и обоснования возможных перспектив организации взаимодействия в коллективе.
Список литературы
1. Амонашвили, Ш.А. Педагогика сотрудничества -момент истины/ Ш.А.Амонашвили //Семья и школа. - 1988. - №9. - с.1 - 2.
2. Брушлинский, А.В. Андеграунд Диамата// Проблема субъекта в психологической науке/А.В.Бруш-линский. - М.: Академический проект. 2000. -320 с.
3. Булавка, Л. А., Бузгалин, А. В., Бахтин, А.В. Диалектика диалога versus метафизика постмодернизма/ Л.А.Булавка, А.В.Бузгалин, А.В.Бахтин //Вопросы философии. - 2000. - №1. - с. 119 - 131.
4. Виноградова, М.Д., Первин, И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников/ М.Д.Виноградова, И.Б.Первин. - М: Просвещение, 1977. - 159 с.
5. Кемеров, В. Философская энциклопедия./ В.Кемеров.-«Панпринт»Д998 г.
6. Краткая философская энциклопедия. - М., Издательская группа Прогресс - Энциклопедия, 1994. -576 с.
7. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение./А.А.Лео-нтьев. - М.:Знание, 2010.-256 с.
8. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /М.И.Рожков, Л.В.Байбородова.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
9. Федотова, Е.Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся: уч.пособие /Е.Л.Федотова. - Иркутск: ИГПУ, 2003. - 80 с.
10. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии./Н.И.Шевандрин -М.: Владос, 1995. - 544 с.
АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ КАРАТЭ НА ОСНОВЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Щепотин Дмитрий Викторович
Аспирант, «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск
Ключевые слова: Военно-патриотическое воспитание, каратэ, морально-волевая подготовка.
Введение. Сегодня жизнь общества ставит важные задачи в области обучения, воспитания и образования нового поколения. Государству нужны здоровые, инициативные, смелые, дисциплинированные, мужественные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из наиболее важных задач воспитания - это формирование и развитие патриотических чувств юных спортсменов. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании целостной гармонично развитой личности.
Каратэ как средство воспитания и подготовки молодежи к службе в армии.
Каратэ на сегодняшний день является одним из самых популярных видов спорта среди подростков. Это японское боевое искусство, система защиты и нападения, которая известна во всем мире, с постоянно совершенствующейся системой подготовки, трансформирующейся в различные структуры и организации на мировой арене спорта.
Очевидно, что, как и любой вид спорта, развивающийся в нашей стране, занятия каратэ должны нести в себе ряд функций, направленных на воспитание чувства патриотизма, любви к своему Отечеству, к Родине, порядочного и уважительного отношения к старшему поколению, к товарищам по команде, к тренеру.
В карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер «дана» — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.
Степени в карате не зависят от результатов спортивных соревнований. Для получения более высокой степени необходимо продемонстрировать определённое мастерство выполнения ката и свободного боя.
Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать куртку «ги» запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.
Часто (например, в Сётокан) цвет пояса плавно темнеет от 10 кю до 1-го дана. Такая система позволяет решать несколько педагогических задач, направленных на воспитание патриотических чувств и в некоторой степени готовит ребят к службе в армии. Ведь если сравнить воинские звания от рядового до генерала и систему повышения степени мастерства в каратэ, то можно увидеть сходство в повышении звания или степени в той или другой системе. Каратэ начинается этикетом и заканчивается этикетом -это одна из самых главных заповедей основателя и «современного отца» каратэ Гичина Фунакоси. Такой устав или заповеди в традиционных школах каратэ являются основополагающими в системе отношений спортсменов - каратистов. Именно такая структура как в каратэ закладывает и готовит подростков к службе в рядах Российской армии, и, безусловно, оказывает благоприятное воздействие на воспитание морально-волевых качеств спортсмена.
Цель исследования - научно обосновать модель морально-волевой подготовки каратистов и программно-методическое обеспечение учебного процесса на основе интеграции элементов контактных видов спорта.
Организация и методика исследования. В исследовании участвовали спортсмены Центра технических и прикладных видов спорта «Юность Самотлора» г. Нижневартовска.
В ходе исследования была разработана модель морально-волевой подготовки каратистов.
Морально-волевая подготовка каратистов представляет собой сложную многоуровневую структуру, которая включает в себя отдельные взаимосвязанные элементы, что позволяет проанализировать и своевременно скорректировать содержание и организацию учебно-тренировочного процесса.
Цель модели - повышение уровня эффективности морально-волевой подготовки юных каратистов. В качестве концептуальных подходов, на основе которых строилась модель учебного процесса, нами были выбраны подходы: интегративный, личностно ориентированный и деятельностный.
Различные стороны учебно-тренировочного процесса, такие как физическая, техническая, тактическая, соревновательная, безусловно, неотъемлемые части тренировки, и, на наш взгляд, рассматривать морально-волевую подготовку необходимо в контексте одной из сторон учебно-тренировочной деятельности - психологической подготовки.
Таким образом, каратэ, как система традиционного боевого искусства и спорта является основой подготовки и воспитания морально-волевых качеств, которые часто жизненно необходимы для подготовки молодежи к службе в армии. Воспитание дисциплинированности, дру-
жеского отношения к товарищам, умения работать в команде дают основания полагать, что каратэ положительно влияет на воспитание подростка и его отношения к службе в армии. Кроме того, данный вид спорта отличается серьезной технической, тактической, физической и морально -волевой подготовкой, что в свою очередь, является важнейшей стороной воспитания подростков допризывного возраста.
Использованная литература
1. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. //Молодой учёный, 2012, № 5. — С. 405-412.3.
2. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308-311.
3. Строганов О.И. Воспитание волевых качеств юных каратистов на основе личностно ориентированного подхода: дис.... канд. пед. наук / О.И. Строганов. -Челябинск, 2005. - 183 с