Научная статья на тему 'АРТЛОГОМЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА'

АРТЛОГОМЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артлогометоды / аксикреогенез / ноологическое взросление / orthogonality / extragent / zoologicheskie growing up.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т.А. Попова

Автор рассматривает артлогометоды как средство развития и воспитания современного подростка. В заключение отмечается, что подростки с удовольствием и интересом создают свои индивидуальные артлогопроекты. Необходимость обоснования вызывает затруднения и процесс защиты также не является простым. Однако зная это, участники проекта попадая в зону личного дискомфорта демонстрируют свою волю. На действенном уровне – волю к смыслам. Преодолевая затруднения, отстаивая свою точку зрения можно построить собственную систему ценностей и начать в аксикреогенез, который у гармоничной личности активно продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Таким образом, применяя методы артлогометодов мы укрепляем возможности ноологического взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART LOGO METHODS AS A MEANS OF DEVELOPMENT AND EDUCATION OF A MODERN TEENAGER

The author examines orthogonality as a means of development and education of the modern teenager. In conclusion, it is noted that teenagers with pleasure and interest create their own individual art logo projects. The need for justification causes difficulties and the process of protection is also not simple. However, knowing this, the project participants get into the zone of personal discomfort and demonstrate their will. At the effective level – the will to make sense. Overcoming difficulties, defending your point of view, you can build your own system of values and start in axicreogenesis, which in a harmonious personality actively continues throughout life. Thus, using the methods of ArcelorMittal we strengthen the possibilities of ontological maturation

Текст научной работы на тему «АРТЛОГОМЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10150

© Попова Т.А. 2020

ART LOGO METHODS AS A MEANS OF DEVELOPMENT AND EDUCATION OF A MODERN TEENAGER

АРТЛОГОМЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА*

T. A. Popova,

Senior Researcher of the Laboratory Advisory Psychology and Psychotherapy Psychological Institute, Russian Academy of Education, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling, Moscow Institute of Psychoanalysis, candidate of psychological Sciences

Т.А. Попова,

старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа, кандидат психологических наук

Для цитирования: Попова Т.А. Артлогометоды как средство развития и воспитания современного подростка. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 199-201.

Научная специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The author examines orthogonality as a means of development and education of the modern teenager. In conclusion, it is noted that teenagers with pleasure and interest create their own individual art logo projects. The need for justification causes difficulties and the process of protection is also not simple. However, knowing this, the project participants get into the zone of personal discomfort and demonstrate their will. At the effective level - the will to make sense. Overcoming difficulties, defending your point of view, you can build your own system of values and start in axicreogenesis, which in a harmonious personality actively continues throughout life. Thus, using the methods of ArcelorMittal we strengthen the possibilities of ontological maturation.

Keywords: orthogonality, extragent, zoologicheskie growing up.

Аннотация. Автор рассматривает артлогометоды как средство развития и воспитания современного подростка. В заключение отмечается, что подростки с удовольствием и интересом создают свои индивидуальные артлогопро-екты. Необходимость обоснования вызывает затруднения и процесс защиты также не является простым. Однако зная это, участники проекта попадая в зону личного дискомфорта демонстрируют свою волю. На действенном уровне - волю к смыслам. Преодолевая затруднения, отстаивая свою точку зрения можно построить собственную систему ценностей и начать в аксикреогенез, который у гармоничной личности активно продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Таким образом, применяя методы артлогометодов мы укрепляем возможности ноологического взросления.

Ключевые слова: артлогометоды, аксикреогенез, ноо-логическое взросление.

