Научная статья на тему 'Оперное творчество композитора Салавата Низаметдинова в контексте национальной культуры (к 60-летию со дня рождения)'

Оперное творчество композитора Салавата Низаметдинова в контексте национальной культуры (к 60-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИТОРСКАЯ ШКОЛА / БАШКИРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА / РЕЖИССЁРСКИЙ ТЕАТР / БИЛИНГВИАЛЬНОСТЬ / СТИЛЕВОЙ ПЛЮРАЛИЗМ / NATIONAL SCHOOL OF COMPOSERS / BASHKIR NATIONAL OPERA / DIRECTING THEATRE / BILINGUALISM / STYLISTIC PLURALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гульназ Салаватовна

В статье автор рассматривает известные произведения Салавата Низаметдинова как особенное социокультурное явление в башкирском искусстве, привнёсшее в сложившуюся структуру оперного жанрового канона новые черты, связанные с индивидуальностью композитора и его эстетическими воззрениями. На примерах конкретных сочинений отмечаются характерные особенности его творчества, сознательно ориентированные на современные тенденции в развитии оперного жанра: отход от национальной тематики и обращение к общемировым философским темам; общее усиление камерности; симфонизация, как проявление приоритета инструментального мышления, и в связи с этим изменение характера вокальных партий; использование немузыкальных театральных приёмов. Тематика его опер в концентрированном виде отражает главную идею творчества композитора актуализацию морально-нравственных проблем современного общества, что является новым словом в башкирском музыкальном искусстве. По отношению к предшествующим операм классиков национальной музыки отмеченные тенденции образуют некий феномен, определяемый автором статьи как альтернатива канону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operetic Music by Salavat Nizametdinov in the Context of National Culture (to His 60th Birth Anniversary)

The article considers famous musical works by Salavat Nizametdinov as a specific sociocultural phenomenon in the Bashkir art which has brought novel features which are connected with his individuality and personal aesthetic to the existing structure of the opera genre canon. Referring to compositions discussed the author specifies individual characteristics of the composer’s oeuvre that are consciously oriented to the modern trends in the opera genre development: departure from national subjects and an appeal to worldwide philosophical ones, general strengthening of intimacy, symphonization as a manifestation of the priority of instrumental thinking, changing nature of voice parts, the use of non-musical theatre techniques. The subject of his operetic compositions in a concentrated form reflects the main idea of his creative activity, namely the actualization of moral problems in modern society, which appeared to be a new word in the Bashkir musical art. With respect to the previous operas of classics in the national music, the trends mentioned constitute a phenomenon defined by the author of the article as an alternative to the canon.

Текст научной работы на тему «Оперное творчество композитора Салавата Низаметдинова в контексте национальной культуры (к 60-летию со дня рождения)»

3. Vildanov, G. Tôrk millattare athabiattaren tikshe-reu ham bylarthyy yakYne [Studying the Literature of Turkic Nationalities]. In: Bashkort aymagy - Bashkir Land (Aymak). 1926, No. 2. P. 3-20 (in Bashkir).

4. Galina, G.S. Bashkirskiye baity i munazhaty: tema-tika, poetika, melodika [Bashkir Baits and Munazhats: Themes, Poetics, Melodies]. Ufa: BIRO press, 2006. 186 p. (in Russ.).

5. Iskandarova, S.M. Arabo-persidskiye traditsii sti-khoslozheniya v bashkirskikh baitakh [Arab-Persian Traditions of Versification in Bashkir Baits]. In: Dukhovnaya kul 'tura i gumanitarnye nauki v Bashkortostane: istoriya i sovremennost' [Spiritual Culture and the Humanities in Bashkortostan: History and Modern Times. Proceedings of an International Scientific and Practical Conference]. Ufa: Bashkir State University press, 2016, p. 303-305 (in Russ.).

6. Kireyev, A.N. Bashkirskiy narodnyy geroicheskiy epos [Bashkir Folk Heroic Epic]. Ufa: Bashkir Publishing House, 1970. 304 p. (in Russ.).

