Научная статья на тему 'Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса'

Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6212
1085
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / АРТ-ТЕРАПИЯ / ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДРАМАТЕРАПИЯ / ПЕРФОМАНС / EMOTIONAL STRESS / ART THERAPY / PSYCHOANALYTIC APPROACH / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / DRAMA THERAPY / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальдес Мария Сантьяговна, Московкина Алла Григорьевна

Статья посвящена групповой психотерапии средствами искусства (арттерапии) как методу преодоления эмоционального стресса у жителей современного мегаполиса, и в том числе у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывается специфика психоаналитического и феноменологического подходов к организации арт-терапевтического процесса в работе с семьей, детьми разного возраста и взрослыми. Разработана тематика арт-терапевтических занятий, драматерапии, перфоманса. Даются практические рекомендации по использованию арт-терапевтического метода в процессе арт-терапевтических занятий с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Therapy as a Method of Overcoming the Emotional Stress

The article is devoted to the group psychotherapy by means of art (art therapy) as a method of overcoming the emotional stress at residents of modern megalopolis and, including, people with disabilities. Specifics of psychoanalytic and phenomenological approaches to the organization of art therapeutic process in work with a family, children of different ages and adults is described. The subject of art therapeutic training, drama therapy, performances is developed. Practical recommendations about the use of the art therapeutic method in the course of art therapeutic training taking into account health and age features is developed.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса»

1УДК 615.851 ББК 85.3 ЩЗ

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

М. С. Вальдес Одриосола, А. Г. Московкина

Аннотация. Статья посвящена групповой психотерапии средствами искусства (арт-терапии) как методу преодоления эмоционального стресса у жителей современного мегаполиса, и в том числе у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывается специфика психоаналитического и феноменологического подходов к организации арт-терапевтического процесса в работе с семьей, детьми разного возраста и взрослыми. Разработана тематика арт-терапевтических занятий, драматерапии, перфоманса. Даются практические рекомендации по использованию арт-терапевтического метода в процессе арт-терапевтических занятий с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей.

Ключевые слова: эмоциональный стресс, арт-терапия, психоаналитический подход, феноменологический подход, драматерапия, перфоманс.

ART THERAPY AS A METHOD OF OVERCOMING THE EMOTIONAL STRESS

M. S. Valdez Odriosola, A. G. Moskovkina

Abstract. The article is devoted to the group psychotherapy by means of art (art therapy) as a method of overcoming the emotional stress at residents of modern megalopolis and, including, people with disabilities. Specifics of psychoanalytic and phenomenological approaches to the organization of art therapeutic process in work with a family, children of different ages and adults is described. The subject of art therapeutic training, drama therapy, performances is developed. Practical recommendations about the use of the art therapeutic method in the course of art therapeutic training taking into account health and age features is developed.

Keywords: emotional stress, art therapy, psychoanalytic approach, phenomenological approach, drama therapy, performance.

Процесс восприятия человеком явлений окружающей действительности и внутренних ощущений всегда сопровождается теми или иными эмоциями. Эмоции тесно связаны с потребностями человеческого организма, развиваются в процессе деятельности, оказывают влияние на ее результативность и формируются уже в процессе социальных взаимодействий. От эмоциональных процессов зависит деятельность органов и систем, человеческого организма в целом: сердечно-сосудистая система, эндокринная система, дыхание, пищеварение, деятельность желез внутренней секреции и психические процессы. Эмоции регулируют всю психическую деятельность человека. В них отражается его субъективное отношение к воспринимаемым и переживаемым событиям, собствен-

ной деятельности, окружающей действительности, к себе самому.

Эмоции по своей природе разнообразны, они окрашивают субъективное отношение человека к внешнему миру, выражают его самочувствие и настроение (П. К. Анохин [1, с. 155— 183], П. В. Симонов [2, с. 516], И. П. Павлов [3, с. 242-244] и др.). Таким образом, окружающая действительность, вызывающая у человека те или иные чувства в зависимости от ее значимости для индивида, является для него источником положительных или отрицательных эмоций (П. В. Симонов [2, с. 5-16], С. Л. Рубинштейн [4, с. 551-556] и др.). Положительные эмоции проявляются в виде приятного переживания, чувства радости, удовлетворения, отрицательные - в виде неприятного переживания, чувства неудовлетворенности, тоски и страха.

