Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА'

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ШКОЛЬНЫЙ СТРЕСС / КОРРЕКЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллина А.М., Мухтарова М.А.

Статья посвящена проблеме изучения школьного стресса. Приведены результаты диагностики особенностей развития стресса у младших школьников. На основании интернет-опроса выявлено отношение к выраженности и причинам стресса школьников, педагогов и родителей. Анализируются возможности арт-терапии как метода коррекции стресса у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS A METHOD OF OVERCOMING EMOTIONAL STRESS

The article is devoted to the problem of studying school stress. The results of diagnostics of the peculiarities of stress development in younger schoolchildren are presented. Based on an online survey, the attitude to the severity and causes of stress of schoolchildren, teachers and parents was revealed. The possibilities of art therapy as a method of stress correction in schoolchildren are analyzed.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА»

Научная статья УДК: 378

Педагогические науки

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Асадуллина А.М., Мухтарова М.А.

alf-asad@yandex.ru

Джалильская средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов

Сармановский муниципальный район, Татарстан, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения школьного стресса. Приведены результаты диагностики особенностей развития стресса у младших школьников. На основании интернет-опроса выявлено отношение к выраженности и причинам стресса школьников, педагогов и родителей. Анализируются возможности арт-терапии как метода коррекции стресса у школьников.

Ключевые слова: стресс, школьный стресс, коррекция, арт-терапия, эмоциональный стресс, профилактика тревожности

Для цитирования: Асадуллина А.М, Мухтарова М.А. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6, № 3. С. 16-22.

Введение

Динамичное развитие современной цивилизации имеет и свои негативные стороны. Одна из них - возрастающая стрессогенность нашей жизни. Продолжающаяся пандемия тоже внесла свой вклад в повышение уровня стресса у всех категорий населения. Но есть категория людей, особенно уязвимых для стресса и его негативных последствий - это дети, подростки и молодые люди. Для них стресс представляет особую опасность в связи с тем, что у них нет знаний и опыта для совладения со стрессом и ещё не развиты в достаточной мере механизмы психологической защиты. Известно, что наибольшую опасность представляет не столько сильный, сколько продолжительный, хронический стресс. С этим связана опасность хронического школьного стресса для обучающихся, значение ее своевременной профилактики и эффективной коррекции последствий. Школьный стресс может порождать у детей дезадаптационные состояния, выражающиеся в пассивности, неуверенности в себе, чувстве собственной неадекватности. Он может привести к депрессии, отчуждению, негативизму по отношению к другим людям и обществу в целом, компенсаторной агрессии, которая в крайних случаях может лежать в основе таких социально опасных явлений как буллинг, шутинг, подверженность экстремистской идеологии. Компенсаторная агрессия может быть легко перенаправлена на другие национальные и религиозные группы, порождая экстремизм и терроризм. Конечно, это крайние случаи. А в большинстве случаев, школьный стресс и связанная с ней дезадаптация мешают полноценному раскрытию творческого потенциала и самореализации личности. Это может привести в дальнейшем к школьной дезадаптации, которая на

годы блокирует мотивацию и деятельность, развитие субъективного пространства возможностей школьника [3].

Основные результаты

Стресс - это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на любое требование к организму и выражающееся в мобилизации ресурсов для соответствия этому требованию. Соответственно, школьный стресс порождается требованиями, предъявляемыми к обучаемому процессом школьного образования. Р.Е. Прохоров определяет школьный стресс как сложные ситуации, возникающие в системе образования, в которых ученик не обладает достаточными ресурсами для их решения, и которые могут угрожать его психической и физической безопасности [12]. В тех случаях, когда он принимает хронический характер, школьный стресс приводит к перерасходу ресурсов и истощению ребенка.

Эмоциональный стресс представляет собой вид эмоционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью, а одной из главных его характеристик является крайняя неустойчивость. В неблагоприятных условиях стресс может трансформироваться в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, а главное - быстрое истощение энергетических ресурсов организма [6].

