Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
личностный кризис / арт-педагогика / психологическое здоровье / самооценка / позитивное отношение / самопринятие / personal crisis / art-pedagogy / psychological health / self-esteem / positive attitude / self-acceptance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Ирина Робертовна, Мищерина Ирина Владимировна, Кагосян Ашот Саратович

Статья актуализирует проблему личностного кризиса в период обучения в вузе. В работе рассмотрены позиции различных авторов в отношении данной научной категории. Авторами представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие механизмы возникновения, проявления и преодоления личностного кризиса студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении. Были выявлены причины личностного кризиса, проявляющегося у части студентов, с помощью четырех диагностических методик. Теоретические материалы и эмпирические данные, представленные авторами, могут быть использованы в практической деятельности кураторов академических групп в вузе, а также в работе педагога-психолога при разработке и реализации программ с использованием арт-педагогических методов преодоления кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Позднякова Ирина Робертовна, Мищерина Ирина Владимировна, Кагосян Ашот Саратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ART-PEDAGOGICAL METHODS IN OVERCOMING THE STUDENT’S PERSONAL CRISIS

This article actualizes the problem of personal crisis in the period of study at the University. The paper considers the positions of various authors in relation to this scientific category. The authors present the results of empirical research, revealing the mechanisms of occurrence, manifestation and overcoming of the personal crisis of students studying in the psychological and pedagogical direction. The causes of the personal crisis manifested in some students were identified using four diagnostic methods. Theoretical materials and empirical data presented by the authors can be used in the practical activities of curators of academic groups in the University, as well as in the work of a teacher-psychologist in the development and implementation of programs using artpedagogical methods to overcome crisis situations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТА»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-406-411 ПОЗДНЯКОВА Ирина Робертовна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института социально-гуманитарного образования, доцент кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного университета, e-mail: pozdnikova@mail.ru

МИЩЕРИНА Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета, e-mail: misherina.irina@mail.ru

КАГОСЯН Ашот Саратович,

доктор педагогических наук, доцент, профессор РАО, проректор по научной и воспитательной работе Гжельского государственного университета, e-mail: gzhelnauka@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА СТУДЕНТА

Аннотация. Статья актуализирует проблему личностного кризиса в период обучения в вузе. В работе рассмотрены позиции различных авторов в отношении данной научной категории. Авторами представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие механизмы возникновения, проявления и преодоления личностного кризиса студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении. Были выявлены причины личностного кризиса, проявляющегося у части студентов, с помощью четырех диагностических методик. Теоретические материалы и эмпирические данные, представленные авторами, могут быть использованы в практической деятельности кураторов академических групп в вузе, а также в работе педагога-психолога при разработке и реализации программ с использованием арт-педагогических методов преодоления кризисных ситуаций.

Ключевые слова: личностный кризис, арт-педагогика, психологическое здоровье, самооценка, позитивное отношение, самопринятие.

POZDNYAKOVA Irina Robertovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Gzhel State University

MISHERINA Irina Vladimirovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Pedagogy and Educational Technologies, Institute of Education and Social Sciences, North Caucasus Federal University

KAGOSAN Ashot Saratovich

Grand PhD in pedagogical sciences, Associate PROFESSOR, Professor RAO, vice-rector for research and educational work of

Gzhel State University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

THE USE OF ART-PEDAGOGICAL METHODS IN OVERCOMING THE STUDENT'S PERSONAL CRISIS

Annotation. This article actualizes the problem of personal crisis in the period of study at the University. The paper considers the positions of various authors in relation to this scientific category. The authors present the results of empirical research, revealing the mechanisms of occurrence, manifestation and overcoming of the personal crisis of students studying in the psychological and pedagogical direction. The causes of the personal crisis manifested in some students were identified using four diagnostic methods. Theoretical materials and empirical data presented by the authors can be used in the practical activities of curators of academic groups in the University, as well as in the work of a teacher-psychologist in the development and implementation of programs using art-pedagogical methods to overcome crisis situations.

Key words: personal crisis, art-pedagogy, psychological health, self-esteem, positive attitude, self-acceptance.

