Научная статья на тему 'Арттерапия как способ сохранения душевного благополучия детей'

Арттерапия как способ сохранения душевного благополучия детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АРТТЕРАПИИ / СОМАТИЧЕСКОЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ И МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДУШЕВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ / ART THERAPY METHODS / SOMATIC / PSYCHIC AND MENTAL HEALTH / THE EMOTIONAL COMFORT OF CHILDREN / TEACHING CONDITIONS OF USING ART THERAPY METHODS IN DEVELOPING CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яфальян Алла Федоровна

Рассматриваются проблемы взаимозависимости условий и здоровья детей. Выделяются три вида проявления здоровья: соматическое, психическое, ментальное. Прослеживается развитие арттерапии на основе филогенетического подхода, раскрываются функции и педагогические условия использования методов арттерапии в сохранении душевного благополучия и развитии детей в условиях школы самовыражения. Предложены основные направления подготовки педагогов к применению в работе с детьми разнообразных методов арттерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art therapy as a means of supporting children`s emotional comfort

The problems of interdependence of conditions and children`s health are reviewed. The author points out three ways in which children`s health manifests itself: somatic, psychic and mental. Then the author traces the origin of art therapy on the basis of the philogenetic approach and analyses teaching conditions of using art therapy methods for supporting children`s emotional comfort and developing them in the conditions of self-expression at school. Some directions in preparing teachers for using different art therapy methods in their work with children are suggested.

Текст научной работы на тему «Арттерапия как способ сохранения душевного благополучия детей»

ББК 74р30+74.202.5 УДК 378.1+373.1 Я 89

А.Ф. ЯФАЛЬЯН

A.F. YAFALYAN

АРТТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

ART THERAPY AS A MEANS OF SUPPORTING CHILDREN S EMOTIONAL COMFORT

Рассматриваются проблемы взаимозависимости условий и здоровья детей. Выделяются три вида проявления здоровья: соматическое, психическое, ментальное. Прослеживается развитие арттерапии на основе филогенетического подхода, раскрываются функции и педагогические условия использования методов арттерапии в сохранении душевного благополучия и развитии детей в условиях школы самовыражения. Предложены основные направления подготовки педагогов к применению в работе с детьми разнообразных методов арттерапии.

The problems of interdependence of conditions and children's health are reviewed. The author points out three ways in which children's health manifests itself: somatic, psychic and mental. Then the author traces the origin of art therapy on the basis of the philogenetic approach and analyses teaching conditions of using art therapy methods for supporting children's emotional comfort and developing them in the conditions of self-expression at school. Some directions in preparing teachers for using different art therapy methods in their work with children are suggested.

Ключевые слова: методы арттерапии, соматическое, психическое и ментальное здоровье, душевное благополучие детей, педагогические условия использования методов арттерапии в развитии детей.

Key words: art therapy methods, somatic, psychic and mental health, the emotional comfort of children, teaching conditions of using art therapy methods in developing children.

Глобальная эколого-эстетическая проблема оздоровления детей стала одной из ведущих в современном обществе, поскольку увеличение объема информации, темпа и ритма жизни приводят к разритмизации жизнедеятельности каждого человека и, особенно, ребенка. Душевное благополучие детей зависит от нахождения в образовании новых способов их оздоровления, адаптации к окружающему миру. Любая педагогическая деятельность может быть оправданной и целесообразной, если она не вредит, а способствует здоровью. Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма (С.И. Ожегов), единство телесного, психического и в целом духовного благополучия. Очевидно, что любая педагогическая деятельность должна быть направлена на сохранение здоровья ребенка.

Учитывая, что здоровье представляет собой, прежде всего, единство телесного, душевного и духовного благополучия, мы выделяем 3 типа проявления здоровья: соматическое - это здоровье тела, психическое - здоровье души, ментальное - здоровье разума. При этом наиболее важным, но и уязвимым является здоровье души. Здоровая атмосфера, здоровая педагогическая среда, здоровый образ жизни, здоровье конкретного ребенка зависит от формирования, прежде всего, позитивного отношения к самому себе.

