DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-1-79-88
УДК 378.147 ББК 74.480.26
И.А. Солдатова, О.А. Давыдова
(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЕНЕДЖЕРОВ
Рассматривается сущность и классификация современных проективных методик. Описывается практический опыт применения проектных методик в системе профессионального образования менеджеров. Указывается, что освоение проективных методик эффективно реализуется в процессе их применения на учебных занятиях с использованием интерактивных технологий и методов обучения: при проведении ролевых и деловых игр, мозговых штурмов, тренинг-методов (социально-психологического тренинга, тренинга делового общения, психотехнических игр), решении ситуативных задач, разработке проектов. Делается вывод о том, что результаты применения проективных методик на учебных занятиях позволят получить обучающимся необходимый для будущей профессиональной деятельности психологический, социологический и маркетинговый опыт, максимально приблизить учебный процесс к условиям реальной действительности и будут способствовать формированию у обучающихся компетентности в подборе и управлении персоналом.
Ключевые слова: проективный метод, исследование индивидуальных особенностей
ш
личности, проективные методики, классификация проективных методик, использова- ä.
Ф
ние проективных методик в профессиональном образовании менеджеров. *
ф
I.A. Soldatova, O.A. Davydova
(Russian-British of Management, Chelyabinsk, Russia)
PROJECTIVE METHODOLOGIES: APPLICATION TO PROFESSIONAL TRAING OF MANAGERS
ro m о
CO
го ü ю о
S
0
1 _0
ГО
О
о ф
-&
о ср а
Essence and classification of modern projecting methodologies is discussed. Practical experiences of applying the projecting methodologies to the system of professional training of managers is described. It is noted that acquisition ofprojecting methodologies is efficiently g realized when used in class together with interactive technologies and teaching methods: in role and business games, brainstorming trainings (social and psychological training, § business communication training, psychotechnical games), case studies and project development. It is concluded that outcomes of applying projective methodologies in class provide a possibility for the students to get psychological, sociological and marketing o experiences necessary for their future professional activities, bring teaching closer to reality and facilitate the formation of competence of human resources selection and management.
Keywords: project method, studying personal specifics, projecting methodologies, classification of projecting methodologies, application of projecting methodologies to professional training of managers. c
го ш
о д
.о ш го
Ч
<
О
го" ш о н го ч с; о О
Актуальность применения проективных методик в подготовке менеджеров обусловлена тем, что их использование в образовательной деятельности может быть направлено на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
В современной психологии под проективной методикой (лат. ргсцесйо - бросание вперёд) понимается любой тест, приём или набор процедур, разработанных для того, чтобы получить, по возможности, наиболее полную и достоверную информацию о личности человека, предоставляя обследуемому индивиду возможность реагировать любым, ничем не ограниченным способом на неструктурированные или неоднозначные стимулы, «пластические» объекты или ситуации [10].
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированную задачу, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов. Суть данных методик заключается в том, что для того, чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции.
Мы считаем, что изучение и применение проективных методик необходимо в профессиональном образовании бакалавров менеджмента, а именно в процессе формирования компетенций менеджеров по продажам, менеджеров по рекламе, маркетологов. Освоение данных методик позволит будущему менеджеру избежать ошибок при отборе на работу персонала, определить пригодность в какой-либо сфере деятельности, проанализировать профессиональную ориентацию потенциального работника и способность к планированию им карьеры, составлять психологические портреты представителей разных профессий либо клиентов, оценить уровень психомоторных функций, интеллектуальных и профессионализированных способностей, выявить индивидуальные способы социально-профессиональной адаптации личности и т.д. [9].
Проективный метод - метод исследования личности, который основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующим разъяснением. Этот метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных вариаций восприятия её испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей познавательного стиля субъекта [7].
Основное отличие качественной методики исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и методики, составляющие его.
Кроме того, что проективные методики могут помочь будущим специалистам овладеть компетенциями подбора и управления персоналом, они в настоящее время могут стать основой для формирования умений исследовать особенности современного рынка товаров и услуг.
