Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Екатерина Александровна

В статье представлен анализ исследований, посвящённых проблеме готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде. Проблема обусловлена наличием противоречия между социальным заказом на создание инклюзивной образовательной среды в современных школах и неготовностью учителей к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Целью статьи является аналитический обзор публикаций по вопросам готовности педагогов к инклюзивной деятельности. В работе применяются методы теоретического анализа, синтеза, систематизации. Исследуются авторские подходы к определению понятия образовательной среды, инклюзивной образовательной среды, готовности к работе в инклюзивной образовательной среде. На основе анализа научных исследований уточняется понятие готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде. Выделяются структурные компоненты готовности к профессиональной деятельности. Обозначаются проблемы состояния готовности будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде, намечаются пути решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO WORK IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The author presents an analysis of studies devoted to the problem of the readiness of future teachers to work in an inclusive educational environment. The problem is caused by the contradiction between the social control to create an inclusive educational environment in modern schools and the unwillingness of teachers to work in an inclusive educational environment. The purpose of the study is an analytical review of publications on the readiness of teachers for inclusive activities. The methods of theoretical analysis, synthesis, and systematization are used in the work. The author's approaches to the definition of the concept of educational environment, inclusive educational environment, readiness to work in an inclusive educational environment are investigated. Based on the analysis of scientific research, the concept of readiness of future teachers to work in an inclusive educational environment is clarified. The structural components of readiness for professional activity are highlighted. The problems of the state of readiness of future teachers to work in an inclusive educational environment are systematized, ways of solving these problems are outlined.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 9. P.

Научная статья УДК 376.3

https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде

как педагогическая проблема

Екатерина Александровна Гаврилова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, kateriny@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4617-8368

Аннотация. В статье представлен анализ исследований, посвящённых проблеме готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде. Проблема обусловлена наличием противоречия между социальным заказом на создание инклюзивной образовательной среды в современных школах и неготовностью учителей к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Целью статьи является аналитический обзор публикаций по вопросам готовности педагогов к инклюзивной деятельности. В работе применяются методы теоретического анализа, синтеза, систематизации. Исследуются авторские подходы к определению понятия образовательной среды, инклюзивной образовательной среды, готовности к работе в инклюзивной образовательной среде. На основе анализа научных исследований уточняется понятие готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде. Выделяются структурные компоненты готовности к профессиональной деятельности. Обозначаются проблемы состояния готовности будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде, намечаются пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, формирование готовности, будущий педагог, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, особые образовательные потребности, обучающиеся с ОВЗ

Для цитирования: Гаврилова Е.А. Готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде как педагогическая проблема // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. ... https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Original article

The Readiness of Future Teachers to Work in an Inclusive Educational Environment

as a Pedagogical Problem

Ekaterina A. Gavrilova

Saratov State University, Saratov, Russia, kateriny@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4617-8368

Abstract. The author presents an analysis of studies devoted to the problem of the readiness of future teachers to work in an inclusive educational environment. The problem is caused by the contradiction between the social control to create an inclusive educational environment in modern schools and the unwillingness of teachers to work in an inclusive educational environment. The purpose of the study is an analytical review of publications on the readiness of teachers for inclusive activities. The methods of theoretical analysis, synthesis, and systematization are used in the work. The author's approaches to the definition of the concept of educational environment, inclusive educational environment, readiness to work in an inclusive educational environment are investigated. Based on the analysis of scientific research, the concept of readiness of future teachers to work in an inclusive educational environment is clarified. The structural components of readiness for professional activity are highlighted. The problems of the state of readiness of future teachers to work in an inclusive educational environment are systematized, ways of solving these problems are outlined.

Keywords: readiness for professional activity, formation of readiness, future teacher, inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, special educational needs, students with disabilities

For citation: Gavrilova, E.A. (2022) The Readiness of Future Teachers to Work in an Inclusive Educational Environment as a Pedagogical Problem. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), ........ Available from:

doi: 10.24158/spp.2022.9. (In Russian).