Позитивная установка на душевное благополучие является стимулом к развитию и активности детей. По сути, эта установка направлена на оздоровление, взросление и развитие каждого ребенка. Одним из основных методов оздоровления детей в школе самовыражения, разработанной нами для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, является арт-терапия [5].

Огромное количество течений, направлений, наук занимаются изучением душевного благополучия как взрослых, так и детей: антропософия, витасо-фия, соционика, дианетика, онтопсихология, парапсихология, «Живая этика», нейролингвистическое программирование, экстралингвистическая коммуникация, экстрасенсорика. В этот список можно включить активные методы П. Иванова, К. Бутейко, И. Давыдовой, Н. Семеновой и др., которые в процессе развития и оздоровления личности ведут к изменению жизненных установок.

Спектр воздействия названных и подобных «софий», «логий», терапий на сознание и подсознание личности чрезвычайно широк: от легкого «поглаживания» до прямого вмешательства в генетический код, от опосредованного до прямого воздействия на «подкорку», от пассивного наблюдения до активного управления деятельностью. При этом одни из них пытаются помочь человеку адаптироваться к условиям, другие претендуют на его «усовершенствование», желая раскрыть потенциальные возможности, третьи стремятся изменить сознание личности непосредственно «здесь и сейчас».

Арттерапия является активным методом воздействия на поведение и эмоциональную сферу личности. Каковы же возможности и особенности использования арттерапии в воспитательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста? Рассмотрим данную проблему с учетом филогенетического подхода.

Арттерапия как практика существует с древних времен. Из примитивных способов магического лечения посредством движения, изображения, пения развивались формы различных ритуалов [3, 6, 8]. Широкое применение искусства как способа оздоровления получило в медицинских науках Египта, Греции, Рима. Искусствотерапия как практика связана с конкретными личностями, которые обладали способностями воздействия на человека: в Древнем Египте -Шебут-м-Мут, Минхотеп, Царь Давид; в Древней Греции - Эскулап, Орфей, Тимотей; в Древней Аравии - Аль-Фараби. О воздействии искусства на человека писали Платон, Пифагор, Аристотель. Именно они явились философами, которые задолго предвосхитили научные открытия в квантовой механике, синергетике, биоэнергетике и других науках, изучающих воздействие невидимой материи на человека.

В древности существовало три типа целителей: заклинатель (колдун), жрец, врач, главной и общей чертой которых являлась высокая степень суггестии. При этом заклинатель, на наш взгляд, явился «прародителем» психотерапии, поскольку он оказывал сильное влияние на психические процессы конкретной личности. Жрец также мог оказывать психотерапевтическое воздействие,

однако его главным предназначением было определение психического состояния народа, отдельных групп людей, что позволяло ему предвидеть массовые психические реакции на те или иные события. Врач мог излечить физические недуги, используя в том числе психотерапевтические методы.

Учитывая сильнейшее воздействие искусства на организм человека, шаманы, например, при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах. Так, по утверждению А. Менегетти, вылечивалось заболевание от укуса тарантула: во время быстрого танца («Тарантеллы») яд «вытанцовывался», удалялся из организма [7].

В средние века особое значение приобретают культовые обряды как способы гармонизации чувств и усмирения людей. Мощная сила воздействия личности врачевателя на больного, совмещение мистического и реального в магических ритуалах создавало у просвещенных людей неоднозначное отношение к врачевателям. Двойственное отношение к знахарям и лекарям основывалось на том, что методами лечения пользовались конкретные личности, и их опыт передавался лишь в процессе посвящения в таинства и не поддавался научному объяснению.

Действительно, методы арттерапии могут использовать лишь те специалисты, которые обладают высокой культурой, высокими нравственными установками и психологической подготовкой. То есть педагог, применяющий методы арттерапии в работе с детьми, должен сам овладеть культурой поддержания телесного, душевного и духовного здоровья, поскольку он, по сути, становится «целителем душ».

