Научная статья на тему 'Применение проективных методик в преподавании курса психологии'

Применение проективных методик в преподавании курса психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / проективные методики / проекция / стимул / компетенции / psychology / projective techniques / projection / incentive competence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — К. В. Тахтуева

Рассматривается описание проективных диагностических методик, их особенности и специфика, применение данных методик в изучении курса «Психологии» в рамках практических занятий для формирования нужных навыков у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — К. В. Тахтуева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PROJECTIVE TECHNIQUES IN THE TEACHING OF PSYCHOLOGY COURSE

This article discusses the description of projective diagnostic techniques, their characteristics and specificity, the use of these techniques in the study of the course “Psychology” in the practical training for the formation of the necessary skills in students.

Текст научной работы на тему «Применение проективных методик в преподавании курса психологии»

Проблемы гуманитарной подготовки обучающихся

пиадах, презентациях и т.п. Разницу в учебном процессе и отношении к нему студентов двух указанных вузов выявило исследование «Сравнительная характеристика студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» 2013 г. В результате исследования «Узнаваемость бренда СибГАУ» 2011 г. было обнаружено, что жители г. Красноярска знают о вузе, но не в курсе, какие факультеты в нем есть и каких специалистов они готовят. Поэтому студенты рекомендовали в рекламной кампании СибГАУ продвигать не столько сам вуз, сколько его отдельные факультеты и специальности.

По каждому из проведенных социологических исследований студенты готовят статьи и тезисы, с кото-

рыми выступают на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы связей с общественностью и рекламы» в различных секциях.

Таким образом, по окончании курса «Социология» у студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» формируются общекультурная и профессиональная компетенции, указанные в учебном плане, т. е. они могут подготовить и провести социологическое исследование, а также сформулировать конкретные рекомендации на основе полученных результатов.

© Старовойтова Е. Н., 2014

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ПСИХОЛОГИИ

К. В. Тахтуева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: taxtuewa@mail.ru

Рассматривается описание проективных диагностических методик, их особенности и специфика, применение данных методик в изучении курса «Психологии» в рамках практических занятий для формирования нужных навыков у учащихся.

Ключевые слова: психология, проективные методики, проекция, стимул, компетенции.

THE USE OF PROJECTIVE TECHNIQUES IN THE TEACHING OF PSYCHOLOGY COURSE

K. V. Tahtueva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: taxtuewa@mail.ru

This article discusses the description of projective diagnostic techniques, their characteristics and specificity, the use of these techniques in the study of the course "Psychology" in the practical training for the formation of the necessary skills in students.

Keywords: psychology, projective techniques, projection, incentive competence.

В рамках изучения предмета психологии особую актуальность имеют практические занятие с применением техник и методик, несущих прикладную значимость курса. Данные методики позволяют учащимся глубже погрузится в занятия, изучить различные аспекты личности человека, направить сое развитие на личностный рост и формирование необходимых компетенций. Одними из таких методик являются проективные.

Понятие «проекция» впервые было сформулировано и озвучено З. Фрейдом, как один из защитных механизмов, закрывающем наше «Я» от негативных воздействий. «Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет кон-

фликтов», - пишет З. Фрейд. Главная ее функция - это защита личности человека. Негативные импульсы могут идти как из внешней среды, так из бессознательной части индивида. Проекция - это перенос внутреннего состояния человека на стимульный материал, предлагаемый ему в ходе проведения методики. Интерпретация результатов при этом может быть различной.

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.

Решетневскуе чтения. 2014

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком в 1939 г. Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт,

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему (configuration) внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой» [1].

Проективные методики являются вспомогательными, но при этом позволяют провести наиболее глубокий анализ личности. Интерпретация полученных результатов неоднозначная, так как для каждого испытуемого выстраивается своя схема описания. Так же, важным критерием проективных методик является отсутствие оценки ответов и разделение их на «правильные» и «ошибочные», главное уникальность и значимость ответа для испытуемого.

Можно выделить несколько характеристик, описывающих специфику проективных методик:

Направленность на целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-то отдельную функцию личности, потому их нельзя, подобно тестам, разделить на исследующие мотиваци-онную или, например, интеллектуальную, сферу. Хотя некоторые современные варианты, модификации оригинальных методик претендуют на это в связи с тем, что изучать личность в целом не всегда представляется необходимым.

Неоднозначность предлагаемого стимульного материала или инструкции. Испытуемый наделяет объективно бессмысленный материал тем смыслом, который близок ему. Так, мать, недавно поссорившаяся с дочерью и переживающая это, на размытой картинке вероятней всего увидит близкую к этому ситуацию. При этом очевидно, что стимульный материал не должен быть безразличен испытуемому.

Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствие неопределенности материала, невозможность оценить свои действия как «правильные» или «неправильные». испытуемый оказывается свободным от необходимости соответствовать требова-

ниям социума, экспериментатора, даже своим собственным, что приводит к большей его открытости и создает необходимые условия для возникновения механизма проекции [2].

На практических занятиях по психологии в рамках темы «Методы психологии» учащимся предлагается к изучению и проведению следующие методики: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». «Рисунок человека» дает информацию об индивидуальных особенностях личности, ведущих жизненных сферах, и потенциале личностного роста. Методика «Несуществующее животное» позволяет рассмотреть сферу общения, уровень вербальной агрессии и защиты в процессе коммуникации. «Рисунок семьи» дает схему семейных расстановок в жизни личности, отношения с членами семьи. Стимульным материалом является бумага, на которую и происходит проекция по заданной теме. Работа учащихся может простраиваться как индивидуально, так и в группах. Данный метод предполагает активизацию творческого потенциала учащихся, при этом художественные навыки не имеют значения для конечного результата работы, главным условием является раскрытие личности в ходе работы, умение давать обратную связь и устанавливать коммуникацию. При этом в ходе работы происходит процесс коман-дообразования и роста группы. Формируется доверие и принятие окружающих людей, складывается необходимые коммуникативные навыки, творческий подход и погружение в изучение темы.

Проведении проективных методик на практических занятиях курса «Психология» позволяет стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, активировать творческую сторону процесса обучения, сформировать навыки работы в группе и поисковую активность, развить коммуникативную компетенцию.

Библиографические ссылки

1. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психодиагностику. Киев : Вист-С, 1997. 128 с.

2. Ашимов А. А., Акназаров С. А., Мергенбаева М. Т. Психодиагностика и проективные методы исследования личности как важнейшая форма психологической практики // Вестник КазНМУ. 2013. № 3 (2). С. 157-158.

References

1. Burlachuk L. F. Introduction to projective Psychodiagnostics. Kiev: Vist-C, 1997 128c.

2. Ashimov A. A., Aknazarov S. A., Mergenbaeva M. T. Psychodiagnostics and projective methods of personality study as the major form of psychological practice // Herald KazNMU. 2013. № 3(2). S. 157-158.

© Тахтуева К. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.