https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-4.1
Баймухаметова Сабина Амировна, Гибадатова Раушания Радиковна, Кравченко Екатерина Валерьевна
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В Г. УФЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
В статье рассматривается процесс культурного строительства в Башкирской Автономной Советской Социалистической Республике (БАССР) в сфере театрального и изобразительного искусства в первые годы становления советской власти. Уфа являлась территориальным центром, соответственно, основные культурные достижения происходили в столице. Успехи в культурном строительстве в восстановительный период определили лицо города на все последующие годы. Произошло формирование нового культурного советского общества. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2018/4/1 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 4(90) C. 7-10. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
ИСТОРИЯ
УДК 94(470.57)+008(470.57) Дата поступления рукописи: 09.04.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.1
В статье рассматривается процесс культурного строительства в Башкирской Автономной Советской Социалистической Республике (БАССР) в сфере театрального и изобразительного искусства в первые годы становления советской власти. Уфа являлась территориальным центром, соответственно, основные культурные достижения происходили в столице. Успехи в культурном строительстве в восстановительный период определили лицо города на все последующие годы. Произошло формирование нового культурного советского общества.
Ключевые слова и фразы: Башкортостан; Уфа; культурное строительство; изобразительное искусство; художники; театр; репертуар.
Баймухаметова Сабина Амировна Гибадатова Раушания Радиковна Кравченко Екатерина Валерьевна
Башкирский государственный университет, г. Уфа sabinkca@yandex.ru
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В Г. УФЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
20-30-е гг. XX века в Советской России были периодом перехода от одного типа культуры к другому, получившим название «культурной революции». Культурная революция в СССР - это огромный по масштабам и глубине многогранный процесс духовного возрождения народов бывшей царской России. Процесс формирования государственной политики в сфере культурного строительства шел под непосредственным влиянием теоретических взглядов большевиков, провозгласивших право наций на самоопределение.
С первых дней провозглашения Башкирской автономии начинается процесс государственного строительства. Перед ее руководящим органом стояло множество задач: от подтверждения юридического статуса национально-территориального образования до обеспечения ее полноценного функционирования. В тяжелых условиях безвластия и гражданской войны в России молодая Башкирская Республика строила свое будущее [1].
Авторы данной статьи рассматривают процесс культурного строительства в новообразованной автономной республике в сфере театрального и изобразительного искусства. Основное внимание уделено развитию культуры в столице республики - Уфе.
Уфа официально стала столицей БАССР 14 июня 1922 г. ВЦИК принял декрет «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики», где Уфимская губерния упразднялась, а ее территория передавалась Башкирской Республике, столица БАССР переносилась из Стерлитамака в Уфу. Культурное строительство надо было начинать со столицы. Партийные и общественные организации решали многочисленные проблемы коренной перестройки всего дела народного образования и просвещения, развития высшей школы, науки и творчества, культуры и быта рабочих, крестьян и других слоев населения.
В начале 20-х гг. башкирский театр переживал трудный период организационного становления. Это объяснялось тяжелым хозяйственным положением республики, в котором она оказалась после окончания Гражданской войны, и отсутствием национальных профессиональных кадров, способных взять в свои руки театральное дело.
На начальном этапе революции во многих городах России имел место дефицит управленцев, компетентных в художественных вопросах, а вместо профессиональных трупп выступали любительские коллективы. К созданию государственных театров в Уфе приступили в 1919 г. после подписания декрета «Об объединении театрального дела».
С февраля 1919 г. началась подготовка театральной реформы. Проект соответствующего декрета неоднократно менялся в ходе дискуссий крупнейших специалистов в области художественной культуры, членов Совета народных комиссаров (Совнаркома) РСФСР, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б), профсоюзов. Наконец 26 августа 1919 г. председатель Совнаркома РСФСР В. И. Ленин, нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский и управляющий делами Совнаркома РСФСР В. Д. Бонч-Бруевич подписали декрет «Об объединении театрального дела». Благодаря активному участию театральной общественности слово «национализация» из названия этого документа было изъято. Для осуществления руководства всеми театрами и урегулирования театрального дела в России учреждался Центральный театральный комитет (Центротеатр) при Наркомпросе РСФСР.
