Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РАБОТЫ В КОМАНДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РАБОТЫ В КОМАНДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА В КОМАНДЕ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ТВЕРДЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / TEAMWORK / SOFT SKILLS / HARD SKILLS / COMMUNICATIVE SKILLS / FOREIGN LANGUAGE / ROLE-PLAYING GAMES / BRAINSTORM / MIND MAPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малова Мария Марковна, Позднякова Галина Алексеевна

Статья посвящена формированию мягких навыков на примере навыка работы в команде в процессе изучения иностранного языка в вузе. Навык работы в команде рассматривается как один из востребованных мягких навыков, обусловливающий профессиональный успех выпускника высшей школы. Авторы предлагают решать задачу по формированию навыка работы в команде поэтапно. Выделяют четыре этапа: «знакомство», «диагностика», «сплочение» и «командное взаимодействие». Даются практические рекомендации по организации учебной работы на занятиях по иностранному языку в вузе. Делаются выводы, свидетельствующие о положительной динамике и подтверждающие эффективность предложенного пути для формирования навыка работы в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малова Мария Марковна, Позднякова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FORMATION OF SKILL OF WORK IN A TEAM IN LESSONS IN A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the formation of soft skills on the example of the teamwork skill in the process of learning a foreign language at the university. The teamwork skill is considered as one of the demanded soft skills that determines the professional success of a graduate of a higher education. The authors propose to solve the problem of forming theteamwork in stages. There are four stages: "acquaintance", "diagnostics", "cohesion" and "team interaction". Practical recommendations on the organization of educational work in foreign language classes at the universityare given. Conclusions that testify to the positive dynamics and confirm the effectiveness of the proposed way for the formation of teamwork skillsare made.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РАБОТЫ В КОМАНДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

«...все духовно-нравственное пространство его души: интересы его деятельности, своеобразие отношений со сверстниками и взрослыми, подсознательные стремления и осознанные желания» [12, с. 89].

Литература:

1. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025. URL: http://govemment.ru/rugovclassifier/820/events/ (дата обращения 22.07.2020)

2. Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы URL: http://mo.mosreg.ru/download/document/31044 (дата обращения 02.07.2020)

3. Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда// Вопросы психологии. 1993 г. №1. С. 13-23.

4. Ломов С.П. Дидактика современного образования. - М., 2010. 105 с.

5. Львова, Н.С. Этапы организации учебного проектирования в средовом дизайне (на примере создания малого сада) // Преподаватель XXI века. М: МШ У Преподаватель ХХ1век. 2019-№ 3/1. С. 168-178.

6. Львова, Н.С., Надысева, В.М. Вопросы теории и практики обустройства интерьера школьной среды // Инновации в социокультурном пространстве: Материалы XII международной научно-практической конференции. Благовещенск: АмГУ. 2019. С. 42-44.

7. Панюкова, Ю.Г. Эмпирическое исследование структурной организации психологической репрезентации пространственно-предметной среды // Экспериментальная психология. 2009. Т.2. №3 С. 111-122.

8. Паспорт регионального проекта «Современная школа» URL: http://mo.mosreg.ru/download/document/2623897 (дата обращения 22.03.2019)

9. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» URL: http://mo.mosreg.ru/download/document/2623901 (дата обращения 22.03.2019)

10. Президент России: События. [Электронный ресурс] http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 15.06.2020)

11. Федеральный закон № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в РФ» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 31.07.2020)

12. Храмова, Н.Г. Антропологическое пространство педагогической деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2012 Вып. 2 (25). С. 88-100.

13. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И.А. Каирова и др.; Акад. пед. наук РСФСР. - М.: Просвещение, 1962-1965. Т. 2: статьи, доклады и выступления за 1917-1926 гг. / сост. А.П. Кубарева, Д.С. Бершадская. - 1964. 475 с.

14. Щербакова, Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012 №5. С. 545-548.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Малова Мария Марковна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара); старший преподаватель Позднякова Галина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РАБОТЫ В КОМАНДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена формированию мягких навыков на примере навыка работы в команде в процессе изучения иностранного языка в вузе. Навык работы в команде рассматривается как один из востребованных мягких навыков, обусловливающий профессиональный успех выпускника высшей школы. Авторы предлагают решать задачу по формированию навыка работы в команде поэтапно. Выделяют четыре этапа: «знакомство», «диагностика», «сплочение» и «командное взаимодействие». Даются практические рекомендации по организации учебной работы на занятиях по иностранному языку в вузе. Делаются выводы, свидетельствующие о положительной динамике и подтверждающие эффективность предложенного пути для формирования навыка работы в команде.

