Научная статья на тему 'Проективные методы в управлении персоналом (Российский опыт)'

Проективные методы в управлении персоналом (Российский опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
549
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА / ORGANIZATIONAL DIAGNOSTICS / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / PROJECTIVE METHODS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / ПСИ ХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВНУТРИПСИХИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / INTRAPSYCHIC PERSONALITY RESOURCES / ТВОРЧЕСТВО / ART / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горшкова Оксана Владимировна

Настоящее исследование посвящено изучению практики использования проективных методов в системе управления персоналом. Цель. Обобщить и систематизировать опыт применения проективных методов в российской практике работы с персоналом. Задачи. Уточнить понятия «проективная методология», «проективные методы» и «проективные методики» и определить их взаимосвязь, дополнить типологию проективных методов, обобщить результаты применения проективных методик в системе управления персоналом, определить место и роль арт-терапии в структуре проективных методов и психологическом сопровождении профессиональной деятельности. Методология. Проективная методология, в основе которой лежат концепции изучения личности в психоанализе, холистической психологии и экспериментальные исследования New Look. Результаты. Обобщен отечественный опыт применения проективных методов в управлении персоналом. Предложена авторская систематизация возможности применения проективных методик в системе управления персоналом по схеме: тип проективного метода/пример проективной методики/направление работы с персоналом/область диагностики/краткое описание методики. Выводы. Анализ опыта применения проективных методов в практике управления персоналом в России показал, что проективные методы используются практически во всех направлениях работы; проективные методы имеют не только высокий диагностический, но и терапевтический потенциал, выступают средством психологического сопровождения работы с персоналом; спектр имеющихся классических проективных методов представляется недостаточным, что определяет задачи модификации существующих и разработки новых проективных методик в области управления персоналом; актуальным направлением является развитие проективной арт-терапии инновационной технологии развития персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горшкова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projective Methods in Human Resource Management: The Russian Experience

This study examines the application of projective methods in human resource management. Aim. This study aims to summarize and systematize the experience of applying projective methods in Russian human resource management practices. Tasks. This study specifies the concepts of projective methodology, projective methods, and projective practices and determines their correlation; adds to the typology of projective methods; summarizes the results of applying projective practices in a system of human resource management; determines the place and role of art therapy in the structure of projective methods and psychological follow-up of professional activity. Methods. This study uses projective methods based on the concepts of character research in psychoanalysis, holistic psychology, and the New Look experimental research. Results. Russian experience of applying projective methods in human resource management is summarized. The authors propose their own systematization of possible applications of projective practices in human research management according to the following scheme: Type of projective method/Example of projective practice/Area of human research management/Scope of examination/ Brief description of the practice. Conclusions. The analysis of the Russian experience of applying projective methods in human resource management shows that: - projective methods are applied in almost every area of work; - projective methods have high diagnostic and therapeutic potential and serve as a means of psychological follow-up of human resource management; - the existing conventional projective methods appear insufficient, which sets the task of modifying the existing projective practices in human resource management and developing new ones; - the development of projective art therapy, an innovative technique in human resource management, is a relevant objective.

Текст научной работы на тему «Проективные методы в управлении персоналом (Российский опыт)»



Проективные методы в управлении персоналом (российский опыт)

Projective Methods in Human Resource Management: The Russian Experience

УДК 331:005.95

> <с

Горшкова Оксана Владимировна

доцент Владивостокского университета экономики и сервиса, кандидат социологических наук 690014, г Владивосток, ул. Гоголя, д. 41

Gorshkova Oksana Vladimirovna

Vladivostok State University of Economics and Service

Gogolya Str. 41, Vladivostok, Russian Federation, 690014

Настоящее исследование посвящено изучению практики использования проективных методов в системе управления персоналом.

Цель. Обобщить и систематизировать опыт применения проективных методов в российской практике работы с персоналом.

Задачи. Уточнить понятия «проективная методология», «проективные методы» и «проективные методики» и определить их взаимосвязь, дополнить типологию проективных методов, обобщить результаты применения проективных методик в системе управления персоналом, определить место и роль арт-терапии в структуре проективных методов и психологическом сопровождении профессиональной деятельности.