Как показывает опыт работы, одним из эффективных средств борьбы с эмоциональным стрессом у детей, воспитывающихся в условиях неблагополучной семьи, являются регулярные занятия изобразительным искусством. Занятия изобразительным искусством, драматерапией [1], перфомансом, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), являются не только средством эстетического воздействия, но и помогают индивиду выстроить адекватную систему психологической защиты [4]. Художественная деятельность предоставляет возможность каждому почувствовать себя творцом, научиться компенсировать негативные переживания средствами искусства, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и во взаимодействии с окружающими людьми в процессе коллективной творческой деятельности. В процессе изобразительной деятельности создаются также благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, что, в свою очередь, способствует формированию положительного эстетического отношения к действительности.

Арт-терапия (терапия искусством) сформировалось как новое направление в психотерапии на рубеже Х1Х-ХХ вв. Психоаналитические теории 3. Фрейда, К.Г. Юнга оказали большое влияние на представления ведущих арт-терапевтов XX в. М. Наумбург, Э. Крамера, Л. Либмана и др., а также во многом способствовали теоретическому обоснованию исцеляющего воздействия искусства на психику человека. Признавалось, что «бессознательные процессы с их разрушительными эффектами преобразуются в высокоэффективный инструмент создания новых связей и форм, прогрессивных концепций и образов. Выражение со-

держания собственного внутреннего мира в визуальной форме способствует продвижению к их осознанию» [13].

Суть психоаналитического подхода в арт-терапии состоит в предоставлении возможности человеку осознать свои проблемы через продукты собственного творчества. Это считается не только необходимым, но и достаточным для их преодоления. Таким образом, психоаналитический подход не предполагает владения практическими навыками художественной экспрессии. Во второй половине XX в. американскими исследователями был предложен феноменологический подход к организации арт-терапевтического процесса. Основываясь на философской антропологии, которая понимает человека как бытие-в-мире, феноменология помещает в центр субъективное переживание индивида и его доступность сознанию. Из этого следует, что индивид способен сознательно и активно воспринимать себя и других, изменять что-то в себе, а не только быть рабом обстоятельств, то есть что-то изменять в окружающей его действительности, а не просто приспосабливаться к ней. Согласно феноменологизму, арт-терапия конструирует внутренний мир переживаний, безопасных рисков, разрешимых проблем, предлагая сначала рисовать картины, делать гравюры, инсталляции, театральные постановки и фотографии или лепить из глины, а затем проецировать продукты своего творчества на повседневную жизнь. Работая со средствами художественной экспрессии, в том числе цветом, познавая их природу и способ применения, человек в процессе творческой деятельности находит решения накопившихся проблем, обретает способность самостоятельно конструировать собственную жизнь.

В нашей стране арт-терапевтическая работа с подростками группы риска [5], инвалидами, жертвами террористических актов и т. д. началась сравнительно недавно, около 10-15 лет назад. Разрабатываются программы, в рамках которых предлагаются различные проекты. Однако специалисты, работающие в этой области, все еще нуждаются в более глубоких знаниях и навыках в различных видах художественной деятельности для проведения арт-терапевтической работы.

Нами была разработана программа арт-терапии для коррекционной работы со стрессом и его негативными эмоциональными последствиями. Арт-терапия - лечение искусством или творчеством всегда считалась одним из наиболее эффективных методов коррекции психоэмоциональных состояний. Ведь потребность человека выразить свои эмоции, чувства и настроение - это один из источников творчества. Рисование, как и любая творческая деятельность, снимает психоэмоциональное напряжение. Арт-терапия - это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Методы арт-терапии, например, рисуночная терапия, направленная на осознание, переживание и изживание негативных эмоций, и формирование позитивной установки с помощью изобразительных средств, является ещё одним методом овладения собственными психическими состояниями. Наиболее распространённой арт-терапевтической практикой является изотерапия как вид арт-терапии, основанный на рисунке, изобразительной деятельности по его созданию. Рисуя, человек даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пуга-

ющими, неприятными, травмирующими образами. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Рисование является средством снятия напряжения за счёт возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них.

Подобные методы способствуют проекции своего внутреннего «Я» для выражения мыслей, чувств. Терапия искусством помогает ребёнку демонстрировать нестандартное мышление, свои переживания, скрытые проблемы, эмоциональный фон. Подобные терапии позволяют ему находиться с собой наедине, таким образом, помогая обретать внутреннюю гармонию [11].