Ключевые слова: работа в команде, мягкие навыки, твердые навыки, коммуникативные навыки, иностранный язык, ролевые игры, мозговой штурм, интеллект-карты.

Annotation. The article is devoted to the formation of soft skills on the example of the teamwork skill in the process of learning a foreign language at the university. The teamwork skill is considered as one of the demanded soft skills that determines the professional success of a graduate of a higher education. The authors propose to solve the problem of forming theteamwork in stages. There are four stages: "acquaintance", "diagnostics", "cohesion" and "team interaction". Practical recommendations on the organization of educational work in foreign language classes at the universityare given. Conclusions that testify to the positive dynamics and confirm the effectiveness of the proposed way for the formation of teamwork skillsare made.

Keywords:teamwork, soft skills, hard skills, communicative skills, foreign language, role-playing games, brainstorm, mind maps.

Введение. Наличие только профессиональных знаний при устройстве на работу в условиях современного рынка труда является недостаточным. Крупные компании и корпорации, банки и организации разной направленности требуют от работника наличия определенных личностных качеств в профессиональной деятельности. Такие качества как сопереживание и ответственность, самоорганизация и тайм-менеджмент, работа в команде и умение общаться в коллективе сегодня являются более значимыми, чем технические знания и навыки.

Следовательно, представляется необходимым сформировать у студентов требуемые качества, которые позволят им стать достойными конкурентами на рынке труда.

Для обозначения персональных качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности, западная бизнес школа использует термин soft skills (мягкие навыки или человеческие навыки). Термин описывает личные качества, которые обозначают высокий уровень эмоционального интеллекта. В отличие от hard skills (твердых навыков или технических навыков) мягкие навыки широко применяются для множества профессиональных областей и специальностей. Работник с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеет хорошие коммуникативные навыки, умеет ставить перед собой четкие цели, достигать их и работать в команде. Он знает, когда нужно говорить, молчать и слушать, и пойти на компромисс [10].

Списки мягких навыков, необходимые работодателям для отбора кадров иногда содержат до сотни разных навыков, что вызывает вопрос о том какие soft skills являются наиболее востребованными на рынке труда [9].

Изложение основного материала статьи. Анализ данных зарубежных работодателей показал, что по данным 2019 года работа в команде занимает первые места в рейтингах таких известных организаций, как Forbes, LinkedIn, World Economic Forum, что говорит о необходимости формирования данного навыка у будущих специалистов [7].

Формирование личности происходит посредством общения, и невозможно вне коллектива, где взаимоотношения обуславливают развитие персональных качеств каждого из его членов. Формирование навыка работы в команде у учащихся на занятиях по иностранному языку в вузе делает их конкурентоспособными в современных условиях рынка труда, поскольку специалист, обладающий не только теоретическими знаниями, но умением общаться с коллегами и решать профессиональные вопросы в команде сегодня высоко ценится согласно мировым экспертам. Более того, при использовании командной работы на занятиях по иностранному языку в вузе улучшается успеваемость, поскольку работа в команде при выполнении различных видов учебной деятельности повышает мотивацию к обучению у учащихся [6].

Выпускники высших учебных заведений, стремящиеся получить на рынке труда престижные и высокооплачиваемые должности, должны обладать навыками целеполагания, планирования, проектирования, работы в командеи быть способными и готовыми к системным изменениям в сфере труда и мировой экономики [3].

Развитие необходимых soft skills представляет собой одну из образовательных технологий и осуществляется более успешно, если они реализуются командой единомышленников. К навыкам работы в команде работы следует отнести: уметь аргументированно общаться и налаживать контакты с любым членом команды; быть способным обмениваться полученной информацией и опытом; уважительно относиться к другим; уметь признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения; следовать принятому командой решению; уметь не только руководить, но и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи; ставить общий результат выше личного [5].

Как показывает практика, правильно организованная работа в команде на занятиях по иностранному языку в высшей школе обязательно способствует появлению положительных результатов у обучающихся. Кроме того, положительная динамика наблюдается как для группы в целом, так и для каждого отдельного учащегося.