8
^БЫ 1997-292Х. № 4 (90) 2018
Согласно декрету, здания, реквизит и всякое театральное имущество объявлялись национальным. Центро-театру вверялось определение типов спектаклей, необходимых народным массам, цен на места в зрительных залах. Декрет, дифференцировав театры с точки зрения художественной значимости и полезности, гарантировал субсидии не только государственным, но и автономным театрам, имеющим культурную ценность. Частным и вновь созданным труппам предоставлялось право пользования национальным театральным имуществом при условии включения в их правления представителей Центротеатра или местных отделов народного образования. Формально декрет приостанавливал хаос, возникший в театральном деле после революции. По сути, его введение в жизнь означало распространение диктатуры на театральную жизнь. Впервые государство сформулировало экономический принцип управления театральным делом и взяло на себя обязанность финансирования отечественной сцены (точнее, того ценного, чем она располагала), закрепив, таким образом, за собой право требовать подчинения Советам [9, с. 52].
Для Уфы Декрет явился руководством по формированию государственного театра и органа управления им. При губернском отделе народного образования была учреждена театральная секция, при Аксаков-ском народном доме, переименованном во Дворец труда и искусств, - государственный показательный театр, в состав которого вошли две труппы: русская и татаро-башкирская. Местные органы материальной поддержки театру не оказывали, но на его содержание выделялись средства из государственного бюджета. При поддержке государства происходило становление театра на основе репертуара, который не противоречил существующим политическим установкам.
Проходившее в мае 1927 г. совещание при Агитпропе ЦК ВКП(б) по вопросам театра дало серьезный толчок в развитии театрального дела Башкирии. Решения партийного совещания о роли театра обсуждались на совещании областных газет Башкирии и на диспуте «О путях развития театра», состоявшемся в октябре 1927 г. в Уфимском дворце труда и искусств. Результатом этих обсуждений было вынесенное в декабре 1927 г. решение бюро Башкирского обкома ВКП(б) «О театре». В нем, прежде всего, признавалось необходимым существование театра, отмечалась активная роль в проведении политики партии, а также обращалось внимание на финансовые трудности в деятельности театра. В решении подчеркивалась важность правильного выбора пути перестройки театра [5, с. 474].
Наиболее популярным драматургом в 20-е гг. был Мухаметша Бурангулов. Его пьесы «Ашкадар», «Башкирская свадьба», «Ялан-Еркей», «Шаура» не сходили со сцены. В них ощущалось хорошее знание автором национального фольклора, обычаев, но при всех положительных качествах пьесы Бурангулова отличались натурализмом. Иной подход к прошлому башкирского народа отличал пьесы на историко-революционные темы - «Салават» и «Карагул» Д. Юлтыя. В своем «Салавате» Д. Юлтый избежал ошибок и искажения исторической правды. Текст пьесы не сохранился, однако на основании газетных рецензий мы можем судить о достоинствах и недостатках пьесы и спектакля. «Салават» был поставлен режиссером В. Муртазиным на башкирском языке и с успехом шел в течение ряда лет. В 1927 г. спектакль «Салават» был показан в Москве. С успехом также шла историко-революционная пьеса Д. Юлтыя -«Карагул», она долго не сходила со сцены башкирского театра. К концу 30-х гг. она выдержала более 500 представлений [Там же, с. 477-479].