7. Kratkaya literaturnaya entsiklopediya. T. 1. Aarne-Gavrilov [A Brief Literary Encyclopaedia. Vol. 1. Aarne-Gavrilov]. Ed. A.A. Surkov. Moscow: Sovetskaya Entsik-

lopediya State Scientific Publishing House, 1962, 1088 p. (in Russ.).

8. Kunafin, G.S. BashkirskayapoeziyaXIX- nacha-la XX vekov: voprosy zhanrovykh i ideyno-khudozhest-vennykh osobennostey [Bashkir Poetry of the 19th - Early 20th Centuries: Issues of Genre and Ideological and Artistic Features]. Ufa: Gilem, 2011. 480 p. (in Russ.).

9. Rybakov, S.G. Muzyka i pesni Ural'skikh musul'-man s ocherkom ikh byta [Music and Songs of the Urals Muslims with an Outline of Their Life]. 2nd ed. Ufa: Ki-tap press, 2012. 264 p. Illustrated (in Russ.).

10. Kharisov, A.I. Bashkort khalkynyy athabi miraQy [Literary Heritage of the Bashkir People]. 2nd ed. Ufa: Kitap press, 2014. 464 p. (in Bashkir).

11. Khusainov, G.B. Bashkirskiye baity (Evolyutsiya zhan-ra v dooktyabrskiy period) [Bashkir Baits (Evolution of the Genre in the pre-October period)]. In: Gumanitariy: Literatura. Dukhonaya kul 'tura. Fol 'klor. Istoriya. Arkheografiya [The Humanitarian: Literature. Spiritual Culture. Folklore. History. Ar-chaeography]. Ufa: Gilem press, 2008, P. 477-487 (in Russ.).

12. haldat bayettare [Soldiers' Baits]. Ufa: Kitap press, 1997. 112 p. (in Bashkir).

Г.С. Галина УДК 781.7

ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО САЛАВАТА НИЗАМЕТДИНОВА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (к 60-летию со дня рождения)

Аннотация

В статье автор рассматривает известные произведения Салавата Низаметдинова как особенное социокультурное явление в башкирском искусстве, привнёсшее в сложившуюся структуру оперного жанрового канона новые черты, связанные с индивидуальностью композитора и его эстетическими воззрениями. На примерах конкретных сочинений отмечаются характерные особенности его творчества, сознательно ориентированные на современные тенденции в развитии оперного жанра: отход от национальной тематики и обращение к общемировым философским темам; общее усиление камерности; симфонизация, как проявление приоритета инструментального мышления, и в связи с этим изменение характера вокальных партий; использование немузыкальных театральных приёмов. Тематика его опер в концентрированном виде отражает главную идею творчества композитора - актуализацию морально-нравственных проблем современного общества, что является новым словом в башкирском музыкальном искусстве. По отношению к предшествующим операм классиков национальной музыки отмеченные тенденции образуют некий феномен, определяемый автором статьи как альтернатива канону.

Ключевые слова: национальная композиторская школа, башкирская национальная опера, режиссёрский театр, билингвиальность, стилевой плюрализм

Галина Гульназ Салаватовна, кандидат филологических наук, доцент Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова (Уфа), e-mail: gulnazgalinas3@yandex.ru

Gul'naz S. Galina, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor of the Ufa State Institute of Arts named after Zaghir Ismagilov (Ufa), e-mail: gulnazgalinas3@yandex.ru

© Галина Г.С., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/3 (77)

Gul'naz S. Galina

OPERETIC MUSIC BY SALAVAT NIZAMETDINOV IN THE CONTEXT OF NATIONAL CULTURE (to His 60th Birth Anniversary)

Abstract

The article considers famous musical works by Salavat Nizametdinov as a specific sociocultural phenomenon in the Bashkir art which has brought novel features which are connected with his individuality and personal aesthetic to the existing structure of the opera genre canon. Referring to compositions discussed the author specifies individual characteristics of the composer's oeuvre that are consciously oriented to the modern trends in the opera genre development: departure from national subjects and an appeal to worldwide philosophical ones, general strengthening of intimacy, symphonization as a manifestation of the priority of instrumental thinking, changing nature of voice parts, the use of non-musical theatre techniques. The subject of his operetic compositions in a concentrated form reflects the main idea of his creative activity, namely the actualization of moral problems in modern society, which appeared to be a new word in the Bashkir musical art. With respect to the previous operas of classics in the national music, the trends mentioned constitute a phenomenon defined by the author of the article as an alternative to the canon.

