Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Татьяна Андреевна, Руднева Инна Александровна

Цель исследования связана с экспериментальной проверкой возможностей педагогической мастерской как средства методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников. В результате исследования показана значимость методической подготовки будущих педагогов в условиях университетского технопарка как высокотехнологичной площадки профессиональных педагогических проб. Представлен анализ эмпирических данных и описание результатов экспериментальной работы в рамках педагогической мастерской "Трудности школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья", направленной на формирование методической готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников. Полученные выводы подтверждают теоретическую и практическую значимость проблемы подготовки педагогических кадров для современной инклюзивной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Татьяна Андреевна, Руднева Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WORKSHOP AS A MEANS OF METHODICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The purpose of the study is connected with the experimental verification of the possibilities of the pedagogical workshop as a means of methodical preparation of future teachers for inclusive education of schoolchildren. As a result of the study, the importance of methodological training of future teachers in the conditions of the university technopark as a high-tech platform for professional pedagogical tests is shown. The article presents an analysis of empirical data and a description of the results of experimental work within the framework of the pedagogical workshop "Difficulties in schooling children with limited health tastes" aimed at forming the methodological readiness of future teachers for inclusive education of schoolchildren. The findings confirm the theoretical and practical significance of the problem of teacher training for a modern inclusive school.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ»

<

0

1_

<

ш 1=

192

допущены ошибки, при разработке плана нарушены правила обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел.

В данном упражнении используется типичная оперативная ситуация, усугубленная дефицитом принятия времени для принятия тактических решений. Большая часть разработанного алгоритма в данном упражнении должна применяться в определении способа поиска взрывного устройства и минимизации риска поражения личного состава полиции.

Заключение

1. Посредством анализа оперативных ситуаций установлены типовые ошибки сотрудников правопорядка, допускаемые при обнаружении взрывоопасных предметов: ошибочный расчет безопасного расстояния, нарушения последовательности действий.

2. Применение типовых ситуационных задач при обнаружении взрывоопасных предметов в процессе реализации основных и дополнительных программ профессиональной подготовки позволяют достичь: высокого уровня изучения теоретических знаний сотрудников органов внутренних дел по оценке оперативной обстановки на месте происшествий с делами, связанными с терроризмом, каче-

ственно сформировать умения по поиску мест возможного нахождения взрывного устройства или взрывчатых веществ на различных объектах, эффективн о совер шенствовать на вы-ки составления алгоритма действий с учетом обеспечения личной безопасности в различной обстановке, связанной с обнаружением потенциально взрывоопасного предмета.

Примечания:

1. Карлов 6.Я. Участие специалиста криминалиста а осмотре места происшествия: учеб.-практ. пособие / В.Я. Карлов. - М.: Юрлитинформ, 2012.

2. Осмотр места происшествия: практ. пособие / ред. 8.М. Яогвин. • М.: Юрлитинформ, 2013.

3. Пегушин A.A., Войлошииков Д.К., Войлошииков О.Д. Взрывныеустройства, применяемые незаконными вооруженными формированиями в локальных конфликтах: учебное пособие,-Тюмень, 2012.

4. Калинин СВ., Левченко A.A., Федулов Б.А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников правоохранительных органов при выполнении служебных обязанностей // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными Правонарушениями. - 2018. - № 18-2, - С. 89-91.

5. Гричанов A.C. Обеспечение безопасности сотрудников ОВД в профессиональной деятельности: учебное пособие. / A.C. Гричанов. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД РФ, 2014. ■■ 80 с.

PEDAGOGICAL WORKSHOP ASA MEANS OF METHODICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN *

Bondarenko Tatiana Andreevm, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Rudneva I/ma Afeksandrovna, PhD of Pedagogical science. Associate Professor Volgograd State Socio-Pedagogica/ University, Volgograd

The purpose of the study is connected with the experimental verification of the possibilities of the pedagogical workshop as a means of methodical preparation of future teachers for inclusive education of schoolchildren. As a result of the study, the importance of methodological training of future teachers in the conditions of the university technopark as a high-tech platform fot professional pedagogical tests is shown. The article presents an analysis of empirical data and a description of the results of experimental work within the framework of the pedagogical workshop "Difficulties in schooling children with limited health tastes" aimed at forming the methodological readiness of future teachers for inclusive education of schoolchildren. The findings confirm the theoretical and practical significance of the problem of teacher training for a modem inclusive school.

Keywords; professional training; methodological training; inclusion; inclusive education; university technopark; professional tests; pedagogical workshop.

