Научная статья на тему 'О жизни и творчестве композитора Антонио Спадавеккиа'

О жизни и творчестве композитора Антонио Спадавеккиа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
927
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТОНИО СПАДАВЕККИА / МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМАМ / "ЗОЛУШКА" / СОВЕТСКАЯ ОПЕРА / СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ / ANTONIO SPADAVECCHIA / MUSIC FOR MOVIES / "ZOLUSHKA / " SOVIET OPERA / SERGEI PROKOFIEV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирьянова Дарья Александровна

В статье рассматриваются личность и творчество советского композитора итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа автора многочисленных произведений для музыкального театра и кино, камерно-инструментальных сочинений. Музыка Спадавеккиа, некогда чрезвычайно популярная, особенно любимая зрителями киномузыка, в последнее время звучит редко. В статье приводятся сведения из биографии, воспоминаний супруги и родственников, даётся характеристика оперного творчества композитора. Одним из ранних опытов А. Спадавеккиа в сфере оперного жанра стала опера «Акбузат» в трех действиях с прологом, которая была написана в 1942 году в Уфе по мотивам одноименного башкирского эпоса совместно со студентом башкирской студии при Московской консерватории Х. Заимовым на либретто С. Мифтахова. В 1948 году создана опера «Хозяйка гостиницы» по комедии К. Гольдони, которая продолжила лирико-комическую линию «Обручения в монастыре» С. Прокофьева. В 1974 году Спадавеккиа, уже будучи автором девяти больших оперных партитур, в поисках выхода из круга монументальных тем, обратился к жанру монодрамы. Либретто камерной оперы «Письмо незнакомки» написано композитором по мотивам одноименной новеллы С. Цвейга. Наибольшую же известность получила опера «Овод» в четырех действиях, семи картинах. В основе либретто одноименный роман английской писательницы Э. Л. Войнич о деятельности подпольной революционной организации «Молодая Италия», развернувшейся в первой половине XIX века, и истории молодого революционера Артура Бёртона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSER ANTONIO SPADAVECCHIA: LIFE AND CREATIVITY

The article deals with the personality and work of the Soviet composer of Italian origin. Antonio Spadavecchia is the author of many works for the musical theater, music for movies and chamber-instrumental compositions. The works of A. Spadavecchia, who left an impressive musical legacy, now practically are not performed. The article presents information from the biography, memories of the spouse and relatives, characterises the composer’s opera creativity. One of the earliest experiments in the field of the opera genre A. Spadavecchia was the Opera “Akbuzat” in three acts with prologue, which was written in 1942 in Ufa based on the same Bashkir epic together with student of the Bashkir Studio at The Moscow Conservatory H. Zaimov on the libretto by S. Miftakhov. In 1948, “The Landlady” was written, the opera on the comedy of C. Goldoni, which continued lyric-comic line “Betrothal in a Monastery” by S. Prokofiev. In 1974, Spadavecchia turned to the genre of monodrama, as the author of nine large opera scores. In the chamber opera, he sought a way out of a circle of monumental themes. The composer wrote libretto of the opera based on the novel by S. Zweig “The Strange Lady’s Letter.” The most famous was the opera “Gadfly” in the four day effects, seven scenes. The libretto was based on the eponymous revolutionary novel by British writer E.L. Voynich, dedicated to the activities of the underground revolutionary organization “Young Italy” in the first half of the 19th century and, in particular, the history of young revolutionary Arthur Burton.

Текст научной работы на тему «О жизни и творчестве композитора Антонио Спадавеккиа»

References

1. Veysman A.D. Grechesko-russkiy slovar' [Greco-Russian Dictionary]. Moscow, Greko-latinskiy kabinet Yu.A. Shachalina Publ., 2006. 1370 p. (In Russ.).

2. Dvoretskiy I.Kh. Latino-russkiy slovar '[Latino-Russian Dictionary]. Moscow, Rus. yazyk-Media Publ., 2003. 846 p. (In Russ.).

3. Delez Zh., Gvattari F. Chto takoye filosofiya? [What is philosophy?]. Moscow, Akadmicheskiy Proyekt Publ., 2009. 260 p. (In Russ.).

