Раздел II. Иностранные языки
УДК 372.016:51 ББК 74.262.21
Е. Б. Базулина
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Статья раскрывает роль речевой зарядки в формировании и развитии собственной речевой деятельности на иностранном языке, в развитии памяти, внимания, воображения, мышления. Особое внимание в работе автор уделяет практическим приемам, позволяющим учителю методически грамотно организовать речевую зарядку на уроке. Автором предложены приемы, способствующие развитию и совершенствованию различных сторон коммуникативно -познавательного процесса на каждом этапе обучения.
Ключевые слова: методическая задача, учебная задача, содержание речевой зарядки, алгоритм обучающих действий учителя, выбор формы и средств организации речевой зарядки, приемы, управляющих речевой и умственной деятельностью учащихся.
E. B. Bazulina SPEECH DRILLS AT THE FRENCH LESSONS
Abstract. Article opens a role of speech drills in formation and development of own speech activity in a foreign language, in development of memory, attention, imagination and thinking. In work the author gives special attention to the practical receptions allowing to the teacher methodically competently to organize speech drills at a lesson. The author offers the receptions promoting development and perfection of the various parties of communicatively-informative process at each grade level.
Key words: a methodical problem, a speech problem, the maintenance of speech gymnastics, algorithm of training actions of the teacher, choice of the form and means of the organization of speech gymnastics, arsenal of the receptions operating speech and cerebration of pupils.
Речевая зарядка является важнейшей составной частью урока иностранного языка, так как она позволяет наиболее эффективно использовать урочное время в решении воспитательных, обучающих и развивающих задач урока. Речевая зарядка - это этап урока, на котором учащиеся обучаются основам речевого общения на иностранном языке, то есть учатся внимательно слушать и с помощью специальных языковых средств решать коммуникативные задачи, такие как ответить на вопрос, запросить информацию, выразить свое мнение, согласиться или не согласиться с мнением собеседника, установить контакт и другие. В процессе речевого общения они усваивают языковой материал, накапливают определенный лингвистический опыт, который им позволяет оформить свою мысль языковыми средствами по правилам, управляющим речью, овладевают специальными умениями, составляющими необходимый компонент речевой деятельности, развивают память, внимание, воображение, мышление.
К сожалению, стереотипом речевой зарядки на уроке является ответ на вопрос какое сегодня число, какая сегодня погода, кто дежурный, кто отсутствует. Безусловно, нужно научить учеников отвечать на эти вопросы, но из урока в урок повторяемые одни и те же вопросы, не могут вызвать положительного эмоционального состояния учеников, такой урок вряд ли будет успешным, потому что нет новизны, ученикам все давно известно. Избежать формализма и в то же время научить учеников понимать эти вопросы и отвечать на них возможно, если, например, принести на урок веточку мимозы, поделиться с учениками своим хорошим настроением. Веточка мимозы, принесенная учителем, удивит, поднимет настроение. M: «Respirez le parfum des fleurs! Cela sent le printemps êtes-vous d'accord?». Использование внешних мотивов (обонятельной наглядности) и внутренних (желание поделиться своим хорошим настроением) способствует закреплению акустического образа данного выражения в памяти, повысит речевую активность на уроке. M: Aujourd'hui je suis de bonne humeur. J'ai envie de chanter. Pourquoi? Regardez le calendrier. Quelle date sommes-nous aujourd'hui? Cl: Nous sommes le premier mars aujourd'hui. M: D'accord. Nous sommes le premier mars. C'est le premier jour du printemps. Moi, j'adore le printemps Et vous? E: Moi aussi, j'adore le printemps. M: Le ciel est bleu, le soleil brille. En chemin j'ai acheté une branche de mimosa. Le mimosa est la première fleur du printemps. Respirez le parfum des fleurs! Cela sent le printemps! Etes-vous d'accord? Ecoutez et répétez ensemble après moi «Cela sent le printemps». Et vous, pourquoi aimez-vous le printemps?
Задача данной статьи выявить существенную роль речевой зарядки в формировании и развитии собственной речевой деятельности на иностранном языке на каждом этапе обучения, с одной стороны, памяти, внимания, воображения, мышления, с другой стороны. А также определить содержание, методическую и учебную задачи речевой зарядки, формы и способы ее организации и проведения, предложить практические приемы, позволяющие учителю методически грамотно решать не только узкопрактические задачи, но и развивать и совершенствовать различные стороны коммуникативно -познавательного процесса.