Введение. Современная общеобразовательная школа нуждается в педагогах, готовых к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, к формированию школьной инклюзивной образовательной среды, где ученики, их родители и педагоги объединяются для

© Гаврилова Е.А., 2022

продуктивного решения совместных задач. Социальный заказ общества и государства на формирование у будущего учителя готовности к реализации инклюзивных практик подкрепляется документами федерального уровня: ФГОС ВО 3++ по направлению бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, Профессиональным стандартом педагога, Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Так, согласно ФГОС 3++, профессиональная подготовка будущих учителей реализуется в рамках компетентностного подхода, направленного на развитие у них универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для обучения и воспитания учеников, в том числе имеющих особые образовательные потребности1. Среди квалификационных требований к учителю средней школы, определяемых Профессиональным стандартом педагога, названы умение применять специальные подходы, психолого-педагогические технологии в инклюзивном обучении, методы коррекционно-развивающей работы с учениками2. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года к числу основных задач относит разработку единого подхода в подготовке будущих учителей к работе с различными категориями детей, в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение данной задачи предполагает разработку и введение в программы подготовки будущих учителей дисциплин, позволяющих формировать компетенции для формирования опыта работы с детьми, имеющими особые потребности в образовании3.

На сегодняшний день в процессе организации инклюзивного обучения в школе имеют место определённые сложности, к числу которых относится недостаточная готовность учителей к работе в инклюзивной образовательной среде. Итоги проведённых нами ранее исследований, целью которых являлось выявление отношения будущих и действующих педагогов к инклюзивному обучению (Александрова, Гаврилова, 2022), подтверждают наличие названной проблемы.

Методы. В исследовании представлены следующие методы: теоретический анализ, синтез, систематизация.

Обратившись к современным исследованиям, посвящённым готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, мы выделили проблемы, препятствующие такой готовности:

- психологические барьеры и профессиональные стереотипы учителей, обусловленные неполным пониманием принципов инклюзивного образования, что способствует неприятию учителями инклюзии в общеобразовательных школах и их нежеланию повышать свою квалификацию в этом направлении (Ажинова, 2019);

- нехватка у педагогов психолого-педагогических знаний, методических приёмов работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и возможности, влекущая за собой невысокую эффективность в организации предоставления учебных материалов детям в доступной для них форме (Гаврилова, 2022);

- несформированность соответствующих профессиональных компетенций для успешной организации инклюзивных практик (Александрова, Гаврилова, 2022).

Формированию профессиональной готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде посвящён ряд научных педагогических публикаций. Мы проанализировали исследования, раскрывающие содержание понятий «образовательная среда», «инклюзивная образовательная среда», «готовность к работе в инклюзивной образовательной среде», классифицировали структурные компоненты готовности будущего учителя к профессиональной деятельности, предложенные разными авторами.

Результаты. Понятие «образовательная среда» является предметом современных педагогических исследований. Данное понятие изучается и уточняется в работах Г.Ю. Беляева, В.А. Ясвина, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова и др. Обобщая обзор становления данного понятия в педагогической науке, С.В. Журавлева рассматривает среду как объективные обстоятельства, которыми в зависимости от целеполагания можно определённым образом управлять (Журавлева, 2016).

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/upload-files/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 19.09.2022).

2 Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 19.09.2022).

3 Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: распоряжение правительства РФ от 24.06.2022 г. №1688-р [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.govemment.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 19.09.2022).

A.Ю. Церельникова исследует тесную взаимосвязь понятий «образовательная среда» (действительность, не являющаяся итогом человеческой деятельности) и «образовательное пространство» (возникающее в результате исследования человеком действительности и развивающееся в результате специфической деятельности человека), отмечая, что образовательная среда развивается в образовательном пространстве (Церельникова, 2022).

Понятие «инклюзивная образовательная среда» раскрывается в работах С.В. Алехиной, О.А. Близнюк, Н.П. Сенченкова, А.А. Петрусевич, Д.С. Соломиной и др.