Кроме массовых видов культуры в данный период закладываются основы искусства. На развитие изобразительного искусства в первые десятилетия советской власти оказало влияние несколько факторов. Первым фактором можно назвать то, что в дореволюционной Башкирии изобразительное искусство тесно ограничивалось религиозными рамками. Согласно исламу, художнику запрещалось изображать на своих работах окружающую действительность. В частности, под этот запрет попадал жанр портрета, так как он подразумевал изображение человека, что считалось непозволительным с точки зрения исламского мировосприятия. Вследствие этого внимание уделялось исключительно декоративно-прикладному, народному, творчеству [3, с. 876].
Вторым фактором является полное отсутствие до 20-х гг. профессиональных учебных заведений, занимающихся подготовкой художников, что заставляло желающих уезжать учиться в другие города.
Далее, исходя из вышеуказанного, можно заметить преимущественно русское происхождение первых профессиональных художников края. Хотя Советское государство поставило задачу подготовки профессиональных кадров из лиц коренной национальности, их было не много. Касим Салиаскарович Давлеткильдеев, получивший образование в Петербурге, был первым национальным художником Башкортостана, соединившим в своем творчестве профессиональные навыки, полученные в столице, с исламским мировосприятием коренного жителя Башкирии. Таким образом, сложившееся впоследствии новое искусство Башкортостана представляло собой своего рода синтез исламской и православной культур.
Также, помимо вышеперечисленного, можно назвать отчасти вызванный идеями, заключенными в вышедшем в 1918 г. Декрете «О памятниках республики», возросший интерес к изучению традиций и быта коренного населения. В этот период в Уфе открывается один из первых в стране провинциальных художественных музеев, который сразу же становится главным художественным центром. Начинают активно организовываться научные экспедиции, в чьи задачи входил сбор экспонатов по истории, этнографии, природе, искусствам, что, следовательно, также отразилось в работах башкирских мастеров [7].
Говоря о художественной жизни Башкортостана в 30-е гг., следует отметить преобладание в творчестве художников того времени идей так называемого социалистического реализма - художественного метода, направленного на отражение в искусстве идеалов социалистического общества. То есть основными темами полотен этого периода становятся изображения различной техники, рабочих, колхозников и т.д. При этом
сюжеты, которые мы видим на этих работах, являют собой скорее идеализированное представление художника о социализме, а не реально окружающую его действительность.
Развитие изобразительного искусства республики было связано с творчеством художников старшего поколения А. Тюлькина, К. Давлеткильдеева, М. Елгаштиной, А. Лежнева, И. Урядова, П. Лебедева [4, с. 167]. По причине отсутствия на тот момент в республике профессиональных художественных учебных заведений, все перечисленные мастера получали образование за пределами Башкирии. Как художники они сложились под влиянием русского и западноевропейского искусства [2, с. 255]. Художественная жизнь республики в данной статье далее будет рассматриваться с точки зрения профессиональной творческой деятельности вышеперечисленных художников.
Анатолий Петрович Лежнев известен как мастер исторической картины. По совету Сурикова тогда еще молодой художник обратил внимание на историю родного края, откуда впоследствии он черпал идеи для своих полотен. Больше всего его увлекала тема народных восстаний XVII века, и главным действующим лицом для своих произведений художник чаще выбирает различных народных героев. Первой серией работ на историческую тему стали четыре графических листа - «Степан Разин на Волге». Наиболее знаменитые работы художника посвящены башкирскому герою Салавату Юлаеву. Доподлинно известно, что Лежнев тесно общался со многими башкирскими историками и краеведами, чтобы более точно и правдиво отразить в своих работах прошедшие события [8]. Впоследствии именно обращение к историческим фактам займет главенствующее место в творчестве Анатолия Петровича.
Анатолий Петрович Лежнев по праву считается первым историческим художником Башкирии. Его произведения стали летописью истории башкирского народа, прославляющей его мужество, стойкость, свободолюбие [Там же].
Порфирий Маркович Лебедев. В творческом плане художник оставил после себя колоссальное количество как живописных, так и графических произведений. Только в одном музее им. М. В. Нестерова насчитывается свыше двухсот его работ. Подобно Лежневу, Порфирий Маркович также обращался в своей работе к историческим событиям.