Методической задачей речевой зарядки, как этапа урока, принято считать формирование и развитие собственной речевой деятельности на иностранном языке. В связи с этим содержанием речевой зарядки являются средства языка (языковая система), способ (речь) формирования и формулирования мысли как предмета речевой деятельности; психологические механизмы речевой деятельности (осмысление, удержание в памяти, опережающее отражение), речевые механизмы (составление слов из элементов и составление фраз - сообщений из слов); правила, управляющие речью; приемы, мотивирующие и стимулирующие речевую деятельность, приемы, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, приемы, управляющие учебной деятельностью. Принимая во внимание, что на современном этапе речевую деятельность рассматривают как структурно и содержательно новое явление, определяющее характер взаимодействия людей в процессе общения, что это познавательный процесс, учебной задачей речевой зарядки является овладение средствами и способами коммуникативно-познавательной деятельности. Решение методической и учебной задач речевой зарядки осуществляется с помощью алгоритма обучающих действий учителя, разработанного В. С. Цетлин для обучения иноязычному речевому высказыванию. В качестве компонентов алгоритма В. С. Цетлин рекомендует следующее: 1) предоставить ученикам наглядный образец речевого высказывания; 2) познакомить их со способами построения фразы по принципу плавного перехода от одного слова к другому, от одного элемента к другому; 3) обучить приемам, направленным на усвоение и на запоминание языкового материала.
Планирование и проведение речевой зарядки осуществляется с учетом и на основе принципов организации языка, принципов организации речи, основных дидактических и методических принципов. Планируя речевую зарядку, учитель должен подумать о выборе формы и средствах организации речевой зарядки. Учитывая тот факт, что обучение иностранному языку на современном этапе предполагает не только овладение учениками речью на иностранном языке, но и их развитие средствами иностранного языка, учитель, планирующий речевую зарядку на уроке, должен руководствоваться, прежде всего, деятельностными и проблемными формами обучения, средствами, стимулирующими речевое поведение учащихся. Приемы, разработанные деятельностной и проблемной методиками, являются, с одной стороны, приемами, мотивирующими речевую деятельность учащихся, с другой стороны, приемами, стимулирующими их речемыслительную деятельность. С помощью этих приемов осуществляется осмысление содержательной стороны, структурной организации и языкового оформления отдельной фразы, речевого высказывания. Назовем еще ряд факторов, свидетельствующих о том, что речевая зарядка спланирована методически грамотно. Это учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, ступени и уровня обученности. Например, организуя речевую зарядку на младшей ступени обучения, учитель должен помнить, что учащиеся этого возраста в учебной деятельности опираются, прежде всего, на память, что важную роль в их учебной деятельности играет непроизвольное внимание, у них еще недостаточно развиты способности к осмыслению материала, они еще не усвоили приемы запоминания. Следовательно, приемы, которые может использовать учитель, это приемы соответствующее психологической норме данного возраста, направленные на создание и сохранение речедвигательных, слуховых, зрительных образов, на развитие видов памяти, произвольного внимания. К таким приемам относятся: наглядность, сознательная имитация, ответ на вопрос.
Во время речевой зарядки на младшей ступени обучения с помощью специально организованной деятельности учитель может мотивировать и речемыслительную деятельность учащихся, развивать произвольное внимание, которое играет важную роль в обучении и тесно связано с речью. Одним из приемов, организующим произвольное внимание, является речевая инструкция. Речевая инструкция перестраивает внимание ученика, способствует удержанию информации в поле внимания до завершения действия, контролируя его. Ученик подчиняется речевой инструкции учителя и выполняет необходимое действие, комментируя его. Приведем пример речевой зарядки, направленной на создание и сохранение речедвигательных, слуховых, зрительных образов, на развитие произвольного внимания. Сюжет урока: «Les cadeaux de l'automne». M: L'automne apporte beaucoup de cadeaux. Quels sont les cadeaux de l'automne? Ce sont des fruits et des légumes. Voilà un panier. Qu'est-ce qu'il y a dans le panier? В корзине находятся предметы, учитель вынимает из корзины тот или иной предмет, показывает его ученикам, называет его и производит ряд действий с ним. Например: C'est une pomme. Je prends la pomme et je donne cette pomme à Marie. E: Je prends la pomme, merci. J'ai une pomme. La pomme est rouge et jaune. J'aime les pommes. Мотивировать рече-мыслительную деятельность учащихся позволяют приемы, с помощью которых ученики имеют
возможность наблюдать за языком, обратить внимание на грамматические элементы фразы (строевые и знаменательные), на количество и порядок слов во фразе. Например, прием конструирования и комментарии учителя. M: Я произношу фразу, послушайте и скажите (прохлопайте, простучите) сколько слов во фразе. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает проверить их правильность с помощью схемы.