С.В. Алехина характеризует инклюзивную образовательную среду направленностью на создание инклюзивного сообщества, поддерживающего индивидуальный потенциал каждого его участника с учетом разнообразия его образовательных потребностей и возможностей1.

В работах О.А. Близнюк, Н.П. Сенченкова, А.А. Петрусевич, Д.С. Соломиной вышеназванное понятие представлено как тип образовательной среды, предоставляющей участникам образовательного процесса возможности для саморазвития (Близнюк, Сенченков, 2020; Петрусевич, Соломина, 2016).

Ряд исследований посвящён проблеме готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. К их числу относятся работы В.В. Хитрюк, И.М. Яковлевой, С.В. Яковлева, Е.С. Любимовой, И.А. Рудневой, О.А. Козыревой, Е.М. Сафроновой, Е.В. Шипиловой и др.

B.В Хитрюк определяет понятие «инклюзивная готовность учителя» как личностное качество, проявляющееся в синтезе компетенций, и определяющее профессиональную деятельность в инклюзивном образовательном пространстве (Хитрюк, 2020).

И.М. Яковлева, С.В. Яковлев выделяют в готовности педагога, осуществляющего инклюзивную образовательную деятельность, личностную составляющую (система профессиональных ценностей и профессионально-личностных качеств) и деятельностную составляющую (специфическая деятельность в условиях инклюзии) (Яковлева, Яковлев, 2021).

По мнению Е.С. Любимовой, готовность будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников - это способность к осуществлению деятельности с учётом умения сочетать взаимосвязанные компоненты профессиональной деятельности и активно-действенного состояния личности как результата специальной подготовки (Любимова, 2021). В структуре этой готовности исследователь выделяет мотивационный (ценностные ориентиры), когнитивный (полнота и системность профессиональных знаний) и операциональный (умение рационально применять методы и средства обучения детей с ОВЗ) компоненты (Любимова, 2021).

И.А. Руднева, О.А. Козырева, Е.М. Сафронова, Е.В. Шипилова определяют готовность будущих педагогов к инклюзии личностными характеристиками. Среди таких характеристик сознательный выбор вариантов своего профессионального поведения, способность и готовность к выбору эффективных средств и способов саморазвития, организации педагогической работы в сотрудничестве, умение легко ориентироваться в приемах коррекционно-педагогической деятельности, инклюзивных и ассистивных технологиях (Руднева и др., 2022). Структурные компоненты готовности, выделяемые данными исследователями, схожи с вышеприведёнными: когнитивный, операционно-деятельностный, мотивационный (Козырева, Хвастунова, 2021; Руднева и др., 2022).

И.В. Возняк рассматривает готовность педагога к реализации инклюзивного образования как его личностно-профессиональную характеристику, однако в структуре готовности наряду с мотивационным, когнитивным и действенным компонентом отдельно выделяет рефлексивный компонент - совокупность личностных качеств педагога инклюзивного образования: чуткость, сопереживание, ответственность, способность к самонаблюдению, самоанализу2.

В исследовании Ю.В. Шумиловской готовность преподавателя к работе с обучающимися в условиях инклюзивного образования представлена в контексте знаний и умений их применить в условиях инклюзивного образования, а также в контексте характеристики личности педагога. Как и в вышеприведённых исследованиях, автор рассматривает мотивационный, когнитивный и де-ятельностный компоненты в составе готовности будущих педагогов, дополняя их креативным компонентом (творческая активность и личностные характеристики учителя, способствующие развитию творческого потенциала учеников) (Романова, Шумиловская, 2018).

Проблема готовности будущих педагогов к инклюзивному обучению детей нашла отражение и в зарубежных исследованиях.

1 Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Самообследование инклюзивной образовательной среды образовательной организацией: методические рекомендации / авт. колл. : С.В. Алехина, Е.В., Самсонова, А.Ю. Шеманов ; под ред. Е.В. Самсоновой. М., 2021. 60 с.

2 Возняк И.В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2017.

