УДК 372.881.1
АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ART-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN SECONDARY SCHOOL: COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT
© 2021
М.С. Досковская, Е.Л. Шнейдман M.S. Doskovskaya, E.L. Shnejdman
Исследование, часть которого представлена в настоящей статье, посвящено использованию арт-педагогических технологий в процессе обучения иностранному языку в средней школе. Методический потенциал арт-педагогики в преподавании иностранного языка огромен: ее технологии позволяют эффективно решать ключевую образовательную задачу - формировать и развивать у учащихся коммуникативную компетенцию, одновременно стимулируя их познавательную и творческую активность, снимая у них стресс и перенапряжение. В статье мы рассматриваем две наиболее популярные в современной российской средней школе арт-педагогические технологии, применяемые на уроках иностранного языка, - коллаж и метод ситуационного анализа. Обе эти технологии могут эффективно применяться в учебных группах независимо от возраста учащихся и от уровня их языковой подготовки, что позволяет считать их практически универсальными.
Ключевые слова: основная образовательная программа; средняя школа; коммуникативная компетенция; арт-педагогические технологии; коллаж; метод ситуационного анализа; методический потенциал.
The study, part of which is presented in this article, is devoted to the use of art-pedagogical technologies in the process of teaching a foreign language in secondary school. The methodological potential of art pedagogy for teaching a foreign language is enormous: its technologies make it possible to effectively solve the key educational task of forming and developing students' communicative competence, while simultaneously stimulating their cognitive and creative activity, relieving stress and overstrain. In the article, we consider two of the most popular art pedagogical technologies used at foreign language lessons in modern Russian secondary school - collage and case study method. Both of these technologies can be effectively used in study groups regardless of the age of students and their language level, which makes them practically universal.
Keywords: basic educational program; secondary school; communicative competence; art pedagogical technologies; collage; case study method; methodological potential.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) сформулированы требования к личностным, метапред-метным и предметным результатам освоения школьниками основной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС ООО результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» предполагают, среди прочего, формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лекси-
ческого запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремления к самосовершенствованию в образовательной сфере «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации через иностранный язык; развитие способности планировать свое речевое и неречевое поведение [1].
Таким образом, мы видим, что предметные результаты изучения иностранного языка связаны, главным образом, с понятием «коммуникативная компетенция».
Проблема коммуникативной компетенции - ее определение, структура и т.п. -сегодня весьма основательно проработана
как в зарубежной, так и в отечественной методике обучения иностранным языкам, и мы не будем останавливаться на ней подробно.
Коммуникативная компетенция, провозглашаемая целью и конечным результатом обучения иностранному языку, является сложным, многокомпонентным явлением [2]; она формируется и развивается у школьников непрерывно и последовательно на протяжении всего периода обучения.
Вслед за А.А. Леонтьевым под иноязычной коммуникативной компетенцией мы понимаем способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности. Она основана на наборе навыков, которые позволяют человеку участвовать в вербальном общении во всех его видах - в говорении, аудировании, чтении и письме [3].
Из определения коммуникативной компетенции следует вывод: чтобы полностью использовать иностранный язык как средство реального межличностного общения, недостаточно его «знать». Коммуникативная компетенция включает, прежде всего, способность ребенка взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и потоком информации; способность выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Очевидно, что успешное формирование этой компетенции во многом зависит от правильного выбора и использования педагогических технологий.
Обучение иностранному языку как практическому средству межкультурного общения требует активного внедрения прогрессивных технологий, которые позволяют изменить привычную структуру иноязычного образования за счет вовлечения школьников в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.
Сегодня остро стоит проблема обеспечения организации учебного процесса в условиях резкого увеличения объема учебной информации и ограничения бюджета времени без физических и психологических перегрузок педагогов и обучающихся что на
учеников ложится огромная нагрузка, как физическая, так и психоэмоциональная. Во многом именно с этим связан растущий интерес преподавателей иностранных языков к различным технологиям арт-терапии. Эти технологии, с одной стороны, напрямую способствуют решению базовых образовательных задач, в частности развитию коммуникативной компетенции, а с другой, - они, основанные на творческом подходе, призваны снимать психоэмоциональное напряжение, повышать мотивацию учеников.
