Научная статья на тему 'Методические принципы физического воспитания, применяемые при проведении спортивной тренировки по киокусинкай каратэ-до'

Методические принципы физического воспитания, применяемые при проведении спортивной тренировки по киокусинкай каратэ-до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1241
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / КИОКУСИНКАЙ / КАРАТЭ-ДО / ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ / ЛИЧНОСТЬ / EDUCATIONAL SYSTEM / PHYSICAL CULTURE AND HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / SPORT TRAINING / KYOKUSHINKAI / KARATE-DO / PRINCIPLE OF DIDACTICS / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрин А. А.

В статье рассмотрены методические принципы физического воспитания, применяемые при проведении спортивной тренировки по киокусинкай каратэ-до в детско-юношеском спортивном клубе по месту жительства «Патриот».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic principles of physical culture, applied in the course of sport training of kyokushinkai karate-do

This article deals with the major methodical principles of physical education, which are applied in kyokushinkai karate-do training. These methodical principles are applied at Children and Youth Sport Club «Patriot».

Текст научной работы на тему «Методические принципы физического воспитания, применяемые при проведении спортивной тренировки по киокусинкай каратэ-до»

Реализация программы «Олимпиец» и предложенная схема менеджмента позволяют ежегодно увеличивать число воронежских спортсменов в сборных командах России и количество медалей, завоеванных на крупнейших российских и международных соревнованиях.

1. Областная целевая программа «Развитие спорта высших достижений в Воронежской области на 2004-2008 годы «Олимпиец».

2. Постановление администрации Воронежской области № 582 от 7.07.2005 г. «О порядке разработки и реализации областных целевых программ».

3. Федеральное государственное статистическое наблюдение по Воронежской области по форме № I-ФК за 2007 г. Воронеж, 2008.

4. Переверзин И.И., Менеджмент спортивной организации. М., 2006.

5. Узберг Е.Н., Панюков А.В. От Барселоны до Пекина. Научно-методическая разработка. Воронеж, 2007.

6. Узберг Е.Н. Рейтинговая система оценки неигровых видов спорта в отдельных субъектах Российской Федерации (на примере Воронежской области) // Олимпийский бюллетень. М., 2005. № 7. С. 250-255.

7. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., Суханов А.Д. «Кому нужны чемпионы...». М., 1999. С. 128.

Поступила в редакцию 23.04.2008 г.

Uzberg E.N. Improvement of highly skilled athlete training management system at regional level (Voronezh region). The significance of local regional programs for development of both mass sport and sport of the highest achievements is determined in the article. The article presents the substantiation, elaboration and results of approbation of regional target program “Development of sport of the highest achievements in Voronezh region “Olympian”, which is meant to serve the needs of government in sport of the highest achievements. There is also the definition of kinds of sport rating with taking into account such factors as mass character, result, membership in national team and so on.

Key words: management, sport of the highest achievements, subject of the Russian Federation - Voronezh region, regional target programs.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ-ДО

А.А. Тюрин

В статье рассмотрены методические принципы физического воспитания, применяемые при проведении спортивной тренировки по киокусинкай каратэ-до в детско-юношеском спортивном клубе по месту жительства «Патриот».

Ключевые слова: система образования, физическая культура и здоровье, физическое воспитание, учебно-воспитательный процесс, спортивная тренировка, киокусинкай, каратэ-до, принципы дидактики, личность.

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и частью культуры личности [1]. Человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья. Целью спортивной тренировки каратиста является совершенствование техники и

тактики единоборства, совершенствование необходимых физических и психологических качеств и достижение высокого спортивного мастерства.

В задачи спортивной тренировки входят такие элементы, как укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие спортсмена, развитие силы, ловкости, быстроты и выносливости, повышение теоретических знаний в области единоборств, гигиены, контроля и самоконтроля, воспитание моральноволевых качеств, патриотических чувств к

Родине, преданности коллективу, подготовке к службе в армии [2].

Тренировочная работа каратиста определяется периодами и этапами подготовки с учетом возраста, спортивного стажа, уровня спортивного мастерства, тренированности и другими факторами для каждого спортсмена в отдельности [3]. Процесс спортивной тренировки каратиста слагается из пяти взаимосвязанных между собой частей: общей физической подготовки, специальной физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, психологической подготовки.

К общефизической подготовке каратиста относятся бег, прыжки, ходьба, гимнастические упражнения, упражнения со скакалкой, лазание по канату, упражнения со штангой, гантелями, плавание, лыжи, акробатические упражнения. Большое место в подготовке каратиста занимают спортивные игры, особое предпочтение из которых отдается баскетболу, волейболу, они также являются хорошим средством развития тактического мышления, быстроты, ловкости, координации и выносливости.