DO! 1Q.24923/2222-243X.2022-45.33

УДК 378 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО

ВАК рф 58Л МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ **

€> Бондаренко Т.А., 2022 Цель исследования связана с экспериментальной проверкой возможностей & Руднева И А, 2022 педагогической мастерской как средства методической подготовки будущих

* The study was carried out with the financial support of VG5PU within the framework of the scientific project "Mode! of met hod и logical tialning of futuie teachers for inclusive education of schoolchildren on the basis of a technopaik".

** Исследование выполнено при финансовой поддержке ВГСПУ в рамках научного проекта '"Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка'1.

педагогов к инклюзивному образованию школьников. В результате исследования показана значимость методической подготовки будущих педагогов в условиях университетского технопарка как высокотехнологичной площадки профессиональных педагогических проб. Представлен анализ эмпирических данных и описание результатов экспериментальной работы в рамках педагогической мастерской 'Трудности школьного обучения детей с. ограниченными возможностями здоровья", направленной на формирование методической готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников. Полученные выводы подтверждают теоретическую и практическую значимость проблемы подготовки педагогических кадров для современной инклюзивной школы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; методическая подготовка; инклюзия; инклюзивное образование; университетский технопарк; профессиональные пробы; педагогическая мастерская.

Введение

Согласно данным Федерального реестра Всемирной организации здравоохранения, отмечается повышение количества детей с инвалидностью. Если на 01.01.2018 г. на территории Российской Федерации была зарегистрирована 651 тысяча детей,то на 01.08.2028 г. эта цифра увеличена на 90 тысяч. Важно отметить, что к этому значительному количеству детей-инвалидов следует добавить и детей с особенностями поведения и развития, у которых нет статуса ребе-нок-инвалид. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" закреплена возможность инклюзивного образования для школьников с особыми образовательными потребностями различных категорий на всех уровнях.

Модернизация современного российского образования на основе обновленных государственных образовательных стандартов для школьников с ограниченными возможностями здоровья выдвигает требования учитывать особенности развития каждого ребенка для реализации равных условий получения образования. Система образования в современном мире характеризуется стремительной динамикой спроса на квалифицированные кадры в области инклюзивного образования школьников [7, 10, 11,12]. Социальный заказ на методическую подготовку будущих педагогов определяет задачу профессиональной подготовки эффективного специалиста современной инклюзивной школы. Возрастает потребность педагогической науки и современной практики образования в педагоге, подготовленном к обучению, воспитанию и развитию школьников, в том числе, имеющих ограниченные возможности здоровья. В значительной мере разработанными являются научно-методические основы процесса методической подготовки будущих педагогов с учетом и на основе современных образовательных технологий.

Целью исследования является экспериментальная проверка педагогической мастерской как средства методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников.

Цель исследования структурировала следующие задаш 1) определить содержание методической подготовки будущих педагогов, 2) провести экспериментальную проверку логики методической подготовки студентов в условиях университетского технопарка, 3) проанализировать динамику формирования методической готовности студентов к инклюзивному образованию школьников.

Теоретической базой исследования выступили работы ученых, раскрывающие вопросы теории и практики методической подготовки будущих педагогов. В исследовании C.B. Алёхиной, М.Н. Алек-

БОНДАРЕНКО Татьяна Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики И ПСИХОЛОГИИ

РУДНЕВА Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

Социальной педагогики Волгоградский государственный социально педагогический университет, Волгоград

сеевой, Е.Л. Агафоновой, отмечается, что первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентное-тей [1,84].

В работах N.M. Назаровой, O.A. Козыревой, Е.П. Хвастуновой отмечается недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде [5,8,91. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной профессиональной поддержке и сотрудничестве со специалистами смежных профессий -дефектологами, психологами и социальными педагогами. Подобные межпредметные колла-борации обеспечивают качество проектирова-^ ния и применения методов индивидуализации ^ обучения и воспитания детей с огрзниченны-

I_ ми возможностями здоровья в современной

О школе.

<£ Практическая значимость исследования с^ обусловлена возможностью применения мо-Уг! дели методической подготовки будущих педагогов средствами организации педагогичес-94 ких мастерских - профессиональных проб в условиях университетского технопарка, что способствует формированию их готовности к проектированию и реализации совместного обучения и воспитания школьников с инвалидностью различных нозологических групп и нормативно развивающихся школьников

Основная часть

Методическая подготовка определяет социальный заказ на выполнение педагогом определенных профессиональных функций. В фокусе внимания авторов находилась необходимость разработки научно-теоретичес-кого обоснования, целевых, содержательных, процессуальных характеристик методической подготовки будущих педагогов к условиям инклюзии как новому коду социального равенства. Методическая подготовка будущих педагогов к инклюзии школьников организовывалась в современных условиях университетского технопарка как высокотехнологичной площадки профессиональных педагогических проб.

