Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Юлия Владимировна

В статье рассматриваются проблемы использования мультимедийных арт-технологий в обучении иностранному языку младших школьников. Раскрываются особенности обучения младших школьников иностранному языку, а также что представляют собой арт-технологии, в чем их специфика и эффективность как методики обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MULTIMEDIA ART TECHNOLOGIES IN TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the problems of using multimedia art technologies in teaching a foreign language to primary school students. The article reveals the features of teaching younger students a foreign language, as well as what art technologies are, what is their specificity and effectiveness as a teaching method.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

6. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков. Лекция-доклад // Серия материалов школы-семинара «Создание единого информационного пространства системы образования» / Под общей редакцией д.т.н., проф. Н.А. Селезневой и д.т.н., проф. И.И. Дзегеленка. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 24 с.

7. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. - №1. -С. 25-35.

8. Норбоева Ф.Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку / Ф.Р. Норбоева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. -№ 22 (312). - С. 623-625. - URL: https://moluch.ru/archive / 312/70952 (дата обращения 30.08.2020).

9. Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов неязыкового вуза с применением методов рефлексивно-креативного подхода: монография / О.В. Раздорская. - М.: Академия Естествознания, 2015. - 122 с.

10. Салиева З.И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка / З.И. Салиева. - Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3 (6). - С. 63-65. - URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1358/ (дата обращения 11.08.2020).

Педагогика

УДК 372.61

аспирант Соколова Юлия Владимировна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования мультимедийных арт-технологий в обучении иностранному языку младших школьников. Раскрываются особенности обучения младших школьников иностранному языку, а также что представляют собой арт-технологии, в чем их специфика и эффективность как методики обучения.

Ключевые слова: мультимедиа, арт-технологии, иностранный язык, младшие школьники, методика обучения.

Annotation. The article deals with the problems of using multimedia art technologies in teaching a foreign language to primary school students. The article reveals the features of teaching younger students a foreign language, as well as what art technologies are, what is their specificity and effectiveness as a teaching method.

Keywords: multimedia, art technologies, foreign language, primary schoolchildren, teaching methods.

Введение. В современном мире существует большое количество различных методик обучения иностранному языку. Использование мультимедийных, компьютерных технологий уже нельзя назвать инновационными, так как Интернет и компьютер уже стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

Сегодня перед образованием встает проблема поиска наиболее производительных технологий обучения и воспитания, создания новых парадигмальных подходов к учебной деятельности, внедрения эффективных видов управления образовательным процессом и рассмотрения самого педагогического процесса под новым углом зрения, который часто связывают с системным преобразованием реальных педагогических систем. Именно поэтому современный учебно-воспитательный процесс воспринимается сквозь призму педагогической системы.

Традиционное обучение упрощает задачу учащихся понять иностранный язык и препятствует пониманию ими структуры и функции языка, делает учащихся пассивными получателями знаний. Главной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях является приобретение учащимися умений и навыков грамотного использования иностранного языка в реальных жизненных ситуациях не только повседневного, но и делового, профессионального общения.

Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является актуальной в психолого-педагогической науке и практике как составляющая перспектив становления современного образования, что предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.

Современность требует от педагога и ученого изучать и рассматривать мультимедиа как средство интерактивного и креативного обучения иностранному языку.

Изложение основного материала статьи. Современные информационные технологии требуют внедрения новых подходов к обучению. Это не традиционная система плюс компьютер, это совсем другой учебный процесс, который должен обеспечивать развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребность в самосовершенствовании, постоянное самообразование.

Каждое мультимедийное средство обучения отличается своей оригинальностью, но они являются универсальными лишь при комплексном применении средств новых информационных технологий обучения с учетом их характеристик, дидактических возможностей и психологическим обоснованием их использования в обучении иностранному языку. В этом случае можно говорить о повышении эффективности и качества учебного процесса [5].

В такой форме уроки лучше воплощают содержание методов и форм обучения, воспитания четкого нормирования времени, усилий учеников и учителя. Методически обоснованный процесс достижения запланированных педагогических результатов, включающий формирование знаний и умений учащихся, раскрытие особым образом наполненного содержания урока - в сочетании научной организации труда учащихся и учителя - это и есть педагогическая технология и оптимизация обучения учащихся иностранному языку.

В образовании младших школьников ещё актуальным является использование наглядности, игровых технологий, которые способны не только привлечь, но и удержать внимание детей. Поэтому так важно при обучении любому иностранному языку учитывать возрастные особенности учащихся.

