ментов речевой цепи, их чередование и контрастирование [4, с. 17; 5, с. 57].
Мы полагаем, что глубокое рассмотрение особенностей масс-медийного дискурса и последующий языковой анализ дискурса СМИ способствуют развитию профессиональных навыков, а именно правильно использовать новые источники информации на иностранном языке и правильно оценивать весь спектр используемых языковых и графических единиц.
Библиографический список
1. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка: для институтов и факультетов иностранных языков : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. : Высш. шк., 1990. 320 с.
2. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиа-текстов. М. : МАКС Пресс, 2000. 288 с.
3. Зильберт Б. А. Тексты массовой информации / Б. А. Зильберт. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1987. 80 с.
4. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1993. - 233 с.
5. Костомаров В. Г. Лингвистический статус массовой коммуникации и проблемы «газетного языка» // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / отв. ред. А. А. Леонтьев. М. : Наука, 1974. С. 53-66.
6. Луканина М. В. Газетный текст через призму теории коммуникации // Вестник Московск. ун-та = Bull. // Moscow State Univ. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация = Linguistic a. international communication. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2003. № 2. С. 123-133.
7. Лукашанец А. А., Михневич А. З., Щербин В. К. Общество - язык - политика. Минск : Вышэйш. шк., 1988. 221 с.
8. Любимова А. А. Интерпретация текста и языковое манипулирование в текстах современных западных средств массовой информации // Вопросы интерпретации текста: Лингвистика и история литературы /
отв. ред. Н. А. Соловьева; сост. С. С. Жуматова. М. : МАКС Пресс, 2004. С. 66-77.
9. Prost W. Manipulieren durch spräche Unterschwellige Beeinflussung erkennen, einsetsen, und abwehren. Munchen, 1987. S. 43-48.
References
1. Brandes M. P. Stilistika nemeckogo jazyka: dlja institutov i fakultetov inostrannyh jazykov : uchebnik. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. M. : Vyssh. Shkola, 1990. 320 s.
2. Dobrosklonskaja T. G. Voprosy izuchenija media-tekstov. M. : MAKS Press, 2000. 288 s.
3. Zilbert B. A. Teksty massovoj informacii. Saratov : Izd-vo Sarat. gos. un-ta, 1987. 80 s.
4. Kozhina M. N. Stilistika russkogo jazyka : uchebnik. 3-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. M. : Prosveshhenie, 1993. 233 s.
5. Kostomarov V. G. Lingvisticheskij status massovoj kommunikacii i problemy «gazetnogo jazyka» // Psiholingvisticheskie problemy massovoj kommunikacii / otv. red. doktor filologicheskih nauk A. A. Leont'ev. M. : Nauka, 1974. S. 53-66.
6. Lukanina M. V. Gazetnyj tekst cherez prizmu teorii kommunikacii // Vestnik Moskovsk. Universiteta = Bull. // Moscow State Univ. Ser. 19, Lingvistika i mezhkulturnaja kommunikacija = Linguistic a. international communication. Ser. 19. Lingvistika i mezhkulturnaja kommunikacija, 2003. № 2. S. 123-133.
7. Lukashanec A. A., Mihnevich A. Z., Shherbin V. K. Obshhestvo - jazyk - politika. Minsk : Vyshjejsh. shk., 1988. 221 s.
8. Ljubimova A. A. Interpretacija teksta i jazykovoe manipulirovanie v tekstah sovremennyh zapadnyh sredstv massovoj informacii // Voprosy interpretacii teksta: Lingvistika i istorija literatury / otv. red. Solov'eva N. A. ; sost. S. S. Zhumatova. M. : MAKS Press, 2004. S. 66-77.
9. Prost W. Manipulieren durch sprache Unterschwellige Beeinflussung erkennen, einsetsen, und abwehren. Munchen, 1987. S. 43-48.
© Сорокина О. Н., 2014
УДК 316.66
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
Е. Н. Старовойтова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Показана необходимость использования практической работы студентов в формировании компетенций в учебной дисциплине «Социология». Описан опыт организации подобной работы в учебном процессе. Приведены примеры конкретных практических заданий студентов в проведении социологического исследования. Указаны примеры социологических исследований и их результаты.
Ключевые слова: социология, компетенции, практическая работа, социологическое исследование.
Решетневскуе чтения. 2014
PRACTICAL EXPERIENCE ORGANIZATION OF WORK OF STUDENTS IN THE PROCESS OF COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE
IN THE DISCIPLINE "SOCIOLOGY"
E. N. Starovoitova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The necessity of the use ofpractical work of students in creating competencies in academic discipline "Sociology". The experience of organizing such work in the educational process. The examples of specific case studies of students in conducting sociological research. Shows examples of case studies and their results.
Keywords: sociology, competence, practical work, case study.
Учебная дисциплина «Социология» относится к числу дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, предусмотренных учебными планами бакалавриата по различным направлениям подготовки, в том числе для «Реклама и связи с общественностью». В учебном плане данного направления подготовки она входит в базовую часть цикла, с итоговой формой контроля в виде экзамена. Это указывает на важность и необходимость преподавания «Социологии» в процессе подготовки будущих бакалавров «Рекламы и связей с общественностью». Полученные в результате изучения «Социологии» знания и сформированные умения и навыки должны способствовать формированию компетенций, необходимых в профессиональной деятельности специалистов рекламы и связей с общественностью. В учебном плане направления указаны две компетенции. Общекультурная: «владение использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы». Профессиональная: «способность организовать и провести социологические исследования с целью составления прогноза общественного мнения и разработки мер по повышению имиджа фирмы, организации». Обе компетенции предполагают, во-первых, умение организовать и провести социологическое исследование, во-вторых, способность проанализировать и применить полученные эмпирическим путем данные. Руководствуясь содержанием компетенций, преподаватель должен таким образом построить лекционные и практические занятия, чтобы они позволили в течение семестра подготовить и провести социологическое исследование. Опыт организации таким образом учебных занятий автором описан далее.