Частое переживание как сильных отрицательных, так и сильных положительных эмоций могут вызывать у индивида эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой вид эмоционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью, а одной из главных его характеристик является крайняя неустойчивость. В неблагоприятных условиях стресс может трансформироваться в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, а главное - быстрое истощение энергетических ресурсов организма [5].

Индивид в современном мегаполисе постоянно подвергается нервным перегрузкам. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на его учебную и профессиональную деятельность, а также оказывает разрушительное воздействие на семейные взаимоотношения. Стрессу особенно подвержены дети, подростки, живущие в неблагополучных семьях, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. У лиц с ограниченными возможностями здоровья это может быть также связано с осознанием дефекта. Кроме того, даже некоторые категории социально успешных взрослых также постоянно находятся в стрессовом состоянии. Но особенно подвержены стрессу вынужденные переселенцы, безработные, люди с проблемами в семье, в том числе имеющие детей-инвалидов, жертвы террористических актов и др.

Как показывает опыт работы, одним из эффективных средств борьбы с эмоциональным стрессом у детей, воспитывающихся в условиях неблагополучной семьи, являются регулярные занятия изобразительным искусством. Занятия изобразительным искусством, драматерапией, перфомансом, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), являются не только средством эстетического воздействия, но и помогают индивиду выстроить адекватную систему психологической защиты [6]. Художественная деятельность предо-

ставляет возможность каждому почувствовать себя творцом, научиться компенсировать негативные переживания средствами искусства, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и во взаимодействии с окружающими людьми в процессе коллективной творческой деятельности. Успешные занятия, похвала, интерес к его творчеству повышает значимость ребенка в его собственных глазах и в глазах его близких. Изменяются к лучшему отношения между детьми и родителями, у которых появляется надежда, что ребенок сможет найти свое место в этой такой непростой жизни, стать уважаемым человеком, достичь того, чего не удалось его родителям.

Внимание близких к восприятию произведений искусства даже в процессе их создания способно приносить приятные впечатления и обладает способностью преобразовывать негативные эмоции в позитивные переживания. В процессе изобразительной деятельности создаются также благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, что, в свою очередь, способствует формированию положительного эстетического отношения к действительности.

Арт-терапия (терапия искусством) сформировалось как новое направление в психотерапии на рубеже Х1Х-ХХ вв. Психоаналитические теории 3. Фрейда [7, с. 129-134], К. Г. Юнга [8, с. 35-42] оказали большое влияние на представления ведущих арт-терапевтов XX в. М. На-умбург, Э. Крамера, Л. Либмана и др. [6, с. 26], а также во многом способствовали теоретическому обоснованию исцеляющего воздействия искусства на психику человека. Признавалось, что «бессознательные процессы с их разрушительными эффектами преобразуются в высокоэффективный инструмент создания новых связей и форм, прогрессивных концепций и образов. Выражение содержания собственного внутреннего мира в визуальной форме способствует продвижению к их осознанию».

Суть психоаналитического подхода в арт-терапии состоит в предоставлении возможности человеку осознать свои проблемы через продукты собственного творчества. Это считается не только необходимым, но и достаточным для их преодоления [6, с. 368]. Таким образом,

психоаналитический подход не предполагает владения практическими навыками художественной экспрессии. Во второй половине XX в. американскими исследователями был предложен феноменологический подход (Э. Гуссерль [9, с. 125-136], М. Хайдеггер [10, с. 47-116]) к организации арт-терапевтического процесса (М. Бетенски [11, с. 256] и др.). Основываясь на философской антропологии, которая понимает человека как бытие-в-мире, феноменология помещает в центр субъективное переживание индивида и его доступность сознанию. Из этого следует, что индивид способен сознательно и активно воспринимать себя и других, изменять что-то в себе, а не только быть рабом обстоятельств, то есть что-то изменять в окружающей его действительности, а не просто приспосабливаться к ней. Согласно феноменологизму, арт-терапия конструирует внутренний мир переживаний, безопасных рисков, разрешимых проблем, предлагая сначала рисовать картины, делать гравюры, инсталляции, театральные постановки и фотографии или лепить из глины, а затем проецировать продукты своего творчества на повседневную жизнь. Работая со средствами художественной экспрессии, в том числе цветом, познавая их природу и способ применения, человек в процессе творческой деятельности находит решения накопившихся проблем, обретает способность самостоятельно конструировать собственную жизнь.

