УДК 75.041.5
1 2
Юнир Рифович Лутфуллин , Михаил Александрович Гладких ,
12Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,
Россия
1 аеn-ufa@mail. ru
Автор, ответственный за переписку: Юнир Рифович Лутфуллин,
АРТ-СИМПОЗИУМ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье представлены материалы, проведенного в рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России Всероссийского Арт-симпозиума «Салаватия-2022». Он проводился в Куюргазинского районе Республики Башкортостан. По мнению авторов организация и проведение подобных мероприятий в виде форумов, слетов и арт-симпозиумов является наглядной и прогрессивной формой просветительства и представляет интерес, для тех, кто занимается культурой в целом, и изобразительным искусством, в частности.
Ключевые слова: арт-симпозиум, живопись, культура, портрет, художник
1 2
Junir R.Lutfullin , MikhailA.Gladkikh
12 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia
Corresponding author: Unir R.Lutfullin, ае[email protected]
ART SIMPOSIUM AS AN EDUCATIONAL FORM OF NATIONAL FINE ART
Abstract. The article presents materials conducted in the framework of the Year of Folk Art and the intangible cultural heritage of the peoples of Russia of the All-Russian art symposium "Salavatia-2022". It was held in the Kuyurbazinsky district of the Republic of Bashkortostan. According to the authors, the organization and conduct of such events in the form of forums, lits and art symposiums is a clear and progressive form of enlightenment and is of interest for those who are engaged in culture as a whole, and visual arts, in particular.
Keywords: art-simposium, painting, culture, portrait, painter
В рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в Куюргазинского районе РБ состоялся второй этап Всероссийского Арт-симпозиума «Салаватия-2022». Мероприятие прошло при поддержке Министерства культуры РБ, администрации района и благотворительного фонда «Свидетели милосердия». География арт-симпозиума была представлена 6 регионами России. Его участниками стал 21 художник, среди которых 7 заслуженных художников РФ, Татарстана и Башкортостана. Официальная часть работы арт-симпозиума состоялась в Шоттовском парке села Ермолаево.
Следует сказать, что арт-симпозиум представляет собой художественную экспедицию по изучению традиционных костюмов и обрядов народов, проживающих на территории Салаватской епархии. Гости и участники праздника получили уникальную возможность ознакомиться со старинными воссозданными национальными костюмами башкирского, татарского, русского и чувашского народов.
Отметим, что основная цель Всероссийского Арт-симпозиума «Салаватия-2022»
формирование и развитие интереса к культурным традициям, обрядам, костюмам разных народов как важной составной части национального самосознания в современном изобразительном искусстве через популяризацию национального наследия в живописи и графике современными российскими мастерами.
Необходимо подчеркнуть, что практически сразу художники приступили к работе с натуры, поскольку за семь дней проведения арт-симпозиума им предстояла встреча с большим количеством моделей в рамках широкой культурной программы. К некоторым присоединились и ученики детской художественной школы села Ермолаево. Гости праздника имели возможность наблюдать за созданием портретных композиций и общаться с мастерами и их моделями. Например, костюм татарки начала ХХ века, когда татары и народы России начали свое просвещение. Это светлый образ светской татарки, на которой современный тому времени, костюм, но украшенный элементами традиционной татарской одежды.
В целом, перед художниками стояла задача сделать образные работы, композиционные портреты, просто портреты, этюды и т.п. Это также мог быть материал для будущих масштабных полотен.
Как показал проведенный по месту опрос, по мнению участников: «Идет попытка сделать в кратчайшие сроки что-то интересное». Все портреты предполагались костюмированные исторические, разных эпох и, самое главное, национальные. Другими словами, появилась возможность поработать в «высокотемпературных цветовых контрастах». Примерно на таких контрастах работали в свое время Ван Гог, Гоген, Кандинский, Малевич.
Также, в период работы у художников, моделей, гостей мероприятия и всех приглашенных была возможность подискутировать на животрепещущие темы, поговорить о тех тенденциях, которые вызывают определенную настороженность и опасение. Потому, что мы видим и понимаем, что свободное движение руки художника достаточно быстро вытесняется сложными современными технологиями и искусственным интеллектом. А поскольку искусство и культура это своеобразный неповторимый акт творения, то даже те, кто его воспринимает как простой обыватель, уже становятся соучастником этого увлекательного акта.
И действительно, любое учреждение культуры, искусства, где человек может пообщаться с подлинным произведением искусства (театр, музей, библиотека и т.п.) это место, которое в современном мире дает как камертон, некий уровень, проявляет истину. Потому что, когда человек смотрит на подлинные произведения искусства, то понимает, что есть некая истина, которая едина для всех людей без исключения. И тем более это человек чувствует, непосредственно наблюдая за процессом создания этих произведений прямо на живописной природе родного края. [2;225].
Продолжая разговор об арт-симпозиуме, следует сказать, что в основном, работы были представлены в традициях русского классического портрета. Но, тем не менее, по словам участников, произошло «очищение глазных хрусталиков от сфумато, какой-то деликатности». Шла, так называемая, «работа чистыми цветами».
В рамках экспедиции художники поработали в чувашской национально-культурной автономии Куюргазинского района в деревнях Павловка и Кривле-Илюшкино, а с представителями башкирского народа с жителями деревни Якут. Примечательно, что в традиционной обстановке национальный колорит воспринимался особенно ярко. Количество разнообразия сюжетов предоставило богатый материал для портретистов и дало массу положительных впечатлений. Радушно встретила художников картинная галерея села Воскресенское Мелеузовского района, где расположился филиал башкирского государственного художественного музея имени Михаил Нестерова. История создания и формирования ее коллекции вдохновило прибывших на экскурсию мастеров на работу. Моделями на этот раз стали взрослые и дети села Воскресенское, чьи колоритные и озорные
образы легко ложились на холст и бумагу.