И его применяют в работе даже с очень маленькими детьми. Этот метод помогает справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями. И, в конце концов, творчество позволяет получить удовольствие от самовыражения. Применение арт-терапии и изотерапии в коррекционных целях рассматривается в работах ученых М.В. Киселевой [8], А.И. Копытина [7] и других.

Занятие рисованием дает ему возможность познакомиться со своим внутренним миром, своим «я». Кроме того, то что ты сам создал что-то помогает повысить самооценку, формирует представление о себе, как о личности; создает позитивное самовосприятие. А позитивное восприятие себя и других - основа позитивной коммуникации.

Сам процесс рисования учит ребенка концентрироваться на своих на ощущениях и чувствах, осознавать свои эмоции, и выразить их; причем в адекватной форме выразить негативные эмоции [14]. Арт-терапия расширяет их возможности самовыражения и коммуникации со взрослым по поводу своих переживании.

Для проведения арт-терапии существует много разных подходов: отождествление себя с тем, что рисуешь; рисование без замысла, следуя за рукой, рисование того, что она захочет; «коллективное рисование»: метод, особенно эффективный на начальных этапах обучения, так как способствует сплочению коллектива и установлению между ними доверительных отношении [10].

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество [4].

Выводы

Таким образом, учитывая важность этой проблемы, и опасность ее последствий, владение методами профилактики и снижения школьной тревожности должно быть одним из требований к подготовке будущих педагогов, особенно начального образования [2]. Будущие педагоги в процессе этой работы не только подготавливаются к профилактике школьного стресса у обучаемых, но и формируют у себя навыки педагогической саморегуляции, которые помогут им в будущем совладать с профессиональным стрессом. В процесс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и педагогов-психологов нужно внедрять освоение компетенций необходимых для проведения групповых и индивидуальных занятий с использованием методов арт-терапии. Они помогают детям обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально - приемлемые формы; осознать свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ими. Осознание своих эмоций, совладение с ними часто становится проблемой для многих. Арт-терапия позволяет использовать творчество для осознания, проживания и выражения своих эмоций и чувств.

Литература

1. Андерсен-Уоррен, М. Драматерапия [Текст] / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Багова Р.Х. Выбор действия в проблемной педагогической ситуации и личностное самоопределение будущих преподавателей. В книге: Профессиональное мастерство современного педагога. - Ульяновск, 2016. - С. 418-431.

3. Багова Р.Х. Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности (у учащихся общеобразовательных школ). дис. канд. психол. наук: 19.00.11 / Багова Р.Х. - М.: РГБ, 2002.

4. Вальдес Одриосола, М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии: метод. пособие для педагогов [Текст] / М. С. Вальдес Одриосола. - М.: Гном и Д., 2004. - 64 с.

5. Вальдес Одриосола, М. С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие для педагогов [Текст] / М. С. Вальдес Одриосола. - М.: Владос, 2005. - 63 с.

6. Копытин, А. И. Теория и практика арттерапии [Текст] / А. И. Копытин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

7. Копытин А И. Системная арт-терапия. - СПб., 2001.

8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб., 2007.

9. Маклаков, А. Г. Общая психология [Электронный ресурс] / А. Г. Маклаков. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/PsihoI/ rnakl/19.php

10. Maria B. et al. The Use Of Art Therapy In Conflictology In Education //Universal Journal of Educational Research. - 2020. - Т. 8. - №. 2. - С. 410-416.

11. Malchiodi C. A. (ed.). Handbook of art therapy. - Guilford Press, 2011.

12. Прохоров Р.Е. Влияние стресса на особенности поведения в старшем школьном возрасте / Р.Е. Прохоров //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 1. - С. 106.

13. Тугуз Р.А. Формирование стрессоустойчивости детей, обучающихся в детской школе искусств // Научная палитра. 2018. № 3(21). С. 13.

14. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З. Фрейд. - М.: Республика, 1995. -С. 129-134.