Наиболее полное освоение проективных методик в образовательном процессе осуществляется при изучении дисциплин профессионального цикла: «Маркетинг», «Маркетинговые технологии», «Методы принятия управленческих решений», «Управление развитием инновационной компании» и др. При освоении данных методик обучающиеся должны понимать, что в настоящее время и производителям товаров, и производителям рекламы тоже важно ответить на вопросы:
1. Почему потребители приобретают те или иные товары, и что влияет на выбор того или иного продукта?
2. Почему они покупают товары в определенном месте?
3. Какая марка товара наиболее предпочтительна для потребителя, и как реклама влияет на выбор того или иного товара?
Конечно, ответы на эти вопросы можно получить, спросив потребителей напрямую, но в этом случае велика вероятность получить информацию, не соответствующую действительности, так как реальное положение вещей часто скрывается от сознания покупателя с помощью психологической защиты.
Проектные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту, и таким образом мы можем узнать реальное отношение потребителей к исследуемому предмету. А это достаточно важная профессиональная компетенция современного менеджера и маркетолога.
В настоящее время существуют различные классификации проективных
методик: по характеру ответа (Л. Франк) [по 5; 1], по цели применения (Г.М. Про-шанский) [1], проективные методики в маркетинге [5], классификация по неопределенным стимулам (К.М. Гуревич, Е.М. Борисова) [6].
В нашем исследовании мы остановимся на методиках, применяемых в маркетинговых исследованиях [5] и методиках по неопределенным стимулам [8; 3].
Классификация проективных методик и составляющих их методов для исследования индивидуальных особенностей личности в процессе преподавания дисциплин базового цикла по направлению подготовки «Менеджмент» приведена на рис. 1.
т
0 а.
ф
*
ш
1
ш
I
го
го а. ю о
0
1
^
го
I
о ^
о
о ф
о а. с
I
го
л ц
о
о
Рис. 1. Проективные методики для исследования индивидуальных особенностей личности в процессе преподавания дисциплин базового цикла по направлению подготовки «Менеджмент»
ф л
I
ф
о а. а
го m
о g
_D
m
ro <
О ro"
Ш
о
I-
ro
c; о О
Рассмотрим классификационные признаки более подробно.
1. Ассоциативные методики: их сущность заключается в том, что респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенных вариантов то, с чем у них ассоциируются исследуемые предметы. Существует различные варианты ассоциативных методик [4; 5]:
Словесные ассоциации (устные и письменные). Данные методики могут применяться при тестировании названий, выявлении отношения респондентов к определенной марке, группе товаров, рекламе и т.д.
Персонификация - вербальная или невербальная (с использованием портретов) используется для выяснения типажа постоянного потребителя исследуемой марки или продукта.
Картинки и слова - методика с применением визуальных и/или словесных стимулов, используются как при тестировании названия, так и для выяснения имиджа марки, товара. Респондентов просят выбрать те картинки или слова,
которые ассоциируются у них с исследуемым предметом.
2. Методики на завершение задания заключаются в том, что респондентов просят закончить незавершенные стимулы, например, незаконченные предложения, рисунки [5]. Примерами методик на завершение задания могут служить:
Незаконченные предложения - весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому закончить предложение:
Мне кажется, что в последнее время, иметь автомобиль...
Когда я вижу человека за рулем автомобиля, я думаю, что он...
или выбрать из нескольких предложенных вариантов.
Незавершенные рисунки также имеют различные модификации. Например, для выяснения представления респондентов о портрете потребителя исследуемого продукта, их просят дорисовать определенные детали на портрете человека.
Рис. 2. Незавершенные рисунки на портрете потребителя
Для того чтобы выяснить, понравился или не понравился респондентам исследуемый продукт, их просят дорисовать выражение лица человека и т.д.
Бренд мэппинг (Brand mapping) - методика, которая используется для выяснения преимуществ или недостатков марки по сравнению с конкурентами, а также для понимания восприятия позиционирования марки. А также данная методика помогает найти место на рынке новой марки. При использовании этой методики респондентов просят сгруппировать марки по какому-либо
признаку или расположить их на системе координат.
3. Конструирующие методики заставляют респондентов создать что-либо. Это может быть коллаж на определенную тему или какая-нибудь ситуация. Основные методы, относящие к этой группе: модифицированный Тематический Апперцепционный Тест (ТАТ), баблз, коллаж, проективные вопросы.
