«Выпадение» Соловьёва из обычной схемы «русской идеи» на самом деле является условным. Его философия насквозь утопична и профетична. Мессианизм Соловьёва обращен в будущее, которое не более реально, нежели настоящее, которое не оставляет реальных оснований надеяться на будущее в том виде, в каком его видит мыслитель. Но утопия и не требует объективных предпосылок. В традициях «русской идеи» Соловьёв обращен к концу истории, ибо осуществление Богочеловечества - это ли не конец истории?..
Таким образом, мы видим присутствие в историософии Владимира Соловьёва основных черт «русской идеи». Идеал справедливого общественного устройства находится за пределами истории. Несмотря на это, он требует «умысла», в соответствии с которым конструируется общество. «Умышленное» общество не может существовать без попыток распространить вовне свое понимание добра и справедливости, что, в свою очередь, приводит к культивированию «империалистического соблазна» властью, столь далекой от религиозной сути историософских построений и Достоевского, и Соловьёва, и многих других русских мыслителей.
1 Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 15 т. Л., 1990. Т. 7. С. 380.
2 Там же. С. 378.
3 Соловьёв B.C. Собр. соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 458.
4 Там же. С. 12.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 245 - 246.
А.П. ГЛАЗКОВ
Астраханский государственный университет
АСКЕТИЗМ КАК ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИСТОРИОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЁВА
Цель сообщения - показать практическое, то есть этическое, значение аскетики в философии истории B.C. Соловьёва. На наш взгляд, акцентирование внимания на аскетике позволяет
полнее представить особенность понимания философом процесса исторического развития в рамках его философии всеединства. История философии у B.C. Соловьёва - это раскрытие смысла истории. Механизм исторического развития в историософской концепции Соловьёва очень сложен, в нем много движущих моментов. Мы сосредотачиваем внимание всего лишь на одном из этих моментов - аскетике. Историософия Соловьёва носит ярко выраженный этический и онтологический характер. Аскетика же - это особого рода практическая деятельность, которая целиком лежит в области нравственного делания, в основе которого - ограничение чувственных влечений и достижение их нейтрализации. Соловьёв понимает смысл этого слова достаточно широко: как универсальный принцип, характерный для всех времен, народов и религий.
Какую роль играет аскетика в историософии Соловьёва, мы можем ясно увидеть в одном из самых значительных его трудов - «Оправдание добра». В этой работе очень четко представлена в своем целостном единстве этика и историософия Соловьёва, раскрываются их глубинные онтологические измерения. В основе единств этики и историософии лежит сущностная связь между аскетикой, нравственностью и смыслом истории. Соединить этические вопросы и с онтологией, и с философией общества, и историей общества в единое целое методологически позволяет его философия всеединства или единое цельное знание.
Сам Соловьёв предметом своего единого цельного знания считал истинно-сущее, которое в отношении к эмпирической действительности есть абсолютное первоначало. Исходя из его общих метафизических идей, мы можем видеть, что этика, или нравственная философия, и историософия у него во-первых, соединены между собой; во-вторых, соединены в единое целое с его онтологией. А все это вместе действительно представляет картину удивительной цельности и единства и по своему замыслу и исполнению. Онтологизация этики и этизация онтологии придает философии B.C. Соловьёва, на наш взгляд, особую силу и привлекательность.
Именно представление о первоначале как абсолютном Добре и делает аскетику в историософии Соловьёва важнейшим движущим принципом (и фактором) исторического развития.
Смысл истории соединен со смыслом жизни человека единым первоначалом - Добром. Добро есть некий абсолют, первоначало, чистота, полнота, действенность-сила. Оно само по себе вне-исторично. Но историчными являются формы его феноменального воплощения и осуществления как в самом человеке, так и в человечестве в целом. Добро порождает нравственные измерения жизнедеятельности человека, основные чувства: стыда, жалости, благоговения, которые исчерпывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Все прочие добродетели есть видоизменения этих трех основ. Степень полноты их присутствия в жизни человека изменяется в историческом процессе-развитии, переходя от наименьшего к наибольшему нравственному совершенству.