Важнейшую роль искусства в работе со школьниками неоднократно подчеркивали многие видные зарубежные и российские педагоги. Сегодня можно говорить о существовании специальной педагогики искусства (арт-педагогики) как синтеза двух областей научного знания - педагогики и искусства, обеспечивающего развитие теории и практики педагогического процесса через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, визуальную, художественно-вокальную, театральную и игровую) [4].
В основе арт-технологий, активно применяемых сегодня в образовании, лежат приемы и техники арт-терапии, которая, строго говоря, является направлением медицинским, психотерапевтическим. Но, рассуждая об арт-педагогических технологиях, мы подразумеваем, по сути, именно «педагогическое» использование различных технологий арт-терапии [5].
Как подчеркивает О.В. Есаулова, использование подобных технологий в школе способствует не только повышению мотивации к обучению, но и более интенсивному развитию коммуникативной компетентности учащихся. Это обусловлено тем, что во время занятий с использованием художественных технологий ученики особенно тесно контактируют друг с другом и с учителем, в частности в устной форме [6].
Методы и приемы арт-педагогики позволяют школьникам развивать такие компоненты творческих способностей, как оригинальность (выходящая за рамки явно предполагаемых общеизвестных подходов и реше-
ний) и проработанность составленного проекта (его точность, детализация с учетом всех условий) - от идеи к реализации) [7].
Важнейшая особенность арт-техноло-гий - их многозадачность и многомерность. Именно это позволяет учителю использовать их на любом этапе урока: в его начале и конце, при объяснении нового материала, домашнего задания, в физкультминутках. Подчеркнем, что применение художественных технологий возможно при разных формах организации деятельности: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Это особенно актуально для обучения подростков, которые стремятся подчеркнуть свою личную, независимую от других точку зрения, а также склонны к созданию различного рода группировок [8].
В настоящей статье подробнее рассмотрим две арт-педагогические технологии - сегодня самые популярные из применяемых в средней школе на уроках иностранного языка с целью формирования и развития у учащихся коммуникативной компетенции.
Первая из них - коллаж.
Словом «коллаж» (франц. collage -наклеивание, приклеивание) называется сравнительно молодая арт-техника (как процесс, так и конечный результат), которая подразумевает прикрепление, необязательно с помощью клея, к какой-либо основе разного рода материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
Коллаж имеет ряд дидактических преимуществ: это не только изображения (рисунки, фотографии и т.д.), но также словесные и знаковые компоненты (слова, грамматические конструкции, даты, диаграммы, символика и др.) [9]. Очевидно, что именно он является лучшим наглядным пособием для обучения иностранному языку.
В обучении коллаж можно эффективно использовать на этапе формирования произношения, лексических и грамматических навыков; при организации первичного закрепления учебного материала, изложении грамматических правил; в работе над автоматизацией речевых единиц, при по-
вторении недавно изученного материала; при демонстрации различных объектов.
Коллаж не менее эффективен и при дальнейшем развитии полученных навыков: его используют на этапе обобщения ранее изученного материала и перевода его в речь. Коллаж поможет создать коммуникативную ситуацию при восприятии речевого образа, культурологического материала о стране изучаемого языка, а также послужит опорой для толкования информации.
Незаменим коллаж и на этапе развития реальной речевой компетенции, то есть обучения монологу, а также формам диалогического общения. На этом этапе он может выступать как средство побуждения школьников к монологу, создания коммуникативной ситуации, формирования смысловых опор для построения диалога.
Рассмотрим возможное применение арт-педагогической технологии коллажа на примере темы «La France, un pays européen», которую в школах, где применяется УМК «Le français en perspective» А.С. Кулигиной, изучают в 7 классе [10]. Составленный по данной теме коллаж позволит учащимся запомнить различные термины, относящиеся к общественно-политическому устройству Франции, а также названия французских государственных праздников.
Работа над составлением коллажа может вестись индивидуально, попарно, в группах, в нее может быть вовлечен весь класс.
Любой коллаж предполагает некий ключевой концепт, именуемый ядром, вокруг которого располагаются концепты-спутники. Ядром данной темы является понятие «Un pays démocratique». Вокруг ядра выстраиваются понятия-спутники - «le citoyen», «le parlement», «la nationalité» и т.п., каждое из которых одновременно является ядром для других понятий. Например, к понятию «la nationalité» будут относиться такие понятия, как «l'emblème de l'État», «l'hymne national», «une fête nationale» и др. Каждое из них в свою очередь послужит ядром для новой ассоциатив-
ной группы. Так, понятие «une fête nationale» «обрастает» названиями конкретных государственных праздников Франции - «Le jour de l'an», «La fête du Travail», «Le jour de la prise de la Bastille», «L'armistice de 1945», «Le Noël» и др. Таким образом определяются и обозначаются все понятия, составляющие будущий коллаж. После этого учитель закрепляет (или записывает) обозначающие их слова на доске, и учащиеся по очереди прикрепляют рядом со словами изображения, их иллюстрирующие (они должны быть подготовлены учителем заранее). В составлении коллажа очень важно продвигаться постепенно, строго соблюдая очередность: сначала изображениями должны быть заполнены ядро и ключевые понятия коллажа, а уже потом слова-спутники.