4. Lebedev S.N., Pospelova R. Musica Latina. Latinskie teksty v muzyke i muzykal'noy nauke [Musica Latina. Latin texts in music and music science]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2000. 255 p. (In Russ.).

5. Lobanova M.N. Muzykal'nyy stil' i zhanr: Istoriya i sovremennost' [Music Style and Genre: History and Modernity]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ., 1990. 221 p. (In Russ.).

6. Dibelius U. Moderne Musik 1945-1965: Voraussetzungen, Verlauf, Material [Modern Music 1945-1965: Prerequisites, Courses, Materials]. München, R. Piper und Co. Verlag Publ., 1966. 392 p. (In Germ.).

7. Duchesneau L., Marx W. Gyorgy Ligeti: Of Foreign Lands and Strange Sounds. Woodbridge (Suff.), Boydell Press, 2011. 298 p. (In Engl.).

8. Floros F. Gyorgy Ligeti: Jenseits von Avantgarde und Postmoderne [György Ligeti: Beyond vangard and postmodernism]. Wien, Verl. Lafite Publ., 1996. 246 p. (In Aust.).

УДК 78.03

О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА АНТОНИО СПАДАВЕККИА

Кирьянова Дарья Александровна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, Калининградский областной музыкальный колледж имени С. В. Рахманинова (г. Калининград, РФ). E-mail: odincova_darya@mail.ru

В статье рассматриваются личность и творчество советского композитора итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа - автора многочисленных произведений для музыкального театра и кино, камерно-инструментальных сочинений. Музыка Спадавеккиа, некогда чрезвычайно популярная, особенно любимая зрителями киномузыка, в последнее время звучит редко. В статье приводятся сведения из биографии, воспоминаний супруги и родственников, даётся характеристика оперного творчества композитора.

Одним из ранних опытов А. Спадавеккиа в сфере оперного жанра стала опера «Акбузат» в трех действиях с прологом, которая была написана в 1942 году в Уфе по мотивам одноименного башкирского эпоса совместно со студентом башкирской студии при Московской консерватории Х. Заимовым на либретто С. Мифтахова. В 1948 году создана опера «Хозяйка гостиницы» по комедии К. Гольдони, которая продолжила лирико-комическую линию «Обручения в монастыре» С. Прокофьева. В 1974 году Спадавеккиа, уже будучи автором девяти больших оперных партитур, в поисках выхода из круга монументальных тем, обратился к жанру монодрамы. Либретто камерной оперы «Письмо незнакомки» написано композитором по мотивам одноименной новеллы С. Цвейга. Наибольшую же известность получила опера «Овод» в четырех действиях, семи картинах. В основе либретто - одноименный роман английской писательницы Э. Л. Войнич о деятельности подпольной революционной организации «Молодая Италия», развернувшейся в первой половине XIX века, и истории молодого революционера Артура Бёртона.

Ключевые слова: Антонио Спадавеккиа, музыка к кинофильмам, «Золушка», советская опера, Сергей Прокофьев.

COMPOSER ANTONIO SPADAVECCHIA: LIFE AND CREATIVITY

Kiryanova Darya Aleksandrovna, Instructor of Musical Theoretical Disciplines, Kaliningrad Regional Musical College named after S.V Rachmaninov (Kaliningrad, Russian Federation). E-mail: odincova_darya@ mail.ru

The article deals with the personality and work of the Soviet composer of Italian origin. Antonio Spadavecchia is the author of many works for the musical theater, music for movies and chamber-instrumental compositions. The works of A. Spadavecchia, who left an impressive musical legacy, now practically are not performed. The article presents information from the biography, memories of the spouse and relatives, characterises the composer's opera creativity.

One of the earliest experiments in the field of the opera genre A. Spadavecchia was the Opera "Akbuzat" in three acts with prologue, which was written in 1942 in Ufa based on the same Bashkir epic together with student of the Bashkir Studio at The Moscow Conservatory H. Zaimov on the libretto by S. Miftakhov. In 1948, "The Landlady" was written, the opera on the comedy of C. Goldoni, which continued lyric-comic line "Betrothal in a Monastery" by S. Prokofiev. In 1974, Spadavecchia turned to the genre of monodrama, as the author of nine large opera scores. In the chamber opera, he sought a way out of a circle of monumental themes. The composer wrote libretto of the opera based on the novel by S. Zweig "The Strange Lady's Letter."

