Научная статья на тему 'Арт-технология формирования письменной коммуникативной компетенции на иностранном (английском) языке в вузе'

Арт-технология формирования письменной коммуникативной компетенции на иностранном (английском) языке в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-педагогика / арт-технология / искусство / творчество / письмо / открытка / кейс-стади / ролевая игра / журнальный коллаж / групповая фреска / art pedagogy / art technology / art / creativity / letter / postcard / case study / role game / magazine collage / group fresco

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мария Александровна Дудникова

Арт-технология — инновационный метод в современной педагогике. Ученые и педагоги успешно применяют арт-технологии в начальной и средней школе. Однако практически не изучена возможность использования этого подхода в высшей школе при преподавании иностранного языка. В исследовании выводится определение арт-технологии в области обучения иностранным языкам. Выделяются наиболее эффективные и продуктивные средства и методы данного подхода в психологии и педагогике, анализируется возможность применения различных приемов арт-технологии в обучении студентов иностранному языку в высшей школе. На практике исследуется эффективность использования данных средств с целью формирования у студентов письменной коммуникативной компетенции на примере ведения личной переписки, а именно написания открытки. Практическим результатом исследования является освещение ряда арт-технологий, способных модернизировать процесс обучения иностранному (английскому) языку, сделать его более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art technology of forming of written communicative skills in a foreign (English) language teaching classroom in higher education

Art technology is an innovative approach in modern pedagogy. Scientists and teachers successfully use art technology in primary and secondary school. However, it is not studied enough whether we can effectively use art-technology for teaching foreign languages in higher education (in institutes and universities). The purpose of the research is to define art-technology in teaching foreign languages. We distinguish the most effective and productive means and facilities in psychology and pedagogy, and then we analyze the possibility to use different means and facilities from art-technology in English language teaching class in Higher Education. We practically study the efficiency of the usage of these means and facilities to form written communicative skills in Higher education by the example of teaching personal correspondence in general and writing a postcard specifically. As a practical result of our research we issue a foreign language (English) lesson with the usage of art technological teaching facilities.

Текст научной работы на тему «Арт-технология формирования письменной коммуникативной компетенции на иностранном (английском) языке в вузе»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 343 — 347. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):343 — 347.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-343-347 NIION: 2007-0062-1/24-053

EDN: https://elibrary.ru/VBQICS MOSURED: 77/27-004-2024-01-253

Арт-технология формирования письменной коммуникативной компетенции на иностранном (английском) языке в вузе

Мария Александровна Дудникова

Московский государственный институт культуры, Москва, Россия, emarisa@yandex.ru

Аннотация. Арт-технология — инновационный метод в современной педагогике. Ученые и педагоги успешно применяют арт-технологии в начальной и средней школе. Однако практически не изучена возможность использования этого подхода в высшей школе при преподавании иностранного языка.

В исследовании выводится определение арт-технологии в области обучения иностранным языкам. Выделяются наиболее эффективные и продуктивные средства и методы данного подхода в психологии и педагогике, анализируется возможность применения различных приемов арт-технологии в обучении студентов иностранному языку в высшей школе. На практике исследуется эффективность использования данных средств с целью формирования у студентов письменной коммуникативной компетенции на примере ведения личной переписки, а именно написания открытки.

Практическим результатом исследования является освещение ряда арт-технологий, способных модернизировать процесс обучения иностранному (английскому) языку, сделать его более эффективным.

Ключевые слова: арт-педагогика, арт-технология, искусство, творчество, письмо, открытка, кейс-стади, ролевая игра, журнальный коллаж, групповая фреска

Для цитирования: Дудникова М.А. Арт-технология формирования письменной коммуникативной компетенции на иностранном (английском) языке в вузе // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 343 — 347. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-343-347. EDN: https://elibrary.ru/VBQICS.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Art technology of forming of written communicative skills in a foreign (English) language teaching classroom in higher education

Maria A. Dudnikova

Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia, emarisa@yandex.ru

Abstract. Art technology is an innovative approach in modern pedagogy. Scientists and teachers successfully use art technology in primary and secondary school. However, it is not studied enough whether we can effectively use art-technology for teaching foreign languages in higher education (in institutes and universities).