В нашей стране арт-терапевтическая работа с подростками группы риска, инвалидами, жертвами террористических актов и т. д. началась сравнительно недавно, около 10-15 лет назад. Разрабатываются программы, в рамках которых предлагаются различные проекты. Однако специалисты, работающие в этой области, все еще нуждаются в более глубоких знаниях и навыках в различных видах художественной деятельности для проведения арт-терапевти-ческой работы .

При организации арт-терапевтических занятий следует учитывать, что в настоящее время наиболее актуальными для организации арт-терапевтического процесса является интеграция различных форм художественной деятельности. Это связано с тем, что переход от одной формы художественного творчества к другой в процессе коллективной работы по-

зволяет раскрыть новые грани созданных образов, пережить их эстетическое воздействие, а также вступить с ними в эмоциональный диалог. Такой переход может быть как прописан в сценарии занятия, так и быть импровизированным, но в любом случае он может стать прологом для дальнейших действий уже с использованием элементов перформанса [12, с. 105118]. При групповой изотерапевтической работе (арт-терапии средствами изобразительного искусства) часто начинают проявляться те же самые закономерности, что и в драматерапев-тическом процессе [13, с. 288].

Драматерапия - это групповое действие, связанное как с тесным эмоциональным взаимодействием людей, так и их индивидуальными проявлениями, а также их реакциями на действия других членов группы. Таким образом, драматерапия направлена на эмоциональное сплочение людей и коррекцию их взаимоотношений посредством, возможно, изначально спонтанных действий в осознанные, значимые для них. Развитие способности мысленно поставить себя на место другого, прорабатывать разные жизненные ситуации позволяет индивиду поставить себя на место другого, лучше понять его переживания, что значительно улучшает его социальную адаптацию и развивает коммуникативные способности.

Нами проводилась коррекционная работа с подростками из неблагополучных семей с использованием различных видов художественной деятельности, оказывающих эстетическое и психотерапевтическое воздействие, основанное на цветовых сочетаниях. Занятия с использованием элементов перформанса проводились на базе межрегиональной благотворительной организации «Пилигрим». Для реализации психотерапевтических задач разработаны тренинги, которые могут быть модифицированы и использованы в разнообразных видах деятельности. Перед тем как приступить к освоению предложенных техник, выполнялся ряд упражнений для постановки руки и обучения навыкам построения композиции [14, с. 64; 15, с. 63].

Предложенные виды деятельности доступны в том или ином варианте детям, подросткам и взрослым, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждается опытом работы авторов и других специа-

листов, чьи методики были использованы в данной работе.

Задания были направлены: на обучение работе с материалами, тренировку когнитивных навыков, умение выражать широкий спектр переживаний, развитие коммуникативных навыков, обучение культуре взаимодействий с близкими людьми; обучение культуре взаимоотношений с окружающими; обучение рефлексии индивидуальных потребностей. Полученные результаты подтвердили эффективность предложенной методики в групповой работе с подростками из неблагополучных семей. Помимо эстетического и арт-терапевтического воздействия, предложенные методы имели важные побочные эффекты. Повысился уровень успеваемости подростков в школе, дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, участвовали в выставках и конкурсах, театральных постановках, где их успехи были отмечены дипломами. Во многих семьях улучшились детско-родительские отношения. Узнав об успехах своих трудных детей, многие родители стали с уважением относиться к их увлечению, интересоваться их успехами, посещать их художественные выставки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - С. 155-183.

2. Симонов, П. В. Психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов // Пятые Анохинские чтения. - М.: АМН СССР, 1990. - С. 5-16.

3. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений [Текст] / И. П. Павлов. - М. - Л.: АН СССР, 1951. - Т. 3. - С. 242-244.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком,1998.- С. 551-566.