The most famous was the opera "Gadfly" in the four day effects, seven scenes. The libretto was based on the eponymous revolutionary novel by British writer E.L. Voynich, dedicated to the activities of the underground revolutionary organization "Young Italy" in the first half of the 19th century and, in particular, the history of young revolutionary Arthur Burton.

Keywords: Antonio Spadavecchia, music for movies, "Zolushka," Soviet opera, Sergei Prokofiev.

В 2017 году исполнилось 70 лет со времени выхода на широкий экран известного советского художественного фильма-сказки «Золушка». Он был снят в 1947 году на киностудии «Ленфильм» режиссёрами Н. Кошеверовой и М. Шапиро. В основу фильма легла пьеса драматурга Е. Шварца на сюжет одноимённой сказки Ш. Перро. Эта трогательная история до сих пор любима многими благодаря вечному мотиву о кроткой и трудолюбивой Золушке, роль которой блистательно исполнила Я. Жеймо, злой, но невероятно обаятельной мачехе в интерпретации Ф. Раневской, неподражаемом Короле в исполнении Э. Гарина, а фраза «Я не волшебник, я еще только учусь» стала крылатой. Примечательно, что фильм был показан и за пределами Советского Союза1.

А кто из советских детей и взрослых не знал песенку про старого и доброго жука - она была невероятно популярна, ее даже напевали на улицах! Однако не многие могут назвать имя композитора, сочинившего эту мелодию, как и всю партитуру, к «Золушке». Между тем 2017 год стал годом

1 В 1947 году фильм «Золушка» был показан в Финляндии и Австрии, в 1948 - во Франции, в 1949 -в Швеции, в 1951 - в Японии.

110-летия со дня рождения композитора Антонио Спадавеккиа - автора не только музыки к фильмам, но и многочисленных опер, балетов, а также произведений инструментальных жанров. Имя замечательного композитора сегодня незаслуженно забыто, информации о нем практически нет. Сохранились лишь некоторые достаточно скудные биографические данные и изредка встречающиеся разнящиеся списки произведений. Сложно найти и музыкальные фрагменты его сочинений, за исключением наиболее известных. Отсутствуют в свободном доступе также нотные клавиры и партитуры.

Антонио Спадавеккиа - советский композитор итальянского происхождения, народный артист РСФСР. Дед композитора - Никколо Спадавеккиа - вместе с Джузеппе Гарибальди боролся за освобождение Италии от иностранных захватчиков, но после поражения римского восстания в 1849 году, спасаясь от преследования властей, вынужден был с семьёй бежать в Россию, где поселился сначала в Керчи, а затем в Одессе. Его сын Эммануэль - отец композитора - служил офицером в русской армии. Антонио Спадавеккиа унаследовал фамильную любовь к музыке (отец был знатоком итальянского оперного искусства,

а мать получила музыкальное образование в Петербурге и была пианисткой). Спустя столетие, во время работы над оперой «Овод», он обратился к событиям национально-освободительного движения в Италии, к которым был причастен его дед.

Антонио Спадавеккиа родился 3 июня 1907 года в Одессе. С итальянского фамилия переводится как «старинная шпага»: «спада» - «меч», «веккьо - «старый». Вскоре после рождения Антонио семья переехала в Баку. Музыкальная жизнь в столице Азербайджана в 1920-е годы была весьма насыщенной. Антонио посещал камерные и симфонические концерты, оперный театр, где впервые услышал мировые шедевры («Князь Игорь», «Русалка», «Евгений Онегин», «Кармен», «Фауст» и др.). Занятия музыкой под руководством матери привили любовь к классическому искусству, однако в 1920 году, после её смерти, уроки оборвались, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. По окончании школы Антонио ненадолго связал свою жизнь с морской службой, став сначала юнгой, а затем матросом на нефтеналивном флоте. Но склонность к музыке возобладала: в 1926 году Спадавеккиа, не оставляя службы, поступает на вечерние курсы Бакинского музыкального техникума.