Исследовательская работа проводилась в рамках проекта "Методическая подготовка будущих педагогов к инклюзии школьников на базетехнопарка ВГСПУ". Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников была разработана в рамках про-

екта и опубликована [5]. Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников в условиях университетского технопарка выступает инструментом формирования их готовности к предстоящей профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

В исследовании принимали участие студенты - будущие учителя русского языка и литературы, иностранных языков, учителя музыки и изобразительного искусства. Всего 243 человека, из них 86,6% респондентов женского пола, 13,4% - мужского пола.

Основным средством формирования готовности педагогов к инклюзии выступает педагогическая мастерская, которая является формой приобретения опыта действий, формой сотрудничества педагога и обучающегося. В работах ряда ученых педагогическая мастерская характеризуется как эффективное средство обучения [2, 3, 4]. Исследователи отмечают, что участие в мастерской создает условия для выбора содержания и средств, определения темпа работы каждого обучающегося, стимулируя актуализацию научно-теоретических знаний [4, 6]. Необходимо отметить, что в современном научном дискурсе педагогическая мастерская профессиональных проб студентов, функционирующая на базе технопарка педагогического университета и используемая как средство формирования готовности будущих педагогов к инклюзии школьников, еще не становилась предметом научного изучения.

Цикл педагогических мастерских - профессиональных проб для будущих педагогов по подготовке к реализации инклюзивного образования школьников в условиях технопарка проводился с использованием сквозных технологий (виртуальной и дополненной реальности). Отметим, что основным направлением деятельности технопарка является выявление, осмысление, пилотная реализация и масштабирование дидактического потенциала цифровой образовательной среды на уровне доп-рофессиональной, профессиональной и последипломной педагогической подготовки. На базетехнопарка реализуются междисциплинарные проекты, направленные на формирование у студентов и преподавателей вуза готовности к обучению и взаимодействию в современной цифровой образовательной среде.

Модель методической подготовки будущих педагогов предполагала работу педагогических мастерских - профессиональных проб, которые были реализованы на базе университетского технопарка: "Сопричастность", "Норма и

патология", "Трудности школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья", "Ассистивные технологии", "Инклюзивный урок", "Инклюзивное внеурочное занятие", "Рефлексия".

Обратимся к материалам экспериментальной работы по разработке и реализации педагогической мастерской "Трудности школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья", организованной условияхуниверситетского технопарка. Студентам предлагалось посмотреть ряд видеофрагментов, где были представлены особенности поведения и речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Затем студентам предлагалось постараться определить нозологическую группу, их трудности в обучении. На видеоматериалах студенты могли увидеть занятия с детьми с нарушениями зрения, интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи (заикание, алалия), с нарушениями слуха. Были представлены к изучению варианты письменных работ учащихся школ, в которых отражены специфические дисграфические ошибки.

Далее студентам предлагалось составить памятку для себя, как будущего педагога, с примерами дисграфических ошибок, которые обусловлены несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и лексико-грамматической стороны речи школьников. Разработанные памятки презентовались и обсуждались вместе с практикующими педагогами - учителями-предметниками. Апробация знаний и умений закреплялись в опытном преподавании будущих педагогов в рамках практики - "Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика".

После проведения педагогической мастерской "Трудности школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья" была организована диагностическая работа на основе разработанного авторского опросника. Проанализировав результаты, мы заключили, что значительное большинство опрошенных студентов смогли определить нозологические группы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые они увидели в видеофрагментах (86%). Кроме того, респонденты верно определяли наблюдаемые особенности и трудности в обучении (83%). Приведем некоторые примеры ответов, приведенных в опроснике. Студенты отмечали трудности с чтением, отсутствие концентрации внимания, трудности произношения звуков речи, труд-

ности восприятия информации на слух, трудности в общении, трудности в письменной речи и ряд других.

На вопрос об отношении будущих педагогов к перспективе будущей профессиональной деятельности в условиях инклюзивной школы, к совместному обучению и воспитанию нормативно развивающихся школьников и школьников с ограниченными возможностями здоровья, получены ответы широкой палитры -от полного принятия идей инклюзии до категорического отрицания и отсутствия определенных ответов. Приведем примеры ответов студентов:

- "отношусь положительно, но не совсем понимаю, как правильно организовать процесс";

- "с такими детьми очень сложно работать, особенно без специального образования";

- "такие дети имеют право получать образование с помощью средств и методов инклюзивного обучения";

- "я считаю, что дети с такими нарушениями должны получать инклюзивное образование";

- "обучение в специализированных учреждениях будет наиболее подходящим для таких детей";

- "таких людей сложно социализировать, я не думаю, что возможно детей с такими нарушениями обучать инклюзивно";

- "по моему мнению, ребенку с данным нарушением необходимо уделять особое внимание и много внимания в целом, ему может быть тяжело в общеобразовательном учреждении".

