Научная статья на тему 'ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТАМИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ'

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТАМИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТ-ТЕРАПИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PERSONAL CRISIS / ART PEDAGOGY / ART THERAPY / COPING STRATEGIES / EMOTIONAL STATES / PERSONAL RESOURCE / PSYCHODIAGNOSTIC SUPPORT / INDIVIDUAL ASSISTANCE / GROUP PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищерина Ирина Владимировна, Пашина Светлана Алексеевна

Сегодня одним из ведущих направлений совершенствования образовательного процесса является усиление роли субъекта обучения, повышение его творческого и компетентностного потенциала. Однако преподаватели вуза в своей педагогической деятельности сталкиваются с проблемой переживания студентами личностного кризиса, значительно влияющего на мотивацию, творчество в ходе учебной деятельности. В данной статье описана одна из наиболее эффективных инновационных технологий, способных восстановить у студента его психологическое здоровье - арт-педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF OVERCOMING PERSONAL CRISIS BY STUDENTS BY ART-PEDAGOGY

Today, one of the leading directions of improving the educational process is to strengthen the role of the subject of learning, increasing its creative and competence potential. However, University teachers in their teaching activities face the problem of students experiencing a personal crisis that significantly affects motivation and creativity in the course of educational activities. This article describes one of the most effective innovative technologies that can restore a student's psychological health - art pedagogy.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТАМИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ»

внимательно прочитать, написанное и найти ошибки друг друга, а также дополнить пропущенную информацию по теме.

Онлайн интеллект-карты также можно использовать для научной учебной деятельности, такой как создание совместных презентаций и проектов.При помощи онлайн ресурса мы провели конкурс научных проектов в группах направления «Биология». Мы поделили учащихся на две команды, каждой из которых было дано задание -создать свой научный проект, используя интеллект-карты Mindomo. Учащимся первого курса предлагалось выбрать одну из общенаучных тем: «FamousScientist», «Plants», «Animais», «Substances»; учащиеся второго курса делали научные проекты по своей специализации.

Проделанная работа показала, что командное взаимодействие в проектной деятельности требует от учащихся наличия коммуникативных навыков, креативности, логического и критического мышления, ответственности, развитие и формирование которых происходит при регулярном использовании командной работы на занятиях иностранного языка в высшей школе.

Следует отметить, что на начальном этапе работы со студентами на занятиях по иностранному языку, была выявлена проблема неготовности учащихся к командной работе, которая проявлялась в отсутствии или несформированности необходимых навыков и умений. Некоторые обучающиеся настаивали на индивидуальном выполнении задания, отказываясь от группового взаимодействия.

Выводы. Практика показала, что поэтапное формирование навыка работы в команде имеетположительную тенденцию в изучении иностранного языка в вузе. В ходе итоговых летних испытаний по иностранному языку 2020 г. у обучающихся наблюдалось хорошее рабочее настроение во время экзамена, большинство из них проявляли инициативу при выполнении работы в паре (составление диалога), качественно лучше понимали иноязычный материал и ориентировались в беседе на иностранном языке. По результатам экзамена 90% обучающихся из 4 групп первого курса (46 студентов) справились с разнообразными заданиями экзамена (составленного по требованиям международных стандартов) на «хорошо» и «отлично».

Можем заключить, что использование вышеперечисленных методов на занятиях иностранного языка обладает значительным потенциалом для формирования навыка работы в команде, являющейся неотъемлемой составляющей soft skills.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003.

2. Куликова Т.И. Тимбилдинг в образовательной организации. — Тула: Имидж - Принт, 2015.

3. Меньшенина С.Г. Позднякова Г.А. Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку // Вестник СамГТУ. Серия Психолого-педагогические науки. № 3 (43), - Самара: Изд-во СамГТУ, октябрь 2019. С. 106-115.

4. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. — СПб.: Питер, 2012.

5. Поляков А. Командообразование (team building) и навыки командной работы: выступление на бизнес-форуме «Инновации в образовании: Practical skills - your way to success» МГИМО, 2009. URL: http:// www.eventcons.ru/images/o-companie/statii/komandoobrazovanie/Komandoobrazovanie_ MGIMO.pdf

6. Best Practices in Soft Skills Assessment // Hanover Research. 2014. р. 5.

7. Gaskell A. What are the top 10 soft skills for the future of work? // Forbes.2019. URL: https://www.forbes.com/sites/adigaskell/2019/02/22/what-are-the-top-10-soft-skills-for-the future-of-work/#2ed9a4ab7f1 f (дата обращения: 02.07.2019).