XVN-XVШ века являются периодом первых научных исследований воздействия искусства на человеческий организм [3]. В это время мистику, магию и врачевание пытаются научно обосновать и осмыслить ученые, художники, композиторы. Так, французский композитор Марена Маре более 200 лет назад писал музыку, посвященную болезням. Цикл из 12 сонат был предназначен для лечения подагры, соната для альта и клавесина использовалась для сопровождения операций. И никто этому не удивлялся - в то время лечебное музицирование было модным в светских салонах. Врачи прописывали музыку своим пациентам от множества болезней. Предписания выполнялись легко, так как на службе у знати состояли музыканты. Считалось, что барабан может стать «лекарем»: «Желудок любит ритм» - утверждали врачи в то время, поэтому обеды сопровождались барабанной дробью.

Исследования велись эмпирическим путем. Известно, что лечебная музыка выводила испанского короля Филиппа из состояния меланхолии. Английский философ Спенсер избавился под воздействием музыки от невралгических болезней. В XIX веке в клиниках Италии, а затем Франции появились специальные служители-музыканты, которые проводили лечение музицированием. Музыка помогала больным быстрее выздоравливать.

С появлением аппаратов для исследований постепенно эмпирический опыт стал научно изучаться и подтверждаться. Русский ученый А.М. Бехтерев в начале XX века создал «Общество для выяснения лечебного значения музыки» [1]. Создатель фонографа Т. Эдисон посвящал утренние часы музыке. Из 600 записей он выбрал около 100 и опробовал их на взрослых, пожилых и детях. Одни произведения предназначались для развития воображения, другие - для приятных воспоминаний. Была определена музыка для воспитания чувства товарищества у детей, для пресечения детских шалостей.

С середины ХХ века активно разрабатываются различные направления эстетотерапии (А. Менегетти, Н. Роджерс, Ю.П. Лисицын и др.). В современной практике методы искусствотерапии применяются и в медицине, психотерапии, педагогике. Арттерапия в педагогике понимается как живая наука и практика, способная оздоровить, активизировать ребенка, научить его способам саморегуляции. В основу арттерапии для взрослых положены три современных подхода.

1. Американская школа арттерапии применяется в медицине как вспомогательный метод психотерапии.

2. Шведская школа арттерапии представляет собой самостоятельную систему, способ «глубинного воздействия на личность».

3. Итальянская школа арттерапии в рамках онтопсихологии.

Однако наиболее приемлемы в работе с детьми методы арттерапии, разработанные в онтопсихологии итальянским философом, психологом и психотерапевтом А. Менегетти, поскольку они направлены на повышение творческого потенциала здоровых людей, их душевное благополучие [7, 8].

Рассмотрим оздоровительные возможности искусства, влияние артте-рапии на душевное благополучие ребенка, в основе которого лежит ментальное, психическое и соматическое оздоровление.

Каков же механизм взаимосвязи всех «уровней» здоровья (ментального, психического, соматического), и каковы педагогические возможности и особенности сохранения каждого из них. Ментальное и психическое здоровье рассматривают в связи с культурой и эмоциональной сферой человека Н.Г. Га-ранян и А.Б. Холмогорова. Авторы раскрывают зависимость и взаимодополняемость эмоционального и рационального компонентов и называют это «эффектом обратного действия», сверхценной установкой. «Культ успеха и достижения при его сверхценной значимости ведет к депрессивной пассивности, культ силы - к тревожному избеганию и ощущению беспомощности, культ рацио - к накоплению эмоций и разрастанию их физиологического компонента» [2, с. 65]. Правомерно замечено, что физиологические процессы зависят от эмоциональных и интеллектуальных процессов, то есть соматическое здоровье обусловливается психическим и ментальным здоровьем.

Педагогический аспект психического оздоровления ребенка зависит от воспитания эмоциональной культуры. «Культура эмоциональной жизни современного человека - умение словами, красками, движением выразить себя -мало осознается как специальная задача в современном образовании» [Там же, с. 69]. Несовместимость с естественным развитием или дисгармоничность традиционного обучения, рассогласованность развития телесной, эмоциональной и рациональной сфер ребенка в условиях современных образовательных учреждений не позволяет педагогу сформировать у него здоровые установки на взаимодействие с миром. Душевное неблагополучие лишает ребенка возможности естественно самовыражаться.