Однако, как бы ни был огромен его вклад в искусство как непосредственно художника, наиболее ценной для Башкирии является его педагогическая деятельность. Под его чутким руководством развивались многие знаменитые художники республики, такие как А. Кузнецов, Б. Домашников, Р. Нурмухаметов и т.д. Его ученики отмечали, что Порфирий Маркович обладал особым даром подачи материала, делая даже самую сложную информацию простой и понятной, и всегда мог найти индивидуальный подход к любому из своих студентов, находя и попутно развивая их уникальные способности.
Касим Салиаскарович Давлеткильдеев, первый национальный художник Башкортостана. Им было организовано несколько этнографических экспедиций на территории Башкортостана, в ходе которых было создано множество живописных и графических работ, изображающих повседневную жизнь башкир. Портреты, привезенные с этих экспедиций, уникальны в своем роде, так как, по сути, являются первыми в истории изобразительного искусства изображениями башкир, созданными художником, который также является представителем башкирского народа [6, с. 40]. Подобные портреты коренного населения писались и раньше -примером могут служить знаменитые работы Бурлюка, - однако создавались они руками русских художников. Оттого так важен художественный опыт Давлеткильдеева.
Особое место в искусстве Башкортостана занимает Мария Николаевна Елгаштина - первая профессиональная художница республики [2, с. 255]. Благодаря ее организаторской деятельности в Уфе появился первый организованный коллектив художников - «Уфимский кружок любителей живописи», проводились совместные выставки, выходы на пленэр [10]. Хотя она и являлась одним из создателей этого кружка, Елгашина не всегда поддерживала новые для того времени авангардные идеи других художников, придерживаясь в своих работах старой школы. В творчестве Мария Николаевна уделяла особое внимание акварельным зарисовкам природы Башкирии. Художница старалась уловить красоту в переходных состояниях окружающего ее мира. Также в заслуги Марии Николаевны входит открытие первого в столице, да и в республике в целом, кукольного театра.
Говоря об искусстве Башкортостана первой половины XX века, не следует забывать о творчестве Александра Эрастовича Тюлькина. Хотя Александр Эрастович был учеником Фешина - ярого модерниста, - уже с первых своих самостоятельных произведений молодой художник показывает себя приверженцем нового художественного течения - авангарда, что свидетельствует об огромном влиянии на его творчество идей Бурлюка, с которым он сдружился во время непродолжительного пребывания Давида Давидовича в Башкирии. Художник часто выезжал в различные творческие командировки, где занимался изучением быта коренного населения края, проводил сбор материальной базы музея. В своей педагогической деятельности Александр Эрастович проявил себя прекрасным учителем, завоевавшим безграничную любовь своих воспитанников. Своим ученикам Тюлькин советовал черпать вдохновение из окружающей нас жизни, указывая на важность письма с натуры. Излюбленным мотивом в творчестве Тюлькина является образ «окна» как своего рода границы между двумя состояниями. Александр Эрастович первым в башкирской живописной школе обращается к подобной теме, которая впоследствии много раз варьировалась другими художниками и его учениками в том числе [6, с. 65].
Искусство Башкортостана послереволюционного периода несет в себе совокупность черт исламской и православной культур, в некой степени смешанных с народным творчеством коренного населения республики.
10
ISSN 1997-292X. № 4 (90) 2018
Веяния, господствовавшие в стране социального реализма, подтолкнули художников к изучению истоков народного искусства, быта и культуры башкирского народа, а также к более близкому знакомству с его историей. Художники этого периода, уже не стесненные рамками академического искусства, не боялись экспериментировать, они постоянно находились в поиске новых форм художественного самовыражения, что приводило к появлению новой, уникальной башкирской школы, получившей известность и признание не только на выставках, проводимых на территории нашей страны, но и за рубежом.