Модифицированный Тематический Апперцепционный Тест применяется с целью изучения глубинных мотивов поведения потребителей в той или иной
ситуации, а также для исследования имиджа марки или товара, сложившегося в глазах потребителя. Респондентам показывается картинки, на которых изображена какая-либо ситуация, и просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картины, а также необходимо описать ситуацию, которая повлияла на поведение людей изображенных на картине.
Баблз (Bubble drawing) - сущность данного метода заключается в том, что респонденты характеризуют непосредственно объект исследования, эмоции изображенного человека, позу в которой находится изображенный герой, но без описания событий, которые окружают объект исследования.
Коллаж помогает выяснить особенности восприятия потребителями исследуемой марки, товара или компании, а также может быть полезным при подборе визуальных символов при создании рекламы.
Проективные вопросы помогают респондентам в завуалированной форме объяснить свое поведение. Вопрос начинается с некоторого утверждения, якобы высказанного другими респондентами. Далее устно или письменно респондентов просят объяснить причины, побудившие лжереспондента высказать такую точку зрения, и сформулировать свою точку зрения.
4. Экспрессивные методики используются в отечественной практике достаточно редко. Центром внимания данных методик является эмоциональное восприятие потребителями исследуемого продукта, категорий товаров, исследуемой марки. Результаты, полученные с помощью этих методик, позволяют понять не только отношение потребителей, но и образы, которые ассоциируются в сознании потребителей с этой маркой, продуктом или категорией товаров. Применение этих методик особенно действенно при исследовании таких товаров, результат действия которых во многом преувеличен потребителем (например, шампунь,
духи), так как респондентам трудно описать этот результат с рациональной точки зрения. К экспрессивным методикам относятся: психорисунки, ролевые игры.
Психорисунки: сущность методики заключается в том, что респондентов просят нарисовать какую-либо хорошо известную марку так, чтобы отразить графические элементы, которые ассоциируются у них с этой маркой.
Ролевые игры: сущность методики сводится к распределению ролей между потребителями. Респондентам предлагается в роли какой-либо марки продукта обратиться к потребителям в той манере, которую могла бы использовать эта марка в рекламе продукта. Информация о конкурентных преимуществах продукта должна быть основополагающей.
5. Ранжирование (choice - ordering) -к этой группе проективных методик относятся методики структурированных стимулов.
Сущность мониторингового ранжирования заключается в необходимости постоянного проведения исследования и определения тенденции изменения исследуемого объекта. Результаты методики мониторингового ранжирования используют для построения прогнозов.
Методика «Оценка - сравнение» основывается на оценивании по восходящему и нисходящему ранжированию. Поэтапное ранжирование с применением сравнения используют в трех видах: ранжирование посредством парных сравнений, ранжирование посредством блоковых сравнений, ранжирования посредством множественных сравнений.
Поэтапное ранжирование позволяет разбить на фрагменты и, тем самым, немного упростить процедуру ранжирования. Особый интерес этот метод вызывает у исследователей, стремящихся выявить скрытые или сознательно скрываемые предпочтения, противоречия во мнениях, оценках, системах ценностей личности и социальных групп, когда исследо-ватель предполагает, что опрашиваемым трудно будет справиться с
ш
о
<U
<u
го ш о со ГО
Ю О
S
0
1 _0
го
о
о ф
-& о
С
I
го ш о
СО _0
о
о
ф _0
ф
о IZ
го со
о д
_о ш го
Ч
<
О
го" ш о н го ч с; о О
одновременным ранжированием предлагаемых элементов анализа.
Поясним, что освоение названных проективных методик эффективно реализуется в процессе их применения на учебных занятиях с использованием интерактивных технологий и методов обучения, в частности при проведении ролевых и деловых игр, мозговых штурмов, тренинг-методов (социально-психологического тренинга, тренинга делового общения, психотехнических игр), решении ситуативных задач, разработке проектов.
Для подготовки и проведения студенческих учебных эмпирических исследований может быть рекомендована методика парных сравнений. За основу методики взята процедура поэтапного попарного соотнесения всех элементов анализа. При этом число парных сравнений, должно быть равно числу всех логически возможных сочетаний элементов анализа.
