А.М. Мазитов, Л.Н. Попова УДК 7.07-05
СЛОВО О БОЛЬШОМ ХУДОЖНИКЕ (к 85-летию А.Ф. Лутфуллина1)
Творческая жизнь народного художника СССР А.Ф. Лутфуллина началась в 1950-е гг., когда в республике образовалась группа молодых талантливых живописцев - выпускников художественных учебных заведений России, мастера разных стилевых направлений. Среди них был и Лутфуллин, который сразу после первой выставки в 1957 г. стал известным. Он писал в различных жанрах. В портретах Лутфуллина воплощены образы-типажи, представляющие все слои башкирского народа и разные грани национального характера. Это и портреты, натюрморты, народный быт, праздники, религиозная проблема и многие другие темы, которые получили своеобразную этническую окраску.
Ключевые слова: народный художник СССР, педагог, эскиз, башкирский народ, живопись, графика
Amir M. Mazitov, Lyubov N. Popova
A WORD ABOUT THE GREAT ARTIST (to Akhmat Lutfullin's 85th Birth Anniversary)
The creative career of Akhmat Lutfullin, the Peoples' Artist of the USSR, began in the 1950s. It was the time when a group of young talented painters, graduates of Russian art schools, appeared. They painted in various styles, Lutfullin was among them. Lutfullin's paintings depict archetypes of Bashkirs belonging to various social classes as well as aspects of the national character. His portraits, still-life paintings as well as those devoted to the people's mode of life, traditional holidays, religious matter, etc. were given original ethnic colour.
Key words: Peoples' Artist of the USSR, teacher, study, the Bashkir people, painting, graphic arts
В начале 1990-х гг. после открытия итоговой ние, что я мгновенно утонул в колоссальном про-
выставки художников Республики Башкортостан странстве этого маленького карандашного эскиза.
в Большом зале Ахмат Фаткуллович пригласил Альбомный листок бумаги в одночасье заставил
меня в свою мастерскую. Едва войдя, без лишних меня забыть действительность и всем своим су-
предисловий, ощутимо волнуясь, он показал ка- ществом почувствовать неимовернейшую глу-
рандашный эскиз своей работы. Было ощуще- бину и драму, идущую от рисунка.
1Лутфуллин Ахмат Фаткуллович (4.02.1928, д. Абзелилово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне с. Аскарово Абзелиловского района РБ, - 10.07.2007, Уфа, похоронен в с. Абзаково Белорецкого района РБ), художник. Академик РАХ (1997). Народный художник СССР (1988), заслуженный художник БАССР (1967). Член Союза художников РБ (1960). Окончил Ленинградское архитектурно-художественное училище (1948; педагоги Т. Говорова, Н. Кашинцев), Башкирское театрально-художественное училище (1951; педагоги Б.Ф. Лалетин, А.Э. Тюлькин), в 1951-1954 гг. учился в Литовском художественном институте (Вильнюс). В 1993-2003 гг. преподаватель УГАИ. Лауреат премии БАССР им. Салавата Юлаева (1982).
Akhmat F. Lutfullin (born February 4, 1928, the village of Abzelilovo, the Tamyan-Katay canton, the Bashkir ASSR, today the village of Askarovo, the Abzelilovsky district, Bashkortostan - died July 10, 2007, Ufa, buried in the village of Abzakovo, the Beloretsk district, Bashkortostan), artist, full member of the Russian Academy of Arts (1997), People's Artist of the USSR (1988), Honoured Artist of the BASSR (1967), member of the Union of Artists of Bashkortostan (1960). Akhmat Lutfullin graduated from the Leningrad School of Architecture and Arts in 1948, his teachers were T. Govorova, N. Kashintsev, the Bashkir School of Drama and Arts in 1951 (the teachers B.F. Laletin, A.E. Tyulkin), attended the Lithuanian Art Institute in Vilnius in 1951 and 1954. In 1993 and 2003 he gave lessons in the Ufa State Academy of Arts. In 1982 Lutfullin was awarded the Salavat Yulaev Prize of the BASSR.
Мазитов Амир Минивалиевич, профессор, заведующий кафедрой живописи Уфимской государственной академии искусств им. ЗагираИсмагилова, e-mail: [email protected]
Amir M. Mazitov, Professor, Head of the Chair of Pictorial Art, the Zagir Ismagilov Ufa State Academy of Arts (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]
© Мазитов А.М., Попова Л.Н., 2013.
50
А.М. Мазитов, Л.Н. Попова
...Склоненные спины женщин и мужчин на переднем плане. Мулла со священной книгой перед ними. Огромная гора, как вся планета Земля, одиноко стоящее дерево в глубине справа, тропа-дорога и выстроенный ряд простой деревенской обуви впереди, как некий одушевленный вход в картину. Он, задумавшись, спросил:
- Как думаешь, кустым, если эту работу я назову «Моление о дожде»?
