Научная статья на тему 'Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов'

Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1198
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНВАЛИД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION / DISABLED PERSON / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / THE SPECIALIST OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарковская Наталия Владимировна

В статье раскрыта сущность социально-культурной реабилитации как целостного процесса общекультурного развития человека с ограниченными возможностями здоровья, определены её ведущие практико-ориентированные задачи. В качестве основополагающих методологических принципов познания сути социально-культурной реабилитации инвалидов выступают: системный, деятельностный, индивидуальный, полисубъектный подходы. В статье делается вывод, что указанные методологические принципы позволяют выделить реальные трудности организации социально-культурной реабилитации инвалидов и обозначить способы продуктивного их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF DISABLED PERSONS

In article the essence of social and cultural rehabilitation as complete process of common cultural development of the disabled person is opened, its leading practical-focused tasks are defined. The allocated practical-focused problems of social and cultural rehabilitation of disabled people are offered to be solved on the basis of system, activity, individual, polysubject approaches. In article the conclusion is drawn that these methodological principles allow to allocate problems of the organization of social and cultural rehabilitation of disabled people and to designate ways of their productive permission.

Текст научной работы на тему «Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов»

^ АЗОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ УДК 364.048.6 Н. В. Шарковская

Московский государственный институт культуры

В статье раскрыта сущность социально-культурной реабилитации как целостного процесса общекультурного развития человека с ограниченными возможностями здоровья, определены её ведущие практико-ориентированные задачи. В качестве основополагающих методологических принципов познания сути социально-культурной реабилитации инвалидов выступают: системный, деятельностный, индивидуальный, полисубъектный подходы. В статье делается вывод, что указанные методологические принципы позволяют выделить реальные трудности организации социально-культурной реабилитации инвалидов и обозначить способы продуктивного их разрешения.

Ключевые слова: социально-культурная реабилитация, инвалид, методологические принципы, социально-культурная деятельность, специалист социокультурной сферы.

N. V. Sharkovskaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE BASIC METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF DISABLED PERSONS

In article the essence of social and cultural rehabilitation as complete process of common cultural development of the disabled person is opened, its leading practical-focused tasks are defined. The allocated practical-focused problems of social and cultural rehabilitation of disabled people are offered to be solved on the basis of system, activity, individual, polysubject approaches. In article the conclusion is drawn that these methodological principles allow to allocate problems of the organization of social and cultural rehabilitation of disabled people and to designate ways of their productive permission.

Keywords: social and cultural rehabilitation, disabled person, methodological principles, social and cultural activity, the specialist of social and cultural sphere.

Социально-культурная реабилитация в контексте теории и методики социально-культурной деятельности, с одной стороны, выступает ведущей категорией, тесно связанной с общенаучными и педагогическими понятиями во всём многообразии их применения в воспитательном процессе учреждений культуры и дополнительного образования, с другой стороны, она отражает суть организации культурной жизнедеятельности людей

с ограниченными возможностями здоровья, а именно: при прямом участии специалиста социокультурной сферы побуждать личность на культурное развитие и саморазвитие.

Данная характеристика сущности социально-культурной реабилитации способна прослеживаться в качественных изменениях поведенческих действий инвалида, его личностных качеств в творческой атмосфере выставочной, клубной, музейной и других

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-178 культурной деятельности Московского государственного института культуры

SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: 7948493@mail.ru © Шарковская Н. В., 2015

видов социально-культурной среды.

Авторы исследовании в области социально-культурной реабилитации инвалидов (Т. В. Гудина, Т. А. Зрелова, О. Ю. Мацукевич, Ю. С. Моздокова, Д. В. Шамсутдинова и другие) указывают, что равные права на приобщение к общечеловеческим ценностям и потребление культурных благ позволяют существенно активизировать жизненные функции инвалидов, несмотря на иллюзорность достижения полного восстановления здоровья. Вполне можно согласиться с мнением О. Ю. Мацукевич о том, что именно в искусстве инвалиды могут конкурировать со здоровыми людьми, проявлять в полнои мере свои таланты [15; 16].