Система современного образования нуждается в больших преобразованиях, поскольку изменения происходят во всех сферах жизни человека. Высокие достижения в области цифровых технологий ставят перед нелегким выбором образовательный процесс. Надвигающиеся проблемы, по мнению Барбера М., Доннелли К., Ризви С., напоминают лавину и могут снести его, если не будут предприняты шаги к изменениям. Авторы считают, что для решения проблем и сотрудничества

важны ценности и творчество. Может ли педагог, психолог конкурировать с искусственным разумом по количеству освоенного материала? Вряд ли. В век наступающего датаизма, когда на первое место выдвигается информация, владение большими базами данных, человеку конкурировать с компьютерными технологиями становится невозможным. Есть ли выход из положения? В воспитании, как отмечал великий педагог К.Д. Ушинский: «Только личность может влиять на воспитание,

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

развитие другой личности». Личность невозможно себе представить без ценностей и творческой составляющей. Это один из путей, который даст возможность сохранить свои позиции преподавателю, учителю.

Ценность и важность жизни, ее смысл, жизненные ориентиры - то, что важно и нужно обсуждать с сегодняшними подростками. Подростковый период является сензетивным именно для развития самосознания, поисков ответов на экзистенциальные вопросы. Система формирования смысложиз-ненных ориентаций учащихся была предложена И.В. Ульяновой. Система включает в себя работу во всех областях - с учащимися, с педагогическим коллективом, с родителями. Эффективность работы со смысложизненными конструктами показывает опыт работы подростков с рискованным и де-виантным поведением.

Подростки, включаясь в размышления о ценности жизни, об ответственности, о важности собственного выбора, рефлексируя о жизненном пространстве, о процессе и результатах жизни, о собственном Я, осмысленно и осознанно оценивают свою жизнь и пытаются вытроить вектор в отдаленное будущее, сверяясь с собственными представлениями о жизни и о себе.

Артлогометоды введены в поле научно-образовательного проекта не случайно. Задача проекта - работать с научными понятиями, но делать это так, чтобы у подростков появилась заинтересованность, т. е. не скучно. Первая часть предусматривает встречу с приглашенным, гостем, спикером -интересной личностью и зачастую профессионалом высокого класса в какой-либо области. Так, например, рассмотрение темы смысла профессии состоялось на занятии, где приглашенный гость, кандидат медицинских наук, кардиолог, занимающийся активно врачебной практикой, совмещает эту профессию с профессией репортера, журналиста, ведущего мероприятий. К освоению второй профессии наш спикер подошел очень основательно, получив второе высшее образование.

Побеседовав с участниками проекта, наш гость ответил на вопросы: «Какая она - медицина будущего?», «Сколько профессий может или должен совмещать современный человек?», «Как сделать свой выбор?». В практической части, упражнения проводились лого- и арт-методами. Участники изобразили совмещенные профессии будущего, целью было исследование кентавристики - совмещения несовмещаемых профессий. Варианты в малых группах были разные - торговцы счастьем (при обсуждении выявилось, что не совсем верно усвоено понятие, это дало возможность еще раз

проработать термин), другая команда совместила профессии с творческими - терраинженер - это исследователь планет и архитектор космических ландшафтов, ученые - исследователи человека в условиях космоса и создатели барокамер для комфорта путешественников по пространству космоса, название пока в разработке.

Артлогометоды - это интегративный метод, позволяющий использовать арт-терапевтические методы, теоретическим основанием для этого аспекта являются труды А.И. Копытина, Н. Роджерс, У. Баура. Смысловое направление («logo) базируется на концепции смысла жизни как психологического феномена В.Э. Чудновского, В. Франк-ла, Э. Лукас. Экзистенциальные аспекты рассматриваются через парадигмы измерений Эми В. Дорцен, экзистенциальных аспектов И. Ялома и Э. Спиненелли.

Совмещая в себе элементы творческого поиска и работы со смыслами артлогометоды помогают подросткам обрести представление о смысле жизни, о жизненных приоритетах. Артлогометоды являются важной частью научно-образовательного проекта. В этом году проект назывался «Открытие». Участники делились своими открытиями -то, что их удивило или стало для них стимулом, то, что они вдруг открыли в себе или утвердились в своей правоте.