Социологическое исследование - это изучение какой-либо социальной группы с целью выявления особенностей поведения ее членов, их сознания и отношения к каким-либо вопросам. Любое социологическое исследование состоит из трех этапов: подготовительного (разработка программы исследования и выбор инструментария), основного (проведение эмпирического исследования), завершающего (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). В процессе преподавания учебной дисциплины
«Социология» практическая и самостоятельная работа студентов организована в такой же последовательности: после лекции «Методы социологических исследований» студенты получают задание самостоятельно составить программу исследования: они определяют цель и задачи, понятийный аппарат, выдвигают гипотезу, выбирают конкретный метод исследования. Студенты используют письменный опрос в форме анкетирования как наиболее доступный и актуальный для проведения исследования. Поэтому на подготовительном этапе они составляют анкету, формулируя вопросы. На основном этапе студенты, разделившись на малые группы, опрашивают респондентов. В большинстве случаев респондентами выступают студенты СибГАУ. На завершающем этапе студенты заполняют базу данных в документе Excel, который позволит им обнаружить связи и зависимости изучаемых социальных объектов, а также выразить эти связи, зависимости и другие факторы в количественном виде. Наконец, получив инструкции преподавателя, студенты самостоятельно в малых группах анализируют полученные данные и составляют отчет по проведенному социологическому исследованию. В такой форме студентами Гуманитарного факультета в разные годы были проведены исследования: «Образ СибГАУ в печатных изданиях г. Красноярска», «Узнаваемость бренда СибГАУ», «Представления студентов СибГАУ о будущей профессиональной перспективе», «Определение системы ценностей студентов СибГАУ», «Представления студентов СибГАУ о семейных ценностях», «Определение гендерных стереотипов студентов СибГАУ», «Сравнительная характеристика студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Изучение образа повседневной жизни современных студентов». Каждое из проведенных социологических исследований отражает актуальные интересы самих студентов, а также позволяет давать рекомендации по конкретным пунктам исследования. Например, проведенное в 2010 г. исследование «Образ СибГАУ в печатных изданиях г. Красноярска», показало существенную разницу в освещении событий СФУ и СибГАУ. Если в первом случае налицо рекламный характер в новостях о будущих событиях, то в новостях о СибГАУ преобладала информация о уже имевших место быть мероприятиях - конференциях, студенческих олим-
пиадах, презентациях и т.п. Разницу в учебном процессе и отношении к нему студентов двух указанных вузов выявило исследование «Сравнительная характеристика студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» 2013 г. В результате исследования «Узнаваемость бренда СибГАУ» 2011 г. было обнаружено, что жители г. Красноярска знают о вузе, но не в курсе, какие факультеты в нем есть и каких специалистов они готовят. Поэтому студенты рекомендовали в рекламной кампании СибГАУ продвигать не столько сам вуз, сколько его отдельные факультеты и специальности.
По каждому из проведенных социологических исследований студенты готовят статьи и тезисы, с кото-
рыми выступают на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы связей с общественностью и рекламы» в различных секциях.
Таким образом, по окончании курса «Социология» у студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» формируются общекультурная и профессиональная компетенции, указанные в учебном плане, т. е. они могут подготовить и провести социологическое исследование, а также сформулировать конкретные рекомендации на основе полученных результатов.
© Старовойтова Е. Н., 2014
УДК 378
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ПСИХОЛОГИИ
К. В. Тахтуева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается описание проективных диагностических методик, их особенности и специфика, применение данных методик в изучении курса «Психологии» в рамках практических занятий для формирования нужных навыков у учащихся.
Ключевые слова: психология, проективные методики, проекция, стимул, компетенции.
THE USE OF PROJECTIVE TECHNIQUES IN THE TEACHING OF PSYCHOLOGY COURSE
K. V. Tahtueva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article discusses the description of projective diagnostic techniques, their characteristics and specificity, the use of these techniques in the study of the course "Psychology" in the practical training for the formation of the necessary skills in students.
Keywords: psychology, projective techniques, projection, incentive competence.
В рамках изучения предмета психологии особую актуальность имеют практические занятие с применением техник и методик, несущих прикладную значимость курса. Данные методики позволяют учащимся глубже погрузится в занятия, изучить различные аспекты личности человека, направить сое развитие на личностный рост и формирование необходимых компетенций. Одними из таких методик являются проективные.
Понятие «проекция» впервые было сформулировано и озвучено З. Фрейдом, как один из защитных механизмов, закрывающем наше «Я» от негативных воздействий. «Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет кон-
фликтов», - пишет З. Фрейд. Главная ее функция - это защита личности человека. Негативные импульсы могут идти как из внешней среды, так из бессознательной части индивида. Проекция - это перенос внутреннего состояния человека на стимульный материал, предлагаемый ему в ходе проведения методики. Интерпретация результатов при этом может быть различной.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.