В связи с этим социально-культурная реабилитация понимается нами как целост-ныи процесс общекультурного развития человека с ограниченными возможностями здоровья, ориентированныи на восстановление его индивидуально своеобразных черт, а также как результат достижения устоичи-вои вариативности социальных контактов с окружающим миром культуры и искусства. Актуальность такого рода осмысления соци-ально-культурнои реабилитации усиливается в русле активизации динамики функционирования преобразовательных процессов в самои педагогическои системе социально-культур-нои деятельности, отражающих позитивные перемены не только в отношении общества к инвалидам, но и в представлениях самих инвалидов об их значимости в современном обществе.

В качестве основополагающих задач соци-ально-культурнои реабилитации инвалидов следует считать:

• преодоление пассивного восприятия инвалидом себя и своих связеи с обществом на основе различных способов коррекции данного состояния как составного элемента процедуры применения социально-культурных технологии;

• выявление индивидуально-психологических особенностеи инвалидов к успешному выполнению определённых видов творческих

задании в процессе социально-культурнои деятельности: музыкальных, художественных, литературно-поэтических и т.д.;

• формирование индивидуального стиля поведения инвалида в социокультурнои среде с учётом специфики его любительских интересов, духовных потребностеи и способ-ностеи; развитие вариативности проявлении индивидуальности при использовании разнообразных педагогических средств социально-культурнои деятельности, в том числе информационно-образовательных, игровых и т.д.;

• восстановление ведущих социальных функции, нарушенных в ходе инвалидности, за счёт формирования новых на основе учёта системы общекультурных мотивов как внутренних побуждении к проявлению активности конкретного индивида;

• обучение продуктивным способам выполнения конкретных социальных деиствии, детерминированных условиями предметнои ситуации в самодеятельном художественном творчестве; адаптивном спорте, межличност-нои коммуникации и пр.;

• прогнозирование этапов вхождения инвалида в новое социокультурное пространство и интеграции в него в результате этого процесса на основе принятия во внимание осо-бенностеи возрастного и индивидуального развития;

• обоснование выбора совокупности социальных и культурных факторов, обеспечивающих становление и развитие таких личностных качеств инвалида, как гуманизм, доверие к людям, самостоятельность, требовательность к себе.

Решить обозначенные практико-ориен-тированные задачи невозможно без учёта устоичивого характера протекания каждои из трёх стадии социально-культурнои реабилитации инвалидов: социальнои адаптации, индивидуализации, социокультурнои интеграции. Обоснованием для определения организационно содержательного ядра структуры социально-культурнои реабилитации, призванной отвечать требованиям модернизации современного общества, его ведущих соци-

альных институтов, выступают методологические принципы (подходы): системный, деятельностный, индивидуальный, полисубъектный и другие.

Системный подход позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как педагогическую систему со своей трансформирующейся структурой, имеющей общественно значимую направленность. В качестве основания, из которого формируется данная система, выступает совместная любительская или профессиональная социально-культурная деятельность, включающая процессы педагогического взаимодействия в подсистемах «специалист социокультурной сферы — инвалид», «инвалид — инвалиды», «семья инвалида — специалист социокультурной сферы» и других, а также их взаимную обусловленность. В обозначенном контексте социально-культурная реабилитация выполняет ряд функций, прежде всего воспитательную, просветительскую, информационную и культуротворческую функции, напрямую связывающие инвалида с окружающим социумом.

Специфика системного подхода при исследовании педагогической проблематики социально-культурной реабилитации связана:

• с разработкой классификации гуманистических технологий, наиболее востребованных в организационном процессе деятельности специализированных библиотек, детско-родительских клубов для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, музеев, выставочных центров, физ-культурно-спортивных клубов и т.д.;

• с регулированием стадий культурного развития инвалидов, их процессуальных сторон на основе как общих (проектных), так и частных технологий; с определением значимых средств их реализации;

• с выявлением продуктивности данных видов технологий как упорядоченной системы действий для реализации гуманных, педагогически оправданных функций специалиста социокультурной сферы по отношению к инвалиду, входящему в мир искусства;

• с упорядочением знаний об общих социальных нормах поведения, связанных с постижением окружающей действительности; с обучением умениям воспринимать красивое, творить его, а главное, относиться ко всему этому как к личной ценности.

