СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЭБРУ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10215
Ольга Юрьевна МАЦУКЕВИЧ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Асан ЭДИП,
аспирант кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия, художник эбру, Турция
e-mail: [email protected]
В представленной статье анализируется опыт применения занятий Эбру -традиционной турецкой техники рисования - в практике социально-культурной реабилитации инвалидов с патологическими нарушениями моторики. Авторы раскрывают реабилитационный потенциал арт-терапевтической техники в развитии мотивации к творчеству и гармонизации общения. Анализируется результативность технологических этапов проведения творческих занятий, приводятся данные диагностических процедур состояний участников в процессе развития социально-культурной активности. Сделан вывод о том, что социально-культурная реабилитация инвалидов средствами Эбру обеспечивает развитие двигательных функций участников и непосредственно влияет на самооценку людей и их интеграцию в социокультурное пространство. Ключевые слова: Эбру, творчество, арт-терапия, социально-культурная реабилитация, люди с ограниченными физическими возможностями здоровья и инвалидностью.
SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE IN THE PROCESS OF CREATIVE WORK OF EBRU
Olga Yu. Matsukevich, Full doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Asan Oedipus, graduate student of the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia, artist Ebru, Turkey
e-mail: [email protected]
The article analyzes the experience of using Ebru - traditional Turkish drawing techniques in the practice of social and cultural rehabilitation of disabled people with pathological motor disorders. The authors reveal the rehabilitation potential of art therapy techniques in the development of motivation for creativity and harmonization of communication. The effectiveness of the technological stages of creative activities is analyzed, the data of diagnostic procedures of the States of participants in the development of social and cultural activity are given. It is concluded that the social and cultural rehabilitation of disabled people by means of Ebru provides the development of motor functions of the participants and directly affects the self-esteem of people and their integration into the social and cultural space.
Keywords: Ebru, creativity, art therapy, social and cultural rehabilitation, people with disabilities and disabilities.
Социально-культурная реабилитация инвалидов с патологическими нарушениями моторики весьма сложна, ибо ограниченная способность использования рук и пальцев серьёзно препятствует любой деятельности, связанной с двигательными навыками. Практика свидетельствует, что нарушение моторики у людей вызывает больше проблем, чем нарушения органов чувств [8]. Почти для половины людей, страдающих церебральным параличом, цервикальной миелопатией, нарушения двигательных функций являются основными факторами снижения активности их участия в социальной жизни [9], сенсорные и двигательные нарушения рук затрудняют ежедневный уход за собой [10]. По сравнению с другими нарушениями больные церебральным параличом больше нуждаются в посторонней помощи при выполнении повседневных дел.
Как следствие, возникает социальная и психоэмоциональная деприва-ция личности [11], проявляющаяся в повышенной зависимости от других людей, неразвитой мотивации и слабых социальных навыках [7], приводящая к одиночеству и личностному отчуждению [12]. Поэтому любая активность, связанная с развитием двигательных функций непосредственно влияет на самооценку людей и интеграцию в социокультурное пространство [4].
Одной из инновационных технологий социально-культурной реабилитации являются занятия изобразительным творчеством Эбру, которые гармонизуют внутреннее состояние, концентрируют внимание, развивают фантазию, рассматриваются важным фактором личностного развития.
Освоение техники рисования Эбру даёт возможность людям с нарушениями мелкой моторики в течение достаточно короткого времени, а именно 5-ти или 10-ти минут, начать и закончить рисунок, тем самым получить желаемый результат. В результате возникает чувство уверенности в себе и самоуважения, на фоне снижения стресса от дефицита двигательной активности формируется эстетический интерес и мотивация к деятельности, общению и творчеству.
Техника Эбру - это древнейшее турецкое искусство, которое и в наши дни широко используется как в Турции, так и в других странах. Рисунок Эбру выполняется красками на водной основе на специальной густой жидкости, которая сделана на основе загустителей, таких как «gum tragancanth plant», семена айвы, морские водоросли и т.д. [9]. Готовую жидкость для Эбру наливают в лоток, который может быть сделан из различных материалов (дерево, метал, пластик и т.д.) глубиной около 5 см. Краски приготовлены из натуральных пигментов и желчи на водной основе. Желчь не позволяет краскам расплыться по всей поверхности воды и опуститься на дно. Когда раствор для Эбру и краски готовы, краски разбрызгивают на поверхности жидкости специальными кистями, сделанными из тонких конских волос.