Одной из актуальных методик является использование средств наглядности - арт-технологий. К арт-технологиям относятся разные виды изобразительного искусства, художественной литературы, театрального искусства, танцы, игры и компьютерное творчество. Арт-технологии при обучении иностранному языку помогают развивать воображение, творческое мышление и что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся [2, с. 252].

Термин «арт-технология» в систему обучения иностранных языков был заимствован из психологии. В психологической литературе творчество применялось как один из методов психокоррекции и сформировался в отдельное направление - арт-терапия. Использование арт-технологий подходит для индивидуальной, парной и групповой работы [4].

Арт-технологии целесообразно выбирать с учётом того, какие именно лингвистические умения и навыки необходимо формировать на уроке. Для лексических навыков лучше всего использовать стихотворения, песни, игры. Дети на уроке могут не только учить наизусть стихотворение или фрагмент из сказки, но и заниматься рифмовкой или написанием своей сказки на изучаемом языке.

Преимущества применения стихотворных произведений в обучении иностранному языку следующие:

- расширяют лексический запас, развивают у учащихся чувство языка, знание его стилистических особенностей и помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков;

- стимулируют монологическую и диалогическую речь, способствуют развитию как подготовленной, так и спонтанной речи;

- помогают лучше усвоить и активизировать грамматические конструкции, применяемые в иностранном языке;

- способствуют развитию социокультурной компетенции, созданию на уроке особой атмосферы страны, язык которой изучается, предоставляя историческую ретроспективу, разные взгляды на отношения и ценности народов, язык которых изучается;

- оживляют процесс преподавания, вносят разнообразие, вызывают положительные эмоции и создают высокую мотивацию;

- обогащают воображение, снижают психологическую нагрузку учеников, повышая их эмоциональный тонус (также за счет отдыха от рутинной работы с учебниками и тетрадями).

Одним заданий также может быть прослушивание перевод известных песен. В работе с песнями можно давать задания по переводу текста, как в визуальном формате, так и на слух. Кстати, у многих обучаемых основной проблемой остаётся слуховое восприятие иностранных слов. Прослушивание песен на уроках иностранного языка способствует развитию устной речи.

При работе с художественным текстом значительно расширяется словарным запас, так как, многие писатели используют разговорную лексику, фразеологические обороты, которых обычно нет в учебниках. Материала, который предусматривает стандартная программа преподавания иностранного языка недостаточно, чтобы учащиеся могла в полной мере освоить курс и свободно владеть другим, неродным языком.

Младшим школьникам также будет интересно составлять коллажи на какую-нибудь тему, например, «Достопримечательности Лондона» или фоторассказ про любимый фильм, мультфильм или знаменитость. Рисование также способствует закреплению интереса и мотивации к обучению, особенно в начальной школе. Можно использовать готовые картины и рисунки, чтобы дети их анализировали на изучаемом языке. Это послужит для них стимулом к формированию своего мнения про то или иное произведение искусства.

Использование арт-технологий в процессе обучения иностранному языку позволяет:

- формировать и совершенствовать языковые навыки;

- пополнять словарный запас;

- совершенствовать речевые умения;

- поддерживать интерес к обучению;

- смоделировать реальную языковую коммуникацию;

- сделать процесс обучения более живым;

- побуждать детей к взаимодействию, сотрудничеству;

- повысить мотивацию учеников [3].

Возможно театрализацию на уроках иностранного языка, можно создавать вместе с детьми постановки на изучаемом языке, например, взять за основу сказку в оригинале. Преимуществом данной методики является то, что детям необходимо будет не только выучить текст, но и использовать актёрское мастерство, а значит уделить внимание правильному произношению, интонации и темпу речи. На уроках можно использовать такие арт-техники как разыгрывание телефонного разговора, интервью, озвучка мультфильмов.

Помимо подбора подходящей методики для педагога важно определиться с форматом подачи материала, который должен соответствовать интересам современных детей. Все выше перечисленные методики можно реализовывать с помощью мультимедийных технологий.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. В условиях аудиторной формы обучения преподаватель не всегда имеет возможность уделить должное внимание каждому обучающемуся, что приводит к потере мотивации к обучению и понижению уровня знаний, умений и навыков [1, с. 36].

Мультимедийные технологии можно применять в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься младшими школьниками. Использование мультимедийных средств на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, т.е. активизирует деятельность студентов, повышает заинтересованность в предмете и дает возможность организовать самостоятельную работу каждого учащегося с учетом его возрастных, психологических особенностей и уровня владения языком.

Мультимедийные арт-технологии направлены на развитию индивидуальных образовательных траекторий, адаптацию содержания учебного материала к индивидуальным особенностям младших школьников, к их когнитивным и интеллектуальным способностям.