Следует здесь отметить, что эти принципиальные положения Соловьёв выводит из естественных оснований жизни человека. Даже по вопросу об Абсолютном Добре он, скорее всего, сторонник естественной религии. Нравственность принадлежит существу человека и представляет естественную реакцию духовной природы человека против грозящего ей подавления и поглощения со стороны низших сил - плотской похоти, эгоизма, диких страстей. Факт стыда, будучи всеобщим, приобретает значение нравственного принципа аскетизма. Стыд указывает на недостойные для человека постыдные поступки, низвергающие его на животный низший уровень. Аскетика есть естественный инструментарий духа человека в противоборстве с его плотским, животным началом. Поэтому аскетика - сознательный выбор в пользу добра как его действительности и воплощения. В аскети-ке приобретается власть над плотью не для укрепления формальных сил духа, а для лучшего содействия добру. Аскетизм, связанный со страстями, еще худшими, чем плотские (например, гордыня), есть ложный или безнравственный аскетизм. Аскетизм сам по себе, без определения истинной цели, не имеет абсолютного нравственного значения и бессмыслен. Аскетизм только готовит почву для принятия Добра, освободив себя от власти низшего животного начала.
Согласно взглядам Соловьёва, нравственные отношения являются должными. Аскетизм тоже является должным спосо-
бом достижения добра. Исходная точка, первоначальный мотив в аскетизме - это стремление к преобладанию духа над плотью в смысле должного отношения человека к тому, что ниже его. Стыд указывает на скрытую в человеке целость, что утверждает онтологический характер основания аскетики.
Путь к целости человека лежит через аскетику. Аскетика дает ему прочные бытийные основания и становится для человека необходимым моментом его положительной жизни, то есть собственно жизни, той жизни, которая не отрицает Добро, а наоборот стремится с ним соединиться. А в этом соединении жизнь преодолевает и смерть.
Но так как человечество раздроблено на множество людей, Добро окончательно может победить только в масштабах всего человечества, а значит, исторически. И эта победа достигается только через нравственное совершенство всего человечества. В победе Добра, достижении его всеобщей явленности онтологически получает свое завершение схема-система всеединства Соловьёва и достигается конец истории (ее смысл). Всеобщая яв-ленность Добра, подготовленная историческим развитием, нравственным совершенствованием человечества, в целом есть Царство Божие. Нравственный рост достигается положительным воздействием действительной нравственной или духовной среды, которая создается аскетическим действием. Соловьёв считает, что происходит постоянный и несомненный духовный нравственный прогресс человечества. Совершенное Добро вносит в исторический процесс момент качественного нравственного совершенствования, что и осуществляется на путях аскетики. Царство Божие как совершенный образ человечества и всемирного общения жизни требует совершеннейшей общественной организации, которая и вырабатывается всемирной историей. Высший тип существования не создается предшествующим процессом, а только обусловливается им в своем явлении. Аскетическое, а значит, и нравственное, этическое делание людей подготавливает исторически почву для полного воплощения Добра и тем самым достижения конца истории. Человек в одиночку не может осуществить в себе бесконечную полноту совершенства. Требуются аскетические, нравственные по своему характеру усилия всего человечества, которые создадут в различных сферах своей
жизнедеятельности необходимые для явления Царствия Божия совершенные формы. Через аскетику (то есть через запреты) исторически осуществляется культурное строительство человечества. Аскетика- необходимый инструмент качественного прогресса в самом обществе. Исторически, то есть изменяющимся качественным образом, происходит возрастание добра в человечестве как собирательном целом.
В заключение хотелось бы отметить, что удивительная цельность и нравственный акцент, соединяющий Добро и Истину в единое целое, превращают философию Соловьёва в тревожный голос совести человечества. Во всяком случае, этот голос призывает вникнуть глубже в проблематику исторического бытия человека.
Е.Б. ЕРИНА
Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ТВОРЧЕСТВЕ B.C. СОЛОВЬЁВА
Одним из важнейших вопросов в русской философии был вопрос об исторической судьбе России, о её месте в истории человечества, о значении и роли русского народа. Можно сказать, что само зарождение философии на русской, а затем и на российской земле обязано попыткам найти ответ именно на этот вопрос. Сначала это был митрополит Иларион, затем монах Филофей. Первые основные направления русской философии: славянофилы и западники - также связаны с решением этого вопроса. Не мог пройти мимо него и великий русский философ B.C. Соловьёв. В наши дни актуальность национального самоопределения и исторического предназначения не только не исчезла, но и стала еще более острой.
В двухтомнике B.C. Соловьёва, изданном в 1989 году, в самом начале так называемой перестройки, один том почти полностью посвящен национальному вопросу. Здесь решаются как общие вопросы о национальных отношениях, так и конкретные, относящиеся только к русскому народу или только к определен-