Особенностью проективных методик по неопределенным стимулам является «использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.» [8, с. 49].
Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части это предметные или бланковые методики. Принято различать группы проективных методик, представленные на рис. 3.
Освоение проективных методик обучающимися на учебных занятиях с использованием интерактивных технологий и методов обучения имеет ряд особенностей, к которым могут быть отнесены:
- относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения обучающегося, неограниченное число вариантов игровых ситуаций;
- отсутствие жестких критериев оценки (нет правильных и не правильных решений), что приводит к раскрепощению обучающихся, способствует имитации реальных жизненных ситуаций;
- формирование у обучающихся способности обобщенного оценивания взаимоотношения личности с её социальным окружением или интегральной диагностики ряда личностных свойств.
Эффективность использования проективных методик в системе профессионального образования, как показывает наш опыт, обеспечивается при соблюдении ряда условий:
- соответствие методик целям и задачам обучения;
- правильный подбор стимулов;
- использование нескольких методик для решения одних и тех же дидактических задач;
- выполнение правил использования некоторых методик;
- профессионализм модератора, в роли которого выступает преподаватель.
Опишем пример использования проективных методик в рамках дисциплины «Маркетинг» направления подготовки «Менеджмент».
Целью применения проектных методик на учебных занятиях является исследование индивидуальных особенностей личности. Занятия могут строиться в виде ролевой игры, в которой преподаватель выступает в роли модератора, студенты - в роли респондентов.
На начальном этапе проведения занятия следует выполнять ряд требований:
1. Модератором обосновывается актуальность проведения исследования и задается его цель.
2. Модератор озвучивает основное требование к выполнению задания, которое заключается в том, что никаких правил не существует, поэтому респонденты могут чувствовать себя раскре-пощенно.
3. Перед началом исследования модератором объясняется задание. После объяснения необходимо убедиться, что задание респондентам понятно и не показалось
Рис. 3. Классификация проективных методик по неопределенным стимулам
им слишком сложным и невыполнимым.
4. Модератором определяется время на выполнение задания.
На следующем этапе студентам предлагается выполнить задание по определению с помощью современных методик психогеометрических форм личности потребителей и разработать
основные рекомендации торговому персоналу.
При этом в качестве справочного материала приводятся данные А. А. Алексеева и Л.А. Громова, согласно исследованиям которых, 16% потребителей являются «квадратами», 27% - «треугольниками», 25% - «кругами», 15% - «прямоугольниками» и 17% - «зигзагами» [2].
ш
о
ср ф
* ф
го ш о
СО
го ср ю о
S
0
1 _0
го
о
о ф
-&
0 ср а
ш
ф
S
1
го ш о
СО
л Ц
о
о
ф .0
ф
о ср IZ
Таблица 1. Характеристики покупателя в соответствии с психогеометрическими формами личности по внешнему виду и решению о покупке товара [2]
Психогеометрический тип Вид Решение о покупке
Треугольник А Дорогая модная одежда, которую носят небрежно. Быстрый контакт, моментальная покупка.
Прямоугольник О Одет, как любой другой представитель. По настроению, возможна небрежность в одежде. Желание купить что-то определенное не показывает. Создает ложное впечатление о своих намерениях.
Квадрат □ Деловой внешний вид. Консервативная одежда. Выражение лица обычно хмурое, неодобрительное или непроницательное. Главный вопрос - цена товара. Сразу ничего не приобретает, ему надо время.
Круг- о Модники, супермодники. Покупка с друзьями и родственниками. Решение совместное.
Зигзаг ч Растрепанный, неряшливый. Необходимо подумать.
Для проведения эмпирической части исследования студентам предлагается выполнить учебный проект: проверить опытным путем при помощи проективных методик соотношение психогеометрических форм личностей покупателей (в роли покупателей выступают другие обучающиеся) и разработать рекомендации работникам торгового зала по привлечению покупателей.
