Научная статья на тему 'Искусствотерапевтическая деятельность учителя в современном образовательном пространстве'

Искусствотерапевтическая деятельность учителя в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихолет Н. Н.

В центре внимания находится концепция художественного образования в России, та ее часть, которая концентрирует внимание на использовании возможностей арттерапии. В статье представлен опыт психолого-педагогического центра Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) и здоровьесберегающего центра Воронежского областного института повышения квалификации работников образования по разработке и внедрению концепции искусствотерапевтической деятельности, составленной для студентов и учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусствотерапевтическая деятельность учителя в современном образовательном пространстве»

ИСКУССТВОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАнСТВЕ

Н. Н. Лихолет

В центре внимания находится концепция художественного образования в России, та ее часть, которая концентрирует внимание на использовании возможностей арттерапии. В статье представлен опыт психолого-педагогического центра Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) и здоровьесберегающего центра Воронежского областного института повышения квалификации работников образования по разработке и внедрению концепции искусствотерапевтической деятельности, составленной для студентов и учителей.

Концепция художественного образования в РФ акцентирует наше внимание на использовании возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях духовного воспитания, коррекционной педагогики, психофизиологического оздоровления детей, подростков, самих учителей посредством внедрения современных методик арттерапии. Необходимость такой расстановки приоритетов продиктована потребностью в решении актуальной проблемы «Здоровые дети — здоровое общество». Проект HESP «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ», который начал свою деятельность в 2003 году, подтверждает стратегическое значение данного направления работы в условиях современности. Участие Воронежской области в этом проекте выразилось открытием психолого-педагогического центра на базе ВГПУ и здоровьесберегающего — на базе ВОИПКРО. Одним из направлений их работы является исследование и внедрение комплексной концепции искусствотерапевтической деятельности (далее ИТД) учителя общеобразовательной школы и подготовки к ней студентов педагогического вуза.

Предпосылками и обоснованием необходимости данной концепции явились следующие противоречия теории и практики педагогики:

— между тенденцией гуманизации общества и школы, изменившейся парадигмой образования (не овладение знаниями как главная цель, а овладение ими как средство развития

«Формирование культуры здоровья обучающихся в первую очередь должно включать обучение и воспитание педагогических кадров, которые непосредственно занимаются воспитанием детей и подростков» [2].

ученика) и негативностью педагогических вузов созидать «человекотворческих учителей»;

— между обостряющейся тенденцией ухудшения здоровья школьников и неготовностью работников образования брать на себя ответственность за ситуацию и работать на ее изменение;

— между необходимостью наполнить под-держивающе-терапевтическим содержанием педагогическое взаимодействие «учитель— ученик» (педагог высшей школы—студент) и отсутствием методологического обоснования выделения фасилитаторско-терапевтической функции педагогической деятельности;

— между тысячелетним опытом использования искусства для духовного воспитания личности, профилактики и исцеления ее психологического и физического здоровья и отсутствием методологического и методического обоснования искусствотерапевтической деятельности учителя.

Музыка (как и другие виды искусства, как все школьные предметы, поднятые эмоционально окрашенным отношением учителя до уровня искусства) ускоряет общее развитие ребенка. Она важна для формирования социальных навыков, духовного воспитания личности. Следовательно, необходим учитель нового типа — «педагог-терапевт» («заботливое дето-вождение»), обладающий не только высоким уровнем педагогической квалификации и профессиональной культурой, но и готовый выпол-

нять искусствотерапевтическую деятельность, чтобы средствами искусства воспитать здоровую, мобильную личность. На основе разработанной нами концепции в ВГПУ ведется курс по овладению искусствотерапевтической деятельностью как составляющей педагогической деятельности учителя музыки для студентов и работающих учителей (з/о). Сложность овладения искусствотерапевтической деятельностью по данному курсу заключается в том, что такая деятельность носит творческий характер: упражняясь даже в однотипных ситуациях, ни один человек не повторяет другого, одна и та же ситуация решается по-разному. Исключение составляют лишь те упражнения, где происходит тренировка в одинаковых артикуляционных, пластических, мимических и других операциях. Поэтому всем участникам занятий необходимо быть максимально раскрепощенными. Их не должно сдерживать чувство неловкости, ощущение, что что-то не получится или кто-то выполнит задание лучше.