Развитие личности ребенка в целом проходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контектсе с окружающими его людьми. О диалогической природе человеческого сознания убедительно писали российские исследователи (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.М. Лобок, В.С. Библер, Л.П. Печко). Диалогичность можно понимать двояко, в зависимости от причины и цели диалога. Позитивен диалог ребенка с окружающими, диалог с прошлым, настоящим и будущим. Позитивный диалог предполагает нахождение оптимального выхода из создавшейся ситуации. Но диалогичность мышления предполагает и «раздвоение» сознания, то есть социальную шизофрению (термин

А. Менегетти). Негативная диалогичность по направленности ведет к дискомфорту, дисбалансу, который, по сути, является признаком психологического рассогласования, то есть душевного неблагополучия. Это выражается наиболее ярко в рассогласовании чувств и рациональных установок.

Так, например, разочарование в принципах, в идеалах Просвещения привело к крушению веры в безграничное могущество человеческого разума и технический прогресс, но не привело к пониманию важности положительного отношения к эмоциям. Это увеличело страх перед будущим, что выразилось в период Романтизма, где эмоциональная сфера преобладала над разумом, но эмоциональная жизнь людей строилась на отрицании действительности. Это ярко отражено в произведениях искусства. Исследования В.П. Эфроимсо-на [9] и анализ автором данного исследования автобиографий известных творцов показал, что жизнь романтиков была нередко трагичной и непродолжительной [12].

Примером можно считать и запрет на яркие переживания в среде дворян, который отрицательно влиял на общее состояние личности (частые обмороки молодых девушек - результат такого запрета). В христианской культуре до сих пор сохранился запрет на определенные чувства. Гармонизации личности в данном случае помогали многочисленные ритуалы, молитвы, посты. Еще в древние времена возникла философия стоиков, основанная на полном подчинении чувств интеллекту с позиции принятия всего происходящего. В восточных странах запрет на выражение чувств является нормой, поэтому в этих странах развита мощная система релаксации (йога, нирвана).

Нас интересует педагогический аспект антогонистических противоречий, которые возникают в обществе, и противоречия личностного индивидуального характера, а также отношения взрослых к проблемам детей в разные исторические эпохи. Рассмотрим их в связи с проблемами здоровья и развития ребенка.

Культурно-исторические исследования показывают, что в древние времена, в период язычества, взрослые и дети могли естественно выражать свои эмоции: дети получали опыт из реальной жизни, а не в условиях учебного заведения. Однако эмоциональная сфера детей всегда «контролировалась» взрослыми. Так, со времен викторианской эпохи начался запрет, например, на гнев у детей (С.Л. Гордон). В современных условиях гнев у детей также рассматривается как недопустимое эмоциональное состояние. Наиболее здоровым чувством считается радость. Важность эмоции для народа отражена также в языке: на острове Таити отсутствует слово печаль, а переживание смерти, слезы, принимают как проявление болезни.

Одним из ярких примеров внутреннего противоречия является чувство неудовлетворенности в зависимости от того, что «я хочу» и что «я могу». Так развивается комплекс неполноценности - один из признаков психологических проблем, психического неблагополучия, то есть душевного неблагополучия. К.Г. Юнг считал, что «утаивание своей неполноценности является таким же первородным грехом, что и жизнь, реализующаяся через эту неполноценность. «... кто не перестает гордиться своим самообладанием и не признает свою богатую на ошибки человеческую сущность, наказывается. От жизненного чувства быть человеком среди других людей его отделяет непреодолимая стена» [10, с. 17].

Влияние искусства зависит также от индивидуальных особенностей педагога, воздействующего художественными произведениями на ребенка, и ребенка, на которого воздействуют эти произведения, от характера деятельности и

соматического, психического и ментального состояния конкретной личности в данный момент.

Существуют общие законы в искусствотерапии, одним из которых является закон двойственного воздействия художественного произведения на эмоциональную сферу. Например, при нервном расстройстве человека музыка не должна контрастировать с его настроением, а при легкой печали допустима веселая музыка, так как в том и другом случае музыка действует как обезболивающее и успокаивающее лекарство.

Если ребенок чрезмерно угнетен, ему принесет облегчение печальная музыка, возбужден - успокоят звуки бравурной музыки. Если чувства неглубокие и ребенок сам готов к изменению настроения, то в таком случае можно использовать музыку, противоположную его эмоциональному состоянию: грустная музыка успокоит, а радостная снимет грусть. То есть выбор метода зависит от глубины чувств. Чем в большей депрессии находится человек, тем в большей степени музыка должна гармонировать с его состоянием. В работе с детьми необходимо учитывать эти обстоятельства.

