Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова С.А.

В статье рассматривается важный вопрос психолого-педагогической адаптации младших школьников средствами арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS AN EFFECTIVE MEANS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with an important issue of psychological and pedagogical adaptation of younger schoolchildren by means of art therapy.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.95

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Тарасова Светлана Александровна

кандидат филологических наук, доцент

lola-101@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается важный вопрос психолого-педагогической адаптации младших школьников средствами арт-терапии. Ключевые слова: дезадаптация, арт-терапия, младшие школьники.

Дезадаптация - это сложный, многомерный процесс, который трудно диагностировать на ранних этапах, так как он протекает латентно. Процесс адаптации зависит от многих факторов, как внутренних (физические и психологические особенности ребёнка), так и внешних (требования родителей, школьной среды, учителей). В младшем школьном возрасте он во многом характеризуется недостаточной готовностью ВПФ к учебной деятельности, а так же в целом неготовностью к школе.

Процесс адаптации к школе, когда ребёнок занимает новую роль в обществе, и получает новые обязанности, с точки зрения психологии и физиологии, совсем не прост. В нем можно выделить огромное множество компонентов, каждый из которых вносит свою лепту и, соответственно, может повлиять на адаптированного ребёнка. Также проблема осложняется тем, что, несмотря на распространенность феномена дезадаптации, проявляет он себя уже на поздних этапах.

Важно отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок входит в новую стадию развития, когда не только родители, но и общество начинает требовать от ребёнка определённых норм поведения и исполнения обязанностей, и предъявлять свои требования.

В последнее время проблема все больше разрабатывается и рассматривается с различных сторон. На сегодняшний день существует масса классификаций и теорий по механизмам возникновения, особенностям протекания школьной дезадаптации.

В последнее время эта проблема школьной дезадаптации все больше разрабатывается и рассматривается с различных сторон. На сегодняшний день существует масса классификаций и теорий по механизмам возникновения, особенностям протекания школьной дезадаптации. Но прежде чем приступить к изучению этих сторон, нам следует разобраться с понятием школьной дезадаптации и рассмотреть различные подходы авторов к определению этого явления.

Н.Н. Савина определяет адаптацию как процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления индивида к новым условиям существования. Когда условия социальной среды не соответствуют психическим, интеллектуальным и физическим возможностям индивида, возникает конфликт, который является основой школьной дезадаптации и может приводить к невротизации личности.

На сегодняшний день арт-терапия является относительно новым, но уже очень популярным и эффективным направлением психологической работы. Мягкие, корректные, гуманные, подходящие большому диапазону возрастов, методы этого направления покорили сердца практикующих психологов.

Особенно хорошо арт-терапия подходит младшим школьникам, ведь она требует «взрослого» уровня вербализации, который ещё не сформировался у детей этого возраста. Опосредованная работа с помощью продуктов творческой деятельности даёт нам широкие возможности как для диагностической, так и для терапевтической работы. Арт- терапевтические методы имеют большой потенциал в работе с коррекцией дезадаптации у младших школьников.

Арт-терапия - это лечебное применение изобразительного творчества клиента (пациента), предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом.

Арт-терапия - это гуманный, экологичный, «тонкий» метод, который, несомненно, подходит для работы с младшими школьниками, имеющими трудности вербализации своих переживаний и состояний.

Поговорим о том, какие механизмы работают в процессе арт-терапии и какие особенности выделяют это направление среди других.

Одним из механизмов арт-терапии является механизм проекции. Этот механизм был описан ещё З.Фрейдом. Принцип его в том, что человек переносит свои внутренние неосознаваемые переживания на других людей или на явления внешнего вида. Так, например, нам легче сочинить историю про «какого-нибудь другого» человека, а не про себя, при этом в тексте мы увидим неосознаваемые переживания автора. Не зря механизм назван «проекция». Мы,

как проекторы, проецируем наши бессознательные переживания на внешний мир, и они обретают (в наших глазах) свой неповторимый образ.

В арт-терапии таким образом клиент проецирует свои переживания на продукт творческой деятельности, при этом психологические защиты позволяют ему выразить то, что скрыто для самого человека.

Другим механизмом работы арт-терапии является метафора. Так, мы не просим человека работать конкретно с переживанием, очень болезненно и травматично. Человек создают свою собственную метафору своего переживания, и работает с ней, а не напрямую с травматичным опытом.

И, тем не менее, изменяя метафору, человек изменяет и своё переживание.

Одним из механизмов арт-терапии является механизм проекции. Этот механизм был описан ещё З.Фрейдом. Принцип его работы заключается в том, что человек переносит свои внутренние неосознаваемые переживания на других людей или на явления внешнего вида. Так, например, нам легче сочинить историю про «какого-нибудь другого» человека, а не про себя, при этом в тексте мы увидим неосознаваемые переживания автора. Не зря механизм назван «проекция». Мы, как проекторы, проецируем наши бессознательные переживания на внешний мир, и они обретают (в наших глазах) свой неповторимый образ.

В арт-терапии таким образом, клиент проецирует свои переживания на продукт творческой деятельности, при этом психологические защиты позволяют ему выразить то, что скрыто для самого человека.

Создание творческого продукта, процесс спонтанного творчества -деятельность сама по себе ресурсная. Она не похожа на тестирование или на работу, так что позволяет человеку отвлечься от повседневного контроля.

Отметим тот факт, что творческий продукт можно изменять, и его изменение является важным механизмом избавления от негативных переживаний.

Подводя итоги можно утверждать, что арт-терапевтические методы имеют большой потенциал в работе с коррекцией дезадаптации у младших школьников.

В отношении детей младшего школьного возраста арт-терапия показывает себя, как эффективный инструмент работы при следующий психолого-педагогических условиях:

Творчество - естественная деятельность ребёнка в этом возрасте, строится

опосредованно, и посредником выступает творческий продукт, так как в младшем школьном возрасте детям трудно отрефлексировать и вербализовать свои переживания, такая особенность метода дает огромные возможности для коррекционной работы.

Список литературы:

1. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. М.: Когнито-

мысль. 2006. 336 с.

2. Арт-терапия. Хрестоматия / под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001

320 с.

3. Тарасова С.А., Ершова Е.М. К вопросу о современных педагогических технологиях на уроках в начальной школе наука и образование // Наука и образование. 2019.Т.2. № 4. С.55.

4. Тарасова С.А. Библеизмы как средства обличения в дилогии П.И Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 2 (70).С. 52-56.

UDC 159.95

ART THERAPY AS AN EFFECTIVE MEANS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Svetlana A. Tarasova

Ph.D., Associate Professor lola-101@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with an important issue of psychological and pedagogical adaptation of younger schoolchildren by means of art therapy. Keywords: maladjustment, art therapy, junior schoolchildren.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.