Наиболее значимый негативный фактор у преподавателей (85%). Они отмечают, что каждый преподаватель должен освоить большое количество различных программ и платформ, нет единой платформы. Необходимо готовить каждое занятие с технической точки зрения, а также удерживать внимание обучаемых дистанционно. Студенты же отмечают (2 место) что качество материалов бывает низким, иногда отсутствует наглядность и интерактивность, что оказывает большое влияние на качество обучения.
2) Необходимое оборудование и умение с ним работать (80%)
Преподавателям гораздо сложнее организовать образовательный процесс без необходимого оборудования, в том числе и программного обеспечения для подготовки материалов. У студентов данный фактор является менее значимым, что обусловлено использованием в том числе мобильных устройств для обучения.
3) Отсутствие личного контакта с преподавателем. Фактор находится по рангу на 3 месте. С точки зрения преподавателей личный контакт позволяет контролировать овладение знаниями, больше взаимодействовать. Студенты отмечают, что важным является общение с преподавателем и одногруппниками.
4) Проблемы с доступом к сети интернет. Данный фактор находится на 4 месте у обоих групп, но говорит о важности данной проблемы. Не на всей территории Якутии есть бесперебойный доступ к сети со скоростью, необходимой для передачи видео и аудио информации. Также бывают обрывы связи и нестабильное соединение.
5) Мотивация и самоорганизация. Занимает первое место среди факторов у студентов. В процессе дистанционной работы студенты отмечали, что не могут сосредоточиться во время лекций, тем более что всегда есть соблазн заглянуть в социальные сети или заняться другими делами. Они отмечали низкую мотивацию студентов при онлайн взаимодействии, проблемы в активизации их активности.
Выводы. Преподаватели хорошо справились с заданиями по блокам преподавание и учеба, профессиональные обязанности. В плане развития внимание стоит уделить работе с цифровыми ресурсами, развитию цифровой компетентности учащихся. Таким образом, преподаватели и студенты демонстрируют средний уровень активности в применении цифровых технологий в педагогической деятельности.
Согласно полученным данным, мы приходим к выводу о том, что цифровая компетентность педагогов и студентов находится на среднем уровне, о чем свидетельствуют результаты исследования. Помимо этого, полученный опыт по работе с дистанционными образовательными технологиями определил позитивные и негативные моменты, которые необходимо учитывать при развитии цифровой компетенции в регионе. Благодаря выявленным позитивным и негативным факторам от использования цифровых технологий в образовании, необходимо совмещать и рационально использовать полученные знания и накопленный опыт.
Литература:
1. Барахсанова, Е.А. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде / Е.А. Барахсанова, А.И. Данилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 7. - №4(25). - С. 38-40
2. Барахсанова, Е.А. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности бакалавров - будущих педагогов в условиях двуязычия / Е.А. Барахсанова, В.А. Варламова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 10. - С. 68-71.
3. Власова, Е.З., Гончарова С.В., Государев И.Б., Жуков Н.Н., Ильина Т.С., Карпова Н.А. Методология и технологии электронного обучения: монография / Под научной редакцией Е.З. Власовой. - Санкт-Петербург, 2019.
4. Гафурова, Н.В. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании: монография / Н.В. Гафурова. -Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 154 с.
5. Лапчик, М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М.П. Лапчик. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 182 с.
6. Прокопьев, М.С. Методика обучения дисциплине «ИКТ в образовании» будущих педагогов на основе модульной межпредметной интеграции: дис... .канд.пед.наук / М.С. Прокопьев. - Красноярск, 2015. - 167 с.
7. Сорочинский, М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза // Общество: социология, психология, педагогика / М.А. Сорочинский. - №8. - 2018.
8. Barakhsanova, E.A., Barakhsanov V.P., Olesov N.P., Malgarov I.I., Neustroev A.A. Current trends in digital education development in the Republic of Sakha (Yakutia) Espacios. Sociacion de Profesionales y Técnicos del CONICIT. Venezuela. Т. 40. № 9. (2019).
