Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗАМИ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НОВОГО ФОРМАТА'

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗАМИ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НОВОГО ФОРМАТА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОКТОРИНГ / ПРОКТОР / СИНХРОННЫЙ И АСИНХРОННЫЙ ПРОКТОРИНГ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN UNIVERSITIES / ONLINE LEARNING / NETWORKING / PROCTORING / PROCTOR / SYNCHRONOUS AND ASYNCHRONOUS PROCTORING / TECHNICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна, Липеева Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются проблема реализации сетевого взаимодействия между вузами в процессе глобальной перестройки современной образовательной среды и целесообразности совершенствования ее виртуальной академической мобильности посредством внедрения смешанного формата обучения с использованием онлайн-курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна, Липеева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AS A FACTOR OF OPTIMIZING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A NEW FORMAT

The article discusses the problem of implementing network interaction between universities in the process of global restructuring of the modern educational environment and the feasibility of improving its virtual academic mobility through the introduction of a blended learning format using online courses.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗАМИ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НОВОГО ФОРМАТА»

переживаниям своего духовного внутреннего мира и изменений в отношении окружающего мира. В студенческом периоде юношества имеется этапность развертывания кризиса, характеризующуюся сменой переживаний, направленности нормализации изменений стратегий выхода из личностного кризиса. В ситуации, когда кризисное состояние значительно превышает личностные ресурсы, требуется психолого-педагогическая помощь в восстановлении психологического благополучия студента с предупреждением проявлений крайних выходов из кризисной ситуации в виде криминальных, алкогольных, наркотических и других вариантов.

Арт-педагогическая технология в целом способна оказать влияние на индивидуальные переживания личностного кризиса и привести к процессу регенерации кризисного состояния через общение, образ на основе художественного творчества, рефлексии, творческого продукта и с педагогом в целях когнитивного, эмоционального и поведенческого овладения (копинг) кризисной ситуацией и тем самым восстановление психологического здоровья студента.

Представленные направления преодоления личностного кризиса в единстве художественной, музыкальной, двигательно-танцевальной форм в индивидуальной и групповой вариантах, которая позволяет осуществить психолого-педагогическую помощь студенту в условиях замещения отрицательных переживаний на творческие, иногда спонтанные, продукты, раскрывающие в символической визуальной форме для студента часто не осознаваемые проблемы, ведущие к личностному кризису, а для педагога возможность поиска путей выхода студента из кризисной ситуации. Изменяя в ходе творческого процесса реакцию студента на кризис, формируя часто с помощью социально-психологической поддержки группы новые позитивные реалистические установки на преодоление кризиса, педагог достигает ситуации сокращения рецидивов возникновения личностного кризиса у студентов.

Литература:

1. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты. М.: Когнито-Центр, 2006.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. 554 с.

3. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. Р. 40-46

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Молчанова Елена Владимировна

Филиал ФГБОУ «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке (г. Тихорецк); кандидат филологических наук Липеева Ирина Юрьевна

Филиал ФГБОУ «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке (г.Тихорецк)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗАМИ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НОВОГО ФОРМАТА

Аннотация. В статье рассматриваются проблема реализации сетевого взаимодействия между вузами в процессе глобальной перестройки современной образовательной среды и целесообразности совершенствования ее виртуальной академической мобильности посредством внедрения смешанного формата обучения с использованием онлайн-курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная среда современных вузов, онлайн-обучение, сетевое взаимодействие, прокторинг, проктор, синхронный и асинхронный прокторинг, техническая поддержка.

Annotation. The article discusses the problem of implementing network interaction between universities in the process of global restructuring of the modern educational environment and the feasibility of improving its virtual academic mobility through the introduction of a blended learning format using online courses.

Keywords: distance learning, educational environment of modern universities, online learning, networking, proctoring, proctor, synchronous and asynchronous proctoring, technical support.

Введение. Использование онлайн-курсов, внедрение новых технологий в преподавании- это неизбежная реальность для большинства современных вузов. Модели смешанного обучения, сетевое взаимодействие -это те ресурсы, которые могут изменить траекторию образовательной деятельности любого вуза в сторону ее масштабного усовершенствования.

В качестве этапов организации сетевого взаимодействия могут быть выделены следующие: во-первых, выбор онлайн-курсов и партнеров для взаимодействия; во-вторых, согласование условий и подписание договоров о сетевом взаимодействии (причем это одна из самых важных детерминант, это базис, фундамент всего проекта сетевого взаимодействия в целом; в-третьих, непосредственное проведение образовательного процесса; в-четвертых, завершение обучения и проведение прокторинга; и, в-пятых, закрытие договора и произведение оплаты.