- Ахмат агай, вся жизнь человека на нашей земле это и есть моление о дожде, о хлебе насущном.
- Знал, что поймешь, спасибо. И еще, вторя тебе, хочу сказать, что вся жизнь человека на земле - это прощание с Родиной.
И он развернул в мою сторону огромный холст «Прощание с Родиной» из серии «Салават».
Таких встреч-школ с большим художником А. Лутфуллиным на мое счастье было у меня неисчислимое количество раз. Пусть мы говорили о простейших вещах - о жизни, о грустном, о смешном, о работе, о дороге, о женщинах, о бытовом и обыденном, но, получив с возрастом определенный жизненный опыт, я понял, как судьбоопреде-ляюще и важно все это для меня было. Несмотря на весь свой гигантский статус мега-художника, он всегда умел говорить с человеком на равных и в каждом предложении его - огромный жизненный опыт и философия человека, в первую очередь, от народа. И гениального художника. Художника, который, описывая жизнь башкирского народа, на понятном языке разговаривал с каждым жителем планеты Земля, будь он итальянец, мексиканец, грек, австралиец или житель высокогорного Непала.
В русском языке есть многообъемлющее понятие «самоед». Ахмат Лутфуллин был величайшим самоедом, крайне критически относящимся к своим картинам, подчас не бывал мягким и по отношению к творчеству других. Иной раз, переживая за свои работы, мог довести себя до слез, при этом всегда был искренен и чист. Только однажды, в одной из наших бесед он употребил о своем творчестве громкое определение - он тихо произнес слово «жертвенность». Добавил, что ни один из его «однокашников» или собратьев по кисти не смогли бы его обвинить в недостаточной отдаче или пренебрежении к столь божественному ремеслу, коим является живопись. И сказать, что Ахмат Лутфуллин любил изобразительное искусство, почти ничего не сказать. Мастерская для него была тем местом, куда он ежедневно ходил как на службу. Мог в последние годы забыть номер своего домашнего телефона или квартиры, но разбуди его среди ночи и спроси о каком-нибудь художнике - рассказал бы все про творчество и Брейгеля, и Веласкеса, и Эль Греко и многих других.
Часто прогуливаясь с ним по старым улицам Уфы или по берегу Агидели, я удивлялся, как он умеет разглядеть одухотворенное, прекрасное, одушевленное в совершенно неказистых видах и сюжетах. Долго мог рассматривать старые деревья в парке, восхищаться тем, как живописно осыпается верхний слой краски, обнажая предыдущие цветовые покрытия на старинных домах города.
Мне нравилось слушать историю, рассказанную его супругой Луизой-апа о том, как, живя некоторое время в Санкт-Петербурге, Ахмат Фат-куллович на протяжении многих дней целенаправленно ходил в Эрмитаж, чтобы часами стоять и смотреть на одно произведение искусства - старинный, частично осыпавшийся ковер восточной работы, который был исполнен в глубоких, сложных цветовых отношениях. Разумеется, он видел гениальное и в произведениях рядом экспонирующихся великих Тициана, Караваджо и Сурикова, но разглядеть высокую гармонию в повседневном ковре мог лишь человек полёта как Лутфуллин. И рассказывать увиденное, предав всю суть явления, мог только он. И о картинах художников-классиков он умел рассказывать просто и мастерски.
Для башкирского искусства Лутфуллин это то же самое, что Шекспир для англичан, Верди для итальянцев, Бетховен для немцев или Аристотель для греков. В нем самым счастливейшим образом слились все «альфа» и «омега», необходимые для мега-творца - умение быть и философом, и поэтом, и историком, и певцом, и простым наблюдателем обыденного. Если ты хоть раз в жизни попытаешься исполнить крупноформатное, многофигурное полотно, да ещё с включением исторических явлений, то прекрасно поймешь, что такое трудовой черный хлеб творчества А.Ф. Лутфул-лина. В каждой его большой композиции - и бесконечная глубина, и крестьянский честный труд, и безграничный «полёт», и художническая «шахта», о которой прекрасно знает каждый, кто хоть когда-нибудь пытался написать настоящую картину.
С его творчеством я был знаком с детства. Истинными друзьями мы стали в 1990 году, когда он начал преподавать предметы «Живопись» и «Композиция» в Уфимском государственном институте искусств (ныне УГАИ им. З. Исмагилова). Наша дружба началась с серьезного конфликта.