Дальнейшие этапы жизненного и творческого пути были связаны с поступлением на музыкальный рабочий факультет при Московской консерватории, где на теоретическом отделении преподавали Н. Мясковский, М. Гнесин, А. Александров, И. Способин. Наконец, в 1932 году, Спадавеккиа становится студентом консерватории по классу композиции В. Шебалина. В 1937 году Спадавекккиа успешно оканчивает аспирантуру консерватории.

Особую роль в творческой судьбе А. Спадавеккиа сыграл С. Прокофьев, у которого Антонио также обучался. Эти занятия по композиции продолжались примерно с осени 1944 до конца того же года. В 1954 году, по просьбе вдовы С. Прокофьева М. А. Мендельсон-Прокофьевой, Спадавеккиа записал свои воспоминания в заметках, назвав их «Памятные встречи» (см. [2]). Вот как описывает он своё знакомство с музыкой выдающегося композитора: «Впервые услышал я имя и музыку Сергея Сергеевича в Баку в 1926 году. В Бакинской филармонии в те годы были интереснейшие симфонические концерты. И вот в один из концертов под управлением К. Сараджева я

услышал впервые Скерцо и Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам". Я еще тогда никак не мог решить свою судьбу, не мог уйти от моря и заняться только музыкой. Я увлекался Скрябиным и Дебюсси. Часто импровизировал на рояле, не находил еще себя, да и не очень понимал, что это значит. Но в тот незабываемый концерт я вдруг почувствовал необыкновенную силу и тягу к композиции. На следующий день после концерта, сдавши вахту (я в то время служил матросом в Каспийском пароходстве), я бросился в город, в нотный магазин, в поисках произведений Прокофьева. Достал в фортепианном переложении Марш и Скерцо и тетрадь "Сказки старой бабушки", но, увы, сыграть не сумел, а в ушах продолжал звучать этот великолепный оркестр, эта чёткость и необычайная гармоническая свежесть. Я начал серьезно заниматься музыкой» [2, с. 268].

В годы Великой Отечественной войны Спадавеккиа был эвакуирован в Башкирию, в Уфу, где стал заниматься разработкой национального фольклора. В эвакуации написаны инструментальные концерты, начата работа над оперой «Хождение по мукам» по одной из частей трилогии А. Н. Толстого. Одно из сочинений военных лет особенно дорого Спадавеккиа. Это Концерт для фортепиано с оркестром, рукопись которого содержала поправки и замечания Прокофьева. Вернувшись из эвакуации в Москву, Спадавеккиа приступил к занятиям под руководством Прокофьева в рамках программы повышения квалификации, организованной Союзом композиторов. Общение с великим музыкантом стало одним из ярких событий жизни Спадавеккиа.

После окончания войны Спадавеккиа подолгу живёт в Ленинграде. В 1946 году его пригласили на киностудию «Ленфильм» для работы над фильмом-сказкой «Золушка». Композитора рекомендовал к участию Д. Шостакович, отклонивший предложение режиссера Н. Кошеверовой писать музыку к фильму. Огромный успех, сопровождавший выход фильма на широкие экраны, по времени совпал с триумфом одноимённого балета Прокофьева. Он во многом также определил дальнейшую творческую судьбу Спадавеккиа - его работа в кино была весьма успешно продолжена. Помимо «Золушки», композитором написана музыка к таким игровым кино и мультфильмам, как «Шумный день» (реж. А. Эфрос, Г. Натансон, 1960), «Неподдающиеся» (реж. Ю. Чулюкин,

1959), «За тех, кто в море» (реж. А. Файнциммер, 1947), «Каин XVIII» (реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1963), «Золотое перышко» (реж. Л. Аристов О. Ходатаева, 1960), «Испытательный срок» (реж. В. Герасимов, 1960), «Дудочка и кувшинчик» (реж. В. Громов, 1950) и др.

О личной жизни композитора сведений не много. Известно, что Спадавеккиа был трижды женат. Его первой женой была известная советская актриса Нинель Мышкова. Детей у Спадавеккиа не было. Композитор умер в 1988 году в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище. Долгое время его могила с маленькой табличкой, на которой выцветшими буквами едва можно было прочесть имя и фамилию, оставалась заброшенной. 18 июня 2016 года состоялось открытие памятника на могиле Спадавеккиа. Памятник был установлен на средства некоммерческого партнерства «Общество некрополистов» (членские взносы, а также пожертвования неравнодушных людей). На открытии присутствовала вторая супруга композитора Лидия Дмитриевна Спадавеккиа [5].

