Научная статья на тему 'Арт-терапевтические занятияс детьми дошкольного возраста'

Арт-терапевтические занятияс детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ВОСКОВЫЕ ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ / WAX CRAYONS / ART THERAPEUTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, Московкина Алла Григорьевна

Статья посвящена занятиям изобразительным искусством с детьми раннего и дошкольного возраста, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыта специфика арт-терапевтического воздействия изобразительного искусства на жизнь и здоровье человека, что обусловливает необходимость начинать занятия искусством как можно раньше. В качестве оптимальной художественной техники авторами предлагается использовать цветные восковые мелки разных видов с учетом возраста и развития моторики ребенка. Даются рекомендации по использованию данной техники в зависимости от возраста и особенностей здоровья ребенка, что позволяет проводить занятия не только в детском учреждении, но и в условиях семьи с ребенком раннего возраста, а также с дошкольником при подготовке к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Therapeutic Occupationswith Preschool Children

The article is devoted to fine arts occupations with children of early and preschool age including those with limited opportunities of health. Specific art therapeutic impact on the person causing need for the early beginning of fine arts occupations with children is proved. Authors offer to use different types color wax crayons as optimal art equipment taking into account age, health and a motility of the child. Recommendations are made about use of this equipment depending on age and features of health of the child that allows organize classes not only in child care facility, but also in the conditions of a family with the child of early age, and also with the preschool children for school preparation.

Текст научной работы на тему «Арт-терапевтические занятияс детьми дошкольного возраста»

1УДК 615.851 ББК 85.3 Щ3

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

с детьми дошкольного возраста

М. С. Вальдес Одриосола, А. Г. Московкина

Статья посвящена занятиям изобразительным искусством с детьми раннего и дошкольного возраста, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыта специфика арт-терапевтического воздействия изобразительного искусства на жизнь и здоровье человека, что обусловливает необходимость начинать занятия искусством как можно раньше. В качестве оптимальной художественной техники авторами предлагается использовать цветные восковые мелки разных видов с учетом возраста и развития моторики ребенка. Даются рекомендации по использованию данной техники в зависимости от возраста и особенностей здоровья ребенка, что позволяет проводить занятия не только в детском учреждении, но и в условиях семьи с ребенком раннего возраста, а также с дошкольником при подготовке к школе.

Ключевые слова: арт-терапевтические занятия, изобразительное искусство, дети дошкольного возраста, восковые цветные мелки.

ART THERAPEUTiC OCCUPATiONS WiTH PRESCHOOL CHiLDREN

M. S. Valdes Odriosola, A. G. Moskovkina

The article is devoted to fine arts occupations with children of early and preschool age including those with limited opportunities of health. Specific art therapeutic impact on the person causing need for the early beginning of fine arts occupations with children is proved. Authors offer to use different types color wax crayons as optimal art equipment taking into account age, health and a motility of the child. Recommendations are made about use of this equipment depending on age and features of health of the child that allows organize classes not only in child care facility, but also in the conditions of a family with the child of early age, and also with the preschool children for school preparation.

Keywords: fine arts, preschool children, wax crayons, art therapeutic.

Благотворное воздействие искусства на развитие личности давно привлекает внимание специалистов разных профилей: философов, художников, врачей, педагогов, психологов, психотерапевтов, дефектологов, социологов и др., но до сих пор во многом остается загадкой.

Известно, что искусство позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю своему воображению, почувствовать себя творцом собственной жизни, осознать и изменить свое эмоциональное отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их.

С момента своего зарождения искусство одухотворяло и возвышало человека, активно будило в нем дремавшие на первых порах духовные потенции. Искусство развивало духовность человека всесторонне, целостно в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданственно-полити-

ческого отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания (М. С. Каган) [1, с. 306-308].

Формирование высших чувств всегда имеет социальное происхождение. Высшие чувства связаны с культурными традициями, обычаями, морально-этическими нормами и опосредуются разными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, в том числе разными видами искусства.