Key words: national school of composers, Bashkir national opera, directing theatre, bilingualism, stylistic pluralism

Композитором, определяющим развитие башкирской национальной оперы на рубеже XX-XXI веков, стал Салават Низаметдинов1. Он представлял собой новый тип творца, наиболее ярко ориентированный на общую тенденцию к культурной глобализации, что проявилось в обновлении всех типологических признаков оперного жанра. Состояние башкирской оперы в конце прошлого столетия вызывало в нём неудовлетворенность и беспокойство, многие идеи и традиционность музыкальных решений в сочинениях аксакалов башкирской музыки он находил устаревшими и отжившими. В новых социокультурных условиях С. Низаметдинов выступил как единственная личность, способная отстаивать интересы жанра. Стремясь найти новые интересные темы и нестандарт-

ные сценические решения, соответствующие статусу современной оперы, он в содружестве с режиссёром Рустэмом Галеевым стремился обновить сложившийся оперный канон2, национальные традиции.

Уже первая опера композитора - «Чёрные воды»3 - стала новаторским сочинением, раздвинувшим границы представлений о национальной опере. Она отмечена рядом таких важных признаков, как обращение к малой литературной форме -поэме с типичным для этого жанра монологическим изложением и частой сменой, переключением временных планов. Новой для башкирской оперы явилась сама военная тематика, решённая в морально-нравственном аспекте, что вписывает данное произведение в общую тенденцию развития отечественной оперы. Новым оказалось

1 Низаметдинов Салават Ахмадиевич (3.03.1957, пос. Миндяк Учалинского р-на БАССР - 29.07.2013, Уфа). Заслуженный деятель искусств БАССР (1988) и РФ (2003), лауреат международных конкурсов незрячих композиторов в Праге, лауреат молодёжной премии им. Г. Саляма (1988), премии Союза композиторов России им. Д. Шостаковича (2007), международной премии «Филантроп» (2006). В 1982 г. окончил Уфимский государственный институт искусств по классу композиции доцента Е.Н. Земцова. Предпочтение отдавал музыке со словом: вокальной, хоровой, оперной, эстрадной.

Salavat A. Nizametdinov (bom March 3, 1957, village of Mindyak, Uchalinsky district, Bashkir ASSR - died July 29, 2013, Ufa). Honoured Art Worker of the BASSR (1988) and the Russian Federation (2003), laureate of international concerts of blind composers in Prague, holder of G. Salyam youth prize (1988), D. Shostakovich award of the Russian Composers' Union (2007), International award "Philanthropist" (2006). In 1982 he graduated from the Ufa State Institute of Arts named after Zaghir Ismagilov, composition class under Associate Professor E.N. Zemtsov; preferred music with words: vocal, choral, operatic, pop music.

2 Понятие канона мы используем в основополагающей формулировке, предложенной А.Ф. Лосевым: «Канон есть количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определённым социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» [1, с. 15].

3 Опера в 3-х картинах с прологом и эпилогом на собственное либретто по одноимённой поэме М. Карима. Сначала прозвучала в концертном варианте - в ноябре 1986 г на V музыкальном фестивале республик Урала и Поволжья в Саранске (исполнители - Л. Ахметзянова, А. Иманбаев); театральная премьера состоялась 30 марта 1989 г Дирижёр - Ю.П. Ани-сичкин, режиссёр - Р. А. Валиуллин, хормейстер - Э.Х. Гайфуллина, художник - Т.Г. Еникеев, балетмейстер - Ю. Набиев.