5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Электронный ресурс] / А. Г. Маклаков. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/PsihoI/ гпак1/19^р (дата обращения: 10.12.2014).

6. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

7. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З. Фрейд. - М.: Республика, 1995. -С.129-134.

8. Юнг, К. Г. Понятие коллективного бессознательного [Текст] / К. Г. Юнг // Юнг К. Г. Избранные работы / пер. и состав. А. М. Рутке-вича. - СПб.: РХГА, 2014. - С. 35-42.

9. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии [Текст] / Э. Гуссерль. - М.: Академ. проект, 2010. - С. 125-136.

10. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Гнозис, 1993. - С. 47-116.

11. Бетенски М. Что ты видишь? [Текст] / М. Бе-тенски. - М.: ЭКСМО, 2002. - 256 с.

12. Арт-терапия в эпоху постмодерна [Текст] / под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. - С. 105-118.

13. Андерсен-Уоррен, М. Драматерапия [Текст] / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

14. Вальдес Одриосола, М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии: метод. пособие для педагогов [Текст] / М. С. Вальдес Одриосола. - М.: Гном и Д., 2004. - 64 с.

15. Вальдес Одриосола, М. С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие для педагогов [Текст] / М. С. Валь-дес Одриосола. - М.: Владос, 2005. - 63 с.

REFERENCES

1. Anokhin P. K. Ocherki po fiziologii funktsional-nykh sistem. Moscow: Meditsina, 1975. Pp. 155-183.

2. Simonov P. V. Psikhofiziologiya emotsiy. Py-atye Anokhinskie chteniya. Moscow: AMN SSSR, 1990. Pp. 5-16.

3. Pavlov I. P. Polnoe sobranie sochineniy. Moscow-Leningrad: AN SSSR, 1951. Vol. 3, pp. 242-244.

4. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikholo-gii. St. Petersburg: Piter Kom, 1998. Pp. 551566.

5. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/ PsihoI/rnakl/19.php (accessed: 10.12.2014).

6. Kopytin A. I. Teoriya i praktika art-terapii. St-Petersburg: Piter, 2002. 368 p.

7. Freud S. Khudozhniki fantazirovanie. Moscow: Respublika, 1995. Pp. 129-134. (In Russian)

8. Jung C. G. Ponyatie kollektivnogo bessoznatel-nogo. In: Jung C. G. Izbrannye raboty. St-Pe-tersburg: RKhGA, 2014. Pp. 35-42. (In Russian)

9. Husserl E. Idei k chistoy fenomenologii i fenom-enologicheskoy filosofii. Moscow: Akadem. proekt, 2010. Pp. 125-136. (In Russian)

10. Heidegger M. Raboty i razmyshleniya raznykh let. Moscow: Gnosis, 1993. Pp. 47-116. (In Russian)

11. Betensky M. Chto ty vidish? Moscow: EKS-MO, 2002. 256 p. (In Russian)

12. Kopytin A. I. (Ed.) Art-terapiya v epokhu post-

moderna. St. Petersburg: Rech; Semantika-S, 2002. Pp. 105-118.

13. Andersen-Warren M., Grainger R. Dramatera-piya. St-Petersburg: Piter, 2001. 288 p. (In Russian)

14. Valdez Odriosola M. S. Formirovanie emot-sionalno-volevoy sfery u shkolnikov s problemami v razvitii: metod. posobie dlya peda-gogov. Moscow: Gnom i D., 2004. 64 p.

15. Valdez Odriosola M. S. Art-terapiya v rabote s podrostkami. Psikhoterapevticheskie vidy khu-dozhestvennoy deyatelnosti: metod. posobie dlya pedagogov. Moscow: Vlados, 2005. 63 p.

ВальдесОдриосола Мария Сантьяговна, аспирантка кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России» e-mail: odriosola@gmail.com

Valdez Odriosola Maria S., Post-graduate student, Philosophy, Cultural and Political Sciences Department, Moscow University for the Humanities, Member of Russia's Union of Artists, Moscow section e-mail: odriosola@gmail.com

Московкина Алла Григорьевна, профессор кафедра дошкольной дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

Moskovkina Alla G., Professor, Preschool defectology Department, Institute of the Childhood, Moscow State

Pedagogical University

e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.