Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ'

КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ШКОЛЬНЫЙ СТРЕСС / КОРРЕКЦИЯ / АРТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багова Римма Хамидбиевна, Малкарова Рахима Хизировна, Тхагапсова Жанета Хадисовна

Статья посвящена проблеме изучения школьного стресса. Приведены результаты диагностики особенностей развития стресса у младших школьников. На основании интернет-опроса выявлено отношение к выраженности и причинам стресса школьников, педагогов и родителей. Анализируются возможности арттерапии как метода коррекции стресса у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багова Римма Хамидбиевна, Малкарова Рахима Хизировна, Тхагапсова Жанета Хадисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SCHOOL STRESS AND ITS NEGATIVE EFFECTS BY ARTHERAPY

The article is devoted to the problem of studying school stress. The results of diagnostics of the peculiarities of the development of stress in junior schoolchildren are presented. On the basis of an Internet survey, the attitude to the severity and causes of stress among schoolchildren, teachers and parents was revealed. Possibilities of art therapy as a method of stress correction in schoolchildren are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ»

6. Kumpikaite V., Duoba K., Developing Core Competencies: Student Mobility Case, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 99, 2013, Pages 828-834, Дата обращения: 15.03.2021 https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.554.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Багова Римма Хамидбиевна

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (г. Нальчик); кандидат психологических наук Малкарова Рахима Хизировна

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (г. Нальчик); магистрант Тхагапсова Жанета Хадисовна

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (г. Нальчик)

КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения школьного стресса. Приведены результаты диагностики особенностей развития стресса у младших школьников. На основании интернет-опроса выявлено отношение к выраженности и причинам стресса школьников, педагогов и родителей. Анализируются возможности арттерапии как метода коррекции стресса у школьников.

Ключевые слова: стресс, школьный стресс, коррекция, артерапия.

An^tatton. The article is devoted to the problem of studying school stress. The results of diagnostics of the peculiarities of the development of stress in junior schoolchildren are presented. On the basis of an Internet survey, the attitude to the severity and causes of stress among schoolchildren, teachers and parents was revealed. Possibilities of art therapy as a method of stress correction in schoolchildren are analyzed.

Keywords: stress, school stress, correction, arotherapy.

Введение. Динамичное развитие современной цивилизации имеет и свои негативные стороны. Одна из них -возрастающая стрессогенность нашей жизни. Продолжающаяся пандемия тоже внесла свой вклад в повышение уровня стресса у всех категорий населения. Но есть категория людей, особенно уязвимых для стресса и его негативных последствий - это дети, подростки и молодые люди. Для них стресс представляет особую опасность в связи с тем, что у них нет знаний и опыта для совладания со стрессом и еще не развиты в достаточной мере механизмы психологической защиты.

Известно, что наибольшую опасность представляет не столько сильный, сколько продолжительный, хронический стресс. С этим связана опасность хронического школьного стресса для обучающихся, значение ее своевременной профилактики и эффективной коррекции последствий. Школьный стресс может порождать у детей дезадаптационные состояния, выражающиеся в пассивности, неуверенности в себе, чувстве собственной неадекватности. Он может привести к депрессии, отчуждению, негативизму по отношению к другим людям и обществу в целом, компенсаторной агрессии, которая в крайних случаях может лежать в основе таких социально опасных явлений как буллинг, шутинг, подверженность экстремистской идеологии. Компенсаторная агрессия может быть легко перенаправлена на другие национальные и религиозные группы, порождая экстремизм и терроризм. Конечно, это крайние случаи. А в большинстве случаев, школьный стресс и связанная с ней дезадаптация мешают полноценному раскрытию творческого потенциала и самореализации личности. Это может привести в дальнейшем к школьной дезадаптации, которая на годы блокирует мотивацию и деятельность, развитие субъективного пространства возможностей школьника [2].

