Научная статья на тему 'АРТ-РАЗВИТИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ'

АРТ-РАЗВИТИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ИСКУССТВО / ART / АРТ-РАЗВИТИЕ / ART DEVELOPMENT / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / YOUNGER GENERATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячева Елена Анатольевна, Ушанева Юлия Сергеевна

В статье АРТ-развитие рассматривается как возможность использования междисциплинарного подхода в становлении целостной гармонично сформированной личности молодого поколения информационного общества с учетом особенностей психологического развития личности путем арт-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячева Елена Анатольевна, Ушанева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART development in the personality formation of the younger generation

We consider ART development as an opportunity to use an interdisciplinary approach to the formation of a holistic harmonious personality of the younger generation in the information society, taking into account the peculiarities of the personality psychological development through art technologies.

Текст научной работы на тему «АРТ-РАЗВИТИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Е.А. Горячева

кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета*

Ю.С. Ушанева

кандидат педагогических наук, доцент Южного федерального университета **

АРТ-развитие в становлении личности молодого поколения

Современное общество в целом и система образования в частности ищут пути реализации проблемы адаптации личности в формирующемся информационном пространстве, позволяющие раскрывать человеку свои потенциальные возможности в любом возрасте. Наибольшее влияние информационных потоков осуществляется на развивающееся в новых социальных условиях и еще не сформировавшееся подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Оно особенно подвержено воздействию информационной сферы, являющейся источником информации различной направленности: технической, социальной, общеобразовательной.

В силу своей универсальности действия данная сфера должна пропагандировать позитивные культурные ценности, такие как справедливость, истина, честность, добро, красота, составляющие базовые основы аксиологических критериев, социальных установок для развития духовного и творческого потенциала личности. В противном случае не исключается возможность ее негативного влияния на подрастающее поколение. Стабилизирующим фактором в этом процессе представляются традиционные основы общества, являющиеся хранителем совокупности базовых архетипических ценностей и создающие условия устойчивости общества. И именно через молодое поколение происходит внедрение в современное общество инновационных информационных ценностей. Традиционные и инновационные ценности составляют аксиологическую базу любого общества, в том числе современного - информационного. По мнению Ч. Кули, автора теории «зеркального я», ценности представляют собой «энергетические узлы», другими словами, являются центральной опорой эмоционального отношения с миром, людьми, а также мотивируют поведение людей в социуме1. Роль современного молодого

* Горячева Елена Анатольевна, e-mail: [email protected]

** Ушанева Юлия Сергеевна, e-mail: [email protected]

1 Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 315.

поколения в данном аспекте - внедрение аксиологических изменений в новом информационном обществе, одной из ценностей которого для человека любого возраста данного времени является именно информация.

С позиции Юнга, человек развивается постоянно, совершенствуя свои умения, ставя новые цели, все более реализуя себя в индивидуа-ции как порождении собственной целостности. Индивидуация по Юнгу в своем конечном выражении есть «сознательная работа личности со своей психической реальностью», процесс объединения всех противоположных качеств, становление единого, неповторимого и целостного индивида с сохранением его уникальности, где «архетип самости становится центром личности». В процессе такой личностной самореализации высвобождается энергия для своего же личностного роста. Такая степень или стадия развития доступна немногим, а только лишь «способным и высокообразованным людям». Идеи интеграции, гармонии и целостности в развитии личности нашли свое воплощение в экзистенциальной и гуманистической теориях.