8. Hansen B. 12 деловых игр, которые понравятся вашей команде // Wrike. 2018. URL: https://www.wrikexom/ru/Ыog/dvenadtsat-delovyh-igr-kotorye-ponravyatsya-vashej-komande/(дата обращения: 03.06.2020).

9. Kerr M. Top 10 soft skills employers love: 90+ examples// Resume Genious. 2019. URL: https://resumegenius.com/blog/resume-help/soft-skills (дата обращения: 02.07.2019)

10. Rouse M. Soft skills // TechTarget. 2014. URL: http://searchcio.techtarget.com/definition/soft-skills (дата обращения: 12.06.2019).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Мищерина Ирина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук, кафедра педагогики и образовательных технологий (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Пашина Светлана Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук, кафедра педагогики и образовательных технологий (г. Ставрополь)

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТАМИ СРЕДСТВАМИ

АРТ-ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Сегодня одним из ведущих направлений совершенствования образовательного процесса является усиление роли субъекта обучения, повышение его творческого и компетентностного потенциала. Однако преподаватели вуза в своей педагогической деятельности сталкиваются с проблемой переживания студентами личностного кризиса, значительно влияющего на мотивацию, творчество в ходе учебной деятельности. В данной статье описана одна из наиболее эффективных инновационных технологий, способных восстановить у студента его психологическое здоровье - арт-педагогика.

Ключевые слова: личностный кризис, арт-педагогика, арт-терапия, копинг-стратегии, эмоциональные состояния, личностный ресурс, психодиагностическое обеспечение, индивидуальная помощь, групповая психолого-педагогическая помощь.

Annotation. Today, one of the leading directions of improving the educational process is to strengthen the role of the subject of learning, increasing its creative and competence potential. However, University teachers in their teaching activities face the problem of students experiencing a personal crisis that significantly affects motivation and creativity in the course of educational activities. This article describes one of the most effective innovative technologies that can restore a student's psychological health - art pedagogy.

Keywords: personal crisis, art pedagogy, art therapy, coping strategies, emotional States, personal resource, psychodiagnostic support, individual assistance, group psychological and pedagogical assistance.

Введение. Каждый человек в своей жизни сталкивается с такими периодами, когда необходимо что-то менять или оставить все как есть. Такие периоды называются кризисами. Кризис как явление проявляется в состоянии, поведении по отношению, как к себе, так и окружающим. В студенческом возрасте кризис личности проходит наиболее сложно в связи с тем, что часто сочетается несколько кризисов: возрастной (юношеский кризис), экзистенциональный (смена целей, мотивов, ценностей) и профессиональный (профессионального выбора). Как явление кризис имеет значение для человека в поиске новых путей развития. Однако без психолого-педагогической поддержки, мобилизующей ресурсы человека для выхода из личностного кризиса, в виде арт-педагогики решение проблем личности не возможно.

Арт-педагогика и арт-терапия наиболее эффективные направления сопровождения студента в период личностного кризиса. Они связаны с активизацией творческого потенциала студента. Сочетание нескольких видов арт-терапии (музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии, изотерапии) позволяет менять эмоциональное состояние на положительное, повышать самооценку, снижать тревожность и агрессию, повышать ресурсный потенциал личности в период личностного кризиса.

Предложенные особенности арт-педагогической поддержки студентов в период кризиса направлена на актуализацию личностного и коллективного потенциала на его преодоление и восстановление психологического здоровья студента.

Изложение основного материала статьи. В ситуации личностного кризиса можно представить наличие такого актуального критического состояния студента, при которой ему необходима помощь в области коррекции эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций с целью выхода из личностного кризиса с позитивным характером. Такой выход возможен при наличии определенного стабилизирующего адаптационного подхода у студентов к кризисной ситуации. Такое поведение характеризуется следующими стратегиями поведения: способность регулировать собственные эмоции, управление вызывающими кризис проблемами и стабилизацию ситуации.