А. Боер (A. Boer) с коллегами в своей работе делают акцент на опыте инклюзивной практики учителя, позволяющем формировать у него позитивное отношение к подобной деятельности, желание совершенствовать своё профессиональное мастерство в данном направлении. По мнению авторов, положительный настрой педагогов на реализацию инклюзивного обучения является важной предпосылкой успеха инклюзивного обучения в школах (Boer et al., 2011).

Б. Кук (B. Cook), анализируя состояние готовности учителей к инклюзивному обучению детей, выявляет нехватку у педагогов умений применять дифференцированные методы обучения, а также способностей справляться с различными потребностями учащихся (Cook, 2002).

A. Кумар (A. Kumar) и Л. Бехера (L. Behera), исследуя готовность учителей к инклюзивному обучению, отмечают в её структуре понимание потребностей и способностей особенных детей, адаптацию к обучению и дифференциацию деятельности (Kumar, Behera, 2021).

Л. Флориан (L. Florian) и Х. Линклейтер (H. Linklater) разработали начальный курс подготовки учителей для реализации инклюзивной практики. Авторы курса опирались, прежде всего, не столько на вооружение учителей знаниями и навыками, необходимыми для работы в инклюзивных классах, сколько на использование уже имеющихся у них знаний и навыков в ситуациях, когда ученики испытывают трудности в обучении (Florian, Linklater, 2010).

Обсуждение. Готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде прочно вошла в круг научных интересов современных педагогов-исследователей и относится к числу важнейших направлений педагогической деятельности. Следует отметить, что большинство авторов исследуют формирование готовности без опоры на социальный опыт взаимодействия будущих учителей с особенными детьми, складывающийся в их детские и юношеские годы. В то же время подобный опыт оказывает большое влияние на отношение педагога к инклюзивному обучению. На наш взгляд, положительное отношение учителя к идеям инклюзии определит успех инклюзивного обучения в школе: заинтересованность педагога подтолкнёт его к поиску и освоению эффективных методов и форм взаимодействия с детьми на основе учёта их особых образовательных потребностей.

Проведенный анализ показал, что при определении готовности будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования исследователи опираются на его личностно-профессио-нальные характеристики, определяющие успех педагогической деятельности. В структурах готовности, предложенных авторами, общими являются мотивационный, когнитивный и деятель-ностный компоненты готовности будущего учителя к инклюзивной работе.

Анализ авторских исследований позволил нам уточнить понятие готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде представляет собой совокупность их личностных характеристик, профессиональных компетенций, включая навыки социального партнёрства, позволяющих развивать индивидуальные возможности каждого ученика с учётом разнообразия его образовательных потребностей.

Опираясь на вышеприведённые исследования, в структуре готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде мы выделяем мотивационный, когнитивный, социально-практический и рефлексивно-деятельностный компоненты.

Мотивационный компонент включает в себя принятие будущим педагогом ценностей и принципов инклюзивного образования, сформированную мотивацию к работе в условиях инклюзивной образовательной среды, выраженную в интересе и потребности к сотрудничеству с особыми детьми и их родителями, осуществление рефлексии своей педагогической деятельности.

Когнитивный компонент включает в себя теоретические знания будущим учителем принципов реализации инклюзивного образования, соответствующей нормативно-правовой базы, возможных причин нарушения здоровья детей, их особых образовательных потребностей.

Социально-практический компонент включает в себя психолого-педагогические и методические знания, позволяющие организовать работу с детьми разных нозологий, в том числе с использованием ассистивных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих компенсаторные функции детям той или иной нозологической группы.

Рефлексивно-деятельностный компонент включает в себя соотнесение имеющихся у педагога компетенций с решением возникающих в инклюзивной образовательной среде педагогических задач, выбор методов, форм и средств обучения сообразно с особыми потребностями обучаемых.

Таким образом, готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде состоит из компонентов, находящихся во взаимосвязи и дополняющих друг друга.

Заключение. Анализ научной литературы позволяет убедиться, что проблема недостаточной готовности учителей к работе в инклюзивной образовательной среде является актуальной. Обозначенные в рамках проведённого исследования проблемы состояния готовности будущих

учителей к работе в инклюзивной образовательной среде могут быть решены путём включения студентов в коммуникативную деятельность с особенными учениками.