Сначала необходимо подготовить фон изображения, а затем рисовать при помощи специальных инструментов, таких как шило, гребень и т.п. Краски легко разбрызгиваются на поверхности воды. По завершении рисования необходимо перенести рисунок на любой впитывающий материал, например, бумагу, ткань, дерево, керамику и т.д. Один из этих материалов плавно размещают на поверхности раствора и через несколько секунд рисунок будет перенесён на материал. Сразу после этого необходимо забрать материал с поверхности раствора Эбру и оставить сушиться.
Занятия Эбру начинаются с работы на бумаге, впоследствии могут использоваться и другие материалы в зависимости от атмосферы и настроения обучающихся. Технику рисунка можно легко усвоить на начальном уровне за 1-2 урока. Сначала изучается использование материалов для создания фона рисунка, затем человек обучается различным техникам изображения картин на фоне - животных, цветов и абстрактных узоров. Техника Эбру состоит из четырёх этапов: 1) подготовки красок и раствора для Эбру; 2) разбрызгивания красок на поверхности раствора Эбру и создания рисунка при помощи специальных инструментов; 3) расположения материала на поверхности жидкости; 4) снятия материала с поверхности воды.
На протяжении 2014-2018 годов в ряде учреждений Москвы при поддержке Турецко-русского культурного центра прошла апробацию программа социально-культурной реабилитации инвалидов на основе творческих занятий по Эбру. Мастер-классы были организованы на базе: Министерства образования и науки Российской Федерации; Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» при Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; реабилитационного центра для инвалидов «Преодоление» (Москва); общественной организации инвалидов «Перспектива»; структурного подразделения «Школа» ГБПОУ города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»; ГБУВУ
«Социальный приют для детей и подростков» Ступинского района Московской области и других.
Отдельные положения клинических практик применения Эбру в реабилитационных процессах обсуждались на международном уровне: Международном симпозиуме «Арт-терапия: синтез науки, медицины и искусства» в рамках I Международного конгресса «Санитарно-курортное лечение» (Москва, 2015); Международном симпозиуме «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством - к творческому развитию личности» (Москва, 2016; 2017); Арт-терапевтическом Саммите экспрессивных техник (Нью-Йорк, 2018). Однако научные исследования, посвящённые Эбру как технологии социально-культурной реабилитации, в российской коррекционной педагогике и социально-культурной деятельности практически отсутствуют.
Обратимся к экспериментальной практике Московского реабилитационного центра «Преодоление» по социально-культурной реабилитации людей с патологическими нарушениями моторики в условиях творческих занятий Эбру. Мероприятия и творческие занятия по Эбру были организованы в течение 2014-2018 годов и проходили один раз в неделю. Поскольку люди, принимавшие участие в проекте, посещали занятия на протяжении 1-2 месяцев, то в течение года удалось создать несколько групп. Каждое занятие было организовано таким образом, что у всех членов проекта была возможность не только познакомиться с различными техниками Эбру, от более простых до более сложных, но и овладеть ими. По окончании занятий каждый участник имел портфолио, которое помогало исследователям чётко проанализировать весь реабилитационный процесс от начала до конца.
В общей сложности участниками проекта стали 548 человек, постоянно посещающих реабилитационный центр «Преодоление» с целью физической реабилитации. Из них - 55% участников получили инвалидность в результате травмы шейного отдела позвоночника, 45% имеют эти нарушения с рождения. Люди с миелопатией теряют большую часть своей двигательной способности, кроме головы и части шеи и рук. Средний возраст участников - 32 года. Нами были сформированы пять подгрупп участников в зависимости от этиологии поражений и нарушений двигательных функций: а) пальцев (руки напряжены); б) пальцев (руки слабые); в) запястий; г) позвоночника; д) быстрая утомляемость.
В каждом занятии принимала участие группа из 6-8 человек с физическими отклонениями, два художника-арт-терапевта, клинический психолог, а также ассистенты-волонтёры. С целью выявления наиболее распространённых личностных проблем среди участников проекта был проведён массовый опрос. В качестве основных проблем были выделены: потеря самоуважения, депрессивное состояние, оторванность от внеш-
него мира, повышенная осторожность и страх. Поэтому в программе творческих занятий Эбру были конкретизированы задачи индивидуальной коррекции личностных состояний.