Одним из примеров мульмедийных арт-технологий является презентация, с помощью можно разнообразить подачу материала. Презентация должна быть яркой, с использованием различных шрифтов и эффектов, картинок и музыкального сопровождения. Составление презентации можно задать детям в качестве домашнего задания, где они могут проявить креативное мышление.

Так, начиная урок или новую тему, учитель часто мотивирует познавательную деятельность учащихся, предлагая им посмотреть видеоряд, слайд-шоу или прослушать аудиозапись. Для проигрывание видеоряда и аудиозаписей используются различные мультимедийные проигрыватели, для показа слайдов прибегают к использованию программы создания презентаций MS Power Point.

Уроки с использованием художественных средств развивают образное мышление, они обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, правилам речевого этикета, показывают приёмы правильного выхода из конфликтных ситуаций, ускоряют развитие навыков говорения и общения.

Для внедрения мультимедийных арт-технологий учитель должен построить не просто план действий, а составить сценарий, в котором будут учтены элементы атрибутики, культуры общения, речи, пластики. Когда этот сценарий побуждает учеников к ролевому общению друг с другом.

Обновление содержания обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях связано, прежде всего, с некоторыми изменениями в стратегических направлениях развития современного школьного образования, а именно: направлением учебной деятельности на формирование необходимых жизненных компетенций, что в будущем позволило бы выпускникам школы комфортно чувствовать себя в мировом мультинациональном пространстве.

Как мы утверждали ранее известные песни могут быть использованы как вспомогательный материал к учебнику. Песни лучше транслировать с помощью мультимедийного проектора с субтитрами, чтобы дети могли и слышать, и читать текст.

Хорошей идеей является использование песенных материалов, которые предлагают ученики, поскольку: песни, выбранные учениками, накладывают на последних определенную ответственность, поощряют их к уроку и позволяют приблизиться к внутреннему миру ученика.

Желательно, чтобы изучение имело какое-то продолжение и логично связывалось с последующим занятием или самостоятельной работой учащихся - например, во внеклассной работе, например при проведении недель английского языка (просмотры мультфильмов и фильмов в оригинале, прослушивание песен, создание проектов и презентаций и т.д.).

При работе с песней можно использовать видеоклипы, которые часто являются настоящими художественными шедеврами, в которых искусно объединены звук, изображение, текст.

Учитель может применить самые разнообразные упражнения на уроке при работе с песней. К примеру:

- Угадайте содержание песни, исходя из ее названия или ключевых слов.

- Заполните пропуски словами из песни (существительными, глаголами и т.д.).

- Расположите в последовательности перепутанные строки песни.

- Напишите отсутствующие строки.

- Подберите рифмы из представленных учителем слов и закончите строки.

- Подчеркните или подберите синонимы (антонимы) к словам, данным учителем на доске.

- Найдите «скрытые» слова.

- Объясните идиомы своими словами.

- Решите кроссворды.

- Представьте и расскажите, нарисуйте то, о чем рассказал музыкальный отрывок.

- Обсудите с учениками впечатления, возникшие во время прослушивания музыкального произведения или свое отношение к тому, о чем идет речь в песне [17, С. 14].

Выбор учителем упражнений, которые он применяет во время ознакомления учеников с песней, опять же полностью зависит от цели, которую он для себя выбрал.

Из положительных последствий работы с песней следует отметить, что:

- растет развитие навыков аудирования, чтения, письма и устной речи;

- формируется высокий уровень мотивации, создается атмосфера сотрудничества, наблюдается осмысленная проработка учебного материала, обеспечивается развитие и саморазвитие личности;

- реализуется применение компетентностного подхода к изучению иностранного языка, максимальное привлечение ученика к изучению иностранного языка на протяжении всего времени обучения.

При применении песен на уроках английского языка следует опираться на коммуникативный подход к обучению языку. Использование интерактивных методов, инновационных технологий и коммуникативных задач, реализуемых путем организации совместной деятельности учителя и учащихся, дают впечатляющий развивающий эффект.

В такой форме уроки лучше воплощают содержание методов и форм обучения, воспитания четкого нормирования времени, усилий учеников и учителя. Методически обоснованный процесс достижения запланированных педагогических результатов, включающий формирование знаний и умений учащихся, раскрытие особым образом наполненного содержания урока - в сочетании научной организации труда учащихся и учителя - это и есть педагогическая технология и оптимизация обучения учащихся иностранному языку.

Модернизация образования и компьютеризация средней школы, проводимые в ее рамках, значимы не просто сами по себе как определенная дань новому витку технического прогресса.

Сегодня использование мультимедийных технологий на уроке - это не просто модные устройства, а средства обучения, особые новейшие педагогические инструменты.