Методология. Проективная методология, в основе которой лежат концепции изучения личности в психоанализе, холистической психологии и экспериментальные исследования New Look.

Результаты. Обобщен отечественный опыт применения проективных методов в управлении персоналом. Предложена авторская систематизация возможности применения проективных методик в системе управления персоналом по схеме: тип проективного метода/пример проективной методики/направление работы с персоналом/область диагностики/краткое описание методики.

Выводы. Анализ опыта применения проективных методов в практике управления персоналом в России показал, что проективные методы используются практически во всех направлениях работы; проективные методы имеют не только высокий диагностический, но и терапевтический потенциал, выступают средством психологического сопровождения работы с персоналом; спектр имеющихся классических проективных методов представляется недостаточным, что определяет задачи модификации существующих и разработки новых проективных методик в области управления персоналом; актуальным направлением является развитие проективной арт-терапии инновационной технологии развития персонала.

Ключевые слова: организационная диагностика, проективные методы, психологические защиты, психологическое выгорание, внутрипсихические ресурсы личности, творчество, арт-терапия

This study examines the application of projective methods in human resource management.

Aim. This study aims to summarize and systematize the experience of applying projective methods in Russian human resource management practices.

Tasks. This study specifies the concepts of projective methodology, projective methods, and projective practices and determines their correlation; adds to the typology of projective methods; summarizes the results

of applying projective practices in a system of human resource management; determines the place and role of art therapy in the structure of projective methods and psychological follow-up of professional activity.

Methods. This study uses projective methods based on the concepts of character research in psychoanalysis, holistic psychology, and the New Look experimental research.

Results. Russian experience of applying projective methods in human resource management is summarized. The authors propose their own systematization of possible applications of projective practices in human research management according to the following scheme: Type of projective method/Example of projective practice/Area of human research management/Scope of examination/ Brief description of the practice.

Conclusions. The analysis of the Russian experience of applying projective methods in human resource management shows that:

- projective methods are applied in almost every area of work;

- projective methods have high diagnostic and therapeutic potential and serve as a means of psychological follow-up of human resource management;

- the existing conventional projective methods appear insufficient, which sets the task of modifying the existing projective practices in human resource management and developing new ones;

- the development of projective art therapy, an innovative technique in human resource management, is a relevant objective.

Keywords: organizational diagnostics, projective methods, psychological defenses, intrapsychic personality resources, art, art therapy

Оставаясь традиционным инструментом психологии, проективные методы все чаще используются в маркетинге, исследовании рынка, управлении персоналом. Актуальность нашего исследования обусловлена тем обстоятельством, что ресурс применения проективных методов в практике управления персоналом недостаточно изучен и оценен. Между тем проективные методики находят применение во многих направлениях работы с персоналом: отборе, адаптации, развитии сотрудников, командообразовании, диагностике организационного поведения и др.

Цель исследования состояла в обобщении опыта применения проективных методов в практике управления персоналом. Это определило постановку исследовательских задач: уточнение понятий «проективная методология», «проективные методы» и «проективные методики» и определение их взаимосвязи; дополнение типологии проективных методов; обобщение опыта использования проективных методик в системе управления персоналом; определение места и роли арт-терапии в структуре проективных методов и психологическом сопровождении профессиональной деятельности.

Традиционно под методологией понимают учение о методах, способах и стратегиях исследования. В случае проективной методологии ее теоретические предпосылки и развитие исторически связаны с психоанализом (З. Фрейд, К. Юнг), холистической психо-

Таблица 1 <

Определение понятия «проективный метод» в проективной методологии ш

Определение содержания понятия Психоаналитический подход Холистический подход Экспериментальные исследования New Look

Проективный метод Экспериментальное изучение фантазий индивида Средство изучения путей и способов организации индивидом своего физического и социального опыта, субъективных представлений о себе и своем социальном окружении Диагностика связей между содержанием потребностей, их интенсивностью и проективным выражением