Вернемся к творчеству. Уже в студенческие годы определился преимущественный интерес А. Спадавеккиа к музыкальному театру. И вновь, как указывает И. Ромащук, значительную роль в выборе жанровых предпочтений сыграла личность Прокофьева: «Благодаря С. Прокофьеву композитор определяет для себя в качестве основной сферу творческих поисков, связанной с оперным жанром» (цит. по [5, с. 6]). Среди его произведений есть и увертюры, и инструментальные концерты (для фортепиано, скрипки, трубы с оркестром), и камерные ансамбли (струнный квартет; Романтическое трио для скрипки, виолончели и фортепиано; Элегия памяти Н. Мясковского для виолончели и фортепиано), и романсы. Однако помимо музыки к кинофильмам, преобладают оперы (их, по меньшей мере, десять), музыкальные комедии, музыка к драматическим спектаклям, балеты. Наиболее значительные из них - оперы «Хозяйка гостиницы», «Хождение по мукам», «Бравый солдат Швейк», «Письма незнакомки», «Акбузат», балет «Берег счастья».

Наибольшей известностью пользовался «Овод» - опера в четырех действиях, семи картинах. Либретто было создано писателем, главным режиссером Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Иосифом Келлером (с 1947-1975), с которым Спадавек-

киа связывали и другие творческие проекты. В основу либретто положен одноимённый роман английской писательницы Этель Лилиан Войнич, посвящённый деятельности подпольной революционной организации «Молодая Италия» в первой половине XIX века и, в частности, истории молодого революционера Артура Бёртона. Премьера спектакля состоялась в 1957 году в Пермском оперном театре, после чего он вошел в репертуар многих театров СССР, в том числе Харькова, Риги, Челябинска, Куйбышева, ставился в Чехословакии, Польше, Болгарии.

Автор использовал интонации народной и революционной итальянской песни, а основу драматургического развития в опере составляет система лейтмотивов. Одна из итальянских газет откликнулась на постановку «Овода» следующим образом: «Хотя он [А. Спадавеккиа] и является последователем русской оперной школы, тем не менее, на его сочинения налагает отпечаток его итальянское происхождение. Несомненно, он нередко черпал вдохновение в опусах Верди и Пуччини... Но он никогда не подражал им, ибо как музыкант Спадавеккиа глубоко индивидуален, самобытен» (Alfredo Glovine. Antonio Spadavecchia. La Voce della Regione, 1979, 12 dec.) [6]. В 2014 году в Мариинском театре под управлением А. Петренко была осуществлена концертная постановка оперы.

Одним из ранних опытов в сфере оперного жанра А. Спадавеккиа стал «Акбузат». Эта опера в трех действиях с прологом была написана в 1942 году в Уфе по мотивам одноимённого башкирского эпоса совместно со студентом башкирской студии при Московской консерватории Х. Заимовым на либретто С. Мифтахова. Премьера состоялась 7 ноября того же года на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета и была приурочена к 25 годовщине Октябрьской революции. В основе сюжета лежит противопоставление двух миров - реального и подводного, ведущей идеей становится героическая борьба главного героя с царем враждебного подводного царства. Акбузат - волшебный конь, с помощью которого удаётся одержать победу над злым врагом. Как отмечает Г. Галина, «Акбузат» развивает традиции сказочно-эпических опер Н. Римского-Корсакова и конкретно - «Садко». По мнению исследователя, эта связь прослеживается буквально

на всех уровнях драматургии оперы - образном, композиционном, тематическом [3].

В 1948 году была написана опера «Хозяйка гостиницы», по комедии Карло Гольдони. И снова отправной точкой послужило творчество Прокофьева, а точнее, его опера «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), лирико-комическую линию которой и продолжил его ученик. Премьера состоялась в том же году в музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. На премьере, а также на репетициях присутствовал и С. Прокофьев. В 1950 году опера получила резко отрицательную оценку на страницах журнала «Советская музыка» [2, с. 266-267].