Каждый вуз определяет сам, какие задачи он будет воплощать, релевантные цели сетевого взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Если более подробно характеризовать детали каждого из этапов, то следует обратить внимание на особенности и нюансы каждого из них. Например, на первом этапе необходимо познакомиться со структурой и функционалом Национальной Платформы Открытого Образования (НПОО - https://openedu.ru/). Данная платформа создана, разработана и внедрена именно для формата сетевого взаимодействия, все курсы на ней рассчитаны на академическое использование. Она открывает возможности для работы именно с партнерами, а не с платформой, это удобно для работы, т.к. минимизирует все возможные риски и препятствия во взаимодействии с административным ресурсом самой платформы [1].

Сегодня на сервисах НПОО выложено 590 онлайн-курсов 16 вузов РФ, охватывающих практически все направления подготовки.

На втором этапе, когда необходимо обсудить все условия взаимодействия и подписать договоры, фактически нужно формализовать взаимоотношения с владельцем курса. Перед подписанием обсуждаются все аспекты взаимодействия: стоимость, сроки, количество курсов и т.д.

Это долгосрочный процесс, требующий детальной проработки: нужно максимально подстроить параметры договора под запросы вуза и уделить достаточно большое количество времени на проведение переговоров. Также на данном этапе необходимо получить доступ к материалам курса для ознакомления и детального изучения. С помощью сетевого взаимодействия открывается реальная возможность обмена опытом, дополнения своих пробелов, открываются перспективы для обучения студентов из других вузов.

На третьем этапе, который иллюстрирует и воплощает непосредственное проведение образовательного процесса, следует учесть ряд важных аспектов. Первый аспект связан с тем, что самый важный этап-это старт обучения. Помимо различных внутренних активностей, необходима сложная техническая процедура -заведение обучающихся на платформу. Для этого, безусловно, необходимо иметь актуализированную базу данных о целевой аудитории, пришедшей на каждый из курсов. Это четкие списки студентов, а также выверенные адреса корпоративной почты, учетные записи из ЕИС вуза и т.д.

Следующий важный момент- это четко оговоренный с партнером алгоритм действий, их последовательное, преемственное, логическое построение в плане. Как правило, в образовательной среде современных вузов, активно работает служба технической поддержки, которая берет на себя определенный функционал, прописанный в должностных инструкциях: заводит данные обучающихся на платформу, потому что часто поступает огромное число обращений со стороны студентов по проблемным вопросам этого этапа подключения к онлайн-курсам, в этой связи всем нуждающимся необходимо обеспечить необходимую поддержку. Данный этап, как правило, может быть связан с большим количеством сложностей, поэтому на начальных этапах реализации программ сетевого взаимодействия лучше начинать с небольшой целевой аудитории.

Для старта подобных проектов необходимо обучить персонал, провести методические семинары, обучить преподавателей, студентов, организовать работу с администрацией и др.

На этапе завершения обучения на всех онлайн-курсах должна быть предусмотрена итоговая аттестация. В этой связи сегодня совершенствуется и внедряется в образовательную среду вузов система прокторинга -контроля действий обучающегося в режиме идентификации личности. Выделяют несколько видов прокторинга: очный, онлайн-прокторинг, синхронный и асинхронный.

На этом этапе необходимо еще раз обсудить сроки проведения, процедуру и последовательность действий. Лучше проводить прокторинг в очном синхронном формате, но необходимо учесть, что при использовании данного метода также может поступить большое число обращений от студентов, которым обязательно необходимо оказать техническую поддержку. Эту поддержку должны системно и комплексно оказывать технические специалисты, которые прорабатывают техническую сторону аттестации и способны решать все возникающие проблемы в режиме онлайн.

Дистанционное обучение становится всё популярнее - и все острее встает вопрос объективной оценки учащихся. Ведь чем дальше от глаз экзаменатора, тем больше возможностей скрыть своё незнание. Пока что с этой проблемой лучше всего справляется прокторинг - инструмент контроля, способный, при правильном использовании, сэкономить компаниям тысячи долларов [2].

Кто такой проктор? Проктор - специальный сотрудник, осуществляющий мониторинг прохождения теста (или другого испытания) слушателем. Что такое подтверждение личности? Проктор сверяет лицо обучающегося с документом (паспорт), проктор делает это либо очно в центре доступа, либо онлайн с помощью веб-камеры. Процедура подтверждения личности и контроля прохождения проверочных испытаний может немного отличается для разных курсов.