Кроме того, Юнг выделял бессознательное «как источник творческой фантазии духа... свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживания» - «некую психическую перводействитель-ность». Оно существует независимо от сознания и проявляется только в символических формах, закодированных в психике человека: в снах, фантазии, творчестве и традиционных образах. Обращение Юнга к искусству далеко не случайно. Он определил, что «искусство в целом интуитивно постигает перемены, происходящие в коллективном бессознательном». А также изложил «свою точку зрения по нашумевшей проблеме границ между психологией и искусством. искусство в своей художественной практике есть психологическая деятельность и в качестве таковой может и должно быть подвергнуто психологическому рассмотрению... только та часть искусства, которая охватывает процесс художественного образотворчества, может быть предметом психологии»1. На основе исследований и теории этого ученого были сформированы дальнейшие психологические исследования взаимодействия психической деятельности человека, его бессознательного и искусства в результате творческой деятельности. Особенности воздействия искусства на личность заключаются в структуре психической деятельности человека, функционирующей на бессознательном, подсознательном и сознательном уровнях.

В настоящее время активно ведутся поиски психологами и педагогами инновационных технологий в области развития творческой активности личности обучающихся. Во главе с доктором психологических наук И.В. Абакумовой разработан междисциплинарный подход в рамках гуманитарных дисциплин - АРТ-развитие, направленный на творческое становление и реализацию активности личности в системе личностно

1 Юнг К.Г. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991.

ориентированного образования, обоснованного гуманистической сущностью используемых арт-технологий, обладающий психотерапевтической направленностью и антропоцентричностью. «Технологии, обеспечивающие личностно-смысловое развитие учащихся, апеллируют к жизненному миру ребенка, к его духовной сфере, к смысловому уровню его глубинного "я". К ним можно отнести следующие группы: технологии, обеспечивающие самоактуализацию субъектного опыта учащихся, - эмоционально-психологические установки и эмоционально-психологические обобщения в обучении, эмоционально-психологическое опережение, личностно-смысловой контекст, преобразование теоретического материала в образный; диалоговые технологии - внешний, внутренний, множественный диалоги, диалоги эпох, диалоги разнохарактерных культур»1. Основной целью данного подхода является развитие разносторонней, свободной и творческой личности.

В контексте АРТ-развития арт-терапия представляется как технология развития психологических особенностей личности, она связана с искусством, медициной и психологией. Искусство позволяет выявить и нейтрализовать психологические травмы. В целом арт-терапия решает задачи социальной адаптации личности и задает направление ее целостного развития. АРТ-развитие как междисциплинарный подход не только помогает решать психологические проблемы личности, но и дает возможность ее творческого и креативного совершенствования.

Чтобы определить тенденции личностного развития и степень ее креативности, существует возможность тестирования любого желающего с помощью рисуночных тестов. Диагностика личности с помощью графических тестов позволяет поднять мотивацию собственного развития и совершенствования испытуемых: детей, взрослых - людей любого возраста. Особое значение креативности для формирования нашего современного общества обозначил в своих исследованиях Ю.Г. Волков. Он рассматривает тенденции творчества и креативного развития в российском обществе как перспективы формирования нового социального образования, такого как креативный класс, способный к реализации гуманистических принципов в новом информационном пространстве2. Тесты «Невербальная диагностика креативности личности» П. Торренса позволяют определить, насколько креативна личность в любом возрастном диапазоне - от ребенка до взрослого. Эти тесты основаны на дополнении имеющихся фрагментов изображения идеями испытуемого в создания образа в рисунке теста. Насколько нестандартно получившееся изображение, настолько креативна личность данного участника тестирования. Существуют другие диагностики развития личности. Так, «Диагностика общего и художественного развития детей по их рисун-

1 Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе : дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д., 2003. URL: http://www.dissercat.com/content/smysloobrazovanie-v-uchebnom-protsesse#ixzz4vUm4RowE (дата обращения: 22.06.2014).

2 Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. М. : Альфа-М, 2013. 432 с.

кам» (Ю.А. Полуянова) позволяет после проведенной интерпретации рисуночных тестов предположить не только уровень общего развития ребенка или взрослого, но и его творческий потенциал, а также степень профессионализма в художественной деятельности, так как в данном исследовании личности - в ее диагностике и интерпретации рисуночных тестов - заложены элементы профессиональной основы изодеятельно-сти: линия, композиция, цвет, колорит.

