Научная статья на тему 'Эстетическое самовыражение детей в условиях межпоколенческого диалога'

Эстетическое самовыражение детей в условиях межпоколенческого диалога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / JUNIOR PUPILS / AESTHETIC SELF-EXPRESSION / AESTHETIC EDUCATION / INTERGENERATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яфальян Алла Федоровна

В статье представлен межпоколенческий диалог как средство эстетического самовыражения детей младшего школьного возраста. Эстетический образ лежит в основе эстетического самовыражения, он представлен в сравнении с художественным образом, определены сюжеты личной жизни в виде мега-, макро-, микрообразов. Выделены характерные особенности эстетического образа: энергетичность, субсенсорность, жизненность, голографичность, константность, динамичность и пластичность, гармоничность и дисгармоничность,которые лежат в основе самовыражения и самореализации личности. Многофункциональность межпоколенческого диалога вызвана многообразием диалогов: экзистенциальный (я я), персонифицированный (я ты), социальный (я мы). Исторический диалог проходит через освоение семейных традиций и диалога культур. Раскрыты методы, формы и средства установления межпоколенческого диалога между детьми и взрослыми. Одним из педагогических условий школы самовыражения является создание среды межличностной коммуникации для взрослых и детей. Главным принципом в эстетическом самовыражении младших школьников является мера во всем. Важна только мера. В межпоколенческом диалоге этот постулат не теряет своей актуальности и активно применяется в процессе эстетического самовыражения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETICAL SELF-EXPRESSION OF CHILDREN IN TERMS OF INTERGENERATIONAL DIALOGUE

The dialogue between different generations is presented in the article as a means of aesthetical self-expression of primary school pupils. The aesthetical image is the basis of aesthetical self-expression, it is presented in comparison with the artistic image, the storyline of personal life in the form of mega-, macro-, micro-images are determined. The distinctive features of the aesthetic image are singled out: energy, sub-sensority, vitality, holographity, static character, dynamism and flexibility, harmonicity and disharmonicity that underlie self-expression and self-realization of the individual. The multifunctionality of intergenerational dialogue is caused by the variety of dialogues: existential (me me), personalized (me you), social (me we). Historical dialogue takes place through the development of family traditions and cultural dialogue. Methods, forms and means of establishing intergenerational dialogue between children and adults are revealed.One of the pedagogical conditions of the school of self-expression is the creation of an environment of interpersonal communication for adults and children. The main principle in the aesthetical self-expression of junior pupils is the restraint in everything. Only restraint is important. In the intergenerational dialogue that postulate is still relevant and is actively used in the process of aesthetical self-expression of children.

Текст научной работы на тему «Эстетическое самовыражение детей в условиях межпоколенческого диалога»

УДК 373.31: 37.036

ББК Ч420.054+Ч420.061 ГСНТИ 14.23.01 Код ВАК 13.00.01

Яфальян Алла Федоровна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра истории и теории исполнительского искусства, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского; 620014, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 26; e-mail: [email protected]

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО ДИАЛОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: младшие школьники; эстетическое самовыражение; эстетическое воспитание; межпоколенческий диалог.

АННОТАЦИЯ. В статье представлен межпоколенческий диалог как средство эстетического самовыражения детей младшего школьного возраста. Эстетический образ лежит в основе эстетического самовыражения, он представлен в сравнении с художественным образом, определены сюжеты личной жизни в виде мега-, макро-, микрообразов. Выделены характерные особенности эстетического образа: энергетичность, субсенсорность, жизненность, голографичность, константность, динамичность и пластичность, гармоничность и дисгармоничность, - которые лежат в основе самовыражения и самореализации личности. Многофункциональность межпоколенческого диалога вызвана многообразием диалогов: экзистенциальный (я - я), персонифицированный (я - ты), социальный (я - мы). Исторический диалог проходит через освоение семейных традиций и диалога культур. Раскрыты методы, формы и средства установления межпоколенческого диалога между детьми и взрослыми. Одним из педагогических условий школы самовыражения является создание среды межличностной коммуникации для взрослых и детей. Главным принципом в эстетическом самовыражении младших школьников является мера во всем. Важна только мера. В межпоколенческом диалоге этот постулат не теряет своей актуальности и активно применяется в процессе эстетического самовыражения детей.