Использование педагогом методов арттетрапии в условиях образовательных учреждений требует особо тщательного их отбора и учета специальных педагогических условий. К ним относятся следующие:

1. Создание единого позитивного «энергетического поля» в процессе совместной деятельности детей. В древности магические действия, ритуалы, обряды выполняли функции погружения в особое состояние и создания особой атмосферы. В работе с детьми создание благоприятной атмосферы основано на использовании приемов оживления и одушевления, на создании художественного образа, на применении в творческом процессе таинственных превращений, чудес. События, которые овеяны тайной, всегда увлекали детей и являлись неотъемлемой частью их жизни. Одухотворенность же в детском возрасте проявляется в виде одушевления и оживления всего окружающего. Используя художественные образы, педагог может создать особое «семантическое поле», в которое попадают дети в процессе фантазирования. При этом «энергетика» каждой личности, являясь тонкой материей, становится частью общего энергетического поля, которое создает особый творческий «климат» в коллективе.

2. Тщательный отбор произведений искусства и позитивная установка на восприятие искусства. Ошибочно считают искусство панацеей от бездуховности. Классическое искусство по отношению к человеку индифферентно. Более того, оно может усилить сильные качества человека и ослабить слабые. Так, хирург Ф. Углов перед ответственными операциями слушал музыку Бетховена. Это помогало ему выполнить тончайшие, сложнейшие операции качественно. Во время Второй Мировой войны фашисты могли, послушав музыку Бетховена, отправить заключенных в газовую камеру, при этом гениальная музыка композитора давала им тоже заряд энергии.

Классическое искусство является отражением не только положительного опыта человечества. Оно является также носителем обобщенных национальных и общечеловеческих психологических проблем, которые «прочитали», а точнее, «обобщили» великие и показали в художественных образах.

Классическое искусство может вдохновить и на созидание, и на разрушение. Однако установлено, что многие произведения Баха, Вагнера, Грига, Бетховена, Моцарта, Чайковского полезны для человеческого организма и могут оказать психотерапевтическое воздействие [4, 5]. Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно использовать в работе

с детьми. Так, раздражение, гнев можно снять музыкой Вагнера («Хор пилигримов»), от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Бетховена («К радости»), при нервном истощении можно использовать музыку Грига («Утро»). Ряд произведений улучшают внимание, помогают сосредоточиться («Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана). При этом очень важно перед прослушиванием произведений педагогу выбрать нужный темп и ритм речи, интонацию голоса, которые бы соответствовали характеру произведения.

3. Использование приемов сублимации в процессе творческой деятельности детей. Великие творцы стремились к воплощению духовных идей и одновременно «вкладывали» в художественную ткань свои неосознанные психические проблемы.

Так, Г. Малер, поговорив однажды с З. Фрейдом о психоанализе, понял, почему в его симфониях в грандиозных местах неожиданно возникают банальные мелодии [11]. Отец Малера плохо обращался со своей женой, и во время одной из ссор родителей ребенок убежал из дома. Бесцельно гуляя по улице, он услышал венский мотив «Ах, мой милый Августин»: в подсознании ребенка личная драма и легкое развлечение оказались связаны друг с другом. И действительно, особенностью музыки Малера является соединение смешного и патетического, иронического и торжественного. Этим объясняется появление в Первой, «Титанической», симфонии Малера похоронного марша на тему популярной в то время детской песенки «Братец Яков».

Дети, рисуя картины своей жизни, рассказывая о возникающих образах в процессе восприятия музыки с использованием методов арттерапии, актуализируют негативные образы, которые хранятся на подсознательном уровне. «Проговаривая» возникающие образы, они решают реальные проблемы, которые не могли осознать и решить самостоятельно.