В 1974 году А. Спадавеккиа обратился к жанру монодрамы, будучи автором уже девяти больших оперных партитур. В камерной опере он словно искал выхода из круга монументальных тем: в числе его предыдущих опер - «Хождение по мукам», «Овод» и др. Либретто «Письма незнакомки» написано композитором по мотивам одноимённой новеллы С. Цвейга (1922). Её герой, известный беллетрист и любимец женщин, получает письмо без подписи и обратного адреса. Дочитав послание незнакомки, он ощущает «дыхание смерти» и думает «об ушедшей жизни», хотя герою в момент повествования исполняется всего 41 год. Спадавеккиа снимает эту сюжетную рамку и фокусирует внимание на письме.

Жанровое определение «моно» обусловило облик спектакля: опера представляет собой монолог женщины, посвятившей жизнь единственному человеку и не смевшей приблизиться к нему, женщины, так и не узнанной своим кумиром - отцом своего ребенка, женщины, только

что потерявшей любимого сына и готовящейся к собственной смерти. Музыкальный язык «Письма незнакомки» разнороден: в нем ощущаются романсовые корни, влияние советской эстрадной песни и киномузыки. Экспрессивная подача материала и дробная «киномонтажная» структура в очередной раз отсылают к операм С. Прокофьева [7]. Премьера «Письма незнакомки» состоялась в 1975 году в Кисловодске. После этого она надолго была забыта, впрочем, как и другие оперы А. Спадавеккиа. В феврале 2016 года силами солистов Академии оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой эта опера прозвучала вновь.

Таким образом, Антонио Спадавеккиа - композитор, прочно занявший свою нишу в плеяде представителей советской композиторской школы 1940-1960-х годов, мастер, оставивший большое количество музыкальных произведений в самых разных жанрах. Сегодня большинство сочинений Спадавеккиа не исполняется и не издается, о местонахождении многих его рукописей не имеется сведений. Часть творческого наследия композитора хранится в личном фонде А. Спадавеккиа и в фонде «Советские композиторы» Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Вместе с тем в репертуарах многих российских театров среди прочих спектаклей есть опера «Золушка» на музыку Антонио Спадавеккиа [1; 4; 8]. А единичные постановки опер композитора (такие, как «Овод» и «Письмо незнакомки» на сцене Мариинского театра) дают надежду на возрождение творческого наследия этого недооцененного, но заслужившего и достойного быть на своем пьедестале художника.

Литература

1. Антонио Спадавеккиа «Сказка про Золушку» [Электронный ресурс] // Новосибирский музыкальный театр: сайт. - URL: http://muzkom.ru/theater/spectacle/children/Zolushka.html (дата обращения: 01.03.2018).

2. Антонио Спадавеккиа «Я не волшебник, я еще только учусь...». Воспоминания о Сергее Прокофьеве. Публикация Е. Кривцовой // С. С. Прокофьев: к 125-летию со дня рождения. - М., 2016. - С. 264-279.

3. Галина Г. Героика в сказочно-эпической опере «Акбузат» А. Спадавеккиа и Х. Заимова [Электронный ресурс]. - URL: http://vatandash.ru/pics/pdf/2610.pdf (дата обращения: 07.03.2018).

4. Когда часы двенадцать бьют [Электронный ресурс] // Официальный сайт Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва. - URL: http://muz42.ru/repertoire_p_9_p_19.html (дата обращения: 28.02.2018).

5. Могила композитора Антонио Спадавеккиа [Электронный ресурс] // Некоммерческое партнерство «Общество некрополистов». - URL: http://necropolsociety.ru/spad.html (дата обращения: 25.02.2018).

6. Овод [Электронный ресурс] // Мариинский театр: сайт. - URL: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/ 5/3/3_1900 (дата обращения: 21.02.2018).

7. Письмо незнакомки [Электронный ресурс] // Мариинский театр: сайт. - URL: https://testus.mariinsky.ru/ playbill/playbill/2016/3/22/8_1930/ (дата обращения: 28.02.2018).