Следующим этапом исследования станет проектирование технологии социального партнёрства в процессе подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Список источников:

Ажинова А.Э. Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. № 2. С. 93-101.

Александрова Н.А., Гаврилова Е.А. Предпосылки формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. № 2. С. 86-97. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2202.08.

Близнюк О.А., Сенченков Н.П. Понятия «инклюзивная образовательная среда», «инклюзивное образовательное пространство»: сходства и различия // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 112-115. https://doi.org/10.54884/S181570410020485-8.

Гаврилова Е.А. Подготовка будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8 (100). С. 235-239. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.36.

Журавлева С.В. Исторический обзор понятия «Образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56.

Козырева О.А., Хвастунова Е.П. Изучение сформированности готовности будущих педагогов к инклюзии // Научно-педагогическое обозрение. 2021. №5 (39). С. 33-40. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-5-33-40.

Любимова Е.С. Компонентная модель готовности студентов-бакалавров педагогического университета к инклюзивному образованию школьников // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. С. 14. https://doi.org/10.17513/spno.30977.

Петрусевич А.А., Соломина Д.С. К проблеме характеристики инклюзивной образовательной среды в общеобразовательной школе // Вестник "Эрлеу" - kst. 2016. № 4 (14). С. 112-115.

Романова К.Е., Шумиловская Ю.В. Подготовка преподавателя к работе в условиях инклюзивного образования: монография. Beau Bassin, 2018. 210 с.

Руднева И.А., Козырева О.А., Сафронова Е.М., Шипилова Е.В. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: монография. Саратов, 2022. 140 c.

Хитрюк В.В. Подготовка педагогов для инклюзивной системы образования: в поиске решений // Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития: сборник материалов IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. М., 2020. С. 16-26.

Церельникова А.Ю. Образовательная среда педагогического вуза как ресурс для формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Вопросы педагогики. 2022. № 2-2. С. 203-207.

Яковлева И. М., Яковлев С. В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 170-181. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_13.

Boer A. Pijl S. J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers' attitudes towards inclusive education: a review of the literature // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15, iss. 3. P. 331-353. https://doi.org/10.1080/13603110903030089.

Cook, B. Inclusive attitudes, strengths, and weaknesses of pre-service general educators enrolled in a curriculum infusion teacher preparation programme // Teacher Education and Special Education. 2002. Vol. 25 (3). P. 262-277. https://doi.org/10.1177/088840640202500306.

Florian, L., Linklater H. Preparing teachers for inclusive education: using inclusive pedagogy to enhance teaching and learning for all // Cambridge Journal of Education. 2010. Vol. 40, iss. 4. P. 369-386. https://doi.org/10.1080/0305764X.2010.526588.

Kumar, A., Behera L. Teacher Preparation for Inclusive Education in the Context of Education of Children with Special Needs: Past, Present and Future // Reaching the Unreached: The State of Differently Abled Learners. 2021. No. 1-43-19. P. 139-148.

References:

Alexandrova, N.A., Gavrilova, E.A. (2022) Prerequisites for the Formation of the Readiness of Future Teachers to Work in an Inclusive Educational Environment. Siberian Pedagogical Journal. (2). 86-97. Available from: doi:10.15293/1813-4718.2202.08. (In Russian)

Azhinova, A.E. (2019) Inclusive Education: Barriers for Implementation and Psychological and Pedagogical Conditions for Successful Realization. Vestnik IKBFU. Philology, pedagogy, and psychology. (2). 93-101. (In Russian)

Bliznyuk, O.A., Senchenkov, N.P. (2020) Terms "Inclusive Educational Environment", "Inclusive Educational Space": Their Correlation and Differences. Man and Education. (4). 112-115. Available from: doi:10.54884/S181570410020485-8. (In Russian)

Boer, A., Pijl, S.J., Minnaert A. (2011) Regular primary schoolteachers' attitudes towards inclusive education: a review of the literature. International Journal of Inclusive Education. (15:3). 331-353. Available from: doi:10.1080/13603110903030089.