Предлагаем сокращенный вариант курса-практикума «Искусствотерапевтическая деятельность учителя музыки» (16 часов).

Цели и задачи:

— сформировать целостные представления об искусствотерапевтическом подходе в образовании, искусствотерапевтической деятельности учителя;

— способствовать формированию личностных новообразований: 1) осознанного стремления к самоактуализации; 2) ценностных ориентаций на антропоцентрический эталон здоровой личности, профессиональное совершенствование, искусствотерапевтическую деятельность; 3) искусствотерапевтической культуры и умений.

Курс предполагает практико-ориентирован-ную организацию содержания: студент (учитель) «проживает», как бы испытывает на себе искусствотерапевтическую деятельность:

— воздействие на органы дыхания, слуха, голос, пластику — развитие вестибулярного аппарата, координации движений и т. п.; тренировка и коррекция систем всех внутренних органов, нервной системы;

— восприятие музыки, общение посредством музыки и др. видов искусств, включение и развитие эмоционального, музыкального мышления, иррациональных способностей (интуиция, предчувствия, озарение, инсайт, импровизаци-

онность, катарсис и др.) — развитие сенсорного коммуникативного канала, чувственной сферы, стимуляция правого полушария мозга, изменяющая межполушарное взаимодействие;

— освоение музыкальной культуры человечества, эмоционального и эстетического опыта поколений — духовное возвышение личности, гармонизация ее качеств и проявлений.

Другой пласт содержания подготовки к искусствотерапевтической деятельности — организация осознанного стремления к самоактуализации личности и направленности на непрерывное самообразование учителей, что является также «проживанием» и освоением технологии организации самоактуализации себя и учащихся, которую они будут осуществлять в школе.

И, наконец, участие в музыкальной и педагогической творческой деятельности, развивающее креативные способности.

Особенности методики:

1. В идеале искусствотерапевтическая деятельность «пронизывает» весь процесс обучения студентов, все его стадии; интери-оризируется как качество личности учителя, интегрирует все составляющие педагогической деятельности, определяя гуманистическую направленность его педагогического творчества.

2. Создание музыкальной (культурной) среды, условий для творческого мышления не только в процессе прохождения спецкурса, но и перенос этих условий на свою жизнь и профессиональную деятельность.

3. В искусствотерапевтической деятельности педагог использует психолого-педаго-гические (диагностика, проектирование самообразования, субъект-субъектные отношения, сотрудничество, диалог, ненасильственная коммуникация и др.) и художественно-дидактические («постижение музыки через интонацию, музыки музыкой, музыки другими видами искусства, жизнью природы, человека». — По Л. Горюновой) методы.

4. Интерактивные методы обучения искусствотерапевтической деятельности: иссле-

дование (постановка проблем, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей); диалог (обмен информацией, проигрывание предметносодержательных и социально-психологических ситуаций и т. д.); тренинги; управление самообразованием.

5. Использование искусствотерапевтического подхода в подготовке студентов (учителей) к

искусствотерапевтической деятельности через введение их в позицию будущих воспитанников. Разница в применении ИТ подхода педагога к школьникам и студентам, изучающим ИТД:

— к детям применяется скрытое воздействие искусства, воспитание без воспитания — они «просто» играют, участвуют в тренингах, исполнительстве, творчестве;

— для студентов необходимо выявить и показать терапевтический эффект влияния искусства.

В результате изучения курса студенту (учителю) необходимо: 1) иметь представление о философском, психолого-педагогическом, культурологическом обосновании ИТД; о ее сущности, структуре, содержании; психолого-педа-гогическом обеспечении ИТД; 2) знать содержание и особенности ИТД; принципы, формы и методы организации ИТД на уроках, способствующие формированию самоактуализирую-щейся здоровой личности; современные методы диагностирования духовного, психического и физического здоровья учащихся; 3) уметь использовать полученные знания об ИТД; выявлять психофизиологические особенности ребенка с целью его профилактики, коррекции, реабилитации его здоровья с помощью ИТД; осуществлять самодиагностику, диагностику психолого-эмоционального, физиологического и физического развития школьников; проектировать свою ИТД для создания в ребенке новых качеств личности, способствующих «конструированию» творческой, саморазвивающейся, самоорганизующейся здоровой личности.