<

Таблица 2 >

Типология проективных методик (Л. Френк) 2

Тип проективных методик Вид проективной методики

Методики структурирования Тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции

Методики конструирования MAPS, тест мира и его разнообразные модификации, проективные вопросы

Методики интерпретации ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди, Баблз (рассказ респондента по картинке о чувствах и мыслях персонажей в конкретной ситуации)

Методики дополнения Неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга, словесные ассоциации, незавершенные рисунки

Методики катармса Психодрама, проективная игра

Методики изучения экспрессии Анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира-и-Лопеца, методы арт-терапии

Методики изучения продуктов творчества Тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем, коллаж

логией (К. Левин, Г. Олпорт) и экспериментальными исследованиями в области восприятия и когнитивных стилей New Look. В различных психологических школах понятие «проективный метод» имеет различное содержание. Это вполне естественно: в науке метод (от греч. methodos) — это способ исследования, совокупность приемов и операций для достижения определенных результатов в познании. Сравнительный анализ содержания понятия «проективный метод» различных авторов в рамках проективной методологии приведен в табл. 1.

Методика в проективной методологии понимается как технический прием реализации метода в целях уточнения или верификации (подтверждения истинности) знаний об объекте. Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу [1]. Выделяют ряд характерных особенностей проективных методов: отсутствие ограничений для респондента в ходе выполнения заданий; нейтральная по отношению к личности направленность заданий; неопределенный характер тестового материала; отсутствие фиксированной, однозначной шкалы нормативов оценки; признание многозначности каждого отдельного показателя и необходимости сведения их в единую смысловую структуру; опора на понятие «проекция».

Эти особенности составляют сильные и одновременно слабые стороны проективных методов. К недостаткам проективных методов традиционно относят отсутствие достоверных данных о валидности (соответствии поставленным задачам) и надежности многих методик; требование высокого профессионализма в интерпретации. Достоинства проективных методов состоят в том, что их применение психоло-

гически комфортно для всех участников процесса; позволяет преодолеть психологические защиты и снизить контроль сознания респондента; выявляет личностные особенности, «проецируемые» вовне под воздействием стимулов неопределенного характера; используется индивидуально и в групповом процессе; экономично по времени проведения; имеет широкую область применения.

Классическая типология проективных методов принадлежит Л. Френку, впервые выделившему формальные признаки, присущие большинству из них (см. табл. 2).

Сегодня опубликованы некоторые результаты применения проективных методов в различных направлениях работы с персоналом. Данный опыт еще нуждается в систематизации и обобщении, но уже представляется перспективным (см. табл. 3).

В области отбора персонала применяются методики незаконченных предложений, техники проективных вопросов и проективного интервью, проективных рисуночных тестов, метафорических ассоциативных карт, графологический анализ. Существуют разнообразные варианты методик, построенных на основе вербального завершения предложенной начальной части предложения, подробное описание которых дано А. П. Пахомовым [2]. Отмечено, что наиболее известными и широко используемыми методиками являются Бланк незаконченных предложений Роттера и методика Сакса — Леви.

Отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, человек проецирует информацию, касающуюся его собственной личности и межличностных отношений. При этом сохраняется минимум осознания респондентом истинной цели исследования и безоценочного принятия ответов. Методики незаконченных предложений предназначены для выяв-

< ления мотивов, потребностей, чувств респондента, ш его отношения к семье, вышестоящим коллегам по | работе, подчиненным, адаптации и т. д. К достоин-^ ствам методик незаконченных предложений относят

гибкость, возможность применения для диагности-2 ки разнообразных феноменов. Например, методика х Personnel Reaction Blank (Gough, 1971) основана на

1 теории антисоциального поведения и предназначена ш для диагностики черт характера в системе оценки и m отбора кандидатов. Однако разработанные в США £ проективные методики не всегда надежны и валидны > для использования в России. Исследование по при-

2 менению методики Сакса — Леви, проводимое более н 15 лет, подтверждает, что пункты методики, касаю-

< щиеся отношений в сфере труда, не воспринимаются i= респондентами как валидные [Там же].