Изложение основного материала статьи. Стресс - это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на любое требование к организму и выражающееся в мобилизации ресурсов для соответствия этому требованию. Соответственно, школьный стресс порождается требованиями, предъявляемыми к обучаемому процессом школьного образования. Р.Е. Прохоров определяет школьный стресс как сложные ситуации, возникающие в системе образования, в которых ученик не обладает достаточными ресурсами для их решения, и которые могут угрожать его психической и физической безопасности [6]. В тех случаях, когда он принимает хронический характер, школьный стресс приводит к перерасходу ресурсов и истощению ребенка.

Воздействие школьного стресса на учебную деятельность подчиняется универсальной закономерности влияния силы и продолжительности эмоций на деятельность. Исходя из кривой Йеркса-Додсона, при выраженных и длительных эмоциях работоспособность и эффективность деятельности сначала возрастает, затем эмоциональная стимуляция перестает оказывать положительный эффект на деятельность, и наконец, при продолжении воздействия сильной эмоции, происходит ухудшение деятельности [3]. Поэтому продолжительный и выраженный школьный стресс неизбежно приводит к снижению результатов учебной деятельности ребенка.

В 2019-2020 учебном году нами было проведено исследование школьного стресса у 110 школьников 1 и 4 классов МКОУ «СОШ № 21 г.о. Нальчик». Нами была использована методика экспертного опроса учителей, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и проективная методика-диаграмма «Хорошее - плохое». Риск дезадаптации выявлен у 34 школьников (30 % от выборки). У испытуемых чаще всего встречаются такие проявления стрессового состояния, как: при обращении учителя краснеет, панически реагирует на неудачи в учебе, боится ошибиться при ответе, боится отвечать у доски. Выявлены фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний. В большей степени был выражен стресс, связанный с негативной оценкой происходящего в школе, затем в классе, менее всего выражено стрессовое состояние в доме.

Также, мы провели интернет-опрос отношения к школьному стрессу с использованием Google Формы. В опросе приняли участие 151 человек, из них 30% - студенты направления подготовки Педагогическое образование, 32% - учителя школ, 23% - школьники и 25% - родители школьников. На вопрос «В какой степени современный школьник подвергается стрессовому напряжению» 21,2% респондентов ответили, что «в очень сильной степени», 29,1% - «в сильной степени», 38,4% - «в средней степени». То есть более 60% опрошенных отмечают что уровень стресса современных школьников превышает выше среднего.

Среди причин, вызывающих стресс у школьников, по мнению респондентов на первом месте значимости оказалась процедура подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ - отметили 81,6% опрошенных; большое количество домашних заданий - 41,7%; чрезмерная требовательность учителей - 36,4%; сложность учебного материала - 32%; конфликты со сверстниками - 31,1.

На вопрос «Нужно ли специально обучать школьников способам профилактики и борьбы со стрессом» 55% опрошенных ответили, что «это нужно делать обязательно» и 31% выбрали ответ «это нужно делать». То есть, необходимость такой работы отметили 86% опрошенных.

Нами была разработана программа арттерапии для коррекционной работы со стрессом и его негативными эмоциональными последствиями. Арт-терапия - лечение искусством или творчеством - всегда считалась одним из наиболее эффективных методов коррекции психоэмоциональных состояний. Ведь потребность человека выразить свои эмоции, чувства и настроение - это один из источников творчества. Рисование, как и любая творческая деятельность снимает психоэмоциональное напряжение. Арт-терапия - это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Методы арт-терапии, например, рисуночная терапия, направленная на осознание, переживание и изживание негативных эмоций и формирование позитивной установки с помощью изобразительных средств, является еще одним методом овладения собственными психическими состояниями. Наиболее распространенной арттерапевтической практикой является изотерапия как вид арттерапии, основанный на рисунке, изобразительной деятельности по его созданию. Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Рисование является средством снятия напряжения за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них.

Подобные методы способствуют проекции своего внутреннего «Я» для выражения мыслей, чувств. Терапия искусством помогает ребенку демонстрировать нестандартное мышление, свои переживания, скрытые проблемы, эмоциональный фон. Подобные терапии позволяют ему находиться с собой наедине, таким образом, помогая обретать внутреннюю гармонию.