Курс-практикум содержит теоретический и методический материал по основным разделам ИТД. Большое внимание уделяется знаниям возрастной психологии, физиологии, особенностям организации ИТД. Используются современные методы диагностики психологических проблем у детей. Особое внимание уделяется владению педагогическим мастерством, педагогической техникой, для чего даются рекомендации по использованию элементов театральной педагогики. Обращается внимание на роль семьи, социума в воспитании и профилактике здоровья с помощью ИТД.

Предлагаемые темы: Тема 1. Философское, психолого-педагогическое, культурологическое обоснование искусствотерапевтической деятельности. Сущность, структура, содержание (4 часа).

Ретроспективный анализ философской, пси-холого-педагогической, искусствоведческой литературы от античности до наших дней с точки зрения роли искусства в воспитании, развитии, становлении духовного и физического здоровья личности. Музыкальная психология. Арттера-пия. Музыкотерапия.

Предпосылки использования искусствотерапевтической деятельности в образовательном пространстве в концепциях и технологиях личностно-ориентированного образования. Раскрывая сущность, структуру и содержание ИТД, показать родственные аспекты художественной и педагогической деятельности, содержащиеся и проявляющиеся в любом акте педагогического творчества. Содержанием ИТД как педагогической деятельности учителя музыки является организация процесса овладения и присвоения учащимися художественной культуры своего народа и человечества, развитие и формирование целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства, профилактики, сохранения и коррекции здоровья учащихся.

Тема 2. принципы, методы и приемы ИТд (4 часа).

Формирование и укрепление здоровья учащихся и учителя всеми возможными методами и приемами является стратегической целью гуманистического образования. Совершенствование культуры здоровья как части общей культуры человечества, обращение к искусству как способу жизни есть одна из тактических целей образования. Для решения поставленных перед образованием целей и задач пе-дагогу-искусствотерапевту необходимо знать принципы, на которых строится ИТД; методы и приемы ИТ, которые гармонично вписываются в общеобразовательный урок; уметь, опираясь на ИТ принципы, методы и приемы, строить урок по законам искусства, организовывать такую деятельность, которая не только просвещает и обучает другого человека, но и в известной мере оказывает возвышающее, развивающее, исцеляющее воздействие на субъект воспитания.

Место ИТ принципов, методов и приемов в профессиональной деятельности учителя на уроке.

принципы: любовь к детям (студентам), принятие их такими, какие они есть; собствен-

ный опыт миротворчества, а не извне навязанные знания; организация педагогического процесса и педагогического общения, основанная на гуманистической психологии и личностноориентированных педагогических технологиях; культ здорового образа жизни; целостное восприятие и взаимодействие человека—мира—ис-кусства; искусство как средство освоения мира и себя в нем; через развитие эмоциональночувственной сферы к гармоничному развитию личности; искусствотерапия требует времени и терпения; искусствотерапия предполагает не только знания из области искусства, медицины и др., но и незнание.

методы: музыкотерапия (пассивное и активное слушание музыки), вокалотерапия (индивидуальное, ансамблевое хоровое пение), логоритмическая пластика (сочетание ритмических движений с речью), драмотерапия (исполнение, игра, действие), имаготерапия (через проживание образа), арттерапия (пластическое изобразительное искусство), эстетотерапия (действие художественной формы и эстетических чувств) и др.

приемы: «самоосознание себя через музыку», «музыка в рисунке», «музыкальное действо», «совместное музицирование», «музыкальный или изобразительный „автопортрет“», «музыка тела», «мелодия речи» и др.