Изначально прокторинг начали применять в 2008 году в США, чтобы дистанционно контролировать сдачу экзаменов. Создатель этой технологии - компания ProctorU, сегодня помогающая администрировать около 2 000 000 000 экзаменов в год. Услугами этого прокторинг-провайдера пользуются более 1 000 учебных заведений в 129 странах. Со временем прокторинг стали использовать не только в обучении, но и для решения других проблем: например, - кадровых. Как работает данная система? Для использования системы прокторинга нужны веб-камеры, компьютеры с устойчивым интернет-соединением и простая программа для записи с экрана компьютера.

Если специалисту нужно сдать онлайн-экзамен в учебном центре на другом конце страны, для этого ему понадобится в назначенное время включить свой компьютер и обозначиться в системе дистанционного обучения. Затем он должен включить веб-камеру, дать разрешение на ведение записи с экрана своего компьютера проктору (администратору-наблюдателю) и ждать верификации. Если с документами и доступами все в порядке, проктор запускает экзамен. В ходе экзамена запрещено искать ответы в интернете, пользоваться чьими-либо подсказками и шпаргалками, выходить из поля зрения веб-камеры. Если экзаменуемый нарушает правила поведения, то проктор может вынести ему предупреждение, досрочно завершить экзамен или аннулировать его результаты.

Для групповых тестирований или экзаменов используют большее количество прокторов, запись экранов компьютеров, а также записи поведения аудитории камерами наблюдения. Существует 3 версии системы прокторинга: проктор - человек, при которой за тестируемым наблюдает живой человек через монитор: всё контролирует и принимает решение о зачете экзамена. Выполненные задания проверяют отдельно; проктор -компьютер, при которой специальная программа распознает «нежелательные» действия тестируемых; при этом качество распознавания постоянно совершенствуется, сейчас такие системы способны отслеживать и анализировать направление взгляда, стиль стука по клавиатуре, манеру разговора, и т.п., итоги тестирования подводит компьютер без человеческого вмешательства; человек и компьютер: в этом случае всё контролирует программа, а человек проверяет результаты ее работы. Если тестируемый ведет себя подозрительно, программа выдаст предупреждение, все запишет и сообщит об этом проктору. Процесс контроля проходит либо в режиме онлайн один проктор может одновременно администрировать шесть тестируемых, либо проверяющий смотрит видеозаписи, на основании которых выносит решение.

Каждая версия системы прокторинга появилась на основе требований пользователей и прошла проверку. Для обеспечения качества и достоверности оценивания при онлайн-обучении, в НИУ ВШЭ используются технологии прокторинга (англ. «proctor» - контролировать ход экзамена). Все процессы по проведению онлайн-экзаменов администрирует специальное подразделение, Центр прокторинга. Он же обеспечивает

обучение и координацию прокторов из числа сотрудников факультетов. Технологическим партнером является компания «Экзамус», приложения которой используются для организации экзаменов.

Университет использует несколько видов прокторинга:

1. Синхронный прокторинг с прокторами компании «Экзамус» обычно используется при письменных экзаменах (тестировании). За ходом экзамена в режиме реального времени онлайн наблюдает сторонний проктор, сотрудник «Экзамуса». Его задача - проконтролировать соблюдение условий проведения оценивания. Проктор проводит идентификацию личности студента (проверяет паспорт), контролирует соблюдение процедуры экзамена, может комментировать действия студента в специальном чате (письменно). Ведется видеозапись двух потоков видео: с веб-камеры студента и рабочего стола его компьютера. Проктор может прервать экзамен, пометив его как "недостоверный", в случае возникновения перечисленных в его инструкции ситуаций: например, студент списывает и не реагирует на замечания проктора в чате. Один проктор может одновременно сопровождать экзамены шести студентов. Это самый точный и самый ресурсоемкий вид прокторинга.

2. Синхронный прокторинг с прокторами факультетов вуза - это функционально полностью соответствует предыдущему виду прокторинга, но прокторами выступают предварительно обученные сотрудники факультетов. В таком формате проводятся все вступительные экзамены в онлайн-формате, т.к. их должны принимать члены приемной комиссии. Технически один проктор может одновременно наблюдать за 6 студентами во время выполнения письменной части (теста).