Деятельностный подход ориентирован на вовлечение инвалида в те или иные сферы развивающих поведенческих практик при условии реализации таких правил организации доступной среды, как многостороннее использование, несложность применения, наименьший уровень физического напряжения. Предметность выбора своеобразия форм практик зависит от ряда факторов, прежде всего от духовно-нравственных оснований оценок инвалидом окружающего пространства, а также навыков разумного приспособления к нему: активного или созерцательного.

Результативность применения вышеназванного подхода в организационном процессе социально-культурной реабилитации определяется рядом факторов. Во-первых, применение деятельностного подхода позволяет реализовать целостный комплекс функций:

• развивающую, обеспечивающую: а) отражение совокупности как духовных потребностей, так и потребностей безопасности, значимых для инвалида; б) организацию стимулирования активности на основе расширения пространственных пределов для удовлетворения базовых потребностей в институтах социализации;

• мотивационную, связанную с достижением перехода от инертных к инициативным формам участия в культурной деятельности при условии наличия художественно-творческой её составляющей;

• ориентационную, включающую личностный интерес к культурной деятельности, соответствующей индивидуальным возможностям инвалида, а также осведомлённость о видовом многообразии технологий социально-культурной реабилитации.

Во-вторых, благодаря деятельностному подходу становится возможным проек-

тирование моделей конкретных действий, сочетаемости их различных видов (групповых, коллективных) в наиболее вероятных ситуациях педагогического взаимодействия инвалида со специалистами социально-культурной сферы, связанных с привлечением его к участию в фестивальном движении, клубной организации, в том числе физкультурно-оздоровительной.

В-третьих, деятельностный подход предполагает использование традиционных и инновационных форм социально-культурной деятельности: участие в любительских студиях и кружках (театральных, фольклорных и т.д.); коллекционирование; посещение виртуальных экскурсий, художественных и книжных выставок, совершение прогулок с самообразовательной или досуговой целью; соучастие в тематических выставках самодеятельного творчества; общение в сети Интернет и пр. [23; 24].

Индивидуальный подход при осуществлении социально-культурной реабилитации ориентирован на индивида как субъекта межличностных и межкультурных отношений, устанавливающихся в учреждениях социально-культурного профиля на основе соблюдения принципов третьей статьи Конвенции о правах инвалидов, а именно: на основе уважения «присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости» [11].

Предполагая опору на учёт естественного процесса саморазвития конкретного индивида, данный подход позволяет оказывать систематическую помощь инвалиду в моделировании его личностной системы взглядов, которая отражает не только пределы развития его физических задатков, но также социально-локальные перспективы в улучшении качества организации собственной культурной жизнедеятельности. Воспринимая каждого инвалида как самостоятельную ценность, признавая его право быть отличным от других людей, специалисты социокультурной сферы призваны учитывать личностный смысл его

участия в общественных проектах и программах. Характеризуясь сопричастностью как к социальной выраженности форм и методов культурной деятельности, так и к смысловым установкам поступков, содержащих симпатии и антипатии к конкретным событиям культурной тематики, личностный смысл позволяет инвалиду осознать всю палитру его отношений к миру культуры, их важность для него.

Согласно этому подходу социально-культурная реабилитация способна проявить свою гуманистическую функцию, состоящую в развитии духовных сил и творческих способностей инвалида, позволяющих преодолевать жизненные обстоятельства при условии нацеленности её ведущих технологий на побуждение инвалида к активному участию в культурной деятельности. Чем разнообразнее данная деятельность, тем продуктивнее будет приобщение инвалида к системе общечеловеческих ценностей и, соответственно, выработка своего взгляда на них. В связи с этим индивидуальный подход позволяет создать педагогические, психологические условия для культурного саморазвития инвалида на основе выявления его творческих способностей, а также для организации самодвижения к пониманию своей уникальности и ценности. Всё это даёт ему возможность осознать собственный культурный рост в потребности постоянно совершенствовать себя.