Основным правилом при построении новой образовательной среды можно считать соблюдение принципа психолого-педагогической целесообразности использования Интернет-ресурсов. С точки зрения педагогической целесообразности это означает, что ресурсы сети Интернет предполагается расценивать только как инструмент, средство повышение эффективности и дальнейшей оптимизации процесса обучения.

Психологический аспект проблемы должен учитывать процессы психологического взаимодействия всех составляющих особой реальности, рожденной в новой образовательной среде: субъектов процесса обучения -учителя и ученика, объекта их наглядного взаимодействия - изучаемого и мультимедийных технологий, как инструмента, технического средства обучения интерактивного характера.

Целесообразно использовать мультимедийные арт-технологии на каком-либо этапе урока, на разных этапах изучения темы. Это способствует развитию устной речи, чтения, аудирования, а также усвоению грамматических структур, фонетических явлений, активизации лексических единиц и тому подобное.

Выводы. Итак, подготовка и использование мультимедийных арт-технологий усиливает мотивацию обучения и, конечно, помогает учителю, так как служит своеобразной формой опорного конспекта. Однако учитель должен стараться следить за тем, чтобы уроки не были перегружены использованием не учебных материалов необходимо часто менять виды и формы деятельности на уроке.

Литература:

1. Еременко М.В. Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка / М.В. Еременко, Ю.С. Пашукевич // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. -2010. - № 2 (4). - С. 36-41

2. Есаулова О.В. Арт-технологии как средства овладения иноязычным общением в основной школе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: Адыгейский государственный университет, Общество с ограниченной ответственностью «Наука и образование», 2014. -№ 9. - С. 252-254

3. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. - СПб.: КАРО, 2008. - 224 с.

4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. Изд.-М.: «Когито-Центр», 2010. - 197 с.

5. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для учеников педагогических колледжей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 412 с.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Сорокина Людмила Александровна

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

доктор медицинских наук, профессор Плахов Николай Николаевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

доктор медицинских наук, профессор Буйнов Леонид Геннадьевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);

доктор медицинских наук, доцент Шангин Андрей Борисович

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В последнее десятилетия наблюдается негативная динамика показателей состояния здоровья молодежи. Только 9,7% студентов оказались полностью здоровы, у остальных были выявлены те или иные нозологические формы алиментарно-зависимых заболеваний, что обуславливает питание как одну из важнейших проблем, определяющих здоровье студентов. Целью работы явилась сравнительная оценка пищевого статуса студентов первого и четвёртого курса бакалавриата педагогического вуза как компонента культуры здоровья. Результаты исследования позволили выявить недостаточный уровень знаний о рациональном питании у студентов первого курса педагогического университета. За время обучения в педагогическом вузе студенты бакалавриата формируют компетенции в сфере организации здорового образа жизни, в том числе в области рационализации стереотипа питания, что подтверждает формирование у них необходимого компонента культы здоровья в целом.

Ключевые слова: здоровье; студенты; обучение; питание; культура здоровья.

Annotation. In the last decade, there has been a negative dynamics of indicators of the health status of young people. Only 9.7% of the students turned out to be completely healthy, the rest were found to have one or another nosological form of alimentary-dependent diseases, which determines nutrition as one of the most important problems that determine the health of students. The aim of the work was a comparative assessment of the nutritional status of first and fourth year undergraduate students of a pedagogical university as a component of health culture. The results of the study made it possible to reveal an insufficient level of knowledge about rational nutrition among first-year students of the pedagogical university. During their studies at a pedagogical university, undergraduate students form competencies in the field of organizing a healthy lifestyle, including in the field of rationalizing the stereotype of nutrition, which confirms the formation of the necessary component of the cult of health in them in general.

Keywords: health; students; training; food; health culture.

Введение. Современное общество переживает сложный период перехода на новую ступень эволюционного развития в направлении глобального технологического подъёма на основе использования цифровых разработок, перспективных видов энергии и материалов, создания искусственного интеллекта, внедрения роботизации и др. Интенсификация производственных процессов создаёт угрозу появления дополнительного комплекса рисков для здоровья человека в виде увеличения трудовой, преимущественно умственной, нагрузки, повышения уровня индивидуализации личности и социального расслоения граждан, уменьшения числа рабочих мест, негативного влияния объёма и содержания информации на эмоциональную и когнитивную деятельность головного мозга [1, 2]. За относительно короткий период времени отмечена существенная негативная динамика показателей состояния здоровья, физического и умственного развития представителей подрастающего поколения, особенно в условиях растущей информатизации и интенсификации образования [1-7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.