Научная статья на тему 'ФОТОПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ'

ФОТОПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТ-ТЕРАПИЯ / ФОТОПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаменок Мария Алексеевна

В статье рассматривается фотопроект как средство результативного формирования профессионально ориентированной иноязычной лексической компетенции у студентов при обучении английскому языку в вузе посредством пополнения лексического запаса. Актуализируя данную проблематику, автор предлагает определения и классификации инновационных технологий и арт-технологий, а также арт-педагогики, показывая их сходства и различия. На примере фотопроекта как средства арт-педагогики, способствующего поддержанию визуального мышления студентов, кратко описано его использование при обучении студентов английскому языку в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTO PROJECT AS A TOOL FOR FORMING PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article examines a photo project as a means of effective formation of professionally oriented foreign language lexical competence among students when teaching English at a university by replenishing the vocabulary. Updating this issue, the author proposes definitions and classifications of innovative technologies and art technologies, as well as art pedagogy, showing their similarities and differences. On the example of a photo project as a means of art pedagogy that contributes to the maintenance of students’ visual thinking, its use in teaching English to students at a university is briefly described

Текст научной работы на тему «ФОТОПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 372.881.111.1

М.А Хаменок

(Санкт-Петербург)

фотопроект как инструмент формирования

профессионально ориентированной иноязычной

компетенции студентов

photo project as a tool for forming professionally oriented foreign language competence of university students

В статье рассматривается фотопроект как средство результативного формирования профессионально ориентированной иноязычной лексической компетенции у студентов при обучении английскому языку в вузе посредством пополнения лексического запаса. Актуализируя данную проблематику, автор предлагает определения и классификации инновационных технологий и арт-технологий, а также арт-педагогики, показывая их сходства и различия. На примере фотопроекта как средства арт-педагогики, способствующего поддержанию визуального мышления студентов, кратко описано его использование при обучении студентов английскому языку в вузе.

Ключевые слова: инновационные технологии, арт-технологии, арт-педагогика, арт-терапия, фотопроект, профессионально ориентированная иноязычная лексическая компетенция, профессиональное образование.

The article examines a photo project as a means of effective formation of professionally oriented foreign language lexical competence among students when teaching English at a university by replenishing the vocabulary. Updating this issue, the author proposes definitions and classifications of innovative technologies and art technologies, as well as art pedagogy, showing their similarities and differences. On the example of a photo project as a means of art pedagogy that contributes to the maintenance of students' visual thinking, its use in teaching English to students at a university is briefly described. Key words: innovative technologies, art technologies, art pedagogy, art therapy, photo project, professionally oriented foreign language lexical competence, professional education.

В настоящее время изменения, возникающие в Российской Федерации, порождают появление новых задач в системе высшего образования, усиливая ее профессиональный компонент. При этом ключевой задачей является как обеспечение обучающегося определенным показателем знаний для освоения им профессии, так и улучшение его творческой самостоятельности для личностного развития в будущей профессиональной деятельности.

Обучающиеся не только овладевают знаниями и умениями по выбранной профессии, что способствует их профессиональной готовности и компетентности, но и совер-

шенствуют свои общекультурные компетенции. Некоторые из них, например связанные с коммуникационными умениями и навыками, совершенствуют при помощи освоения профессионально ориентированной иноязычной компетенции, пополняя свой запас иностранных слов лексикой, важной для будущей профессиональной деятельности.

Как уже отмечалось ранее в публикациях, анализ научных исследований (среди них работы Л.В. Бабиной, Е.М. Верещагина, Е.М. Коломейцевой, Е.И. Пассова, В.В. Фурмановой и др.) показывает, что «иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность получила различные

трактовки; обобщая некоторые, ее можно определять, например, как способность и готовность специалиста, осознающего себя языковой личностью, к эффективному осуществлению иноязычного общения и взаимодействия в ситуациях профессионального и бытового характера в межкультурном пространстве» [9, с. 10].

Кроме того, следует помнить, что указанная компетенция - это особый вид компетенции, который важно определять и как готовность и способность к владению предметными научными знаниями для профессионального общения, где значимость информации определяется еще и профессиональной составляющей [5, 10, 11]. Поэтому вовлечение студентов в профессионально ориентированную коммуникацию на иностранном языке невозможно без формирования у них иноязычной профессионально ориентированной лексической

компетенции (Рисунок 1), которая не только способствует развитию их общекультурных компетенций студентов, но и служит инструментом формирования отдельных профессиональных компетенций и профессиональной компетенции в целом.

Таким образом, учитывая существующий эмпирический базис данной проблематики, и в частности результаты исследования М.Н. Новоселова [10], будем считать, что важнейшим компонентом профессиональной компетентности студентов вуза является иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, которая позволит выпускникам вуза:

1) взаимодействовать с носителями другого языка (в нашем случае английского) и культуры в логике современного научного мировоззрения с учетом профессиональных особенностей, национальных ценностей и норм поведения в условиях глобализации;

,0*

а**

иноязычная

/ о

Ф

о а

Взаимодействие с носителями другого языка и культуры в логике современного научного мировоззрения, с учетом профессиональных особенностей, национальных ценностей

и норм поведения в условиях глобализации

с*,

%

Оптимальный выбор адекватных ситуациям профессионально-ориентированного общения способов вербальной и невербальной коммуникации

%

%

и!