4. Усиление педагогом энергетического воздействия искусства на ребенка. Воздействие различных видов искусства на ребенка может быть усилено словом педагога. В этом случае энергетичность искусства становится направленной и ясной по цели. Этим в совершенстве пользовались в древности. Так, подготовка к боевым действиям в древних племенах осуществлялась в процессе пения, плясок и многократного повторения ключевых слов, обозначающих смысл, цель и план действий: «Меть ему в лоб, меть ему в грудь, меть ему в печень, меть ему в сердце, когда же побежит, меть ему в спину!» [4]. Стремление победить врага, выраженное в словах, усиливалось энергетикой музыки и улучшало ловкость, придавало уверенность стрелкам, позволяло с легкостью справиться с противником.

Выделяя ключевые слова в достижении поставленной цели, педагог акцентирует и концентрирует внимание детей на главном. Действия детей становятся осмысленными и целесообразными, эмоциональная сфера гармонизируется.

5. Овладение искусством жизни. Наиболее мощно и позитивно влияет на человека искусство жизни. Оно включает в себя и классическое искусство, но это только ее часть, существующая в образах. Искусство жизни - это наиболее оптимальный способ существования человека, который помогает ему создавать оптимальную среду. Оно включает в себя способность вдохновлять себя и окружающих, создавать ритм и темп жизни, вызывать катарсис (очищение) в процессе активных действий и взаимодействий. Искусство жизни -это не образ, а реальность.

Этому способствует драматургия занятия, создаваемая педагогом.

6. Освоение энергетической природы деятельности. Основой духовного начала искусства является его энергетическая природа. Но энергетической природой обладает все живое на Земле, в том числе и человек. Все живое движется, колеблется, вибрирует, но это движение невидимое, и поэтому оно не осознается человеком, а нередко и мистифицируется. Эта тонкая среда воздействует на ребенка, и педагоги должны учитывать ее воздействие. Цвета, звуки, шумы - это, прежде всего, физические явления, которые представляют собой излучения света, колебания воздуха. Они способны и, более того, непроизвольно вызывают вибрацию мышц тела. Такое воздействие должно быть благоприятным для ребенка.

Научить детей в процессе деятельности различать положительные и отрицательные воздействия окружающей среды, помочь понять, осмыслить, а значит, и корректировать эти воздействия - цель арттерапии как одного из методов развития детей. Обращение к классическому искусству как способу активизации деятельности детей, не самоцель, а всего лишь средство в арт-терапии.

7. Развитие всех сенсорных систем ребенка. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы ребенка развиваются под воздействием не только «облагороженных» художественных произведений, но и неконтролируемого потока созданных человеком форм, шумов, звуков. Поэтому ребенок теряет природную, естественную остроту восприятия, поскольку созданная человеком среда снижает порог чувствительности.

Методы арттерапии «очищают» сенсорные системы и улучшают качество чувствительности детей. Это происходит в процессе аудиального, визуального и кинестетического развития детей [5].

8. Создание отвлеченного (художественного) образа в процессе деятельности детей. Восприятие человеком своих проблем в отвлеченной, неконкретной художественной форме, то есть в художественных образах, вызывает у него не боль, а катарсис. Именно с этой целью в Древнем Риме и Древней Греции писались комедии, драмы и трагедии: посмотри и не делай так [3]. В них предупреждали человека о возможных последствиях такого поведения.

В школе самовыражения сочинение детьми сказок, рассказов с привлечением сказочных и литературных героев, которые попадают в новые условия, позволяет детям пережить собственные проблемы в отвлеченной форме.

Гпавный принцип применения методов арттерапии в развитии детей -это мера во всем. Еще в XVI веке врач Парацельс говорил, что все есть яд, все есть лекарство. Важна только мера. Действительно, шумы природы благоприятны для человека, мощные же артиллерийские раскаты оглушают и лишают человека слуха.

Приведем данные о силе звука по возрастающей в децибелах от благоприятного и полезного для здоровья звучания до отрицательного и опасного. Известно, что шум листвы составляет 10 дБ. Именно такое воздействие благоприятно для человека. Вредной для здоровья границей является 90 дБ. К примеру, треск мотоцикла составляет 104 дБ. Человек испытывает болевые ощущения при 110 дБ, то есть за этим пределом наступает болевой порог. Значительно сильнее звучание группы «Лед Зеппелин» - 123 дБ. При продолжительном звучании в 155 дБ возникают ожоги на теле. 180 дБ вызывает явление резонанса, влияет на кровеносные сосуды, что может стать причиной смерти.