Yafalian Alla Feodorovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of History and Theory of Performing Arts, Ural State Conservatory named after M.P. Musorgsky; Ekaterinburg, Russia

AESTHETICAL SELF-EXPRESSION OF CHILDREN IN TERMS OF INTERGENERATIONAL DIALOGUE

KEYWORDS: junior pupils; aesthetic self-expression; aesthetic education; intergenerational dialogue.

ABSTRACT. The dialogue between different generations is presented in the article as a means of aesthetical self-expression of primary school pupils. The aesthetical image is the basis of aesthetical self-expression, it is presented in comparison with the artistic image, the storyline of personal life in the form of mega-, macro-, micro-images are determined. The distinctive features of the aesthetic image are singled out: energy, sub-sensority, vitality, holographity, static character, dynamism and flexibility, harmonicity and dishar-monicity that underlie self-expression and self-realization of the individual. The multifunctionality of in-tergenerational dialogue is caused by the variety of dialogues: existential (me - me), personalized (me -you), social (me - we). Historical dialogue takes place through the development of family traditions and cultural dialogue. Methods, forms and means of establishing intergenerational dialogue between children and adults are revealed. One of the pedagogical conditions of the school of self-expression is the creation of an environment of interpersonal communication for adults and children. The main principle in the aes-thetical self-expression of junior pupils is the restraint in everything. Only restraint is important. In the in-tergenerational dialogue that postulate is still relevant and is actively used in the process of aesthetical self-expression of children.

Диалоговые формы общения имеют огромное практическое значение в межпоколенческом взаимодействии. Межпоколенческий диалог - уникальная возможность и способ духовного общения, понимания и взаимообогащения людей разных возрастов, воспитанных на социальных ценностях различных десятилетий. Это происходит в процессе «общения» с классическим искусством, на основе сохраненных семейных традиций, любых происходящих событий в окружающей среде.

Диалоговая природа культуры [2; 3], искусства, науки, политики, экономики, образования, трудовой деятельности позволяет понять следующее: 1) единство и синхронность всех процессов, которые суще© Яфальян А. Ф., 2017

ствуют между поколениями; 2) различия и противоречия, которые разделяют их; 3) межпоколенческую преемственность жизнедеятельности людей в мировом сообществе, в стране и, самое главное, в семье.

Самовыражение детей в процессе эстетической деятельности направлено на реализацию их способностей и наклонностей в свободной форме и в различных видах деятельности. Самость ребенка мы трактуем в русле онтопсихологической педагогики А. Менегетти [9], выразительность понимается нами на основе идей Б. Кроче, А. Ф. Лосева, Л. П. Печко, с учетом доминант самовыражения (по А. А. Ухтомскому). Современная трактовка эстетического самовыражения заложена в фундаментальных трудах

М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, В. В. Бычкова, Х. Ортеги-и-Гассета. В школе самовыражения, разработанной нами [15], межпоко-ленческий диалог играет ведущую роль.

Эстетическое самовыражение отчасти протекает по законам искусства, если учитывать эстетический образ личной жизни как проекции будущего. В основе сюжета и содержания каждого произведения искусства лежит художественный образ. Режиссер, ставя спектакль, опирается при работе с актерами на создаваемый образ героя, объясняя его поступки, действия той или иной причиной. В жизни, как в многолетнем спектакле, человек «играет роль» самого себя. Но «режиссером» своей жизни является он сам, и играет он единственную роль, единственный спектакль без репетиций и повторений.

Сюжет личной жизни любого человека также развивается в зависимости от проекции - образа жизни, выбранного им. Этот образ влияет на выбор друзей, профессии, спутника жизни - практически на все, что происходит с личностью. Создавая целостный образ будущей жизни, личность формирует благоприятные условия для самовыражения. Как и в художественном произведении, здесь существуют мега-, макро- и мини-образы конкретной жизни личности [16]. Выразительной жизнь может быть в том случае, если эти образы носят эстетический характер, становятся эстетическими образами, в которых отражены единство, целостность, гармония, мера, стремление личности к совершенству.