И его применяют в работе даже с очень маленькими детьми. Этот метод помогает справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями. И, в конце концов, творчество позволяет получить удовольствие от самовыражения. Применение арт-терапии и изотерапии в коррекционных целях рассматривается в работах ученых М.В. Киселевой [4], А.И. Копытина [5] и других.

Занятие рисованием дает ему возможность познакомиться со своим внутренним миром, своим «я». Кроме того, то что ты сам создал что-то помогает повысить самооценку, формирует представление о себе, как о личности; создает позитивное самовосприятие. А позитивное восприятие себя и других - основа позитивной коммуникации.

Сам процесс рисования учит ребенка концентрироваться на своих на ощущениях и чувствах, осозновать свои эмоции, и выразить их; причем в адекватной форме выразить негативные эмоции. Арттерапия расширяет их возможности самовыражения и коммуникации со взрослым по поводу своих переживании.

Для проведения арт-терапии существует много разных подходов: отождествление себя с тем, что рисуешь; рисование без замысла, следуя за рукой, рисование того, что она захочет; «коллективное рисование»: метод, особенно эффективный на начальных этапах обучения, так как способствует сплочению коллектива и установлению между ними доверительных отношении.

Для коррекции эмоционального состояния нами использовалось изотерапевтическое упражнение «Рисунок плохого и хорошего настроения».

Первым дети нарисовали свое плохое настроение. Для этого они выбирали цвет, который они считают похожим на плохое настроение и изображали с помощью абстрактных линий и символов свои переживания на листе. Затем к этому изображению добавлялись слова, ассоциирующиеся с плохим настроением. После того, как рисунок плохого настроения был закончен, детям предлагали порвать его и выбросить в урну, что дети и делали с нескрываемым удовольствием.

Второй и главный этап занятия, который позволяет произвести эмоциональное переключение и зафиксировать позитивное эмоциональное состояние - это рисунок своего хорошего настроения. Здесь тоже дети выбирали цвет, ассоциирующийся с хорошим настроением, линии и символы, которые его передают, на рисунках писали соответствующие ему слова. Этот рисунок дети уносили домой.

Эффект данной техники обусловлен тем, что рисование как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в изобразительном искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния; снижается возможность внешних, действенных проявлений указанных переживаний в социально нежелательной форме. В итоге это приводит к расширению пространства коммуникации и пространства возможностей личности [2].

Выводы. Таким образом, учитывая важность этой проблемы, и опасность ее последствий, владение методами профилактики и снижения школьной тревожности должно быть одним из требований к подготовке будущих педагогов, особенно начального образования [1]. Будущие педагоги в процессе этой работы не только подготавливаются к профилактике школьного стресса у обучаемых, но и формируют у себя навыки педагогической саморегуляции которые помогут им в будущем совладать с профессиональным стрессом. В процесс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и педагогов-психологов нужно внедрять освоение компетенций необходимых для проведения групповых и индивидуальных занятий с использованием методов арт-терапии. Они помогают детям обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально - приемлемые формы; осознать свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ими. Осознание своих эмоций, совладание с ними часто становится проблемой для многих. Арттерапия позволяет использовать творчество для осознания, проживания и выражения своих эмоций и чувств.

Литература:

1. Багова Р.Х. Выбор действия в проблемной педагогической ситуации и личностное самоопределение будущих преподавателей. В книге: Профессиональное мастерство современного педагога. - Ульяновск, 2016. - С. 418-431.

2. Багова Р.Х. Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности (у учащихся общеобразовательных школ). дис. . канд. психол. наук: 19.00.11 / Багова Р.Х. - М.: РГБ, 2002.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2001. -749 с.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб., 2007.

5. Копытин А И. Системная арт-терапия. - СПб., 2001.

6. Прохоров Р.Е. Влияние стресса на особенности поведения в старшем школьном возрасте / Р.Е. Прохоров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 1. - С. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.