Научная статья на тему 'Реабилитационные практики мегаполиса: социально-культурный анализ'

Реабилитационные практики мегаполиса: социально-культурный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКВА / MOSCOW / МЕГАПОЛИС / MEGALOPOLIS / ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ / SUPPORT FOR THE DISABLED / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Ирина Алексеевна

В статье представлен обзор деятельности в области социально-культурной реабилитации инвалидов, проживающих в Москве крупнейшем мегаполисе нашей страны. В качестве основных направлений реабилитации и адаптации инвалидов автор выделяет: приспособление для инвалидов общественных зданий, являющихся городскими социально значимыми объектами (здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и других); формирование доступной информационной среды, приспособленной для определенных категорий инвалидов; реализация инноваций в области социально-культурной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation practice in the megalopolis: social and cultural analysis

The article provides an overview of activities in the field of social and cultural rehabilitation of the disabled, living in Moscow the largest megalopolis of the country. Author selects the key areas of rehabilitation and adaptation of invalids: the adaptation of public buildings for people with disabilities, the adaptation of socially important facilities (health, education, social protection, culture, etc.); formation of accessible information medium, adapted for certain categories of persons with disabilities; implementation of innovations in the field of social and cultural rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Реабилитационные практики мегаполиса: социально-культурный анализ»

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ МЕГАПОЛИСА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Ирина Алексеевна ГЕРАСИМОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: gerasimova-ira@mail.ru

В статье представлен обзор деятельности в области социально-культурной реабилитации инвалидов, проживающих в Москве - крупнейшем мегаполисе нашей страны. В качестве основных направлений реабилитации и адаптации инвалидов автор выделяет: приспособление для инвалидов общественных зданий, являющихся городскими социально значимыми объектами (здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и других); формирование доступной информационной среды, приспособленной для определенных категорий инвалидов; реализация инноваций в области социально-культурной реабилитации.

Ключевые слова: Москва, мегаполис, поддержка инвалидов, социально-культурная реабилитация.

REHABILITATION PRACTICE IN THE MEGALOPOLIS: SOCIAL AND CULTURAL ANALYSIS

I. A. Gerasimova, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of Social and Cultural Activity, Moscow State Institute of Culture e-mail: gerasimova-ira@mail.ru

The article provides an overview of activities in the field of social and cultural rehabilitation of the disabled, living in Moscow - the largest megalopolis of the country. Author selects the key areas of rehabilitation and adaptation of invalids: the adaptation of public buildings for people with disabilities, the adaptation of socially important facilities (health, education, social protection, culture, etc.); formation of accessible information medium, adapted for certain categories of persons with disabilities; implementation of innovations in the field of social and cultural rehabilitation.

Key words: Moscow, megalopolis, support for the disabled, social and cultural rehabilitation.

В настоящее время решение задач по интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых людей и адаптации к активной социально-культурной жизни вышло на государственный уровень. В связи с этим проводится большая работа в области социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной политики.

С используемыми для решения этих задач реабилитационными практиками можно познакомиться на примере Москвы - крупнейшего мегаполиса нашей страны. Здесь в полной мере, как и в других субъектах Российской Федерации, реализуется «дорожная карта», позволившая повысить значение показателей доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья объектов и услуг в различных сферах деятельности, а также применяются инновационные методики по социально-культурной реабилитации инвалидов.

Повышение доступности - это одно из основных направлений реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, которое подразумевает приспособление для них общественных зданий, являющихся городскими социально значимыми объектами (здравоохранения, образования, социальной защиты, учреждений культуры и других), которых в Москве насчитывается около 50 тысяч. Мы можем проследить динамику реализации данной программы: начиная с 2010 года частично или полностью было приспособлено только 54% объектов, в 2012 году - 73%, в 2013 году - 78%, а к концу 2014 года - 80% социально значимых объектов.

Успешным можно признать проект «Открытые данные», реализацию которого в Москве начали в 2013 году. В рамках этого проекта была проведена актуализация паспортов доступности объектов городской инфраструктуры, подведомственных учреждений и жилых зданий. На интернет-портале data.mos.ru можно увидеть объекты городской инфраструктуры, в том числе учреждений культуры и искусств, учреждений дополнительного образования, расположенные на карте города с указанием дополнительно атрибута - «доступность», то есть с указанием подробной информации об их приспособлении для определенных категорий инвалидов.

Тенденцию к улучшению качества жизни, социальной и культурной интеграции, реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья можно увидеть на сайтах Департамента культуры г. Москвы (http://kultura.mos.ru), Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы и их спецпроекта «Город равных возможностей» (http://www.znaem-mozhem.ru/node/38), «Культура Москвы» mos.ru/handicapped). Тем самым мы можем проследить, как реализуется цель Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», направленная на создание единого культурного пространства, предполагающая обеспечение равного доступа всему населению страны к ценностям культуры.