M: C'est une pomme _'
~* Д □
Стрелочка заменяет указательное прилагательное -ce-, треугольник (красного цвета) обозначает форму -est- от глагола être. Между стрелочкой и треугольником вверху стоит запятая, что говорит об усеченной форме указательного прилагательного. Меньший по размеру квадратик - это артикль. Больший по размеру квадратик - само слово. Оба квадратика одного цвета (например, женский род обозначен зеленым цветом). Цвет помогает ученикам осознать, что артикль и слово -это одно единое целое. Количество квадратиков дает понять, что это единое целое представлено в двух словах. Учитель обращает внимание на то, что квадратики разные по величине, так как каждое слово несет определенную информацию: артикль - это служебное слово (меньший по величине квадратик), указывает на род, число, неопределенность; слово (больший по величине квадратик) имеет смысловое значение. Учитель обращает внимание учеников на место маленького квадратика в схеме. Учитель так же обращает внимание учеников на то, что буква -t- в слове -est- произносится связно с артиклем [se-tun-pom] и приводит пример, где это явление не наблюдается -Voilà une pomme-. Ученики учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, контролировать свое внимание на нужной информации, выделять из нее только существенные сведения. В процессе таким образом организованной учебной деятельности развивается произвольное внимание, улучшается память. Следовательно, во время речевой зарядки решаются две задачи: практическая (делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки) и развивающая (развитие произвольного внимания и памяти).
Важно не только добиться от учеников фонетически правильного повторения фраз, но и предоставить ученикам возможность познакомиться с языковыми единицами, с их основными функциями и тем самым формировать у них навык адекватного оперирования ими в собственной речевой деятельности. С этой целью используются приемы, активизирующие мыслительную деятельность: воображение, анализ, сравнение, умозаключение. Приведем пример речевой зарядки, учебной задачей которой является сознательный выбор нужных речевых компонентов, развитие воображения. M: L'automne c'est une belle saison de l'année. L'automne c'est la belle fête des feuilles. Les feuilles se préparent pour la fête. Elles s'habillent de rouge, de violet, d'or comme des princesses! Elles jaunissent, rougissent, brunissent. Quand le vent souffle elles tombent sur la terre et font un tapis. La forêt rapelle un palais magnifique! J'aime l'automne, j'aime les feuilles d'automne! Et vous? E: Moi, j'aime l'automne, j'aime les feuilles d'automne. M: Imaginez que nous sommes dans le parc. Les feuilles d'automne sont jaunes, rouges, brunes, roses, orange. Tout à coup le vent souffle et les feuilles d'automne tombent, dansent, s'envolent. C'est joli, n'est-ce pas? De quelle couleur sont les feuilles d'automne? E: Elles sont jaunes, rouges, brunes, roses, orange. M: Je ramasse les feuilles d'automne et je fais un bouquet. Oh! C'est joli un bouquet de feuilles d'automne, n'est-ce pas? Et vous aimez-vous faire un bouquet? E: J'aime faire un bouquet. E: Moi aussi. M: Dans le parc on peut voir un peintre. Il dessine le paysage d' automne. Quelles couleurs prend-il? E: Il prend le rouge, le jaune, le rose, l'orange. Tu es peintre quelles couleurs prends-tu pour dessiner le paysage d'automne? Pourquoi? Moi, je prends le rouge, parce que les feuilles d'automne sont rouges. Et vous? Учитель сосредотачивает внимание учеников на одной из фраз, например, «Je prends le rouge, parce que les feuilles d'automne sont rouges». Произнесенная фраза записывается на доске. Из этой фразы учитель вынимает языковые элементы le rouge -rouge и с помощью таких приемов, как «обратите внимание на слова», «сравните их», «ответьте на вопросы, к каким частям речи они относятся, по каким признакам вы это определили», стимулирует речемыслительную деятельность учеников. Важно, чтобы ученики сами увидели и назвали характерные признаки: наличие определенного артикля, или его отсутствие, место слова во фразе. После чего следуют комментарии учителя, например, le rouge - красный цвет. Это существительное, об этом говорит определенный артикль, используется, когда речь идет о выборе цвета. Например, Je prends le rouge. Я беру красный цвет. Слово rouge - это прилагательное, его место во фразе после существительного, используется в ситуации, когда нужно описать предмет. Например, les feuilles d'automne sont rouges - осенние листья красные.