х Экспертами (психологи, лингвисты, HR-менеджеры) х отмечено, что формулировки в методике Сакса-Лео ви могут задавать неограниченное число вариаций н- ответов; имеют определенную социальную нагрузку отрицательного отношения в России к начальству; осмысливаются с большим трудом, ответы могут касаться как себя, так и подчиненных и т. д. Именно поэтому необходима адаптация данных методик к применению в отечественной практике управления персоналом: уточнение терминов, учет особенностей языковой культуры и принятых социальных норм и правил, подбор максимально точных лексических единиц.

Проективные вопросы и проективное интервью основаны на особом способе построения вопросов, когда кандидату предлагают оценить не себя, а людей вообще или какого-нибудь персонажа. В основе такого подхода лежит тот факт, что человек склонен проецировать, т. е. переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию (объяснение) действий других людей, вымышленные ситуации и т. д. Благодаря использованию данной методики уменьшается вероятность получения в ходе интервью социально желательных ответов, составляется портрет кандидата, свидетельствующий об особенностях его личности. К оцениваемым с помощью проективных вопросов факторам относятся мотивация, предпочтения по коллективу, конфликтность, узкие места в работе с клиентами, ценности и др.

Методика «Проективное интервью» создавалась на основе «Метода ранних воспоминаний» А. Адлера и основана на том, что, рассказывая о своем прошлом, люди в большинстве своем не склонны ко лжи и придерживаются фактов. Важно то, что при объяснении событий прошлого испытуемые интерпретируют их с точки зрения своих актуальных личностных особенностей. С помощью методики «Проективного интервью» выявляют локус контроля в принятии решений и ответственности за них, мотивацию, модель успеха, позицию «Одиночка», «Командный игрок», «Игрок в менеджмент» и др. Широкую популярность применению данным методикам в практике управления персоналом принесли работы С. Ивановой [3].

Менеджеры по персоналу отмечают, что при оценке кандидатов или работающих сотрудников применяют тесты «Дом. Дерево. Человек», «Звезды и облака» и «Несуществующее животное».

В области адаптации персонала может быть использована проективная методика Е. Романовой и Т. Сытько «Человек под дождем». Анализ результатов методики позволяет диагностировать особенности совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, позволяет определить психологические защиты. Вместе с тем

отмечена недостаточность адекватных диагностических критериев оценки социально-психологической адаптации личности и соответствующих методик [4]. В данном случае предлагается использование проективного аспекта художественного текста.

В области корпоративной культуры проводились исследования восприятия организации топ-менеджерами с помощью психогеометрического метода. Результаты диагностики позволяют выработать рекомендации для психологического сопровождения руководителей, основанные на осознании ими существующих противоречий в восприятии корпоративной культуры. Размер, пространственное расположение рисунков, выбор формы геометрической фигуры свидетельствуют о наличии или отсутствии контакта с собой и с организацией, обнаруженной в группе руководителей. Имеются данные о том, что для диагностики корпоративной культуры эффективен метод незаконченных предложений Сакса — Леви [2].

При проведении корпоративных тренингов для оценки уровня группового единства используются тест Group Entitativity Measure (GEM) и метафорические деловые игры (автор В. Завьялова) [5; 6]. Для диагностики организационной приверженности некоторыми исследователями применялись проективные тематические рисунки «Я в организации». Это обусловлено тем, что существующие методики изучения приверженности не позволяют преодолеть барьер социально желаемых ответов.

При диагностике психического выгорания используют инструменты, относящиеся к различным типам проективных методик: «Опросник психического выгорания для работников социальных профессий» (В. Е. Орел, И. Г. Сенин), рисуночный тест У. Аве-Лаллемант «Звезды и волны», «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, методика «Неоконченные предложения» Дж. М. Сакса и С. Леви, тематическое рисование.