Основными копинг-стратегиями выступают: осознание ситуации и ее изменение с удовлетворением личностных значимых противоречий и другой вариант активизации смягчение психологического дискомфорта, что ведет к смягчению внутриличностного дискомфорта.

В нашем исследовании взята смысловая теория выхода из критической ситуации, где действия связаны с поиском смысла события путем их преодоления, изменения восприятия, переосмысления и осознание нового жизненного опыта и формирование нового смысла. Достижение нового смысла выхода из кризисного состояния осуществляется поэтапно: определение смысла событий, стремление установить контроль над событием и сформулировать адекватную самооценку.

В решении преодоления личностного кризиса важное значение имеет изменение эмоционального состояния. Положительные эмоции влияют на время преодоления личностного кризиса и эффективность. Повышая положительное эмоциональное состояние студента, формируется у него устойчивость к воздействию критической ситуации, развиваются адаптивные стратегии и расширяется диапазон действий и способов преодоления.

В целом эмоционально-совладающий стиль выхода из личностного кризиса предполагает решение таких психологических задач: осознание эмоционального содержания критической ситуации, признание значимыми собственных эмоций, оценка вербального и невербального собственного выражения. Осознание эмоций ведет к возникновению чувства уверенности в себе.

Однако кроме эмоционального фактора большое значение приобретает включение личностных ресурсов. Как отмечают Khosla (2008), Л.В. Сенкевич (2012), Е.Л. Солдатов (2007), Andersson (2012) к ним следует отнести: стремление улучшить физическое самочувствие, повышение социальных факторов: мотивации достижений, жизнестойкости, также личных резервов: самоактуализации, конкретизации картины жизненного пути, осмысление ценностей, повышение самоконтроля, поиск новых смыслов жизни, формирование образа будущего.

Исходя из представленных подходов к оказанию помощи студентам в ситуации личностного кризиса нами были предложены направления, помогающие студенту совместно с психологом и куратором группы преодолеть возникшую неблагоприятную основу развития студента. Предлагаемая консультационная помощь была представлена в виде основных направлений работы:

1. психодиагностическое обеспечение;

2. индивидуальная помощь;

3. групповая психологическая помощь.

В первом направлении определяющее значение имел выбор методов диагностического обследования студентов и выявление контингента, имеющего выраженный или скрытый личностный кризис. Так же большое значение имели индивидуальные обращения студентов за оказанием психологической помощи. Для диагностики были подобраны следующие батареи методик:

- на проявление тревожности;

- на проявление страхов;

- выявление поведенческих реакций на ситуации (бегство, пассивность, влияние);

- репрезентацию критического выбора (вытеснение или поиск информации);

- на оценку (поиск смысла и изменение цели).

Данные методики в совокупности могут дать представление о копинг-поведении на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

Вторым направлением было оказание помощи индивидуально каждому студенту.

В эмоциональной психологической помощи вырабатывался у студентов эмоционально-ориентированный стиль совладания и реализовались такие компоненты: эмоциональное осмысление критической ситуации;

уточнение содержания собственных как положительных так и отрицательных эмоций; уточнение для себя своих вербальных или невербальных выражений эмоций. Формирование уточненного представления о собственных эмоциях в кризисной ситуации позволяет студенту перейти к восприятию кризиса не как угрозе, а как событие - вызов, которое требует эмоциональной концентрации и чувствовать себя более уверенным и готовность справиться с возникшей кризисной ситуацией.

Актуальным направлением здесь становится стимулирование повышения самооценки, позитивное самовосприятие. Основными методами здесь выступают арт-педагогические и арт-терапевтические, позволяющие с помощью различных видов искусств пережить положительные эмоции и восстановить позитивный взгляд на себя и окружающих.

Важное значение приобретает участие в творческих проектах и занятии одним из видов искусств. Арт-педагогика в различных вариантах позволяет закрепить диспозиционный оптимизм в виде самоуважения, самоэффективности и самоактуализации.

Когнитивное направление преодоления кризиса или когнитивный копинг поведения носит рациональный характер и выражается, с одной стороны в осознании ситуации, а с другой стороны, направлен во внутрь, и стремится добиться личностного контроля над критической ситуацией.

При когнитивном копинг-поведении важно в психолого-педагогической помощи определить тип личностного кризиса: ситуационный или экзистенциональный. Ситуационный часто связан с противоречиями, возникшими или внутри или вне жизнедеятельности студента, причины его возникновения должны быть выявлены на основе самоанализа и рефлексии. Данный подход создает возможность конкретизировать для студента причины и противоречия его вызвавшие и определить собственные действия по их преодолению.