К специальным физическим упражнениям каратиста относятся те, которые по структуре движения имеют сходство с действиями во время поединка. Это специальные упражнения спортсмена, предназначенные для совершенствования того или иного приема единоборств, имитация приемов поединка и др.

Техническая подготовка каратиста осуществляется путем изучения и совершенствования приемов борьбы, комбинаций приемов, защит и контрприемов. Тактика единоборств изучается и совершенствуется в процессе изучения и совершенствования приемов каратэ-до в учебно-тренировочных, тренировочных и соревновательных поединках, поэтому она складывается из трех разделов: тактики проведения технических действий, тактики ведения поединка и тактики участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка каратиста решается попутно с физической, технической и тактической подготовкой и является единым учебным процессом. Успех реализации задач учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов, которые объединяют в себе теоретические положе-

ния, определяют практическую деятельность тренера и спортсмена [4]. Опора на систему принципов дидактики способствует гармонизации развития личности каратиста. Спортивная тренировка является всесторонним педагогическим процессом. Она строится и осуществляется на основе таких дидактических принципов, как воспитывающее обучение, наглядность, систематичность, сознательность, активность, постепенность и всесторонность [5]. Все эти принципы в обучении и тренировке осуществляются параллельно и дополняют друг друга в период всего тренировочного процесса.

Принцип воспитывающего обучения каратиста предусматривает такое обучение спортсмена, при котором наряду с развитием физических качеств воспитываются высокие моральные качества человека. Процесс воспитания должен красной нитью проходить через все периоды обучения спортсмена [6]. Каждый тренер, обучая каратиста, должен повседневно прививать ему навыки высокой физической культуры, вежливости не только на спортивных занятиях, но и в повседневной жизни, уважение к старшим по возрасту, воспитывать в спортсмене трудолюбие, воздержание от насилия. Здесь особую силу имеют наглядные примеры, беседы со старшими товарищами по команде, примеры из спортивной жизни.

Принцип наглядности особенно важен в обучении и тренировке каратистов, в совершенствовании их технических и тактических действий. Тренеру надо использовать не только показ и разъяснение, но и привлекать к демонстрации приемов спортсменов, хорошо владеющих ими. Правильное представление о движении, в сочетании с объяснением и практическим опробованием действия самим занимающимся, способствует лучшему усвоению изучаемого упражнения. Для наглядности можно использовать видеофильмы, программы телевидения, показ техники поединка более опытным каратистом, посещение соревнований, просмотр плакатов, журналов, изданий периодической печати и других наглядных пособий.

Принцип систематичности предусматривает правильное сочетание теории и практики в процессе тренировки. Это значит, что в тренировке каратиста должна быть определенная система, предусмотренная планом

подготовки по периодам, этапам и циклам. Физические упражнения в учебном занятии, а также совершенствование техники и тактики единоборства надо проводить таким образом, чтобы после изучения или совершенствования определенного технического действия изучать другое, сходное по структуре, но более сложное. Постепенное наращивание трудности физических упражнений должно быть неуклонным правилом тренера. Это правило относится не только к условиям совершенствования техники и тактики в упражнениях с партнером, оно должно учитываться в тренировочных поединках, в соревнованиях, в составлении спортивного календаря, где нагрузка должна идти по нарастающей.

Принцип сознательности предусматривает такое построение и содержание учебного и тренировочного процесса, при котором каждый каратист должен сам осознавать что, почему и зачем он делает. Задача тренера состоит не только в том, чтобы показать и рассказать об упражнении, которое спортсмену показывается для выполнения, но и в том, чтобы рассказать, для чего нужно именно это упражнение.

Киокусинкай каратэ-до - это вид спорта, в котором решается не только единоборство силы, но и мысли. Поэтому тренеру в процессе тренировки надо давать возможность спортсмену развивать активность. Тренер должен предоставлять больше возможности спортсмену самостоятельно решать сложные технические, тактические и другие задачи и приходить ему на помощь тогда, когда подопечный сам не в состоянии решить затруднительную задачу [7]. Помощь может быть разной. Иногда достаточно лишь намекнуть спортсмену, а что к чему он дальше разберется сам. Ведь на соревнованиях каратист выходит один на один со своим противником, и никто не в состоянии ему помочь, если он сам не справится с задачей. Ясное понимание и знание средств, методов и задач тренировки обеспечивает не только более устойчивое и успешное обучение технике и тактике борьбы, но и способствует эффективному развитию силы, быстроты реакции, выносливости, воспитанию морально-волевых качеств спортсмена, находчивости, а следовательно, и способности достичь лучших результатов в соревнованиях [8]. При созна-

тельном и продуманном отношении к своей подготовке, при изучении теории методики спортивной тренировки, а также при изучении физиологии, анатомии и психологии человека у каратиста создастся большой запас знаний, позволяющих ему активно тренироваться, успешно участвовать в соревнованиях, передавать свой опыт молодежи, а в дальнейшем вести тренерскую работу.