Психическое выгорание характеризуется рядом признаков: формальным подходом к выполнению заданий, отсутствием эмоциональности в рисунках, стремлением к обвинению окружающих в существующих проблемах и перекладыванию ответственности на других, низкой индивидуальной адаптацией, высокой конфликтностью, эмоциональными конфликтами в области межличностных отношений и в области самовосприятия [7]. Использование тематических рисунков «Я и моя профессия», «Я как руководитель», «Мои реальность, планы и мечты» позволит осознать многие проблемы и воздействовать на мотивацию работников к коррекции организационного поведения.

В организации деятельности проектных команд разработана и применяется психодиагностическая технология РОССТЛ (Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями). Технология направлена на оптимизацию деятельности проектных команд, занимающихся инновационной деятельностью, в ее основе лежат психосемантический метод Дж. Кел-ли (техника репертуарных решеток) и проективные методы (выбор образов-картинок типов творческих людей (художник Гапоненко)). По мнению авторов технологии, с ее помощью можно диагностировать тип творца участников инновационной проектной группы, степень единства в группе, креативный потенциал, готовность к изменениям [8].

Для коррекции деструктивного поведения использование проективных методик целесообразно с точки зрения того, что они охватывают широкий спектр состояний и свойств личности. Есть данные, подтверждающие эффективность методики МAPS (ме-

тодика Make A Picture Story test — «Составь картину-историю»), автором которой является Э. Шнейдман (1947). Диагностика бессознательной детерминации человеческого поведения, мотивации, система психологических защит с помощью проективного метода MAPS позволяют объяснить причины деструктивного поведения в социальном взаимодействии. Кроме того, методика позволяет смоделировать отношение человека к социальным институтам, власти, отношение к самому себе, выявить экзистенциальные ценности и установить эго-состояния (Ребенок — Родитель — Взрослый) [9].

Актуальным направлением можно признать внедрение в практику управления персоналом арт-терапии, имеющей высокий диагностический, коррекционный и развивающий потенциал. Арт-терапия в управлении персоналом понимается как метод, направленный на активизацию внутрипсихических ресурсов личности в результате творческого осмысления происходящего при воздействии на мотивационную, эмоциональную, личностную сферу. Это инновационная технология в психологическом сопровождении профессиональной деятельности. Различные формы арт-терапевтических методов адекватны при оптимизации процессов отбора, оценки, профессионального обучения, формировании корпоративной культуры, коррекции организационного поведения, диагностике межличностных отношений, неосознаваемых мотивов и потребностей, отношения к труду, соответствия личных качеств профессиональной деятельности. Эти методы способствуют гармонизации отношений в коллективе, личностному росту, изменению качества сознания, развитию интуиции, креативности.

Исследования Гарвардской школы бизнеса (Т. Аби-ле) показали, что наибольшее количество идей люди продуцируют, если переживают состояние радости и счастья, креативность снижается в ситуации соревновательности, при ощущении недостатка или избытка времени. Креативность в современных условиях можно назвать ведущей, ключевой компетенцией, наличие которой необходимо каждому отдельному человеку, организации, государству. Как отмечает Т. Базаров, новым подходом к командообразованию сегодня является формирование творческой среды, стимулирующей обмен знаниями и инновациями.

Профессиональная деятельность в современных условиях сопровождается эмоциональными перегрузками, и внедрение методов арт-терапии в практику управления персоналом обогащает ее психологическое сопровождение. При всем многообразии форм арт-терапии (психодрама, сказкотерапия, библиотерапия, имаготерапия и др.) чаще всего в управлении персоналом используют рисуночные методы. Дискуссионным остается вопрос об отнесении арт-терапии к собственно проективным методам. Некоторые авторы выделяют проективную арт-терапию, другие относят эти методы к типу экспрессивных методик [6]. Важно, что в арт-терапии для творческой деятельности предлагаются самые разнообразные темы, в то время как число тематических заданий для проективных тестов ограничено. Кроме того, акцент делается не на диагностике, а на психическом и личностном развитии персонала и терапевтическом эффекте арт-терапии.