Введение

В современных условиях развития отечественного высшего образования в студенческой среде проявляется возрастающая напряженность в процессе обучения, связанная с повышением требований к результатам обучения и личностного развития [1]. Такие ситуации воспринимаются студентом как ситуации неопределенности, повышенной тревожности и нестабильности.

Как отмечает А.А. Осипова, в ходе кризиса доминируют такие чувства как депрессивная реакция, проявляющаяся в апатии, безразличии, усталости или разочаровании. Выражение в соотнесении с поведением таких чувств как агрессия, злость, придирчивость, досада, ненависть говорит о деструктивном их проявлении. В период кризиса изменяется объем коммуникации с людьми, которая выражается в переживаемом чувстве одиночества, тупика и безнадежности. Даже в окружении близких и знакомых людей человек чувствует себя одиноким [4].

В исследованиях И.Г. Малкиной-Пых кризис представлен как ситуация, создающая серьезные проблемы в реализации личностных мотивов и ценностей, что ведет к нарушению эмоционального состояния и невозможности личностного существования в прежних обстоятельствах и необходимостью их изменения [3].

Кризис, по словам В.В. Козлова, имеет четко выраженные психологические проявления. Во внутреннем плане он проявляется как дезинтеграция (внутрипсихический уровень) и дезадаптация (социально-психологический уровень), который прослеживается в отсутствии четко выраженных личностных ориентиров, к которым В.В. Козлов относит ценности, поведенческие паттерны и проявления базовой мотивации [2].

Мнение отечественных и зарубежных психологов совпадают в том, что кризис ведет к важнейшим личностным изменениям. Однако эти изме-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

нения носят как положительный, так и отрицательный характер. Положительный выход из кризисной ситуации ведет к созидательным, конструктивным изменениям в характеристике личности. Негативные носят деструктивное направление, разрушающие личность.

Педагог вуза как специалист, находящийся в тесном общении и взаимодействии со студенческим составом может оказать помощь в виде психологического сопровождения в период личностной жизненной кризисной ситуации и разрешить противоречия, вызвавшие ее развитие. Сейчас в системе высшего образования все большую актуальность приобретает внедрение инновационных технологий, позволяющих повысить качество обучения студентов. Одним из ведущих направлений совершенствования образовательного процесса является усиление роли субъекта обучения, повышение его творческого и компетентностного потенциала. Однако преподаватели вуза в своей педагогической деятельности сталкиваются с проблемой переживания студентами личностного кризиса, значительно влияющего на мотивацию, творчество в ходе учебной деятельности. Одним из наиболее эффективных инновационных технологий, способных восстановить у студента его психологическое здоровье, является арт-терапия.

В отечественной и зарубежной психологии разработаны вариативные системы помощи личности в преодолении кризисных ситуаций. Одной из наиболее эффективных форм выступает арт-педагогический подход.

Преимуществом арт-педагогических методов пользуются те виды искусства, к которым можно отнести визуальные (дизайн, скульптуру, графику, живопись), или где визуальная коммуникация выступает основополагающей (кино, компьютерное творчество).

Как считает В. Беккер-Глош, основой педагогического воздействия искусства в ситуации кри-

зиса личности ведущее значение имеет занятие творчеством. Данная идея о психологических свойствах искусства в целях оказания помощи человеку в его кризисной ситуации принадлежит М. Либман, где творчество субъекта рассматривается как способ передачи чувств в целях изменения его мироощущения [6].

Арт-педагогическое воздействие в таких трактовках приобретает характер взаимообогащение педагогической практики и творчества как способов воздействия на различные сферы личности - адаптивную, эмоциональную, мотиваци-онную. С помощью искусства вытесняются отрицательные эмоции и одновременно в художественной авторской продукции выявляются особые неосознанные смыслы, тесно связанные с внутренним духовным миром человека. Художественный продукт субъекта выступает как результат диалога, рефлексии, ведущий к развитию творчества как самопреобразованию.

В отечественной психологии данное направление активно развивалось с 90-х гг. ХХ в. в виде различных направлений, к которым можно отнести «терапию творческим самовыражением» (автор М. Бурно), «артсинтезтерапию» (Е. Белякова), маскотерапию (Г. Назлоян), танцевально-двигательную терапию (И.В. Бирюкова).