3. Асинхронный прокторинг с постпроверкой прокторами из вузов-экспертов идентификация личности, а также весь ход экзамена обеспечивается программно, система в автоматическом режиме отслеживает некоторые запрещенные действия, такие как отсутствие в кадре студента, второй человек в кадре, разговор во время экзамена, подключение второго монитора, и помечает видео соответствующего экзамена как недостоверное, но экзамен не прерывает. К сожалению, система может допускать ошибки, поэтому требуется перепроверка видео с выявленными нарушениями. Во время экзамена ведется видеозапись с веб-камеры студента и рабочего стола его компьютера, последующую проверку которых осуществляет сотрудник факультета НИУ ВШЭ, который либо подтверждает нарушение процедуры сдачи экзамена со стороны студента, либо признаёт экзамен сданным. Наименее затратный по ресурсам вид прокторинга, т.к. не требует согласования графиков прокторов и предполагает выборочную, а не полную перепроверку видеозаписей [3].

Система прокторинга сегодня носит интегративный характер и может активно интегрировать из бизнеса в подготовку в вузах/ Рассмотрим 3 основные сферы применения.

1. Найм (подбор) персонала. HR-менеджеры могут предложить соискателям, находящимся в других городах и странах, пройти тесты с использованием прокторинга. Если результаты подтверждают их профессиональный уровень — продолжают работу с кандидатами. Если нет - экономят время и сразу приступают к поиску подходящих специалистов.

2. Обучение. Особенно актуально для предприятий, у которых есть корпоративные университеты или офисы, расположенные в разных регионах. В этом случае повышение квалификации работников проводят онлайн, а прохождение экзаменов контролируют прокторингом.

В качестве примера можно привести один корпоративный университет Сбербанка и его программу Мини-МВА. В этой программе линейные руководители проходят обучение в очное и онлайн-обучение, а также занимаются проектной работой. Экзамены по всем дисциплинам проходят дистанционно, с прокторингом. По результатам обучения в среднем 30% выпускников программы получают повышение или горизонтальное перемещение [4].

3. Проверка навыков, тестирование, сертификация. В этом случае прокторинг дает возможность компаниям застраховаться от: 1) подсказок заинтересованных экзаменаторов, 2) списывания, 3) фальсификации результатов тестирования.

Необходимость в тестировании не всегда связана с обучением. По его результатам принимают решения о ротациях в штате, формировании кадрового резерва и даже о ежегодных надбавках. Поэтому некоторые работники могут хитрить, чтобы приукрасить результаты тестов. Прокторинг призван защитить от таких манипуляций.

Другая ситуация - сертификация сотрудников авторитетными профессиональными организациями. Так, хотя Институт Профессиональных Финансовых Менеджеров (IPFM) и делегирует аккредитованным партнерам право принимать экзамены IPFM дистанционно, но делать это нужно с обязательным использованием прокторинга. Таким образом IPFM поддерживает высокий статус выданных им дипломов.

И пятый, завершающий этап. - это закрытие договора о прохождении онлайн-курса и оплата. Это самый мало затратный с точки зрения ресурсов, но важнейший этап. В этой связи необходимо организовать последовательную экспертизу качества подготовки нормативно-правовых документов. Регламентирующих все последовательные этапы сетевого взаимодействия.

Выводы. Таким образом, в настоящее время перспективным направлением развития является поиск путей решения проблемы виртуальной академической мобильности современных вузов, которая требует решений и инноваций.

Говоря о практике внедрения прокторинга в бизнес-процессы, можно констатировать следующее. Примеры Яндекса и IPFM показывают, что крупные игроки чаще других применяют прокторинг, желая обеспечить максимальную достоверность результатов сертификации тысяч географически «разбросанных» студентов. Это справедливо применительно к Сбербанку и другим корпорациям, которые вкладывают большие средства в программы корпоративных университетов, поэтому на выходе хотят получить выпускников, которые бы обладали реальными знаниями, а не просто «прослушали курс».

Отдельные специалисты сталкиваются с прокторингом в ходе сдачи экзаменов на международные дипломы и сертификаты, что позволяет им и организаторам экзаменов экономить время и средства на проведении таких мероприятий и сосредоточиться на качестве.

Популярность дистанционного обучения только растет. Компании, испытывающие кадровый голод, запускают собственные корпоративные университеты, большинство из которых - дистанционные. Роль прокторинга в скором времени возрастет, поскольку этот инструмент позволяет контролировать качество дистанционного обучения.