Cerelnikova, A.Yu. (2022) Obrazovatel'naya sreda pedagogicheskogo vuza kak resurs dlya formirovaniya gotovnosti k pro-fessional'noy deyatel'nosti v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [The educational environment of a pedagogical university as a resource for the formation of readiness for professional activity in inclusive education]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. (2-2). 203-207. (In Russian)

Cook, B. (2002) Inclusive attitudes, strengths, and weaknesses of pre-service general educators enrolled in a curriculum infusion teacher preparation programme. Teacher Education and Special Education. 25(3). 262-277. Available from: doi:10.1177/088840640202500306.

Florian, L., Linklater, H. (2010) Preparing teachers for inclusive education: using inclusive pedagogy to enhance teaching and learning for all. Cambridge Journal of Education. 40(4). 369-386. Available from: doi:10.1080/0305764X.2010.526588.

Gavrilova, E.A. (2022) Future Teachers Training to Work in Inclusive Educational Environment. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8). 235-239. Available from: doi:10.24158/spp.2022.8.36. (In Russian)

Khitryuk, V.V. (2020) Podgotovka pedagogov dlya inklyuzivnoy sistemy obrazovaniya: v poiske resheniy [Training of teachers for an inclusive education system: in search of solutions]. In: Pedagogicheskoye obrazovaniye: optimizatsiya, modernizatsiya i prognoz razvitiya [Pedagogical education: optimization, modernization and forecast of development: collection of materials of the IV All-Russian Student Scientific and Practical Conference]. Moscow. Pp. 16-26. (In Russian)

Kozyreva, O.A., Khvastunova, E.P. (2021) Study of the Formation of Future Teachers' Readiness for Inclusion. Pedagogical Review. (5). 33-40. Available from: doi:10.23951/2307-6127-2021-5-33-40. (In Russian)

Kumar, A., Behera L., 2021. Teacher Preparation for Inclusive Education in the Context of Education of Children with Special Needs: Past, Present and Future. In: Reaching the Unreached: The State of Differently Abled Learners. No. 1-43-19. P. 139-148.

Lyubimova, E.S. (2021) Component Model of Preparedness of Bachelor Students of a Pedagogical University for Inclusive Education of Pupils. Modern Problems of Science and Education. (4). 14. Available from: doi:10.17513/spno.30977. (In Russian) Petrusevich, A.A., Solomina, D.S. (2016) K probleme kharakteristiki inklyuzivnoy obrazovatel'noy sredy v obshcheobra-zovatel'noy shkole [On the problem of the characteristics of an inclusive educational environment in a comprehensive school]. Vestnik "erleu" - kst [Bulletin "Orleu" - kst]. (4). 112-115. (In Russian)

Romanova, K.E., Shumilovskaya, Yu.V. (2018) Podgotovka prepodavatelya k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obra-zovaniya [Teacher preparation for work in inclusive education: monograph]. Beau Bassin: LAP LAMBERT. (In Russian)

Rudneva, I.A., Kozyreva, O.A., Safronova, E.M., Shipilova, E.V. (2022) Podgotovka budushchikh pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu shkol'nikov [Preparation of future teachers for inclusive education of schoolchildren: monograph]. Saratov: Vuzovskoye obrazovaniye. (In Russian)

Yakovleva, I.M., Yakovlev, S.V. (2021) Training Future Teachers for Inclusive Education of Schoolchildren with Disabilities. Special Education. (2). 170-181. Available from: doi:10.26170/1999-6993_2021_02_13. (In Russian)

Zhuravleva, S.V. (2016) Historical Review of the Formation of the Concept of «Educational Environment». Scientific Review. Pedagogical sciences. (3). 48-56. (In Russian)

Информация об авторе Е.А. Гаврилова - старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий в обучении, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=688731.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author E.A. Gavrilova - Senior Lecturer, Information Systems and Technologies in Education Department, Saratov State University, Saratov, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=688731.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.