9. Vlasova, E.Z., Barakhsanova E.A., Goncharova S.V., Iljina T.S., Aksyutin P.A. (2020). Teacher education in higher education systems during pandemic and the synergy of digital technology Propositos y representaciones. Vol. 8. No. S3. Pp. e719. DOI: 10.20511 /pyr2020. v8nSPE3.719
Педагогика
УДК 372.61
преподаватель кафедры иностранных языков Соколова Юлия Владимировна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Муром)
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ
ГОВОРЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В наше время изучение языка занимает важное место в современном мире. Обучать иностранному языку целесообразно начинать в раннем возрасте, с учетом психолого-физиологических особенностей обучаемых. Статья посвящена возможностям использования арт-технологий в обучение речи на английском языке дошкольников. Рассмотрено использование арт-технологий с целью комплексного воздействия на все виды анализаторов для повышения результативности в обучении говорению современных дошкольников. Обоснован выбор арт-технологий при обучении иноязычной речи дошкольников. Учтены психолого-педагогические особенности современного поколения Альфа и их дефициты. Приведены приемы и этапы работы с арт-технологиями на занятиях по обучению иноязычному говорению. Представлен разработанный комплекс упражнений. Комплекс упражнений представляет собой сгруппированные задания по выбранным темам. Темы отражают интересы учеников дошкольного возраста. Арт-технологии в каждом комплексе системно задействуют анализаторы восприятия внешнего мира дошкольниками. Данный комплекс помогает продуктивнее усваивать учебную информацию. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что комплексное использование арт-технологии является эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности дошкольников при овладении иноязычным говорением. Арт-технологии помогают создать благоприятную эмоциональную атмосферу на
занятиях. Арт-технологии создают атмосферу позволяющие снять перегрузку в процессе обучения. Благодаря арт-технологиям атмосфера на занятии становится более теплой и дружелюбной, улучшается коммуникативная функция.
Ключевые слова: английский язык, арт-технологии, комплекс, психологическая атмосфера, обучение, дошкольное образование.
Annotation. Nowadays, language learning occupies an important place in the modern world. It is advisable to start teaching a foreign language at an early age, taking into account the psychological and physiological characteristics of the trainees. The article is devoted to the possibilities of using art technologies in teaching speech in English to preschoolers. The use of art technologies for the purpose of complex impact on all types of analyzers to increase the effectiveness in teaching modern preschoolers to speak is considered. The choice of art technologies in teaching foreign language speech to preschoolers is justified. The psychological and pedagogical features of the modern Alpha generation and their deficits are taken into account. The techniques and stages of working with art technologies in foreign language speaking classes are given. The developed set of exercises is presented. The set of exercises consists of grouped tasks on selected topics. The topics reflect the interests of preschool-age students. Art technologies in each complex systematically involve analyzers of perception of the outside world by preschoolers. This complex helps to assimilate educational information more productively. Based on the results of the study, it was concluded that the integrated use of art technology is an effective means of activating the educational and speech activity of preschoolers when mastering foreign language speaking. Art technologies help to create a favorable emotional atmosphere in the classroom. Art technologies create an atmosphere that allows you to remove overload in the learning process. Thanks to art technologies, the atmosphere in the classroom becomes warmer and friendlier, the communicative function improves.
Key words: English, art-techniques, psychological atmosphere, teaching, preschool education.
Введение. За последнее десятилетие значительно изменились условия жизни и развития детей. Особо открытыми к новому и чувствительными к изменениям являются дети дошкольного возраста, поскольку они формируются и развиваются в совершенно иных условиях, нежели предыдущие поколения. Мы наблюдаем особенности современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие крупной и мелкой моторики, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. При достаточно высоком уровне информированности, умственного развития и технической грамотности, дети остаются пассивными. Необходим поиск новых технологий, которые бы позволили нам работать с детьми нового поколения продуктивно. Перспектива работы в данном направлении нам видится в комплексном применении арт-технологии в процессе обучения дошкольников.
Арт-технологии в педагогическом процессе - это совокупность психологических методик воздействия, опирающихся на креативную деятельность учеников.
Термин «арт-технология» был заимствован из психологии. В психологической литературе под данным термином описано использование психологических методов воздействия, основанных на творческой активности, с целью формирования всестороннего развития личности человека [2].
Благодаря комплексному применению арт-технологий на занятиях по обучению иностранному языку, можно добиться благоприятной психологической и учебной атмосферы на уроке, роста мотивации, снятия напряжения, а также формирования и развития речевых навыков и умений дошкольников [3].
Использование арт-технологий подходит для различных видов работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Это особенно актуально для обучения учеников современного поколения в дошкольном образовательном учреждении. Использование арт-технологий позволяет сделать обучение творческим, интересным, разнообразным и креативным, а также создать комфортную психологическую атмосферу на уроке.
Изложение основного материала статьи. Приступая к обучению учеников иностранному языку с включением арт-технологий, целесообразно придерживаться определенных правил. Во-первых, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности современных дошкольников, а именно: способность воспринимать лучше краткую информацию, клиповое мышление, персонализация, недоразвитость мелкой и крупной моторики, дефицит самостоятельности. Во-вторых, постараться создать комфортный психологический климат на занятиях. В-третьих, у учеников должна быть свобода выбора материала и форм работы с ними.