The purpose of the research is to define art-technology in teaching foreign languages. We distinguish the most effective and productive means and facilities in psychology and pedagogy, and then we analyze the possibility to use different means and facilities from art-technology in English language teaching class in Higher Education. We practically study the efficiency of the usage of these means and facilities to form written communicative skills in Higher education by the example of teaching personal correspondence in general and writing a postcard specifically.

As a practical result of our research we issue a foreign language (English) lesson with the usage of art technological teaching facilities.

Keywords: art pedagogy, art technology, art, creativity, letter, postcard, case study, role game, magazine collage, group fresco

For citation: Dudnikova M.A. Art technology of forming of written communicative skills in a foreign (English) language teaching classroom in higher education // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;( 1 ):343-347. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-343-347. EDN: https://elibrary.ru/VBQICS.

© Дудникова М.А., 2024

Современный радикально меняющийся мир, наука, технология заставляют искать все новые концепции обучения. На первое место в педагогической науке выходит личность ученика, его уникальность. Обучение иностранным языкам по консервативным авторитарным методикам может блокировать инициативность студента, его самостоятельность, возможность к самореализации, вызывая негативные эмоции. A.A. Вербицкий отмечает: «Учебная информация, наложенная на канву будущей профессиональной деятельности, усваивается в ее контексте как средство осуществления, и поэтому превращается из абстрактной знаковой системы в знание будущего специалиста как одну из подструктур его личности» [1, с. 125].

Что может помочь переложить педагогический процесс из монотонного заучивания правил и образцов в осмысленное развитие новых граней собственной личности? Чья роль остается неизменной несмотря на смену времен и поколений, научный прогресс? По нашему мнению, таким средством может стать искусство, жажда к созданию и восприятию которого не угасает сквозь века. Искусство (art) в широком смысле — это и нетленные шедевры изобразительного и литературного жанров, примеры мастерства великих гениев в музыке и танце, и в то же время это способность человека выразить эстетическое отношение к миру самостоятельно. Существует мнение, что искусство мало связано с практическими потребностями человека, однако нельзя отрицать, что искусство интегрируется во все сферы жизни человека. По нашему мнению, рассматривая коммуникацию, в том числе и межкультурную, как одну из потребностей человека, применение искусства (art) в изучении иностранных языков высокопродуктивно.

Арт-технология — это инновационное развивающееся направление в образовании сегодня. Лексема «арт» происходит от латинского artem (ars — в именительном падеже) — «произведение искусства; практический навык; дело, ремесло». Термин «технология» соединил в себе «искусство, мастерство, умение» (от др.-греч. фечнз) и «слова, мысль, смысл, понятие» (от др.-греч. лпгпт). Соответственно технология — это своего рода модель применения научного знания для решения практических задач; механизм, используемый нами для достижения желаемого результата.

А.Н. Щукин определяет технологию обучения иностранным языкам как «совокупность приемов работы преподавателя и учащихся, обеспечивающую достижение целей обучения языку и овладение языком» [10, с. 181].

Здесь просится провести параллель с методикой обучения. Некоторые исследователи видят «технологию» в качестве практической формы реализации методики. Другие рассматривают понятие «технология» гораздо шире, чем понятие «методика». Третьи выводят на первый план средства обучения [2, с. 37]. В таком случае технология обладает большей «инструмен-тальностью». В арт-технологии инструментом, приемом и способом обучения становится арт в самом широком смысле.

И.Е. Шкиль определяет арт-технологию как «обучение, осуществляемое при помощи средств художественного творчества» [8].

По Н.Д. Никандрову, арт-технология — «слияние творчества и коррекционной практики как метод, направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу» [4].

Рассматривая разные определения арт-техно-логии, мы пришли к выводу, что в преподавании иностранных языков она может быть определена как модель последовательных действий преподавателя, направленных на решение образовательно-воспитательных задач посредством интегративного применения различных видов искусства и методов художественно-творческой деятельности [6].

В ходе образовательной практики арт-техно-логия благоприятствует развитию:

■ эмоциональной и коммуникативной сферы в ходе обучения;

■ мотивации, интереса в процессе развития и реализации творческих способностей;

■ произвольного внимания, вовлеченности;

■ способности к пониманию своего внутреннего мира и чувств, потребностей других людей;

■ воображения;

■ креативности, невербального мышления, эстетических переживаний.

Рефлексивная ориентация урока предполагает стимулирование участников к аналитической деятельности, исследованию различных форм искусства и продуктов своей творческой деятельности на предмет личностных особенностей, чувств, переживаний. Широкий спектр видов деятельности в процессе реализации арт-техно-логии дает возможность, не ставя прямых учебных задач, а подменяя их творческими и креативными, сделать студента активным участником образовательного процесса, заставляет его осмыслить различные картины мира через мно-

гочисленные интегративные мультимодальные техники, игры и упражнения, сочетающие изобразительную деятельность, музыкальную импровизацию и восприятие музыки, сценическое искусство, движение, танец и др.; сформировать собственное мнение, проанализировав предмет искусства невербально, применив активное наблюдение, активизировав воображение, найти средства вербального выражения своих идей через применение предложенных высказываний, их переформулирование за счет собственного словарного запаса, использование трафарета либо карт с активными лексическими единицами и выражениями, и наконец, выразить получившийся продукт в устной или письменной речи. На наш взгляд, на этом этапе формирование языковых компетенций происходит более эффективно по сравнению с традиционными консервативными методиками.

Исходя из опыта применения арт-технологии на уроке английского языка, хотим отметить, что на таких занятиях студенты показывают большую вовлеченность в процесс познания, они по-новому заинтересованно смотрят на предмет, стараются быть более активными, обучение приносит положительный эмоциональный опыт. Высокий уровень тревожности среди студентов, замеченный нами на традиционных уроках, здесь существенно снижается, а низкий уровень беспокойства способствует преодолению трудностей в обучении [8], помогает поддерживать мотивацию.

Арт-технологию возможно применять не только на занятии, но и во время самостоятельной работы студентов [2]. Обучающиеся с удовольствием выполняют такие задания, когда материал усваивается через новый интересный творческий формат.

Для грамотного применения арт-технологии в процессе обучения преподавателю необходимо создать необходимое арт-пространство, иметь средства обучения для создания и применения творческих проектов. В аудитории необходимы средства мультимедиа для привлечения видео-и аудиоматериалов на уроке.

Далее рассмотрим подробнее некоторые арт-технологии, применяемые нами в образовательном процессе в ходе реализации компетентност-ного подхода согласно нашей рабочей программе на примере изучения лексической темы «Развлечения» и освоения практического навыка письма, а именно создание открытки.

Письмо — это вид продуктивной речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли с помощью принятой в языке системы письма (графических знаков) [9, с. 260]. Здесь, на наш

взгляд, следует разделить нашу задачу на два аспекта: технический и коммуникативный. Внедряя арт-технологии в процесс обучения, следует подключить и третий аспект — творческий.

Перед уроком нам необходимо подготовить образовательную среду. На доску мы можем прикрепить образцы открыток известных творческих деятелей или просто любые другие «эталонные» экземпляры, чтобы до начала урока студенты могли ознакомиться с ними как с выставочными открытыми письмами, которые дадут понимание итогового результата нашей работы — экспозиции открыток на предложенный сюжет (например: Summer Flashback). Таким образом мы вводим тему урока.

Мы начинаем занятие не с монотонного изложения типовых заданий, а с первой арт-тех-нологии. Настраивая студентов на творчество, мы можем включить аудиофайл с классической музыкой. Дон Кэмпбелл в книге «Эффект Моцарта» [11] доказал, что 10-минутное прослушивание классической музыки помогает студентам лучше настроиться на образовательный процесс. А как иначе, если во время прослушивания любой музыки у людей активизируется та часть головного мозга, которая связана со слуховыми центрами. В других случаях может быть задействован эмоциональный центр. Ученый особо выделяет произведения Моцарта, так как эти композиции способны активизировать всю кору головного мозга, стимулировать воображение. А уникальный ритм его музыкальных творений созвучен ритму нашей нервной системы.

Итак, мы просим студентов закрыть глаза, расслабиться и, подключив воображение, представить, снова прожить самый яркий день из летних каникул. Таким образом мы формируем замысел высказывания, активизируя механизмы памяти, включаем воображение, оно поможет нам создать образ, событие как картину, именно ее описание и должно лечь в основу нашего письменного монологического высказывания.

На следующем этапе мы обращаемся к изобразительной деятельности — арт-технологии, которая поможет студентам невербально выразить собственные мысли, спонтанно зарисовав образы и впечатления, возникшие в памяти.

Затем переходим к кейс-стади (case-study), эта арт-технология поможет нам решить две задачи: 1) донести до студентов единицы языка и речи определенного предметно-содержательного плана; 2) изучить структуру письма-открытки.

Суть этого метода заключается в особенного рода исследовательской работе над объектом с позиции эксперта. До начала урока студенты

имели возможность изучить эталонные открытки, которые демонстрируются в аудитории; образцы можно представить также в презентации на доске. Поскольку на этом этапе мы знакомимся с правилами расположения разных видов данных и текста на обратной (адресной) стороне открытки, мы можем предложить студентам рабочий лист с примерами неправильного и правильного расположения информации, и учащиеся, анализируя их, вступая в дискуссию друг с другом, делают вывод, как расположить корректно адрес (страна, город, индекс, улица и др.), дату, имя реципиента, пробуют заполнить адресную часть, обозначив место для марки и штампа.

Подобным образом мы предлагаем студентам проанализировать и примеры личных сообщений. Таким образом мы решаем проблему недостатка лексических единиц для вербализации еще на этапе генерирования мыслей и идеи в ходе планирования высказывания через участие внутренней речи, включая механизм осмысления. На этом этапе мы находим логические связи между понятиями, событиями и единицами языка, отобранными для передачи информации.

Следующим шагом будет усвоение новых знаний, первичное закрепление, обобщение и систематизация знаний. Мы просим студентов задавать друг другу вопросы по теме «Развлечения на каникулах», совершая запрос на информацию, лексику, грамматические конструкции, с которыми учащиеся ознакомились на предыдущем этапе и которые они должны будут использовать в своих открытках. Таким образом мы реализуем арт-технологию «ролевая игра».

Затем переходим к реализации высказывания. Студенты оформляют речевой замысел в виде письменного текста, на этой стадии следует обратить внимание на самоконтроль. Учащиеся, которые недавно исследовали предложенные образцы и анализировали ошибки в них, способны критически отнестись и к своей работе, проанализировав ее как кейс с экспертной точки зрения.

Домашним заданием на этом уроке будет создание лицевой части открытки. Здесь студенты могут использовать арт-технологию журнального коллажа, с помощью которой они более ярко невербально выразят текст своего открытого письма.

А закончим мы «групповой фреской», соединив все открытки в едином пространстве. Таким образом, у нас получилась выставка.

В ходе нашего педагогического эксперимента мы применили следующие арт-технологии:

■ музыка;

■ изобразительная деятельность;

■ кейс-стади;

■ экспертное мнение;

■ ролевая игра «вопрос-ответ»;

■ журнальный коллаж.

Следует отметить, что данный список не может считаться исчерпывающим, а область исследования открывается весьма перспективной.

Анализируя и оценивая письма учащихся и их отзывы от реализации проекта, мы пришли к выводу, что результатом нашей работы является не только освоение деловой письменной коммуникации (УК-4), что для нас было безусловным приоритетом, но и развитие мотивационно-го фона на изучение иностранного языка. Методика изучения материала воспринята студентами открыто, с интересом. Группы, где обучение по данному блоку прошло традиционно, рассматривают экспозицию открыток и находят метод более наглядным и креативным.

По нашему мнению, арт-технологии создают условия для модернизации образовательного процесса, положительно влияют на мотивацион-ный уровень студентов, их эмоциональное состояние, повышают эффективность обучения.

Список источников

1. Вербицкий АА., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Российский новый университет, 2017. 336 с.

2. Гальскова НД., Василевич А.П., Коряковце-ва Н.Ф. Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Кнорус, 2017. 390 с

3. Егорова ИА. Сфера и возможности применения арт-технологий в обучении // URL: https:// cyberleninka.ru / article/п/sfera-i-vozmozhnosti-primeneniya-art-tehnologiy-v-obuchenii/viewer

4. Кан-Калик ВА., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество / / URL: https://sheba.spb.ru/ shkola/ped-kankalik-1990.htm

5. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные и образовательные технологии. М.: Академия, 2010. 188 с.

6. Кунгурова И.М. Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов (на примере преподавания дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам») // URL: https ://cyber-leninka.ru/article/n/art-tehnologii-v-formirovanii-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-u-studentov-na-primere-prepodavaniya-distsipliny-tehnologii/viewer

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 256 с.

8. Шкиль И.Е. Формирование и развитие коммуникативной компетентности и повышение уровня общения у студентов средствами арт технологий // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/formirovanie-i-razvitie-kommunikativnoy-kom-petentnosti-i-povyshenie-urovnya-obscheniya-u-studentov-sredstvami-art-tehnologiy/viewer

9. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2015. 288 с.

10. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: АСТ; Астрель; Харвес; Хранитель, 2008.752 с.

11. Don G. Campbell. The Mozart effect: tapping the power of music to heal the body? Strengthen the mind, and unlock the creative spirit. N.Y.: Avon books, 1997.

References

1. Verbitsky AA., Larionova O.G. Personal and competence-based approaches in education: problems of integration. Moscow: Russian New University, 2017. 336 p.

2. Galskova N.D., Vasilevich A.P., Koryakovtse-va N.F. Akimova N.V. Fundamentals of foreign language teaching methods. Moscow: Knorus, 2017. 390 p

3. Egorova I A. The measure and the possibility of using art technologies in education / / URL: https: / /cyberleninka.ru/article/n/sfera-i-vozmozh-nosti-primeneniya-art-tehnologiy-v-obuchenii/viewer

4. Kan-Kalik VA., Nikandrov N.D. Pedagogical creativity // URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ ped-kankalik-1990.htm

5. Koryakovtseva N.F. Theory of teaching foreign languages: productive and educational technologies. M.: Academy, 2010. 188 p.

6. Kungurova I.M. Art technology in the field of computer modeling and pedagogical activity of students (at the stage of preparation for exams "Technologies and methods of teaching a foreign language") // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/art-tehnologii-v-formirovanii-innovat-sionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-u-studentov-na-primere-prepodavaniya-distsipliny-tehnologii/ viewer

7. Lebedeva L.D. The practice of art therapy: approaches, diagnostics, system of classes. St. Petersburg: Speech, 2003. 256 p.

8. Shkil I.E. Rationing and development of communicative competence and improving the level of education for students with disabilities // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-kommunikativnoy-kompetentnosti-i-povyshenie-urovnya-obscheniya-u-studentov-sredstvami-art-tehnologiy/viewer

9. Shchukin A.N., Frolova G.M. Methods of teaching foreign languages. M.: Academy, 2015. 288 p.

10. Shchukin A.N. Linguodidactic encyclopedic dictionary. Moscow: AST; Astrel; Harves; Keeper, 2008.752 p.

11. Don G. Campbell. The Mozart Effect: Using the power of music to heal the body? Strengthen your mind and unleash your creative spirit. New York: Avon books, 1997.

Информация об авторе М.А. Дудникова — преподаватель Московского государственного института культуры.

Information about the author M.A. Dudnikova — Teacher at the Department of Literature and Linguistics, Moscow State Institute of Culture.

Статья поступила в редакцию 1 9.01.2023; одобрена после рецензирования 1 9.02.2024; принята к публикации 19.03.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 9.01.2023; approved after review 1 9.02.2024; accepted for publication 19.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.