и жанровое решение произведения, задуманное автором как «камерная опера». С этого момента в Башкортостане на первый план выдвигается опера малых форм, что, с одной стороны, следует расценивать как отголосок тенденции в отечественной опере 1960-х гг.; с другой - как влияние камерности в широком смысле этого понятия на все крупные формы и жанры башкирской профессиональной музыки.

Стремясь найти новые нюансы национального речевого интонирования, композитор сумел естественно воплотить национальные образы-характеры, типические чувства героев на уровне склада речи, темперамента, той особой аффектности, которая всегда была присуща башкирскому драматическому театру. Идя по пути расширения стилевых ориентиров, он смог органично обогатить национальную академическую музыку средствами экспрессионистского театра ХХ века. Характерная для этого направления эмоциональная взвинченность проявляется в реакциях башкирских персонажей: нервный возглас «Якуп?!» в высокой для баритона тесситуре в партии фронтовика обогащен хроматической расширенной тональностью: Пример № 1

Лттам .-120

Однако поиски современной национальной вокальной интонации, перспективные для дальнейшего развития башкирской оперы, впоследствии были прекращены: обращение к русскоязычным либретто потребовало от автора совсем иных средств музыкальной выразительности.

После «Чёрных вод», над которыми он работал вместе с режиссёром Р.А. Валиуллиным, композитор ещё более радикально видоизменяет жанровую структуру оперы, что приводит к смелому её обновлению при сохранении изначальных музыкально-имманентных свойств. Сотрудничество с режиссёром и либреттистом Рус-тэмом Галеевым способствовало раздвижению традиционных сюжетных и жанровых рамок создаваемых произведений, расширению постановочных средств (новое построение мизансцены, хореография, пластика, слово), иначе говоря, применению неиспользованных до того ресурсов

музыкального и драматического театров. В результате произведения С. Низаметдинова перестают быть только актом его творчества и свидетельствуют о том, что в Башкортостане зародился «режиссёрский театр»: когда само мышление современного оперного композитора становится изначально режиссёрским, следствием чего зримые пластические решения заранее предусмотрены, «запрограммированы» в оперной партитуре. Это обстоятельство полностью зависело от другого: все оперы Низаметдинова написаны по заказу Башкирского государственного театра оперы и балета с заранее известным постановочным коллективом в процессе постоянных творческих обсуждений. Хотя композитор работал с разными режиссёрами (Р.А. Валиуллин, М.Г. Кульбаев, Э.Н. Ахметзарипова), именно режиссёрское видение Р.М. Галеева, поставившего четыре его оперы и мюзикл «Половинки» (2004), определило решение многих сцен и образов, их театральную подачу. В результате С. Низаметдинов стал представителем новой поликультурной ситуации, проявлением чего является и то, что шесть опер из семи написаны и поставлены на русском языке: «В ночь лунного затмения» (1996), «Memento» (2000), «Звезда любви» (2004), «Наки» (2009), «Геометрия жизни» (2012), «Как я люблю тебя!?» (2013). Отход авторов от национальной литературной основы и тематики, их обращение к русскоязычным либретто в результате привело к тому, что жанровый канон, теряя национальную специфику, приобрел такую важную черту, как билингвиаль-ность в литературном плане и стилевой плюрализм - в музыкальном. Это явление можно считать трансформацией жанра башкирской оперы, его появление стало неизбежным на этапе постижения национальными композиторами специфики современного музыкального языка и было характерно многим композиторским школам советского типа.

Все оперы демонстрируют новое отношение автора как к средствам музыкальной выразительности, так и к музыкальной форме. Новым оказался и сам подход к организации музыкального материала, различных компонентов оперного спектакля. На первое место выдвигаются два таких основных качества современного театрального творчества, как декламационность и инструментальное начало, роль которых усиливается в передаче образно-эмоционального контекста сценического действия. Усиление декламацион-ности связано с новым характером интонирования, ведущего к изменению характера вокальных