Принцип постепенности определяет постепенное повышение физических нагрузок по продолжительности и интенсивности и последовательное изучение технических приемов и тактики. Практика показывает, что нарушение постепенности тренировки наносит большой вред. Постепенность должна соблюдаться не только в правильном наращивании физических нагрузок в тренировочном процессе, но и в участии в соревнованиях. Участие каратиста в непосильных соревнованиях приводит к тому, что вместо высокотехничного, всесторонне развитого спортсмена получается «толкач» не уверенный в своих силах и технических действиях. Так получается потому, что фундамент закладывания основ техники и тактики каратиста разрушен в начале обучения и восстановить его почти невозможно. Для достижения высокого мастерства при правильной тренировке каратисту требуется 6-7 лет, поэтому подготовка должна строиться с учетом этого срока [8, с. 117]. Надо спланировать, когда, в какие годы каратист может достигнуть какого-то спортивного рубежа. Не исключена возможность, что способный каратист может раньше показать высокие результаты и более успешно проходить программу обучения, чем другие. Но для этого существует индивидуальный подход.

Всестороннее развитие спортсмена является основой высокого спортивного мастерства. Принцип всесторонности требует выполнения многих задач спортивной тренировки с применением многообразных методов и средств. Всесторонне развитый спортсмен быстро овладевает техникой и тактикой каратэ, хорошо переносит физические нагрузки, его организм лучше восстанавливается после больших физических нагрузок. В повседневном тренировочном процессе тренеру необходимо обращать внимание на всестороннее физическое развитие каратистов,

на теоретическую спортивную подготовку, на их моральное воспитание.

Всестороннее развитие спортсмена, его моральный и культурный уровень, волевые качества, гармоническое развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), хорошая работоспособность сердечно-сосудистой системы, умение координировать движения являются основой достижения высокого мастерства. Для примера можно назвать таких спортсменов, которые на протяжении всего времени тренировок большое внимание уделяют всесторонней подготовке. Их разносторонние показатели значительно выше тех нормативов, которые определены для спортсменов -участников сборной страны. И это дает положительные результаты в состязаниях.

Принцип повторности основывается на физиологическом положении о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей для возникновения соответствующих изменений, перестроений и усовершенствований в органах и системах, а также в их функциях под влиянием тренировки. Без повторения физических упражнений не может быть развития и совершенствования. Повторение физических упражнений в тренировке каратистов должно быть оптимальным, усложняется оно по мере закрепления навыков. Необходимо помнить, что только при правильном чередовании физических нагрузок с отдыхом можно добиться успешного спортивного мастерства. Тренеру и спортсмену за этим надо внимательно следить, перед тем как начать новый недельный цикл тренировки, надо убедиться в восстановлении сил спортсменов после прошедшего цикла тренировки. Здесь имеет значение и чередование средств тренировки и физических нагрузок: средней, малой, большой нагрузки и отдыха [7, с. 309]. При спортивной тренировке по киокусинкай каратэ-до следует учитывать и вопросы питания и отдыха, которые должны соответствовать физической нагрузке.

Все компоненты учебно-воспитательного процесса тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие знания [9]. Поэтому построение программы спортивной тренировки по киоку-синкай каратэ-до должно быть основано на дидактическом единстве физического воспитания, здоровья и гармоничного развития личности.

1. Подымова Л. С. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов н/Д, 1995. С. 14.

2. Захаров Е.И. Рукопашный бой. М., 1994. С. 21.

3. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. С. 12.

4. Скобликова Т.В. Здоровье ученика в образовательном процессе. Курск, 2000. С. 10.

5. Смирнов С.А. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2006. С. 201.

6. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры. М., 1974. С. 120.

7. Масутацу О. Каратэ высшей истины. София, 1998. С. 117.

8. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока. М., 1991. С. 28.

9. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. СПб., 1998. С. 155.

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.

Tyurin А.А. Methodic principles of physical culture, applied in the course of sport training of kyokushinkai karate-do. This article deals with the major methodical principles of physical education, which are applied in kyokushinkai karate-do training. These methodical principles are applied at Children and Youth Sport Club «Patriot».

Key words: educational system, physical culture and health, physical education, educational process, sport training, kyokushinkai, karate-do, principle of didactics, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.