Артлогометоды имеют различные направления по применению. Например, упражнение «Дороги, которые я выбираю» в школьном возрасте позволяют выявить приоритетные направления, очень часто это «образование» или «карьера», для студентов это вопрос, скорее поиска себя внутри специальности, с которой они уже определились, для магистрантов и учащихся дополнительного образовательного курса - это экзистенциальные вопросы - дорога к выбору, к себе, осмысленности, к ценностям. При проведении курса логотерапии в Казахском государственном университете Ю.А. Сагдиева применяет данное упражнение в ходе обучения логотерапии. Для студентов это серьезная работа по дорогам обретения смысла. Данное упражнение помогает школьникам в определении собственного призвания, так Н.А. Проценко применяет данную методику в целях профориентации. Учащиеся ищут призвание через смысл профессии.

Поиск самотрансцендентности и саморефлексии осуществляется через творческие искания. Артлогоупражнение «Крылья» предполагают уже состоявшееся знакомство подростков со смысло-жизненными ориентациями. Упражнение помогает рефлексии и самотрансцендентности, пред-

полагает подъем на высоту над суетой и повседневностью. Подросток должен осознать, что его удержит на этой высоте, что даст возможность удержаться и подняться еще выше?

Артлогоупражнение «Рюкзак. Что возьму в свой жизненный путь?» направлено на исследование смысложизненных ориентаций и расстановку приоритетов. Перед подростком встает дилемма: что важнее всего в жизни? Какая черта характера или ценность? Что выбрать? Свое качество, которое будет поддерживать и помогать или что-то извне, что окажется поддержкой? Достаточно часто на рисунках появляются изображения сердца и все они разные - по цвету, форме, но самое интересное, что они различаются в содержательной части. Одно сердце обозначает любовь к другому человеку; другое обозначает добросердечие по отношению к миру, третье это SOS - крик о помощи. Имеет смысл здесь говорить о процессе аксикре-ации, термина, который закреплен в педагогике в социальной психологии, обсуждается в ретроспективе образования. Участники нашего проекта пересматривают и вновь оценивают свою систему ценностей, в данный возрастной период существует и подготовлено пространство для формирования новой системы ценностей, подросток как бы «примеряет» для себя новые ценности, осмысливает зону ближайшего экзистенциального развития и важен последний этап: принятие этих ценностей в собственную, созданную субъектом систему ценностей.

Воспитательный процесс в научно-образовательном проекте направлен на создание важнейших для подростков векторов развития в отдаленном будущем.

Отметим, что подростки с удовольствием и интересом создают свои индивидуальные артло-гопроекты. Необходимость обоснования вызывает затруднения и процесс защиты также не является простым. Однако, зная это, участники проекта

попадая в зону личного дискомфорта демонстрируют свою волю. На действенном уровне - волю к смыслам. Преодолевая затруднения, отстаивая свою точку зрения можно построить собственную систему ценностей и начать в аксикреогенез, который у гармоничной личности активно продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Таким образом, применяя методы артлогомето-дов мы укрепляем возможности ноологического взросления.

Библиографический список

1. Барбера М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция. Вопросы образования - 2013.- № 3, С.152-253

2. Мардашова Р.С., Садыкова Л.Р. Аксикреа-тивный опыт воспитания в дошкольных учреждениях России в 20-30 гг. XX в. (на примере республики Татарстан) // Вестник МГОУ Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 43-55.

3. Попова Т.А. Исследование представлений подростков и юношей о ценности жизни артло-готерапевтическим методом // Психологические проблемы смысла жизни и акме : Электронный сборник материалов XXIII Международного симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельникой, Т.А. Поповой. - М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. - С. 303-309.

4. Ульянова И.В. Современная педагогика. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников. - М. : РосНОУ, 2015. - 416 с.

5. Ульянова И.В., Попова Т.А., Евсеева И.Г. Социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением в условиях смысложизненноориентационной воспитательной системы школы // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. -С. 23-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.