Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (14), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 159
АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ НА ОСНОВЕ
ИНТЕГРАЦИИ КОНТАКТНЫХ ВИДОВ СПОРТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОГО МОДУЛЯ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ» НА БАЗЕ КОЛЛЕДЖА
Щепотин Д. В.
Аспирант, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Преподаватель, БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Ключевые слова: морально-волевая подготовка, единоборцы.
Введение. В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Зачастую, исход спортивных соревнований в значительной степени определяется морально-волевой подготовленностью спортсменов.
Цель исследования - научно обосновать модель морально-волевой подготовки каратистов и программно-методическое обеспечение учебного процесса на основе интеграции элементов контактных видов спорта и включение в содержание программы вариативного модуля в колледже «Методическое обеспечение организации преподавания единоборств»
Организация и методика исследования. В исследовании участвовали спортсмены Центра технических и прикладных видов спорта «Юность Самотлора» г. Нижневартовска.
В ходе исследования была разработана модель морально-волевой подготовки юных каратистов.
Морально-волевая подготовка юных каратистов представляет собой сложную многоуровневую структуру, которая включает в себя отдельные взаимосвязанные элементы, что позволяет проанализировать и своевременно скорректировать содержание и организацию учебно-тренировочного процесса.
Цель модели - повышение уровня эффективности морально-волевой подготовки юных каратистов. В качестве концептуальных подходов, на основе которых строилась модель учебного процесса, нами были выбраны подходы: интегративный, личностно ориентированный и деятельностный.
Различные стороны учебно-тренировочного процесса, такие как физическая, техническая, тактическая, соревновательная, безусловно, неотъемлемые части тренировки, и, на наш взгляд, рассматривать морально-волевую подготовку необходимо в контексте одной из сторон учебно-тренировочной деятельности - психологической
подготовки. В содержание психологической подготовки мы включили программно-методическое и организационное обеспечение, которое, в свою очередь, содержит модульную структуру «Морально-волевой подготовки юных каратистов» и психологические тренинги, направленные на формирование и развитие уровня морально-волевой подготовленности. Программно-методическое обеспечение представлено в виде программы морально-волевой подготовки юных каратистов и наполнено тематическим содержанием, методами и контрольными испытаниями, характеризующими уровень морально-волевой подготовленности.
Данная модель может включаться в учебный процесс колледжа как одна из сторон подготовки специалиста в области единоборств, в рамках реализации вариативного модуля «Методическое обеспечение организации преподавания единоборств». В учебной программе модуля отражены аспекты морально-волевой подготовки единоборцев, что в свою очередь дополняет содержание программы, дает основания для системного подхода не только к стандартным сторонам технической, тактической, физической подготовки, но и дополняет содержание инновационной разработкой модели морально-волевой подготовки каратистов на основе интеграции контактных видов спорта.
Использованная литература
1. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для пед. Ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.: ил.
2. Пилоян, Р.Я. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. -104 с.: ил. (Наука - спорту).
3. Строганов, О.И. Воспитание волевых качеств юных каратистов на основе личностно ориентированного подхода: дис.... канд. пед. наук / О.И. Строганов. -Челябинск, 2005. - 183 с.