Стремительно меняющиеся современные социальные, культурные, экономические условия оказывают значительное влияние на требования, предъявляемые к системе образования на всех уровнях. Необходимость инновационных подходов к проблеме воспитания молодежи отмечается на всех уровнях обучения - как в среде образовательных учреждений, так и на уровне семьи.

Тенденции глобализации, скорость развития информационных ресурсов оказывают колоссальное влияние на культурные ценности. Так складывается ситуация, при которой традиционные эстетические ценности подвергаются сомнению, а новые не успевают сформироваться. Во многом это происходит из-за быстроразвивающихся технологий, которые все-таки дают новые возможности, в том числе и в изобразительном искусстве.

Визуальная культура соответствует каждой эпохе, соответственно, преподавание искусства меняется со временем, вписываясь в общий культурный контекст1.

Масштабность данного явления позволяет оценить сравнение той роли, которую оказало развитие фотографии в конце XIX - начале XX в. для традиционных станковых форм живописи и графики. Благодаря этому техническому новшеству подверглись пересмотру фундаментальные принципы и классические приемы композиции, возник вопрос о целесообразности «погони живописи за иллюзорностью», это привело к формированию качественно нового эстетического подхода к целям и задачам произведения изобразительного искусства, хотя изначально фотография подчинялась и строилась на принципах, свойственных традиционным видам станковой живописи и графики.

Сейчас развитие технологий начинает опережать даже формирование навыков работы специалистов в рамках одной сферы деятельности. Так, например, сфера деятельности специалиста в области полиграфии, верстки лишь отчасти соприкасается с работой графического или веб-дизайнера, деятельность которого, в свою очередь, значительно отличается от специфики работы художника-аниматора или специалиста в сфере 3D-технологий. Это дает возможность говорить о том, что развитие современных технологий опережает формирование многих профессиональных компетенций. Это сказывается в первую очередь на

1 Efland A.D. A history of art education: intellectual and social currents in teaching the visual arts. New York : Teachers College Press, 1990.

формировании вкуса общества и понимании профессионалами эстетического аспекта собственной деятельности. Все это приводит к затруднению эстетической оценки произведений современного изобразительного искусства, а также сфер производства, связанных с ним. Непонимание данного аспекта широкими общественными кругами ведет к снижению значимости художественного мастерства в современном мире производства, что, в свою очередь, влечет за собой снижение уровня качества итогового продукта, что в равной степени относится ко всем сферам, в той или иной степени связанным с художественно-творческой деятельностью.

Следует отметить, что данная проблема выходит за пределы культурно-эстетического аспекта. Вопрос художественности произведения напрямую связан с его рациональностью и оптимизацией средств выразительности, что связано с его ценностью для человека. Для этого художнику-профессионалу необходимо развивать навыки профессионального мышления. «Одной из специфических черт такого мышления является направленность на практическое исполнение и поиск выразительного решения некоего образа, который возникает в сознании в результате воздействия различных факторов действительности (как объективных, так и субъективных). Это позволяет говорить о существовании художественно-образного типа мышления, который формируется у людей, работающих в сфере искусства, отличается условиями протекания мыслительных процессов и представляет собой один из способов взаимодействия чувственного и рационального компонентов»1.

Так, например, при разработке сайта художник-дизайнер использовал новые технологии, позволяющие добиться необычного эффекта и выделить сайт среди аналогичных. Тем не менее данный продукт должен выполнять конкретные функции, а именно структурировать визуальную информацию и оптимизировать процесс ее получения потребителями, или в данном случае зрителями. Однако технологические новшества, которые позволили сделать сайт необычным и запоминающимся, не всегда соотносятся с теми средствами, благодаря которым достигается его визуальная рациональность. Например, организация цветового строя сайта, способствующая фиксации внимания зрителя на определенных участках, а также его стилистическая целостность вполне могут пострадать от неоправданного внедрения разнообразных технических новшеств.