Средствами искусства развиваются моральные и этические чувства, которые характеризуют субъективную позицию личности и по своему социальному содержанию представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, к самому себе (Л. Б. Ермолаева-Томина) [2, с. 116].

В процессе обучения искусству развиваются интеллектуальные чувства. Это отмечали многие великие философы и педагоги прошлого и настоящего. Ж. Ж. Руссо [3, с. 142-167] и

И. Песталоцци [3, с. 215-219] подчеркивали важность развития природных способностей детей средствами искусств, их чувственного опыта познания, творческого мышления и интуиции, что развивает интеллектуальные чувства.

Т. Компанелла [4, 176 е.] и Я. А. Коменский [3, с. 10-19] выделили законы воспитательной деятельности и роль искусства в развитии и воспитании.

Я. А. Коменский подчеркивал важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, рассматривал его как необходимое занятие для развития наблюдательности и ощущений, внимания к вещам и явлениям, умения видеть красоту и формирования способности наслаждаться ею. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности, развитию эстетических чувств.

Воспитательное значение изобразительной деятельности анализировали известные отечественные и зарубежные ученые (Е. И. Игнатьев [5, е. 71-117], В. С. Кузин [6, с. 304], В. Лоунфельд [7] и др.). Согласно их данным, изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости; формирует потребность человека в духовном самоопределении, в обретении своего самосознания, в утверждении своей неповторимой индивидуальности.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства обусловлены главным образом предоставлением человеку с ограниченными возможностями здоровья и вследствие этого особыми образовательными потребностями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждения и познания своего «Я». Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов и других психологических проблем [8, е. 22].

Начинать заниматься искусством необходимо с самого раннего возраста, так как это способствует гармоничному и всестороннему развитию личности, в том числе и детей с ограниченными

возможностями здоровья. Такие материалы, как восковые цветные мелки, используются универсально во всех областях начального образования и во всех областях художественной деятельности детей дошкольного возраста [9, е. 64-96]. Восковые цветные мелки на наш взгляд - один из лучших материалов для творчества дошкольников, они идеальны для начальных детских каракулей и первых шагов в творчестве. Они нужны всем детям, но особенно полезны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как многие виды заданий развивают внимание, моторику, произвольность движений, помогают ребенку реализовывать свой творческий потенциал.

Занятия с мелками способствуют развитию высших психических функций. Мелки важны для развития навыков письма. Рисуя мелком, дети могут тренировать линейные перемещения и круговые движения предплечья, запястья, кисти. Сначала их движения кажутся непроизвольными, неплавными, неуверенными. Постепенно развивается координация и ритмичность движений. Это готовит руку к письму, для которого необходимы сходные, но более целенаправленные движения.

Мелки имеют определенные преимущества по сравнению с другими художественными материалами. Конечно, дети делают подобные движения и тогда, когда используют кисти и краски, однако образы, созданные с помощью кисти, обычно получаются менее четкие, чем аккуратно выровненные рисунки, сделанные мелком. Кроме того, живопись с использованием кисти требует в основном движений плеча и предплечья, в то время как рисование мелком больше развивает запястье, кисть и тонкую моторику пальцев рук. Однако, в отличие от красок, для их использования не требуется вода, их не надо выкладывать на палитру, поэтому нет необходимости в активной помощи взрослого. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие навык работы с ними, могут даже самостоятельно пользоваться ими, не перепачкав при этом все вокруг. Взрослому остается лишь обучать дошкольников создавать с помощью мелков собственные оригинальные художественные произведения. Цветные мелки позволяют детям выражать свои чувства и, что очень важно, эмоционально разряжаться в социально-предметной форме. Даже двухлетние дети могут испытывать удовольствие от кинестетических ощущений, которые производят их караку-

ли, запаха воска и слабого звука мелка, скребущего взад и вперед по бумаге.