Мегаобраз - это главная жизненная цель, воплощаемая в реальность. Ребенок еще не осознает своей жизненной цели, но часто задумывается и фантазирует по этому поводу. Желание летать, плавать, путешествовать, быть сильным, красивым, быть оратором может воплотиться, если постепенно создавать образ своей будущей жизни. Если у человека есть желание плавать, не важно, кем он станет, капитаном или простым моряком.

Макрообразы личной жизни - это ключевые события жизни, которые влияют, например, на выбор учебного заведения (престижного вуза или профессионально-технического училища), спутника жизни (принца на белом коне или доброго семьянина), место жительства (у моря, в деревне или в московской квартире).

Микрообразы могут возникать постоянно и быстро реализоваться, они представляют собой маленькие шаги в будущее, могут изменять привычки. При визуализации образа до конкретных мелочей и ощущений облегчается его реализация. Сопротивление возникает лишь в том случае, если

создавать образ тяжелого труда и больших преодолений для достижения чего-либо, как это часто бывает у неуспевающих школьников.

Так, постепенно, реализуя микрообразы, можно изменить привычки, которые повлияют на изменение характера, а затем и судьбы: посеешь привычки - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Возникновение эстетического образа и его реализация зависят от установки и создания благоприятных условий.

Эстетический образ может обладать и обладает всеми признаками художественного образа, если он возникает не спонтанно и создается целенаправленно. Их роднит ряд качественных характеристик. Известный эстетик Ю. Б. Борев выделил особенности художественного образа [4]: соединение реального и нереального, отвлеченное и личностно значимое обобщение, уникальность и неповторимость происходящего, единство рационального и эмоционального, многозначность и глубина произведения, саморазвитие образа, незавершенность и недосказанность происходящего. Подобные характеристики отражены и в эстетическом образе, но причины его зарождения и развития имеют иную природу - личностно значимые, доминантные интересы и потребности отдельной личности. Он экологически чист, так как направлен на достижение успеха и на гармонизацию личности с самой собой, окружающими людьми и миром в целом.

Причины возникновения образа жизни, эстетического по характеру, могут быть различными: ярко выраженное стремление к творчеству, харизматичность личности, богатое воображение, неудовлетворенность реальностью, потребность реализовать мечты. Он реализуется исключительно в своей личной жизни. Личность, представляя картины прошлого или будущего, фиксирует реальные и фантастические события, личные переживания, общественные процессы. То есть настоящий момент отражается в виде образов «здесь и сейчас», как концентрация энергии, которая стремится к воплощению.

Образы возникают при обращении личности к внутреннему и внешнему миру, и постоянно ее сопровождают. Образы могут быть положительные и отрицательные, позитивные и негативные, могут дать толчок к развитию и улучшить качество жизни, а могут стать причиной постоянных проблем. Каков же механизм действия образа? Однажды возникнув, образ как «сгусток» энергии активно действует, поэтому начинает осуществляться или искать способ самореализации. Этот процесс может быть

спонтанным, а может быть и управляемым. Неясный, неполный образ остается на уровне желаний и затмевается более сильным и реальным образом, подкрепленным действиями. Управление процессом создания образа помогает создавать образ полный, объемный, яркий, и в будущем его реализация наиболее вероятна. Он представляет собой зерно, модель, отправную точку всему положительному, качественному, что может создать человек [6]. По сути, это проекция успешной будущей жизни. Любой образ проецируется под воздействием бессознательных (соматических) процессов, но является результатом подсознательных (психических) процессов и может интерпретироваться на уровне сознания (ментальных процессов).

Эстетически значимый жизненный образ любых событий проходит определенные стадии от возникновения до воплощения. Он возникает спонтанно, зависит от возможности, желания личности достичь успеха. Он функционирует по законам целесообразности. Однако эти желания как идеал, как мечта могут быть неясными, неполными, могут обладать высокой степенью напряжения, эмоциональностью, яркостью. Но в любом случае воплощение образа связано с жизнью и со всеми поступками, действиями конкретной личности. Его эстетическое содержание имеет ряд характеристик [16].

Энергетичность. Если реальные события развиваются последовательно, то образ находится в свободном перемещении и во времени, и пространстве, поэтому он подвижен и мобилен. Такой образ рождается под воздействием положительной энергии, проявляется в активности, гармоничности и приводит к улучшению жизни.