При обучении языку с помощью арт-технологий учителю необходимо выяснить предпочтения учеников в видах художественной деятельности. Исходя из этих данных, учителю следует, подобрать арт-технику, подходящую для работы с учениками.
Процесс обучения говорению дошкольников необходимо выстроить поэтапно.
На первом этапе основной акцент необходимо сделать на снижении языковых трудностей. Новые лексические единицы вводятся посредством наглядности, создаются иллюстрированные словари. Предъявление иллюстрации слова способствует лучшему запоминанию. А с помощью песен, включающих лексику урока, отрабатываются и запоминаются новые слова и выражения.
С учетом интересов дошкольников можно выполнять упражнения в игровой форме, разыгрывать тематические пантомим. Примером использования, созданного на занятии общего креативно-игрового пространства может служить «коллаж», в котором ученики по очереди делают добавления, связанные с темой урока, а затем проговаривают внесенных изменения.
На втором этапе дети разыгрывают диалоги, прочитывают их, примеряя на себя различные социальные роли. В процессе работы формируются лексические, фонетические и грамматические навыки и речевые умения, позволяющие в дальнейшем легко осуществлять иноязычную коммуникацию.
Наконец, на третьем этапе происходит театрализация. Возможными заданиями могут быть: разыгрывание телефонного разговора; интервью; дубляж фильма; виртуальные экскурсии, обмен информацией с опорой на иллюстрацию.
Однако, арт-технологии по каждой теме должны использоваться в комплексе, для воздействия на каждый анализатор ребенка при обучении. Мы предлагаем комплекс упражнений по темам, который отражают интересы дошкольников.
Animals (Pets)
Арт-технология: пение
1. Посмотрите видео-песню и назовите, какие животные там упомянуты.
A song about pets: "I have a pet"
Do you have a pet?
Yes, I have a dog.
I have a pet.
He is a dog.
And he says, "Woof, woof, woof, woof, woof, woof, woof."
I have a cat. I have a pet. She is a cat.
And she says, "Meow, meow, meow, meow, meow, meow, meow." I have a mouse. I have a pet. He is a mouse.
And he says, "Squeak, squeak, squeak, squeak, squeak, squeak, squeak." Woof woof [22].
Ответ: собака, кошка, мышь, птица, рыба, лев.
2. Познакомьтесь, как произносятся животные по-английски. Повторите за учителем. (Учитель показывает flashcards, дети повторяют за учителем и пытаются имитировать произношение) [22].
3. Прослушайте песню еще раз и, когда услышите знакомые названия животных, похлопайте в ладоши и постарайтесь пропеть их вместе с героями.
1. Прослушайте запись повторно и скажите, какие звуки издает каждое животное?
2. Прослушайте запись и постарайтесь пропеть.
3. Названия животных и их звуки.
4. Прослушайте песню и подчеркните в тексте названия животных и их звуки. Арт-технология: театрализация.
1. Просмотрите видео и постарайтесь повторить движения за учителем [22].
2. Повторите движение животного, которого произносит учитель.
Учитель называет животное на английском, дети повторяют движение, одновременно произнося название животного. (Например, учитель произносит "A cat", дети показывают усы и произносят "a cat").
3. Учитель изображает животное, а дети догадываются, кого учитель загадал, задавая вопросы:
- Is it a dog?
- No, it, isn't
- Is it a cat?
- Yes, it is
1. Изобразите животное, чтобы ребята догадались, кого Вы загадали.
- Is it a dog?
- No, it, isn't
- Is it a cat?
- Yes, it is
2. Повторите за учителем фразы и движения к ним (Учитель отрабатывает движение под фразу: I have a pet. Учитель отрабатывает фразы: He is a dog, she is a cat, he is a mouse, he is a bird, she is a fish, he is a lion).
3. Спойте песню, выполняя движения. Арт-технология: рисование.
1. Раскрасьте животных согласно указаниям учителя [22]. Get your yellow crayon and colour the bird yellow
Get your purple crayon and colour the lion purple Get your orange crayon and colour the dog orange Get your pink crayon and colour the cat pink Get your green crayon and colour the fish green Get your blue crayon and colour the mouse blue
2. Раскрасьте животных и назовите цвет. Например, My cat is blue etc [22].
3. Нарисуйте на планшете часть тела животного, которое Вы загадали. Дети должны догадаться, кто это.
- Is it a dog?
- No, it, isn't
- Is it a cat?
- Yes, it is
1. Раскрасьте животных, вырежьте и приклейте [22].
2. Соедините животное с его звуком [22].