Арттерапия выполняет следующие функции, направленные на душевное благополучие и развитие детей:

1) регуляция межличностных отношений;

2) активизация самосознания с помощью самовыражения;

3) психическая саморегуляция;

4) сублимация как способ переключения активности с материальных потребностей на духовные;

5) оздоровление личности и профилактика заболеваний.

Терапевтическую функцию может выполнить лишь организованный, несильный информационный поток. Благоприятное воздействие могут оказывать природные звуки, цвета и классическое искусство. В момент «мягкого» информационного потока освобождается подсознание от наслоения условностей, комплексов и мышечных зажимов.

Реализация педагогических условий и методов арттерапии нами осуществляется как в работе с детьми старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста. Работа ведется по определенной программе с учетом психологических особенностей данных возрастных групп.

В нашей практической работе с детьми в рамках школы самовыражения [5] применяются активные методы совместной деятельности: тренинги, этюды, групповые ритмические, пластические, графические упражнения. Работа направлена на активное усвоение материала, закрепление его на соматическом уровне в процессе эмоционального переживания и ментального осмысления. Проводится творческая работа по самовыражению в рисунках, коллажах, в движении, в стихах. Результаты проверяются рисуночными тестами, основанными на онтопсихологическом анализе.

Художественная деятельность детей является активной формой воздействия на душевное благополучие. Дети включаются в различные способы фантазирования: пластическое, графическое, ритмическое, вербальное. Пластическое, звуковое, изобразительное самовыражение ребенка в процессе творчества наиболее эффективно действует на активизацию его деятельности. Такой подход основывается на учете возрастных и психологических особенностях детей и представляет собой способ организации жизнедеятельности в условиях образовательного учреждения. Специфика воздействия пластических, звуковых, изобразительных искусств на тело, психику и сознание ребенка заключается в усилении позитивного фантазирования и активное включение бессознательных и подсознательных процессов как способа самореализации.

В работе с детьми используются разнообразные терапии: музыко-, сказ-ко-, кино-, водо-, изо-, арома-, солее- и другие терапии. Разнообразие видов терапий связано с множеством видов искусств и необходимостью включения различных способов воздействия искусства на ребенка: визуальных, аудиаль-ных, кинестетических. Энергетика музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, танца влияет на бессознательные, подсознательные и сознательные процессы ребенка даже в процессе пассивного восприятия искусства.

В музыкотерапии основным средством воздействия на ребенка являются звуки как физические явления и их ритмическая организация. Нами применяются различные виды музыкотерапии: звукотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия. Наиболее естественными и результативными являются методы эвритмии, направленные на свободное самовыражение личности. В музыкотерапии тело рассматривается как «вибрационный орган», который адекватно реагирует на звуковую информацию и является ее «приемником».

В изотерапии главным средством воздействия является цвет как физическое явление. Влияние формы, линии, композиции на восприятие ребенка

особенно усиливается благодаря цвету. Изобразительная деятельность как способ самовыражения ребенка активно влияет на бессознательные процессы. В работе с детьми используются различные виды изотерапии: графическое самовыражение, рисование под музыку, групповая изобразительная деятельность. Основным методом изотерапии является имагогика, на основе которой интерпретируются продукты деятельности детей.

Особое место среди методов арттерапии отводится сказкам. Сказкоте-рапия - это наиболее естественный способ самовыражения детей. Сюжет сказок в иносказательной форме позволяет решить многие проблемы социальной адаптации детей. Голографическое (целостное) восприятие мира посредством сказки создает иллюзию реальности и полной «включенности» ребенка в происходящие события. При этом ребенок отождествляет себя с положительным, сильным героем, который всегда побеждает зло. Завершение в сказке победой добра над злом помогает ребенку испытать катарсис, что вызывает вдохновение, веру в собственные силы. Именно это позволяет снять или ослабить психологические проблемы ребенка, то есть формировать душевное благополучие.