При подготовке учителей к ИТД эти методы и приемы могут быть особенно эффективными в работе с личностными проблемами, спроецированными на профессиональную сферу (например, в процессе преодоления профессионального волнения и снятия эмоциональной скованности у музыкантов-исполнителей или страха перед аудиторией у преподавателей).

Тема 3. диагностика и анализ собственных качеств личности и их коррекция, а также качеств личности ребенка и конкретных обстоятельств, в которых он находится, рефлексивное соотнесение полученной информации с содержанием и поставленной целью.

Чтобы избежать ошибочных суждений, мнения «на глаз», субъективности в определении того, какого учителя можно назвать искус-ствотерапевтом и каким именно умениям его следует обучать, необходимо знать: критерии диагностики ИТД, различные подходы к их определению; методы диагностирования ИТД учителя (анкеты, тесты, другие диагностики), способы и приемы решения возникших про-

блем; методы диагностирования качеств личности ребенка и конкретных обстоятельств (цветовой тест Люшера, графические тесты «Дерево целей», «Моя семья», музыкальные тесты «Музыка, звучащая во мне», «Музыка — это Я», литературный тест (например, сочинить рассказ, начинающийся со слов: «Пробудившись ото сна, я услышал...»)), подбор необходимых методов ИТД для решения выявленных проблем.

Тема 4. моделирование своей ИТд как актуальной помощи себе и конкретным детям в конкретной ситуации (4 часа).

Проанализировать литературу по данной теме, законспектировать необходимый материал для моделирования ИТ уроков. Составить и проиграть фрагменты занятий с использованием различных методов и приемов ИТ. Проанализировать внутреннее (психическое) и внешнее (физическое) состояние. Совместный поиск решения возникающих проблем. Подготовить ИТ уроки согласно темам программ.

В начале курса и по их окончании провести диагностику отношения и готовности к ИТД учителя, используя анкеты на: выявление отношения к искусствотерапевтической деятельности учителя на уроках в школе; выявление готовности к искусствотерапевтической деятельности; определение сформированности ориентации на ЗОЖ как устойчивый стереотип поведения; ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия с детьми; определение сформированности искусствотерапевтической культуры и умений; самооценку [1].

Вопросы и задания к практикуму:

1. Можно ли рассматривать ИТД как совокупность различных методов и приемов музыкального образования в школе?

2. Назовите различные формы организации ИТД учителя на уроках и во внеклассной работе.

3. Продемонстрируйте фрагменты урока (слушание как пассивная, активная музыко-терапия, как имаготерапия, драмотерапия; вокально-хоровая работа как вокалотерапия, драмотерапия, театротерапия; игра на музыкальных инструментах как инструментальная, оркестровая терапия; ритмические движения, пластическое интонирование как танцтерапия; изобразительная деятельность как изотерапия; творчество, импровизация как самотерапия и т. д.). Сделайте анализ своего состояния и состояния детей.

4. Показать урок на основе ИТД учителя как способ коррекции, профилактики, поддержания психического, духовного и физического состояния учащихся.

5. Сделать самоанализ своей ИТД и анализ увиденных фрагментов и уроков.

6. На основе проводимых на каждом уроке диагностик проанализировать воздействие своей ИТД на учащихся, ее эффективность или неэффективность, спроектировать дальнейшую работу. Наметить индивидуальную работу с учащимися во внеклассной, внеурочной музыкальной деятельности. При этом не забывать об эстетотерапии, присутствующей на каждом уроке искусства, если он ведется по законам искусства. Отношение учителей к содержанию и ведению курса-практикума выражено в том, что пережитое «погружение» в педагогическую ситуацию, «вхождение» в образ давало пищу для анализа, заставляло рассуждать: какова цель данного искусствотерапевтического действия, его сверхзадача. Что идет от знаний, что — от техники, что — результат импровизации, внезапно нахлынувших чувств, способствующих очищению и улучшению психического и физического здоровья как учащихся, так и учителей. После такого анализа у студентов и учителей как правило рождалось желание попробовать силы в неожиданных ситуациях: «У меня происходил как бы „всплеск“ адреналина, появился какой-то азарт, соревнование с самим собой. Было интересно: смогу или нет?» Иногда такая ситуация задавалась преподавателем, но чаще участниками. Разыгрывание ситуаций «высветляло» то, что осталось на теоретическом уровне, и то, что уже слилось с практикой.