Более сложным явлением являются экзестинциальные кризисы, часто совпадающие с возрастными особенностями, требующие переосмысления личностных ценностей, смыслов, установок, ориентаций. Также критические ситуации характеризуют созиданием нового смысла, изменение восприятия своего жизненного опыта.

Внешние условия возникновения личностного кризиса связаны с взаимодействием, общением, сотрудничеством с другими людьми. Осознание особенностей субъект-субъектных отношений, выявление произошедших изменений, приведших к кризисной ситуации, вызывает желание достичь управляемости и контроля над своим поведением, чтобы избежать повтора ситуации. Такое когнитивное погружение в формирование представлений о внешних причинах личностного кризиса осуществляется на основе переосмысления, изменении восприятия и позитивной переоценки причин кризисной ситуации, выявления смысла события.

В комплексе эмоциональный и когнитивный копинг дополняется поведенческим. Ведущее значение в данном виде приобретает мотивация достижений. Под мотивацией достижений подразумевается способность студента на основе контроля эмоций и осознания причин, вызвавших личностную критическую ситуацию включить личностный ресурс к ее преодолению.

К личностным ресурсам следует отнести: актуализацию настойчивости, самоконтроля, самоактуализацию усиления чувства самоконтроля, включение механизмов психологической самозащиты, поиск социальной поддержки и стремление достичь или восстановить адекватную самооценку.

Третье направление психолого-просветительское касается групповой работы по оказанию психолого-педагогической помощи. В данном направлении осуществлялась серия психолого-педагогических консультаций-семинаров по следующим темам: «Психология личностного кризиса», «Виды личностных кризисов», «Личностная основа преодоления кризисной ситуации», «Предупреждение кризисных ситуаций», «Самопрофилактика личностного кризиса». Данная серия занятий направлена на формирование системы знаний о кризисе личности как явлении в жизни человека, его профилактики и коррекции. Когнитивная составляющая является основой для личностных действий студента в случае возникновения и проявления личностного кризиса. Данный аспект был дополнен самостоятельной работой с научной и научно-популярной литературой по данной проблеме.

Наряду с психолого-педагогическими семинарами-консультациями студентам с проявлениями личностного кризиса были объединены в кризисные группы, где проводились тренинги по обучению копинг-навыками: эмоциональной устойчивости, осознание личностного потенциала, овладение сознательной саморегуляцией, формирование адекватной самооценки.

Однако оказание психолого-педагогической помощи внутри тренинговой группы должно быть дополнено созданием доброжелательной обстановки в студенческом учебном коллективе. В таком коллективе в рамках превентивной воспитательной и социально-педагогической работы осуществляется создание доброжелательных отношений между членами студенческой группы, развитие коммуникативных и поведенческих компетенций, обучение навыкам действий в возникающих проблемных ситуациях, обучение психологической поддержке и воспитание толерантности. Основной акцент делается на позитивном межличностном опыте взаимодействия, творческого разрешения конфликтов. В ходе общения в учебной группе могут быть сформированы навыки овладения самоуправления по предотвращению не контролируемых отрицательных эмоций, навыков самоконтроля, принятия различий личностных, национальных и др., снижение враждебности.

Большое значение приобретают творческие дела, волонтерское и вожатская деятельность в их художественно-творческом проявлении (рисовании, пении, танцах, играх).

В кризисных ситуациях в группе важна конкретизация действий куратора. К ним следует отнести следующие:

- внимание к ранним проявлениям кризисной ситуации, как внешнего фактора, возникновение личностного кризиса;

- незамедлительное вмешательство в кризисном нарастании, создание группы поддержки студентов по преодолению кризиса;

- выявление студентов группы риска;

- подключение психологической службы университета к оказанию психологической помощи;

- посткризисное сопровождение.