Анализ фразы не занимает много времени на уроке, способствует формированию лингвистического опыта, сознательному усвоению языкового материала, он важен для развития умения построения правильных фраз. Комментарии учителя, направленные на коммуникативную форму речевого высказывания, позволяют ученикам ответить на поставленный вопрос сознательно, контролировать выбор языковых средств, четко и грамотно выражать свою мысль. После анализа фразы учитель возвращается к ситуации, начинает сам беседу и задает вопрос ученикам. M: Et moi, je prends le jaune, parce que les feuilles d'automne sont jaunes. Et vous? E: Je prends le gris, parce qu'en
automne il pleut souvent, le ciel est gris, il fait mauvais, il fait froid. Je n'aime pas l'automne. E: Tu as raison, mais en automne il y a de beaux jours. Le soleil brille, il fait beau, le ciel est bleu. Moi, je prends le bleu et je dessine le ciel. Le ciel est bleu en automne. E: Je prends le jaune et je dessine le soleil. Le soleil est jaune, le soleil brille. Il fait beau, il fait chaud. J'aime l'automne.
Подобному анализу, наблюдению за языковыми явлениями подвергаются следующие фразы: J'aime l'automne, les feuilles d'automne sont jaunes, en automne il pleut souvent. Таков анализ обоснован, потому что на начальном этапе обучения иностранному языку во главу угла ставится сознательный выбор нужных речевых компонентов из многих альтернатив. Внимание учеников сосредотачивается на выделенных словах, выясняется смысл отдельного взятого предложения и выбор средств, соответствующих поставленной задаче. Многократное повторение фраз, достаточно высокие имитативные способности учащихся этого возраста позволяют запечатлеть в их памяти коммуникативное содержание и коммуникативную форму фразы. На следующем уроке учитель изменяет коммуникативную задачу, контролируя умение учеников делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки. Например, «Regardez ces photos. Paris est beau en automne n'est-ce pas? Pourquoi? Décrivez l'automne à Paris».
Принимая во внимание тот факт, что предметом речи является мысль, которая может быть выражена при помощи различных знаков языка, необходимо научить учеников определенной логике действий. Необходимо приучить учеников сначала мысленно формулировать ответ (внутренняя речь является необходимым этапом подготовки к внешней речи), затем выбирать слова, выражения, соответствующие поставленной коммуникативной задаче (процесс перехода мысли в речь). Определенной логике действий можно обучить с помощью установки, например, «подумайте и сформулируйте ответ про себя, затем выберите слова, выражения, с помощью которых вы оформите свою мысль, ответите на вопрос».
Управление процессом развития собственной речевой деятельности на иностранном языке на уроке во время речевой зарядки осуществляется с помощью приемов, направленных на формирование высказывания, его восприятие и произнесение. Назовем эти приемы: ситуация, обращение информативного характера, связанное с контекстом, проблемный вопрос, образец ответа, наглядность. Сопровождение речевого высказывания рисунком, аппликацией, кроки, схемой (используются геометрические фигуры для кодирования каждого члена предложения), вербальной опорой позволяют конкретизировать смысл звучащей фразы, снять трудность ее понимания, способствуют созданию и сохранению слухового, зрительного образа отдельно взятого слова, или грамматического явления, входящих в состав предложения. Ответ на вопрос, начинающийся с оборота est-ce que, проговаривание фразы учениками за учителем, эти приемы способствуют созданию речедвига-тельного и слухового образа отдельного взятого слова, грамматического явления или всей фразы. Ответ на вопрос, начинающийся с вопросительного оборота qu'est-ce que, такой прием как дополните фразу - сознательному сохранению в памяти слуховых, речедвигательных образов отдельного взятого слова, грамматического явления или всей фразы.