Полисубъектный подход нацелен на установление сотруднических контактов и согласованных индивидуальных действий всех участников процесса социально-культурной реабилитации. Осуществляя этот подход, специалист социокультурной сферы изучает:

• способность инвалида к овладению общечеловеческими ценностями, проявляющуюся в стремлении или в отсутствии желательности к творческой деятельности, самообразованию и самовоспитанию, досуговому общению;

• причины его желания к саморазвитию на основе общих и конкретных принципов социально-культурной деятельности;

• схемы моделирования культурного пространства, значимого для совместного уча-

Диалог в ходе социально-культурной реабилитации достигается в ходе оказания всесторонней поддержки специалиста инвалиду с целью постепенного нарастания его культурной активности, саморегуляции поведения в социальной сфере, что, в свою очередь, открывает возможности для его духовно-нравственного самоизменения.

Рассмотренные конкретно-методологические принципы (подходы), функционируя совместно, позволяют регулировать процессы применения методов научного познания к исследованию сущности социально-культурной реабилитации инвалидов, выделять её реальные проблемные задачи в разных сферах социально-культурной деятельности, определять их иерархию и, соответственно, обозначать средства продуктивного разрешения.

стия в разных областях коллективной культурной деятельности;

• организационно-педагогические условия, необходимые для эмоциональной или познавательной оценки выполненных действий, а также характер личностных изменений.

Степень готовности специалиста к осуществлению данных видов деятельности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях характеризует его профессионализм. Сформированность у него таких частных педагогических умений и навыков, как рефлексивные, прогностические, основанных на социальной фасилитации и эмпатии, позволяет выбирать нужный стиль в обращении с инвалидом, нацеленный на восприятие им социальной информации о культурных объектах и событиях, происходящих в них.

Примечания

1. Алексеева Л. Л., Ярошенко Н. Н. Традиции — новации — перспективы: К 85-летию Московского государственного института культуры и Института художественного образования Российской академии образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 10—17.

2. Ариарский М. А. Синергетика гуманитарного знания как основа развития педагогической культурологии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 152—162.

3. Асан Э. Эбру как метод арт-терапии в работе с инвалидами // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 93—96.

4. Бернадская К. В. Формирование ценностных ориентаций специалистов социально-культурной сферы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 125—129.

5. Берникова О. В. Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально полноценной личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 176—182.

6. Блох О. А. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в учреждениях клубного типа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 147—152.

7. Гагач М. Г. Современные направления социально-культурной работы с молодёжью // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 150—154.

8. Герасимова И. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 128—133.

9. Дрезнина М. Г. Методы арт-терапии в работе с «особенными» детьми в художественном музее // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 80—86.

10. Дуликов В. З. Досуговая составляющая в структуре свободного времени человека эпохи компьютерных технологий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 153—160.

11. Конвенция о правах инвалидов (принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года №61/106) [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf

12. Лобанов И. В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 11—20.

13. Матвеева Е. О. Психолого-педагогические компетенции библиотекаря в контексте современных принципов социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 167—172.

14. Матвеева Е. О. Чтение ребёнка с ограниченными возможностями в контексте развития информационных технологий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 149—155.

15. Мацукевич О. Ю. Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 130—134.

16. Мацукевич О. Ю. Творчество в социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 87—92.

17. Мукина Е. Ю. Возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 95—100.

18. Попов В. Ю. Региональный методический центр по работе с инвалидами — важнейший компонент системы развития их социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 145—149.

19. Поташова И. И., Виноградная О. В. Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 103—108.

20. Рубекина И. В. Воспитательный потенциал театрализации // Культура и образование. 2014. № 2 (13). С. 40—43.

21. Русанова В. С. Реализация принципа полихудожественности в условиях культурно-досуговых объединений // Культура и образование. 2014. № 2 (13). С. 28—33.

22. Тихоновская Г. С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досу-говых программ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 141—145.

23. Шарковская Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного института культуры. 2015. № 4 (66). С. 136—141.

24. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 124—128.

25. Школяр Л. В. Тенденции и перспективы раскрытия творческого потенциала молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 118—123.

26. Щербакова А. М. Обращение к образу дома в психологической диагностике и реабилитации подростков с психическими заболеваниями // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 97—102.

27. Ярошенко Н. Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76—83.