Материалы и методы

В ходе проведенного научного поиска были выделены теоретические и методологические основы, выявлены механизмы возникновения, проявления и преодоления личностного кризиса с опорой на ведущую теорию психологии Л.С. Выготского и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, и определены основные индикаторы при применении арт-педагогики.

Экспериментальная работа была направлена на выявление причин проявляющегося у части студентов личностного кризиса и внедрения авторской программы по его преодолению.

Выполняемая исследовательская работа осуществлялась в логике педагогического эксперимента и включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Эксперимент осуществлялся со студентами бакалавриата 2-4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

1. Подбор и описание методик исследования.

2. Проведение диагностического среза по выявлению студентов с выраженным личностным кризисом.

3. Обобщение результатов исследования на начало эксперимента.

Применялись методы и методики сбора и обработки данных, которые можно классифицировать следующим образом:

- теоретические: анализ научных источников в целях определения методологической основы исследования и изучение педагогического опыта высших учебных заведений по применению арт-педагогических методов в учебном процессе;

- эмпирические, в совокупности составившие взаимодополняемость как условие целостности и логичности исследования (методика «Двадцать утверждений» или «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда, методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, методика исследования самоотношения С.Р Пантелеева, тест Спилберга на определение тревожности);

- статистические, включающие математическую обработку данных, фиксируемые в диаграммах и рисунках.

Результаты обсуждения

Методика «Двадцать утверждений» или «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в своей теоретической основе разработаны в рамках психологической «Айовской школы символического интерак-ционизма». Наиболее значимыми в ответах студентов оказались ответы на вопрос: кто я? - в феминных и мускулинных характеристиках, в профессиональном ракурсе в экспериментальной группе (ЭГ) таких студентов оказалось 8.3%, в контрольной группе (КГ) - 10.5%. Однако отсутствие четких представлений о собственных профессиональных ролях в ЭГ и КГ выразили 8.3%.

Для выявления уровня самооценки и ее адекватности студентам была предложена методика С.А. Будасси. Обработка результатов осуществлялась с помощью контент-анализа. Характеризуя ЭГ группу, с адекватной самооценкой в обыденном поведении составили 33.3%, что говорит о преобладающем составе в данной группе. Адекватная средняя самооценка считается с тенденцией высокой 16.6%. В КГ таких студентов 10.5%.

Адекватная низкая самооценка рассматривается с тенденцией к понижению. В ЭГ такие студенты составили 12.5%, в КГ - 6.3%.

Такая оценка связана с негативным отношением к себе, ощущением собственной неполноценности.

Адекватная самооценка в общении в студенческой группе в ЭГ ведущее значение имеют студенты со средней адекватной самооценкой 16.6%, в КГ - 12.5%. Равным числом представлены студенты, имеющие самооценку высокую неадекват-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

ную и высокую адекватную самооценку 8.3% в ЭГ. В КГ такое направление представлено высокой и средней адекватной самооценкой 8.3%, а низкую адекватную самооценку имеют 14.5%.

При таком количественном составе студенты были поделены на 3 группы с адекватными самооценками разными характеристиками.

К низкому были отнесены студенты с высокой самооценкой, но неадекватной. К среднему - с самооценкой высокой и средней адекватной.

К низкому были причислены студенты с самооценкой низкой адекватной и низкой неадекватной, что соответствует интерпретации теста.

Из приведенных данных следует, что больших расхождений в ЭГ и КГ в адекватном самооценивании не наблюдается.

Такая же процедура была проведена по отношению к неадекватному самооцениванию.

Анализ показывает, что как в ЭГ, так и КГ, число студентов с неадекватной самооценкой незначительно. С высокой неадекватной самооценкой в ЭГ - 6.2%, в КГ - 8,3%. С низкой неадекватной самооценкой составили в ЭГ 8.3%, в КГ -10.4%.

Характеризуя студентов с адекватной самооценкой в обыденном поведении, следует отметить проявление позитивного отношения к себе, самоуважение, ощущение собственной полноценности, принятия себя.

Низкая и неадекватная самооценка связаны с негативными отношениями к себе, непринятием себя, ощущение собственной неполноценности.

В общении в группе был рассмотрен с позиции адекватности и неадекватности в группе, где в ЭГ и КГ наибольшим значением имели студенты с высокой и средней адекватной самооценкой. В ЭГ - 25%, в КГ - 18.75%. С адекватной низкой и неадекватной низкой самооценкой в ЭГ 16.6%, в КГ -20.8%. Высокую неадекватную самооценку показали в ЭГ 8.3%, в КГ - 12.5%.