Предоставить ученикам больше инициативы, активизировать их речемыслительную деятельность, научить их рассуждать, аргументировать свой ответ, согласиться или не согласиться с собеседником позволяет проблемный вопрос. Приведем пример речевой зарядки, во время которой ученики не только отвечают на проблемный вопрос, но и имеют возможность прикоснуться к культуре родного и изучаемого языка. Для организации этой речевой зарядки учитель готовит репродукции зимних пейзажей русских и французских художников. Знакомит их с именами художников и названием картин. Это могут быть репродукции таких художников, как А. А. Пластов «Первый снег», Н. П. Крымов «Зима», И. Э. Грабарь «Мартовский снег», А. К. Саврасов «Дворик», Б. М. Кустодиев Масленица», Морис Утрилло «Кабаре «Лапэн ажиль», Альфред Сислей «Снег в Аржентее», Лебур Альбер-Шарль «Зимняя дорога» и др. Учитель загадывает ученикам загадку какого цвета снег, действительно ли он белый, и просит их ответить на вопрос почему. Ученики рассуждают, приводят аргументы. M: L'hiver est magicienne. Elle décore la terre. La neige tombe sur la terre à gros flocons. Elle est partout. Elle est sur les toits des maisons, sur les branches des arbres, sur la terre. Voici la neige blanche. Elle tombe sur ma manche. Elle tombe sur mon cou. Elle tombe un peu partout. Et puis toute la nuit. Elle tombe sans bruit. On dit, que la neige est blanche. Le peintre prend son pinceau et dessine l'hiver. Regardez ces tableaux, s'il vous plaît, et dites de quelle couleur est la neige? Est-ce que la neige est blanche? Oui? Pourquoi? Non? Pourquoi? Qu'en pensez-vous? E: Je pense que la neige est bleue et dorée, parce que le soleil brille, le ciel est bleu. Il fait beau. C'est une journée de soleil et gaie. E: A mon avis la neige est grise, parce que le ciel est gris, le soleil ne brille pas, il fait mauvais. E: Je vois que la neige est bleu foncé et violette, parce qu'il fait nuit. E: A l'ombre des arbres la neige est bleue. E: La neige est blanche parce que ce sont les pemières neiges.
Речевая зарядка может начаться с разучивания стихотворения: «Neige, neige blanche. C'est demain dimanche. Vive les skis et les patins! Vive les jeux dans le jardin!». Разучивание стихотворения развивает память, содержание стихотворения прогнозирует ответы учеников, задание на воображение стимулирует речемыслительную деятельность. M: Imaginez que c'est dimanche. Vous êtes dans la
cour de la maison. En hiver il y a beaucoup de plaisirs. Quels sont les plaisirs d'hiver? Que font les enfants en hiver? Que faites-vous en hiver? Отвечая на вопросы, ученики активизируют лексические единицы по теме, закрепляют их в памяти, отвечают на вопрос от третьего, затем от первого лица, что приводит к формированию речевого грамматического навыка.
На младшем этапе обучения прием ролевой игры во время речевой зарядки позволяет создать привычную для данного возраста атмосферу. Сначала все роли играет учитель, изменяя интонацию голоса, затем роли распределяются между учениками. Для организации речевой зарядки используются пальчиковые куклы (мальчик и котенок). M: Il est 7 heures du matin. Le réveil sonne. La mère entre dans la chambre d'Antoine et réveille son fils. - Réveille-toi, chéri! - Je me réveille. Antoine a un petit chat. Il s'appelle Chéri. Le chat Chéri ronronne: Je me lève de bon matin. C'est très bien. Je me lave les mains. C'est aussi très bien. Le soir je lave les pieds. C'est aussi une bonne idée. On joue les rôles! Antoine va dans la salle de bain. Il dit: C'est un savon. Savon savonnette je fais ma toilette de la tête aux pieds. Savon savonnette je fais ma toilette des pieds à la tête. Et vous? M: C'est une brosse à dents. Antoine prend sa brosse à dents. Il dit: Je prends ma brosse à dents. Et vous?