Выводы. Таким образом, возникновение личностного кризиса в студенчестве зависит от внешних и внутренних обстоятельств, которые ведут к нарушению личностного образа «Я», что ведет к глубинным

переживаниям своего духовного внутреннего мира и изменений в отношении окружающего мира. В студенческом периоде юношества имеется этапность развертывания кризиса, характеризующуюся сменой переживаний, направленности нормализации изменений стратегий выхода из личностного кризиса. В ситуации, когда кризисное состояние значительно превышает личностные ресурсы, требуется психолого-педагогическая помощь в восстановлении психологического благополучия студента с предупреждением проявлений крайних выходов из кризисной ситуации в виде криминальных, алкогольных, наркотических и других вариантов.

Арт-педагогическая технология в целом способна оказать влияние на индивидуальные переживания личностного кризиса и привести к процессу регенерации кризисного состояния через общение, образ на основе художественного творчества, рефлексии, творческого продукта и с педагогом в целях когнитивного, эмоционального и поведенческого овладения (копинг) кризисной ситуацией и тем самым восстановление психологического здоровья студента.

Представленные направления преодоления личностного кризиса в единстве художественной, музыкальной, двигательно-танцевальной форм в индивидуальной и групповой вариантах, которая позволяет осуществить психолого-педагогическую помощь студенту в условиях замещения отрицательных переживаний на творческие, иногда спонтанные, продукты, раскрывающие в символической визуальной форме для студента часто не осознаваемые проблемы, ведущие к личностному кризису, а для педагога возможность поиска путей выхода студента из кризисной ситуации. Изменяя в ходе творческого процесса реакцию студента на кризис, формируя часто с помощью социально-психологической поддержки группы новые позитивные реалистические установки на преодоление кризиса, педагог достигает ситуации сокращения рецидивов возникновения личностного кризиса у студентов.

Литература:

1. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты. М.: Когнито-Центр, 2006.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. 554 с.

3. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. Р. 40-46

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Молчанова Елена Владимировна

Филиал ФГБОУ «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке (г. Тихорецк); кандидат филологических наук Липеева Ирина Юрьевна

Филиал ФГБОУ «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке (г.Тихорецк)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗАМИ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НОВОГО ФОРМАТА

Аннотация. В статье рассматриваются проблема реализации сетевого взаимодействия между вузами в процессе глобальной перестройки современной образовательной среды и целесообразности совершенствования ее виртуальной академической мобильности посредством внедрения смешанного формата обучения с использованием онлайн-курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная среда современных вузов, онлайн-обучение, сетевое взаимодействие, прокторинг, проктор, синхронный и асинхронный прокторинг, техническая поддержка.

Annotation. The article discusses the problem of implementing network interaction between universities in the process of global restructuring of the modern educational environment and the feasibility of improving its virtual academic mobility through the introduction of a blended learning format using online courses.

Keywords: distance learning, educational environment of modern universities, online learning, networking, proctoring, proctor, synchronous and asynchronous proctoring, technical support.

Введение. Использование онлайн-курсов, внедрение новых технологий в преподавании- это неизбежная реальность для большинства современных вузов. Модели смешанного обучения, сетевое взаимодействие -это те ресурсы, которые могут изменить траекторию образовательной деятельности любого вуза в сторону ее масштабного усовершенствования.

В качестве этапов организации сетевого взаимодействия могут быть выделены следующие: во-первых, выбор онлайн-курсов и партнеров для взаимодействия; во-вторых, согласование условий и подписание договоров о сетевом взаимодействии (причем это одна из самых важных детерминант, это базис, фундамент всего проекта сетевого взаимодействия в целом; в-третьих, непосредственное проведение образовательного процесса; в-четвертых, завершение обучения и проведение прокторинга; и, в-пятых, закрытие договора и произведение оплаты.

Каждый вуз определяет сам, какие задачи он будет воплощать, релевантные цели сетевого взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Если более подробно характеризовать детали каждого из этапов, то следует обратить внимание на особенности и нюансы каждого из них. Например, на первом этапе необходимо познакомиться со структурой и функционалом Национальной Платформы Открытого Образования (НПОО - https://openedu.ru/). Данная платформа создана, разработана и внедрена именно для формата сетевого взаимодействия, все курсы на ней рассчитаны на академическое использование. Она открывает возможности для работы именно с партнерами, а не с платформой, это удобно для работы, т.к. минимизирует все возможные риски и препятствия во взаимодействии с административным ресурсом самой платформы [1].

Сегодня на сервисах НПОО выложено 590 онлайн-курсов 16 вузов РФ, охватывающих практически все направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.