Студенты с неадекватной самооценкой, выражают завышенный уровень, чрезмерную самоуверенность, обусловленную высокими притяжениями. Такие студенты не склонны к проведению фундаментального самоанализа, обладают неразвитым критическим мышлением, плохо себя самоконтролируют, что влияет на качество жизнедеятельности с другими людьми.

В анализе самооценки студент в учебной деятельности прослеживает следующие тенденции.

С высокой и средней адекватной самооценкой в ЭГ - 25%, в КГ - 16.6%. С неадекватной высокой оценкой оказалось в ЭГ 6.2%, в КГ -12.5%.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

С низкой адекватной и неадекватной самооценкой в ЭГ - 18.75%, в КГ - 20.8%.

Для таких студентов характерны постановка низких целей, чрезмерная неуверенность, преувеличение неудач, что ведет к проявлению таких личностных качеств: пассивность, комплекс неполноценности, смирение. У них отсутствует контактность, появляется тревожность. Такие студенты не верят в себя и свои возможности, перспективы.

При этом с адекватной самооценкой студенты выбрали такие качества как доброта, обаяние, радушие. С неадекватной самооценкой наибольшее значение получили качества стыдливость, трусость, обидчивость.

Для углубления представлений о самоотношении применялся опросник В.В. Столина, С.Р Пантелеева, направленный на выявление внутреннего конфликта как проявления личностного кризиса. Студенты были разделены на 3 группы: 100-75% - признак ярко выражен, 74-50% - признак выражен, 49-0% - признак не выражен.

Наиболее ярко выражены в ЭГ самоинтерес и самопринятие, однако на низком уровне находится саморуководство, самопонимание в ЭГ.

В КГ совпадает с ЭГ показатель по самоинтересу и самопринятию, и низкое проявление самоконтроля.

Из данных можно сделать вывод об их зависимости. В контексте нашего исследования низкими являются аутосимпатия, что говорит о видении собственных недостатков, пониженную или даже низкую самооценку и стремление к самообвинению.

Личностный кризис выражается в повышенном чувстве тревожности. Для выявления уровня тревожности использовался тест Спилберга (State-Trait Anxiety Inventory, STAI).

Из анализа полученных данных следует, что преобладающим является умеренный уровень тревожности. В ЭГ - 25%, в КГ - 29%. К низкому уровню отнесены в ЭГ 12.5%, в КГ - 10.5%. Высокий уровень тревожности в ЭГ у 12.5%, в КГ - у 10.5%.

В ЭГ на стадии обострения и на стадии начала личностного кризиса находится по 12.5%, а на стадии преодоления - 25%.

В КГ на стадии обострения находятся 10%, на стадии преодоления - 21% и 19% - на стадии начала кризиса.

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента по итогам 2-4 методик, можно наглядно представить в виде уровней в табл.

Таблица

Степень личностного кризиса студентов (результаты констатирующего этапа эксперимента)

Уровень Низкий чел. ( % ) Средний чел. ( %) Высокий чел. ( % )

Методики Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа

Методика № 2 6 чел. (6.2%) 8 чел. (8.4%) 22 чел. (23%) 20 чел. (20.8%) 20 чел. (20.8%) 20 чел. (20.8%)

Методика № 3 16 чел. (17%) 20 чел. (21%) 24 чел. (25%) 18 чел. (19%) 8 чел. (8%) 10 чел. (10%)

Методика № 4 12 чел. (12.5%) 10 чел. (10.5%) 24 чел. (25%) 28 чел. (29%) 12 чел. (12.5%) 10 чел. (10.5%)

Таким образом, в ЭГ нами были выделены 6 студентов, чей личностный кризис можно было охарактеризовать как проблема самоидентификации, низкой или неадекватной самооценкой, отсутствие самопринятия и повышенным чувством тревожности. В КГ таких студентов было выявлено 10 человек с близкими характеристиками, что позволило начать формирующий этап эксперимента, носящий характер психолого-педагогического сопровождения студентов по преодолению личностного кризиса.