На территории Башкирии отсутствовали высшие учебные заведения. Состояние положения просвещения было катастрофическое, сведения об этом зафиксированы в «Телеграмме Наркома просвещения Башреспуб-лики А. Ягафарова Наркому просвещения РСФСР А. В. Луначарскому о тяжелом положении школ, библиотек и других культпросвет учреждений в БАССР» [13, д. 35, л. 93].
За 15 лет после Октябрьской революции под руководством Коммунистической партии БАССР становится краем сплошной грамотности и широкого развертывания социалистической культуры. Об этом свидетельствуют доклады [10, д. 22, л. 121-122, д. 23, л. 67; 12, д. 5, л. 57], отчеты партийных работников, протоколы заседаний о культурно-просветительской работе БАССР [12, д. 1, л. 28], резолюции пленумов Башкирского совета о культурно-просветительской работе за указанные периоды [11, д. 166, л. 38, д. 424, л. 1].
Таким образом, на основании изученных источников и литературы можно сделать следующие выводы. В ходе культурной революции быстрыми темпами формировалась и развивалась культура народов Башкирии. Под руководством Центрального комитета ВКП(б), Башкирской партийной организации осуществлялись социально-экономические и культурно-просветительные мероприятия. Был проведен масштабный и многогранный процесс духовного возрождения всех народов бывшей царской России. Произошло формирование нового культурного советского общества.
В республике усиливалось культурное строительство. Наибольшие успехи были достигнуты в Уфе, это было закономерным явлением. Достижения в культурном строительстве в восстановительный период определили лицо города на все последующие годы.
Список источников
1. Буканова Р. Г. А.-З. Валиди и его политика в области культуры и образования в первые годы существования Башкирской Республики // Ватандаш. 2018. № 1. С. 23-25.
2. Гафарова З. М. Влияние художников России на художественное образование Башкортостана в послереволюционный период // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 254-258.
3. Гафарова З. М. История развития изобразительного искусства в Республике Башкортостан конца XIX - начала XX века // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3. С. 876-879.
4. История Башкортостана в ХХ веке: учебник для студентов вузов / под ред. М. Б. Ямалова, Р. З. Алмаева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 308 с.
5. История советского драматического театра: в 6-ти т. / отв. ред. М. Н. Строева. М.: Наука, 1967. Т. 3. 1926-1932 гг. 613 с.
6. Калитов Г. Г. Башкирская школа живописи: история. Изд-е 2-е. Уфа: Автор, 2012. 280 с.
7. Сорокина В. М. Ученик Сурикова // Бельские просторы. 2004. № 11. С. 117-121.
8. Фенина Э. П. Дорогая Мария Николаевна // Бельские просторы. 2004. № 12. С. 141-145.
9. Хайретдинова Н. Э. О национализации российских театров в 1919 году в г. Уфе // Вестник Пермского университета. 2013. Вып. 2 (25). С. 51-59.
10. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. 122. Оп. 3.
11. ЦИА РБ. Ф. 341. Оп. 1.
12. ЦИА РБ. Ф. 342. Оп. 1.
13. ЦИА РБ. Ф. Р-933. Оп. 1.
CULTURAL LIFE IN UFA IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER FORMATION
Baimukhametova Sabina Amirovna Gibadatova Raushaniya Radikovna Kravchenko Ekaterina Valer'evna
Bashkir State University, Ufa sabinkca@yandex. ru
The article deals with the process of cultural construction in the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic (BASSR) in the field of theatrical and fine arts in the early years of Soviet power formation. Ufa was a territorial center; consequently the main cultural achievements took place in the capital. Success in cultural construction during the recovery period determined the face of the city for all the subsequent years. It resulted in the formation of a new cultural Soviet society.
Key words and phrases: Bashkortostan; Ufa; cultural construction; fine arts; artists; theatre; repertoire.