Кинотерапия, медиатерапия и другие виды нетрадиционного воздействия искусства на детей становятся дополнительными методами в работе с детьми. Синтетические виды искусств оказывают комплексное воздействие на соматику, психику и сознание ребенка. Особенности использования методов кинотерапии, медиатерапии, библиотерапии в работе с детьми основаны на использовании образов, знаков и символов. Соле-терро-водотерапия также может стать способом комплексного положительного воздействия на организм и психические процессы ребенка, поскольку сила природы не может быть заменена ни одним видом искусства.

В школе самовыражения предлагается использовать функциональную музыку на переменах, во время обеда, на уроках физкультуры, во время продленного дня и в течение дня в старших группах детского сада. Исследования показали, что дети становятся спокойнее, работоспособнее, снимается усталость, агрессия, чрезмерная активность. В детских садах предлагается перед дневным сном использовать напевные мелодии или музыку природы (пение птиц, шум прибоя, шелест листвы). Так, было установлено нами, что дети пя-ти-шести лет лучше засыпают под популярные лирические песни, музыку природы (через 5-7 мин.) и колыбельные. Бодрая музыка, а также рок-музыка активизирует детей, и они не могут уснуть в течение 20-30 минут, даже если она звучит тихо.

В работе с детьми используются следующие типы упражнений по музыко-терапии: сенсомоторные (ощущение тела); образно-символические (зрительные - сцены); программно-логические (слуховые - знаковые). Типы упражнений изотерапии классифицированы по способу изображения: реалистические (реальные картины): деревья, дома, цветы; образно-символические (состояния): радость, зло, горе; знаково-логические (процессы): зашифрованные символы.

При подготовке педагогов по освоению арттерапии нами ведется работа в нескольких направлениях.

1. Изучение теоретических основ арттерапии.

2. Овладение методами саморегуляции посредством различных видов арттерапии.

3. Освоение содержания работы по использованию арттерапии в развитии детей.

Сохранение природного начала в ребенке является залогом соматического, психического и ментального здоровья. Эту функцию может успешно выполнять арттерапия. Арттерапия выполняет регулирующую, витагенную, экзистенциальную функции, которые позволяют установить баланс между внутренними процессами: бессознательными, подсознательными, сознательными и сверхсознательными; между ребенком и природой, социумом, космосом. Это является главным условием гармонизации всех отношений личности, в том числе позитивного отношения к себе, окружающим людям, человеку в целом, что является залогом душевного благополучия детей.

Литература

1. Бехтерев, В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика [Текст] // Избр. тр.: в 2 т. / В.М. Бехтерев. - М.: Поматур, 1994. - Т. 2. - 795 с.

2. Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции, психическое здоровье [Текст] / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 61-74.

3. Герцман, Е.В. Музыка Древней Греции и Рима [Текст] / Е.В. Герцман. - СПб., 1995.

4. Грубер, Р.И. Всеобщая история музыки [Текст] / Р.И. Грубер. - М.: Музгиз, 1960. -488 с.

5. Лобова (Яфальян), А.Ф. Школа самовыражения [Текст] / А.Ф. Лобова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998, - 248 с.

6. Менегетти, А. Менегетти, А. Введение в онтопсихологию [Текст] / А. Менегетти. -Пермь: Хортон Лимитед, 1993. - 64 с.

7. Менегетти, А. Ин-се человека [Текст] / А. Менегетти. - М.: БФ Онтопсихология, 2007. -272 с.

8. Милнер, П.М. Физиологическая психология [Текст] / под ред. А.Р. Лурия / П.М. Мил-нер. - М.: Мир, 1973. - 648 с.

9. Эфроимсон, В.П. Генетика этики и эстетики [Текст] / В.П. Эфроимсон. - СПб.: Талисман, 1993. - 288 с.

10. Юнг, К.Г. Синхронистичность [Текст] / пер. с англ. / К.Г. Юнг. - М.: Рефл-бук, 1997. -320 с.

11. Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство [Текст] / К.Г. Юнг, Э. Нойманн, З. Фрейд. - М.: Ваклер, 1986. - 304 с.

12. Яфальян, А.Ф. Учимся жить талантливо, или Детство и гениальность [Текст] / А.Ф. Яфальян. - Александрия: Центр Российской науки и культуры, 2008. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.