С точки зрения психоаналитического подхода (З. Фрейд, К. Юнг, М. Наумбург), выражая свои внутренние конфликты в визуальных образах, человек получает доступ к вытесненной в бессознательное информации. Недостатком и ограничением использования проективных рисуночных методов является

сложность и тонкость в их интерпретации. К основ- < ным правилам интерпретации следует отнести то, что ш автор должен иметь возможность рассказывать о них | так, как хочет, следует фокусировать внимание на ^ цвете, выделять наиболее устойчивые образы и темы. □=

Наш опыт использования авторских рисунков в 5 деловых играх (как элемента оценочно-развиваю- х щей технологии «Конкурс „Преподаватель года"») х во Владивостокском государственном университете ш экономики и сервиса (ВГУЭС) подтвердил диагно- т стический и терапевтический ресурс проективных 2 методов. Полученный эффект превзошел ожидания: > тематические рисунки на темы: «Я и мои студенты», 2 «Я и моя работа», «Я и моя кафедра» способствовали н созданию единой коммуникативной площадки, где < преподаватели университета получали обратную связь 1= от других участников конкурса и приходили к решению х некоторых проблем, связанных непосредственно с ра- х ботой преподавателя. Сам процесс рисования снижал о тревогу, напряжение, напротив, вызывал только поло- н-жительные эмоции, спонтанное творчество оказывало ощутимый позитивный эффект на участников [10].

Арт-терапию можно отнести к активным методам обучения, применение которых незаменимо в профессиональном обучении. Это может быть обучение в образовательном учреждении или внутрифирменное обучение, в любом случае наблюдаются все свойственные арт-терапии эффекты: улучшение межличностных отношений, позитивное развитие личности, развитие креативности. По мнению Абрахама Маслоу, креативность — это постоянно присутствующий вну-трипсихический ресурс личности, развитие которого способствует реализации потенциала в различных видах деятельности.

В своей работе «Психология бытия» он отмечал, что проблема управления творческим персоналом, раннего отбора и воспитания креативных людей — это универсальная государственная проблема. Устаревание знаний определяет новую концепцию обучения: развитие креативности у лидеров и администраторов (люди-импровизаторы). Акцент А. Маслоу делал на невербальном обучении с помощью искусства, определяющая роль которого в становлении психологически зрелой личности состоит в том, что искусству присущ ряд признаков: воспринимая его, человек проецирует вовне свой личный, субъективный опыт, переживание искусства выходит за пределы однозначности («верно/неверно»), пробуждает рефлексию и поиск новых вариантов ответов, задает «точку роста».

К эффективной технике арт-терапии относят сказ-котерапию. Сказка, рассказанная или написанная от лица героя, является способом передачи знаний о духовном и социальном пути ее автора. В сказке проявляются «психический активизм» автора, его способность влиять на события, окружающую действительность с помощью метафор. Архетип Героя, проявляющийся в авторской сказке, — это глубинный образ, присутствующий в психике человека и побуждающий к преодолению препятствий и достижению целей.

Оправданным нам кажется использование сказко-терапии в качестве метода диагностики и коррекции организационной культуры. Создание авторской или коллективной сказки об организации, начинающейся словами «Жила-была организация...», поможет определить картографию коллективного бессознательного в организации, метафорическое восприятие окружающего, ресурсов, способов достижения целей.

Не менее эффективными являются другие художественные техники: коллажи, фрески, скульптурное

Таблица 3

Применение проективных методов в управлении персоналом

Тип проективных методов Проективная методика Направление работы с персоналом Область диагностики Краткое описание методики

Методики конструирования MAPS Коррекция организационного поведения Межличностные отношения внутри учебных и малых групп, отношения к социальным институтам и власти, к себе, экзистенциальные ценности, эго-состояния Стимульный материал из 21 картинки со стандартными изображениями («Сцена», «Мечта», «Мост» и др.) фигур мужчин и женщин, представителей различных национальностей, детей, животных, сказочных героев и др. Задача испытания состоит в том, чтобы к предложенному фону подобрать фигурки, расставить их как на сцене и рассказать историю о созданной ситуации

Методики интерпретации Интерпретация художественного текста Адаптация Социально-психологическая адаптация личности и ее адаптационных ресурсов. Психологические особенности личности Создание испытуемыми собственных рассказов на основе отрывков художественных текстов

Методики дополнения Методика метафорических ассоциативных карт (МАК) Отбор персонала Диагностика коммуникабельности, стрессоустой-чивости, самостоятельности, ответственности, целеустремленности Набор картинок-карт разной тематики. Серия вопросов: «Что вы можете рассказать о карточке, которую выбрали?», «Что происходит с героями?», «В каких отношениях находятся герои?» и др.