Положительное отношение к инклюзивному образованию школьников выразили 74% опрошенных, сомневались в собственных возможностях работать в условиях инклюзии 19% студентов, негативно отзывались 7% респондентов.

Результаты исследовательской работы показали, что организация педагогических мастерских - профессиональных проб студентов, погружение их в инклюзивный процесс, объяснение задач и особенностей инклюзивного образования, анализ практики, изучение работ учеников, на наш взгляд, позитивно влияет на формирование позитивного отношения студентов к инклюзивному образованию. Внедрение модели методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников в условиях университетского технопарка позволит сделать этот процесс более эффективным, будет способствовать формированию цифро-

Г\1 ГУ

о см л

о.

\о т ж

о <

о 21

Ё

195

бой зрелости и готовности к внедрению цифровых решений в инклюзивный образовательный процесс. Кроме того, методическая подготовка будущих педагогов к инклюзии на базе технопарка позволит студентам полученные знания и умения реализовать на производственной практике (технологической) в системе инклюзивного образования. Целью данного вида практики является формирование у студентов методической готовности к профессиональной деятельности в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

Заключение

Решение ключевых задач национального проекта "Образование" связано с внедрением до 2024 года в 40% всех российских школ цифровой образовательной среды и современного инновационного оборудования, что приводит к активному преобразованию учебно-воспитательного процесса, реализуемого в образовательных организациях. Главной задачей современной школы становится введение новых технологий, видов и методов организации и содержанию учебных занятий, внеурочной работы, которые направлены не только на обучение, но на воспитание и развитие школьников с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормативно развивающимися школьниками.

Проведенное исследование показало значительную эффективность проектирования и реализации педагогических мастерских -профессиональных проб студентов - будущих педагогов в структуре методической подготовки студентов к инклюзии школьников. Включенность будущего педагога в профессиональные пробы по обучению и воспитанию школьников в условиях инклюзии в период вузовского обучения позволяет качественно осуществлять профессионально-педа-гогическое обучение. Подготовленность будущего педагога к перспективе инклюзивного образования школьников служит решению задач привлечения профессионально подготовленных педагогических кадров в современную российскую школу.

Литература:

1. Алёхина С.8., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л, Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. -№ 1. - С.83-91.

2. Белова H.H. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: дис на соиск. ученой ст. канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 216 с.

3. Вартазарян К.А. Возможности педагогической мастерской для развития рефлексии учащихся / / Известия РГПУ им. А,И. Герцена. - 2008. - №88. -С 171-178.

4. Гревцева Г.Я. Педагогическая мастерская как средство самообразовательной деятельности студента вуза // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам научно-практической конференции. ■■ Красноярск, 2016,-252 с.

5. Козырева O.A. Моделирование методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников Ц KANT. - 2022. - № 1 (42). - С. 232-235.

6. Лямкина O.A. Мастерская как альтернативная форма организации обучения студентов педагогического вуза // Интеграция образования. - 2001. - №2. - С. 57-58.

7. Любимова Е.С. Компонентная модель готовности студентов-бакалавров педагогического университета к инклюзивному образованию школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 4. URL: https://science education.!u/ru/artic le/vie w'id=30977 (дата обращения: 25.07.2022).

8. Назарова H.M. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия: монография.

М.: Перо, 2018 -239с.

9. Хвастунова Г П. Организация производствен ной (технологической в системе инклюзивного образования) практики в структуре подготовки студентов педагогического вуза // Известия Вол гогрздекого государственного педагогического университета. - 2022. - №. 2 (165). - С 111-317.

10. Яковлева И.М., Яковлев СВ. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. - 2021. -№ 2 (62). - С. 170-181.

11. Forlina С., Chambers D. Teacher Preparation for Inclusive Education: Increasing Knowledge but Raising Concerns // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. № 39. pp. 17-32.

12. Wray E,, Sharma U., Subban P. Factors influencing teacher self-efficacy for inclusive education // leaching and Teacher Education. 2022, Volume 117. URL: https://www.scicnccdircct.com/scicnce/articlo/ pii/S0742051X22001743 (дата обращения: 26.07.2022),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.