«Включая в работу» оба полушария мозга, коллаж становится прекрасным средством развития не только знаний, умений и навыков по предмету, но также креативности, саморефлексии и снятия ограничений в восприятии, что особенно актуально в контексте современных требований к результатам освоения учащимися программы основного общего образования.
Второй, не менее популярной сегодня арт-педагогической технологией, применяемой для формирования и развития коммуникативной компетенции, является так называемый метод ситуационного анализа, у которого есть и другие названия: технология конкретных ситуаций, кейс-метод, case study method и др.
Фактически эта технология пришла в педагогику из бизнес-сферы. Суть ее заключается в том, что учитель предлагает школьникам изучить какую-либо проблемную ситуацию из реальной практической деятельности и после тщательного всестороннего ее анализа самим аргументированно предложить несколько (как правило) путей решения данной проблемы [11].
Метод ситуационного анализа позволяет педагогу эффективно решать основную образовательную задачу - формировать коммуникативную компетенцию путем активи-
зации познавательной деятельности учащихся и повышения их мотивации к изучению иностранного языка. В процессе работы над конкретной - пусть и смоделированной - ситуацией школьники овладевают самим навыком аналитико-синтетических операций, совершенствуют умение работать с различного рода информационными источниками, учатся варьировать свои решения в соответствии с поставленной перед ними задачей, а главное - развивают умение работать в коллективе, аргументированно отстаивать и защищать свою точку зрения, мыслить критически, анализировать и оценивать себя и других.
Сложно переоценить эффективность данной арт-педагогической технологии в обучении иностранному языку. Она в некотором смысле универсальна, поскольку предполагает активизацию всех видов речевой деятельности, как рецептивных (чтение, аудирование), так и продуктивных (письмо, говорение), может с равным успехом применяться в индивидуальной, парной и групповой работе.
Технология конкретных ситуаций включает ряд обязательных этапов. Сначала педагог знакомит учащихся с самой ситуацией, затем делит их на группы (или предлагает разделиться самостоятельно). В группах школьники распределяют между собой роли, а далее начинают непосредственно «ситуационную» деятельность - проводят всесторонний анализ данной ситуации, принимают некое общее решение и каким-либо заранее условленным образом его оформляют. На заключительном этапе происходит подведение итогов - анализируется деятельность групп, дается оценка тому, насколько эффективно каждая группа справилась с поставленной задачей. При должном уровне языковой подготовки и наличии времени возможны также разбор оптимального варианта решения задачи и общая дискуссия [12].
Рассмотрим более подробно возможное применение метода ситуационного анализа при изучении в 6 классе раздела «Que la Terre ne meurt pas!» по УМК «Le français en perspective» A.C. Кулигиной [13].
Коммуникативные задачи данного раздела включают в себя развитие языковой и/или речевой догадки, умения делиться наблюдениями, навыка творческого использования информации для структурирования сообщений и т.п.
В рамках раздела учащиеся изучают тему «Вселенная/Космос»: повторяют строение Солнечной системы, учатся составлять «паспорт Земли», развивают экологическое сознание, то есть воспитывают в себе ответственность за чистоту родной планеты и ответственность за ее обитателей, в том числе братьев наших меньших.
Одна из возможных подтем для работы по технологии конкретных ситуаций -«Les animaux d'un zoo sont-ils heureux?».
После выполнения нескольких предварительных заданий и представления общей проблемной ситуации учеников просят самостоятельно или с помощью учителя разделиться на 3 группы, в которых они будут решать конкретные кейсы-задачи. Каждой группе выдается карточка с описанием проблемы и ряд вопросов, на которые нужно ответить. Приведем примеры.
Le problème.