Метод незаконченных предложений Сакса — Леви Подбор персонала, диагностика корпоративной культуры Изучение специфических установок человека Содержит 60 пунктов с четырьмя субшкалами (семья, межличностные отношения, Я-концепция и др.), каждая из которых измеряется по 15 различным аттитю-дам, таким как страхи, чувство вины, жизненные цели и пр.

Методики изучения продуктов творчества Проективная методика Е. Романовой и Т. Сытько «Человек под дождем» Адаптация персонала Диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовности человека справляться с трудностями, применяемых им защитных механизмов Испытуемым предлагают нарисовать последовательно два рисунка: «Человек» и «Человек под дождем»

Тематический рисунок «Я в организации» Диагностика организационной лояльности Осмысленность деятельности, самоидентификация, диапазон включенности в организацию, ролевая идентификация, эмоциональная насыщенность, рационализация, приверженность работника к конкретной организации Рисунок оценивается по критериям: конкретность / абстрактность рисунка, присутствие изображения человека, количество предметов, относящихся к деятельности организации, и предметов собственной профессиональной деятельности испытуемого, адекватность рисунка выполняемым обязанностям испытуемого, количество используемых цветов, надписи, изображенные на рисунке автором, актуальная лояльность

Проективные тесты Group Entita-tivity Measure (GEM) Командообразо-вание Оценка уровня группового единства Опросник из 14 вопросов на восприятие образа группы

Психогеометрический тест С. Дел-лингера (модифицирован И. С. Якиманской) Диагностика вну-триорганизацион-ной среды Отношение к организации Анализ пространственных категорий рисунка: размер, форма и расположение

моделирование, создание масок, талисманов и т. д. Подчеркнем, что использование их возможно как индивидуально, так и в группе. Интересная идея была воплощена одной небольшой компанией, предоставляющей услуги обучения в области искусства (рисование): в процессе тренинга командообразования работникам организаций предлагалось совместное изготовление витража. Совместное создание талисмана организации, групповых фресок, другие игровые способы арт-терапии способствуют групповому сплочению, осознанию проблем, нахождению способов их преодоления и профилактике профессионального выгорания.

Таким образом, теоретический анализ применения проективных методов в практике управления персоналом в России показал, что проективные методы используются практически во всех направлениях работы; они имеют не только высокий диагностический, но и терапевтический потенциал, выступают средством психологического сопровождения работы с персоналом; спектр имеющихся классических проективных методов представляется недостаточным, что ставит задачу модификации существующих и разработки новых проективных методик в области управления персоналом; актуальным направлением является развитие проективной арт-терапии как инновационной технологии развития персонала.

Литература

1. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 176 с.

2. Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения Сакса — Леви» как учебное пособие // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 4. С. 99-116.

3. Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник // Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пушкарев Ю. И. Исследование социально-психологической адаптированности и адаптационных ресурсов личности с помощью проективного аспекта художественного текста // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 21, № 6 (177). С. 269-274.

5. Алябина Е. В., Зверев Д. А. Формирование команд в контексте организационного развития инновационных компаний // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 2. С. 97-101.

6. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. СПб.: Речь, 2008. 176 с.

7. Буянкина М. А., Онуфриева В. В. Проективные методы как средство исследования психологического выгорания // Инновации в науке. 2012. № 14-1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ п/ргоекгопуе-теШс1у-как-8гес181точ881ес1оуатуа-р8^юЬ|е8кодо-уудогатуа.