Мыслительные возможности школьников на среднем и старшем этапах обучения несравненно богаче. В связи с этим, во время речевой зарядки учитель не только развивает речь учащихся, но и создает условия для познания действительности речевыми средствами. Обучающие действия учителя направлены на решение познавательных задач с помощью средств, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся. В ходе и в результате речемыслительной деятельности, а также в единстве с ней, формируется и расширяется словарный запас. Ученики учатся рассуждать, включая в свою речь элементы рассуждения, такие как je pense, je crois, à mon avis, выражать свое отношение к действительности с помощью таких фраз, как je suis sûr(e), j'en suis sûr(e), je suis certain(e), j'en suis certain(e).
Проблемный вопрос является эффективным средством стимулирования речемыслительной деятельности, так как он направлен на то, что вызывает познавательное затруднение в связи с недостаточной информированностью учащихся. Приведем пример речевой зарядки, задача которой ответить на проблемный вопрос «Quels sentiments éveille la musique?». Прежде чем ответить на этот вопрос, ученикам дается время подумать. Учитель подбирает музыкальные отрывки, предлагает прослушать каждый музыкальный отрывок и ответить на вопрос, какие чувства испытывают они, или какие чувства у них пробуждаются, когда они слушают музыку. Звучат отрывки мелодий, ученики, если они не знают значение слова на французском языке, находят его значение в русско -французском словаре. Ответы учеников записываются на доске. Например, bonheur (m), plaisir (m), inquiétude (f), tendresse (f), tranquilité (f), joie (f), espoir (m), bonhumeur (m), tristesse (f). В данной ситуации наиболее удобным приемом является прием коллажирования, так как он позволяет фиксировать все названные лексические единицы вокруг смыслового ядра «La musique éveille le (les) sentiment(s) de la...; du...; de l'...; des.... Коллаж является вербальной опорой и помогает обратить внимание учеников на грамматическое оформление фразы, например, чтобы ответить на вопрос, нужно сначала обратить внимание на род и число существительного, а затем выбрать -de la, du, de l', des-. M: On dit que la musique touche au coeur, va tout droit au coeur. En entendant une mélodie pure, des sentiments différents se réveillent dans notre coeur. Je voudrais vous poser une question. Quels sentiments éveille la musique? Fermez les yeux, écoutez une mélodie pure et répondez à cette question. Звучит музыкальный отрывок, ученики с закрытыми глазами слушают его, затем отвечают на вопрос. Запомнить слова и фразы, увеличить объем оперативной памяти позволяет прием «снежный ком». На следующем уроке ученики извлекают слова из памяти и расширяют свой словарный запас новыми словами и выражениями.
Из урока в урок во время речевой зарядки учитель использует разнообразные приемы: послушайте внимательно и ответьте на вопрос (вопрос содержит проблему), докажите, одобрите, подумайте и сделайте вывод, закончите фразу. Приведем примеры. M: Aujourd'hui nous allons parler du rôle de la musique dans notre vie. Ecoutez attentivement et approuvez ma phrase, exprimez votre certitude. On dit, que grâce à la richesse émotionnelle, à la simplicité de comprendre la musique est un écho des périodes tragiques et heureuses. Vous êtes d'accord? Approuvez ma phrase. Commencez votre réponse par les phrases: vous avez raison, je suis pour, je n'ai pas contre. On dit que la musique a son langage. Le langage de la musique possède une richesse émotionnelle et une simplicité de comprendre. Qu'en pensez-vous? La musique est tout dans notre vie. Pourquoi? Utilisez ces expressions et répondez à cette question. Finissez la phrase: la musique nous aide à. Выражения, с помощью которых ученики могут выполнить это задание написаны заранее на доске. Например, это могут быть такие выражения, как «chercher des idéaux, chercher la vérité éternelle, lutter contre le mal, oublier des peines, éveiller les bons sentiments, nous rencontrer pour danser, nous amuser bien pendant les soirées, enjoliver notre vie.