На занятиях с мелками необходимо следить, чтобы дети не клали их в рот и рисовали ими только на специально предназначенной для этого поверхности. Короткие, твердые мелки удобны тем, что малышам легко их удерживать, поэтому их можно использовать, по крайней мере, до трехлетнего возраста. Детям младшего дошкольного возраста нужно давать толстые мелки, которые они могут захватить всей ладонью и пальцами. Некоторые мелки сделаны с «шишечкой» на одном конце, чтобы их было легче захватить. Дети четырех и пяти лет могут рисовать мелками обычного размера. Любой толстый мелок хорошего качества служит настолько долго, насколько велико содержание в нем воска, и является достаточно твердым, чтобы быстро не разрушаться. Для работы с младшими дошкольниками предпочтительнее использовать не круглые мелки, которые катаются по поверхности стола, а с гранями, которые им легче держать в руках. Для большего удобства на гранях можно сделать зазубрины. Не следует вырезать на гранях больше, чем четыре зубчика. Большее число зубчиков приводит к нечеткости рисунка. На коротких, толстых мелках для малышей удобно вырезать зубчики. Такие мелки могут использоваться и ребенком постарше, например имеющим ограниченные возможности здоровья.

Следует учитывать, что маленькие дети быстро устают, поэтому первые занятия не должны быть слишком продолжительными. Лишь когда ребенок сможет производить более тонкие точные движения и лучше контролировать сокращения мускулов пальцев, можно им предложить работать уже мелками обычного размера. Такие мелки можно предлагать детям приблизительно с 5,5-летнего возраста, но только в том случае, если у них уже имеется достаточный контроль тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Каждому обучающемуся выделяют собственную красочную картонную коробку с мелками трех, шести или восьми цветов. Во время занятия их следует приучать держать мелки слева от бумаги, так как это та сторона, откуда, в конечном счете, начинают писать.

С ребенком время от времени следует проводить занятия, например, цель которых -научить его различать темные и светлые тона; учитывая возраст и возможности детей, им

следует показать различия между темным и светлым мелом.

Детям старшего дошкольного возраста следует объяснять разлияные нюансы. Например, мелки темных цветов мягче, чем светлые, так как содержат больше воска и это делает их непрозрачными, они оставляют на поверхности более плотный след. Когда светлая бумага покрывается темным воском или им закрашиваются мелки более светлых цветов, оттенки, которые оказываются внизу, практически не видны сквозь верхний слой. Следует показать это ребенку. Следует также сказать ребенку, что содержащие меньше воска светлоокрашенные мелки тверже, чем темные. Эта твердость не дает светлым мелкам оставлять более толстый слой на поверхности, которую они покрывают, поэтому с их помощью получают более прозрачный цвет, чем с помощью темных мелков. Покрывая светлыми мелками другой, темный цвет, можно получить третий цвет, более светлый, чем основа. Можно попросить ребенка не нажимать слишком сильно на мелок, обратить его внимание на то, что чем меньше воска остается на бумаге, тем больше его прозрачность.

Также ребенка следует обучать работе с флуоресцентными мелками. Они являются оптимальными на продвинутых стадиях обучения для новых смелых экспериментов. Этими мелками лучше всего работать на хорошей акварельной бумаге, к которой они будут прилипать лучше, чем к глянцевой. Цвета эффектнее всего будут выглядеть на белом фоне, так как они более прозрачны, чем полученные с помощью традиционных мелков.

С детьми раннего и дошкольного возраста также можно проводить занятия с использованием коллажей с деталями. Для таких занятий удобны черные мелки геометрической формы. В возрасте 2 лет дети могут рисовать по коллажу мелками. По мере того, как их перцептивные возможности развиваются, они постепенно начинают делать неопределенные контуры вокруг некоторых геометрических фигур. В конце концов, дети начинают обозначать геометрические формы черным мелком. Они могут даже пытаться копировать некоторые из форм в другом месте на бумаге. Все это - естественные процессы. Чтобы их ускорить, взрослый может обвести рукой ребенка геометрические контуры коллажа. Дети 4-5 лет могут черными мелками что-то обводить

в своих картинах, написанных темперой. Это развивает пространственные представления, понимание того, как использовать рисунок и цвет. Дети старшего дошкольного возраста особенно любят что-либо выделять на своих рисунках.

