совершенствование умений и навыков использования ассистивных технологий, а также их отработку в различных педагогических ситуациях по четырем нозологическим группам, которые чаще всего встречаются в инклюзивных классах (нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА), сенсорные нарушения (слух и зрение), ментальные нарушения). По каждой нозологической группе было проведено по 4 занятия, первый блок был теоретический, второй практический построенный на основе принципов динамического обучения, всего 16 занятий, что составило 32 академических часа. Перед студентами ставились задачи от простых к сложным, изучались ассистивные технологии, представленные на базе Технопарка ВГСПУ от более легких к более сложным, проводили мастерские, отрабатывали навыки применения данного оборудования и программ, решались педагогические задачи с применением технологий виртуальной реальности.

Студенты 3-го курса, обучающиеся по направлению "Педагогическое образование" после формирующего эксперимента нашего исследования, смогли овладеть навыками использования ассистивных технологий инклюзивного образования, применяемых в коррек-ционно-педагогической деятельности, в процессе индивидуально-групповых занятий отработать полученные знания благодаря оснащению Технопарка ВГСПУ данным инновационным оборудованием, будущие учителя смогли овладеть сурдоинформационными и тифлоинформационными средствами обучения, освоили портативный компьютер органайзер для детей с нарушением зрения, особый интерес вызвал современный принтер для печати рельефно-точечным шрифтом брайля

и оборудование для детей с НОДА, апробировали голосообразующие средства обучения.

Результаты исследования Полученные результаты исследования свидетельствуют о значимости проведенной работы. Вторичное анкетирование респондентов позволило выявить положительную динамику, 56% студентов ответили, что готовы к применению ассистивных технологий при обучении детей с ОВЗ, 72% - не боятся появления в их классе ребенка с ОВЗ и 45% - готовы к коррекционно-педагогической деятельности. Правильно определили назначение вспомогательного оборудования 67% студентов и 62% -смогли верно отнести к нозологической группе. Практически все студенты дали правильное определение таким понятиям, как "ассистивные технологии", "инклюзивная образовательная среда", "коррекционно-педагогическая деятельность", всего 2% - не смогли ответить, но это те студенты, которые пропускали педагогические пробы.

Проведенный теоретико-методологичес-кий анализ научных подходов по проблеме исследования и организованная экспериментальная работа по включению будущих педагогов, обучающихся в педагогичном вузе, в специально организованную деятельность с применением педагогических проб и использованием инновационного оборудования Технопарка ВГСПУ способствовала повышению уровня готовности к применению ассистивных технологий в коррекционно-пе-дагогической деятельности инклюзивной практики и формированию профессиональных компетенций педагога основной общеобразовательной школы для достижения задач Нацпроекта "Образования". Полученных компетенций недостаточно для осуществления коррекционно-педагогической деятельности на высокопрофессиональном уровне в рамках инклюзивных практик, что свидетельствует о необходимости продолжить данную работу и провести дополнительные мероприятия в экспериментальной группе.

Литература:

1. Бузнй В.Л. Использование ассистивных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - N®58-1,

URL: https://cyberleninka,ru/article/n/ispoli;ovanie-assistivnyh-tehnologiy-v-obuchenii-detey-s-osobymt-obrazovatelnymi-potrebnostyami (дата обращен ия: 0-1.08.2022).

2. Козырева O.A. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании : учебное пособие для

вузов / O.A. Козырева. - 2-е изд. - М.: ЮРАЙТ, 2022. - 118 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14959-3. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. - URL: https://urait.ru/ bcode/497037 (дата обращения: 12.05.2022).

3. Козырева O.A. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов / О. А. Козырева.-2-е изд. - М.: ЮРАЙТ, 2021. - 179 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14411 -6. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcocie/477547 (дата обращения: 17.06.2022).

4. Любимова Е.С„ Смыковская Т.К. Готовность будущего учителя математики к коррекционнопе дэгогической деятельности при обучении в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования, - 2022. - № 4. - URL: httpg// science-educatron.m/ru/article/v'iew?id=31873 (дата обращен ия: 07.09.2022).

5. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации / СВ. Алехина, (О.6. Мельник, E.ß. Сам-сонова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. N»5. • С 116-126, -D0110.17759/pse.2021260509. -EDN LYWXWS,

6. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников : монография / И.А. Руднева [и др.].. - Саратов : Вузовское образование, 2022. - 140 с. - ISBN 978-5-4487-0801-5. -Текст : электронный // 1PR SMAfiT : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/115774.htm] (дата обращения: 04.08.2022).

7. Приказ №287 от 31.05.2021 г. Об утверждении ФГОС основного общего образования. Электронный ресурс https://fgosreestr.ru/uploacis/files/ 238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf

8. Руднева И.А. Системный подход как методологи ческая основа изучения проблемы профессиональной подготовки педагогов инклюзивного образования / И.А. Руднева // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 07 апреля 2022 года / науч. [»д. С.Г. Яещенко. - Чебоксары: Среда, 2022.-С. 148-150.- EDN WMLDSU,

9. Федеральная государственная информационная система. Федеральный реестр инвалидов. Электронный ресурс https://sfri.ru/analitika/ chisiennost/chislennost-detei

DIAGNOSIS OF READINESS OF STUDENTS AS FUTURE TEACHERS OF ENGLISH FOR SELF-EDUCA TION

Mironova lull/a Andreevna, Lecturer, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow

The purpose of the study is to assess the readiness of student future teachers of a foreign language to implement the process of self-education using diagnostics performed through a survey. The article presents an analysis of the diagnostics of the readiness of students ■ future teachers of English for self-education, based on empirical data from surveys conducted among students. Their skills in the field of self-education, as well as the need and possibilities for implementing this process are considered. The scientific novelty lies in the fact that the results obtained will contribute to the content of the developed theoretical model of the linguodidactic strategy of self-education of students, carried out through the author's electronic course, the need for which is substantiated in the article. As a result, data were obtained that make it possible to start developing an author's electronic course, which selves as a means for implementing a linguodidactic strategy for self-education of future teachers of English, and to take into account the areas of interest of a selected group of students for subsequent filling with the material of the author's electronic course.

Keywords: teaching methodology; English; linguodidactic strategy; self-education; strategy; professional training; questionnaire.

DO! 1Q.24923/2222-243X.2022-45.45

11.1 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА К САМООБРАЗОВАНИЮ

Ю.А., 2022 Цель исследования - оценить готовность студентов-будущих учителей инос-

транного языка к реализации процесса самообразования с помощью диагностики, выполненной посредством опроса. В статье представлен анализ диагностики готовности студентов - будущих учителей английского языка к самообразованию, основанный на эмпирических данных, проведенных среди студентов опросов. Рассматриваются их умения в области самообразования, а также необходимость и возможности реализации данного процесса. Научная новизна заключается в том, что полученные результаты будут способствовать содержательному наполнению разрабатываемой теоретической модели лин-гводидактической стратегии самообразования студентов, осуществляемую посредством авторского электронного курса, необходимость которой обосновывается в статье. В результате были получены данные, позволяющие приступить к разработке ав торского электронного курса, который служит средством для реализации лингводидактической стра тегии самообразования будущих учителей английского языка, и учесть сферы интересов отобранной

УДК 372.881.1 ВАК РФ 5.8.7

О Миронова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.