В связи с этим проблема развития элементарной художественной культуры имеет два аспекта. Первый аспект связан с воспитательной и общеразвивающей функцией искусства. Так, чтобы в полной мере наслаждаться и получать все блага от восприятия произведений художественной культуры, современному человеку крайне необходимо иметь

1 Ушанева Ю.С. Развитие художественно-образного мышления студентов младших курсов факультета изобразительного искусства на занятиях живописью: на материале натюрморта : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. С. 1.

универсальный багаж навыков восприятия, а также качественную систему эстетической оценки, которая формируется в результате взаимодействия с лучшими, проверенными временем произведениями искусства, в результате направленной профессионалами-специалистами учебной деятельности, а также в непосредственно собственном творческом акте, другими словами - в арт-воспитании. «Сегодня создается такое впечатление, что число художественных практик и изобразительных средств ширится. В целом художественные вузы и отделения по-прежнему дезорганизованы, поскольку постмодернистская педагогика создает ощущение, будто системы в искусстве не важны и даже вредны»1. Тем не менее именно образование дает будущим специалистам основной набор средств для реализации их замыслов, что в значительной степени повышает их профессиональный уровень.

Второй аспект связан с рациональным использованием возможностей, которые дают общемировая культура и цивилизация. Человек, способный судить о качестве продукта, вне зависимости от того, о какой сфере идет речь, как потребитель, способствует повышению уровня изготовления данного продукта в дальнейшем. Если учесть, какой процент изготавливаемой продукции зависит от ее внешних характеристик, становится понятно, какое значение в современном мире играет развитие у населения более высокого уровня визуальной культуры. В связи с этим большие возможности предоставляет эстетическое образование. Это неоднократно отмечалось известными философами, педагогами, учеными, начиная с древнейших времен. Занятия каким-либо видом искусства способствуют получению молодым человеком навыков и знаний, которые он может использовать в различных вариантах для реализаций собственного замысла. Это способствует развитию творческой, креативной направленности личности, повышает самооценку. В результате формируется привычка разностороннего, креативного подхода к решению той или иной задачи, в дальнейшем перенесенного на деятельность в сферах, не связанных напрямую с искусством. Все вышеперечисленные аспекты говорят о необходимости и актуальности разработок новых методик арт-воспитания и необходимости расширения спектра дисциплин художественно-эстетического цикла, представленных уже как в общеобразовательных школах, так и в специализированных учебных заведениях художественной направленности. Роль эстетического образования растет и во многих развитых странах, таких как Англия, Америка, Япония. Так, например, при защите научной работы на соискание ученой степени доктора наук необходимо наравне с основным проектом представить художественно-творческую версию концепции работы, выполненной в различных видах искусства. Такая практика позволяет выразить основную научную концепцию как образ. Данная операция подра-

1 Элкинс Д. Почему нельзя научить искусству : пособие для студентов художественных вузов. М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 71.

зумевает под собой проведение анализа и синтеза материала, что вполне соответствует современной научной парадигме1.

В АРТ-развитии заложены возможности профилактики и сопровождения в информационном пространстве абсолютно психологически здоровой, свободной от комплексов личности человека, особенно детей, подростков и молодежи, с целью саморазвития и совершенствования их творческих начинаний.

Горячева Е.А., Ушанева Ю.С. АРТ-развитие в становлении личности молодого поколения. В статье АРТ-развитие рассматривается как возможность использования междисциплинарного подхода в становлении целостной гармонично сформированной личности молодого поколения информационного общества с учетом особенностей психологического развития личности путем арт-технологий.

Ключевые слова: личность, искусство, АРТ-развитие, арт-терапия, молодое поколение, художественное образование

Goryacheva E.A., Ushaneva Y.S. ART development in the personality formation of the younger generation. We consider ART development as an opportunity to use an interdisciplinary approach to the formation of a holistic harmonious personality of the younger generation in the information society, taking into account the peculiarities of the personality psychological development through art technologies.

Keywords: personality, art, ART development, art therapy, younger generation, art education

1 Efland A. A history of art education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.