3. На планшете или компьютере нарисуйте Ваше любимой животное и расскажите о нем. Например, I have a pet. He is a dog. He is brown.
Арт-технология: коллажирование (лепка).
1. Создайте на телефоне, планшете или компьютере коллаж из животных и подготовьте рассказ: It's.....
a cat a dog a mouse a lion a fish
a bird [21].
2. Разделитесь на 2 команды. Первая команда создаёт коллаж про домашних питомцев, вторая команда создает коллаж о животных, живущих на ферме. Подготовьте презентацию для Вашего коллажа по образцу:
These are pets\farm animals We have (перечислите животных) A dog says "woof" etc. I love them.
3. Слепите из пластилина, глины животное и представьте его: Hello! I have a pet. He\she is a....
1. Слепите из пластилина животное, ребята отгадывают, что это за животное, задавая уточняющие вопросы:
- Is it big?
- No, it, isn't
- Is it a cat?
- Yes, it is
2. Создайте коллаж из тропических животных и представьте их:
It's an elephant.
3. Разделитесь на группы и создайте проект-коллаж с элементами лепки на темы: Pets, Farm animals, Wild animals. Подготовьте защиту проекта: These are pets\farm animalsYwild animals. They live... They are...
(Упражнения с применением мультимедийных приложений будут на основе сервиса "Super Simple songs" [22].
Выводы. Представленный нами комплекс упражнений на тему «Животные» был внедрен в процесс обучения иностранному языку дошкольников способствовал повышению активности, минимизации утомляемости, гармонизации личности учеников. Задействование элементов искусства на занятиях также производит положительный эффект на психическое состояние учащихся.
Литература:
1. Ачкасова, Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе (на материале детской оперы) / Н.Н. Ачкасова. - Дисс....канд.пед.наук; 13.00.02. - Москва,
1997. - 172 с.
2. Багова Л.Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки / Л.Л. Багова // Вестник майкопского государственного технологического университета. - 2014. - №1. - С. 57-61.
3. Бахталина, Е.Ю. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду / Е.Ю. Бахталина. - Автореф. дис... к.п.н. - Петрозаводск, 1998. - 21 с.
4. Биболетова, М.З. Английский язык. 1-2 кл. / М.З. Биболетова. - М.: Титул, 1997.
5. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Рус. язык, 1977. - 288 с.
6. Викулина, О.В. Роль входного контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов вузов / О.В. Викулина // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Материалы научно-методической конф. (22-23 ноября 2012 г.). Ч. I (А-К) / ПетрГУ. Петрозаводск, 2012. - С. 90-92.
7. Гаделия, Л.В. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Гаделия. - Автореф. дис. . к.п.н.. - М., 2004.
8. Гнилова, Т.Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику / Т.Н. Гнилова. - дисс ... канд.пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2001. - 179 с.
9. Желтова, С.С. К вопросу об интегральности и интегративности в дошкольном образовании на примере обучения иностранному языку / С.С. Желтова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010.
10. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991.
11. Малкина, Е.В. Формирование речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности / Е.В. Малкина. - автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тамбов, 2005. - 18 с.
12. Невежина, И.И. Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (на материале английского языка) / И.И. Невежина. - Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. - 13.00.02. - Москва, 2000. - 16 с.
13. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. - СПб: Златоуст, 2007. - 200 с.
14. Пониматко, А.П. Обучение дошкольников иностранному языку на основе игрового моделирования иноязычного общения / А.П. Пониматко. - Дис.кан.пед.наук. - Минск, 1991. - 222 с.
15. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1965. - 64 с.
16. Смирнова, С.А. Развитие коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку средствами кукольного театра / С.А. Смирнова. - дисс ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Губкин, 2004.
17. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором / В.А. Сухомлинский // Народное образование. - 1965. -№11. - С. 43.
18. Тимошенко, И.И. Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников / И.И. Тимошенко, Н.А. Баранова // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 166-168. - URL https://moluch.ru/archive/175/45948/ (дата обращения: 12.09.2019).
19. Ткачук, Г.Д. Обучение дошкольников иностранному языку на основе сочинительства сказочных историй: На материале французского языка / Г.Д. Ткачук. - Дисс.канд.пед.наук.13.00.02. - Нижний Новгород, 2001. - 244 с.
20. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика,
1998. - 350 с.
21. PhotoFunEditor.com: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.photofuneditor.com/collage-picture-online (Дата обращения: 18.02.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
22. Super Simple Songs® is a collection of original kids songs and classic nursery rhymes: [Электронный ресурс]. URL: https://supersimple.com/super-simple-songs/(Дата обращения: 19.02.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей