Научная статья на тему 'Возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дошкольников'

Возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1940
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PRE-SCHOOL CHILDREN PERSONALITY DEVELOPMENT / PERSONALITY / PROJECTIVE DIAGNOSTICS / PROJECTIVE METHODS / PSYCHOLOGICAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрайтене Марина Валерьевна

В статье рассматривается проблема применения проективных методик для диагностики личностного развития дошкольников. Проанализированы теоретические подходы к диагностике личностного развития дошкольников с помощью проективных методик и дана систематизация возможностей применения проективной диагностики. Указывается на актуальность деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению развития личности дошкольников в связи с новыми нормативными документами в сфере дошкольного образования. Раскрываются диагностические возможности применения проективных методик в условиях психологического сопровождения личностного развития дошкольников. Подчеркивается, что проективные методики выступают в качестве эффективного средства объективации особенностей личности дошкольников, позволяют раскрыть те личностные стороны, которые трудно поддаются изучению с помощью других методов. Дана характеристика особенностей личности детей 5-6 лет на основе результатов проективной диагностики. Показана значимость тщательного анализа и детальной интерпретации материалов проективного исследования для получения педагогом-психоло-гом диагностической информации о развитии личности ребенка. Обращается внимание на то, что наличие диагностики личности в структуре психологического сопровождения детского развития позволяет в дальнейшем своевременно оказывать ребенку профессиональную психологическую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective Means of Projective Diagnostics Using as Pre-School Children Personality Psychological Guidance

The article deals with the area of projective methods to diagnose pre-school children’s personality development. It analyzes theoretical approaches to pre-school children personality development diagnostics by means of projective methods and systematizes effective means of projective diagnostics. Activities of the educational psychologist, guiding preschoolers, are considered to be of particular relevance due to new regulations in preschool education field. The author discloses diagnostic possibilities of projective techniques for psychological support of preschoolers. Projective methods can be best and effectively suited for objectifying pre-schoolers’ personality characteristics. The above mentioned methods allow revealing some pre-schoolers’ personal qualities that are difficult to disclosure by means of other methods. The author gives a detailed description of 5-6 year-old children’s personality characteristics using projective diagnostics results. The importance is shown of collecting some diagnostics information about the child’s personality development thorough analysis and a detailed interpretation of projective research data by the educational psychologist. Attention is paid to the fact that personal diagnostics as a component of psychological guidance structure makes it possible to provide a child with a timely psychological aid

Текст научной работы на тему «Возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дошкольников»

УДК 159.922.7

ББК 88.840+88.837+88.4

Возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дошкольников

М.В. Петрайтене

Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (Борисоглебск, Россия)

Effective Means of Projective Diagnostics Using as Pre-School Children Personality Psychological Guidance

M. V. Petraytene

Borisoglebsk branch of Voronezh State University (Borisoglebsk, Russia)

В статье рассматривается проблема применения проективных методик для диагностики личностного развития дошкольников. Проанализированы теоретические подходы к диагностике личностного развития дошкольников с помощью проективных методик и дана систематизация возможностей применения проективной диагностики. Указывается на актуальность деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению развития личности дошкольников в связи с новыми нормативными документами в сфере дошкольного образования. Раскрываются диагностические возможности применения проективных методик в условиях психологического сопровождения личностного развития дошкольников. Подчеркивается, что проективные методики выступают в качестве эффективного средства объективации особенностей личности дошкольников, позволяют раскрыть те личностные стороны, которые трудно поддаются изучению с помощью других методов. Дана характеристика особенностей личности детей 5-6 лет на основе результатов проективной диагностики. Показана значимость тщательного анализа и детальной интерпретации материалов проективного исследования для получения педагогом-психологом диагностической информации о развитии личности ребенка. Обращается внимание на то, что наличие диагностики личности в структуре психологического сопровождения детского развития позволяет в дальнейшем своевременно оказывать ребенку профессиональную психологическую помощь.

Ключевые слова: личностное развитие дошкольников,

личность, проективная диагностика, проективные

методики, психологическое сопровождение.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2014)2.2-08

The article deals with the area of projective methods to diagnose pre-school children's personality development. It analyzes theoretical approaches to pre-school children personality development diagnostics by means of projective methods and systematizes effective means of projective diagnostics. Activities of the educational psychologist, guiding preschoolers, are considered to be of particular relevance due to new regulations in preschool education field. The author discloses diagnostic possibilities of projective techniques for psychological support of preschoolers. Projective methods can be best and effectively suited for objectifying pre-schoolers' personality characteristics. The above — mentioned methods allow revealing some pre-schoolers' personal qualities that are difficult to disclosure by means of other methods. The author gives a detailed description of 5-6 year-old children's personality characteristics using projective diagnostics results. The importance is shown of collecting some diagnostics information about the child's personality development thorough analysis and a detailed interpretation of projective research data by the educational psychologist. Attention is paid to the fact that personal diagnostics as a component of psychological guidance structure makes it possible to provide a child with a timely psychological aid

Key words: pre-school children personality development, personality, projective diagnostics, projective methods, psychological guidance.

Целью психологического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являлось обеспечение нормального психического развития ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования с 2014 г. целевым направлением работы с дошкольниками является психолого-педагогическая поддержка для позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детского развития.

К сожалению, мониторингу и психологическому сопровождению детского развития в дошкольных учреждениях не всегда уделяется достаточно внимания. Диагностика личности в структуре психологического сопровождения детского развития позволяет в дальнейшем своевременно оказывать ребенку профессиональную психологическую помощь.

Рассмотрим возможности применения проективной диагностики в процессе психологического сопровождения развития личности ребенка дошкольного возраста.

Одной из возможностей использования проективных методик является применение их для исследования интеллектуальной деятельности ребенка (F.L. Goodenough) [1].

В других исследованиях с помощью проективных тестов, включающих репродукцию или дополнение образцов, производится дифференциальная диагностика врожденной дебильности и дефицита развития вследствие послеревматических изменений ЦНС (А. Рей, Р. Остеррит, Н. Чистек) [2].

Рекомендуется использование проективных методик («Рисунок человека», «Рисунок школы», «Раскрась картинку», «Дорога в детский сад», «Я иду в школу») для диагностики психологической готовности детей к школе (А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Е.Е. Кравцова и др.) [3, с. 150, 153].

Проективные методики применяются для диагностики межличностных отношений, семейной микросреды ребенка и выявления эмоционального благополучия в семье, его представления о близких людях и своем месте в семье (R. Burns, H. Kaufman, Г. Т. Хоментаускас и др.) [4; 5].

Как отмечают R. Burns и H. Kaufman, кинетический подход при применении проективных методов является информативным для понимания психопатологии в семейном окружении детей, выявления эмоциональных, фрустрированных потребностей в родительском внимании и любви, проблем идентификации у девочек и мальчиков (амбивалентность чувств, синдром света или тепла, Х-синдром и др.) [4, с. 88].

Сходная точка зрения принадлежит Г. Т. Хомен-таускасу. Существует зависимость между характеристиками рисунка семьи и переживаниями ребенка, связанными с семьей, поэтому отношение ребенка к членам семьи отражается в особенностях его графической презентации [5, с. 7].

В некоторых методиках, традиционно применяемых для диагностики структуры детской группы и характера взаимоотношений между сверстниками, также используются возможности проективной диагностики (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, М. Кашляк) [6, с. 381].

Еще одной возможностью применения проективных методов является определение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках детей (В.С. Мухина, А.А. Мелик-Пашаев) [7; 8].

Проективное тестирование применяется и для диагностики эмоциональной сферы дошкольников. На основе комплексной интерпретации символов в рисунке исследователи рекомендуют производить выявление депривации психического развития (Й. Лангмейер, З. Матейчик), наличия тревожности (Е. Длабач), эмоциональной и социальной недостаточности, социальной перцепции (Й. Шванцара, М. Шюрер) [2, с. 55; 9, с. 205].

Для диагностики динамики эмоционального состояния ребенка используются методики, опирающиеся на семантику цвета (Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько) [6, с. 129].

Выделяется еще одно направление применения проективных методов в работе с дошкольниками: диагностика самосознания. В процессе интерпретации результатов диагностики личности, полученных с помощью проективных методик, фигура человека может рассматриваться не только как сама личность, но и как вытесняемый или идеальный образ «я», а рисуночное пространство — как другие люди (K. Маховер) [10, с. 5].

В нашем исследовании, направленном на выявление комплекса особенностей личности дошкольников (тревожность, импульсивность, агрессивность, демонстративность, эмотивность, самооценка, творческие возможности и др.), применялись следующие проективные методики: «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич), «Изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках» (В.С. Мухина), «Предпочитаемое животное» (Е. Рохае, С. Хубер), проективная методика семейных отношений (Д. Антони, Е. Бене). Представим психологическую характеристику особенностей личности дошкольников 5-6 лет по результатам нашего экспериментального исследования на примере одной проективной методики «Несуществующее животное». Диагностическая информация о развитии личности детей анализировалась в динамике

и сопоставлялась с результатами по другим методикам. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений г. Борисоглебска. Выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группы и включала 90 детей.

Семантический анализ рисунков дошкольников показал, что большинство детей (75%) располагают свои рисунки не по средней линии, а ближе к верхнему краю листа или к нижнему. Активные, агрессивные животные чаще имеют значительные размеры, занимают центральное расположение на листе или тяготеют к его верхнему краю. Соответственно чем выше это расположение на листе, тем выше и самооценка личности ребенка. Значительная часть детей имеют завышенную самооценку (57,8%), 28,9% детей — адекватную, 13,3% — заниженную самооценку. Завышенная самооценка у дошкольников соответствует их возрастным особенностям.

Элементы защиты (иглы, рога, шипы) имели место в негативно эмоционально окрашенных рисунках, чаще всего направлялись вверх, что демонстрировало желание ребенка осуществить защиту против людей, выполняющих функцию контроля (воспитатели, родители).

Чаще дети рисовали средние и большие фигуры несуществующих животных. Значительное уменьшение рисунка имело место у детей, обладающих низкой самооценкой. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию выявлялось следующее: предпринимает ли ребенок что-либо для завоевания позитивной оценки окружающих или только продуцирует на реальные оценки окружающих свои эмоциональные реакции, не корректируя своего поведения.

Проективная диагностика позволяет получить информацию о развитии ребенка в социуме. Например, на рисунке Оли Б. фигура животного, которого она назвала «Зайчик Розочка», заслоняется изображенной на рисунке фигурой самой девочки, что явно указывает на идентификацию ребенка с чертами данного образа.

Пол животного на детском рисунке обычно тождествен полу ребенка, что указывает на адекватную социально-психологическую идентификацию. Это четко проявляется в названиях персонажей: «Дракон с крыльями на голове», «Вася — Тузик», «Крокодил Антон» и т. д. В некоторых работах это достигается посредством имени животного или размещением на рисунке человека рядом. Например, работа Аси С. выполнена в очень необычной для ребенка-дошкольника технике. Рисунок выполнен в трех проекциях, отделенных друг от друга рамками: 1) значительного размера лицо мужчины; 2) фигура мужчины (в полный рост); 3) женская фигура (в полный рост).

Создается впечатление, что это эскиз к картине настоящего художника. Такое жесткое разделение

фигур разного пола четко указывает на стремление ребенка произвести социальную и половую идентификацию. Признаки пола у женской фигуры тщательно акцентированы. Своеобразным подтверждением того, что ребенка интересует процесс идентификации себя в социуме, является и название «Тетя Бобик». В реальной действительности девочке свойственны некоторые особенности социального поведения, традиционно приписываемые мальчикам: она отстаивает свое мнение с помощью «энергии кулака», в игровой деятельности предпочитает объединяться с мальчиками.

Некоторая часть детей активно применяла исправления и стирания (13,2%). Такие рисунки отличались неряшливо стью.

Тревога проецировалась в основном посредством следующих наиболее типичных признаков изображения: «тревожные линии», значительное изменение величины объектов, применение защитных деталей, разграничение изображений рамками, преградами, использование исправлений, стираний, резкой штриховки, зачернение глаз, рта, удлинение фигуры по горизонтали, приписывание собственных страхов несуществующему животному.

Наиболее распространенным показателем тревожности являлась «тревожная линия», состоящая из отдельных маленьких штрихов. В других работах использован сильный нажим на карандаш, заметный на обратной стороне листа. 38% рисунков содержали интенсивные линии, указывающие на наличие тревожности.

В некоторых рисунках тревога «привязана» к деталям, которые являются символами агрессии (кулаки, когти, шипы и т. д.). Такая специфичность рисунков подразумевает, что за внешней агрессивностью ребенка стоят его тревожность и страх. Ребенок стремится защитить себя от возможных негативных воздействий со стороны окружающих. Некоторая часть детей (25%) говорила, что врагов у животного совсем нет, что является показателем боязни агрессии. Проиллюстрируем это с помощью рассказа ребенка: «Это птичка Кнесс. Она живет в лесу. Питается ягодами, грибами. Больше всего она любит бегать, прыгать, ходить. Больше всего птичка не любит, когда ее дергают за хвост. Дружит она со всеми. Врагов у нее нет совсем...».

Графические изображения животных детьми шести лет были достаточно разнообразны, значительная их часть вытянута по горизонтали («Крокодил Саша», «Чаркушит» и др.). Достигается это посредством введения большого количества чаще однородных сегментов, которые затем интенсивно (с выходом за контуры) раскрашиваются. Значимыми для определения тревожности выступили также следующие диагностические показатели, которые проявлялись в вербальных сообщениях детей в процессе выполнения рисунка или в пострисуночном опросе, —

длительное развернутое перечисление врагов животного или их полное отрицание, неоднократное обращение к экспериментатору за всевозможными уточнениями по поводу инструкции, «застревание» на описании страхов или описание страхов, которые свойственны не животному миру, а дошкольнику, и др. Низкий уровень тревожности выявлен у 33,3 %, средний — у 62,2%, высокий — у 4,5% детей.

Основным показателем импульсивности у детей являлся высокий темп деятельности, вследствие которого отдельные детали или изображения «наползали» друг на друга. Признаком, указывающим на импульсивность, также являлось полное или частичное отсутствие ног у изображенного животного, например, в рисунке, названном ребенком «Страшилище». Количественные показатели развития импульсивности у детей распределились следующим образом: низкий уровень — у 62,2%, средний — у 26,7%, высокий — у 11,1% детей.

Уровень агрессивности у дошкольников в данной выборке незначительный. При этом большая часть детей (97,8%) имеет низкий уровень агрессивности, только 2,2% — средний уровень, высокий уровень не представлен. В качестве орудия нападения в некоторых рисунках детей 6 лет представлены следу -ющие атрибуты: зубы, рога, когти, щупальца и т. д. Безусловно, для выявления агрессивности у детей наличие данных признаков сопоставлялось с другими показателями.

В процессе анализа обращали внимание на то, как этот признак согласуется с наличием агрессивных тенденций в пострисуночной беседе. Например, на рисунке Владика Л. «Мощный бицепс» изображена явно агрессивная антропоморфная фигура животного, одетого в нарядный сине-красный полосатый свитер, желтые брюки, коричневые ботинки, а на четырех лапах значительных размеров надеты зеленые перчатки. Данные агрессивные тенденции ребенка проецируются и в пострисуночной беседе: «Это собака четырехрукая. Она очень злая. Может убить кулаком кого угодно».

Проекция агрессивного содержания реализуется посредством большого количества острых углов и преобладания вертикальных линий, которые дети применяют для презентации агрессивных атрибутов в рисунках. В работах других детей (3,2%) отражалась боязнь агрессии. Благодаря комплексу применяемых методов в реальном поведении отдельных детей обнаружили, что боязнь агрессии приводит к появлению собственной агрессивности, то есть ребенок начинает применять агрессивные действия заранее, предваряя возможную агрессию со стороны других детей.

Проекция демонстративности проявляется у детей опосредованно, через использование в рисунке очень большого количества необязательных деталей, а также украшательство (множество бантиков,

цветочков). Асоциальная тематика, негативисти-ческие формы демонстративности в данной группе не были представлены. Большая часть детей — 93,3% имеют низкий уровень демонстративности, 6,7% — средний.

В данной группе детей обнаруживается достаточно высокая степень эмотивности, эмоциональной чувствительности: 86,7% данной выборки характеризуются средним и высоким уровнями эмотивности. Посредством анализа рисуночного образа животного и рассказов о его образе жизни выявлялись проекции сферы общения ребенка. 40% детей не удовлетворены своим положение в социуме.

Некоторые дети говорили, что у животного много друзей, но не перечисляли их. В эту группу попадают дети, относящиеся к «изолированным» и «прене-брегаемым» статусным категориям в межличностных отношениях. Это служит дополнительным критерием выявления неудовлетворенной потребности в общении. В данном случае образ животного отражает не реальное положение вещей, а идеальное, к которому ребенок стремится.

Достаточно широко были представлены стереотипные изображения реальных животных или заимствованных из кино, мультфильмов, сказок, графическое изображение которых указывает на недостаточно высокий уровень творчества у детей («Крокодил Саша», «Зайчик Розочка», «Зайчик Чик», «Дракончик добрый», «Страшилище», «Дракон с крыльями на голове»).

Некоторые дошкольники стремились завуалировать с помощью названия внутреннюю сущность рисуночного персонажа, который отражает собственное «я» ребенка. Так появляются работы «Дракончик Вася — Тузик», «Тетя Бобик» и др. Несмотря на названия, эти животные снабжены всеми атрибутами вербальной и физической агрессии, а ряд специфических показателей указывает на желание ребенка защитить свое «я» от окружающих (взрослых, сверстников). В контрольной группе были получены аналогичные показатели развития личностных особенностей у дошкольников.

Для проверки стабильности диагностируемых особенностей личности дошкольников применялось ре-тестирование с помощью данного комплекса методик через две недели. Существенных изменений в графических презентациях и вербальных сообщениях в процессе выполнения проективных методик не наблюдалось. Следовательно, общее эмоциональное состояние ребенка не претерпело значительных изменений (р = 0,05).

В дальнейшем нами была проведена коррекци-онно-развивающая работа с дошкольниками «группы риска» как компонент психологического сопровождения развития. В процессе повторной диагностики выявлены качественные преобразования в развитии

личностных особенностей детей в экспериментальной группе. Значительное общее уменьшение значений по параметрам, характеризующимся негативным воздействием на личность ребенка, в экспериментальной группе демонстрирует эффективность проведенной коррекционной работы с дошкольниками. Имеют место статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами при повторной диагностике, выявленные с помощью критерия ф* — угловое преобразование Фишера: критерий ф* составляет по различным параметрам развития

личности дошкольников от 1,73 до 2,96 (р < 0,05). Статистически значимые различия по показателям развития личностных особенностей детей между результатами констатирующего и контрольного этапов в контрольной группе не обнаружены.

Таким образом, применение проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дает педагогу-психологу объемную информацию и позволяет выстроить дальнейшую стратегию эффективной индивидуальной работы с дошкольниками.

Библиографический список

1. Goodenough F. L. Measurement of Intelligence by Drawings. — New York, 1926.

2. Диагностика психического развития / Й. Шванцара и др. — Прага, 1978.

3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М., 2001.

4. Бернс Р. С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / пер. с англ. — М., 2000.

5. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.

6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. — СПб., 2004.

7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта дошкольником. — М., 1972.

8. Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности : дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1976.

9. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

10. Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. — М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.