Субсенсорность, характеризующаяся сверхчувствительностью. Эстетическое видение мира возникает под воздействием слабых импульсов и незаметных для «грубой» материи, нечуткого человека изменений. Умение слушать тишину и способность реагировать на «шепот» окружающего мира - это показатель готовности создать такой образ. Сильные воздействия разрушают субсенсорность, а значит, и эстетический образ.

Жизненность. Эстетичность образа может существовать, если он имеет животворящую силу, обладает жизнеутверждающим началом. Безжизненные процессы, схоластичные образы превращаются в пустые идеи, за которыми не следуют действия. Так они теряют эстетичность.

Голографичность (термин понимается в трактовке онтопсихологии) [9]. Формообразующим началом эстетического образа

является целостность внутренних процессов личности, которая выражается в сбалансированности соматических, психических, ментальных проявлений, в единстве тела, души и разума. Такие сбалансированные процессы является отлаженной системой, и любые изменения внутреннего мира личности влекут за собой изменения всей системы.

Объемность отражает целостность, как и голографичность, но не внутреннего мира, а единство личности с окружающим миром, природой, Вселенной. Объемность характеризует отражение пространства и времени в конкретном образе. Она позволяет личности представлять себя в целостной картине мира, а не только в бытовой повседневной жизни.

Константность. Жизнестойкость образа заключается в относительной устойчивости, насколько это позволяет его энерге-тичность, сверхчувствительность и подвижность. Константность выражается в эстетическом идеале, к которому стремится личность, но детали, характер проявления, полнота, выразительность постоянно меняются.

Динамичность и пластичность образа обеспечиваются постоянным движением, развитием, его процессуальностью. Мудрое отношение к жизни проявляется в динамике картины или образа мира. Остановка в развитии разрушает эстетическое содержание образа, за которым следует потеря жизненных сил личности.

Гармоничность и дисгармоничность. Гармоничность позволяет сохранять внутреннюю свободу и безопасность личности. Гармонизация всех процессов приводит к стабильности и равновесию. Дисгармоничность как намеренное нарушение гармонии приводит к динамичности процессов, позволяет испытывать радость и вдохновение от желания воплотить образ в реальности.

Импульсивность. Эстетические

устремления - это концентрация положительной, легкой, подвижной энергии. Эстетические взгляды, воззрения становятся причиной импульса к движению энергии в виде вдохновения, одухотворения, одушевления. Любые события, мысли помогают меняться, преобразовываться образу, то есть пульсировать - угасать, если не актуален, и обогащаться, усиливаться, если появляется в нем потребность.

Завершенность. Реализация эстетически значимого образа зависит от того, насколько он ясен, проработан в деталях, пережит и константен. Чем более эстетичен, завершен и полон образ, тем реальнее его воплощение в будущем.

Самовыражение и самореализация -процесс необратимый и саморегулируемый.

Все усилия личности по созданию эстетически яркого образа жизни приводят к запуску механизма самостоятельного его воплощения. В момент, когда образ имеет ясные очертания и завершенность, очень важно довериться всему происходящему и «отпустить» ситуацию, то есть не бороться за достижение поставленной цели, а идти к ней спокойно, прислушиваясь к своей интуиции.

Эстетически яркие образы жизни можно различать по интенсивности, выразительности. Интенсивность выражается в силе воображения, в активности образа, в желании воплотить этот образ в жизнь. Яркость образа зависит от ведущей системы и от эмоциональной окраски. Положительная эмоциональная окраска и глубокие чувства делают образ ясным и незабываемым. Яркость образа также зависит от того, насколько реально личность готова воплотить желаемое в действительность. Образ-мечта, связанный с далекой перспективой или с нереальными событиями, может быть неясным.

В эстетически ярком образе обычно совмещаются различные виды образов, присутствуют сюжет, композиция, стиль. Развитые образы могут включать знания, связанные с образами великих людей, с сюжетами их жизни, с событиями разных эпох, с обычаями и традициями. Создаваемые образы теряют эстетичность, если появляются негативные эмоции (агрессия, страх, стремление критиковать), отрицательные чувства (чувство дисгармонии, аритмии), страшные картины или сюжеты, которые не завершаются положительно.