Анализ и интерпретация данных, полученных обучающимися с помощью проективных методик, незначительно отличается от интерпретации качественных данных в целом. В целях получения обучающимися более точных и правильных вариантов ответов модератор (преподаватель) должен методически верно сопровождать процесс работы над учебным проектом на всех его этапах, начиная от го замысла и заканчивая подведением ито-
ш
% гов (при обработке и представлении дан-
га ных обучающимися). ^ В заключение отметим, что резуль-
о таты применения проективных методик
2 на учебных занятиях позволят получить
& обучающимся необходимый для будущей
§ профессиональной деятельности психо-
^ логический, социологический и марке-
± тинговый опыт, максимально приблизить
учебный процесс к условиям реальной действительности и будут способствовать формированию у обучающихся компетентности в подборе и управлении персоналом.
Библиографический список:
1. Абт Л. Теория проективной психологии // Проективная психология / Пер. с англ. — М: ЭКСМО-Пресс, 2000. -С. 30-54.
2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - М.: Знание, 1992. - 349 с.
3. Беллак Л., Оллпорт Г. Проективная психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 528 с.
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
5. Гурджи И.А. Проективные методики в качественных исследованиях // Практический маркетинг. - 2000. -№1. С. 25-30.
6. Психологическая диагностика: учеб. пособие / К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО. - 304 с.
7. Психологический словарь [Электронный ресурс] // Мир психологии. - Режим доступа: http://psychology.net.ru/ dictionaries/psy.html?word=716
8. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики: учеб. пособие. - Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 67 с.
9. Щербина В.В. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. - 520 с.
10. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Академик. Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: https://psychology_pedagogy. academic.ru/13670/Проективная_ме-тодика.
Поступила 21.02.2018
Об авторах:
Солдатова Ирина Анатольевна, доцент кафедры экономики и управления Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск), кандидат социологических наук, Soldatova.ia60@mail.ru
Давыдова Ольга Анатольевна, доцент кафедры экономики и управления Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск), кандидат экономических наук, oa_davydova@mail.ru
Для цитирования: Солдатова И.А., Давыдова О.А. Проективные методики: использование в профессиональном образовании менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 1. С. 79-88. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-1-79-88 g
References: ^
1. Abt L. Theory of projective psychology // Proektivnaia psikhologia. - M.: EKSMO-Press, | 2000. P. 30-54. [in Russian] 1
2. Alekseev A.A., Gromova L.A. Psychogeometry for managers. - M.: Znanie, 1992. - 349 p. S
о
[in Russian]
3. Bellak L., Allport G. Projective psychology. - M.: EKSMO-Press, 2000. - 528 p. [in Russian]
4. Burlachuk L.F. Psychodiagnostics. - SPb.: Piter, 2006. - 351 p. [in Russian]
5. Gurdzhi I.A. Projective methodologies in quality research // Prakticheskii marketing. -2000. - №1. P. 25-30. [in Russian]
6. Gurevich K.M., Borisova E.M. Psychological diagnostics. - M.: URAO. - 304 p. [in Russian] §
7. Dictionary on psychology [Electronic resource] // Mir psikhologii. - Accessible at: http:// psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=716 [in Russian]
8. Shliapnikova I.A. Projective psychodiagnostics methods. - Chelyabinsk, YuRGU, 2005. - 67 p. [in Russian]
9. Shcherbina V.V. Human resources management: management and consulting. - M.: Nezavisimyi institute grazhdanskogo obshchestva, 2004. - 520 p. [in Russian] §
10. Encyclopedic dictionary on psychology and pedagogy [Electronic resource] // Akademik. Slovari i entsiklopedii na Akademike. - Accessible at: https://psychology_pedagogy. academic.ru/13670/Проективная_методика [in Russian]
CP Ю о
s о
X _D
ГО
About the authors:
Soldatova Irina Anatolyevna, Associate Professor, Department of Economics and Management, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sociological Sciences (Sociology), Soldatova.ia60@mail.ru
<u
_D
<U О CP
IZ
Davydova Olga Anatolyevna, Associate Professor, Department of Economics and Management, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Economics), oa_davydova@mail.ru
For citation: Soldatova I.A., Davydova O.A. Projective methodologies: application to professional traing of managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2018. - Vol. 10. - No. 1. P. 79-88. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-1-79-88
ro m
о g
_D
m
го
Ч
<
О
го" m о н го ч с; о О