список источников и литературы

1. Каган, М. С. Эстетика как философская наука [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - С. 306-308.

2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л. Б. Ермо-лаева-Томина. - М.: Академический проект, 2003. - С. 116.

3. Педагогическая хрестоматия [Текст]: Комен-ский, Локк, Руссо, Песталоцци, Ушинский, Пирогов / сост. П. Д. Первов. - М.: Изд. К.И. Тихомирова, 1907.- С. 10-19, 42-167, 215-219.

4. Кампанелла, Т. Город Солнца [Текст] / Т. Кампанелла; пер. с лат. Ф. А. Петровского. -М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 176 с.

5. Игнатьев, Е. И. Вопросы психологического анализа процесса рисования [Текст] / Е. И. Игнатьев // Изв. АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 25. - С. 71-117.

6. Кузин, В. С. Психология живописи [Текст] / В. С. Кузин. - М.: Оникс 21 век, 2005. - 304 с.

7. Комарова, Т. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Электронный ресурс] / Т. Комарова. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/tamara-komarova/izobrazi_623/page-3-izobrazi_623. html (дата обращения: 15.09.2014).

8. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добро-

Вольская. - М.: Академия, 2001. - С. 22.

9. Cherry, C. Creative Art for the Developing Child [Text] / C. Cherry. - Carthage, Illinois: Simon & Schuster Supplementary Education Group, 1990. - P. 64-96.

references

1. Kagan M. S. Estetika kak filosofskaya nauka. St-Petersburg: Petropolis, 1997. P. 306-308.

2. Ermolaeva-Tomina L. B. Psikhologiya khudoz-hestvennogo tvorchestva. Moscow: Akademi-cheskiy proekt, 2003. P. 116.

3. Pervov P. D. Pedagogicheskaya khrestomatiya: Komenskiy, Lokk, Russo, Pestalotstsi, Us-hinskiy, Pirogov. Moscow: Izd. K. I. Tikhomiro-va, 1907. Pp. 10-19, 42-167, 215-219.

4. Campanella Т. Civitas Solis (Russian transl. of F. A. Petrovskiy). Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1947.176 p.

5. Ignatyev E. I. Voprosy psikhologicheskogo analiza protsessa risovaniya. Izv. APN RSFSR. 1950, Iss. 25, pp. 71-117.

6. Kuzin V. S. Psikhologiya zhivopisi. Moscow: Oniks 21 vek, 2005. 304 p.

7. Komarova T. Izobrazitelnaya deyatelnost v detskom sadu. Programma i metodicheskie rekomendatsii dlya zanyatiy s det'mi 2-7 let. Available at: http://bookz.ru/authors/tamara-ko-marova/izobrazi_623/page-3-izobrazi_623.html (accessed: 15.09.2014).

8. Medvedeva E. A., Levchenko I. Yu., Komissar-ova L. N., Dobrovolskaya T. A. Artpedagogika i artterapiya v spetsialnom obrazovanii. Moscow: Akademiya, 2001. P. 22.

9. Cherry C. Creative Art for the Developing Child. Carthage, Illinois: Simon & Schuster Supplementary Education Group, 1990. Pp. 64-96.

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, аспирантка кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России» e-mail: [email protected]

Valdes Odriosola Maria S., Post-Graduate Student, Department of Philosophy, Cultural and Political Science, Moscow University for the Humanities, Member of the Moscow section of the Union of Artists of Russia e-mail: [email protected]

Московкина Алла Григорьевна, кандидат биологических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства Московского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]

Moskovkina Alla G., PhD in Biology, Professor, Department of Preschool Defectology, institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.