X •ч о ш

Создание позитивного настроя в профессионально-ориентированном иноязычном общении

Рис. 1. Структура и целевое назначение компетенции [11]. _ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 3 (68)

2) создавать позитивный настрой в профессионально ориентированном иноязычном общении (имеется в виду с носителями английского языка и работающих в профессиональной сфере, для которой обучаются наши студенты);

3) успешно выбирать адекватные ситуациям профессионально ориентированного общения способы вербальной и невербальной коммуникации (но обязательно учитывая национальные и межкультурные особенности собеседников - носителей английского языка).

Инновационные технологии, как новый вид взаимодействия преподавателя и обучающегося, уже общепризнанно способствуют эффективности педагогической деятельности, совершенствованию творческой самостоятельности обучающихся и освоению знаний в той или иной дисциплине, в том числе способствуют и освоению профессионально ориентированной иноязычной лексической компетенции при изучении, например, английского языка.

По мнению В.Г. Колосова [7], инновационные технологии — это комплекс методов, средств и мероприятий, реализующих инновационную деятельность. В числе данных технологий выделяют технологии, помогающие преподавателю в организации инновационной педагогической деятельности [6], в их числе упоминаются и арт-техноло-гии.

Существует большое количество определений арт-технологий (И.М. Кунгурова, В. Беккер-Глош, М. Либман и др.). Так, например, согласно Е.В. Тарановой и Л.И. Онищен-ко [14], арт-технологии - это набор средств, принципов и механизмов разных форм искусства с целью активизации при их помощи художественной активности личности для оптимального профессионально-педагогического решения задач воспитания, обучения и развития (без стремления решить задачи художественного образования). Далее будем придерживаться данного определения, поскольку, на наш взгляд, оно является наиболее полным.

Арт-технологии являются компонентом арт-педагогики. Н.Ю. Сергеева [13] считает,

что арт-педагогика - это формирующаяся, практико-направленная отрасль педагогической науки, исследующая природу, закономерности, принципы, механизмы использования инструментов искусства, чтобы решить профессионально-педагогические задачи.

В научно-методических работах можно встретить также и такие понятия и термины, как «арт-терапевтическая педагогика» (Л.А. Аметова-Давыдовская [1]), «психопедагогика искусства» (В.П. Анисимов [2]), «арт-педагогический подход» (О.С. Булатова [4]) и др., но все они в той или иной мере пересекаются с пониманием «арт-терапии» зарубежными учеными (например, M. Liebmann [16] - университет Cambridge, Boston).

Отметим, что арт-педагогика и арт-терапия - это разные понятия. Что касается понятия «арт-терапия», то мы разделяем взгляд председателя арт-терапевтической ассоциации, доктора медицинских наук А. И. Копытина [8], который определяет арт-терапию как комплекс психологических методов воздействия, реализуемых в сфере изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений, применяемых для лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами и лиц группы риска.

К видам арт-технологий, согласно Л.Г. Светоносовой [12], относятся: аудиовизуальные технологии, изобразительные технологии, театрализованно-игровые технологии и многие другие.

Кроме указанных технологий, сюда же относятся и некоторые виды технологий из арт-терапии. Но цели и задачи арт-педа-гогики отличаются от целей и задач арт-терапии. Так, при использовании, например, элементов фототерапии целью в арт-педа-гогике будет прояснение учебно-воспитательного содержания, тогда как в арт-терапии целью является выражение клиентом своего внутреннего мира. Отметим, что различия будут и в специалисте: в арт-педаго-гике деятельность может осуществлять лю-

бой учитель, в то время как в арт-терапии только психолог или психотерапевт, а также педагог-психолог.

Фототерапия подразумевает создание или восприятие фотографических образов и их обсуждение. Поскольку в фотографии заложено создание художественных образов, как отмечает М.В. Киселева, то «можно считать ее одним из видов визуального искусства» [6]. Такой вид дает возможность преподавателю результативно формировать профессионально ориентированную лексическую компетенцию у студентов при помощи элементов фототерапии, а именно фотопроекта на занятиях английского языка в вузе. Надобность применения данного фотопроекта возрастает за счет мышления, которым обладают студенты. Поскольку многие сегодняшние студенты вузов, по мнению Р. Арнхейма [3], являются представителями поколения 2 (1995-2004 гг.) и имеют преимущественно визуальное мышление, то информация, изучаемая ими на занятиях, не может быть ими понята сразу и усвоена, так как она зачастую плохо структурирована.