Первые уроки. Преподаватель Лутфуллин задает нам общую тему «Пожилая женщина на фоне деревенского дома». Проходит неделя, а я даже не прикасаюсь к данному сюжету. Показываю композиции на совершенно другие темы. Он неоднократно предупреждает, чтобы я выполнил именно эту работу. К концу третьей недели на очередной его запрос я заявляю, что не буду даже браться за данный сюжет, поскольку его уже не-
СЛОВО О БОЛЬШОМ ХУДОЖНИКЕ
51
однократно раскрыл художник по имени Ахмат Лутфуллин, а я Мазитов и мне жаль тратить на это время и что у меня свои «современные темы», показываю ему три картины из серий «Мальчик», «Художник», «Пьеро». Все это происходит на глазах у однокурсников. Долгое напряженное молчание: и со стороны академика Лутфуллина, и с нашей. Он подходит к двери, говорит: «Значит, ты отказываешься выполнять заданную тему? Мазитов, как мы тебя приняли, так мы тебя и отчислим!». Громко хлопает дверью и уходит. Передо мной разверзается пропасть и вселенская пустота. Но в том и гениальность Лут-фуллина-художника и педагога, что на следующий день он приходит, жмет мне руку и начинает, как ни в чем не бывало, хвалить и критиковать вчерашние мои работы, а в коридоре он мне скажет: «Только конченые упрямцы становятся художниками, старик. Ты, похоже, конченый. Поехали ко мне в мастерскую, начал новую работу, покритикуешь». Это для меня было самым высшим признанием.
У нас дома очень много книг о жизни и творчестве великих художников: Ирвинга Стоуна, Анри Перрюшо, Джона Стейнбека, Андре Моруа, Ромена Роллана. Как-то моя двоюродная сестра, прочитав залпом книгу А. Перрюшо «Жизнь Гогена», с грустью сказала: «Как жаль, что этот великий человек поехал из Франции на Таити, а не приехал к нам в Башкортостан; сколько интересных схожих сюжетов увидел и изобразил бы он здесь, тем самым восславив нашу землю и наш народ». Такой восхитительный итог она сумела извлечь из этой книги.
И теперь, по прошествии лет, я в полный голос могу ответить моей дорогой сестре, что таким Полем Гогеном, поднявшим образ башкирского народа на небывалый мировой уровень, явился преданный сын своего народа, одухотворенный талант, неустанный труженик, великий художник Ахмат Лутфуллин. Он явился для всей башкирской живописи Рембрандтом и Микеланджело, соткав во вселенский ковер под названием мировое изобразительное искусство свой, ни на что непохожий, вечный узор.
Л.Н. Попова
Лутфуллин пришел в искусство в то время (1950-е гг.), когда в творческую жизнь республики активно включилась группа талантливых молодых живописцев-выпускников художественных учебных заведений России - это были мастера разных стилевых направлений, которые были готовы решать сложные творческие задачи. Среди них был
и Лутфуллин. После первого показа своих работ на республиканской выставке в 1957 г. он стал неизменным участником всех значительных смотров живописи. Он один из первых художников из башкир, своим искусством определил направление дальнейших творческих поисков в решении национальной темы. В портретах Лутфуллина воплощены образы-типажи, представляющие все слои башкирского народа и разные грани национального характера: «Мать» (1957), «Башкирка» (1958), «Колхозница Ишбике-апай» (1968) и др., а в портретах Х.Л. Давлетшиной (1958), М.А. Буран-гулова (1969), М. Карима (1978) и др. отражены представления автора о таланте. Черты портретного и бытового жанров сочетают в себе работы: «Золотая осень» (1968), «Семья» (1974). Широко разработана тема народных праздников: «Праздник в ауле. 30-е годы» (1968), «Сабантуй» (1977) и др. Типичный для национального быта мотив чаепития в произведении «Три женщины» (1969) преображен в философскую притчу о духовном родстве поколений, преемственности национальных традиций. Религиозная тема («Митинг у мечети», 1980; «Моление о дожде», 1994), этические образы родного края в пейзажах («Старый дом в Урсуке», 1974); натюрморты («Натюрморт с кувшином», 1970; «Натюрморт с катыком», 1974); в области станковой графики «Натюрморт с кузнечным инструментом», 1969; «Башкирка из Бу-рангулово», 1980) и многие другие темы получили своеобразную этническую окраску.
А.Ф. Лутфуллин - участник выставок с 1957 г., международных - с 1963 г. Были организованы персональные выставки в разные годы в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, Сибае, Казани, Магнитогорске. Работы находятся в коллекциях Башкирского государственного художественного музея им. М. Нестерова (Уфа), Третьяковской галерее (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), а также в других музеях, галереях, частных собраниях (Россия и за рубежом).
К 80-летию художника А.Ф. Лутфуллина вышла книга-альбом (Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Жизнь и творчество. - Уфа: Китап,
2007. - 252 с.: ил.; переизд. 2013), в которую включены почти все его произведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 4. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия»,
2008. - С. 6.
REFERENCES
1. Bashkirskaya entsiklopediya.V 7 t. T. 4 [Bashkir Encyclopedia, In 7 Vol., Vol. 4]. Ufa: Bashkirskaya entsiklopediya Publ., 2008, p. 6. (In Russian).
Попова Любовь Никаноровна, кандидат искусствоведения (Уфа) Lyubov N. Popova, Cand.Sc. (Arts) (Ufa, Russia)