А поскольку многие художники являются и педагогами, следует подчеркнуть важность вопроса патриотического воспитания, особенно молодежи, изучения народов, костюмов, традиций родного края в рамках просветительской работы.
Подчеркнем, что все работы, созданные художниками за время этой творческой экспедиции, были представлены на церемонии закрытия Арт-симпозиума. Часть из них украсит коллекцию портретов, которая в дальнейшем планируется использоваться в качестве передвижной выставки. Каждое полотно, выполненное в разных стилях, цветовой гамме с интересом изучалось моделями, запечатленными на холстах. Они уже могли оценить готовые работы художников и поделиться с ними своими впечатлениями. [1;730].
Следует выделить, что официальная часть церемонии закрытия была наполнена музыкой, словами благодарности и пожеланиями вдохновения, реализации творческих замыслов и процветания этому мероприятию. Все гости единодушно отметили, что мероприятие было организовано на высоком уровне и наполнено весьма содержательно. Участники услышали историю костюма, множество интересных легенд, увидели художников различного уровня с разной техникой написания.
Проведенный опрос позволил сформировать картину происходящего на арт-симпозиуме. Приведем несколько высказываний: «Было все настолько проникновенно. Было гармоничное перемещение по площадкам парка, от одного образа к другому. Все было интересно и прошло на одном дыхании».
Также, по завершению работы участники Арт-симпозиума поделились своими впечатлениями: «Мы окунулись в этническое национальное пространство, это восхищает и возбуждает на творчество и хочется все-все изобразить». Художники также отметили красоту башкирского края, уникальность её природы, доброжелательность людей и высказали желание еще раз вернуться. По их словам: «Очень полезно работать в такой компании. Учиться и делиться своим опытом. Останется очень много задуманных, но нерешенных вопросов». [3;287]. Организаторов поблагодарили за приглашение и пожелали дальнейшего развития с привлечением разноплановых художников и выхода на более высокий уровень.
Следует отметить, что это не первый пленэр, проводимый на данной территории. Идея появилась, потому что необходимо вновь приобщать молодежь к искусству, к нашей культуре народов Башкортостана - башкир, татар, русских, мордвы, чувашей и др. Словом, проводить комплексную просветительскую работу и проведение этого высокого культурного искусствоведческого мероприятия яркое тому подтверждение. Потому что культура - это всегда разговор про человека. Ведь именно культура помогает остаться людьми, сохранить важные человеческие качества, сохранить самих себя. Культура продолжит вглядываться в человека и более того, она продолжит учить человека становиться человеком. Главная миссия культуры учить человека становиться лучшей версией себя. Несомненно, культуру ждут очень большие испытания, связанные, прежде всего, с развитием технологий, связанные с тем, что человек становится придаточным звеном в развитии техники, с тем, что на него давят бесконечно все претенденты и то количество секунд, что есть в сутках. Бесспорно, что культура со временем столкнется с огромными трудностями. И когда человек задает осознанный вопрос «Кто я?», то это шаг навстречу культуре, шаг навстречу себе.
И поэтому все те, кто занимается культурой в целом, и изобразительным искусством, в частности, в кого интересно всматриваться, в которых интересно разбираться. задавая вопросы: «Почему это человек так мыслит?», «Что это у него за озарение?», «Почему этот художник так рисует?» - все эти люди стремятся внести в этот мир некую гармонию и поэтому организовывают и проводят различные мероприятия, форумы, слеты и арт-симпозиумы как разнообразные формы просветительства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Лутфуллин Ю.Р., Гладких М.А. Инновационные подходы в обучении изобразительному искусству - формирование фрактального мышления // VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании», Московский городской педагогический университет, (1-26 апреля 2022 года). С. 727-742.
2. Лутфуллин Ю.Р., Гладких М.А. Исследование фрактального мышления в изобразительном искусстве: теория и практика // Международная научно-практическая конференция «Инновационные научные исследования в современном мире» (20 мая 2022 г.) / научно-издательский центр "Вестник науки". С. 222-231.
3. Лутфуллин Ю.Р., Гладких М.А. Нетривиальные подходы в обучении изобразительному искусству - формирование фрактального мышления // Вестник БГПУ им. М. Акмуллы - №1 (62) том.3. С. 285-291.
REFERENCES
1. Lutfullin Yu.r., Gladkikh M.A. Innovative approaches in teaching visual arts-the formation of fractal thinking // VII International Scientific and Practical Conference "Actual Problems and Modern Trends of Science, Culture, Arts in Creative Education", Moscow City Pedagogical University (April 1-26, 2022). S. 727-742.
2. Lutfullin Yu.r., Gladkikh M.A. Study of fractal thinking in fine art: theory and practice // International Scientific and Practical Conference "Innovative Scientific Research in the Modern World" (May 20, 2022) / Scientific and Publishing Center "Bulletin of Science". S. 222-231.
3. Lutfullin Yu.r., Gladkikh M.A. Non - trivial approaches in teaching art - the formation of fractal thinking // Bulletin of the BSPU named after M. Akmulls - No. 1 (62) volume 3. S. 285-291
Информация об авторах
Ю.Р. Лутфуллин — доктор экономических наук, профессор;
М.А.Гладких — преподаватель живописи.
Information about the authors
U.R.Lutfullin — Doctor of Science (Economic), Professor;
M.A.Gladkikh — painting teacher.