Таким образом, актуализируется вопрос об использовании средств, позволяющих поддерживать визуальное мышление обучающихся [15]. Одним их этих средств является фотопроект (Рисунок 2), в котором мобильные телефоны или планшеты / камеры

фотоаппарата выступают инструментом фиксации предметов, за которыми стоят понятия, изученные ранее или изучаемые во время занятия.

Данное средство - фотопроект - способствует повышению результативности формирования профессионально ориентированной лексической компетенции за счет визуального закрепления изображения, а именно с помощью изучения и подборки существующих фотографий и/или фотографирования предмета и сопоставления его образа с термином - словом его обозначающим - лексемой.

Целью данного проекта служит развитие профессионально ориентированной лексической компетенции посредством пополнения запаса английских слов у студентов. Согласно предложенному списку профессиональных терминов и понятий определенной темы необходимо найти объекты, обозначающие слова, в окружающей действительности и с использованием фотокамеры сделать фотоснимок.

Остановимся на характеристике фотопроекта, используемого на занятиях по английскому языку в вузе. Проект состоит из 5 этапов.

На первом этапе преподаватель описывает типы фотографий. Они подразделяются на активные (разработанные самостоятельно) или пассивные (найденные на ре-

ФОТОПРОЕКТ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПОПОЛНЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА АНГЛИЙСКИХ СЛОВ У СТУДЕНТОВ

1

ЭТАП

Знакомство с

типами

фотографий

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

2ЭТАП Ж ЭТАП

3 4

Подбор и обсуждение фотографий по определенным темам

Разработка макета и плана работы над проектом

Работа над проектом и его презентация

^^ЭТАП

5

Получение обратной связи, подведение итогов

Рис. 2. Фотопроект как средство арт-педагогики для повышения результативности обучения.

сурсах). Преподаватель сопровождает свой рассказ примерами в виде изображений (разговорный вариант).

На втором этапе преподаватель ведет обсуждение со студентами, какие именно фотографии можно использовать при прохождении конкретной темы, определяются цель и задачи.

Третий этап подразумевает, что студенты вместе с преподавателем разрабатывают макет работы над проектом: отбор мест для фотографирования и установление источников, подходящих для выделения фотографий пассивного типа.

На четвертом этапе студенты осуществляют деятельность по макету над фотопроектом под руководством учителя в удобное внеурочное время. В конце студенты делают презентацию.

Обучающиеся, сменяя друг друга, демонстрируют свой фотопроект. Они в небольшом объеме сообщают о своих ощущениях по проделанной работе.

Пятый этап подразумевает получение обратной связи, резюмирование и подведение итогов. Студенты сообщают, что было нового, необычного, трудного для них при осуществлении деятельности в данном фотопроекте. Преподаватель формулирует выводы, подводит итоги.

Таким образом, педагогические возможности применения арт-технологий на уроках английского языка для студентов разнообразны, поскольку существует большое число видов арт-технологий, которые можно результативно использовать в процессе обучения. Введение арт-технологий в учебный процесс и использование фотопроекта способствует повышению результативности формирования профессионально ориентированной иноязычной лексической компетенции и развитию творческих способностей обучающихся.

Литература

1. Аметова-Давыдовская Л.А. Эмоциональный ренессанс. Арттерапия. - М.: Ремдер, 2005. - 259 с.

2. Анисимов В.П. Искусство и нравственность: к проблеме определения предмета арт-пе-дагогики // Современные проблемы науки и образования. - М., 2009. - № 2. - С. 1-9.

3. Арнхейм Р Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. - Душанбе, 1973. - С. 8-98.

4. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании: моногр. - Тюмень: Изд-во ТГУ 2004. - 230 с.

5. Дудина Г.О., ЧечикИ.В. Ресурсы масс-медиа как средство формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов на занятиях по РКИ // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5(78). - С. 262-264.

6. Киселева А.В. Арт-технологии как инновационный подход к самостоятельной работе студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2016. - № 10-1. - С. 190-193.

7. Колосов В.Г. Введение в инноватику: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГПУУ 2002. - 148 с.

8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков - М.: Когито-Центр, 2007. - 197 с.

9. Медянова П.В., Рыжова Н.И. Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3 (34). - С. 8-12.

10. Новоселов М.Н. Методика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов вуза: бакалавриат и магистратура: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.02. - Пермь, 2014. - 18 с.

11. Петрова А.П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01.

- Якутск, 1999. - 179 с.

12. Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя // Мир науки. Педагогика и психология. - М., 2016. - № 3.

13. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий // Ученые записки Забайкальского Государственного Университета. - Чита, 2016. - № 2. -С. 69-75.

14. Таранова Е.В., Онищенко Л.И. Педагогический анализ термина «арт-педагогика» // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза, 2018.

- С. 212-214.

15. Тенхунен П.Е., Елисеева Ю.А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. - Саранск, 2015. - № 4 (81).

16. Liebmann M. Art Therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge

- Boston - L.: SHAMBALA,2003. P. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.