партий, расширяющих свою интонационную палитру за счёт использования в них мелодических ходов на диссонирующие интервалы или напряжённо, неестественно звучащего верхнего регистра. Такова, например, вся партия хозяйки рода Танкабики в опере «В ночь лунного затмения»: Пример № 2

i >* Кто-ни-будУ

/ л-*

Приёмом, свидетельствующим об усилении чисто музыкальной логики, является непрерывная линия развития в оркестре, позволяющая таким образом преодолеть «мозаичность» построения вокальных партий. Это коснулось не только образов контрдействия, как было у композиторов-предшественников, но и положительных образов, часто высказывающихся декламационно, по-речевому натуралистично: Рассказчик и Женщина в «Чёрных водах», Танкабика и Дивана «В ночи лунного затмения», Омар Хайям, Мике-ланджело в «Memento», пантера Терра, лилипуты Флим и Рельб в опере «Как я люблю тебя!?». В области лирики композитор разработал свой индивидуальный стиль, базирующийся на полу-протяжно-ариозной национальной мелодике, соединённой с эстрадной стилистикой, впервые в истории башкирской оперы ставшей неотъемлемым и законным компонентом его оперной лирики (лирические пары Лейла-Юноша в «Звезде любви», Янбика-Айтуган в опере «Наки»). Приводим фрагмент из оркестрового интермеццо во II акте рок-оперы «Звезда любви», воплощающем любовную сцену главных героев в Эдемском саду и ярко иллюстрирующем данную мысль: Пример № 3

llolriss.mil) * tíO

Революционное значение для утверждения творческих принципов Низаметдинова-Галеева сыграла опера «Memento», посвящённая милле-ниуму. На стыке тысячелетий авторы обращаются к вневременным сюжетам, темы которых всегда актуальны (Художник и власть, Художник и толпа), и на примере творцов из далёкого прошлого обозревают путь, пройденный человечеством, акцентируя в них морально-нравственный, этический аспект4. Здесь они следуют современной оперной традиции воплощать сюжеты из различных эпох с противопоставлением сильной, незаурядной личности определённой социальной формации или идеологии.

В результате в 1980-90-е гг. складывается разительный контраст между последними операми З. Исмагилова на либретто И. Дильмухамето-ва, воспроизводящими основные принципы эт-номелодрам 30-х годов, и трансформированными русскоязычными операми С. Низаметдинова, создаваемыми в русле современных тенденций отечественной и зарубежной музыки. Эту ситуацию, очерчивающую диаметрально противоположные тенденции, развивавшиеся в течение 90-х годов параллельно, можно определить, пользуясь выражением Е.Р. Скурко, как «стабилизацию и дестабилизацию» жанра. Первая из них, предполагающая следование канону, получает продолжение в операх З. Исмагилова и Х. Ахме-това, остающихся верными принципам фолькло-ризма, вторая возникает в творчестве Низамет-динова, настойчиво ищущего пути обновления и альтернативы канону.

Последующие оперы композитора были развитием утверждённых ранее принципов. Прежде всего, это опера «Наки»5, воплощающая проблемы башкирского общества в древности и современности. Ведущей в ней является идея о рождении нового пророка Наки, призванная освободить

4 Опера в 2-х актах, 6 картинах с прологом и эпилогом на либретто P.M. Еалеева и РЗ. Хантимирова, премьера состоялась 29 октября 2000 г Музыкальный руководитель и дирижёр - В.И. Платонов, режиссёр - P.M. Еалеев, художник - К. Д. Чарыев, хормейстер - Э.Х. Еайфуллина, балетмейстер - H.A. Севастьянов, художники по костюмам -Э. Тимиргалеева, С. Ягафарова.

5 Опера в 2-х актах, 6 картинах на либретто P.M. Еалеева по одноимённой драме A.A. Сакаева. Премьера состоялась 25 декабря 2009 г Музыкальный руководитель постановки, дирижёр - М.А. Ахмет-Зарипов, режиссёр - P.M. Еалеев, художник - К.Д. Чарыев, хормейстер - Э.Х. Гайфуллина, балетмейстеры - М.Г. Галимханов и О. Радькин, художник по костюмам - М.С. Калмагамбетов, художник по свету - С.К. Чарыев.