Например, для преодоления аффективных состояний мы максимально старались показать, что для создания картины не надо прикладывать много усилий, достаточно одной действующей или даже наполовину действующей руки. Это действовало положительно, пробуждало интерес и желание попробовать создать что-то своими руками. Поскольку занятия были организованы в группе, во время каждого из занятий мы предоставляли участникам возможность высказать своё мнение, поделиться советом, была организована выставка работ, где они смогли пообщаться с внешним миром. Участники проекта пытались помочь друг другу, познакомиться и продолжить общение вне занятий. В результате удалось вовлечь их в общение с внешним миром.
Перед началом каждого занятия художник и арт-терапевт проводили беседу с участниками проекта для создания тёплой атмосферы, обсуждали предыдущие работы с уже рисовавшими участниками и вновь прибывшими. Участники имели возможность поделиться своими впечатлениями и эмоциями.
После обсуждения художники представляли аудитории краткую теоретическую информацию с целью знакомства с материалами и техниками в искусстве Эбру. Затем художник показывал, как правильно использовать эти материалы и техники уже на практике. Сначала художник готовил фон и показывал, как можно легко и быстро в течение 5-ти - 7-ми минут создать красивый рисунок при помощи разбрызгивания красок на воде, тем самым формируя у участников проекта чувство уверенности в том, что они тоже могут создать подобные картины сами. На занятии 2 человека рисовали, остальные участники группы наблюдали за процессом. Наблюдающие часто отмечали, что даже просто смотреть за тем, как рисуют другие, увлекательно и интересно.
Во время создания фона участниками проекта художники наблюдали за ними, выявляя индивидуальные проблемы с моторикой у каждого из них. Художники показывали способ использования минимальной моторики для создания картины. Несмотря на существенные нарушения двигательных функций, участникам проекта и художникам удалось получить желаемый результат благодаря необычной технике рисования на воде. В целях формирования инклюзивного социально-культурного пространства в центре «Преодоление» художники организовывали ежегодную выставку работ участников. В конце проекта у каждого из участников была коллекция из 10-15 картин.
Во время первого и последнего занятий нами были проведены диагностические процедуры: психометрический тест по шкале самоуважения
Розенберга, опросник Бека для оценки стресса, а также авторские тесты, выявляющие уровень отчуждения. По окончании проекта всем участникам было предложено заполнить опросник, в котором основное внимание уделялось их оценочным суждениям и их общему уровню удовлетворённости программой.
Результаты предварительного тестирования психометрических оценок дали понять, что показатели находились в диапазоне слабого эмоционального уровня. При повторном тестировании в конце полугодового периода обучения искусству Эбру большинство оценок изменились в положительную сторону. Статистически значимые сокращения наблюдались на уровне стресса, и результаты показали, что у 73 из 81 участников произошло увеличение шкалы самооценки Розенберга.
В процессе включённого наблюдения также было отмечено, что практически все участники, независимо от характера двигательной патологии, хотели рисовать, потому что видели, что любой человек может нарисовать что-то в этой технике. Большинство людей с тяжёлыми двигательными расстройствами уставали намного быстрее, чем здоровые люди. Поэтому возможность закончить рисунок и получить результат в течение 5-7 минут способствовала формированию устойчивой мотивации.
Несмотря на то, что группы были малой наполняемости, для некоторых участников это было некомфортно, так как они стеснялись и боялись неудачи. Поэтому когда эти люди рисовали в малочисленной группе из 2-3 человек, результат их работ был более успешным. Некоторые же вообще нуждались в индивидуальной практике. Исходя из данной ситуации, можно сделать вывод, что если выстраивать процесс занятий под конкретного человека, то результат может быть более высоким.
Нами также было замечено, что рисование на воде успокаивает и в то же время раскрепощает, появляется ощущение лёгкости и свободы движений. По словам некоторых участников, вода расслабила их и подтолкнула к использованию небольших двигательных мышц. Принимая во внимание индивидуальные двигательные ограничения участников, нами были изготовлены кисти и другие приспособления для рисования. Участникам было важно найти оптимальный способ управления своим непослушным телом. В интервью и анкетах участники сообщили, что им очень понравилась эта техника рисования, потому что здесь каждый может найти для себя что-то экстраординарное, захватывающее и увлекательное. Практически во всех реабилитационных практиках, включая социально-культурную реабилитацию, процессуальные характеристики творческих занятий Эбру определяют её эффективность. В качестве результата можно выделить удовлетворённость творческими занятиями, гармонизацию физического состояния, потребность в общении с едино-
мышленниками. Каждый из участников старался приложить максимальные усилия, чтобы помочь другим, когда они рисовали или готовились рисовать. Для людей с такими нарушениями главное - это общение и взаимодействие друг с другом и с наставником.