Жизненная ситуация, коммуникативная задача - это необходимые условия для создания соответствующей мотивации на уроке и новых средств поиска знаний или достижения цели. Жизненная ситуация помогает осмыслить саму проблему, а коммуникативная задача стимулирует ре-чемышление учащихся, побуждает к усвоению новых знаний. Приведем пример. Un jour j'ai entendu
à la radio une émission. Une femme a écrit une lettre et a demandé de transmettre sa chanson préférée. Dans sa lettre elle a raconté son histoire. Quand elle était jeune elle était amoureuse. Elle et son jeune homme, ils ont décidé de se marier. Mais à la veille de la noce son jeune homme l'a quittée. Elle a désespéré et a décidé de se suicider. Mais en ce moment elle a entendu une chanson à la radio. La voix douce chantait du printemps, de l'amour. Cette chanson lui a rendu l'espoire. Quelques temps après elle a rencontré un jeune homme et ils se sont mariés. Maintenant elle a deux filles et quatre petits-enfants. Elle est heureuse. On dit que l'action de la musique sur les gens est un acte non seulement artisique mais aussi moral. Pourquoi? Prouvez, donnez des arguments. Commencez votre réponse par l'une de ces phrases: je suis sûr(e), j'en suis sûr(e), je suis certain(e), j'en suis certain(e). Во время речевой зарядки ученики знакомятся с музыкальными жанрами, с историей музыки во Франции, с современной музыкой и ее исполнителями. Учитель подсказывает интересные темы для реализации проекта. Используя разнообразные приемы, направленные на восприятие, запоминание и сохранение в памяти лексических единиц, модельных фраз, приемы, стимулирующие речемыслительную деятельность учащихся, учитель планомерно готовит учащихся к контролю. Во время круглого стола ученики могут не только ответить на поставленные вопросы, выразить свою точку зрения, обменяться мнениями, но и представить свои проекты, презентации. Это могут быть сообщения об истории музыки во Франции, знакомство с творчеством любимого певца и т.д.
Одним из приемов, стимулирующим речемыслительную деятельность, является анкетирование. Этот прием можно также использовать во время речевой зарядки. Количество фраз 7±9. Для вовлечения в речемыслительную деятельность учитель использует ситуативный прием. Например, M: Dans un journal pour les jeunes on a publié un questionnaire sur la mode. Les jeunes français réflichissent sur la mode. Les opinions des Français: La mode c'est la liberté ou la façon de s'exprimer. Suivre la mode c'est un nouveau «truc» des jeunes. La mode, c'est de copier les autres. Quelle est votre opinion? Remplissez ce questionnaire et répondez à la question. Commencez par l'une de ces phrases: je veux dire que..., ce que je veux dire, c'est..., selon moi..., d'après moi... Réflichissez et répondez aux questions: suis-tu la mode? Comment comprends-tu «être à la mode c'est une façon de s'exprimer»? La mode vous intéresse, mais il ne faut pas en abuser. Etes-vous d'accord? Trouvez-vous sympas d'être comme les autres? La mode c'est un nouveau «truc» des jeunes. Quel est ton style? Tes parents n'ont pas assez d'argent. Comment te débrouilles-tu? As-tu ta manière de t'habiller?
Задания на классификацию стимулируют дискуссию и подводят учеников к монологическому высказыванию. Приведем пример. Практическая задача: активизация лексических единиц по теме «Спорт - гармония физических и духовных сил», выражений, позволяющих логически построить свое высказывание. M: Quels sont les traits du caractère d' un sportif? Задача учеников выбрать из списка слова, с помощью которых можно описать характер спортсмена и расположить эти слова в порядке их степени важности. Например, énergique, infatigable, volontaire, intéressant(e), curieux(se), organisé(e), audacieux(se), réservé(e), jovial(e), rigide, courtois(e), discret(e), bienveillant(e). M: Quels traits du caractère vous mettez en première, en deuxième, en troisième place? Commencez par la phrase par exemple je pense qu'un bon sportif doit être premièrement..., deuxièmement..., enfin il doit être... Quels traits du caractère tu peux former en pratiquant le sport? Utilisez ces phrases: je veux, je voudrais, j'aimerais bien, j'ai envie de. Dans votre classe il y a une fille qui aime la lecture, la musique, qui aime faire ses études. Mais elle ne fait pas de sport. Prouvez qu'il faut faire du sport. Donnez des arguments.