Необходимость обеспечения доступности учреждений культуры обусловлена как интересами инвалидов, способных активно включиться в творческую деятельность, улучшать качество проведения досуга, так и интересами самих учреждений сферы культуры - расширяющих путем создания безбарьерной среды потребительскую группу для предоставляемых услуг.

Социализирующая функция социально-культурных институтов, которая получает реализацию в результате применения реабилитационных практик в рамках выполнения государственных задач, позволяет создать определенные условия для реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и их последующей интеграции в творческую, досуговую, профессиональную деятельность. А. Маслоу утверждал, что основная цель социализации личности не в ее унификации, а в удовлетворении потребности в саморазвитии, самореализации, самоактуализации, и это возможно, по мнению Д.В. Шамсутдиновой, через взаимодействие элементов окружающей среды (физической и социокультурной) и некоторых видов специально организованной коммуникативной досуговой деятельности инвалидов [11].

Досуговые учреждения должны содействовать социальному, культурному, духовному и физическому развитию людей с ограниченными возможностями здоровья; способствовать реализации инновационного потенциала молодого поколения; создавать условия для активного участия молодежи в культурной жизни общества; развивать творческие способности и инициативность; влиять на формирование самоидентификации личности [1, с. 128-133]. При этом ценностно-смысловое содержание досуговой деятельности является важнейшим индикатором социального положения и психологического самочувствия различных социальных групп [12], в том числе и молодых инвалидов.

Молодёжь - это самая мобильная, активная, жизнеутверждающая социальная группа населения. Мы присоединяемся к точке зрения А.И. Ковалевой, В.Т. Лисовского, В.Я. Суртаева, согласно которой на формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы:

- целенаправленное воздействие общества на личность, то есть воспитание в широком смысле слова (культура, традиции, религия, история и другие);

- социальная среда, в которой личность постоянно находится и воспитывается (семья; дошкольные, средние, средние специальные, высшие учебные учреждения; социально-культурные институты; общественные и волонтерские объединения и организации; религиозные конфессии; этнические и национальные общины; досуговые учреждения; дворовая, массовая, элитарная культура и другие), в результате чего формируются мировоззрение, ценностные ориентации, духовно-нравственные потребности, идентификация;

- активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и методов получения практических навыков;

- умение сопоставлять различные точки зрения и критически оценивать;

- проявление инициативы и включенность в преобразовательную деятельность;

- стремление к личностному росту, осмысление мотиваций и постановка целей (саморазвития, самообразования, самораскрытия) [2, с. 109-115].

Мы также разделяем точку зрения В.Я. Суртаева о том, что расширение и углубление социализации молодежи осуществляется в трех основных сферах: деятельности, общении и самопознании [10, с. 16-17]. Деятельность, как двуликий бог Янус, является одновременно средством вхождения молодежи в социум, культуру, образовательную сферу и способом самореализации.

Диверсификация индустрии досуга, происходящая в современном социуме, значительно повлияла на деятельность человека в свободное время, которая характеризуется многообразием форм, свободой выбора, широкими социальными контактами [9]. Наиболее востребованным, отвечающим интересам молодёжи и позитивным видом деятельности считается культурно-досуговая деятельность.

При этом для инвалидов, особенно молодых, коммуникативная досуговая деятельность является специфической сферой социальной жизни, которая создаёт внешние и внутренние условия для усвоения социокультурного опыта человечества и творческого развития личности в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры. С.М. Микрюкова считает, что в основе коммуникативной досуговой деятельности лежит процесс формирования умений и навыков коммуникативной деятельности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организо-

ванного досуга, учитывающего потребность данного контингента в общении, самоутверждении и реализации творческой энергии [7, с. 3].

По определению Ю.С. Моздоковой, социально-культурная реабилитация выступает как процесс и комплекс мероприятий, имеющих цель помочь инвалиду достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социально-культурном взаимодействии и общении; необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает позитивность изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения [8, с. 27-36].

Заслуживает внимания точка зрения О.Ю. Мацукевич, которая опирается на ситуативный и средовой подход в решении проблем ресоциализации личности [6, с. 130-135]. Целью социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов становится поиск новых смысложизненных ценностных приоритетов личностного развития в условиях социально-культурной деятельности. В качестве ведущего метода социально-культурной ресоциализации О.Ю. Мацукевич рассматривает творческую деятельность в качестве универсальной формы активного отношения личности к окружающему миру, содержание которой составляет его изменение и преобразование [4].

основываясь на опыте социально-реабилитационных учреждений, а также анализируя вышесказанное, можно выдвинуть утверждение, связанное с тем, что важную роль в коррекционном процессе играет самореабилитация инвалида, основанная на встречном движении со стороны инвалида. Следовательно, воспитание творческой активности, насыщение внутреннего мира человека позитивными событиями и отношениями с другими людьми позволяют решать в первую очередь проблемы духовного отчуждения.

Рассмотрим более подробно инновационные практики мегаполиса в области социально-культурной реабилитации.