Творческие занятия Эбру могут стать хорошим способом самоорганизации досуга инвалидов. С самого начала процесса необходимо активное сопровождение. Позже, по мере улучшения самочувствия участников, их самостоятельное участие в этом процессе может существенно возрасти.
Результаты исследования показали, что различного рода снижение уровня стресса и повышение уровня самоуважения, социальных умений и принятие риска у участников проявились только после 7-10 групповых занятий.
Как было отмечено ранее, пока имеются лишь единичные научные исследования реабилитационных практик творческих занятий Эбру. Одно из таких исследований было выполнено психотерапевтом и художником Эбру Айда Актай в Ускударском Университете (Стамбул, Турция) и в больнице, где она работала. Семилетние результаты исследования А. Актай показали, что у 92% участников, которые посещали арт-терапевтиче-ские занятия Эбру возросла уверенность в себе, а у 86% повысился уровень концентрации внимания. Таким образом, наши показатели и результаты, полученные А. Актай, практически совпали. Возможность создания композиции была выявлена около 34% на сессиях А. Актай. Этот низкий показатель напрямую связан с тем, что новые люди часто присоединялись к сеансам арт-терапии, а в первый раз всегда трудно создать хорошую композицию в искусстве Эбру.
Таким образом, Эбру позволяет решать комплекс задач, связанных с формированием инклюзивного пространства современной культуры, увлекает в волшебный, вдохновляющий мир творчества. Занятия Эбру способствуют снижению уровня аффективных состояний участников, стабилизации их физического и личностного статуса, улучшают настроение, эмоциональный фон, позволяют реализовать личностный потенциал маломобильных людей с нарушениями двигательной активности.
Литература
1. Асан Э. Эбру как метод арт-терапии в работе с инвалидами // Культура и обра-
зование. - 2014. - № 3 (14). - С. 93-97.
2. Асан Э., Бажанова Е. В., Поташова И. И. Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушением развития // Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности : материалы Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к твор-
ческому развитию личности» (5-8 октября 2015 года, г. Москва) / научный редактор Н. Н. Ярошенко ; редакторы : О. Ю. Мацукевич, Ю. А. Акунина, Т. В. Золотцева, Л. В. Тарасов. - Москва : МГИК, 2015. - С. 303-306.
3. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу : программа совмест-
ной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва : Линка-Пресс, 2007. - 240, [7] с. : ил.
4. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - Москва :
ПЕРСЭ, 2002. - 192 с.
5. Мацукевич О. Ю. Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2 (52). - С. 130-135.
6. Сукало А. А. Социально-культурная интеграция инвалидов в современных условиях // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. - Москва : МГУКИ, 2001.
7. Carroll De. (2000) The play interactions of young children with and without disabili-
ties: Individual and environmental influences. - 15 (2) : 229-246.
8. Celebral Palsy: Hope Though Research. National Institute of Neurological Disorders
and Stroke. - 2013, July.
9. Miller B., Murchland R., Zelst Van (2006) Activities of daily living in children with hemiplegic cerebral palsy: a cross-sectional evaluation using the Assessment of Motor and Process Skills. Developmental Medicine - Child Neurology. 48-9: 723-7.
10. Nieuwstraten M., Stam W., Roebroeck H. J., Donkervoort C. (2009) Experienced problems of young adults with cerebral palsy: targets for rehailitation care. Transition Research Group South West Netherlands. 90 (11) .
11. Okimoto A. M., Hanzlik J., Bundy A. (2000) Playfulness in children with and without disability: measurement and intervention. - 54 (1) : 73-82.
12. Reid D. (2003) Doing play: competency, control and expression. - 6 (6) : 623-632.
13. Therapy and equipment needs of people with cerebral palsy and like disabilities in Australia. Australian Institute of Health and Welfare. - 2006, 7 Dec.
14. Derman M. (1977) Ugur. Türk San'atinda Ebru. istanbul: Ak Yayinlari.