References

1. Alekseeva L. L., Yaroshenko N. N. Traditions — innovations — perspectives: the 85-th anniversary of the Moscow State Institute of culture and Art Education Institute of the Russian Academy of Education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 10—17. (In Russian)

2. Ariarsky M. A. Synergetics of humanitarian knowledge as a basis of development of pedagogical Cultural Studies. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 2 (58), pp. 152—162. (In Russian)

3. Asan E. Ebru kak metod art-terapii v rabote s invalidami [To Ebru as an art therapy method in work with disabled people]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 93—96.

4. Bernadskaya K. V. Formation of valuable orientations of experts of welfare sphere. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 125—129. (In Russian)

5. Bernikova O. V. Additional education as a condition of professional self-determination and the formation of socially — integrated personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 176—182. (In Russian)

6. Blokh O. A. The musical development of children of preschool age in the club-type institutions. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 3 (65), pp. 147—152. (In Russian)

7. Gagach M. G. Modern directions of the social and cultural work with young people. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 150—154. (In Russian)

8. Gerasimova I. A. Leisure preferences of modern youth: personal the focused approach. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 128—133. (In Russian)

9. Dreznina M. G. Metody art-terapii v rabote s "osobennymi" det'mi v khudozhestvennom muzee [Art therapy

methods in work with "special" children in the art museum]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 80—86.

10. Dulikov V. Z. Leisure component in the structure of free time human era of computer technology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 153—160. (In Russian)

11. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Available at: http://ombudsmanspb.ru/files/files/ 00N_02_site.pdf

12. Lobanov I. V. Education in the Held of culture in the context of intercultural dialogue. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 11—20. (In Russian)

13. Matveeva E. O. Psycho-pedagogical competence librarian in the context of modern principles of social and cultural rehabilitation of a child with disabilities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 167—172. (In Russian)

14. Matveeva E. O. Read the child with disabilities in the context of development of information technologies. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 3 (59), pp. 149—155. (In Russian)

15. Matsukevich O. Yu. Resotsializatsiya molodykh invalidov v usloviyakh tvorcheskoi deyatel'nosti [Resocialization of young disabled people in the conditions of creative activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 2 (52), pp. 130—134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Matsukevich O. Yu. Tvorchestvo v sotsial'no-kul'turnoi resotsializatsii molodykh invalidov [Creativity in social and cultural resocialization of young disabled people]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 87—92.

17. Mukina E. Yu. Possibilities of sports and improving activity in the course of social and pedagogical rehabilitation of children with limited opportunities of health. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 95—100. (In Russian)

18. Popov V. Yu. Regional methodological center for work with disabled persons as a crucial component of the development of their socio-cultural activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 30—34. (In Russian)

19. Potashov I. I., Vinogradnaya O. V. Semeino-orientirovannaya model' inkliuzivnogo obrazovaniya [The family focused model of inclusive education]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 103—108.

20. Rubekina I. V. Vospitatel'nyi potentsial teatralizatsii [Educational potential of staging]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 40—43.

21. Rusanova V. S. Realizatsiya printsipa polikhudozhestvennosti v usloviyakh kul'turno-dosugovykh ob"edinenii [Realization of the principle of polyartistry in the conditions of cultural and leisure associations]. Kul'tura iobrazo-vanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 28—33.

22. Tikhonovskaya G. S. Educational and pedagogical aspects of optimization of the contents of cultural and leisure programs. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 141—145. (In Russian)

23. Sharkovskaya N. V. Innovative forms of the organization of leisure of the student youth. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 136—141. (In Russian)

24. Sharkovskaya N. V. Cultural forms of organization youth leisure. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 124—128. (in Russian)

25. Shkolyar L. V. Trends and prospects of youth' creative potential support. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 118—123. (in Russian)

26. Shcherbakova A. M. Obrashchenie k obrazu doma v psikhologicheskoi diagnostike i reabilitatsii podrostkov s psikhicheskimi zabolevaniyami [The appeal to an image of the house in psychological diagnostics and rehabilitation of teenagers with mental diseases]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 97—102.

27. Yaroshenko N. N. Pedagogika i kul'turologiya v kontekste integratsii i differentsiatsii nauchnogo znaniya [Pedagogics and cultural science in the context of integration and differentiation of scientific knowledge]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 4 (54), pp. 76—83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.