Речевая зарядка - специально организованное упражнение в начале урока (время - 10, 15 минут). Содержание речевой зарядки тесно связано с сюжетом урока, практическими, образовательными и развивающими задачами урока. Это важный более того значимый этап урока, так как новизна общения, разнообразные приемы, сведения из области истории, культуры позволяют не только настроить учеников на работу, вовлечь их в речемыслительную деятельность, но и привлечь их внимание к истории, культуре народа, изучаемого и родного языка.
Методическая культура учителя, творчество, знания из области лингвистики, дидактики, психологии памяти и мышления, истории и культуры страны изучаемого языка - вот необходимые условия планирования и проведения речевой зарядки. Планируя речевую зарядку на уроке, учитель не только учит учеников делать высказывания простой или сложной формы, но и целенаправленно управляет их умственной деятельностью. Он реализует очень важную задачу - задачу развития коммуникативно-познавательной деятельности. Использование арсенала приемов, направленных на развитие речемыслительной деятельности, позволяет достичь очень важного результата, а именно: развитие речемышления и операционных сторон мышления, словесно-логической памяти, произвольной и непроизвольной памяти, зрительно-слухового восприятия. Систематическое проведение речевой зарядки на уроке уменьшает степень противоречия между выдвигаемыми задачами в ходе обучения и наличием уровня лингвистических знаний и приводит к сформированности речевых навыков и
умений. В результате ученики не только владеют программным лексическим и грамматическим материалом, они могут соотнести свои знания с ситуацией, вести и поддерживать беседу на заданную тему, управлять беседой, делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки, отвечать на вопросы, аргументировать свое высказывание, убеждать средствами иностранного языка, они могут выразить собственное отношение к обсуждаемой проблеме в конкретной ситуации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Берншейн, В. Л. Некоторые приёмы развития умения неподготовленной речи // ИЯШ. - 2004. - № 7. - С. 17.
2. Блонский, П. П. Память и мышление [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб.: Питер, 2001. - Режим доступа: http: // www. myword. ru.
3. Выготский, Л. С. Память и её развитие в детском возрасте // Психология памяти: хрестоматия по общей психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1979.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 1988.
5. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М., 1958.
6. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
7.Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991.
8. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: хрестоматия по общей психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1979.
9. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1979.
10. Мильруд, Р. П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // ИЯШ. - 1996. - № 6. - С. 6.
11. Мильруд, Р. П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка // ИЯШ. -1991. - № 6. - С. 3.
12. Мильруд, Р. П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка // ИЯШ. - 1989. -№ 3. -С. 20.
13. Смирнов, А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: хрестоматия по общей психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1979.
14. Тамбовкина, Т. Ю. О развитии речемышления учащихся с помощью коммуникативных задач // ИЯШ. -1990. - № 2. - С. 7.
15. Цетлин, В. С. Методика обучения грамматическим явлениям французского языка в средней школе / В. С. Цетлин. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.
16. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе // Языковая система и речевая деятельность. - М.: Изд-во «Едиториал УРСС», 2004.
17. Щерба, Л. В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков // Языковая система и речевая деятельность. - М.: Изд-во «Едиториал УРСС», 2004.
УДК 372.016:51 ББК 74.262.21
Е. И. Бейн
МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА В СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Аннотация. Исследование языкового материала проводится в русле проблематики частей речи. На основе системно-функциональных и семантико-синтаксических характеристик делается вывод об особом статусе модальных слов во французском языке.
Ключевые слова: части речи, системно-функциональный анализ, модальность, единицы языка, единицы речи.
E. I. Bern
MODAL WORDS FROM THE POINT OF VEIW OF SYSTEMATIC AND FUNCTIONAL ASPECTS
Abstract. The language material under consideration is problematic from point of view of parts of speech. The conclusion is made on the bases of functional, systematic and semantic characteristics of modal words in the French language.
Key words: parts of speech, functional analysis, modality, systematic analysis, unit of language, unit of speech.
Традиционно так называемые модальные слова, т.е. слова, выражающие отношение говорящего к высказыванию (оценка, сомнение, предположение и др.), включают в класс наречий. При