Так, формирование работы в команде на занятиях по иностранному языку можно разделить на четыре этапа: первый этап - «Знакомство» - предназначен для создания команды, знакомства участников между собой и формирования доброжелательной атмосферы. На этом этапе мы рассматривали тему «Personal details», которая предполагает не только знакомство обучающихся друг с другом, а также повторение уже известной лексики и усвоение новой. Участникам предлагалось сесть в круг и кратко рассказать про себя. Первый участник представляет себя и сообщает о своих интересах или хобби. Каждый последующий обучающийся называет своё имя и то, что он или она хочет рассказать о себе, а также повторяет рассказ предыдущего отвечающего. И так каждый участник команды по кругу. Опыт показал, что знакомство в команде происходит эффективнее,так как быстрее устанавливается позитивная и доброжелательная атмосфера в группе. Кроме того, у каждого учащегося появляется возможность проявить свои коммуникативные и креативные навыки, а именно умение общаться, слышать собеседника, нешаблонно предоставлять информацию о себе или членах команды.

Другое задание на этапе «знакомства» мы предлагали по теме "Ap-pearance". Учащиеся садятся в круг и по очереди называют прилагательное или отличительную черту, описывающие его или ее внешность. Каждый последующий участник повторяет информацию того, участника, который выступал перед ним и называет прилагательное, подчеркивающее его индивидуальность. Стоит отметить, что запрещается повторять определения, чтобы использовать новую лексику в полном объеме. Такая форма работы подойдет не только для тех, кто давно знаком, но и для тех, кто видит друг друга впервые. Можем заключить, что приведенные выше задания являются основой для создания команды и развития навыка командной работы, позволяют за короткое время сблизить обучающихся, создать позитивную атмосферу для последующей работы в группе.

Второй этап - «Диагностика» - основан на типологическом подходе. Наиболее популярной является модель Д. У. Кейрси, в основе которой заложены четыре базовых психотипа: стратег, дипломат, логистик и тактик, каждый из которых имеет свои особенности и несет собственный вклад в команду [1]. На основе этой модели можно спрогнозировать психотип обучающегося, его сильные и слабые стороны, возможный вклад в командную работу или потенциальные конфликты и противоречия. Заметим, что по возможности необходимо обеспечить участие в команде обучающихся с различными психотипами.

На этом этапе мы предлагали учащимся подготовить проект на тему «Advantages and disadvantages of modern innovations». Студенты делятся на две команды. Время на обсуждение проекта строго ограничено (не более 20 мин). Таким образом, мы специально создаём условия, в которых каждому из учащихся приходится проявить свои сильные качества. Так, кто-то из обучающихся предлагает основную идею для создания проекта и стратегию ее осуществления (стратег), кто-то поддерживает основную идею и предлагает свои для подкрепления главной (дипломат), кто-то работает для реализации проекта (логистик), а кто-то включается в работу только тогда, когда возникают трудности или конфликты в ходе обсуждения проекта (тактик).

Можно отметить, что когда учащиеся выполняли задачи, в которых считали себя наиболее успешными, то повышалось качество работы не только отдельного члена команды, но и всей группы в целом. Важно, что при сплочении команды увеличиваются работоспособность и вовлеченность обучающихся, интерес к выполняемой работе и скорость выполнения заданий.

Другой формой работы на втором этапе формирования работы в команде можно считать «мозговой штурм», где обучающимся предлагается решить учебную задачу за ограниченное количество времени. Одним из преимуществ этого метода является то, что учащиеся, обладающие разными психотипами, качествами и мышлением могут всесторонне рассмотреть проблему, следить за развитием обсуждения, анализировать выводы других участников команды и предлагать свое решение проблемы. Таким образом, практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность высказывать свою точку зрения, это означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад в работу команды, развивает познавательную деятельность и способность видеть единую цель.

Третий этап - «Сплочение» - направлен на формирование и усиление общего командного духа, развитие ответственности и эффективного общения между обучающимися, вклада каждого участника в решении общих задач [4].

На этом этапе мы использовали ролевые игры. Например, ролевая игра «Interview of a Famous Person», в которой троим студентам из группы предлагается выбрать роль какой-то знаменитости - писателя, актера, ученого и т.д. Остальные студенты играют роль журналистов разных изданий, которые берут интервью у названных знаменитостей. Таким образом, в ходе выполнения этого задания участвуют две команды, которые выполняют разные задачи. Для команды «звезд» является важным найти исчерпывающую информацию о знаменитой личности, в то время как основной задачей журналистов является креативная работа, а именно -составление нестандартных вопросов. Перед началом игры студенты из команды «звезд»вытягивают карточки, на которых написаны имена знаменитых людей и очередность выступления. Каждому участнику команды «звезд» и команде журналистов дается 5 минут на подготовку. Если речь идет об ученом (личность ученого всегда выбирается с учетом уже изученных на занятиях биографий), то за это время участники обеих команд воспроизводят уже известные факты. Если знаменитость является актером или писателем, то за время, данное на подготовку, разрешается посмотреть биографический материал в Интернете. Но по условиям игры не все вопросы должны быть основаны на биографических фактах, поэтому и в вопросах, и ответахприветствуется креативность игибкость обучающихся. Этап вопросо-ответной работы длится 10 минут, после чего новый участник команды знаменитостей занимает свое место в игре. По окончании игры проводится Peer Review, в котором всем участникам команд предлагается оценить игру другдруга по оценочной шкале и назвать положительные стороны и недостатки.