8. Грязева-Добшинская В. Г. Толерантность субъектов творческой и инновационной деятельности как социокультурный капитал инноваций предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2011. Вып. 15. № 42 (259). С. 17-24.

9. Горбатов С. В., Шелонина Т. В. Техника тематической апперцепции Э. Шнейдмана в изучении лиц с деструктивным поведением // Вестник Санкт-Петербургского

университета. Серия 12: Психология. Социология. Пе- <

дагогика. 2011. № 2. С. 94-100. ^

10. Горшкова О. В., Мартыненко О. О., Фалько Л. Ю. Конкурс 5

«Преподаватель года» как инструмент формирования *

компетенций и управления мотивацией профессорско- ш

преподавательского состава вуза // Университетское ^

управление: практика и анализ. 2008. № 1. С. 42-47. 2

References J

1. Sokolova E. T. Proektivnye metody issledovaniya lichnosti ™ [Projective methods for the study of personality]. Moscow, o-MSU Publ., 1980. 176 p. >

2. Pakhomov A. P. Metodika «Nezakonchennye predlozheniya» < Saksa-Levi kak uchebnoe posobie [Technique "incomplete s sentences" by Sachs-Levy as a textbook]. Eksperimental'naya ^ psikhologiya, 2012, vol. 5, no. 4, pp. 99-116. Si

3. Ivanova S. V. Kandidat, novichok, sotrudnik. Instrumenty up- c ravleniya personalom, kotorye real'no rabotayut na praktike K [A candidate, a novice, an employee. Tools of personnel s management, which really work

Publ., 2005. 304 p. ^

4. Pushkarev Yu. I. Issledovanie sotsial'no-psikhologicheskoy adaptirovannosti i adaptatsionnykh resursov lichnosti s pomoshch'yu proektivnogo aspekta khudozhestvennogo teksta [The study of social and psychological adaptation and adaptive resources of the person using the projective aspect of a literary text]. Nauchnye vedomostiBelgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki [Scientific Gazette of the Belgorod State University. Ser.: Humanities], 2014, iss. 21, no. 6 (177), pp. 269-274.

5. Alyabina E. V., Zverev D. A. Formirovanie komand v kontek-ste organizatsionnogo razvitiya innovatsionnykh kompaniy [Forming of teams in the context of organizational development of innovative companies]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2015, vol. 7, no. 2, pp. 97-101.

6. Purnis N. E. Art-terapiya v razvitii personala [Art therapy in the development of personnel]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2008. 176 p.

7. Buyankina M. A., Onufrieva V. V. Proektivnye metody kak sredstvo issledovaniya psikhicheskogo vygoraniya [Projective techniques as a means to study the mental burnout]. Innovatsii v nauke, 2012, no. 14-1. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/proektivnye-metody-kak-sredstvo-issledovaniya-psihicheskogo-vygoraniya.

8. Gryazeva-Dobshinskaya V. G. Tolerantnost' sub"ektov tvor-cheskoy i innovatsionnoy deyatel'nosti kak sotsiokul'turnyy kapital innovatsiy predpriyatiy [Tolerance of subjects of creative and innovative activities as a socio-cultural capital of innovation companies]. Vestnik YuUrGU. Ser. "Psikhologiya" [Bulletin of the South Ural State University. Ser. "Psychology"], 2011, iss. 15, no. 42 (259), pp. 17-24.

9. Gorbatov C. V., Shelonina T. V. Tekhnika tematicheskoy appertseptsii E. Shneydmana v izuchenii lits s destruktiv-nym povedeniem [E. Schneidman's thematic apperception technique in the study of persons with destructive behavior]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 12: Psychology. Sociology. Pedagogy], 2011, no. 2, pp. 94-100.

10. Gorshkova O. V., Martynenko O. O., Fal'ko L. Yu. Konkurs "Prepodavatel' goda" kak instrument formirovaniya kompetentsiy i upravleniya motivatsiey professorsko-prepodavatel'skogo sos-tava vuza [The contest "Teacher of the Year" as a tool for the formation of competencies and management of motivation of the teaching staff of the university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2008, no. 1, pp. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.