Original article

Pedagogical Sciences

ART THERAPY AS A METHOD OF OVERCOMING EMOTIONAL STRESS Asadullina A.M., Mukhtarova M.A.

Jalil secondary School No. 1 with in-depth study of individual subjects Sarmanovsky municipal district of the Republic of Tatarstan

Abstract. The article is devoted to the problem of studying school stress. The results of diagnostics of the peculiarities of stress development in younger schoolchildren are presented. Based on an online survey, the attitude to the severity and causes of stress of schoolchildren, teachers and parents was revealed. The possibilities of art therapy as a method of stress correction in schoolchildren are analyzed.

Keywords: stress, school stress, correction, art therapy, emotional stress, prevention of anxiety.

For citation: Asadullina A.M., Mukhtarova M.A. Art therapy as a method of overcoming the emotional stress. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(3):16-22.(In Russ.)

References

1. Andersen-Warren, M. Dramaterapiya [Text] / M. Andersen-Warren, R. Granger. - St. Petersburg: Peter, 2001. - 288 p.

2. Bagova R.H. The choice of action in a problematic pedagogical situation and personal self-determination of future teachers. In the book: Professional skills of a modern teacher. - Ulyanovsk, 2016. - pp. 418-431.

3. Bagova R.H. Subjective space of possible action as a factor of self-determination of personality (in students of secondary schools). dis. cand. Psychological sciences: 19.00.11 / Bagova R.H. - M.: RGB, 2002.

4. Valdez Odriosola, M. S. Formation of the emotional-volitional sphere in schoolchildren with developmental problems: method. manual for teachers [Text] / M. S. Valdez Odriosola. - M.: Gnome and D., 2004. - 64 p.

5. Valdez Odriosola, M. S. Art therapy in working with adolescents. Psychotherapeutic types of artistic activity: method. manual for teachers [Text] / M. S. Valdez Odriosola. - M.: Vlados, 2005. - 63 p.

6. Kopytin, A. I. Theory and practice of art therapy [Text] / A. I. Kopytin. - St. Petersburg: Peter, 2002. - 368 p.

7. Kopytin A. I. Systemic art therapy. - St. Petersburg, 2001.

8. Kiseleva M.V. Art therapy in working with children: A guide for child psychologists, teachers, doctors and specialists working with children. - St. Petersburg, 2007.

9. Maklakov, A. G. General Psychology [Electronic resource] / A. G. Maklakov. - Access mode: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/PsihoI/ rnakl/19.php

10. Maria B. et al. The Use Of Art Therapy In Conflictology In Education //Universal Journal of Educational Research. - 2020. - T. 8. - №. 2. - C. 410-416.

11. Malchiodi C. A. (ed.). Handbook of art therapy. - Guilford Press, 2011.

12. Prokhorov R.E. The influence of stress on behavioral characteristics in high school age / R.E. Prokhorov //Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology. -2011. - No. 1. - p. 106.

13. Tuguz R.A. Formation of stress resistance of children studying at the children's school of arts // Scientific palette. 2018. No. 3(21). p. 13.

14. Freud, Z. The Artist and fantasy [Text] / Z. Freud. - M.: Republic, 1995. -pp. 129-134

Авторы публикации

Асадуллина Альфия Мансуровна, учитель татарского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановского муниципального района РТ, alf-asad@yandex.ru

Мухтарова Мунисхон Аманжоновна, учитель английского языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановского муниципального района РТ, alf-asad@yandex.ru

Authors of the publication

Alfiya M. Asadullina, teacher of Tatar language and literature, Municipal Budgetary Educational Institution "Jalil Secondary School No. 1 with in-depth study of individual subjects" of the Sar-manovsky municipal district of the Republic of Tatarstan, alf-asad@yandex.ru

Munishon A. Mukhtarova, English teacher of the Municipal Budgetary Educational Institution "Jalil Secondary School No. 1 with in-depth study of individual subjects" of the Sarmanovsky municipal district of the Republic of Tatarstan, alf-asad@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2022; одобрена после рецензирования 28.08.2022; принята к публикации 04.09.2022.

The article was submitted 21.08.2022; approved after reviewing 28.08.2022; accepted for publication 04.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.