Зачастую прокторинг целесообразно брать на вооружение для усиления hard skills специалистов компании, организации обучения и прочей работы с персоналом, даже если тестируемых не слишком много.

Кейсы от Finassessment демонстрируют, что это могут быть ситуации, связанные с кадровыми перестановками и оптимизацией штата — в подобных случаях прокторинг помогает принимать взвешенные управленческие решения и экономить финансовые ресурсы.

Однако на данный момент нельзя сказать, что бизнес в полной мере использует потенциал этого инструмента. Остается надеяться, что в ближайшее время появятся новые кейсы об эффективном применении онлайн-прокторинга при решении насущных предпринимательских проблем.

Литература:

1. https://openedu.ru/ - Официальный сайт Национальной Платформы Открытого Образования

2. Исеев Р.Р. Опыт дистанционного проведения контроля успеваемости ит аттестации обучающихся в условиях пандемии // The Newman in Foreign policy. 2020. №54 (98). URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 10.07.2020).

3. Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.08.2020).

4. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.08.2020).

Педагогика

УДК 376

кандидат психологических наук, доцент Морозова Татьяна Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и проведения занятий песочной терапией с детьми дошкольного возраста. Показана роль упражнений с сухим и мокрым песком для психического развития детей. Приводятся варианты упражнений и игр для развития мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности, памяти, воображения, мышления, коммуникативных навыков, адаптации к детскому саду.

Ключевые слова: песочная терапия, песочница, двуручное рисование на песке, песочные картины, адаптация, дошкольный возраст, игровая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the organization and conduct of sand therapy classes with preschool children. The role of exercises with dry and wet sand for the mental development of children is shown. There are given variants of exercises and games for the development of fine motor skills, tactile-kinesthetic sensitivity, memory, imagination, thinking, communication skills, and adaptation to kindergarten.

Keywords: sand therapy, sandbox, two-handed drawing on the sand, sand paintings, adaptation, preschool age, play activities.

Введение. Современные требования Федеральных государственных стандартов дошкольного образования дали толчок для поиска инновационных технологий и нестандартных методик в работе с детьми дошкольного возраста, направленных на разностороннее развитие, воспитание и комфортное пребывание в дошкольной организации.

Известно, что ребенок дошкольного возраста эгоцентричен, в связи с чем важно научить его видеть ситуацию со стороны, взаимодействовать со сверстниками, только тогда ребенок сможет оценить себя, свои поступки, поведение. Так ребенок дошкольного возраста сможет полно выразить свои чувства и эмоции через общение. Одно из популярных методов в помощи ребенку дошкольного возраста является - песочная терапия. Деятельность с песком помогает ребенку развить творческий потенциал, активизирует мышление, развивает тонкую моторику рук, ненавязчиво помогает выстроить образ мира.

Изложение основного материала статьи. Инновационный метод - песочная терапия является одним из направлений арт-терапии. Песочная терапия возникла в недрах юнгианского психоанализа. Шарлотта Бюлер разработала тест мира, а Маргарет Ловенфельд стала применять технику построения мира в работе с детьми. Дора Кальфф использовала для работы с детьми метод «Sandplay» (игра с песком) [5, с. 19].

Песок для терапевтических целей и творчества использовался давно. Картины на песке сопоставимы с серией сновидений. Индейцы племени Навахо использовали песок для запечатления видений. Для шаманов песок являлся передатчиком разговоров с богом. На Востоке тибетские монахи создают песочные мандалы из цветного песка для достижения духовной гармонии.

Песок - один из первых материалов, в котором ребенок реализует свой творческий потенциал. Сухой песок позволяет имитировать дождь, оставлять следы, мокрый - хороший строительный материал. Играя в песочнице или на берегу моря, ребенок создает не только куличики, но и пещеры, горы, реки, дворцы и целые города. Песок податлив, но фигуры из него недолговечны. На месте разрушенных встают новые - это закон бытия [1, с. 78].

Для занятий песочной терапией необходима песочница с размерами 50*70*8 см. Такие размеры позволяют охватить взглядом всю картину в песочнице. В прямоугольной песочнице легче проявляется конфликтная ситуация. В круглых песочницах можно изображать мандалу - картину в круге - для снятия стресса и достижения душевного равновесия.

Песочницу заполняют промытым и прожаренным песком.

Для создания песочных картин необходимы набор фигурок высотой 5-10 см, природные материалы (камешки, шишки, ракушки, палочки), бусинки, пуговицы. С младшими дошкольниками можно играть и без игрушек. Для создания мокрого песка нужна вода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.