Подобное осмысление проявлений детей позволяет активизировать воображение, образное мышление, проектировать ситуации, планировать в образной форме свою деятельность. Поскольку образ имеет свойство самостоятельно реализоваться, то любая деятельность осуществляется быстро, становится легкой и успешной, если каждому ребенку помочь создавать эстетически выразительный образ личной жизни.

Школа самовыражения - открытая, подвижная система. Ее содержание зависит не от жесткой программной структуры, а от реальных ситуаций, реальных проблем социальной среды, в которой находятся дети. Внутренняя свобода ребенка - это огромный резерв его для творческого самовыражения. При этом под свободой мы понимаем самосозидание личности, которое отличается полезностью для школьника и его педагогической управляемостью. Неуправляемость же основана на стремлении ребенка к саморазрушению, она нередко связана с эмоциональной неустойчивостью, непоследовательностью, упрямством, агрессией. Такое поведение детей младшего

школьного возраста связано с отсутствием у их диалога с родителями, учителями, сверстниками. Такие дети не ведут диалог с собой, со своим прошлым и будущим, так как они не осознают связь предыдущих и последующих поколений.

В эстетическом самовыражении свобода действий обусловлена внутренней уравновешенностью, спокойствием, чувством защищенности, легкостью, полнотой проявлений, то есть способностью выразить свое чувство в слове, поступке, действии в процессе диалога с собой и окружающими. Прошлое и настоящее защищает такого ребенка и помогает ему заглянуть в будущее.

Самовыражение в диалоге с окружающим миром мы рассматриваем как возрастное специфическое проявление самостоятельности во взаимоотношениях: отношения - фундаментальная проблема педагогики [10; 13]. Сформировать самостоятельность в детском возрасте возможно, но эта самостоятельность отчасти ограничена тем, что ребенок зачастую зависит от взрослого. В данном случае чрезвычайно важен меж-поколенческий диалог, педагогически осмысленный и направленный на создание проекта будущей жизни ребенка на основе эстетического самовыражения.

Основной проблемой межпоколенче-ского диалога является разнонаправлен-ность устремлений участников диалога, который зачастую порождает конфликт. Несмотря на постоянную тягу взрослых к монологу, именно диалог с детьми может стать залогом понимания и нахождения оптимального решения во взаимоотношениях. В школе самовыражения межпоколенче-ский аспект реализуется в процессе гендер-ного диалога, диалога прошлого - настоящего - будущего. Гендерный диалог многогранен и вариативен: бабушка - внучка (внук), мама - дочка (сын), папа - сын (дочь), дедушка - внук (внучка), сестра -брат (сестра) и т. д. Опыт поколений с учетом гендерного подхода неоднозначен и не всегда осознаваем, что проявляется не только на подсознательном, но и на бессознательном уровне. Прошлое - настоящее -будущее семьи становятся ведущей темой межпоколенческой деятельности. Дети составляют генеалогическое древо, герб семьи, пишут рассказы о женской линии семьи (прабабушка - бабушка - мама - дочь), о профессиях, предпочитаемых мужчинами в семье (прадедушка - дедушка - папа -сын), организуют праздники - встречи с родственниками.

В работе учитываются методы межпо-коленческого партнерства. Дети создают «Карту сокровищ» вместе с бабушками и дедушками, в которой они изображают свое

будущее с продолжением традиций семьи и с введением новых, отражающих их желания, традиций. Идеей межпоколенческого диалога представляется многофункциональное пространство. Межпоколенческий контакт и диалоги в данном случае становятся ведущими методами.

Многофункциональность межпоколен-ческого диалога вызвана многообразием диалогов: экзистенциальный (я - я), персонифицированный (я - ты), социальный (я -мы). Исторический диалог проходит через освоение семейных традиций и диалога культур. Экологический диалог осуществляется во время совместных творческих дел с родителями, выездов на природу, в процессе выполнения творческих заданий на уроках окружающего мира. На стадии ученичества диалог носит вопросно-ответный характер и нередко тяготеет к монологичности взрослых. В школе самовыражения [15] предпочтение отдается партнерским диалогам. Разнообразие деятельности позволяет включить детей и родителей в игровой («Игры наших предков», «Игры наших бабушек и дедушек»), трудовой («Кто такой бурлак?», «Был ли программист 100 лет назад?»), спортивный диалог («Папа, мама, я - спортивная семья»).