человеческие души от всевозможного негатива и подарить людям надежду на нравственное очищение. Обращение композитора к национальному сюжету обеспечило в партиях главных героев одухотворённую лирическую струю, что стало главным достижением оперы. Однако мистическая драма не увенчалась успехом и не удержалась в театральном репертуаре, возможно, из-за умозрительного сюжета и постановочных просчетов. После неудачи с «Наки» композитор вновь переключился в область камерных оперных форм. Так появились опера «Геометрия жизни»6 и трагикомедия «Как я люблю тебя!?»7, объединённые общей темой любви.

«Геометрия жизни» трактует тему любви через призму женской судьбы, так широко воплощённой в ряде моноопер европейской традиции. В произведении прослеживаются два слоя содержания - внешний (событийный) и внутренний (связанный с духовной жизнью героини). Солистка и Чтица (читающая её письма и дневники) - это, по сути, две ипостаси одного и того же персонажа - женщины. Первая - независимая, свободная, раскованная, вторая - одинокая, нуждающаяся в поддержке и понимании...

Любовь в мироощущении современного человека стала основной концепцией трагикомедии «Как я люблю тебя!?». Любовь искренняя, расчётливая, продажная, безответная, псевдолюбовь. После монументальных произведений «В ночь лунного затмения» и «Memento» возникла потребность в разговоре с глазу на глаз о душе и по душам, желание режиссёра поработать с певцами над актёрским мастерством, о чём он говорит: «Сколько работаю в театре, столько я мечтаю об универсальном актёре. Оперный певец, a priori имея вокальную школу и базу, должен обладать всеми средствами, которыми владеет актёр драмы и кино. Чёткая речь и мимика, пластика и танец. Артист должен легко пользоваться всеми художественными средствами»8. Этот спектакль действительно продемонстрировал вокалистов «крупным планом», во всеору-

жии их возросшего сценического мастерства. Эта опера стала заключительным произведением в творчестве композитора.

Таким образом, композитор обращался параллельно то к большой опере, то к малой, без устали предлагая всё новые и новые варианты музыкальных и сценических решений. В названных произведениях отражается общая идея всего его творчества, уже давно сформулированная музыковедами как «обязательство перед жизнью, тема назначения мастера и его искусства», что привело к появлению триады: «Художник - Искусство - Жизнь» [2, с. 168]. Сегодня, когда творческий путь композитора Салавата Низамет-динова завершён, его вклад в национальную культуру выглядит как альтернативное и новаторское явление, включившее башкирскую музыку в общий процесс развития оперного театра на рубеже ХХ и XXI веков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. С. 6-15.

2. Спектор Н.А. Салават Низаметдинов // Композиторы и музыковеды Башкортостана / науч. ред.-сост. Е.Р. Скурко. Уфа: Китап, 2002. С. 167-170.

REFERENCES

1. Losev, A.F. O ponjatii khudozhestvennogo kanona [On the Notion of Artistic Canon]. In: Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki [The Canon in Ancient and Medieval Art of Asia and Africa]. Moscow: Nauka publ., 1973. P. 6-15 (in Russ.).

2. Spektor, N.A. Salavat Nizametdinov [Salavat Nizametdinov]. In: Kompozitory i muzykovedy Bashkor-tostana [Composers and Musicologists of the Republic of Bashkortostan]. Ed. E.R. Skurko. Ufa: Kitap publ., 2002. P. 167-170 (in Russ.).

6 Одноактная опера в 8 картинах с прологом и эпилогом на либретто З.Т. Абдульмановой. Концертное исполнение состоялось 17 марта 2012 года. Режиссёр - Э.Н. Ахметзарипова, хормейстер - Э.Х. Гайфуллина.

7 Премьера оперы состоялась после смерти композитора - 20 декабря 2013 г. Автор либретто и стихов - режиссёр-постановщик Р.М. Галеев, дирижёр - М.А. Ахмет-Зарипов, художник - М.С. Калмагамбетов, консультант по пластике -И. Ахияров, оркестровка И.И. Хисамутдинова.

8 Из буклета спектакля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.