С появлением таких культурных кластеров, как «Флакон», «Винзавод», «Красный Октябрь», «Гараж», «Artplay», «Арма», «Стрелки», «ЗИЛ», «Фабрика», «Кри-стал», «Пунктум», «СахАрт» и других, расширились возможности для творческого саморазвития, самореализации молодежи. Большинство данных учреждений создавалось в индустриальных помещениях с сохранением лофт-пространства, определенной экосистемы, которая объединяет творческо-ориентированных молодых предпринимателей и направлена на комфортное взаимодействие с внутренним и внешним миром города. Вся деятельность в данных учреждениях направлена на генерирование идей, на развитие личности, мотивации к творчеству через искусство, на разрушение стереотипов в культуре, на удовлетворение эстетических и художественных потребностей молодежи.

Так, в Центре современного искусства «Винзавод» (2013) был реализован проект «Вне поля зрения», где представили скульптуры, мультимедиаобъекты, фотографии и работы с использованием азбуки Брайля, расшифровать которые возможно только при условии диалога видящих и незрячих людей.

В Центре дизайна «Artplay» (2011) была организована благотворительная новогодняя ярмарка «Душевный bazar». Посетителям предлагали приобрести душевные hand-made подарки и вещи ручной работы; поучаствовать в творческих мастер-классах и конкурсах; провести дружеский вечер с участниками социально-реабилитационных центров, детских фондов и других.

Творческий эксперимент был реализован и в Центре современной культуры «Гараж» (2011): под Новый год можно было погрузиться в атмосферу праздника, искусства, посетить 25 арт-зон. Бесплатно поэкспериментировать, творчески реализоваться имели возможность и люди с ограниченными возможностями.

В рамках специального проекта 6 Московской биеннале современного искусства (2015) «Транскрипция шума» в Дарвинском музее была представлена лаборатория «Прикасаемые». Лаборатория является частью проекта социокультурной интеграции и реабилитации людей с нарушениями слуха и зрения «Прикасаемые». Проект объединяет слепоглухих и здоровых людей в пространстве культуры и города.

В 2012 году в Москве стартовал уникальный и необычный тренинговый проект «Диалоги в темноте». Проект родился в Германии, и основал его А. Хайнеке. Изначально концепция представляла собой выставку, на которой в полной темноте имитируются различные бытовые ситуации - поход в город, парк или кафе, кураторами выступали незрячие гиды. Оказалось, что это очень удачная концепция. В России проект приобрел уникальную концепцию бизнес-семинаров, тренинги ведут незрячие люди.

Следует обратить внимание и на необычный АНО «Диссимилис Арт Центр Раша». Данный арт-центр, созданный еще в 1995 году в Москве в структуре Ассоциации Даун Синдром, ведет активную, интересную, плодотворную работу, направленную на развитие творческого потенциала каждого человека с синдромом Дауна и другими ментальными ограничениями.

В галерее Зураба Церетели был проведен Всероссийский кулинарный конкурс для молодежи с инвалидностью по зрению «Вкус Востока на кончиках пальцев» (2015), целью которого является формирование у молодых инвалидов по зрению активной жизненной позиции. Данный проект реализован АНО «Турецко-русским культурным центром», Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Федеральным агентством по делам молодёжи, Московским государственным институтом культуры.

Таким образом, можно констатировать, что специалисты творческих кластеров предлагают инновационные формы взаимодействия, формируют досуговые предпочтения современной молодежи, включают людей с ограниченными возможностями здоровья в арт-индустрию, содействуют взаимопониманию и сотрудничеству между молодыми людьми, учитывают разнообразие мировоззренческих взглядов, создают такие социально-культурные условия, которые способствуют самореализации личности, развитию самобытности и креативного потенциала.

Литература

1. Герасимова И. А. Досуговые предпочтения современной молодежи: социально-культурный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №3 (59). - С. 128-133.

2. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, соци-ализационная траектория // Социологические исследования. - 2003. - № 1. -С.109-115.

3. Кон И. С. НТР и проблемы социализации. - Москва : Знание, 1988. - 64 с.

4. Мацукевич О. Ю. Социально-культурная ресоциализация личности : учебное пособие. - Москва : МГУКИ, 2012.

5. Мацукевич О. Ю. Историко-педагогический анализ проблемы социально-культурной ресоциализации личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 5 (55). - С. 94-98.

6. Мацукевич О. Ю. Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2 (52). - С. 130-135.

7. Микрюкова С. М. Педагогические условия организации коммуникативной до-суговой деятельности детей с ограниченными возможностями : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Микрюкова Светлана Михайловна ; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2006.

8. Моздокова Ю. С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально-культурный аспект : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук : 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Моздокова Юлия Степановна ; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва, 2006.

9. Состояние и перспективы организации молодежного досуга в современной России : отчет о научно-исследовательской работе. - Москва : МГУКИ, 2014.

10. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика / Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2006. - 271 с.

11. Шамсутдинова Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук : 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Шамсутдинова Дильбар Валиевна ; Казанский государственный университет культуры и искусств. - Казань, 2002.

12. Ярошенко H. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 4 (60). - С. 70-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.