Изучение и представление современной детской культуры - пласт, который значительно отличается от культуры предыдущих поколений. Диалог субкультур строится на освоении различных видов поп-культуры. Дети узнают, какие мультфильмы смотрели, детские книжки читали их родители, где любили отдыхать, чем занимались в свободное время. На родительском собрании можно представить результаты «исследований» семейных традиций и семейного опыта, с которым дети познакомились, выступая в роли «корреспондентов», составляя семейный архив, создавая семейную карту сокровищ.

Особое место в межпоколенческом контакте занимает соотношение реального и виртуального диалогов. Создание для современного детства универсума культуры в электронной среде позволяет школьнику свободно ориентироваться в виртуальном пространстве (электронные письма родителям, электронный архив семьи, семейная страничка или сайт, созданный при участии ребенка), хотя это не должно ограничивать взаимодействия в реальном мире. Поиск баланса взаимодействия в условиях виртуального и реального диалогов - задача первостепенной важности.

Одним из педагогических условий школы самовыражения является создание среды межличностной коммуникации для взрослых и детей на основе социальных и

культурных традиций двух поколений, чтобы не были утрачены «коды», без которых невозможны диалог культур и преемственность поколений. «Кодами» в данном случае могут выступать многолетние семейные традиции, формирование у детей бережного отношения к старшему поколению и к его ценностям, уважение взрослыми разумных увлечений детей современными видами деятельности.

Проблемы формирования культуры здоровья детей и пути взаимосвязи семьи и школы в их оздоровлении решаются нами в условиях передачи межпоколенческого опыта. Эта работа проводится в трех направлениях: 1) школа самовыражения для детей; 2) школа здорового образа жизни для родителей; 3) деятельность учителя, родителей и детей по организации и проведению совместных мероприятий. Особое внимание уделяется внутреннему диалогу в блоке «Мир внутри меня» и диалогу с окружающим миром в блоке «Я и среда». «Школа для родителей» проводится в виде лектория, гостиной, занятий, на которые приглашаются специалисты: врачи, психологи, известные личности в городе. На занятиях предлагается познакомиться с воспитанием успешных родителей.

Совместная деятельность учителя, родителей и детей по сохранению здоровья проходит в виде коллективных творческих дел. Работа проводится по сохранению и развитию следующих составляющих здоровья: 1) соматического здоровья; 2) психического благополучия; 3) ментальной зрелости; 4) духовного потенциала. Наиболее сложным для родителей оказывается понимание ментального здоровья. Выразительность речи ребенка проявляется не только в ее логичности, убедительности, красоте, ритмичности, но и в деятельности: сказал -сделал. Педагоги и родители как носители ментальных стереотипов сознательно или бессознательно передают их детям. Ментальное здоровье полностью зависит от социального окружения, педагогических условий, внутренних установок взрослых, окружающих ребенка.

Приобщение ребенка к опыту прошлого своей семьи позволяет улучшить семейные взаимоотношения. Дети по-новому начинают смотреть на своих родителей, бабушек и дедушек. Родители учатся быть терпимее к детям. Улучшение взаимоотношений, освоение способов позитивного воспитания, актуализация положительного семейного опыта в условиях школы позволяют наладить партнерские взаимоотношения между семьей и школой, скоординировать деятельность педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей. Межпоко-

ленческий диалог выполняет регулирующую, витагенную, экзистенциальную функцию, что позволяет установить баланс между внутренними процессами: бессознательными, подсознательными, сознательными и сверхсознательными, между ребенком и природой, социумом.

Главным тезисом межпоколенческого диалога в школе самовыражения является овладение искусством жизни. Искусство жизни - это образ жизни, оптимальный способ существования человека, который помогает ему создавать оптимальную среду, вступать в диалог с миром. Искусство жизни включает в себя способность вдохновлять себя и окружающих, создавать ритм и темп жизни, вызывать радость от общения в процессе активной совместной деятельности. Одухотворение, одушевление и оживление являются ведущими методами в работе с детьми в рамках межпоколенческого диалога и освоения искусства жизни с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Одухотворенность в детском возрасте проявляется в виде одушевления и оживления всего окружающего в процессе диалога. Используя, например, художественные об-

разы, педагог может создать особое семантическое поле, в которое попадают дети в процессе фантазирования. При этом воодушевление каждой личности становится частью общего эмоционального поля, которое создает особый творческий климат в коллективе. Родители в школе самовыражения учатся понимать фантазии детей и активно включаются в различные виды фантазирования. Подобная деятельность осуществляется с учетом тщательного отбора жизненных ситуаций, произведений искусства и позитивной установки на их восприятие, в процессе использования приемов сублимации в творческом самовыражении детей, развития ведущих сенсорных систем ребенка (аудиальной, визуальной и кинестетической).