Aujourd'hui, des animaux sauvages sont gardés dans des zoos du monde entier. Ce problème attire constamment l'attention des militants des droits des animaux qui sont catégoriquement contre les zoos. Mais cette question est-elle si claire? Outre de nombreux arguments contre, les zoos présentent des avantages incontestables: souci des espèces menacées, sécurité, visibilité dans l'enseignement, simplification de la recherche scientifique, et bien d'autres.
Les cartes:
1. S'habituant à la vie en captivité, les animaux du zoo ne pourront plus jamais vivre dans leur habitat naturel, plein de dangers et de difficultés qui les guettent à chaque tournant. Ils oublient ce que signifie chasser, fuir, survivre, se nourrir. Les animaux s' habituent au fait qu'ils reçoivent tout et n'ont pas besoin de faire d'effort.
2. Le manque de liberté conduit à l' isolement des animaux, ils subissent un
stress dû à la vie quotidienne. Dans le zoo, les animaux sont constamment sous pression, ce qui constitue une violation des droits des animaux. Selon les militants des droits des animaux, les humains n'ont pas le droit d'attraper et de détenir des animaux sauvages par la force, même si cette espèce est en danger.
3. Les zoos ne peuvent pas résoudre le problème de la conservation des espèces menacées. Dans des conditions non naturelles, les animaux peuvent arrêter de se reproduire, ce qui entraîne une diminution de la population. De plus, la durée de vie d'un animal dans un zoo est considérablement réduite par rapport à un animal vivant dans la nature.
Les questions:
1. Êtes-vous d'accord avec cet argument contre la détention d' animaux sauvages dans les zoos?
2. Que peut-on faire pour diminuer l'impact négatif du zoo à cet égard?
3. Pouvez-vous suggérer une alternative aux zoos?
После того, как каждая группа проведет обсуждение и сформулирует свои ответы на поставленные вопросы, одному-двум ее представителям дается возможность в течение пяти минут презентовать результат групповой работы. Далее педагог организует по проблемной ситуации общую дискуссию в свободной форме, которая завершается обязательным подведением итогов: учащиеся получают обратную связь в виде баллов и общей оценки того, насколько успешно они работали на уроке по методу ситуационного анализа.
Итак, в рамках настоящей статьи мы рассмотрели коллаж и метод ситуационного анализа - две наиболее популярные арт-педагогические технологии, применяемые в современной российской средней школе для формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Обе они могут использоваться в учебных группах независимо от возраста учащихся, от уровня их языковой подготовки, что
позволяет считать их практически универсальными.
Подводя итог, заметим, что сегодня арт-педагогические технологии в преподавании иностранных языков позволяют эффективно решать главную образовательную задачу, стоящую перед учителями, - формирование и развитие у учащихся коммуникативной компетенции как умения использовать иностранный язык в качестве инструмента полноценного общения, в то же время они
стимулируют познавательную и творческую активность школьников, снимают стресс и перенапряжение не только у учащихся, но и у самих педагогов. Благодаря внедрению арт-педагогических технологий на уроках иностранного языка создается психологически здоровая атмосфера, способствующая одновременно продуктивному изучению иностранного языка, личностному росту школьников, а также профилактике профессионального выгорания педагогов.
* * *
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения 20.05.2021).
2. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый. 2016. № 28(132). С. 933-935.
3. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков : лекция-доклад. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 24 с.
4. Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие. М. : Когито-центр, 2015. 359 с.
5. Пантыкина Н.И. Использование драматизации как вида арт-технологий в обучении иностранным языкам // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1. С. 195-200.
6. Есаулова О.В. Арт-технологии как средства овладения иноязычным общением в основной школе // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 252-254.
7. Савлучинская Н.В., Павлова М.С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 23-25.
8. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 28. Т. 1. С. 178183.
9. Макковеева Ю.А. Коллаж как арт-технология в обучении иностранным языкам // Казанский вестник молодых учёных. 2018. № 5(8). С. 26-30.
10. Кулигина А.С. Le français en perspective : учебник для 7 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением французского языка. М. : Просвещение, 2017. 223 с.
11. Ильязова М.Д., Тулепбергенова Д.Ю. Кейс-стади как метод создания учебных профессионально-ориентированных ситуаций: ситуационно-контекстный подход // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 58-61.
12. Велиева Н. О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Проблемы современной науки и образования. 2016. Т. 54, вып. 12. C. 104-108.
13. Кулигина А.С. Le français en perspective : учебник для 6 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением французского языка. М. : Просвещение, 2019. 192 с.