На занятиях участники часто «открывали» себя, свои пределы и возможности. При анализе нередко звучало: «Я не ожидала, что это так трудно», «Оказывается, у меня нет быстрой реакции, а нужно действовать сразу же», «Изменилось отношение к себе: кажется с моей искусствотерапевтической деятельностью все не так безнадежно, как представлялось раньше», «Пришло осознание того, как мало я об этом знала. Ясно, что над собой нужно работать и работать. Курс показал, в каком направлении и как».

Теоретическое рассмотрение отдельных вопросов, выявление закономерностей общего и частного порядка, интеграция знаний смежных дисциплин — все это пронизывало содержание курса. Неслучайно поэтому у студентов-учите-

лей создавалась иллюзия знания всего того, о чем шла речь на занятии: «Материал занятия отобразил то, что я бы, наверное, сделал интуитивно...», «Мои знания приведены в систему.» В целом можно констатировать повышение доверия студентов-учителей к искусствотерапевтической теории.

За 6 лет данный курс прослушали более 400 студентов факультета художественного образования (включая отделение «Народное художественное творчество»), около 800 студентов психолого-педагогического факультета (включая дошкольное). Хотелось бы отметить перспективность данного курса именно на этих факультетах, так как он дает возможность подготовить к искусствотерапевтической деятельности воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, через которых проходит все подрастающее поколение. Все они являются и будущими потенциальными родителями. Если они сами прочувствуют значение искусствотерапии для своего здоровья и будут владеть методами и приемами, то они смогут передать свой искусствотерапевтический опыт подрастающему поколению.

При написании курсовых и дипломных работ студенты исследовали такие темы, как: «Фольклоротерапия на уроках музыки», «Логоритмическая пластика как способ коррекции речевых и двигательных нарушений детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях», «Основные аспекты музыкотерапии и возможности их использования в школьном образовательном пространстве», «Музыкальнокоррекционная работа с умственно отсталыми детьми», «Преодоление тревожности у детей методами музыкальной терапии», «Роль музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха» и т. д. Знания, умения и навыки ИТД студенты используют и проверяют во время педагогической практики, получая специальные задания: составляют отчеты по результатам своей искусствотерапевтической деятельности, отвечают на вопросы анкет для выявления сформированности искусствотерапевтической культуры и умений.

Окончив вуз, многие наши студенты не только используют полученные ЗУН по ИТД в общеобразовательных школах, но и работают в различных реабилитационных центрах, специализированных школах-интернатах г. Воронежа и области. Сотрудничество с ВОИПКРО

(Воронежский областной институт повышения квалификации работников образования) в качестве внештатного методиста дает возможность не только познакомить работающих учителей со структурой, сущностью и содержанием ИТД, но и проводить практические занятия (диагностики, тренинги, анкетирование, моделирование уроков с использованием искусствотерапевтической деятельности и т. д.). Каждый год курсы послевузовской переподготовки проходят около 120 учителей музыки

г. Воронежа и Воронежской области. Четыре года данный курс-практикум читается для преподавателей ИЗО, Начального и дошкольного образования (прослушали более 600 работников образования).

Это наш вклад в развитие здоровьесберегающей (здоровьесозидающей) среды, в воспитании здоровых и гармонически развитых поколений граждан России. Надеемся на это и, осознавая свою ответственность, работаем для этого.

библиографический список

1. лихолет н. н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки : моногр. / Н. Н. Лихолет. — Воронеж : ВГПУ, 2006. — 178 с.

2. Фахрутдинова л. Р. Формирование культуры психического и нравственного здоровья обучающихся / Л. Р. Фахрутдинова // Сб. докл. конф. «Здоровые дети — здоровое будущее», 3—4 февраля 2005 г. — М., 2005. — 80 с.

Поступила 10.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.