По результатам проведенной работы мы можем заключить, что данный вид деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, креативного мышления, формирования навыков рефлексии, а именно, умения оценивать не только свои ответы, но и ответы других участников группы и работать в команде.

Вигре "PlusesandMinuses" учащиеся работают в парах. Один из игроков рассказывает какую-то неприятную историю из прошлого, которая обязательно должна быть реальным эпизодом из жизни. Затем тот же игрок рассказывает эту историю, но говорит исключительно о ее позитивных сторонах. Второй игрок подводит итог истории и пересказывает всю историю, как приятный момент из прошлого, после чего участники меняются ролями. Время выполнения задания 5-6 минут.

Так, игра способствует формированию и развитию у обучающихся умения гибко и позитивно относиться к происходящим в жизни событиям любого характера. Положительное отношение к окружающей действительности дает возможность сформировать команду, в которой участники готовы к выполнению самых сложных жизненных задач [8].

Четвертый этап - «Командное взаимодействие» - заключительный этап, на котором участники уже достаточно хорошо знают друг друга, умеют работать совместно в разных видах учебной деятельности и осознают, что вместе несут ответственность за выполняемую работу. На этом этапе создания команды участникиспособны к решению более серьезных учебных задач, связанных с проектированием и научным исследованием, таких как создание презентаций, участие в совместных проектах и т.д. [2].

На предыдущем этапе «Сплочение» учащиеся взаимодействуют в игровых видах учебной деятельностидля создания команды и укрепления взаимоотношений, а также овладевают определенными умениями, необходимыми на завершающем этапе.

При создании команды, прежде всего, важно формирование у учащихся ответственности за свою работу друг перед другом, так как от действий каждого из участников команды зависит ее успешность. Если в игре «Interview of a Famous Person» участники одной команды первоначально учатся представлять себя под видом знаменитости и отвечать на вопросы аудитории - репортеров, а вторая команда задавать вопросы и выяснять необходимую информацию, то на этапе «Командное взаимодействие» учащиеся используют приобретенные умения в научных видах деятельности. Например, при показе научной презентации или проекта мы использовали опыт игры «Interview of a Famous Person». Учащиеся также делятся на две команды: команда участников, выступающих с презентацией (проектом) и команда - аудитория. Обе команды должны проявлять максимальную ответственность по отношению друг к другу, так как от успешности работы каждого участника команды зависит судьба всех ее членов. Например, при представлении презентации или проекта оценивается не только работа и выступление автора (авторов), но и активность аудитории. В том случае, если слушатели пассивны или задают вопросы не по теме, то при оценивании презентации или проекта баллы за ответы на вопросы выступающему не начисляются, что показывает несформированность взаимоответственности - одного из основополагающих элементов работы в команде.

Аналогично игре после показа презентаций между участниками проводится Peer Review, в котором по предложенной форме участники оценивают работу друг друга и обсуждают сильные и слабые стороны работы обеих команд.

Другой формой работы может быть групповое использование интеллект-карт или онлайн интеллект-карт при изучении иностранного языка ввузе, что также способствует сплочению и развитию навыка работы в команде. Наиболее популярные вебсайты, такие как Mindomo, GroupMap, Mind42, Mindmeister предлагают использование обучающих интеллект-карт с целью организации учащихся в групповых и индивидуальных проектах.

На занятиях по иностранному языку мы использовали интеллект-карты для изучения вокабуляра по теме Sport. На интерактивной доске веб-ресурса преподаватель предлагает начало интеллект-карты, которую студентам предлагается расширить. Например, SPORT-WINTER-SUMMER-INDOOR-OUTDOOR. Сначала студенты поочередно добавляют слова по теме в интеллект-карту, после чего преподаватель предлагает им

внимательно прочитать, написанное и найти ошибки друг друга, а также дополнить пропущенную информацию по теме.