8. Репертуар. «Хрустальная туфелька, или Сказка о Золушке» [Электронный ресурс] // Башкирский государственный театр оперы и балета: сайт. - URL: http://www.bashopera.ru/repertoire/children/302/ (дата обращения: 28.02.2018).

References

1. Аntonio Spadavecchia "Skazka pro Zolushku" [Antonio Spadavecchia "Cinderella story"]. Novosibirskiy muzykal'nyy teatr [Novosibirsk Musical Theater]. (In Russ.). Available at: http://muzkom.ru/theater/spectacle/ children/Zolushka.html (accessed 01.03.2018).

2. Antonio Spadavecchia "Ya ne volshebnik, ya eshche tol'ko uchus'...". Vospominaniya o Sergee Prokofieve. Publikatsiya E. Krivtsovoy [Antonio Spadavecchia "I'm not a wizard, I'm just learning..." The memories of Sergei Prokofiev]. S.S. Prokofiev: k 125-letiyu so dnya rozhdeniya [S.S. Prokofiev: to the 125th anniversary of his birth]. Moscow, 2016, pp. 264-279. (In Russ.).

3. Galina G. Geroika v skazochno-epicheskoy opere "Akbuzat" A. Spadavecchia i Kh. Zaimova [Heroics in an epic fairytale Opera "Akbuzat" A. Spadavecchia and J. Zaimov]. (In Russ.). Available at: http://vatandash.ru/pics/pdf/ 2610.pdf (accessed 07.03.2018).

4. Kogda chasy dvenadtsat' b'yut [When the clock strikes twelve]. Ofitsial'nyy sayt Muzykal'nogo teatra Kuzbassa im. A. Bobrova [The official site of the Musical Theater of Kuzbass them. A. Bobrova]. (In Russ.). Available at: http://muz42.ru/repertoire_p_9_p_19.html (accessed 28.02.2018).

5. Mogila kompozitora Antonio Spadavecchia [The grave of composer Antonio Spadavecchia]. Nekommercheskoe partnerstvo "Obshchestvo nekropolistov" [Non-profitpartnership "Society of necropolists"]. (In Russ.). Available at: http://necropolsociety.ru/spad.html (accessed 25.02.2018).

6. Ovod [Ovod]. Mariinskiy teatr [Mariinsky Theater]. (In Russ.). Available at: https://www.mariinsky.ru/playbill/ playbill/2015/5/3/3_1900 (accessed 21.02.2018).

7. Pis'mo neznakomki [Letter from an unknown woman]. Mariinskiy teatr [Mariinsky Theater]. (In Russ.). Available at: https://testus.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/3/22/8_1930/ (accessed 28.02.2018).

8. Repertuar. "Khrustal'naya tufel'ka, ili Skazka o Zolushke" [Repertoire. "Crystal slipper, or Cinderella's Tale"]. Bashkirskiy gosudarstvennyy teatr opery i baleta [Bashkir State Theater of Opera and Ballet]. (In Russ.). Available at: http://www.bashopera.ru/repertoire/children/302/ (accessed 28.02.2018).

УДК 78.781.6

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЬЕРА-ЛОРАНА ЭМАРА: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

Сайгушкина Ольга Павловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: olgasaigush@mail.ru

Актуальность работы состоит во введении в научный обиход материалов о творчестве выдающегося французского музыканта Пьера-Лорана Эмара, которые мало известны русскоязычному читателю. Новизна статьи заключается в выявлении новых тенденций в современном исполнительстве, а именно, в нестандартном подходе Эмара к составлению и исполнению концертных программ (принцип «коллажа-монтажа»), экспериментах с форматом проведения концертов и поиске новых акустических эффектов и способов управления звучанием рояля. Целью статьи является освещение этих и иных аспектов деятельности Эмара, а также его творческих контактов с Оливье Мессианом, Ивонн Лорио, Дьердем Куртагом, Пьером Булезом, Дьердем Лигети. Особое внимание уделено его интерпретациям сочинений Лигети и Дебюсси. Материалы интервью, электронных ресурсов, аудио- и видеозаписи изучены и обобщены с помощью методов комплексного и системного подхода и метода исполнительского анализа интерпретаций. В результате создается более полная картина разносторонней деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.