Главным принципом в эстетическом самовыражении младших школьников является мера во всем. Как известно, еще в XVI в. врач Парацельс говорил, что все есть яд, все есть лекарство. Важна только мера. В межпоколенческом диалоге этот постулат не теряет своей актуальности и активно применятся в процессе эстетического самовыражения детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

2. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М. : Политиздат, 1991. - 413 с.

3. Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. -№ 6. - С. 31-42.

4. Борев Ю. Б. Эстетика : в 2 т. - Смоленск : Русич, 1997. - Т. 2. - 640 с.

5. Бычков В. В. Эстетика. - М. : Гардарика, 2007. - 384 с.

6. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : Педагогика, 1987. - 344 с.

7. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. - М. : Издательство М. и С. Сабашниковых, 1920. - 168 с.

8. Лосев А. Ф. Форма - Стиль - Выражение : в 9-ти т. - Т. 4. - М. : Мысль, 1993. - 108 с.

9. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. - Пермь : Хортон Лимитед, 1993. - 64 с.

10. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. -

1957. - №5. - С. 142-154.

11. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М. : Искусство, 1991. - 588 с.

12. Печко Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности. - Ульяновск ; М. : УлГТУ, 2008. - 363 с.

13. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.

14. Ухтомский А. А. Доминанта. - М. ; Л. : Наука, 1966. - 273 с.

15. Яфальян А. Ф. Школа самовыражения. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 444 с.

16. Яфальян А. Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения. - М. : Искусство и образование, 2011. - 276 с.

REFERENCES

1. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. - M. : Iskusstvo, 1986. - 445 s.

2. Bibler V. S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: dva filosofskikh vvedeniya v XXI vek. - M. : Politizdat, 1991. - 413 s.

3. Bibler V. S. Kul'tura. Dialog kul'tur (Opyt opredeleniya) // Voprosy filosofii. - 1989. - № 6. - S. 31-42.

4. Borev Yu. B. Estetika : v 2 t. - Smolensk : Rusich, 1997. - T. 2. - 640 s.

5. Bychkov V. V. Estetika. - M. : Gardarika, 2007. - 384 s.

6. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. - M. : Pedagogika, 1987. - 344 s.

7. Kroche B. Estetika kak nauka o vyrazhenii i kak obshchaya lingvistika. - M. : Izdatel'stvo M. i S. Sabash-nikovykh, 1920. - 168 s.

8. Losev A. F. Forma - Stil' - Vyrazhenie : v 9-ti t. - T. 4. - M. : Mysl', 1993. - 108 s.

9. Menegetti A. Vvedenie v ontopsikhologiyu. - Perm' : Khorton Limited, 1993. - 64 s.

10. Myasishchev V. N. Problema otnosheniy cheloveka i ee mesto v psikhologii // Voprosy psikhologii. -1957. - №5. - S. 142-154.

11. Ortega-i-Gasset КЬ. Estetika. Filosofiya киИшу. - M. : Iskusstvo, 1991- - 588 э.

12. РесЬко Ь. Р. Vyrazitel'nost' estetiki prirody i ЫЧига lichnosti. - Ul'yanovsk ; М. : иЮТО, 2008. - 363 s.

13. Rodzhers К. И. Vzglyad пя psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - М. : Progress, 1994. - 480 s.

14. Ukhtomskiy А. А. Dominanta. - М. ; Ь. : Nauka, 1966. - 273 s.

15. Yafal'yan А. F. Shkola samovyrazheniya. - Rostov п^. : Feniks, 2011. - 444 s.

16. Yafal'yan А. F. Formirovanie и detey esteticheskogo otnosheniya к cheloveku V protsesse samovyra-zheniya. - М. : Iskusstvo i oЪrazovanie, 2011. - 276 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.