Онлайн интеллект-карты также можно использовать для научной учебной деятельности, такой как создание совместных презентаций и проектов.При помощи онлайн ресурса мы провели конкурс научных проектов в группах направления «Биология». Мы поделили учащихся на две команды, каждой из которых было дано задание -создать свой научный проект, используя интеллект-карты Mindomo. Учащимся первого курса предлагалось выбрать одну из общенаучных тем: «FamousScientist», «Plants», «Animais», «Substances»; учащиеся второго курса делали научные проекты по своей специализации.

Проделанная работа показала, что командное взаимодействие в проектной деятельности требует от учащихся наличия коммуникативных навыков, креативности, логического и критического мышления, ответственности, развитие и формирование которых происходит при регулярном использовании командной работы на занятиях иностранного языка в высшей школе.

Следует отметить, что на начальном этапе работы со студентами на занятиях по иностранному языку, была выявлена проблема неготовности учащихся к командной работе, которая проявлялась в отсутствии или несформированности необходимых навыков и умений. Некоторые обучающиеся настаивали на индивидуальном выполнении задания, отказываясь от группового взаимодействия.

Выводы. Практика показала, что поэтапное формирование навыка работы в команде имеетположительную тенденцию в изучении иностранного языка в вузе. В ходе итоговых летних испытаний по иностранному языку 2020 г. у обучающихся наблюдалось хорошее рабочее настроение во время экзамена, большинство из них проявляли инициативу при выполнении работы в паре (составление диалога), качественно лучше понимали иноязычный материал и ориентировались в беседе на иностранном языке. По результатам экзамена 90% обучающихся из 4 групп первого курса (46 студентов) справились с разнообразными заданиями экзамена (составленного по требованиям международных стандартов) на «хорошо» и «отлично».

Можем заключить, что использование вышеперечисленных методов на занятиях иностранного языка обладает значительным потенциалом для формирования навыка работы в команде, являющейся неотъемлемой составляющей soft skills.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003.

2. Куликова Т.И. Тимбилдинг в образовательной организации. — Тула: Имидж - Принт, 2015.

3. Меньшенина С.Г. Позднякова Г.А. Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку // Вестник СамГТУ. Серия Психолого-педагогические науки. № 3 (43), - Самара: Изд-во СамГТУ, октябрь 2019. С. 106-115.

4. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. — СПб.: Питер, 2012.

5. Поляков А. Командообразование (team building) и навыки командной работы: выступление на бизнес-форуме «Инновации в образовании: Practical skills - your way to success» МГИМО, 2009. URL: http:// www.eventcons.ru/images/o-companie/statii/komandoobrazovanie/Komandoobrazovanie_ MGIMO.pdf

6. Best Practices in Soft Skills Assessment // Hanover Research. 2014. р. 5.

7. Gaskell A. What are the top 10 soft skills for the future of work? // Forbes.2019. URL: https://www.forbes.com/sites/adigaskell/2019/02/22/what-are-the-top-10-soft-skills-for-the future-of-work/#2ed9a4ab7f1 f (дата обращения: 02.07.2019).

8. Hansen B. 12 деловых игр, которые понравятся вашей команде // Wrike. 2018. URL: https://www.wrikexom/ru/Ыog/dvenadtsat-delovyh-igr-kotorye-ponravyatsya-vashej-komande/(дата обращения: 03.06.2020).

9. Kerr M. Top 10 soft skills employers love: 90+ examples// Resume Genious. 2019. URL: https://resumegenius.com/blog/resume-help/soft-skills (дата обращения: 02.07.2019)

10. Rouse M. Soft skills // TechTarget. 2014. URL: http://searchcio.techtarget.com/definition/soft-skills (дата обращения: 12.06.2019).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Мищерина Ирина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук, кафедра педагогики и образовательных технологий (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Пашина Светлана Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук, кафедра педагогики и образовательных технологий (г. Ставрополь)

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТАМИ СРЕДСТВАМИ

АРТ-ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Сегодня одним из ведущих направлений совершенствования образовательного процесса является усиление роли субъекта обучения, повышение его творческого и компетентностного потенциала. Однако преподаватели вуза в своей педагогической деятельности сталкиваются с проблемой переживания студентами личностного кризиса, значительно влияющего на мотивацию, творчество в ходе учебной деятельности. В данной статье описана одна из наиболее эффективных инновационных технологий, способных восстановить у студента его психологическое здоровье - арт-педагогика.

Ключевые слова: личностный кризис, арт-педагогика, арт-терапия, копинг-стратегии, эмоциональные состояния, личностный ресурс, психодиагностическое обеспечение, индивидуальная помощь, групповая психолого-педагогическая помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.