Возникновение личностного кризиса в студенчестве зависит от внешних и внутренних обстоятельств, которые ведут к нарушению личностного образа «Я», что ведет к глубинным переживаниям своего духовного внутреннего мира и изменений в отношении окружающего мира. В студенческом периоде юношества имеется этап-ность развертывания кризиса, характеризующаяся сменой переживаний, направленности нормализации изменений стратегий выхода из личностного кризиса. В ситуации, когда кризисное состояние значительно превышает личностные ресурсы, требуется психологическая помощь в восстановлении психологического благополучия студента с предупреждением проявлений крайних выходов из кризисной ситуации в виде криминальных, алкогольных, наркотических и других вариантов.

На основе полученных результатов была разработана программа по преодолению личностного кризиса студентами. Она представляет собой тренинговый комплекс, включающий несколько направлений психологической работы. В тренинге участвовали студенты контрольной группы, выявленные с явными симптомами кризиса и требую-

щие, с одной стороны, консультативной и профилактической работы в индивидуальной форме и в рамках занятий в тренинговой группе.

В пример можно привести тренинг, предложенный студентам, «Выход из личностного кризиса». Основные цели и задачи тренинга:

1. Представить содержание основных понятий «личностный кризис».

2. Актуализация креативного, интеллектуального, личностного, физического и духовного потенциала студентов для выхода из личностного кризиса и преодолеть дисбаланс в личном ощущении и развить чувство уважения к себе.

3. Сформировать у студентов новые решения выхода из личностных кризисных ситуаций.

Арт-педагогическая технология в целом способна оказать влияние на индивидуальные переживания личностного кризиса и привести к процессу регенерации кризисного состояния через общение, образ на основе художественного творчества, рефлексии, творческого продукта и с педагогом в целях когнитивного, эмоционального и поведенческого овладения (копинг) кризисной ситуацией и тем самым восстановление психологического здоровья студента [5].

Проведенная работа была нацелена на преодоление личностного кризиса и овладение студентами методами их преодоления. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы позволили получить более значимый эффект и создание условий выхода студентов из кризиса.

Заключение

Таким образом, выявлены особенности протекания личностного кризиса в студенческом (юношеском) возрасте, которые характеризуются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

сложностью в связи с психологическим содержанием профессионального становления, семейного строительства и личностной индивидуальной неудовлетворенностью в смыслообразовании. Арт-педагогическое направление в образовательном процессе в вузе рассматривается как инновационное направление дидактики высшей школы, направленной на улучшение психологического состояния студентов, улучшение их психологического здоровья в целях мобилизации личностного потенциала на овладение профессиональной средой и в формировании целостного непротиворечивого восприятия мира.

Список литературы:

[1] Кагосян А.С., Канюк П.А. Формирование представлений о психическом потенциале как факторе развития студентов колледжей и вузов // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 92-97.

[2] Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 507 с.

[3] Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. - М.: Экспо, 2004. - 554 с.

[4] Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 315 с.

[5] Art pedagogical space as an innovative environment for creative development of a child. Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary

Approaches: materials of the international scientific conference / edited by Irina S. Karabulatova. -Amsterdam: Atlantis Press, 2019. - Vol. 374. - 484 p.

[6] Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. -P. 40-46.

Spisok literatury:

[1] Kagosyan A.S., Kanyuk P.A. Formirovanie predstavlenij o psihicheskom potenciale kak faktore razvitiya studentov kolledzhej i vuzov // Gumanizaciya obrazovaniya. - 2017. - № 4. - S. 92-97.

[2] Kozlov V.V. Psihotekhnologii izmenennyh sostoyanij soznaniya. - Saratov: Vuzovskoe obra-zovanie, 2014. - 507 s.

[3] Malkina-Pyh I.G. Vozrastnye krizisy: sprav-ochnik prakticheskogo psihologa. - M.: Ekspo, 2004. - 554 s.

[4] Osipova A.A. Spravochnik psihologa po rabote v krizisnyh situaciyah. - Rostov n/D.: Feniks, 2005. - 315 s.

[5] Art pedagogical space as an innovative environment for creative development of a child. Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches: materials of the international scientific conference / edited by Irina S. Karabulatova. -Amsterdam: Atlantis Press, 2019. - Vol. 374. - 484 p.

[6] Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. - R. 40-46.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.